Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 21.08.18


О РОЛИ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ В РАЗВИТИИ РУССКОГО МОРЕПЛАВАНИЯ

Дата публикации: 07 февраля 2018
Автор: Д. Н. ЭНДАКОВ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1518003029 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Д. Н. ЭНДАКОВ, (c)

найти другие работы автора

В литературе слабо освещен вопрос о роли Российско-Американской компании в развитии русского мореплавания. Между тем деятельность компании способствовала развитию внешних связей России, ее водного и торгового флота, осуществлению географических исследований на Дальнем Востоке. Ниже приводятся некоторые новые данные по этому вопросу.

21 августа 1732 г. бот "Гавриил" под командованием геодезиста М. Гвоздева, подштурмана И. Федорова и морехода К. Мошкова первым из русских судов подошел к берегам Северной Америки 1 . С этого времени начинается русское мореплавание из Охотска к американскому побережью. Но регулярным оно становится только после основания в Америке русских поселений. В 1783 г. купец Г. Шелихов с компаньонами Иваном и Михаилом Голиковыми снарядили в Охотске три корабля и 16 августа, имея на борту 190 промысловиков-охотников, направились к берегам Северной Америки. Шелихов основал постоянные фактории на трех островах Алеутского архипелага и на побережье американского континента в Кенайском и Чугацком заливах 2 . В связи с этим возникла необходимость организовать регулярные рейсы из Охотска в Русскую Америку. Однако Охотск в то время не мог обеспечить надежную связь даже с Камчаткой. В результате из-за трудностей со снабжением продовольствием и боеприпасами вскоре пришлось расформировать батальон русских войск, размещенный в 1799 г. на Камчатке3 .

С конца XVIII в. началось строительство судов в Русской Америке. В 1794 г. в Чугацком заливе купцом А. Барановым (позднее ставшим первым управляющим Российско-Американской компании) был построен трехмачтовый фрегат "Феникс" водоизмещением в 180 т, вооруженный 22 пушками, а в 1795 г. - еще два корабля, "Дельфин" и "Ольга". Кораблестроение велось в трудных условиях: ощущался недостаток специалистов и материалов (на американском континенте не нашли, например, смолы) 4 . Однако, несмотря на это, оно развивалось, особенно после 1799 г., когда компания Шелихова и ряд других были объединены в Российско-Американскую компанию5 . С 1799 по 1820 г. на о. Ситха, в административном центре компании Ново-Архангельске, было построено 15 кораблей и, кроме того, куплено еще 136 . Эти корабли сыграли значительную роль в развитии русского мореплавания в Тихом океане, особенно в северной его части. Суда, принадлежавшие компании, заходили в Калифорнию, где в 1812 г. было основано селение Росс, жители которого занимались земледелием и скотоводством, и на Гавайские острова, где также было русское поселение 7 .

Возникновение на американском материке русских населенных пунктов способствовало организации кругосветных плаваний русских моряков. Снабжение их через Охотск, куда грузы доставлялись сухопутным путем через всю Россию, было делом чрезвычайно трудным и дорогим (стоимость перевозки из Петербурга в Охотск по суше одного пуда груза равнялась 7 руб., а морем-2 руб. 88 копейкам) 8 . Поэтому встал вопрос о доставке товаров морским путем. По инициативе правления Российско-Аме-


1 ЦГА ВМФ СССР, ф. 172, оп. 1, д. 414, лл. 196-199.

2 "Морской сборник", 1862, N 1, неофиц. отд., л. 20.

3 ЦГА ВМФ СССР, ф. 168, оп. 1, д. 3963, л. 5.

4 Там же, ф. 198, оп. 1, д. 67, л. 251.

5 Она просуществовала до 1868 г. и была ликвидирована на следующий год после продажи Аляски Соединенным Штатам Америки.

6 "Морской сборник", 1864, N 2, неофиц. отд., л. 37.

7 Там же.

8 ЦГА ВМФ СССР, ф. 166, оп. 1, д. 3963, л. 53.

стр. 168


риканской компании в 1803 г. была организована первая русская морская кругосветная экспедиция, возглавленная И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисовским. На средства компании в Англии были куплены два корабля. Русское правительство назначило на них офицеров и матросов военно-морского флота, но платило им лишь половину жалованья. Остальное обеспечение экипажей взяла на себя Российско-Американская компания 9 .

Одной из причин организации кругосветных плаваний военных кораблей была необходимость охранять Русскую Америку. С первых дней возникновения русских селений у американских берегов появляются иностранные корабли нередко с недружественными намерениями. В 1789 г. Г. Шелихов пишет: "Гишпанцев, англичан, французов судов до тридцати около Америки появилось" 10 . В 1794 г. у русских берегов длительное время находились два английских фрегата, командиры которых заявили русским поселенцам, что эти места принадлежат Англии11 . Колонии были под постоянной угрозой нападения со стороны английских корсаров. Суда американских штатов доставляли огнестрельное оружие жившим по соседству индейским племенам, провоцируя их столкновения с русскими поселенцами. При подстрекательстве англичан племена индейцев в 1802 г. разграбили и разрушили главное селение русских - Ново-Архангельск. Командир английского корабля, находившегося поблизости, не только не оказал помощи жителям Ново-Архангельска, но занялся после его разгрома своеобразным "посредничеством": взял у индейцев 32 русских пленника и потребовал за них 10 тыс. рублей 12 .

В 1807 г. в первое кругосветное плавание отправился военный шлюп "Диана" под командованием лейтенанта В. М. Головнина. Наряду с доставкой военных грузов в Охотск, исследованием южных Курильских островов ему была поставлена задача: защищать русские колонии на американском континенте, взять под охрану судно Российско-Американской компании "Неву" и сопровождать его при плавании в Бразилию 13 . С этого времени начинается регулярное плавание русских торговых и военных кораблей из Балтики в Тихий океан. На протяжении 1803-1848 гг. кругосветное плавание совершили 38 русских кораблей, из них 16 были снаряжены Российско- Американской компанией, 21 являлись военными судами, одно принадлежало частному лицу14 .

Таким образом, создание Российско-Американской компании способствовало возникновению русского мореплавания (как торгового, так и военного) из Балтийского моря в Тихий океан. Большое значение для развития русского мореплавания на Тихом океане имело также строительство судов на верфях компании, сначала в Чугацком заливе, затем в Ново-Архангельске, у форта Росс, в устье реки Славянки 15 . На кораблях компании прошли школу многие офицеры и матросы русского флота. С учетом ее опыта было создано в 1857 г. Русское общество пароходства и торговли, а в 1878 г. - Добровольный флот. Военный флот от плавания одиночных кораблей перешел к походам целых отрядов, а затем и эскадр на Тихий океан. Однако у Добровольного флота своих кораблей было мало, между портами Дальнего Востока пассажиров перевозили зафрахтованные старые норвежские пароходы. Что касается военно- морского флота, то он не имел на Тихом океане хороших баз. Царское правительство не заботилось о развитии Дальнего Востока, что было одной из причин поражения царизма в русско-японской войне 1904-1905 годов.


9 Там же, д. 909, л. 53.

10 Там же, ф. 198, оп. 1, д. 79, л. 1.

11 Там же.

12 "Морской сборник", 1891, N 8, неофиц. отд., л. 211.

13 ЦГА ВМФ СССР, ф. 166, оп. 1, д. 909, лл. 62, 110.

14 "Морской сборник", 1904, N 9, неофиц. отд., л. 66.

15 "Морской сборник", 1909, N 10, неофиц. отд., л. 66.

 

Опубликовано 07 февраля 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...