Рейтинг
Порталус

Рецензии. Е. К. ФЕДОРОВ. ПОЛЯРНЫЕ ДНЕВНИКИ

Дата публикации: 18 февраля 2018
Автор(ы): Ю. Л. ПОЛЯКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1518961936


Ю. Л. ПОЛЯКОВ, (c)

Ленинград. Гидрометеоиздат. 1979. 312 с.

Дневники, воспоминания... Этот жанр любим читателями. Мемуары полководцев и дипломатов, ученых и артистов, ветеранов революции и труда ожидаются с нетерпением, раскупаются нарасхват. В мемуарах читатели находят те неповторимые штрихи, черточки, которые порою больше, чем масштабные описания, затрагивают ум и сердце, дают почувствовать аромат эпохи. В то же время мемуары и дневники являются важным источником, содержащим, как правило, немало сведений, фактов, которые нельзя найти в документах.

Дневники и воспоминания Героя Советского Союза акад. Е. К. Федорова, члена легендарной папанинской четверки, выдающегося ученого и крупного общественного деятеля, в полной мере оправдывают ожидания читателя. Книга читается с неослабевающим интересом. "Полярные дневники" будут рассматриваться, оцениваться как важные человеческие документы, повеству-

стр. 120


ющие о жизни, труде, мыслях, переживаниях одного из наших современников. Они будут читаться и рассматриваться как правдивый рассказ об истории освоения Арктики, как поучительное пособие для полярников.

Вместе с тем "Полярные дневники" - волнующий документ эпохи, важный для воссоздания истории нашей Родины в 1920 - 1930-е годы. Нет нужды доказывать, что история освоения Арктики - неотъемлемая часть истории советского общества. Дело не только в том, что освоение Арктики имело серьезное народнохозяйственное и оборонное значение (а это должно найти и находит свое отражение в исторической литературе). И не только в том, что сотни тысяч советских людей, работавших в полярных широтах, показывали примеры самоотверженного труда, и этот труд должен быть показан - и показывается - на страницах исторических работ. Дело еще и в том, что подвиги полярников приобрели всенародную славу, служили образцом для всего советского народа. В делах полярников с особой наглядностью проявлялся дух эпохи, дух героических свершений, исторического оптимизма, дух романтики повседневной будничной работы. В делах полярников в концентрированном виде представали черты, свойственные в целом нашему народу, - отвага, мужество, стойкость, коллективизм. События, связанные с освоением Арктики, вошли в общественно- политическую и духовную жизнь страны. Полярники были в полном смысле слова любимцами всего народа. Перелистывая газеты 30-х годов, каждый легко убедится, как много места в жизни советского общества занимали тогда эти вопросы.

Челюскинская эпопея! На протяжении нескольких недель весны 1934 г. страна с напряженным вниманием следила за тем, как команда погибшего во льдах Чукотского моря парохода создала на льдине "лагерь Шмидта" и продолжала на протяжении двух месяцев научную работу, мужественно преодолевая все невзгоды; как летчики, совершая опаснейшие перелеты и еще более опасные посадки на ледовом аэродроме, день за днем вывозили 104 участников экспедиции на "Большую землю". Именно тогда, в апреле 1934 г., было учреждено звание Героя Советского Союза, а первыми носителями золотых звезд стали летчики, спасавшие экипаж "Челюскина", - А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, М. Т. Слепнев, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин, Н. П. Каманин. Встреча челюскинцев в Москве вылилась в праздничную демонстрацию.

А трансарктические перелеты экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова, дрейф "Седова" под командой К. С. Бадигина и многие другие замечательные свершения! Этим жили, этим гордились и вдохновлялись, на этом учились целые поколения советских людей. Достижения в освоении Арктики, подвиги советских полярников стали национальной гордостью, всенародным достоянием. В известной мере советские победы на Крайнем Севере были символом достижений всей страны, ибо они отражали колоссальный индустриально- технический и нравственный подъем СССР, достигнутый в годы предвоенных пятилеток. Не преувеличивая, можно сказать, что без этих страниц история советского общества будет не просто неполной; нет, она будет обеднена, потеряет нечто принципиальное, качественно важное.

Особое место в освоении Арктики занимает научная станция СП-1, созданная в. 1937 году. Когда 21 мая 1937 г. ярко-оранжевый самолет М. В. Водопьянова, М. С. Бабушкина и И. С. Спирина совершил посадку на неровной, торосистой льдине в районе Северного полюса, это ознаменовало собой начало нового, чрезвычайно важного этапа в освоении Арктики. В радиограмме, подписанной руководителями Коммунистической партии и Советского правительства, говорилось: "Эта победа советской авиации и науки подводит итог блестящему периоду работы по освоению Арктики и северных путей, столь необходимых для Советского Союза. Первый этап пройден, преодолены величайшие трудности. Мы уверены, что героические зимовщики, остающиеся на Северном полюсе, с честью выполнят порученную им задачу по изучению Северного полюса. Большевистский привет отважным завоевателям Северного полюса!" (с. 202).

"Отважные завоеватели Северного полюса" - И. Д. Папанин, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов, Э. Т. Кренкель - стали действительно героическими зимовщиками. 274 дня льдина, на которой обосновалась научная станция, дрейфовала в Северном Ледовитом океане, от полюса до южной оконечности Гренландии. Трещины раскалывали льдину, в долгой полярной ночи пурга заносила палатку, за жесточайшими морозами следовали оттепели, но изо дня в день велись научные наблюдения, не прерывалась связь с

стр. 121


"Большой землей". Тем дням и посвящена значительная - может быть, главная - часть книги.

Но ее содержание гораздо шире и богаче. И структура ее довольно сложна. Автор использует дневниковые записи не только 1937 - 1938 гг., но и дневники более новые, рассказывающие о нынешней Арктике, о посещении дрейфующих станций СП-22 и СП-23 в 1977 г. (с этого начинается книга), о полярных станциях 1954 и 1972 гг., о своих зарубежных поездках в составе делегаций Советского комитета защиты мира. Дневники перемежаются с авторскими рассуждениями, с изложением мемуарного типа. Без малого половина книги отведена воспоминаниям и дневникам, посвященным первым годам работы автора в Арктике. Поход на ледоколе "Малыгин" и зимовка на Земле Франца-Иосифа в 1932 - 1933 гг., поход на "Сибирякове" и зимовка на мысе Челюскин в 1934 - 1935 годы. Перед читателем проходит хоть кратко, отдельными штрихами, но ярко и сильно жизнь Арктики 1950 - 1970-х годов, возникают страницы истории первых северных экспедиций, и снова следует правдивый рассказ об Арктике будничной, о повседневном, тяжелом и романтичном труде полярников.

Любовно и тепло нарисованы портреты друзей по долгим зимовкам, по дрейфу станции СП- 1. Эти живые, полные неповторимых деталей образы десятков простых советских людей, их биографии и характеры, типичные для человека нашей эпохи, по праву должны войти в работы историков, учебники и хрестоматии наряду с биографиями партийных, государственных, военных деятелей, ученых, ударников и стахановцев, передовиков промышленности и сельского хозяйства. Нельзя не сказать также о еще одной примечательной черте, проходящей через всю книгу: читатель как бы видит воочию и чувствует, как зимовщики, отрезанные от городов и сел страны тысячами километров, бескрайними ледяными просторами, жили одной жизнью со всем советским народом. Ощущение неразрывной общности со своей страной не покидало их ни на минуту. Вот дневниковая запись Е. К. Федорова о праздновании очередной. Октябрьской годовщины на дрейфующей станции, среди ледяного безмолвия полярной ночи: "Утром 7-го начали слушать передачу с Красной площади... Прошел военный парад. Микрофон включается то в одном, то в другом пункте страны, показывая великий подъем всего советского народа. Мы здесь, в ледяной пустыне, слышали, как шли колонны демонстрантов, как гремели приветствия правительству и партии. В едином порыве шла, пела, ликовала вся страна. Мы тоже вышли под звездное небо. Накануне стихла пурга, и чуть заметный ветерок шевелил красный шелк флагов. Иван Дмитриевич с тороса сказал краткую речь. Мы стояли заиндевелые. Троекратный винтовочный залп приветствовал великую годовщину. Ослепительно затрещала магниевая ракета. Сверкали белые грани торосов. Сгустившаяся темнота отступила на сотню метров" (с. 235 - 236).

В дни дрейфа проходили первые выборы в Верховный Совет СССР. Члены папанинской четверки стали депутатами высшего органа власти Советского государства. Е. К. Федоров после выборов писал 15 декабря своим избирателям: "Для меня, как и для всякого советского гражданина, нет больше чести, нежели быть избранным нашим советским народом. Ваше доверие есть и будет для меня самым дорогим, самым ценным. Обещаю вам всегда помнить о нем. И, не жалея своей жизни, быть достойным его... Постоянная связь с вами удесятерит мои силы для выполнения любых заданий, которые поручит мне Родинл" (с. 248 - 249). В тот день льдина, на которой находилась станция СП-1, дрейфуя в тысячах километров от Родины, пересекла условную границу Северного Ледовитого и Атлантического океанов и оказалась в Гренландском море.

С искренним волнением читаешь эту хорошую, мужественную, правдивую книгу, в которой освещены события рядовые и уникальные, рассказано о людях, ставших легендарными, и о людях, имена которых остались малоизвестными. Но все они в равной мере являлись и являются носителями лучших качеств советского характера - неиссякаемого оптимизма, самоотверженности, упорства в труде, стойкости и настойчивости в преодолении трудностей, мужества в минуты опасности, коллективизма и товарищества, беззаветной преданности социалистической Родине, советскому народу, Коммунистической партии. "Полярные дневники" - книга полезная и важная для историков и всех тех, кто изучает историю нашей страны; нужная всем, кто работает и будет работать в полярных широтах; ценная для воспитания нашей молодежи.

Член-корреспондент АН СССР Ю. Л. Поляков

 

Опубликовано на Порталусе 18 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама