Полная версия публикации №1498839577

PORTALUS.RU ВОЕННОЕ ДЕЛО В. М. КОВАЛЬЧУК. ЛЕНИНГРАД И БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ. ИСТОРИЯ ЛАДОЖСКОЙ КОММУНИКАЦИИ БЛОКИРОВАННОГО ЛЕНИНГРАДА В 1941-1943 гг. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. В. БАСОВ, В. М. КОВАЛЬЧУК. ЛЕНИНГРАД И БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ. ИСТОРИЯ ЛАДОЖСКОЙ КОММУНИКАЦИИ БЛОКИРОВАННОГО ЛЕНИНГРАДА В 1941-1943 гг. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 30 июня 2017. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/warcraft/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1498839577&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. В. БАСОВ, В. М. КОВАЛЬЧУК. ЛЕНИНГРАД И БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ. ИСТОРИЯ ЛАДОЖСКОЙ КОММУНИКАЦИИ БЛОКИРОВАННОГО ЛЕНИНГРАДА В 1941-1943 гг. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 30 июня 2017. URL: https://portalus.ru/modules/warcraft/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1498839577&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).



публикация №1498839577, версия для печати

В. М. КОВАЛЬЧУК. ЛЕНИНГРАД И БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ. ИСТОРИЯ ЛАДОЖСКОЙ КОММУНИКАЦИИ БЛОКИРОВАННОГО ЛЕНИНГРАДА В 1941-1943 гг.


Дата публикации: 30 июня 2017
Автор: А. В. БАСОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Номер публикации: №1498839577 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Л. Изд-во "Наука". 1975. 328 стр. Тираж 50000. Цена 1 руб. 79 коп.

О подвиге Ленинграда в Великой Отечественной войне создана обширная научная литература. Среди недавно вышедших исследований своей фундаментальностью, тщательностью отбора фактов и документов выделяется книга ленинградских историков "Непокоренный Ленинград", а также труд по истории Ленинградского военного округа1 . Примечательно также, что маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и А. М. Василевский во вторые издания своих воспоминаний ввели специальные главы о борьбе за Ленинград.

Ленинград в Великой Отечественной войне - тема многогранная и неисчерпаемая. Одной из важных ее проблем является связь между блокированным городом и всей остальной страной. Благодаря установлению коммуникации и ее бесперебойному действию осажденный Ленинград из ослабленного и уязвимого пункта постепенно превратился в исходный плацдарм для наступления и разгрома противника на северо-западном стратегическом направлении советско-германского фронта.

Книга кандидата исторических наук, заведующего сектором Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР В. М. Ковальчука позволяет взглянуть на пути сообщения с осажденным Ленинградом как на одну из важнейших проблем вооруженных сил, оборонявших северо-западное стратегическое направление, и труднейшую задачу советского народа в войне. Использовав обширную литературу, в том числе и немецкую, а также многочисленные архивные материалы, автор впервые так подробно и всесторонне исследовал историю Ладожской коммуникации. В результате читатель получил ценное историческое исследование.

Захват Ленинграда планировался фашистами как первостепенная задача. Это обеспечивало им ликвидацию советского флота на Балтийском море, вывод из строя мощной промышленности города, прикрывало северный фланг войск, наступавших на Москву, открывало путь в северо-западные области Советской страны. Соединение финских войск с армиями вермахта увеличило бы и без того большие возможности последнего. Очень сжато, почти конспективно В. М. Ковальчук рассказывает о том, как росло сопротивление немецкой группе армий "Север". Опираясь на город Ленина как на крепость, использовав все его оборонные и экономические возможности, построив фортификационные сооружения, бойцы и командиры фронта, поддержанные высоким патриотическим порывом населения, остановили более многочисленно-


1 "Непокоренный Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны". Изд. 2-е. Л. 1974; "История ордена Ленина Ленинградского военного округа". М. 1974.

стр. 148


го и сильного врага. Автор приводит авторитетное высказывание Г. К. Жукова: "Ленинград оказался первым стратегическим объектом на пути вермахта, который он не смог взять" (стр. 38). В. М. Ковальчук показывает, что город был удержан благодаря тому, что это было делом всего советского народа. Он приводит около двух десятков важнейших постановлений Центрального Комитета партии. Государственного Комитета Обороны (ГКО), Совнаркома СССР, служебные записки Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина и других государственных деятелей о проблемах обороны Ленинграда.

8 сентября немецко-фашистские войска, заняв Шлиссельбург, полностью блокировали Ленинград с суши. "Итак, город был окружен, - пишет автор. - Теперь результат битвы за Ленинград, имевший столь большое значение для исхода всей войны, зависел от того, сумеет ли город выдержать блокаду. А это, в свою очередь, зависело от того, удастся ли установить надежную связь с Большой Землей и наладить доставку в Ленинград продовольствия, боеприпасов и всего того, в чем нуждались город и фронт и что в достаточном количестве посылала им страна" (стр. 39). Из этой четкой альтернативы и исходит автор исследования.

Немецко-фашистское командование, блокировав город с суши, не сразу придало значение Ладожскому озеру. В то же время Советское командование, исходя из опыта прошлого, учитывало значение озерного района для обеспечения безопасности Ленинграда. С самого начала войны оно приняло важное решение развернуть на Ладожском озере военную флотилию. С сентября 1941 г. главной задачей ее стало обеспечение перевозок через Ладожское озеро.

В отличие от других работ по истории Ладожской коммуникации В. М. Ковальчук вначале рассмотрел вопрос об установлении "воздушного моста". Самолеты ежедневно доставляли в город в среднем 80 т грузов и эвакуировали (550 человек. Надежность воздушных сообщений зависела от погоды и противодействия авиации врага. Скоро стало очевидным, что воздушный транспорт может играть лишь вспомогательную роль в снабжении многомиллионного города. Проблема снабжения могла быть решена только по Ладожскому озеру. Исправляя допущенные ранее в литературе ошибки в освещении истории героической обороны Ленинграда, В. М. Ковальчук вполне обоснованно считает водные и ледовые перевозки через Ладожское озеро различными этапами или составными частями единой коммуникации. Он убедительно доказал, что она не ограничивалась берегами озера, а продолжалась на востоке до железнодорожной магистрали и на западе до Ленинграда.

Водные перевозки по Ладожскому озеру осенью 1941 п составили первый этап борьбы за коммуникацию, связывавшую город с Большой Землей. Советская сторона, имевшая Ладожскую военную флотилию и многочисленные суда Северо-Западного речного пароходства, была лучше подготовлена к защите этой коммуникации, чем немецко-фашистская сторона к ее нарушению. Но враг захватил основные порты. Поэтому пришлось на западном берегу Ладожского озера в спешном порядке создать порт Осиновец, а на восточном - приспособить порт Новую Ладогу. В то же время Советское командование организовало защиту водного пути от нападений наземных, воздушных и морских сил врага. В результате он не смог воспрепятствовать озерным перевозкам. До конца декабря было перевезено около 60 тыс. т различных грузов, в том числе 45 тыс. т продовольствия. Автор отмечает, что доставленного продовольствия было совершенно недостаточно, чтобы предотвратить наступающий голод, но оно "облегчило положение осажденного города и дало ленинградцам дополнительную возможность выиграть более месяца" (стр. 81).

Особое внимание В. М. Ковальчук уделил проблемам ледовой дороги и зимним перевозкам 1941/42 г., когда жизнь в Ленинграде постепенно затухала, боеспособность фронта и флота резко снизилась. Это был наиболее критический период в обороне города. В книге приведено содержание немецкой листовки, в которой фашисты писали, что "по льду Ладожского озера невозможно снабдить многомиллионное население и армию" (стр. 83). Действительно, по своенравному озеру с исключительно сложным ледовым покровом вблизи от противника было очень трудно организовать бесперебойное снабжение, когда суточный расход муки при самой низкой норме хлеба (250 г - рабочим и 150 г - остальному населению) составлял 510 т (стр. 127). Но другого выхода не было, и ленинградцы искали дополнительные резервы транспортировки через озеро. Автор подробно рассматривает технические и инженерные проблемы перевозок по льду с использованием

стр. 149


троллейбусов, автотранспортной, гужевой тяги и даже буеров. Сооружение и эксплуатация военно- автомобильных дорог через озеро, а также от Ленинграда до озера и от восточного берега Ладоги до железной дороги (ВАД-101 и ВАД-102) описаны автором особенно подробно. Много интересных деталей приведено им о строительстве складов, перевалочных пунктов, дорожно-комендантской службе, создании авторемонтных заводов и мастерских. На этой коммуникации все превращалось в сложную проблему: ремонт дорог и транспорта, организация пунктов питания, обогрева и медицинской помощи.

25 декабря 1941 г. в Ленинграде было объявлено о первой прибавке нормы выдачи хлеба. Среднесуточная доставка грузов увеличилась с 361 т в ноябре до 3690 т в марте. Автор убедительно показал, что голодные декабрь и январь истощили население Ленинграда. Необходимо было эвакуировать срочно часть населения. 19 января ГКО направил туда своего представителя - А. Н. Косыгина, который занимался вопросами эвакуации населения и промышленных предприятий, строительства транспортных судов и средств. Было решено эвакуировать сначала 500 тыс. жителей, а затем еще 300 тыс. человек. В. М. Ковальчук раскрывает невероятную сложность этого грандиозного мероприятия. Много новых интересных данных приведено в книге о транспортировке, питании, противоэпидемических и других медицинских мероприятиях. Зимой 1941/42 г. ленинградцы, пожертвовав тысячами жизней, вместе с бойцами фронта и флота при поддержке всего советского народа спасли город, который продолжал оставаться оплотом обороны северо-запада страны. У его стен были скованы значительные сухопутные, воздушные и военно- морские силы Германии и Финляндии.

ГКО, Совнарком СССР, ленинградская партийная организация, командование фронта и флота готовились к обеспечению перевозок летом 1942 г. через озеро как к единому комплексу военно-оперативных и народнохозяйственных мероприятий. Именно такой подход и обеспечил успех дела, потому что в это время немецко-фашистское командование готовило силы для нарушения коммуникации и наступления с целью захвата города. В книге раскрыта колоссальная работа по строительству и расширению портов; увеличению количества транспортных судов путем ремонта, подъема затонувших, строительства новых, перевода из бассейна Волги; созданию паромной переправы; прокладке подводных трубопроводов и электрокабеля.

Большим достоинством книги является анализ в ней вопроса о защите перевозок летом 1942 года. Автор собрал наиболее полный материал о сосредоточении на Ладоге финско-немецко-итальянских кораблей и их действиях. 1-й немецкий воздушный флот имел задачу во взаимодействии с морскими силами сорвать эвакуацию и снабжение Ленинграда, не допустить увеличения его обороноспособности. Но благодаря надежной защите коммуникации от нападения вражеской авиации и кораблей перевозки по озеру осуществлялись регулярно. "Сражение на Ладоге было одной из главных составных частей общей битвы за Ленинград", - констатирует автор (стр. 284). Действия летом 1942 г. Ладожской военной флотилии, войск ПВО, выделенной авиации фронта, флота и резерва Ставки Верховного Главнокомандования есть все основания рассматривать в совокупности как направленные к достижению единой цели - бесперебойности работы коммуникации. В результате согласованных действий этих сил и были сорваны попытки врага нарушить перевозки.

Автор приходит к выводу, что коммуникация надежно связала Ленинград с Большой Землей и серьезно укрепила обороноспособность города. Широкий поток грузов вдохнул жизнь в Ленинград, оживил трудовую деятельность населения, увеличил оборонное производство, улучшил оснащение и боеспособность войск. В целом были созданы предпосылки для прорыва блокады, для нанесения изнутри сильных ударов по осадившему город противнику. Блокада постепенно теряла свое значение, так как не создала врагу условий для штурма города. В книге приводится немало имен представителей различных гражданских и военных профессий, которые напряженным трудом, боевыми и трудовыми подвигами создали и обеспечили непрерывное действие Ладожской коммуникации. Помещенные в книге фотографии дополняют повествование; каждая из них является документом, характеризующим обстановку и людей - героев коммуникации. К сожалению, этого нельзя сказать о схемах, на которых нет важных пунктов, упомянутых в тексте, а дороги показаны не всегда точно.

В день прорыва блокады 18 января 1943 г. ГКО принял постановление о строи-

стр. 150


тельстве железнодорожной линии по южному берегу озера до Шлиссельбурга. Она была сооружена за 15 суток. Коммуникация через Ладожское озеро, названная Дорогой жизни, дополнилась Дорогой победы. Доставка грузов в Ленинград увеличилась более чем в 4 раза. История этой новой коммуникации, с помощью которой Ленинград был превращен в исходный плацдарм для победоносного наступления в 1944 г., еще ждет своего исследователя.

Опубликовано 30 июня 2017 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1498839577

© Portalus.ru

Главная ВОЕННОЕ ДЕЛО В. М. КОВАЛЬЧУК. ЛЕНИНГРАД И БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ. ИСТОРИЯ ЛАДОЖСКОЙ КОММУНИКАЦИИ БЛОКИРОВАННОГО ЛЕНИНГРАДА В 1941-1943 гг.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU