Рейтинг
Порталус

СОЗДАТЕЛИ КУСКОВСКОГО АНСАМБЛЯ

Дата публикации: 22 августа 2018
Автор(ы): В. С. Дедюхина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1534935741


В. С. Дедюхина, (c)

Кусково в настоящее время - один из популярных музеев страны. Постоянный интерес к нему вызван не только находящимися там памятниками искусства, но и его историей, связанной с именами людей, принимавших участие в его создании. Среди них известные архитекторы, художники и актеры, в том числе и крепостные.

В имеющейся литературе о Кускове до сих пор не отражены некоторые аспекты его формирования, не выявлены полностью его особенности как историко-культурного комплекса, не решен в достаточной степени вопрос о роли крепостных мастеров, об участии в создании ансамбля отдельных архитекторов и художников. Увлекаясь описанием сохранившихся построек и их интерьера, исследователи почти не останавливались на истории этих сооружений. Остаются спорными либо неизвестными имена создателей ряда кусковских построек и время их сооружения. Между тем архивные источники позволяют выявить процесс эволюции Кускова как историко-художественного комплекса, который развивался под влиянием новейших достижений отечественной и европейской культуры.

История Кускова тесно связана с процессом превращения дворян в крупных землевладельцев, ставших опорой самодержавия. "Собственные", или "личные", дворянские села развивались как аристократические вотчины и выделялись среди других усадеб. В них складывался специфический, имевший "увеселительный" характер уклад жизни богатых дворян. Судя по сохранившимся ранним описям подобных сел, в том числе и Кускова, первоначально (конец XVI - начало XVII в.) в них имелись сугубо утилитарные постройки: "двор боярский", дворы "деловых" людей, священников, церковь. В 1623 - 1624 гг. Кусково располагалось на территории в 20 четей, а население состояло из 8 крестьян и 10 бобылей, занимавшихся разведением в искусственных прудах рыбы и содержанием скота 1 .


1 ЦГИА СССР, ф. 1088, оп. 9, д. 19, л. 2.

стр. 179


В середине XVII в. среди обслуживающего персонала "собственных" сел стали значиться псари, сокольники, а также садовники 2 . Выращиванием плодов и ягод занимались и ранее, теперь же стали уделять особое внимание разведению различных лекарственных и душистых трав, декоративных кустарников, цветов. Во второй половине XVII в. изменение различных сторон дворянского быта становится особенно заметным. Все большее место в украшении интерьеров богатых домов стали занимать привозные вещи, предметы роскоши: мебель из дорогих пород дерева с золоченой резьбой, с инкрустацией перламутром, серебром и др. В "собственных" селах появляются замысловатой архитектуры деревянные хоромы, каменные церкви в стиле нарышкинского барокко, разбиваются планировочные сады с цветниками, оранжереями, беседками.

Особенности эволюции Кускова в XVIII в. были связаны с социально-экономическим развитием России, ростом политического и экономического могущества дворянства и идеологической направленностью политики самодержавия. В течение столетия Кусково пережило три этапа в своем развитии. В первой половине XVIII в. на него оказали воздействие идеи утверждавшегося абсолютизма, принципы регулярности и регламентации, характерные для культуры петровского времени. Строительство пригородных сел высшего дворянства велось по утвержденным "образцовым" проектам. Для петербургских "именитых" жителей архитектором Д. Трезини такие проекты были разработаны в 1721 г., для Подмосковья И. Я. Бланк позднее составил альбом-книгу с чертежами регулярных планировок владений.

Для планировки Кускова конца 1730-х годов использован "образцовый" проект. Здесь появился регулярный сад с трехчастным делением, открытой серединой и главной аллеей, украшенной мраморной скульптурой. Из построек того времени документы называют садовые павильоны: грот, оранжерею, беседки, сохранившуюся до нашего времени каменную церковь 1737 - 1739 гг. и одноэтажные деревянные хоромы. Занятый службой в Петербурге, владелец Кускова П. Б. Шереметев бывал в нем наездом и только после женитьбы на кн. В. А. Черкасской в 1743 г. стал постоянно проводить здесь летнее время.

В 1750 - 60-е годы Кусково превратилось в парадную резиденцию крупного сановника. Утверждение русского абсолютизма сопровождалось стремлением к показному эффекту, пышности, репрезентативности такого рода усадеб. Это нашло отражение и в концепции идейного и художественного направления того времени - стиля барокко, в котором понимание красоты отождествлялось с богатством. Современники отмечали, что дома строились с большим количеством комнат, обставлялись мебелью красного дерева, стены обтягивались дорогими обоями, увеличивалось число дворовых.

Внешний облик Кускова в те годы подвергся значительным изменениям. Равнинная территория приобрела живописный характер благодаря террасам, насыпным холмам, каналам, прудам, зеленым насаждениям. Был оформлен большой регулярный сад с обязательной для него архитектурной планировкой, системой каналов, фонтанов, прудов, каскадов, амфитеатром, лабиринтом, крытыми дорогами ("берсо"), беседками. Украшениями сада служили цветники, мраморная скульптура, подстриженные в форме различных фигур деревья и кустарники. В 1749 - 1754 гг. были построены новые двухэтажные деревянные хоромы и сохранившиеся до сих пор Голландский и Итальянский домики, грот, большая каменная оранжерея, Эрмитаж.

Строительство велось по единому плану - "большой карте", выполненной Ю. И. Кологривовым. Его имя тесно связано с историей Кускова конца 40 - середины 50-х годов XVIII века. Все исследователи рассматривают его деятельность лишь как управляющего у Черкасских, а затем у П. Б. Шереметева. Обнаруженные новые документы позволяют говорить о Кологривове как об архитекторе, авторе планировки и отдельных сооружений Кускова, в том числе Голландского и Итальянского домиков. Вероятно, он происходил из обедневшего боярского рода 3 . Его отец значился стольником царицы Натальи Кирилловны. Сам он был денщиком Петра I, а с 1718 г. - камергером. Видимо, одним из первых Кологривов был послан в Рим для


2 Там же, лл. 806. -9об. В то время население в пригородных селах резко возрастает; например, в Останкине оно достигло 208 человек; в 1623 - 1624 гг. там было всего 65 человек.

3 Каминская А. Г. Юрий Иванович Кологривов - деятель русской художественной культуры первой половины XVIII века. Автореф. канд. дисс. Л. 1982.

стр. 180


получения архитектурного образования. Однако он не смог пройти весь курс обучения. Его постоянно отвлекали на выполнение царских поручений по приобретению различных предметов искусства: картин, скульптур 4 , книг,, различных инструментов;

он приглашал на русскую службу специалистов: художников, архитекторов, механиков, садоводов, позолотчиков и др. 5 . В 1716 г. Кологривов руководил обучением архитектуре посланных в Италию русских учеников, среди которых были известные позже П. М. Еропкин и Т. Усов 6 .

Несмотря на столь блестящее положение, Кологривов отказался выполнить приказ Петра I возвратиться в Россию и таинственно исчез в Италии на долгие годы. Появился он только после смерти Петра I, в 1727 году. Причиной загадочного поведения Кологривова исследователи считают его причастность к делу царевича Алексея 7 . Об участии Кологривова в последующих политических событиях свидетельствует его арест после падения кабинет-министра А. П. Волынского, попытавшегося бороться с бироновщиной. С ним и членами его кружка Кологривов имел тесные связи. Только внезапная смерть Анны Ивановны вызволила его из заточения. После этих событий Кологривов переселился в Москву, где находился на службе у кн. А. М. Черкасского. С ним у Кологривова существовали давние дружеские отношения. Во время службы у князя на Кологривова были возложены обязанности управляющего и архитектора.

После смерти кн. М. Ю. Черкасской Кологривов перешел на службу к П. Б. Шереметеву в том же качестве 8 . Он занимался проектированием и строительством также у П. И. Мусина-Пушкина, Волынского и др. 9 . Задумав переустройство Кускова в свою парадную резиденцию, Шереметев привлек к осуществлению этой идеи Кологривова. В различных документах того времени относительно строительных работ постоянно называется его имя. В декабре 1750 г. перед отъездом в Петербург граф адресует Кологривову памятную записку - "Мемориал Юрье Ивановичу", в котором перечисляет строительные работы, запланированные по Кускову на 1751 год. Руководство ими поручается Кологривову: ему подчинены все мастеровые, приписанные к московскому дому Шереметева, в его руках сосредоточиваются денежные средства, отпущенные на ведение строительства 10 . Документы позволяют считать Кологривова основным архитектором Кускова середины XVIII в., по проектам и под руководством которого была осуществлена генеральная планировка ансамбля, сохранившаяся до настоящего времени. Это нашло отражение и во внешнем облике Кускова. Стилистические и композиционные черты планировки села сближают ее с садово-парковым искусством первой четверти XVIII века. Они ввели в заблуждение одного из исследователей памятника В. В. Згура, который ошибочно отнес ее к 1720 - началу 1730-х годов 11 .

После смерти Кологривова (1754 г.) 12 крепостной архитектор Ф. С. Аргунов завершил отделочные работы по Итальянскому домику, построил кухню, беседку на канале, воссоздал деревянные галереи у Голландского домика. Большая каменная оранжерея (1761 - 1765 гг.) и Эрмитаж (1765 - 1767 гг.) сооружались уже под руководством московского архитектора К. И. Бланка, который, видимо, с 1761 г. был привлечен П. Б. Шереметевым к строительным работам в Кускове и вплоть до 90-х годов XVIII в. оставался его главным архитектором. При сооружении Эрмитажа, который


4 Каминская А. Г. К истории приобретения статуи Венеры Таврической. В кн.: Проблемы развития русского искусства. Вып. XIV. Л. 1981.

5 200-летие Кабинета его императорского величества. 1704 - 1904. Историческое исследование. СПб. 1911, с. 110 - 111; Борисова Е. А. "Архитектурные ученики" петровского времени. В кн.: Русское искусство первой четверти XVIII века. М. 1974.

6 Обладая знанием архитектуры, Кологривов составил для них трехлетнюю программу. Первый год обучения предусматривал изучение теории архитектуры, арифметики, геометрии, оптики, перспективы, механики, живописи, скульптуры, рисунка, гравирования, истории, языка. Потом пенсионеры два года работали на строительстве, приобретая практические навыки.

7 Каминская А. Г. Юрий Иванович Кологривов. В кн.: Проблемы развития русского искусства. Вып. XII, Л. 1980, с. 17 - 18.

8 ЦГИА СССР, ф. 1088, оп. 9, д. 1015, л. 7; д. 1032, л. 29об., д. 743, л. 29.

9 Каминская А. Г. Юрий Иванович Кологривов - деятель русской художественной культуры первой половины XVIII века, с. 15.

10 ЦГИА СССР. ф. 1088, оп. 3, д. 99, л. 2об.

11 Згура В. В. Кусково. М.-Л. 1925, с. 9 - 10,

12 ЦГИА СССР, ф. 1088, оп. 3, д. 866, лл. 31 - 33.

стр. 181


по своим архитектурным достоинствам относится уже к ранним классическим постройкам, вероятно, был использован проект В. И. Баженова. Такое предположение основывается на родственности архитектуры кусковского Эрмитажа и садового павильона Малого Трианона (Версаль), сооруженного Ж. А. Габриелем в 60-х годах XVIII в. (Баженов находился в те годы во Франции), а также прежде всего на стилистических приемах и декоративных элементах отделки Эрмитажа в Кускове, характерных для творческого почерка Баженова.

Кусково середины XVIII в. было оформлено по сложившейся схеме европейских королевских и царских резиденций. Оно являлось одним из лучших образцов загородных резиденций подобного типа. Внешний облик села соответствовал положению его владельца - представителя высшей аристократии. Пышное оформление своей резиденции П. Б. Шереметев демонстрировал во время многочисленных приемов, в том числе в честь Елизаветы Петровны в 1754 году. Этой же цели служил гравированный альбом с изображением кусковских видов, которым Шереметев щедро одаривал гостей. Понимая художественную ценность кусковского ансамбля, граф преподнес этот альбом также Академии художеств.

Начало 70-х годов XVIII в. - третий период строительства Кускова. Его владельцы ориентируются теперь на культурные и эстетические идеалы классицизма. Рядом с прежним ансамблем здесь возникает архитектурно-парковый комплекс с пейзажным парком, множеством декоративных сооружений, жилыми постройками и театром, который создавался в 1776 - 1778 годах 13 . Шереметевский театр отличался высоким мастерством труппы, сложным техническим оснащением театральных действий, серьезным репертуаром и достиг высокого профессионального уровня. Выделяясь среди остальных частных театров, он оказал заметное влияние на развитие русского театрального искусства рубежа XVIII-XIX веков.

Архитектурно-парковый ансамбль, созданный в Кускове в 70 - 80-х годах XVIII в., полностью не сохранился. Тем ценнее сведения о существующих ныне постройках ансамбля. Это прежде всего относится к истории строительства главного здания ансамбля - дворца. Согласно архивным данным, время его сооружения - 1777 - 1779 годы. Строительством руководил Бланк. Возможно, дворец возводился по проекту Баженова для московского дома К. Г. Разумовского на Воздвиженке (ныне проспект Калинина, д. 6). Мебель, обивочные ткани, светильники для нового дома были сделаны в Париже по специальному заказу владельца.

В 1770 - 1780 гг. был разбит новый комплекс с пейзажным парком. Пейзажные виды парка строились на чередовании участков, засаженных деревьями и кустарниками, с открытыми полянами. В парке были сооружены различные строения "под присмотром" (с 1779 г.) крепостного архитектора А. Ф. Миронова. Все эти строения проникнуты идиллическим духом, например, философский домик, обитый снаружи березовой корой; павильон Шомьер, сверху обложенный соломой. Особую группу составляли постройки в ложнокитайском стиле: китайский домик, пещера дракона, китайская беседка. Новый жилой комплекс состоял из дома "уединения" П. Б. Шереметева, дома его сына, гостиного флигеля под названием "Основателева деревня". В парке было сооружено здание картинной галереи, где были собраны портреты отечественных и европейских политических деятелей.

Строительство кусковского комплекса на всех его этапах осуществлялось усилиями большого числа людей. В него входили как простые исполнители, так и специалисты (Кологривов и Бланк). Н. П. Шереметев обращался за консультациями также к И. Е. Старову, Д. Кваренги, В. Бренне. Исполнителями их замыслов и проектов, как правило, являлись шереметевские мастеровые. В 1767 г., согласно "штату", за Кусковым закреплялось 125 дворовых, делившихся по роду занятий на мастеровых, швейцаров, гребцов, садовую команду и пр. В дворовые набирались "из подмосковных деревень безтягловые, а более бобыли от 17 не старее 30 и более холостые" и дети дворовых 14 . Окончивших кусковскую школу мальчиков определяли "к разным художествам" по их склонностям и способностям. Все мастеровые проходили обучение необходимым специальностям, для чего их отдавали по контракту сторонним мастерам на срок от 2 до 5 лет или закрепляли за своими, домашними.

Высокий художественный уровень кус-


13 Там ж, д. 471, л. 20об.

14 Там же, д. 131, л. 53.

стр. 182


ковского комплекса предопределил такой же уровень профессиональной подготовки крепостных мастеровых, многие из которых проходили обучение у ведущих специалистов своего времени. Так, Д. Головцов обучался у архитектора И. Е. Старова, С. Соколов - у придворного резчика Леблона, живописец-декоратор Г. Мухин - у П. Гонзаго. Характер деятельности этих мастеровых определялся степенью их таланта и приобретенными профессиональными навыками. Особое место занимает семейство Аргуновых, из которых вышли два архитектора и три художника, оставившие заметный след в истории русской культуры. Аргуновы активно участвовали в создании кусковского ансамбля на разных этапах его существования.

Большинство шереметевских крепостных мастеровых использовалось при выполнении несложных работ, по ремонту или профилактике кусковских построек. Нерентабельность применения подневольного труда и нецелесообразность отрыва большого числа людей от земли стали очевидными уже в начале строительства Кускова. Низкая производительность труда крепостных заставляла владельцев для выполнения больших по объему и трудоемкости работ обращаться к наемной силе. Много привлекалось сторонних специалистов и при исполнении художественных работ. В документах встречаются имена художников-декораторов И. Волохова, Валезини, Ф. Гильфердинга, Келлера, А. Клауди; резчиков Гирка, П. Споля, Корка, Леблона; позолотчиков Н. Иванова, Шармана; скульпторов Ф. Г. Гордеева, Г. Т. Замараева. Вместе с крепостными на сцене шереметевского театра играли и приглашенные со стороны актеры и музыканты.

В силу своего бесправного положения крепостные мастеровые при создании кусковского ансамбля не могли отстаивать собственные художественные и эстетические принципы. Их труд, способности и талант применялись только в нужном их владельцу русле. Отсюда и задачи, ставившиеся перед крепостными зодчими, художниками и актерами: используемые ими изобразительные средства должны были соответствовать общей направленности замысла. Характер деятельности крепостных мастеров, принимавших участие в создании кусковского ансамбля, конечно, не был однородным. К тому же их было меньше, чем наемных специалистов. Строительство Кускова - это плод совместной деятельности разнообразного по своему социальному составу коллектива мастеров.

Опубликовано на Порталусе 22 августа 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама