Рейтинг
Порталус

Битва за Брестскую крепость: оборона Цитадели

Дата публикации: 27 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ →
Номер публикации: №1096302697


ИСТОЧНИК: LIBRARY.BY


Цитадель Брестской крепости стала одним из основных очагов сопротивления. Передовой отряд 3-го батальона 135-го пехотного полка противника, прорвавшись через Тереспольские ворота, занял клуб 84-го стрелкового полка, столовую командного состава и отдельные казематы оборонительной казармы. Их дальнейшее продвижение было остановлено совместными действиями размещавшихся в Цитадели подразделений.

У Холмских ворот первыми поднялись в контратаку бойцы 84-го стрелкового полка под командованием полкового комиссара Е.М. Фомина. У Брестских ворот их поддержали курсанты полковой школы 455-го стрелкового полка во главе с дежурным по школе лейтенантом С.И. Поповым, а также бойцы и командиры под руководством младшего лейтенанта П.А. Петухова и замполитрука В.Н. Абызова. Танкисты и экипажи бронемашин 75-го отдельного разведывательного батальона стремились пробиться к Холмским и Брестским воротам, к развилке р. Мухавец.



Боевые действия защитников помешали немецким подразделениям занять Инженерное управление и Белый дворец. Уже в первой половине дня 22 июня были сформированы группы обороны на всех участках Цитадели. В ее западной части сражались пограничники, возглавляемые лейтенантами А.М. Кижеватовым, А.Е. Потаповым и А.С. Саниным, подразделения 333-го стрелкового полка и отдельные группы 31-го автобатальона.

Бойцы 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД под командованием младшего сержанта К.А. Новикова и замполитрука Ш.М. Шнейдермана удерживали западную и юго-западную части оборонительной казармы.

В районе Белого дворца и казармы 33-го инженерного полка оборону возглавили старший лейтенант Н.Ф. Щербаков и рядовой 75-го отдельного разведывательного батальона А.К. Шугуров. У Брестских ворот командовал оборонявшимися начальник химической службы 455-го стрелкового полка лейтенант А.А. Виноградов. Западнее сражались подразделения 44-го стрелкового полка и 37-го отдельного батальона связи под руководством старших лейтенантов В.И. Бытко и А.И. Семененко, младшего лейтенанта И.В. Сгибнева.

Встретив организованное и стойкое сопротивление защитников крепости, понеся ощутимые потери, подразделения 45-й пехотной немецкой дивизии в первый день были вынуждены отойти за внешний вал крепости. 23 июня немецкие войска полностью блокировали крепость. Под их постоянным контролем находились реки и каналы, артобстрелы стали продолжительнее, активнее использовались агитационные средства.

Защитники крепости и члены их семей умирали от ран и заражения крови, задыхались в дыму, мучились от жажды. Особенно тяжело приходилось женщинам и детям, но в первые дни они не хотели и слышать о пленении. Убедившись, что их ожидает смерть, женщины вынуждены были смириться с решением командиров - "вместе с детьми идти в плен".

Гул фронтовой канонады становился все тише. К 24 июня остававшимся в крепости защитникам стало ясно, что помощи не будет. Их неоднократные попытки прорваться на восток заканчивались неудачами. Крепость была окружена плотным кольцом противника.

Во второй половине дня 24 июня в казарме 33-го инженерного полка состоялось совещание командиров и политработников. Было решено объединить сохранившиеся и сражавшиеся в Цитадели силы в одну группу, командование которой было поручено капитану И.Н. Зубачеву, заместителем стал полковой комиссар Е.М. Фомин. Начальником штаба назначили старшего лейтенанта А.И. Семененко. Лейтенант А.А. Виноградов записал это решение в Приказе № 1 штаба обороны Брестской крепости. На разные участки обороны были направлены связные с сообщениями о создании штаба и его решениях.

Согласно решению штаба, на 26 июня был назначен прорыв в районе Брестских ворот. Сформированная из 120 человек группа в результате мощного броска достигла противоположного берега р. Мухавец на Кобринском укреплении. С большими потерями пробившись к вечеру на северо-восточную окраину г. Бреста, они натолкнулись на немецкие танки. В неравном бою погибли почти все. Оставшиеся в живых продолжали сражаться на территории крепости.

Солдаты противника, взрывая стены и перегородки помещений, выжигая отдельные участки огнеметами, захватывали каземат за казематом. Основные силы защитников к этому времени были сосредоточены в подвалах казармы 333-го стрелкового полка и северо-западной части оборонительной казармы Цитадели.

29 и 30 июня были особенно тяжелыми для защитников крепости. Вражеские войска предприняли решительный удар по крепости, используя артиллерию, штурмовые орудия, орудия типа "Карл", танки, 88-миллиметровые зенитные орудия, огнеметы, бензин, нефть и другие средства.

Погиб А.М. Кижеватов. Были ранены и захвачены в плен Е. М. Фомин и И.Н. Зубачев. Их судьбу разделили многие защитники Цитадели. Оставшиеся в живых бойцы держали оборону в Белом дворце, уцелевших казематах 333-го стрелкового полка, клубе, казарме у Белостокских ворот.

Казематы Цитадели до сих пор хранят свидетельства беспримерного мужества и стойкости ее защитников. На стене казармы у Тереспольских ворот была найдена надпись: "1941 год. 26 июня. Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умираем как герои"; в подвале Белого дворца -"Умираем не срамя". В казарме 455-го стрелкового полка у Брестских ворот неизвестный боец выцарапал штыком на стене: "Умрем, но из крепости не уйдем!".

Опубликовано на Порталусе 27 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама