Рейтинг
Порталус

ДРЕВНЯЯ ЦЕБЕЛЬДА

Дата публикации: 21 ноября 2018
Автор(ы): Ю. Н. ВОРОНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, 1987, №1.
Номер публикации: №1542751556


Ю. Н. ВОРОНОВ, (c)

ЭКСКЛЮЗИВ! Публикация обнародована в Интернете через PORTALUS.RU!

Цебельда - крупнейшее высокогорное селение Абхазской АССР. Оно расположено в 30 км от Сухуми, столицы автономной республики. В раннее средневековье в Цебельде находился административный и культурный центр Апсилии - древне-абхазского политического образования, зависимого от Византийской империи и занимавшего территорию по побережью между современными Новым Афоном и Очамчирой, а на севере простиравшегося до Марухского и Клухорского перевалов Главного Кавказского хребта. Главная крепость Апсилии, сохранившаяся в восточной части села, фигурирует в источниках под названиями Тзибила, Тибелия и Цибилиум.

Возведение Цибилиума, как и других апсилийских крепостей, началось, судя по монетам византийского императора Юстиниана I, найденным в основании соору-

стр. 184


жений, не ранее лета 529 года1 . Именно тогда Сасанидский Иран, укрепившись в Восточном Закавказье, создал реальную угрозу северо-восточным приграничным районам Византии, где сталкивались политические и экономические интересы ведущих держан той эпохи, связанные прежде всего с использованием ответвлений Великого шелкового пути, соединявшего Китай и Индию с Византией. Стремясь закрыть ущельные проходы в Колхидскую низменность из Восточного Закавказья и с Северного Кавказа, Византия приступила к созданию здесь мощной системы укреплений - Кавказского лимеса. Общее руководство строительством было возложено Юстинианом I на Фому Армянина2 .

В сооружении Кавказского лимеса наряду с византийскими военными советниками, инженерами и строителями принимали активное участие местные жители3 . Об этом говорят византийские авторы, сообщая о возведении соответствующих построек лазами (Археополь, Родополь, Кутаис, Сканда, Сарапанис, Ухимерей и др.), мисимианами (Бухлоон, Тцахар), апсилами (Цибилиум и др.) и абасгами (Трахея). В строительстве Цибшгаума, который с самого начала рассматривался еще и как убежище для пришлого духовенства, участвовали также представители христианской церкви, о чем свидетельствует большое число клейм с именем епископа Константина на кирпичах и черепице, изготовленных из местной глины.

Перед началом строительства крепости скальная поверхность утесов была очищена от зарослей и земли. Затем по намеченной линии стен и в местах размещения башен скала была ступенчато подрублена и возведен водопровод, соединивший крепость с единственным в этом районе родником, расположенным в 400 м юго-западнее, на склоне соседней горы. Потом были построены обжиговые печи для изготовления извести и строительной керамики. Главная оборонительная стена, возведенная в первую очередь, протянулась более чем на 500 м, от обрыва до обрыва. Вдоль нее, как показали раскопки, были расположены казарменные и сторожевые помещения, трапезная, давильня, винный склад, прачечная, двухэтажное жилое здание и водохранилище из смежных бассейнов. Каменные стенки бассейнов изнутри покрывала водонепроницаемая красноватая цемянка - известковый раствор с толченым кирпичом. Все поверхности главной стены и пристроек были отштукатурены, а швы декоративно обработаны. Такая кладка зародилась в Рим-


1 Первым в 1907 г. обследовал крепость А. А. Миллер. Начальные раскопки апсилийских погребений были произведены вблизи крепости на горе Шапкы, в 7 км западнее Цибилиума, в 1945 г. И. А. Гзелишвили (Гзелишвили И. А. Остатки кремации, погребенные в глиняных сосудах в Абхазии. - Сообщения АН Грузинской ССР, 1947, N 1 - 2). В 1960 - 1967 гг. здесь работала экспедиция, руководимая М. М. Траншем, который при участии ряда исследователей (Ю. Н. Воронов, Г. К. Шамба, М. М. Гунба, В. Б. Ковалевская, О. Х. Бгажба и др.) раскопал около 200 погребений с богатым инвентарем - керамикой, вооружением, украшениями, монетами и др. (Транш М. М. Культура Цебельдинских некрополей. В кн.: Труды. В 4-х тт. Т. III. Тбилиси. 1973; его же. Материалы по археологии средневековой Абхазии. - Там же. Т. IV. Сухуми. 1975; Шамба Г. К. Ахаччарху - древний могильник нагорной Абхазии. Сухуми. 1970). Эти работы были продолжены "М. М. Гунбой (Гунба М. М. Новые памятники цебельдинской культуры. Тбилиси. 1977) и Ю. Н. Екфоновым, когда исследования охватили всю территорию Апсилии. Была введена в научный оборот серия поселений, крепостей, могильников и иных объектов (Воронов Ю. Н. Археологическая карта Абхазии. Сухуми. 1969, с. 50 - 65; его же. Тайма Цебельдинской долины. М. 1975). В 1977 г. начались стационарные исследования Цибилиума (Археологические исследования в Цебельде (результаты раскопок 1977 г.). Тбилиси. 1983; Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х. Материалы по археологии Цебельды (итоги исследований Цибилиума в 1978 - 1982 гг.). Тбилиси. 1985; их же. Главная крепость Апсилии. Сухуми. 1986), а с 1981 г. - крепости на горе Шапкы (Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х., Шенкао Н. К., Логинов В. А. Работы Цебельдинской экспедиции. - Полевые археологические исследования в 1981 году. Тбилиси. 1984). Параллельно продолжается исследование могильников, в которых раскопано еще свыше 400 погребений.

2 Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами. Т. II. СПб. 1880, с. 234,

3 Воронов Ю. Н. Западный Кавказ в эпоху Юстиниана (527 - 565 гг.). В кн.: XIII Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). Майкоп. 1984.

стр. 185


ской империи еще во II-III веках. На крепостную стену вела монументальная лестница.

С западной, наиболее доступной для нападения врага стороны были возведены вторая стена и три башни - прямоугольная катапультная, пятигранная и с кирпичным куполом. На вершине западного утеса была построена небольшая церковь, севернее - кафедральный собор с пристройками, в том числе крещальней. Собор был украшен предалтарной колоннадой с резными капителями и росписью, а между ним и церковью находилось помещение с гробницей. По-видимому, там был погребен какой-то христианский мученик. Его останки археологи обнаружили в ларце из черного дерева. Ниже храмового комплекса сохранилось основание здания площадью 50x12 метров. После завершения строительства и ухода византийских рабочих в крепости разместился гарнизон апсилов.

Летом 550 г. на территорию Апсилии, которая к тому времени вошла в состав царства Лазики, вступило многотысячное войско персов во главе с Набедом. Он хитростью овладел основной крепостью Апсилии и взял в плен вдову одного из лазских царей Феодору. Ее и заложников из соседнего княжества Абасгии он увел в Иран. В Цибилиуме осталась часть иранского войска. Прошло несколько недель, и апсилы в ответ на бесчинства захватчиков ночью атаковали крепость. Персидский отряд был уничтожен4 . При раскопках археологи обнаружили следы того сражения: полусгоревшие перекрытия, пробитые в стенах бреши, стрелы, помятое снаряжение иранских воинов, конский доспех. Затишье после победы над персами, однако, оказалось недолгим. Не прошло и нескольких месяцев, как в Цибилиум; вступило византийское войско, возглавленное Иоанном, сыном Фомы Армянина. Иоанну удалось (вероятно, благодаря давним связям отца, восходившим ко времени строительства крепости) уговорить апсилов без сражения передать ему Цибилиум5 .

Летом 553 г. в этом районе вновь появились персы, а также отряды их северокавказских союзников гуннов-савиров. Находившиеся в крепости византийцы и апсилы заставили иранского полководца Мермероя отступить. В мае-сентябре 556 г. сюда опять вторглись персы и савиры, а византийцы пришли, чтобы принудить к покорности родственных апсилам мисимиан. Во главе 4-тысячного византийского войска стоял Мартин, незадолго до того участвовавший в обороне Рима от готов. Из-за болезни он задержался на несколько недель в Цибилиуме, откуда и руководил военными действиями против сдерживавших наступление его войск персов и савиров. Вместе с Мартином в крепости остановился посланец императора Иоанн Дакик и другие видные военачальники: армянин Бораз, лаз Фарсант, цан Феодор, римлянин Максенций. Источники сохранили также имена некоторых солдат, побывавших в те дни в крепости: исавр Илл, ант Леонтий, славянин Сваруна6 . В ту пору были обновлены помещения крепости, в складе установлен еще один ярус глиняных бочек-пифосов со свежим вином.

Победы Византии стабилизировали обстановку в Апсилии и укрепили союзнические отношения империи с северокавказскими народами, особенно аланами, принявшими на себя охрану перевальных путей. Более столетия аланы держали в своих руках переданную им византийцами крепость мисимиан Бухлоон (совр. Пахулани в ущелье Ингури)7 . Постепенно необходимость в Кавказском лимесе как единой пограничной оборонительной системе отпала. Однако крепости, в нее входившие, продолжали еще некоторое время служить местным племенам. В 569 - 570 гг. в районе Цибилиума побывал византийский посол Зимарх, остановившийся в апсилийской крепости Рогатория (так, по-видимому, называлась тогда резиденция правителей Апсилии на горе Шапкы). В 708 - 711 гг. по Западному Кавказу совершил поездку будущий византийский император Лев III Исавр. На обратном пути с помощью греко-армянского отряда и апсилов, руководимых представителем местной,


4 Прокопий из Кесарии. Война с готами. М. 1950, с. 403.

5 Там же.

6 Агафий. О царствовании Юстиниана. М. 1953, с. 116 - 124.

7 Воронов Ю. Н. Из истории византийско-аланских связей в VI-VII вв.. В кн.: Конференция по археологии Северного Кавказа. XII Крупновские чтения. Тезисы докладов. М. 1982.

стр. 186


знати Мариной, ему удалось освободить занятую арабами Железную крепость8 , т. е. тот же Цибилиум. В 738 г. в эти места вторглось арабское войско во главе с Сулейманом ибн-Исамом, взявшее Цибилиум штурмом. Укрывшийся за его стенами последний вождь апсилов патрикий Евстафий был пленен и обезглавлен. Следы этих событий тоже нашли отражение в археологических находках.

История окрестностей Цибилиума со второй половины VIII по X в. пока почти не известна. Здесь проходил перевальный путь. По нему шли торговцы, послы, христианские проповедники, пастухи, перегонявшие скот на пастбища. Возле Цибилиума возникло крестьянское поселение. Однажды кто-то попытался укрыться от преследователей в развалинах крепости. У первой же башни он зарыл глиняную кружку со своим богатством. Обратно этот человек не вернулся. Его сокровище нашли археологи: 106 арабо-грузинских серебряных монет рубежа X-XI веков.

Новый расцвет этого района относится к XIII-XVI векам. От того времени сохранилось несколько храмов. Один из них раскопан в самой крепости, на месте .небольшой церкви VI века. Его строители заделали древние входы в западной и северной стенах, возвели заново восточную и южную с дверным проемом. Вокруг храма разместилось кладбище. В исследованных более чем 300 захоронениях обнаружен погребальный инвентарь: оружие и гвозди из железа, украшения из бронзы, серебра и золота, керамическая и стеклянная посуда, привозные ключи от дверных замков (их доставляли сюда скорее всего генуэзские торговцы, основавшие к тому времени ряд факторий на Кавказском побережье). В другом храме, в юго-западной части Цебельдинской долины, расположенном в центре небольшого поселения, обнаружены предметы VI-VIII, X-XI и XIV вв., рядом - погребение, в котором найдены великолепные золотые серьги с бирюзой и фигурными подвесками. В середине XVII в. богослужение в церквах прекратилось, ценности из них стали растаскивать. Археологи проследили в Цибилиуме путь одного из грабителей: он ронял по пути церковную утварь.

Около 1680 г. в Цебельдинскую долину переселился из Ахчипсоу (район современной Красной Поляны близ Сочи) князь Херпыс, от которого пошел род цебельдинскш: владетелей Маршания (Амаршан). В XVIII - первой половине XIX в. Цебельдой уже называлась территория, охватывавшая бассейны рек Келасури, Амткела и Кодора от выхода их из ущелий на приморскую низменность до перевалов Большого Кавказского хребта. Так за 13 столетий название одной из крепостей трансформировалось в наименование обширной области, население которой достигло свыше 15 тыс. человек.

Цебельдинцы - потомки апсилов, среди которых каждый боеспособный мужчина был воином, отличались воинственностью, постоянно тревожа набегами соседние области. Занимались они и мирным трудом - земледелием, садоводством, скотоводством. Их общество состояло из земельных собственников, свободных и полузависимых крестьян, а также рабов. Из обычаев цебельдинцев современники выделяли гостеприимство: "Туземец, отправляясь хотя на долгое время в путь, не берет с собой запасов продовольствия, равно не заботится и о том, где ему переночевать. Хозяин сакли, у которой приезжий остановится, встречает его, снимает с него оружие радушно угощает по состоянию и дает ночлег"9 .

В конце 1836 г. старший из цебельдинских Маршания князь Мисоуст выразил -согласие на присоединение Цебельды к России, и в 1837 г. Цебельда была включена в ее состав в качестве отдельного приставства. 16 мая 1837 г. представители рода Маршания и мусульманское духовенство на Коране присягнули новой власти. Первым приставом Цебельды, на которого была возложена функция представителя военной администрации, был назначен ссыльный польский революционер Ф. Я. Литовский, знавший абхазский язык10 . Ссыльный декабрист А. А. Бестужев-Марлин-


8 Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: "Хронография" Феофана, "Бревиарий" Никифора. М. 1980, с. 65 - 67.

9 Цит. по: Анчабадзе Ю. Д. Абаза (к этнокультурной истории народов Северо- Западного Кавказа). В кн.: Кавказский этнографический сборник. Вып. VII. М. 1984, с. 160.

10 Цебельда. Акты, собранные Кавказскою Археографическою комиссиею. Т. VIII, ч. I. Тифлис. 1881, с. 455 - 463.

стр. 187


ский писал из Цебельды: "Виды - прелесть, но люди, бедны, как нельзя более, в крае, роскошном дарами природы"11 . Цебельдинцы не раз выступали против царских властей (1842 - 1845, 1854 - 1856 гг., Лыхненское восстание 1866 г.)12 . В 1869 г. в окрестностях Цебельды были основаны анатолийскими греками сел" Ольгинское и Георгиевское.

В 1874 г. тут была сделана попытка "посадить на землю" русских чиновников. Один из участков земли возле древней апсилийской крепости на горе Шапкы был выделен за заслуги по изучению горцев Кавказа Н. И. Воронову, в прошлом соратнику А. И. Герцена. Усадьба Вороновых "Ясочка", получившая позднее известность в качестве "почтового ящика революции 1905 - 1907 гг." и "подпольного дома отдыха большевиков", сохранилась до наших дней13 . Земля в районе Цибилиума досталась участнику русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. генералу П. Д. Краевичу, затем его братьям - врачу Д. Д. Краевичу и физику К. Д. Краевичу, друзьям и соседям Вороновых. Обе усадьбы в конце XIX - начале XX в. служили приютом революционерам (Г. А. Лопатину, Е. Д. Стасовой, М. И. Васильеву-Южину, П. А. Джапаридзе и др.), деятелям науки и культуры (председателю Московского-археологического общества П. С. Уваровой, археологу Д. З. Бакрадзе, художнику И. А. Владимирову и пр.).

Сегодня в Цебельде продолжаются раскопки, ведутся работы по созданию на базе уникальных исторических памятников музея-заповедника.


11 Цит. по.: Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми. 1975, с. 71 - 73.

12 Там же, с. 65 - 67, 279 - 288.

13 Лейберов И. П. Цебельдинская находка. М. 1976.

 

Опубликовано на Порталусе 21 ноября 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ДРЕВНЯЯ ЦЕБЕЛЬДА



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама