Рейтинг
Порталус

НАЧАЛО КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

Дата публикации: 14 марта 2018
Автор(ы): Е. В. Дороднов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1521027397


Е. В. Дороднов, (c)

Город моей комсомольской юности, который поднялся в таежном и болотистом крае трудом поколения 30-х годов, в этой пятилетке, как и полвека назад, стал Всесоюзной ударной стройкой. На берега Амура снова прибыли отряды молодежи с путевками Ленинского комсомола на строительство новых промышленных предприятий. А в 30-е годы комсомольские стройки и комсомольские путевки проходили первые испытания. Немало трудностей пришлось преодолеть создателям первенцев индустрии первой пятилетки - Днепрогэса, Магнитки, Кузбасса, Горьковского автозавода, тракторных предприятий в Харькове, Сталинграде, Челябинске, многих других заводов и фабрик. И все же большинство этих новостроек возводилось в обжитых местах, вблизи от путей сообщения. В более сложных условиях пришлось трудиться молодым людям, которые в 1932 г. получали путевки ЦК ВЛКСМ с адресом "На новостройки Дальнего Востока". Им предстояло осваивать таежный край, создавать там тяжелую промышленность.

Председатель Госплана и заместитель председателя СНК и СТО СССР В. В. Куйбышев подчеркивал в 1932 г., что новые гиганты социалистической индустрии будут строиться там, где еще простирались белые пятна на картах геологов 1 . Партия и правительство имели в виду в первую очередь Советский Дальний Восток. Заместитель председателя Госплана СССР В. И. Межлаук обращался к юношам и девушкам страны: "Комсомол должен явиться пионером в развитии края". Эту же мысль высказал вице-президент АИ СССР В. Л. Комаров: "Здесь, в этом диком и заброшенном крае, недра и поверхности которого преисполнены богатств, комсомол должен сыграть одну из решающих ролей", создать "постоянные промышленные кадры на Тихоокеанском побережье" 2 . Несколько позже Генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ А. В. Косарев писал, что на дальневосточный комсомол партией возложены большие задачи: по существу этот отряд комсомола держит экзамен на звание лучших, боевых и квалифицированных помощников партии, и этот экзамен он должен сдать как перед партией, так и перед всем Ленинским комсомолом 3 . И экзамен был с честью выдержан. В Сибири, на Дальнем Востоке Ленинский комсомол не просто участвовал в сооружении первенцев социалистической индустрии, а "был ответственным за все" 4 .

Не скрою, когда мои сверстники отправлялись в дальний путь через всю страну, они полностью не представляли себе размаха планов партии по укреплению экономического, оборонного потенциала Дальнего Востока, перестройки там всего уклада жизни. И это понятно. Первые призывы составляли в основном юноши в возрасте 17 - 20 лет. Многие из них были малограмотными. Не случайно в то время одной из форм политического и общего образования служили громкие читки газет и книг. Скажем, с некоторыми выступлениями партийных и государственных деятелей, о которых говорилось выше, автор этих строк мог познакомиться лишь спустя много лет после их опубликования. Нас, молодых людей 30-х годов, звали в дорогу комсомольский задор, страстное желание служить Родине, превратить ее в передовую индустриальную державу. Одолевая трудности на дальневосточной земле, мы убеждались, что земля эта давно нуждалась в людях, проникались уважением к ней и стремились


1 Куйбышев В. В. Узнаем свою страну. Комсомольская правда, 20.III.1932.

2 Комсомольская правда, 22.IV. 1932.

3 Там же, 5.IV.1932.

4 Дальневосточный Комсомольск, 18.IV.1967; см. также Дороднов Е., Хлебников Г. Подвиг на Амуре. Хабаровск. 1971, с. 269 - 270.

стр. 83


принести ей больше пользы. Мы трудились с убежденностью и верили, как писал поэт- дальневосточник И. Омулевский: "Пройдут года - и ты, страна родная, во всей красе могучей расцветешь!"

Партия сказала: в самые сжатые сроки построить судостроительный и авиационный заводы на Дальнем Востоке. Были определены их места: селение Пермское, нанайские стойбища Пиван и Дземги Нижне-Тамбовского района 5 . От Хабаровска до места строительства - около 400 км, никаких дорог, только таежные тропы. Все грузы можно переправлять лишь в летнее время, по Амуру. Речной флот малочислен. А заводы намечалось построить к 1 января 1933 г. 6 , причем почти год ушел на выбор площадок. В 1932 г. объекты еще не были обеспечены ни строительным материалом, ни рабочей силой. По просьбе Дальневосточного крайкома партии туда прибыла комиссия Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. Она вошла с рядом предложений о помощи Пермским новостройкам (так первоначально назывались стройки судостроительного и авиационного заводов) 7 . ЦК партии, рассмотрев эти предложения, 13 ноября 1932 г. утвердил объем работ для Дальпромстроя (название стройки судостроительного завода) на следующий год, предусмотрев в 1933 г. начало промышленного строительства 8 .

6 мая 1932 г. отплыли от Хабаровска вниз по Амуру два парохода и буксирная баржа - бывший дом отдыха. На них находились первые строители. Первые 900 комсомольцев открывали для себя и для страны малоизвестный уголок нашей необъятной Родины, чтобы заложить там еще один центр социалистической индустрии. Почти 2 / 3 из них имели комсомольский стаж менее 3 лет 9 . На Амуре было еще много льдин, и флотилия медленно продвигалась по реке. К месту назначения она прибыла на пятые сутки. Началась разгрузка.

На берегу Амура стояли полсотни крестьянских изб, один большой дом и несколько нанайских фанз. Этого жилья для 5586 коммунистов и комсомольцев, прибывших на стройки в течение мая и июня 1932 г., было явно недостаточно 10 . В день прибытия начальник строительства издал приказ: "Сегодня из Хабаровска пароходами "Колумб", "Коминтерн", баржей "Клара Цеткин" в с. Пермское на строительную площадку Амурского судостроительного завода прибыл первый эшелон рабочих, инженерно-технических работников и служащих треста "Дальпромстрой" для организации первоочередных работ по освоению строительной площадки для Амурверфи". Первоочередной задачей объявлялось обеспечение прибывших жильем и питанием; предлагалось использовать под жилье "жилые и надворные постройки села ; включая и чердачные помещения, а также соорудить палаточный городок на 2000 мест, организовать двухразовое питание, для чего приспособить 5 армейских походных кухонь" 11 . Жили в амбарах, банях и даже конюшнях. Рядом с Пермским раскинули привезенные с собой палатки. Но на всех их не хватило, и тогда взялись копать землянки. Так возник Копай-город. Расселялись землячествами: москвичи, киевляне, ивановцы. Люди получили над головой крышу и были защищены от ветров, которые на Амуре особенно яростные. Ропота почти не было слышно: все или по крайней мере почти все понимали главную задачу - в сжатые сроки дать стране заводы-гиганты.

Трудовой накал был необычайным с первых дней. Только сошли комсомольцы на берег Амура, как состоялось комсомольское собрание. На повестке дня главный вопрос - "Штурм тайги". "Перед нами тайга. Надо ее раскорчевать и на ее месте построить завод. За этим нас сюда послали. Работать будем по-ударному. Наша бригада вызывает на социалистическое соревнование бригаду Николая Бычкова", - говорил комсомолец Николай Зубков. "Вызов на ударный труд принимаем!" - заявили члены бригад Федора Малышева, Александра Гаврилова, Нвана Смирнова, Анатолия Никитина. На стройки прибывали новые партии рабочих. Расширялся Копай-город. Большое


5 Позывные истории. Ученые записки по истории ВЛКСМ. Вып. 2, М. 1970, с. 326.

6 Партийный архив Хабаровского крайкома КПСС (ПАХК), ф. 2, оп. 1, д. 301, л. 179; Вопросы истории Дальнего Востока. Вып. П. Хабаровск. 1972, с. 192.

7 Вопросы истории Дальнего Востока, с. 193.

8 Там же, с. 197.

9 Позывные истории, с. 322.

10 ПАХК, ф. 2, оп. 1, д. 344, л. 422.

11 Город на заре. М. 1972, с. 26 - 27.

стр. 84


распространение получили шалаши. На берегу Амура было много тонкомерного леса, пригодного для "шалашестроения". Переплетенные ветвями и обмазанные глиной, крыши-стены шалашей защищали от непогоды, и в них было даже теплее и уютнее, чем в палатках, особенно в тех, которые натягивались из обыкновенного полотна, а не специального брезента. До 300 шалашей вписались в пестрый пейзаж будущего города 12 .

На Дальпромстрое застрельщиком социалистического соревнования и ударничества стали бригады Ивана Сидоренко (он прибыл со строительства Харьковского тракторного завода, где установил рекорд по укладке бетона) и Григория Андрианова. Коммунист Г. В. Андрианов всю жизнь посвятил будущему дальневосточному городу. Ему было присвоено звание почетного гражданина Комсомольска-на-Амуре. Уже 4 июля 1932 г. в краевой газете "Тихоокеанский комсомолец" появилась заметка за подписью членов бригады Андрианова "Как мы добились успеха". Вот что писали герои тех дней: "В обеденный перерыв и в дни отдыха в бараке мы часто обсуждали вопросы рационализации производства, и эти небольшие производственные совещания во многом помогли... Например, мы применили для корчевки пней рычаги, то есть вагу с подушкой. Корчевку деревьев средней толщины до 20 - 25 см в диаметре проводили следующим порядком: привязывали к дереву веревку, за нее брались 6 - 7 человек и качали дерево. В это же время два человека подрубали корни... В бригаде твердая комсомольская дисциплина... Наша бригада не имеет ни одного прогула. Все плановые задания в июне выполнены с перевыполнением на 75 процентов".

К социалистической индустриализации страна приступила лишь за несколько лет до описываемых событий. Популярными орудиями труда оставались топор, пила, лопата и кирка. Для подъема груза на второй и третий этажи применялся "кран-укосина", который действовал с помощью человеческих мускулов. О современных башенных кранах даже не мечтали. Для обслуживания одного каменщика имелись специальные бригады подсобников, которые на себе таскали на третий и четвертый этажи кирпич, раствор, пиломатериалы. Вот почему народная сметка рождала новые и новые приемы и усовершенствования, которые выручали в самые сложные моменты. Так на строительстве Комсомольска возник оригинальный способ зимнего сплава леса. В зиму 1933/34 г. делового леса было заготовлено достаточно. Но он лежал на правом берегу Амура. Как его доставить? Автомашин нет, лошадей не сыщешь по всей округе. Пытались создавать "санные обозы": сами впрягались в сани и волокли лиственницу к месту стройки. Но разве много увезет человек? В сани для перевозки одной лиственницы впрягались втроем и вчетвером. Тогда возникла мысль: прорубить канал во льду. С большим упорством вгрызались люди в толщу зимнего панциря Амура. Все шло как нельзя лучше. Но вот налетела пурга. Пришлось вычерпывать снег из канала. Только утихла стихия и начался сплав, как снова пурга. И опять нужно было пробивать трассу. В те дни сведения с ледового канала публиковались как боевые оперативные сводки. 6 апреля 1934 г. был устроен субботник, на который вышли все строители, служащие и их семьи. В тот день по каналу пропустили 2500 бревен 13 .

Большое значение для ускорения строительства имело социалистическое соревнование, движение ударничества. Ряды комсомольцев-ударников Дальпромстроя быстро росли: в июле 1932 г. их было 40% от всех комсомольцев-производственников, в августе - 51, сентябре - 69, октябре - 75, ноябре - 82%. Имелось и несколько хозрасчетных бригад, в числе которых выделялась бригада Петра Кривоносова. Он и поныне живет в Комсомольске-на-Амуре.

1 июня 1932 г. Далькрайком партии, крайком ВЛКСМ направили в ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ докладную записку, в которой, сообщая о приеме и размещении 6 тыс. комсомольцев, отмечали, что в большинстве своем у прибывших настроение хорошее, по существу они являются крепким, здоровым ядром и большой организующей силой для новостроек, а также надежным подспорьем партийной организации в выполнении задач, стоящих перед краем 14 . В 1934 г. на одном из пленумов Далькрайкома партии


12 Комсомолия края моего. Хабаровск. 1968, с. 75 - 76.

13 Амурский ударник, 3, 6.IV.1934.

14 ПАХК, ф. 2, оп. 1, д. 344, л. 427.

стр. 85


начальник строительства судостроительного завода Б. К. Викторов говорил, что "комсомольцы совершенно в убийственных условиях, съедаемые гнусом, в болоте боролись с тайгой и побороли ее. Это крепкий костяк совершенно надежных, крепко привязанных к строительству людей". В другой раз он отмечал: "Самые сложные и самые трудные участки Дальпромстроя всегда занимали комсомольцы. В чрезвычайно тяжелых условиях зимней стужи, в десятках километров от населенных пунктов они рубили, трелевали лес. В сорокаградусные морозы комсомольцы работали по 12 часов на строительстве общежитий" 15 .

Цементирующей силой трудового коллектива являлись коммунисты. На строительство города прибыли посланцы многих союзных республик, краев и областей. ЦК партии дал указание местным партийным организациям при формировании отрядов для новостроек Дальнего Востока обязательно включать в их состав коммунистов. Так, секретариат Северо-Кавказского крайкома партии 11 марта 1932 г. решил направить туда 16 рабочих-коммунистов 16 . Из Ленинграда в числе первых прибыли коммунисты Федор Малышев, Николай Бычков, Иван Смирнов, из Горького - Михаил Шурайц, с Днепрогэса - Иван Игрецов, по направлению ЦК партии - Я. П. Варенцов, Е. Е. Желтоухов, начальник строительства Р. К. Золотарев и др.

Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 г. селение Пермское Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края было преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Автор этих строк прибыл туда по второй мобилизации ЦК ВЛКСМ, в 1934 году. В ясный сентябрьский полдень подплыли мы к городу, о котором думали всю дорогу (а в пути находились более 20 дней). Пассажиры высыпали на палубу, отчего пароход накренился левым бортом. Каждый вглядывался в берег. Но там стояло лишь несколько деревянных домов. Нас привезли в поселок и поселили в только что построенных бараках, пока еще без окон и дверей. Не успели многие найти себе топчаны, как наступили сумерки. Обнаружилось, что в нашем жилье нет и света. Не скрою, сердце екнуло. И вот в эту минуту в бараке появился кудрявый парень, чуть нас постарше, и широко улыбнулся. "Хорошо ли устроились?" - услышали мы его вопрос. "Отлично!" - выкрикнул мой товарищ. "Не барак, а черт-те что..." "Почему нет света? Окна когда застеклят? Где набить матрацы? Где начальство? Поесть где можно?" Парень в дверях слушал гвалт, не изменяя позы. Когда же узнал, что мы голодны, он стал серьезным. "А ну, братва, айда за мной! Да захватите, если у кого есть, ложки. Их у нас тут не хватает". Мы не заставили себя ждать. В бараке осталось только трое дежурных. Столовая помещалась в здании барачного типа. В большом помещении стояли длинные, но узкие столы и скамейки. Нам подали суп с перловкой. Он был налит в миски, сделанные из консервных банок. На второе была отварная рыба. Что за рыба, никто из нас не знал. Заметив смущение, наш вожак сказал: "Кета. Превосходнейшее кушанье".

"Теперь и поговорить можно, - обратился к нам уже знакомый паренек, как только мы вернулись в барак. - Будем знакомы: Иван Сидоренко, секретарь комитета комсомола. - отрекомендовался он. - Я многое уже слышал от вас. Вы недовольны здешнем жизнью. Дворцов, конечно, здесь нет. Скудновато и питание. Два года назад, ступив на эту землю, мы попали в худшие условия. Перед нами стояла сплошная тайга. Мы построили бараки и пустили лесозавод. Есть столовая и клуб. Первые бои с тайгой увенчались успехом. Мы ждали вас как надежное подкрепление, смелых бойцов. Включайтесь в работу, и мы поборем все трудности". Беседа затянулась. Трудно сказать, как прошла бы наша первая ночь,, не приди к нам Сидоренко.

Наутро объявили: идти в баню. У избушки из толстенных бревен выстроилась очередь. За дверью предбанника скрылось два десятка счастливчиков. Не прошло и 20 минут, как все узнали, что это бывшая конюшня. Мыться в ней не представляло удовольствия. Помнится, как зашумели ребята. Быстро образовался круг, в центре которого стоял широкоплечий мужчина с орденом Ленина на гимнастерке. Это был начальник строительства К. Д. Кузнецов. Он утром обошел все бараки и с группой сталинградцев оказался у бани. Стал в очередь. Когда поднялся шум, Кузнецов сказал: "Зря кипятитесь... Другой бани нет. Затем вы и приехали сюда, чтоб строить


15 Комсомолия края моего, с. 80.

16 Вопросы истории Дальнего Востока, с. 188.

стр. 86


заводы, клубы, бани... Я иду мыться последним. Кто желает составить мне компанию?" Наступило молчание. Потом дружный смех и шутки. В центре веселья был сам Кузьма Дмитриевич - мастер быстро разрядить обстановку. Он всегда находился в гуще людей. Не было такого дня, когда бы после работы он не зашел то в одну, то в другую квартиру или не посетил бы молодежного общежития. Он не только знал нужды строителей, но часто давал указания оборудовать квартиру передовика или помочь чем-то иным.

Однажды на совещании комсоргов строительства авиационного завода (его начали сооружать позднее) зашел разговор о трудностях связи с прорабствами и бригадами. Особенно плохой была связь с лесобазами и лесозаводом. Между Дземгами и Старой Площадкой ходил, и то редко, один автобус, переоборудованный из грузовой машины. Телефоны были не на всех участках. "Оперативное руководство и постоянная связь с людьми - великое дело. Правильно поднимаете вопрос", - сказал Кузнецов. "А что если сядете вы на велосипеды?" "А где их взять?" - послышалась реплика из зала. "Это уж моя забота", - ответил Кузьма Дмитриевич. И через несколько дней мы получили веломашины. Двоякую пользу они нам сослужили. Днем по делам, на самые дальние точки могли поехать, а вечерами и особенно по выходным дням проводили соревнования по велоспорту.

Как-то Кузнецов зашел в нашу контору жилучастка и говорит: "Комсорг, как думаешь, если построить комсомольский дом? Всех активистов в него поселить? Дружить будете лучше, да и доброе дело, вдруг придет хорошая мысль, обмозговать можно коллективно, без задержки". Мы горячо поддержали предложение и вскоре справили новоселье. Дом строили сами во внеурочное время, сами его оштукатурили. Самые хорошие, светлые воспоминания оставили у нас годы жизни в "комсомольском доме". Они связаны, в частности, с постоянным общением с Кузнецовым.

Комсомольцы 30-х годов, положившие начало городу на Амуре, сумели преодолеть трудности и выполнить свой долг перед Родиной, воспитать в себе лучшие качества советских патриотов, главным образом потому, что их труд и повседневную жизнь направляли коммунисты. В мае 1932 г. Дальневосточный краевой комитет партии утвердил организационные бюро по созданию партийных, комсомольских и профсоюзных организаций на Пермских новостройках. В июне крайком партии направил туда бригаду печати 17 . Она взяла на учет всех коммунистов, приступила к формированию партийных и комсомольских организаций. В июне на Дальпромстрое было создано 12 партийных ячеек, объединявших 110 членов и 175 кандидатов в члены партии. 8 - 9 июля состоялось первое партийное собрание, которое избрало партком, идейно возглавивший строительство будущего города в Правосилинской части. 24 июня состоялась 1-я партконференция, избравшая партком, который таким же образом возглавил строительство города в Левосилинской части 18 . Город разделен ныне на два района - Ленинский и Центральный. Их границей служит горная речка Силинка.

Много сложных задач предстояло решать партийным организациям. Одна из них - закрепление кадров. Не все выдерживали трудности, встречались и дезертиры. Однажды в комитет ВЛКСМ Дальпромстроя (он был избран 6 июня 1932 г.) принесли письмо. Комсомолец писал матери в Вятку: "Мама, прошу вас, родненькая, как-нибудь позаботьтесь о моем высвобождении" 19 . Вечером комсомольский вожак Сергей Поликарпов сидел в одном из шалашей и с жаром говорил, об этом письме: "Всех нас, комсомольцев, подводит. Что подумают наши отцы и матери, если будут получать такие письма?" "Так и подумают", - зло заметил чумазый паренек. "Знаю, что трудна жизнь, - сказал Поликарпов. - Значит, выход один - бежать?" "Баню бы надо добрую, - сказал кто-то". "Баня будет, но как быть с грязью в шалашах, землянках?" "Покончить надо с грязью. - Это сказал Михаил Шурайц. - Давайте объявим поход за чистоту, против грязи". "Дельное предложение", - согласился Поликарпов.

Бригада печати крайкома партии начала выпускать на Дальпромстрое много-


17 Там же, с. 190.

18 Там же, с. 191.

19 Амурский ударник, 9.VII.1932.

стр. 87


тиражную газету. Первый номер вышел 1 июля 1932 года. Ее назвали "Амурский ударник", но первые номера имели двойное название: "Амурский ударник - Тихоокеанская звезда" (многотиражку издавала выездная редакция краевой газеты "Тихоокеанская звезда"). Вот сюда и пришел со своими мыслями и впечатлениями от разговора Поликарпов. Через несколько дней строители держали в руках номер многотиражки с призывом: "В поход на грязь, клопа и вошь!" 20 . Первыми откликнулись и навели чистоту в своих жилищах трудовые коллективы бригад коммунистов Андрианова и Шурайца. Культпоход охватил всю стройку.

Поликарпову не давала покоя фраза, брошенная парнем, когда в бараке состоялся разговор о письме. Он пошел в партком. Заместитель секретаря парткома А. О. Окулич, выслушав комсомольского вожака, посоветовал: "Поговори с ребятами. Быть может, они подскажут выход... Скажем, провести бы мысль о самозакреплении за стройкой до конца строительства завода". И вот Поликарпов снова у комсомольцев. Неторопливо шла беседа о ходе корчевки тайги, о нехватке инструмента и спецовок, о скудости продовольственного пайка.

"Все это верно, - говорит Поликарпов. - Но пустить завод надо в срок, преодолеть все трудности. А стройку покидает почти по двести человек в месяц. Так и на пуске завода присутствовать некому будет". "А завод святой дух построит", - сострил один из парней. Раздался смех. "Мы с вами и построим. А вот удержать слабых поможете вы", - сказал Поликарпов. "Это каким образом? За штаны, что ли, будем держать каждого?" "Вот ваша бригада приехала построить завод?" "Зачем бы мы в противном случае тащились в такую даль?" "Так вот, давайте и напишем в газету: закрепляемся за стройкой до пуска завода в строй". "А что, дельное предложение". "Так что, договорились?" Поликарпов извлек из кармана ученическую тетрадку и предложил написать заметку в газету. Она получилась короткой: "Учитывая важность построить Амурский судостроительный завод, мы, бригада плотника Игрецова в количестве 18 человек, прибывшие на Дальний Восток с Днепростроя, закрепляемся на стройке до 1 августа 1933 года. Вызываем последовать нашему примеру бригады Бузыкина, Здобнева, Новикова" 21 .

Опубликовав заметку, газета призывала: "Могучей волной самозакрепления поддержим инициативу передовых бригад". Партийный комитет и комитет ВЛКСМ одобрили этот почин. В тот же день коммунисты и комсомольские вожаки провели беседы в бригадах, на участках, среди инженерно-технических работников о важности самозакрепления на стройке. В каждом номере газеты "Амурский ударник" печатались материалы о самозакреплении отдельных лиц и коллективов. С 26 сентября 1932 г. на страницах газеты публиковался "красный список", в который заносились рабочие и специалисты, решившие не покидать свой трудовой пост на Амуре до окончания строительства судостроительного завода. "Стройка мне много дала, - писал бригадир плотников коммунист Алексей Смородов. - Буду честно работать здесь до того дня, когда первые огни индустриализации, зажженные в тайге комсомольцами, станут большим индустриальным пламенем гигантского завода". "Много еще трудностей у нас, - говорилось в письме комсомольца- шофера Михаила Тарлинского, - но останусь здесь до конца стройки. Правда, хочется учиться, но надо построить завод. Наша стройка научила жить и работать в коллективе, болеть за общее дело. Надеюсь увидеть законченные цехи нашего завода на том месте, где мы по пояс в воде прокладывали дороги и расчищали площадку" 22 .

21 ноября 1932 г. бюро партийного комитета Дальпромстроя, обсудив вопрос о самозакреплении кадров, с удовлетворением отметило, что движение, начатое по инициативе комсомольцев, превратилось в общерабочее. На 10 ноября 1932 г. закрепились за стройкой до пуска завода 71% общего числа рабочих и 59% специалистов 23 . Число комсомольцев, давших слово не покидать стройку до первого заводского гудка, составило 92% всей организации Дальпромстроя. Многие первостроители Комсомольска-на-Амуре связали свою жизнь навсегда с судьбой этого города. И по-


20 Там же, 15.VII.1932.

21 Там же, 28.VII.1932.

22 Вопросы истории Дальнего Востока, с. 193 - 194.

23 Там же, с. 194.

стр. 88


ныне живут там свыше 800 ветеранов, первых его строителей. Они еще продолжают трудиться на заводах, стройках и в учреждениях.

Тайга отступала под натиском мужественных и смелых людей. Комсомольцы стали пионерами освоения Советского Дальнего Востока. И город, построенный ими на берегах Амура, получил имя первостроителей. Решение о переименовании Пермского в Комсомольск было принято 1-й комсомольской конференцией Дальпромстроя и поддержано краевыми директивными органами, а Президиум ВЦИК, как отмечалось, законодательно закрепил преобразование селения в город. Он был сразу же выделен в самостоятельную административную единицу с подчинением городского Совета Дальневосточному крайисполкому 24 . Когда пришло сообщение о постановлении ВЦИК, слет комсомольцев-ударников Дальпромстроя направил в ЦК партии и ЦК ВЛКСМ телеграмму. В ней, в частности, говорилось: "Наше желание, проникнутое упорной борьбой с тысячелетними таежными устоями за создание нового индустриального очага Дальневосточного края, воплощается в действительность - занесен на карту СССР новый город Комсомольск". От имени комсомольцев новостроек слет заверил центральные и краевые партийные, советские и комсомольские органы в том, что, преодолевая все трудности, комсомольцы построят в срок индустриальный гигант - Амурский судостроительный завод и образцовый социалистический город Комсомольск-на-Амуре 25 .

Строители понимали, что город пока был в названии, мечтой. Но к декабрю 1932 г. в Правосилинской части стояли дома с. Пермского и было возведено 59 утепленных бараков. Жильем было обеспечено 6 тыс. человек. Работали лесозавод, механический комбинат, склады, овощехранилище, временная электростанция, радиотелефон, больница, поликлиника, кинотеатр, был и вечерний комвуз 26 . В Левосилинской части было сооружено 29 глиняных плетеных бараков летнего типа и 13 бараков утепленных, 6 бараков с комнатной системой для семейных рабочих и ИТР, столовая, хлебопекарня, временная фабрика-кухня, две бани-прачечные, временная лесопилка. Было раскорчевано и расчищено под жилье уже 26 га, под промышленное строительство - 105 гектаров 27 .

Начало сооружения Амурского судостроительного завода в Комсомольске относится к 1933 году. Правительство установило повышенные нормы снабжения продовольствием его строителей (до 1935 г. снабжение осуществлялось по продовольственным и промышленным карточкам). ЦК ВКП(б) подчеркивал особую ответственность партийных организаций и коллектива рабочих и ИТР за выполнение плана 28 . Главным участком, от которого зависел успех подготовки к промышленному строительству, явились лесозаготовки. Ждать весеннего сплава было нельзя, заготовить лес на месте - вот боевая задача. На Пивани имелся лесозаготовительный участок, но он не мог обеспечить возросших потребностей строек, к тому же не выполнял план. Партийные комитеты Дальпромстроя и Авиастроя приняли решение о мобилизации коммунистов и комсомольцев на лесозаготовки 29 . 2-я конференция ВЛКСМ Дальпромстроя в соответствии с решением парткома постановила направить в лес 40% членов организации. В связи с подготовкой к 15-й годовщине РККА был объявлен "поход за бревном обороны" 30 .

Партийный и комсомольский комитеты разработали и вручили каждому коммунисту и комсомольцу, направляемому на Пивань, "Социалистическую путевку". Она призывала: "Коммунисты и комсомольцы правого берега! Вам парткомом и комитетом ВЛКСМ доверена почетная и ответственная задача: дать стройке основной строительный материал - лес, чтобы в день великого праздника трудящихся всего мира Первого мая заложить первые заводские корпуса, развернуть с весны широким фронтом промстроительство. Будьте застрельщиками борьбы за выполнение и перевыполнение плана лесозаготовок! Идите в авангарде колонн, штурмующих тайгу... Ваш путь


24 ЦГАОР СССР, ф. 1235, оп. 45а, д. 37, л. 12.

25 Тихоокеанская звезда, 18.XII.1932.

26 Там же, 24.XII.1932.

27 ПАХК, ф. 2, оп. 1, д. 353, л. 191.

28 Вопросы истории Дальнего Востока, с. 188, 197.

29 ПАХК, ф. 240, оп. 1, д. 27, л. 13.

30 Амурский ударник, 10.11.1933.

стр. 89


должен быть путем без поражений. Впишите в славную историю амурского гиганта поэму об энтузиастах, победивших тайгу, - новые яркие страницы. Смело вперед! Стройка ждет леса. Борьба за него - борьба за завод" 31 .

18 февраля 1933 г. партийно-комсомольское собрание Ливанского лесоучастка заслушало доклад начальника участка Н. Г. Прутовых о плане работ. Единогласно был принят план заготовки 100 тыс. кбм леса. Для его выполнения повышалась выработка на одного человека с 5,6 до 6,6 кбм в день. Начальник участка Никита Прутовых и парторг Иван Утин осматривали делянки, проверяли, все ли в порядке с инструментом, питанием. У парторга еще забота - о громких читках газет, политбеседах, самодеятельности. Ребята хоть и уставали, а почти каждый вечер читали стихи Маяковского, Пушкина, Светлова, пели, шутили. Но были и такие, кто не выдерживал трудностей. "Гнильца появилась, - делился увиденным с парторгом начальник участка Прутовых. - Сегодня Стрельченко не только не вышел на работу, но и уговорил троих лесорубов. Сидят в бараке и играют в карты. Приказал выйти на работу. Трое пошли, а Стрельченко не тронулся с места". Вечером у коммунистов состоялся серьезный разговор. Обсуждали поведение кандидата в члены партии Стрельченко. Он жаловался, что мало хлеба, холодно в бараках, тяжело работать по 10 часов в день. Никакие слова товарищей он не принимал в расчет. Тогда, сказали коммунисты, скатертью дорога из партии и со стройки.

28 февраля комитет ВЛКСМ Дальпромстроя проверил, как выполняется "Социалистическая путевка". 13 комсомольских бригад выполняли повышенные задания на 109 - 186% 32 .

Значительных результатов добились коммунисты и комсомольцы Авиастроя. Они трудились по звеньям на заготовке и трелевке леса. До их прибытия рабочие выполняли на рубке не более 72% нормы, на вывозке лошадьми- 65%. Коммунисты и комсомольцы вели заготовку и вывозку леса от зари до зари, а иногда и при лунном свете. Возглавлял коллектив коммунист А. Печаткин. В среднем выработка этого трудового коллектива поднялась на заготовке до 150%, а на вывозке - до 200% 33 . В феврале-марте 1933 г. из 500 лесорубов, абсолютное большинство которых составляли коммунисты и комсомольцы, только 18 не выполнили повышенных норм, установленных партийно-комсомольским собранием Ливанского лесоучастка 34 .

5 апреля 1933 г. состоялся слет ударников Дальпромстроя. Он принял решение начать промышленную эстафету. Партийный комитет одобрил эту инициативу. Партком и комитет ВЛКСМ утвердили "Социалистическую путевку на право кладки первого камня в фундамент первых промышленных корпусов". 90%. комсомольцев-производственников участвовали в соревновании за получение такой путевки. "Копали котлованы, - вспоминает Алексей Смородов, - киркой, лопатой, разбивали кувалдой, а землю отвозили тачкой. Грунт был твердый. И вот для того чтобы быть в передовых, после окончания работы, когда ребята уходили на отдых, мы с Колей Макаренко, тоже бригадиром, как два "медвежонка", таскали остатки выкорчеванного леса в котлованы и кострами разогревали грунт, чтобы хоть как-нибудь облегчить труд своих членов бригады. В барак приходили в 11 - 12 часов ночи, а рано утром вместе со всеми шли снова на работу. Так продолжалось четыре месяца" 35 . Из 43 комсомольских бригад 38 не только выполнили, но и перевыполнили задания, определенные "Социалистической путевкой". Коллектив Дальпромстроя за 13 месяцев раскорчевал 255 га тайги, осушил 13,5 га болот, проложил 12 км дорог 36 .

Закладка первого промышленного предприятия города - судостроительного завода состоялась 12 июня 1933 года. Право положить камни в его фундамент завоевали бригадиры ударных комсомольских бригад А. Смородов, И. Клеянкин и М. Дурнев. Они от имени рабочих подписали и акт закладки. Дни были ясные и солнечные. На площадке собрались строители и гости. Приехали секретарь крайкома партии Лаврентьев, председатель крайисполкома Крутов, представители воинских частей во


31 Там же, 24.11.1933.

32 Там же, 27.111.1933.

33 ПАХК, ф. 240, оп. 1, д. 20, л. 33.

34 Тихоокеанский комсомолец, 28.VII.1933.

35 Вопросы истории Дальнего Востока, с. 198.

36 Тихоокеанский комсомолец, 28.VII.1933.

стр. 90


главе с командующим Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии В. К. Блюхером. В торжественной обстановке открывается митинг. Молодые строители дают клятву, что гигант индустрии Дальнего Востока и социалистический город будут построены. Затем Блюхер, секретарь крайкома ВКП(б), руководители крайисполкома и стройки под бурные возгласы "Ура!" кладут первые камни в фундамент Амурского судостроительного завода 37 .

Постепенно мы взрослели, набирались знаний и опыта, приходило понимание большой важности политической и культурно-воспитательной работы, которую вели партийные и комсомольские организации. На Дальпромстрое имелось немало неграмотных и малограмотных. Были организованы пункты по ликвидации неграмотности и малограмотности, работали 30 комсомольцев-культармейцев. Затем в связи с прибытием рабочих по оргнабору число малограмотных и неграмотных возросло. Значительная часть этих людей представляла нерусские национальности. Было создано 10 ликбез-пунктов, действовавших на их родных языках. Между прочим, на стройке выпускалась даже стенная газета на татарском языке 38 .

В ноябре 1932 г. с опозданием на два месяца начался учебный год в трех начальных школах. Обучалось 348 детей. Тогда и сформировался первый пионерский отряд, насчитывавший 65 человек. Школьники младших классов составили первые 6 отрядов октябрят. За год состоялись пионерский сбор, два заседания совета отряда и был налажен выпуск стенгазеты 39 . В числе 15 учителей, которые вели обучение и воспитание школьников, только один имел высшее образование, пятеро - среднее педагогическое, остальные - комсомольцы с семилетним образованием. В числе их был и будущий писатель А. М. Грачев 40 . В 1935 г. в Комсомольске были построены два кирпичных школьных здания. В то время автор этих строк являлся комсоргом жилищно-строительного участка Авиастроя. Мы взяли стройку школы под контроль. Все лето плотники, каменщики, штукатуры, занятые на этом объекте, и те, которые приходили вечерами с других объектов, на совесть трудились и к началу учебного года на "отлично" справились со своей задачей. В том же году открылись первые школы рабочей молодежи (тогда они назывались рабфаками). Мы с большой охотой и подъемом сели за парты. Через три года начали работу два вечерних техникума. Их слушателями тоже стали юноши и девушки, штурмовавшие тайгу.

В' первом же учебном году была создана сеть партийного и комсомольского просвещения. Здесь пришлось преодолеть немало трудностей. Ведь молодежь трудилась на стройке не менее 10 часов в сутки. Часто и этого времени было мало. Рабочие то и дело переводились с участка на участок. Не хватало бумаги, карандашей, не было помещений. Практически несколько лет подряд занятия политкружков проходили в бытовках или вновь строящихся домах вокруг печек-"буржуек". Помню, в 1936 г. мы поинтересовались качеством занятий около этих "буржуек". Обсудили вопрос на заседании бюро комсомольской организации и вошли с ходатайством в парторганизацию жилучастка, чтобы нам предоставили контору участка для политзанятий комсомольцев.

Многое в быту мешало нормальной работе по повышению политических знаний строителей. И все- таки политучеба велась. Огромную теоретическую и практическую помощь в этом оказали пропагандистские группы ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ, прибывшие на стройку 41 . У нас до сих пор сохранилась память об этих людях - П. М. Другисе, И. Ф. Гуляеве, И. С. Шарикове, А. В. Кипаренко. Это они и их товарищи уже в течение первой зимы провели большую работу по подготовке кадров пропагандистов, партийных и комсомольских вожаков. На краткосрочных курсах партийных и комсомольских групоргов, секретарей ячеек, пионервожатых обучалось 230 человек. Пропгруппы принимали живое участие в подготовке и проведении союзных дней, вечеров партийно-комсомольского


37 Строители трех городов. Документы, очерки, статьи, воспоминания первостроителей. Хабаровск. 1967, с. 55.

38 Амурский ударник, 12.VI. 1933.

39 ПАХК, ф. 240, оп. 1, д. 22, л. 97.

40 Амурский ударник, 17.V.1933.

41 ПАХК, ф. 240, оп. 1, д. 24, л. 73.

стр. 91


актива, рабочих по специальности, вечеров вопросов и ответов 42 . Эта конкретная помощь ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ дала возможность создать достаточно продуманную сеть партийно- комсомольского политического просвещения. Действовали 24 школы новичков, 18 начальных политшкол, 4 кружка текущей политики и 4 кружка по изучению истории партии, один кружок ленинизма 43 . Успеваемость в сети партийного и особенно комсомольского просвещения была сначала невысока. Как отмечал в своем решении партком Авиастроя в мае 1934 г., такие показатели объяснялись низким общеобразовательным уровнем слушателей, большой текучестью кадров пропагандистов, недостаточной обеспеченностью учебными пособиями 44 . Затем дело улучшилось.

"Поход на грязь", начатый первостроителями Комсомольска, вскоре перерос в краевой культпоход. Проводились месячники санитарной чистоты, рейды по улучшению бытовых условий и санитарному состоянию строительных площадок, походы за образцовое общежитие, клуб, кинотеатр, баню, парикмахерскую и столовую. Летом 1935 г. комсомольцы Дальпромстроя во внерабочее время посадили сад "Ударник", впоследствии ставший городским парком культуры и отдыха. Комсомольчане стали проводить читательские конференции по произведениям русских и советских писателей. Вести культурно-массовую работу было трудно, не хватало культинвентаря и спортивных принадлежностей, не было даже шашек и шахмат, музыкальных инструментов. Комсомольцы, прибывшие из Ленинграда и Ленинградской области, обратились в марте 1934 г. в Ленинградский горком и обком ВЛКСМ с письмом, просили помочь им книгами, музыкальными инструментами, всем, что необходимо для организации культурно-массовой работы 45 . Почти одновременно в ЦК ВЛКСМ поступило письмо писателя А. А. Фадеева. После поездки в Комсомольск-на-Амуре он с горечью отмечал, что люди, являющиеся "подлинными руководителями гигантского индустриального строительства всесоюзного значения", "лишены почти всех элементарных культурных условий жизни, которыми располагает... любой комсомолец Союза" 46 . В апреле ленинградские обком и горком ВЛКСМ взяли шефство над Комсомольском-на-Амуре и направили туда два вагона культ- и спортинвентаря 47 .

Значительную работу партийная и комсомольская организации проводили по военно- патриотическому воспитанию. Крупным событием стало открытие в 1933 г. в городе аэроклуба, который подготовил в предвоенные годы сотни летчиков, тысячи парашютистов, планеристов. Воспитанники аэроклуба А. П. Маресьев и П. С. Шемендюк в годы Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза. В 1937 г. спортсмены города юности совершили велопробег Комсомольск-на-Амуре - Москва. Расстояние в 9500 км они преодолели за 85 дней. Это были инженер авиационного завода А. Тимохов (командир), токарь того же завода Н. Бычков (политрук), мастер того же завода А. Гаврилов, модельщик судостроительного завода С. Сырнев и их тренер А. Княжевский 48 .

Масштабы экономического и социального развития города росли с каждым днем. В 1935 г. вступил в строй авиационный завод, завершалось сооружение первой очереди судостроительного завода. Совнарком СССР в мае 1935 г. принял постановление о сооружении в Комсомольске первенца дальневосточной металлургии - завода "Амурсталь". Важных решений требовала проблема капитального жилищного строительства. В 1934 г. население города составляло уже 24 тыс. человек. В то же время город жил разрозненно: между Право- и Левосилинской частями не было даже автомобильной дороги. Учитывая перспективы развития Комсомольска, ЦК партии весной 1935 г. принял постановление о создании горкома партии 49 .

Прав был один из начальников строительства: в дьявольски трудных условиях рождался Комсомольск-на-Амуре. Мы жили в шалашах и землянках, в палатках и


42 Там же, д. 27, лл 66 - 68, 71.

43 Там же, д. 22, л. 90.

44 Там же, д. 33, л. 61.

45 Тихоокеанский комсомолец, 4.VI.1934.

46 Фадеев А Повесть нашей юности. Хабаровск. 1971, с. 98 - 99.

47 Тихоокеанский комсомолец, 4.VI.1934.

48 Правда, 7.IX.1937.

49 Вопросы истории Дальнего Востока, с. 200.

стр. 92


бараках, недоедали и довольствовались весьма скромной обувью и одеждой. Когда не хватало той, которую выдавали по промкарточкам, шили самодельные башмаки с деревянной подошвой и не сетовали на судьбу. Мы болели цингой, простывали на амурском ветру во время работы на ледовом канале, и нас не могли обогреть печки-"буржуйки". Мы испытывали буквально голод в культуре. Центральные газеты и письма от родных приходили к нам на 20-е сутки, а зимой и того позднее. Почти 5 лет, до открытия железнодорожной ветки Волочаевка - Комсомольск, материалы, продукты и прочее завозились осенью по Амуру, а зимой дороги не было. "Как бы на память потомству, в отдаленной глуши, среди непроходимых лесов, на величественной реке Амур комсомольцы построили город своего имени - Комсомольск" 50 , - писал М. И. Калинин.

По прошествии полувека можно с гордостью сказать, что решение Коммунистической партии и Советского правительства об ускоренном развитии производительных сил Дальнего Востока было правильным и своевременным. Создание в 30-е годы в тайге тяжелой промышленности стало основой развития края и укрепления обороноспособности дальневосточных границ страны. Коллектив авиационного завода в 1942 г. был отмечен высшей правительственной наградой - орденом Ленина 51 . Амурские судостроители создавали первоклассные корабли. А когда потребовалось перед войной с империалистической Японией построить дизель-паромы, чтобы обеспечить сквозное движение по стальной магистрали Хабаровск - Советская Гавань, то наши корабелы в рекордно короткие сроки их соорудили. За этот трудовой подвиг они были награждены в 1945 г. орденом Трудового Красного Знамени 52 .

К знамени нашего города прикреплен орден Ленина. Этой награды Комсомольск удостоен в 1967 г. за "мужество и трудовой героизм, проявленные первостроителями Комсомольска-на-Амуре, и за успехи, достигнутые трудящимися города в развитии хозяйства и культуры" 53 . Такой же наградой отмечен строительный трест N 6. Первенцы города - завод им. Ленинского комсомола (быв. судостроительный) и авиационный завод им. Гагарина стали трижды и дважды орденоносными предприятиями. Трудовой энтузиазм 30-х годов переняло нынешнее поколение. Комсомольск в девятой и десятой пятилетках удерживал переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Посетив наш город, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев сказал: "Для каждого советского человека Комсомольск-на-Амуре не просто крупный промышленный, научный и культурный центр на востоке страны. Это город необычайной биографии. Многие из нас помнят поистине незабываемое время 30-х годов, когда промышленное освоение Дальнего Востока стало всенародным делом, одной из важнейших задач строительства социализма" 54 .

В одиннадцатой пятилетке и в период до 1990 г. в Комсомольске предстоит осуществить такие планы экономического и социального развития, которые практически означают второе рождение города, удвоение его промышленного потенциала и населения. Его новостройки объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Комсомольск-на-Амуре в июне 1982 г. "за большие заслуги трудящихся города в социалистическом строительстве, отмечая их важную роль в развитии производительных сил Дальнего Востока, вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне", награжден орденом Октябрьской Революции" 55 .

50 Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М. 1956, с. 296 - 297.

51 Дороднов Е. В. Знакомьтесь: Комсомольск-на-Амуре. Хабаровск. 1980, с. 59.

52 Амурские корабелы. Хабаровск. 1970, с. 5.

53 Правда, 12.VI.1967.

54 Поездка Леонида Ильича Брежнева по Сибири и Дальнему Востоку. Март - апрель 1978 года. М. 1978, с. 45.

55 Правда, 10.VI.1982.

Опубликовано на Порталусе 14 марта 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама