Рейтинг
Порталус

Репортаж молодого журналиста: "Беспредел в Грузии при переездах из Тбилиси в Баку"

Дата публикации: 01 июня 2010
Автор(ы): Полковник В. КАУШАНСКИЙ, корр.
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СТАТЬИ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1275413765


Полковник В. КАУШАНСКИЙ, корр. , (c)

НА РАССВЕТЕ поезд Баку - Тбилиси возле станции Салоглы "бомбили" в стиле старых добрых вестернов. С десяток прилично одетых новоявленных гангстеров из солнечного Азербайджана, проходя вдоль состава, открывали двери купе, подавая стереотипные команды: "Предъявите вещи к досмотру. Пограничная зона. Ищем оружие". О какой границе шла речь - неясно, но в непреклонности намерений неожиданных визитеров пассажиров убеждала каменная решимость во взглядах. По ходу "досмотра" брали все подряд: деньги, золотые украшения, продукты, паспорта и прочие аксессуары нашего бренного бытия.

Дошла очередь до коренастого седого человека в светлом пальто. Главарь шайки вскинул глаза: "Ну, ждешь особого приглашения?" "У меня нет вещей, тем более оружия, - был ответ. - Хотя как генерал я мог бы носить его с собой". Глаза главаря полыхнули холодом: "Армянам продался, генерал? Жаль, некогда тобой заняться, а то бы..."

Какую кару придумал бы бандит для одетого в штатское начальника службы военных сообщений Киевского военного округа генерал-майора Владислава Абрамова, он не сказал. Пора было уносить ноги и трофеи: десятки тысяч рублей и все, что к ним присовокупилось.

Поезд пришел в Тбилиси, и Абрамов потерял еще день, давая в милиции свидетельские показания. Впрочем, нужны ли они были блюстителям закона? В Грузии сегодня и своих вооруженных любителей-грабителей хватает. Просто генерал спешил, мы условились совместно переправить в Киев домашние вещи, оставшиеся в Тбилиси после переезда к новому месту службы. И это вам не офисные переезды - здесь все гораздо сложнее! Да и жены торопили. Я добрался в Грузию на военно-транспортном самолете вместе с делегацией Комитета солдатских матерей Украины, а генерал, задержавшийся на два дня по делам, на перекладных оказался в азербайджанской Гяндже. Вот и угораздило попасть в злосчастный поезд.

Когда мы наконец встретились, Владислав Петрович расстелил на столе карту и предложил как следует обдумать маршрут. Предприятие предстояло по нынешним временам архисложное. Военно-транспортная авиация - вещь проблематичная, нерегулярная, да и не летает по частным заказам. Через Западную Грузию поезда практически не ходят, а если и ходят, то с "оглядкой", то бишь вооруженной охраной, потому как до конца не выяснили отношения боевики экс-президента Звиада Гамсахурдиа и формирования, преданные новому руководству республики. Где гарантия, что не нарвешься на самодеятельных минеров? На азербайджанской железнодорожной ветке свои проблемы, со своими очагами напряженности. Морем не погрузишься, да и не пробьешься к нему сквозь посвист пуль. Вариант с контейнерами нам знающие люди отсоветовали: иные исчезают, иные приходят разграбленными, иные владельцы разыскивают их по нескольку месяцев. Такой вот ребус-кроссворд.

Что оставалось? Лишь "трасса жизни", как именуют в Закавказском военном округе Военно-грузинскую дорогу, что идет через Крестовый перевал на Владикавказ, а оттуда рукой подать до Беслана. Именно там, в маленьком североосетинском городке, военные КамАЗы округа берут грузы продовольствия и везут в Тбилиси. Но и эта дорога, воспетая Пушкиным и Лермонтовым, отнюдь не навевала на нас лирические ассоциации. Снега, туманы, многотонные "языки" весенних лавин, перемахивающие через пропасти... Однако военные колонны пробивались.

Начальник штаба тыла ЗакВО генерал-майор Павел Щербаков, услышав о нашей просьбе, сказал, вздохнув:

- До Беслана довезу. До Киева? Тут я вам не помощник. Грузы там не получаем, прошли времена. Да кто бы мне заправил машины, кто бы их вернул, наконец? У меня уже шесть КамАЗов за пределами округа "прихватизировали". И потом знаете, во сколько сегодня обходится километр их прогона? Почти червонец. Без портков остались бы.

Добрая душа Павел Иванович. Несколько КамАЗов шли на загрузку в Ростов, вот мы и присоседились, не предполагая и близко, сколь тяжела она, ноша, связанная с переездом.

Сначала все-таки ноша морального порядка. Кавказ издревле благоволил российским офицерам. Блистали на его просторах и златые эполеты, и маковки военных церквей, и смешивалась на дорогах жизни и грузинская, и русская, и армянская, и азербайджанская, и украинская речь. Особенно в тяжкие дни стихийных бедствий, наподобие землетрясения в Армении. И народы кавказские, давшие Отечеству (рука не поворачивается писать "бывшему") великолепных воинов, не расплескали и по сей день память о совместно пролитой крови. А какие войсковые учения обходились без общих концертов с песнями да танцами! Сколько тостов было настоено на дружбе, искренности, любви друг к другу. Сколько поэтических строк мы подарили Кавказу, а Кавказ нам за трудные наши столетия. Мы просто жили, как и отпущено людям на земле, расколовшейся ныне границами, таможнями, подозрительностью, нетерпимостью.

Как человек, изрядно прослуживший в Закавказье, уповаю на то, что рано или поздно прозреем, что очищенными вернемся к родникам, устав пить мутную воду ожесточивших нас политических словоблудии, выясняя, кто же все-таки святее папы Римского. Печально, что последняя ночь в Тбилиси вместила в себя с бокалом прощального кахетинского вина и треск автоматных очередей на автостоянке у дома, в котором провожали нас со слезами на глазах тбилисские друзья.

Но есть у переезда и другая ноша, которая в нашем сознании связана с поговоркой о его равносильности пожару. Мы, люди военные, не нажили за службу ни миллионов, ни дворцов. Но то, что нажили, - не продашь, не бросишь, ибо уже нигде и не приобретешь на сегодняшнем промтоварном безрыбье. От гвоздя до жилой стенки. Так и грузились с генералом, словно мешочники перед базаром, забирая все чохом.

И еще уповали мы на своих водителей, двух украинцев, двух сержантов - Сергея Зубченко и Григория Лаврука. Всю зиму наши невольные ангелы-хранители мчали свои КамАЗы через реки, горы и долины.

Военный комендант станции Батайск майор Александр Корнилов, увидев нас в кабинете небритых, заляпанных грязью, заторопился, вскипятил чай - это восьмое чудо света для странников. Пока чаевничали, убедились: вожделенные контейнеры - не манна небесная. На них тоже дефицит и очередь, а КамАЗы пора возвращать, им с грузом вновь идти через Крестовый.

И екнуло сердце, когда командир соседнего авиагарнизона по телефону пообещал выделить солдат для перегрузки вещей. В начале 50-х годов здесь начальником Дома офицеров служил мой отец. С ним и познал, что такое переезды. Прибалтика, Ростов, Урал. Северный Казахстан, родной Киев. Но разве так в ту пору отправлялись к месту службы офицеры, их семьи? Какие там товарняки да КамАЗы. Как хорошо отлаженный механизм работали контейнерные станции, и лица проводников, разносивших чай в купе, были приветливы и дышали желанием упредить любую просьбу. И никто не думал о нелетающих из-за развернувшихся в отчих краях боевых действиях самолетах, заминированных железнодорожных путях, бандитских налетах на составы, а уж генералам-то всегда были гарантированы мягкие вагоны или "СВ".

О том же наверняка подумал и генерал Абрамов, который философски изрек моим коллегам-"краснозвездовцам" полковнику Анатолию Боровкову и подполковнику Николаю Асташкину, предложившим свои "региональные" услуги при погрузке в Батайске: "Начинал свою службу курсантом в теплушке да так и заканчиваю в звании генерала. Вот о чем надо писать, братцы". Мы рассмеялись и ответили в один голос: "Напишем".

В сумерках вагон втолкнули в товарный состав, и мы покатили, кое-как занавесив так и не закрывшуюся до конца проржавевшую дверь куском целлофана. Ночью, ошалев от грохота и холода, подкармливая прожорливую капризную печурку угольком и вдоволь намахавшись топором, расщепляя неподатливые дрова, я вновь вспомнил слова генерала. За его плечами 88 лет службы. Из них львиная доля в Закавказье. Да и какой службы! В военных сообщениях. Десятки тысяч вагонов, поданных на учения, бесконечные переезды с места на место, жизнь с семьей в нетопленных общежитиях, порой двадцать четыре часа в сутки бдения на станциях, военных аэродромах. И вот тебе финал: ревущее четырехосное чудо, раскачивающееся, словно челнок в шторм. Забитый ящиками и коробками холодильник на колесах, в котором, как ни закрепляй скарб, он будет греметь, подпрыгивать и угрожать тем, что свалится тебе на голову. Глядя на укутанного, будто кокон, Владислава Петровича, который приспособил для сна железную кровать, а мне на время пути презентовал удобный диванчик, я позволил себе любопытную мысль: предложи такой переезд, скажем, генералу американской армии, какова была бы его реакция?

Железная дорога обнищала не только на элементарные услуги. Обнищала она и нравственно. Полчища бомжей и выпивох на полустанках стучали в наш вагон, вопрошая: "Что везете? Что продаете? Вино есть?" Когда я уставал отвечать, зычный голос генерала сотрясал стены нашей полураспахнутой обители: "Беженцы мы. Нет товаров и вина тоже нет. Ступайте с Богом". И хитро мне подмигивал Владислав Петрович.

А я думал о другом. Как быть сегодня тем, кто не раздобыл КамАЗы в осажденных вооруженными толпами закавказских гарнизонах? Кто не имеет генерала- "восовца" в попутчиках? Чьи вагоны и контейнеры "бомбят" проходимцы (не только в Закавказье, совершенно возмутительные примеры мне приводили офицеры- дальневосточники), оснащенные оружием на любой вкус. И к кому взывать о помощи, если не придут на помощь друзья, мчащиеся по первому звонку на станцию, чтобы перегрузить твои вещи? Это ведь только благодушествуя, можно рассуждать о прозрачности границ бывшего СССР, а ныне СНГ. Они, границы, всегда прозрачны для воздуха, но не для офицерских судеб. И не пора ли серьезным политикам скоординировать усилия и дать "зеленый свет" людям, получившим в театре жизни незавидную роль пилигримов в погонах. И неважно, в чьей ты армии служишь - сугубо национальной или под сенью объединенного командования: сегодня переселенцем может стать каждый" И тот, кто едет с Кавказа на Украину, и с Украины на Кавказ. Из Казахстана в Прибалтику, а оттуда в Молдову или Россию.

Что все-таки важнее для переезжающих: объединенное командование или объединенное прикрытие офицерских семей от унижения нецивилизованной судьбой скитальцев. И нелишне отцам-основателям СНГ призадуматься о проездных тарифах. Они свои для каждой отдельно взятой независимой республики. Но, может быть, стоит предоставить военным единые льготы при переезде? Это ли не милосердие и гуманизм, взятые не в абстрактных, а конкретных величинах.

...Шли уже пятые сутки пути, когда на рассвете в вагон заглянул улыбающийся железнодорожник и весело крикнул; "Эй, хлопца, приихалы. Це ж Дарниця". Мы с генералом посмотрели друг на друга: щетина каторжников, густая сажа на лицах, красные от бессонницы глаза. Ни дать ни взять персонажи фильма ужасов, специально снятого для жен и потомства. Генерал тряхнул седой гривой волос: "Ты действительно собираешься написать о нашем переезде?" Я лишь пожал плечами, мол, стоит ли? Да и что бы из этого получилось? Ностальгия по прошлому? А может быть, по будущему, в котором каждый офицер и его благословенное семейство заживет цивилизованной жизнью, дарованной суверенными республиками?

Впрочем, об этом, похоже, не мне уже судить.

Опубликовано на Порталусе 01 июня 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама