Рейтинг
Порталус

© "КАСТЕТ БЫЛ - КАСТЕТ ОСТАЛСЯ"

Дата публикации: 08 декабря 2014
Автор(ы): Олег Сыромятников
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1418040200


Олег Сыромятников, (c)

В 1900 году в столице Российской империи среди шума и суеты незаметно прошло открытие Музея санкт-петербургской полиции. Создан он был по инициативе градоначальника, генерал-лейтенанта Н.Клейгельса.

Ростислав Любвин, научный сотрудник Музея истории милиции, рассказывает: "Сначала музей, работами по созданию которого руководил полковник В.Галле, был размещен в здании Александро-Невской части, а в 1905 году, уже после событий 9 января, был переведен по адресу Офицерская (ныне ул. Декабристов, 28). В том же году музей был передан в полное ведение начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции В.Филиппова.

Экспонаты зала, где был размещен общеполицейский отдел, рассказывали об истории возникновения, создания и развития полицейской службы в России от Петра I до Николая II. Здесь можно было увидеть документы, приказы и уставы, иллюстрирующие историю формирования структурных подразделений полиции. В зале размещалась уникальная коллекция полицейских мундиров, а стены украшали живописные портреты и фотографии министров внутренних дел, руководителей и организаторов служб полиции, первых русских сыщиков и героев-городовых.

Большое место в экспозиции занимала коллекция оружия, бывшего на вооружении в полиции всех времен: дубинки, алебарды, пики, шашки, многочисленные пистолеты - от кремневых до знаменитого нагана.

В зале извозного промысла имелись макеты всех типов пассажирских катеров и грузовых подвод, колесивших по дорогам России. Тут можно было увидеть веревочные вожжи бедного крестьянина и настоящие произведения искусства шорного ремесла. В этом же зале размещались рисунки и фотографии велосипедов, автомобилей и мотоциклов, которые в начале века заполняли улицы Санкт-Петербурга.

Стены зала "украшали" фотографии конокрадов, на макетах были показаны способы краж скота, а на стендах демонстрировались "орудия производства": уздечки, манки, веревки.

Но центральное место в экспозиции занимал уголовно-сыскной отдел, разместившийся в двух больших залах. Тут были выставлены многочисленные ножи, кистени, кастеты, револьверы, ружья, бритвы и прочие предметы, которые в руках "лихих" людей становились орудиями преступлений.

Музей располагал богатейшей, просто-таки уникальной коллекцией воровского инструмента. Тут было все - от примитивной воровской "фомки" и наборов отмычек до уникального "шниферского" инструмента, с помощью которого пользовавшиеся европейской славой русские взломщики вскрывали самые надежные и неприступные сейфы.

В фондах музея имелась и масса всевозможных фальшивок: фальшивые паспорта и векселя, всевозможные "ценные" бумаги, "ассигнации" различных достоинств, фальшивые монеты и ювелирные изделия "под золото", стекляшки "под бриллианты", которые сбывали мошенники-фармазоны, игральные карты, которыми пользовались шулеры. На стендах можно было увидеть и словари воровского жаргона.

Многие материалы иллюстрировали методику раскрытия преступлений и, в частности, осмотра места происшествия. Так, в центре экспозиции 1903 года (а она постоянно менялась) оказались материалы успешного раскрытия кражи бриллиантового венчика с иконы Спасителя. Кража была совершена из главного храма Санкт-Петербурга, Исаакиевского собора, 4 февраля 1903 года

В залах была выставлена криминалистическая техника тех лет, и самое большое место тут занимали фотоаппараты. К началу ХХ века русские судебные фотографы имели мировую славу, и их снимки неоднократно получали главные премии на всевозможных конкурсах. Фотографии-призеры вместе с дипломами и медалями занимали в экспозиции достойное место.

Малозначительной частью работы музея был прием экскурсантов. Попасть сюда постороннему человеку было непросто. Дело в том, что музей прежде всего являлся учебной базой полиции. Кроме того, его посещение входило в программу обучения студентов юридических учебных заведений столицы. В музее работали высококвалифицированные, с большим опытом практической работы сыщики. Помимо регулярного обновления экспозиции, они принимали непосредственное участие в организации и проведении занятий по профессиональной подготовке для полицейских и слушателей из резерва городовых, которые получали в музее начальные навыки осмотра места происшествия, знакомились с судебной фотографией и ведением полицейского учета и статистики.

Гордостью были 27 больших альбомов с фотографиями преступников, классифицированных по роду их занятий: убийцы, бандиты, воры-карманники, конокрады, фальшивомонетчики и т.д. Словом, вся воровская публика, хоть раз попавшая в поле зрения полиции, фиксировалась со всеми данными и приметами в этих альбомах.

С 1903 года по указанию В.Филиппова велись также альбомы газетных вырезок со статьями о работе столичной полиции и материалами по "громким" уголовным делам.

Слава о Музее санкт-петербургской сыскной полиции прокатилась по всей Руси и Европе. В градоначальстве столицы имелось специальное отделение, ведавшее связями с иностранными полициями, и когда иностранные гости приезжали в Петербург, их первым делом вели в музей, и отзывы гостей были самые восторженные. К сожалению, во время Февральской, а затем и Октябрьской революций большая часть имущества и экспонатов музея была утрачена. Возродиться ему было суждено только в 1925 году.

С 1925 года музей расположился в здании Управления милиции Ленинграда на пл. Урицкого, 6 (ныне Дворцовая площадь, 6). Началу возрождения музея положили два старых питерских сыщика, прошедших "выучку" у В.Филиппова. Это были Сергей Кренев и Алексей Сальков. Именно они сберегли альбомы с фотографиями представителей дореволюционного преступного мира нашего города, взяли под свое зоркое око камеру вещественных доказательств, тщательно рассортировали хранящиеся в ней "вещдоки" (то есть вещественные доказательства). И в итоге создали экспозицию, не уступающую той, что была в музее, разрушенном в годы революции.

В 1949 году милицию нашего города возглавлял Герой Советского Союза Иван Соловьев. Он многое сделал для укрепления криминалистической службы милиции (в частности, проведена была и реконструкция Музея криминалистики). Но музей оставался учебным центром и не имел возможности принимать экскурсантов со стороны, хотя Иван Владимирович стал приглашать туда писателей и журналистов.

В 1960 году Управление милиции и криминалистическая служба переехали в новые помещения. Управление разместилось на Литейном пр., 4, а криминалисты - на ул. Воинова, 25 (ныне ул. Шпалерная, 25) в здании, которое когда-то занимала администрация знаменитой до революции Окружной тюрьмы (так называемой "Шпалерки").

Музей криминалистики был еще раз реконструирован и сохранил свою главную функцию, остался учебным центром подготовки криминалистов.

В это время в стране нарастало движение народных дружин, укреплялись связи милиции с общественностью. Появилась необходимость в центре пропаганды работы милиции.

Вот что рассказывает Р. Любвин о создании Музея милиции: "В 1967 году была сделана попытка создать открытый, общедоступный Музей милиции. Однако по целому ряду причин тогда это сделать не удалось. Через 10 лет руководство милиции вновь вернулось к этой идее. Для ее реализации была создана творческая группа, руководителем которой стал Алексей Скилягин, крупнейший специалист в области истории милиции, автор многих научных работ по этим вопросам. В группу по созданию музея вошли сотрудники различных служб". (Трое из этой группы и сегодня работают в нем. Это нынешний начальник музея, подполковник милиции В.Дьячков, научный сотрудник А.Хорев и научный сотрудник, майор милиции Р.Любвин.)

"Начали с нуля, - продолжает рассказывать Р. Любвин, - опыта ни у кого не было в такой работе. Прежде всего "подняли" наших ветеранов. Это Владимир Савин, человек не раз внедрявшийся в банды, раскрывший десятки сложнейших и запутаннейших дел, раскрывший банду Шемогайловых (кастеты этой банды - экспонаты одного из стендов музея); после ухода на пенсию еще 25 лет проработавший консультантом по раскрытию сложнейших дел. Пришел Сергей Лукьянченко, который вылавливал преступников в блокадные дни Ленинграда на трассе "Дороги жизни".

Помогал нам Илья Жуков. Он всю службу в милиции посвятил работе со служебными собаками.

В год создания музея рядом с нами работал и Иван Бусько, который поставил точку в кровавой карьере Леньки Пантелеева.

Благодаря нашим ветеранам мы смогли собрать уникальные документы разных лет, показать уголовные дела и людей, раскрывавших их. Поэтому рядом с инструментом по взлому сейфов, рядом с кастетами банды Шемогайловых фотографии тех, кто боролся за нашу безопасность.

Здесь есть фотография погибших в ГУЛАГе.

И вот 10 ноября 1977 года музей распахнул свои двери для посетителей!"

Сотрудники музея продолжали работать в архивах города, архивах милицейского главка, собирая материалы. А музей превращался в научно-исследовательский центр по изучению истории полиции и милиции нашего города.

Опубликовано на Порталусе 08 декабря 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама