Рейтинг
Порталус

И ОДИН В ТУНДРЕ - КАРАВАН

Дата публикации: 31 октября 2011
Автор(ы): Записал Алексей МУРАШКИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СТАТЬИ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1320047674


Записал Алексей МУРАШКИН, (c)

С известным путешественником Степаном Савиным знакомство у меня заочное, также заочным получилось и это интервью. Однажды моя дочь, возвращаясь с подругами из Петрозаводска, познакомилась в поезде с попутчиком - жизнерадостным бородатым дядькой. Узнав, что отец попутчицы работает в газете, он оставил свои координаты, намекнув, что есть интересный материал. Мы созвонились, потом обменялись письмами, и я, узнав, что Степан Савин собирается в свой очередной поход, попросил его дать интервью прямо с маршрута, если представится возможность. Меня интересовало все: откуда берутся идеи его маршрутов, снаряжение и, разумеется, финансирование. Даже дилетанту понятно, что ползать по тундре в одиночку на протяжении многих месяцев - удовольствие недешевое, требующее не только опыта и подготовки, но и множества бытовых вещей: еды, снаряжения, топлива, связи.

А путешествуют по нашему северу не только россияне. Вот как об этом рассказывает сам Савин.

- 30 мая 2000 года с мыса Нордкап взял курс на восток французский писатель и путешественник Жиль Элькем, намереваясь через три года, продвигаясь летом на каяке вдоль побережья, а зимой - на лыжах, достичь Берингова пролива. Весной этого года мужественный француз приблизился к восточной оконечности Чукотки, но от первоначальных планов ему пришлось отказаться еще в первую зиму. Глубокие снега Канинской тундры заставили его купить ездовых оленей, а затем с Югорского полуострова в предгорьях Полярного Урала передвигаться на собачьей упряжке. На Северном Тимане он серьезно заболел и был вывезен на снегоходе в село Коткино, а в ноябре 2002 года в районе Тикси, в Якутии, он был снят спасателями с уносимой в океан льдины, отколовшейся от припая.

В том же 2000 году из города Никель взяли старт трое лыжников под руководством Андрея Степочкина из Казани. Эта экспедиция с многообещающим названием "Северное Сияние России" впервые пересекла Кольский полуостров через центр, по сопкам и горным хребтам, за что была удостоена звания лауреата в чемпионате России. В составе этой экспедиции принял участие и я. Фактически мне пришлось заканчивать последние 90 километров маршрута в одиночку, поскольку казанские туристы не располагали снаряжением, необходимым для путешествия в межсезонье.

После этой экспедиции я решил подготовить свой проект "Северный Полярный Круг". В 2000 году преодолел маршрут протяженностью 1000 км по северу Архангельской области, пройдя на лыжах берегом Белого моря, через Беломорско-Кулуйское плато, Мезенской губой через Канинскую тундру и поднялся на горный хребет Северный Тиман. Но из-за того что весна началась гораздо раньше расчетного времени, мне пришлось из подручных средств строить плот (это в тундре-то!) и сплавляться на нем по реке Индиге до ближайшего поселка. Передвижение осложняло то, что последние десять дней пути из продуктов у меня были только чай и соль.

- Сейчас я нахожусь в центре большеземельной тундры. Погода в июле ужасная, невыносимая жара +34 - настоящее пекло для Заполярья. Замучили тучи комаров и оводов. Иду не перегружаясь. С рюкзаком весом более 40 кг "ломить" в такую жару просто самоубийство.

Когда-то я работал на крупнейшем в мире судостроительном заводе, строил уникальные корабли, но с изменением политической и экономической обстановки в государстве пришлось оставить предприятие, на котором проработал четверть века. Оставшись не у дел, я начал заниматься разработкой и производством снаряжения для активного отдыха и путешествий. Большая часть снаряжения, которым я сейчас пользуюсь, изготовлена собственноручно. На маршруте я иду в рубашке и накомарнике из мелкой сетки. На привале скрываюсь в "дышащей" палатке собственного производства. В ней же и готовлю еду на газовой горелке. А зимнее снаряжение у меня от крупнейших мировых производителей. Они обеспечивают меня своими изделиями, а я действую как ходячая реклама, а заодно и провожу "ходовые испытания". К примеру, термобелье у меня от фирмы X-Bonic, олимпийка из двойного флисса от "Малден Миллз". Пуховая куртка, спальный мешок, комбинезон и многое другое от российской "ВАСК". Но это все элита. Рядовому потребителю она не по карману. Подобное снаряжение могут позволить себе экспедиции, имеющие солидный бюджет. Наша одежда тоже неплохая, но не намного дешевле. Сейчас у меня есть куртка из мембранной ткани нашей фирмы. Я ею доволен.

Еще одна проблема для человека, путешествующего по тундре, - ориентирование на местности. Зачастую от этого зависит жизнь. В школах обучают простейшим приемам ориентирования, но этого мало. За время своих скитаний по северу мне частенько приходилось слышать, как взрослые и вроде бы опытные мужики теряли свои рюкзаки, отойдя от них на небольшое расстояние, или просто плутали, ругая при этом компас. Люди не учитывали магнитное склонение, которое, например, в районе Тиманского кряжа составляет 19?. Для меня в этом плане проблемы теперь не существует. В моем арсенале три карманных компьютера. В навигационный можно ввести нитку маршрута, и он проведет как автомобиль и в полной темноте, и в густом тумане. Точность будет составлять до нескольких метров. К сожалению, он очень прожорлив на батарейки. Поэтому я его включаю только для определения географических координат своего местонахождения. Другая моя высокотехнологичная игрушка - терминал спутниковой связи, тоже помощь спонсоров из "Глобал телеком". Весит он всего 370 граммов, что немаловажно, когда весь груз приходится тащить на себе. Благодаря этому я по ходу экспедиции могу решать множество вопросов, начиная от финансирования до консультаций со своим врачом.

Вообще, это удовольствие - заниматься любимым делом, пользуясь лучшим снаряжением, которое есть в мировой практике. Но удовольствие дорогое. Чтобы заполучить и снаряжение, и аппаратуру, и финансы, надо приложить немало усилий. Приходится много ходить по организациям, звонить, убеждать, заниматься менеджментом, рекламой, а где-то и хитрить. Но, разумеется, на обоюдную пользу. Деньги не всегда удается получить вовремя и приходится одалживать, серьезно рискуя, или заключать невыгодные контракты. Осваиваю и профессию репортера, публикую очерки. Есть заказы из различных журналов на фоторепортажи, есть спрос на видеоматериалы. Путешествия в труднодоступных районах дают в руки уникальный материал. Его накопилось уже порядочно, и я начал работать над книгой.

По большому счету, я провожу экспедицию вдолг, авансом, и только когда ее успешно закончу, смогу сказать, что я в расчете со спонсорами.

Фактически я вышел на маршрут третьего этапа 21 ноября прошлого года, но уже на второй день провалился на хлипком льду и утопил лыжу в речке. Стал звонить, договариваться об отправке вперед по маршруту резервной пары лыж и узнал, что у меня родился внук. Решил вернуться за лыжами самостоятельно и повидать внука. В результате застрял дома на три месяца. В феврале выход опять был неудачным: растянул связки ступни и лечился два месяца. По существу, только с 9 апреля я начал активное движение. Всего пройдено до Нарьян-Мара 840 километров. Из них 300 километров пешком и на лыжах. И 540 - на деревянном плоту- лодке по пяти рекам.

По лесовозным дорогам пересек водоразделы рек Печора, Вашка и Мезень. Затем на лыжах с Мезени через Средний Тиман в районе Четласского Камня перевалил в бассейн реки Печора, где меня догнала оттепель и активное таяние снега. Еще 60 км пришлось идти с полным набором приключений: ночными заморозками, переправами через вскрывавшиеся ручьи и речки, заплывами в одежде и бегом на лыжах по раскисшему болоту с караваном из двух саней. На реке Каменная Вался окончательно встал и стал строить плот. Ну а после Нарьян-Мара размениваю вторую сотню километров пешком по тундре.

Осложнило прохождение маршрута еще и то, что в этом году Печора и ее притоки начали вскрываться одновременно. Как здесь говорят, "пришла вода на воду". Такое бывает раз в пять-шесть лет. В среднем течении Печора разлилась до 40 километров в ширину, вода шла лесами и топила деревья. На этих водных просторах внезапный ветер поднимал штормовую волну, переворачивал лодки. Местные жители, увидев мой плотик, принимали меня за сумасшедшего. Лишь узнав, что к чему, начинали, кажется, уважать. По большому счету, были правы в отношении здравого смысла. В общей сложности неделю мне пришлось пережидать непогоду на Печоре. Только в последний день по-настоящему "рванул". За 19 часов ходу пролетел 100 километров на плоту. Но река мне потрепала нервы. В тот день я четыре раза с ходу влетал в блуждающие водовороты и чудом из них выбирался с трясущимися руками. Это с моим-то опытом. Жестокая река.

* * *

По моим сведениям, впереди у путешественника горы Полярного Урала, полуостров Ямал, Обская Губа, Таймыр и Якутия до реки Лены. Жесткого срока окончания путешествия нет.

Опубликовано на Порталусе 31 октября 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама