Рейтинг
Порталус

ЗАПАДНАЯ САХАРА

Дата публикации: 01 июня 2018
Автор(ы): Д. Б. Малышева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1527866299


Д. Б. Малышева, (c)

Самобытная история бывшей испанской колонии Западной Сахары, лежащей на берегу Атлантики между Марокко и Мавританией, представляет собой сравнительно малоисследованную страницу африканистики. Путешественников и этнографов обычно привлекал экзотический аспект полной приключений жизни караванных троп, пересекавших пустыню, а историки посвящали ей немного работ. В международных справочниках Западная Сахара чаще фигурировала как регион, наименее известный и наименее посещаемый, а также как территория, не представляющая особого экономического интереса. Ситуация резко изменилась с середины XX в., когда здесь были найдены богатейшие залежи полезных ископаемых. Сегодняшняя Сахара - это не только фосфаты Бу-Ераа и, железная руда, но и напряженная борьба сахарцев за подлинную независимость.

Всякий, попавший в Западную Сахару, сразу ощутит дыхание далеких эпох. Австрийский путешественник К. Крюгер писал: "Слово "Сахара" всегда связано с представлением о необитаемой пустыне, полной уединения, с жарой, пылью и жаждой. Конечно, все это так... И все же Сахара - это не только пустыня. Это еще и скалистые ландшафты с причудливыми башнями и местами, которые выглядят словно сказочные города, это - долины с зеленеющими тысячелетними деревьями, это - глубокие озера, в спокойной глади которых отражаются вершины пальм, это - золотые песчаные дюны, где копошатся жуки и шныряют юркие ящерицы. Газели на далеких барханах, верблюды, стоянки кочевников, где из палаток высыпают темноглазые ребятишки, в песке пекутся лепешки, а по вечерам у костра поют уставшие за день люди; оазисы, где женщины достают воду из источника, а из тесно прижавшихся друг к другу глиняных хижин слышен звук вращаемых жерновов; наконец, миражи в утренние часы и одинокие скалы, хранящие память тысячелетий, - вот что такое Сахара" 1 . В Западной Сахаре сохранилось немало свидетельств ее ранней истории. Но изучены они пока слабо. Принято считать, что самым древним ее населением были негроидные племена бафотов, ведших оседлый образ жизни 2 . В I тыс. н. э. туда вторглись берберы, вытесняемые из Магриба римлянами. Они покорили и частично сдвинули далее на юг аборигенов. Берберы, объединявшиеся в племенные союзы санхаджа, зенага, масмуда и др., были воинственными кочевниками и земледельцами. Они рыли колодцы, сажали финиковые пальмы и создавали оазисы, прокладывали караванные пути, по которым из глубин континента в Магриб доставлялись золото, слоновая кость, соль, орехи, которые употреблялись как тонизирующее средство, а из Магриба на юг - рогатый скот, лошади, изделия из металлов, медь. С III в. берберы ввели в обиход верблюдов, завезенных из Месопотамии или Ирана, что послужило расцвету караванной торговли. Широкое использование верблюдов способствовало освоению пустыни и развитию кочевого образа жизни у населения всей Северо-Западной Африки 3 .

Одно из берберских племен - лемтуна - с конца I тыс. находилось в зависимости от Ганы (крупнейшего государства средневековья, существовавшего на территории Западного Судана, в верховьях рек Нигер и Сенегал). До XII в. основным предметом экспорта в транссахарской торговле была соль. В Гане она обменивалась на золото. Позднее первое место заняли финики, которые обменивались в Судане на рабов, золотой песок и слоновую кость. С VII в. у берберов Западной Сахары появились серьезные соперники - арабы. Транссахарские связи между Северной и Тропической


1 Сахара. М. 1975, с. 71.

2 Mercer J. Spanish Sahara. Lnd. 1976, p. 71.

3 Полькен К. В плену Сахары. М. 1973.

стр. 88


Африкой существовали тысячелетиями, однако только с приходом арабов эта торговля достигла международного размаха. Караваны состояли теперь из сотен и тысяч верблюдов и успешно противостояли нападениям кочевников. Вместе с арабами пришли новые обычаи, язык, письменность и религия - ислам. Задолго до того, как последний стал насаждаться арабами "огнем и мечом", сахарские кочевники знали о нем, а часть из них даже восприняла его взамен традиционных верований от купцов, совершавших рейды от берегов Средиземноморья в глубь континента по караванным путям 4 .

Исламизация и арабизация Западной Сахары получили новый толчок с XI в., при альморавидах. Хроники повествуют, как в 1030 г. вождь санхаджийских племен Яхья ибн Ибрагим, совершив паломничество в Мекку, пригласил в пустыню проповедника маликизма 5 Абдаллаха ибн Ясина, чтобы тот помог ему обратить в "истинную веру" его соплеменников. Последователи ибн Ясина, которых стали называть "люди рибата" ("из монастыря", аль-мураб-итун, т. е. альморавиды по-испански), должны были вести подвижнический образ жизни и обучаться военному искусству для борьбы с "врагами веры".

Вскоре новая доктрина была принята всеми санхаджа. Затем альморавиды развернули завоевания на севере и на юге. Они сопровождались уничтожением "неверных", борьбой с "неправедными правителями" и "незаконными налогами". Последнее обеспечивало альморавидам поддержку народных масс и в сочетании с религиозным фанатизмом способствовало успеху движения. В 1085 г. по просьбе арабских эмиров Пиренейского п-ва, которым угрожала реконкиста, альморавиды высадились в Испании. Отразив натиск рыцарей короля Альфонса VI, "люди рибата" после победы при Салаке в 1086 г. подчинили большую часть Испании. Владения альморавидов простирались теперь от Сенегала до Толедо и Сарагосы 6 .

Власть альморавидов оказалась, однако, недостаточно прочной. Не прекращались волнения среди племен Сахары, начались междоусобицы среди санхаджа. "Люди рибата" постепенно утрачивали проповеднический дух и начали действовать на покоренных территориях как грабители и захватчики. Поборы и бесчинства их войск и правителей вызвали широкое недовольство населения. Оно усиливалось религиозной нетерпимостью альморавидов. Этим воспользовались враги санхаджа - берберы масмуда, которые под руководством ибн Тумарта перешли к открытой борьбе с альморавидами под знаменем "единого бога" (отсюда произошло название нового движения - альмохады, т. е. "единобожники") 7 . И в 1147 г. господству альморавидов пришел конец.

Кочевники Сахары тоже были втянуты в политические и религиозные распри, раздиравшие мусульманский мир. Их привлекали, в частности, на свою сторону различные кланы, оспаривавшие власть в Марокко и претендовавшие на королевский престол. Социальная и политическая нестабильность препятствовала восстановлению пошатнувшейся караванной торговли. Мешали и непрекращавшиеся набеги арабов с востока. Наибольшие последствия для судеб Западной Сахары имели вторжения отрядов в поддержку берберов-зенага, восставших против альмохадов. Новые завоеватели основали династию Маринидов (ХIII - XV вв.). Эти арабские эмигранты включали в себя роды макил (по преданию, их предком был некий бен Маакил). Пришельцы были бедны, но очень мобильны, война и грабеж являлись тогда их основным занятием. Приобретя боевой опыт в Марокко, они вскоре одержали ряд побед над санхаджа и прочими племенами Западной Сахары.

В начале XV в. арабские племена делим и удейя, подчинив себе местное население пустыни, создали там свои эмираты. Первые оккупировали южную часть Западной Сахары, вторые обосновались в Северной Мавритании. Произошло смешение арабов с берберским населением, окончательно воспринявшим теперь религию и язык завоевателей, хотя и сохранившим от своего прошлого социальную структуру


4 Trimingham S. I. Islam in Africa. Lnd. 1978.

5 Маликизм - одна из четырех религиозно-правовых школ в суннитском исламе, названная по имени ее основателя Малика ибн Анаса (VIII в.). Приверженцами маликизма являлись главным образом мусульмане Испании, Марокко и Западной Африки.

6 Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу. М. 1976, с. 21.

7 Millet R. Les Almohads. P. 1923.

стр. 89


и обычаи 8 . Ко времени появления первых европейцев на территории Западной Сахары ее население ассимилировалось с арабами. Берберский язык сохранился только в некоторых районах Юга. Разговорным языком западносахарских племен стал привнесенный макилами диалект арабского - хаесания. В нем у племен текна наличие берберских слов (35%) выше, чем у мавров и регибат (17%). Когда европейцы, знавшие арабский, впервые столкнулись с кочевниками Западной Сахары, они не понимали их.

Арабская ассимиляция проходила немирно, были случая берберских восстаний. В 1644 г. санхаджа, возглавляемые эмиром ибн Омаром, развернули войну против макилов, но не сумели добиться независимости. Именно после этого постепенно сформировались три крупных этнических объединения сахарских кочевников, существующие поныне: мавры, текна и регибат. Доколониальное сахарское общество, разделенное на касты, было подчинено строгой иерархии. Между кочевыми и оседлыми племенами существовало четкое разделение труда, причем арабское происхождение определяло более высокий социальный статус, так что берберы начали все более охотно заявлять о своем "арабском" происхождении. На высшей ступени социальной лестницы у регибат и делим находились касты воинов, которые видели свою миссию исключительно в защите соплеменников от врагов, считая скотоводство и земледелие ниже своего достоинства. Затем шла каста шерифов (в Мавритании их называли марабутами), т. е. духовенство. Там право на такой титул имели только потомки Хасана, внука пророка Мухаммеда. Следовательно, шерифами могли являться только арабы. Регибат, тоже именовавшие себя шерифами, были на деле смешанного, арабо-берберского происхождения. Считалось, что только им принадлежит право толковать Коран, читать проповеди, отправлять религиозные обряды и обучать детей грамоте. К низшим кастам относились "платящие подати", обычно берберы-зенага, занимавшиеся скотоводством и платившие дань воинам и шерифам. Презираемым занятием данников являлось рыболовство.

Зимой бедуины чаще всего оставались со стадами верблюдов и овец близ водных источников и пальмовых рощ, весной отправлялись на поиски пастбищ, осенью возвращались на зимние стоянки. Верблюдоводы не занимались земледелием. Выращивание фиников, обработка земли под пшеницу и ячмень были уделом зависимых людей - харатинов. Рабы, потомки аборигенного негроидного населения или чернокожие пленные, захваченные во время междоусобиц, а также ремесленники (маалемин), музыканты и поэты (гриоты) занимали в обществе низшую ступень. Считалось, что последние находятся в контакте с нечистой силой и могут принести несчастье. Бытовала поговорка: "Лучше быть негром, чем ремесленником; лучше быть ремесленником, чем гриотом".

Но между кастами не существовало жестких перегородок: марабут, например, мог стать воином. Условия жизни в пустыне были таковы, что полумарабут и полувоин были обычным явлением. Основной ячейкой сахарского общества оставалась семья, живущая в маленьком палаточном лагере - фрик. Объединение нескольких семей, которые сообща передвигались, разбивали палатки и владели стадами верблюдов, европейцы именуют фракцией 9 . Верховная власть принадлежала вождю, который вершил дела с помощью совета знати - джемаа 10 . Главный вождь обязан был в совершенстве знать урф - кодекс Сахары по моральным и общественным вопросам 11 , неписаное законодательство, т. е. обычное право, изустно передававшееся из поколения в поколение. Ранее в основе наказания за любое преступление лежал принцип "око за око". В дальнейшем была разработана шкала компенсаций за преступления. За убийство полагался штраф размером от 50 до 150 верблюдов. Поскольку убийца убегал, его семья для начала отдавала верблюда семье погибшего, джемаа решала вопрос о наказании, а иск должны были поддержать сто свидетелей. Штраф платил весь род. Налицо - коллективная ответственность клана за действия сородича.

Жизнь кочевника проходила в непрестанном движении. Жилищем служил шатер, верблюды же выполняли роль передвигающихся домов. На их спинах размеща-


8 Гаудио А. Цивилизация Сахары. М. 1977, с. 168.

9 Revue francaise d'etudes politiques africaines, P., 1975, N 119, p. 91.

10 Briggs L. C. Tribes of the Sahara. Cambridge. 1960.

11 Гаудио А. Ук. соч., с. 178.

стр. 90


лись члены семьи, домашний скарб и утварь. Ученый и путешественник Лев Африканский, проделавший в 1512 г. с караваном кочевников весь путь по пустыне, оставил описание их образа жизни: "Утром большое количество свежего верблюжьего молока... вечером немного сухого мяса, вскипяченного в молоке и масле, ... затем чашка молока. Они предпочитали молоко воде и редко мылись. Вся их жизнь до самой смерти была занята охотой и кражей верблюдов их врагов" 12 . Важным элементом жизни кочевников была торговля рабами, которых из Центральной Африки доставляли через Сахару в Магриб.

Появление европейцев знаменовало собой новый этап истории Западной Сахары. Их манили сюда золото, слоновая кость, пряности и рабы. Широкую известность получили экспедиции XV в., организованные португальским принцем Генрихом 13 . Наиболее удачным из числа самых первых был рейд в Сахару 1444 г., во время которого колонизаторы захватили много рабов, включая детей. После этого ряд португальских купцов обратился к Генриху за разрешением направлять каравеллы в Западную Африку. Развернулась торговля людьми, ставшая вскоре настоящим бизнесом. Хищническая эксплуатация природных и людских ресурсов нанесла столь большой урон стране, что последствия его ощущаются в Западной Сахаре поныне.

Важная информация о кочевниках той поры исходила от португальца Фернандеса, который в 1445 г. попал в плен к маврам и пробыл у них семь месяцев, кочуя от пастбища к пастбищу. По дороге кочевники продавали чернокожих рабов не только другим маврам, но и христианским купцам из Восточного Магриба, занимались также охотой и грабежом встречных племен. Фернандес, его владельцы, их лошади и собаки питались во время кочевья исключительно верблюжьим молоком, дикими растениями или плодами. Путь "плавания по пустыне" определялся положением звезд, направлением ветра и полета птиц. Кочевники одевались в кожаные туники и башмаки, женщины при приближении чужеземцев прятали лицо. Вожди были сравнительно богаты, некоторые носили в ушах и носу золотые серьги. Они не подчинялись марокканскому королю. Фернандес завязал со своими хозяевами дружеские отношения 14 .

Португальцы проявляли все возраставшую активность на Атлантическом побережье: основали фактории в Санта-Крус- де-Агуере (Агадир, 1505 г.), Сафи (1508 г.), Аземуре (1513 г.), Азгузе (1519 г.). В 1456 г. папа римский узаконил их "право" на владение землями к югу от мыса Бохадор, отделяющего северную часть Западной Сахары от южной. Тысячи рабов ежегодно отправлялись теперь в Португалию. При марокканской династии Саадидов (1555 - 1659 гг.) колонизаторы временно утратили контроль над побережьем Атлантики. Еще в 1492 г., после падения в Испании арабской Гранады и завершения реконкисты, произошел раздел марокканского побережья между Испанией и Португалией. Первая интенсивно проникала в Африку напротив Канарских островов. Испанцам удалось добиться "добровольного" заявления вождей одного из берберских племен о его подчинении испанскому монарху. Но попытки добиться аналогичных соглашений с вождями других племен не увенчались особым успехом 15 .

С враждебностью следил за активностью европейцев марокканский король. В XVII-XVIII вв. Марокко представляло собой сложившееся феодальное государство, с успехом отражавшее европейскую экспансию. Стремление установить контроль над золотоносными и соляными месторождениями Западной Сахары было давней мечтой его королей 16 . При султане Мауль Исмаиле (1672 - 1727 гг.) марокканские войска совершали многочисленные экспедиции в глубь Сахары, однако не смогли подчинить свободолюбивых кочевников. В 1767 г. султан Сиди Мухаммед бен Абдаллах сообщал испанцам в ответ на их жалобы по поводу непрекращавшихся набегов кочевников на их поселения: "Побережье от Санта-Крус и дальше на юг не входит в мое подчинение... Я не ответствен за те несчастные случаи, которые происходят


12 Mercer J. Op. cit., pp. 149 - 150.

13 Бизли Ч. Р. Генрих Мореплаватель. М. 1979.

14 Mercer J. Op. cit., p. 81.

15 Ibid., p. 86.

16 Trout E. Marocco's Saharan Frontiers. Geneva. 1969.

стр. 91


там, а те, кто населяет эту страну, кочевники и дикари, всегда нападали и захватывали в плен канарских жителей" 17 .

Открытие Колумбом Америки направило испанскую колонизацию в другое русло. Не в Африке действовали и иные соперники Португалии. В 1764 г. английский капитан Дж. Глас, заключив договор с тремя сахарскими вождями, построил около Пуэрто-Кодсадо крепость Гилсборо. Когда он вернулся на Канарские острова за подкреплением, то был арестован испанцами по обвинению в захвате государственной собственности. В Гилсборо же местные племена разрушили крепость и сожгли английские корабли; лишь два из них скрылись, прихватив на борт остатки гарнизона. После длительных переговоров Гласу дали возможность уплыть с семьей в Англию, но по дороге на корабле вспыхнул бунт, в результате которого капитана корабля и Гласа выбросили за борт 18 . Таким образом, первая попытка англичан обосноваться в Западной Сахаре не принесла плодов.

Позже английский мореплаватель А. Окотт в качестве пленника сахарских кочевников совершил с ними путешествие по пустыне. В октябре 1810 г. корабль Скотта "Монтесума" отправился из Ливерпуля в Бразилию, но по дороге потерпел крушение у африканского побережья. Скотта схватили кочевники, совершавшие паломничество в Тимбукту. Он в течение нескольких месяцев разделял с ними все перипетии их жизни и по дороге принял участие в рейдах по захвату рабов, за что заслужил прозвище "христианского Мухаммеда". Летом 1816 г. ему удалось совершить побег, английский представитель в Могадире уплатил за него выкуп, и Скотт вернулся в Англию 19 . Описание данного путешествия доныне сохраняет ценность в качестве источника.

Порой подобные описания выглядят как главы авантюрного романа. К их числу принадлежит сообщение о путешествии К. Дульса. Этот француз, которого в Европе традиционно именуют "первым туристом в Африке", в начале 1887 г. был доставлен канарскими рыбаками на побережье Рио-де-Оро. Там он попал в плен к племени улад-делим, славившемуся беспощадным отношением к чужеземцам. Француза держали в цепях. Он был обязан своим спасением знанию мусульманских молитв, которые начинал произносить всякий раз, когда его положение становилось критическим. Религиозный глава племени принял Дульса за турка, объяснив соплеменникам, что на другом конце пустыни живут мусульмане, отличающиеся расой, языком и обычаями от сахарцев, но являющиеся тем не менее верными приверженцами ислама. После этого племя приняло Дульса как брата. Вместе с ними он почти пять месяцев кочевал по пустыне, посетив такие места, где никогда ранее не было европейцев. Дульсу даже сосватали девушку, и это побудило его бежать. Он сумел вернуться во Францию, однако Сахара притягивала его. Он возвратился туда, хотел пересечь пустыню, но был убит проводниками 20 . Французской колониальной экспансии деятельность Дульса тоже не дала прямых результатов.

Испания в XIX в. не ослабляла усилий по установлению господства в Западной Сахаре. В 1876 - 1884 гг. были созданы различные организации для "научного исследования" и экономического изучения этого района. Испано-африканская торговая компания в Барселоне, заключив соглашение с местными племенами, построила в Вилья-Сиснерос рыболовную базу и порт, установив постоянную связь морем с Испанией. В 1885 г. под предлогом защиты порта от враждебно настроенных племен туда прибыл вооруженный отряд. Королевским декретом 1886 г. Мадрид объявил о своем протекторате над побережьем от мыса Бланке в Марокко до мыса Вохадор 21 .

Однако марокканский султан Муле Хасан не собирался уступать эту территорию. На запрос испанского посла относительно южных границ королевства Марокко султан ответил в 1886 г. письмом, которое доныне используется в международной полемике как одно из свидетельств прав Марокко на западносахарскую территорию:

"Что касается Рио-де-Оро, то опрос, проведенный среди жителей этого региона, по-


17 Mercer J. Op. cit., p. 96.

18 Ibid.

19 Ibid, pp. 97 - 99.

20 Gaudio A. Sahara Espagnol. Rabat. 1975, p. 91.

21 Rezette R. Le Sahara Occidentale et les frontieres maroccaines. P. 1975.

стр. 92


казывает, что речь идет о местах, населенных племенами улад-делим и аруссийин, которые являются нашими верными подданными и которые называют этот район Дакла" 22 .

В середине XIX в. началось усиленное проникновение в Марокко Франции. В 1844 г. ее флот подверг бомбардировке Танжер и Могадор, в 1851 г. - Сале, в 1859 г. французская военная экспедиция вторглась в султанат. В том же году войну Марокко объявила Испания, высадившая 50-тысячную армию у Тетуана. Марокко охватило освободительное движение. В него включились и племена Западной Сахары. К ярким страницам этой борьбы относится, в частности, деятельность проповедника и военачальника, эмира Ма ал-Айнина. Выходец из семьи фесского марабута, он (настоящее имя - Мухаммед Мустава; прозвище Ма ал-Айнин означает "Влага глаз") получил религиозное образование, в семь лет наизусть знал Коран и еще молодым проповедовал религиозную ортодоксальность и чистоту раннего ислама. У него появились последователи и ученики. После того, как 16-летний юноша совершил в свите султана паломничество в Мекку, его слава разнеслась по всей Северо-Западной Африке. Говорили о его способности совершать чудеса, вызывая дождь, о его искусстве врачевателя, знании астрологии, юриспруденции и литературы. Он написал свыше трехсот трудов на арабском языке. Часть из них утеряна, но некоторые записаны позднее, сохранившись в устной традиции племен Рио-де-Оро. Семья ал-Айнина, состоявшая из 26 жен и 68 детей, положила затем начало одноименному роду.

Ал-Айнина можно считать своеобразным реформатором, поскольку его деятельность была направлена на улучшение жизни кочевников. Его мечтой было создание города в Западной Сахаре, который стоял бы на караванном пути из Марокко и способствовал расцвету торговли. Город был нужен ал-Айнину и как опорный пункт для ведения военных действий против французов. По пучку камышей (смара) ал-Айнин определил место, где имелась вода, и решил там основать г. Смару. Он вдохновил своей идеей султана Марракеша, который тоже был заинтересован в поддержке кочевников в целях борьбы с французскими колонизаторами. Для строительства Смары марокканские суда доставляли из Агадира строительные материалы. Из Феса, Тетуана и Танжера прибыли инженеры, архитекторы, художники, каменщики и землекопы. Тысячи финиковых пальм доставили для посадки из Южного Марокко. Новый город, возведенный южнее реки Хамры, стал стратегическим, культурным, хозяйственным и религиозным центром Западной Сахары. Там имелись базарные площади, зернохранилище, огромный резервуар для воды, центр по изучению Корана, которым руководил ал-Айнин. Ученики шейха образовали касту талмидов. Смару прозвали новой Альгамброй 23 . Ее авторитет был признан во всей Сахаре. Однако ее взлет оказался недолгим.

Первое столкновение эмира и его последователей с европейцами произошло в 1883 г., когда ал-Айнин приказал испанскому торговому судну покинуть Рио-де-Оро. В 1886 г. он нанес удар по испанской экспедиции, занимавшейся изучением Сахары, поскольку последняя "оскверняла пустыню" 24 . Ал-Айнин установил тесные контакты с султаном Муле Хасаном (1873 - 1894 гг.), на которого оказывал сильное влияние. Султан снабжал отряды ал- Айнина оружием и в 1887 г. пожаловал ему титул "халиф пустыни". Французская экспансия в Восточном Марокко заставила кочевников сплотиться вокруг ал-Айнина. Он в 1890 г. объявил Франции "священную войну".

Между тем Испания с 1884 г. осуществляла постепенную оккупацию Рио-де-Оро, а в 1887 г. провозгласила своим владением 150-мильную полосу от морского побережья. Франко-испанское соглашение 1900 г. установило границы этого владения на юге, соглашения 1904 и 1912 гг. - на севере. Раздел территории проходил без учета этнического состава, исторической и культурной общности населяющих Сахару племен. Именно последствия того раздела во многом определили нынешнюю сложную политическую ситуацию в Западной Сахаре.


22 ibid., p. 60.

23 От араб. "аль-хамра" (красный): дворец XIII-XIV вв. в мавританской Гранаде.

24 Mercer J. Op. cit., p. 111.

стр. 93


Легализация испанского контроля над этим регионом вызвала резкое противодействие местного населения. В 1909 г. ал- Айнин покинул недостроенную Смару и создал новую базу в свободных зонах Марокко. В 1910 г. он провозгласил себя махди (спасителем). Султан помогал ему деньгами и оружием. Иногда отряды шейха одерживали победы, но чаще наступление французов оказывалось более успешным. 23 июня 1910 г. махди потерпел поражение, а четыре месяца спустя "голубой султан" пустыни (шейхи и марабуты носили голубые одежды) умер. Но освободительная борьба не прекратилась. После подписания договора о протекторате Франции над Марокко сын ал-Айнина Эль Хайба сплотил группу единомышленников и тоже провозгласил себя махди. Ему удалось распространить свою власть на всю Западную Сахару, и в 1912 г. второй "голубой султан" с триумфом вошел в Марракеш во главе 5-тысячной армии. Тогда французы применили тактику "разделяй и властвуй", разжигая межплеменную рознь. Это помогло им не только одолеть Эль Хайбу, но и предпринять ряд карательных рейдов в глубь Сахары. Во время одного из них была разрушена Смара.

К 30-м годам испанцы уже закрепились в Западной Сахаре. Они основали г. Эль-Аюн, заново отстроили и укрепили Смару и несколько других крепостей. В 1934 г. Западная Сахара была разделена Испанией на две провинции: Сегиет-эль Хамра на севере со столицей Эль-Аюн, Рио-де-Оро на юге со столицей Вилья-Сиснерос (иначе - Дакла). В годы национально-революционной войны испанского народа Западная Сахара превратилась в место ссылки врагов франкистского режима, а некоторых сахарцев фашистам удалось рекрутировать в солдаты. Эти марокканцы участвовали в наступлении на республиканский Мадрид. В 1940 г. было образовано военное правительство Ифни - испанского анклава в Марокко - и Западной Сахары. Колониальные власти проводили ассимиляцию, стремясь к постепенной интеграции заморской территории с метрополией. Поощрялась миграция испанцев в Сахару, переселенцам предоставлялись большие привилегии. Колониальная администрация прилагала все усилия, чтобы приобщить сахарских кочевников к чуждым им буржуазным нравам и христианской морали. Вместе с тем расовая и социальная пропасть между европейцами и коренным населением Западной Сахары нимало не сужалась 25 . Ддя испанцев арабы и берберы оставались "эль моро" (мавры), чернокожие африканцы - "эль негро". В колонии не издавалось ни одной газеты, действовала только начальная школа (лишь 92 сахарца были охвачены средним образованием, и 51 учился в колледже) 26 .

Внедрение капиталистических отношений подрывало кастовую систему местного общества. Но ее остатки еще живут и играют немалую роль. Сохраняется антагонизм между бедуинами-кочевниками и черными африканцами. Раздираемое предрассудками и оставаясь замкнутым, сахарское общество все же усиливало освободительную борьбу. Одни племенные вожди выступали за предоставление стране независимости, другие считали более выгодным сохранение испанского протектората, третьи придерживались промарокканской ориентации, а на юге были сильны идеи воссоединения с родственными племенами Мавритании. Давние социальные, этнические и хозяйственные связи народов Западной Сахары и соседних Марокко, Мавритании, Алжира не дают возможности строго установить, кто же является "сахарцем", а кто - нет. Это - следствие той же империалистической политики, которая расчленила всю Африку на ряд подобных территорий. Согласно отчету миссии ООН от 1975 г., "местное население состоит большей частью из мавров, или бедуинов, расы, объединенной общим языком хассания и сильными культурными и традиционными связями" 27 . Было отмечено также, что эти давние связи не знают политических границ, в силу чего многие племена (регибат, улад-делим и др.) живут и в Марокко, и в Мавритании, и в Алжире, ибо некогда они кочевали там в поисках пастбищ и воды.

В 1957 - 1958 гг. в Испанской Сахаре вспыхнули очередные вооруженные выступления против господства метрополии. Сформированная местными жителями Армия освобождения атаковала колонизаторов и установила контроль над большей


25 Gaudio A. Op. cit., p. 218.

26 Jeune Afrique, 1976, N 791, p. 27.

27 American Journal of International Law, 1976, N 4, p. 697.

стр. 94


частью Западной Сахары. Франкистские власти были вынуждены возвратить испанское Южное Марокко государству Марокко, а оставшуюся часть колонии преобразовать в 1961 г. в заморскую провинцию Испании. В декабре 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила право Западной Сахары на самоопределение и предложила Испании создать условия для его реализации. Сессия Совета министров Организации африканского единства (ОАЕ) приняла резолюцию с призывом "поддержать усилия, направленные на освобождение всех африканских территорий, находящихся под испанским господством" 28 . Идентичные резолюции ООН имели место в 1968 и 1970 гг., но Мадрид не реагировал. Организованное в 1970 г. подпольным Фронтом освобождения Сахары восстание в Эль-Аюне было жестоко подавлено. Чтобы сохранить свои позиции, колониальные власти учредили в 1967 г. орган местного самоуправления - джемаа, образовали т. н. Сахарскую национальную единую партию и собирались провести референдум с участием сочувствующих им жителей.

Немалое значение для попыток колонизаторов сохранить за собой Западную Сахару имело открытие в ней залежей фосфоритов с запасами в 10 млрд. тонн. Их разведали еще в 1947 г., а с 1963 г. начали добычу. Лишь немногие страны мира обладают такими залежами 29 . Была выдвинута идея создания Сахарского государства (на манер нефтяных эмиратов Ближнего Востока). Недавно там же нашли и другие полезные ископаемые (нефть, уран, медь, железо, цинк, марганец, калий).

В спор о судьбе Западной Сахары вмешались и ее соседи: Алжир, Марокко, Мавритания. Их позиции на первых порах совпадали, что было зафиксировано на трехсторонних конференциях в Нуадибу (Мавритания) в сентябре 1970 г. и в Агадире (Марокко) в июле 1973 г., где представители этих государств высказались за уважение стремления Западной Сахары к самоопределению, проведение там референдума под эгидой ООН и создание комитета по наблюдению за деколонизацией. Однако в Марокко существовало влиятельное политическое течение, представители которого заявляли об исторических правах их страны на бывшую испанскую колонию. Особенно активно действовали лидеры партии "Истикляль", после достижения независимости Марокко проповедовавшие идею "Великого Магриба", который включил бы Западную Сахару, Мавританию, Северо-Западное Мали и часть Алжира. Они заявляли, что длительное время сахарскне племена считали себя подданными шерифской династии Марокко, и подкрепляли свою точку зрения рядом документов, начиная от текста присяги королю вождей племен и кончая налоговыми актами 30 . Но Мавритания тоже ссылалась на факты прошлого. Обращаясь в 1957 г. "ко всем маврам от Атлантики до Азонада и от реки Дра до берегов Сенегала", мавританские руководители включили в "свой" район население Испанской Сахары, западных территорий Алжира и Мали, южную часть Марокко 31 , а в ноябре 1971 г. мавританский еженедельник опубликовал карту, на которой была отражена эта позиция. Алжир не выдвигал никаких притязаний на Западную Сахару. Его руководители заявили о поддержке права сахарского народа на самоопределение, подтвержденного решениями ООН и ОАЕ.

В начале 70-х годов в городах Западной Сахары проходили демонстрации с требованиями предоставить стране независимость. Движение возглавляли несколько организаций - Фронт освобождения Сахары, Движение сопротивления "голубых людей", а также наиболее влиятельный Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамры и Рио-де-Оро (сокращенно ПОЛИСАРИО). В сентябре 1973 г. под воздействием этого движения испанское правительство предоставило Западной Сахаре статус внутренней автономии и определило дату ухода испанских властей - 28 февраля 1976 года. Кроме того, вопрос был передан на рассмотрение Международного суда в Гааге, который в октябре 1975 г. подтвердил право Западной Сахары на самоопределение, но признал также, что в колониальные времена эта территория отнюдь не была "ничьей землей" (terra nullius), поскольку между западносахарскими племенами, Марокко и племенами Мавритании существовали исторические связи.


28 Price D. L. The Western Sahara. Washington. 1979, p. 9.

29 Jeune Afrique, 1976, N 791, p. 26.

30 См. эти тексты: Thompson V., Adioff R. The Western Sahara: Background to Conflict. Lnd. 1980.

31 Revue francaise d'etudes politiques africaines. P., 1975, N 119, p. 81.

стр. 95


Ссылаясь на это заключение, марокканское правительство предприняло широкое дипломатическое наступление. В октябре 1975 г. был организован "зеленый марш": около 350 тыс. невооруженных марокканцев, размахивая книжечками Корана, подошли к западносахарской границе 32 . Испанские войска готовы были воспрепятствовать переходу границы. Тогда марокканский король Хасан II остановил марш, и в Мадриде начались переговоры между Испанией, Марокко и Мавританией. Было решено, что Западная Сахара освобождается, а ее территория переходит под смешанный контроль мароккано- мавританской администрации. 17 ноября 1976 г. король Марокко заявил: "Наша Сахара возвращена нам. В самом ближайшем будущем мы соединимся там с нашими соотечественниками" 33 .

Но еще 28 февраля 1976 г., когда в Эль-Аюне был спущен испанский флаг, Фронт БОЛИСАРИО провозгласил создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) площадью в 266 тыс. кв. км и с населением свыше 80 тыс. человек. Лидеры Фронта заявили, что их целью является построение "свободного, суверенного, независимого государства", в основу которого будут положены "арабская национальная демократическая система и исламская религия" 34 , будет национализировала добывающая промышленность, проведены радикальные социальные преобразования: ликвидированы племенные, расовые и кастовые различия, неравноправное положение женщин и др. 35 . На состоявшемся в августе 1976 г. III съезде ПОЛИСАРИО была принята конституция, провозгласившая САДР "составной частью арабского мира и членом африканской семьи", а ислам - государственной религией 36 . Затем были избраны руководящие органы САДР. Между Фронтом и марокканскими войсками начались вооруженные столкновения, длящиеся поныне. Еще в апреле 1976 г. Марокко и Мавритания, демаркировав границу между ними в Западной Сахаре, объединили свои военные операции против ПОЛИСАРИО. Затем мавританские войска ушли, марокканские остались.

В пустыне развернулась война 37 . Часть гражданского населения, спасаясь от нее, перешла в соседний Алжир. Временами бои становились ожесточенными. Так, в октябре 1981 г. неподалеку от "стены", воздвигнутой марокканцами, чтобы защитить "полезную Сахару" (в частности район Гельта- Земмур), Фронт использовал танки и ракеты класса "земля - воздух", было уничтожено несколько марокканских самолетов. После этого сражения США начали массированные поставки оружия Марокко как своему "традиционному другу" 38 . Франция тоже поставляла Рабату оружие и оказывала ему финансовую помощь (в 1979 г. - 329 млн. франков) 39 . Позиция Испании после падения в 1976 г. франкистского режима изменилась в пользу САДР, хотя Мадрид стремится сохранить хорошие отношения и с Марокко, включая право ловить рыбу в его территориальных водах. В декабре 1980 г. испанское правительство официально признало ПОЛИСАРИО (но не САДР).

Лидеры ряда арабских и африканских государств вели в качестве посредников переговоры с правительствами Марокко, Мавритании и Алжира о нормализации обстановки в Западной Сахаре. С 1978 г. действует "Комитет мудрецов" (специальный комитет ОАЕ из представителей Гвинеи, Мали, Нигерии, Судана и Танзании). В сентябре 1980 г. он выступил с рекомендацией прекратить огонь и провести референдум йод эгидой ООН. Комитет возражал против идеи "Великого Магриба" с пересмотром границ, т. к. будет создай прецедент, который может затронуть затем другие


32 Для поддержки "зеленого марша" был создан специальный фонд и массовым тиражом издана пластинка с песней в честь марша (Weiner J. B. The Green March in Historical Perspective. -The Middle East Journal, 1979, N 1).

33 Gaudio A. Op. cit., p. 278.

34 African Affairs, Lnd., 1976, vol. 75, N 301, p. 506.

35 Price D. L. Op. cit.

36 Revolution africaine, Alger, 24.VI.1981, num. spec., p. 38.

37 По сообщениям западной печати, война в Западной Сахаре обходилась Марокко ежегодно в 2 млрд. долл., не считая людских потерь. Марокко вынуждено было также приостановить добычу фосфоритов. Более чем 200- километровый конвейер, предназначены для транспортировки руды к побережью Атлантики, бездействует.

38 The Middle East and North Africa. Lnd. 1981, p. 611.

39 Колкер Б. М. Африка и Западная Европа. М. 1982, с. 45.

стр. 96


страны Африки 40 . Конфликт неоднократно обсуждался в ООН, ОАЕ и на конференциях неприсоединившихся государств. Очередная революция Генеральной Ассамблеи ООН о неотъемлемом праве Западной Сахары на самоопределение и независимость была принята в ноябре 1980 года 41 . На Ассамблее ОАЕ в Найроби (июнь 1981 г.) Хасан II дал согласие на проведение референдума. К концу 1981 г. САДР признали около 50 государств 42 . В марте 1982 г. на конференции глав государств и правительств сахарских стран представители Алжира, Ливии, Чада, Мавритании, Мали и Нигера призвали к превращению всего субрегиона "в зону мира, безопасности, стабильности и сотрудничества" 43 и прямым переговорам между Фронтом и Марокко. Еще в феврале 1982 г. САДР была официально принята в ОАЕ большинством голосов. Но 19 государств, включая Марокко, объявили это решение недействительным, ибо оно не собрало необходимых 2/3 голосов. После этого из-за внутренних разногласий не состоялись в 1982 г. три конференции: Панафриканского агентства новостей в Дакаре, министров социальных дел африканских стран в Зимбабве, глав государств и правительств африканских стран в Триполи.

V съезд Фронта ПОЛИСАРИО (октябрь 1982 г.) осудил "американскую интервенцию против сахарского народа" и "марокканский экспансионизм", приветствовал "последовательную, братскую и боевую позицию" Алжира, выступающего на стороне САДР. 26 февраля 1983 г. на мароккано-алжирской границе состоялась встреча Хасана П и президента Алжира Ш. Бенджедида, во время которой была затронута и проблема Западной Сахары. В июне 1983 г. в Аддис-Абебе состоялась XIX сессия Ассамблеи глав государств и правительств членов ОАЕ. Принятая резолюция содержит призыв к прямым переговорам конфликтующих сторон под эгидой ООН и ОАЕ 44 . В современной обстановке важно найти такой путь решения конфликта, который помог бы избежать эскалации братоубийственной войны и привел бы к удовлетворению прав народа Западной Сахары.


40 Le Monde, P., 2.III.1983.

41 Марокко возражало против обсуждения западносахарской проблемы в ООН, заявляя, что это региональный вопрос. ОАЕ, по мнению Марокко, тоже не имеет права обсуждать эту проблему, т. к. Западная Сахара является "составной частью" Марокко (The World To-day, Lnd., 1980, September, p. 343).

42 Новое время, 1981, N 50, с. 12.

43 Keesinger's Contemporary Archives, 1981, vol. XXVII, p. 30714.

44 Jeune Afrique, N 1172, 22.VI.1983.

 

Опубликовано на Порталусе 01 июня 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ЗАПАДНАЯ САХАРА



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама