Рейтинг
Порталус

Танк. История появления и развития.

Дата публикации: 11 июля 2010
Публикатор: vanlargo
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО ВОЙНЫ И КОНФЛИКТЫ →
Номер публикации: №1278856866


Первая Мировая война


Вопреки веяниям времени, в ходе 1-ой Мировой войны подвижные подразделения всех противоборствующих вооруженных сил для быстрейшего передвижения использовали в основном, конную тягу - однако, многие продолжали делать это и в в самом начале Второй Мировой войны, а кое-где лошадей, как транспортное средство продолжают применять до сих пор. Но уже в то время некоторым была понятна польза, которую сулило использование техники. Двигатель внутреннего сгорания мог обеспечить сухопутной военной машине мобильность, огневую мощь и защиту, что стало понятно почти с первых же дней войны. Вскоре английское Адмиралтейство приобрело гражданские автомобили типа "Ланчестер" и "Роллс-Ройс", и в начале 1915 года английская армия создала свои первые броневые части. Подвеска гражданских машин нуждалась только в небольшом усилении, затем машины оснащались некоторым бронированием, и на верху устанавливались пулеметы. Эти броневики продемонстрировали свои большие возможности, особенно в разведке и в обходных боях неприятельских позиций. Броневики отлично показали себя - в Первую Мировую войну в Африке и на Ближнем Востоке.

Но даже бронеавтомобили не могли эффективно действовать против укрепленных и хорошо обороняемых позиций, и как следствие сложившаяся на Западном фронте тяжелейшая ситуация дала толчок к развитию новой боевой бронетехники. Когда сеть траншей непрерывной полосой легла между Ла-Маншем и Швейцарией, все осознали, что колючая проволока и пулеметы положили конец использованию лошадей в боях. Для сложившейся ситуации требовалась новая модель мобильных ударных сил. Требовались такие силы и средства, которые могли бы помочь найти выход из возникшего безвыходного положения.

Боевая машина, которая получила наименование танк, позволяла сломить безвыходное положение. Хорошо бронированный и ощетинившийся вооружением, он с легкостью проскакивал траншеи, благодаря охватывающим корпус гусеницам, стандартным для ранних машин - таких, как танк Мк-5. И главное - он мог свободно преодолевать сопротивление противника и довольно легко входить в его оборону.

Идея была реализована, и в бою на Сомме в 1916 году танк доказал свою надежность и сеял ужас на немецких солдат. Первые модели танков были весьма ненадежны и использовались исключительно в качестве поддержки пехотных атак. Настоящая тактика не делала их применение чересчур уж эффективным. Но, к моменту первой танковой атаки около Камбрэ в 1917 году в модификации боевых машин были внесены усовершенствования. Германская попытка догнать упущенное (и догнать союзников) привела к изготовлению "бронированного боевого вагона" — появился танк А-7V. Впрочем, попытка провалилась, к концу боевых действий исключительно союзники производили и применяли танки в достаточном количестве. Однако опыта Первой Мировой войны было мало, дабы убедить военное руководство в том, что лишь танк должен обеспечить победу в войне. Нападения германских штурмовых отрядов в период наступления в марте 1918 г. Показали значительную, нежели танки, эффективность при преодолении позиционного тупика. Однако, скептики могли убедиться в том, что идея боевой бронированной машины вполне жизнеспособна.

По окончанию Первой Мировой войны Германия отставала от союзников в области бронетехники. Едва оправившись от поражения, она активно начала испытания в этой области, невзирая на фактический запрет. Наперекор условиям Версальского договора, между войнами Германия усиленно занялась подготовкой бронетехники, изменившей старые мнения о войне. Дело было не в качестве боевых машин — к примеру - французский тяжелый танк В-1 абсолютно превосходил большую часть германских танков — а в их использовании. Французы (и в меньшей степени англичане) использовали свои бронетанковые войска исключительно для поддержки пехоты, так же, как и в Первую Мировую войну. Германская армия между тем осознала значение больших танковых формирований. Бои первых немецких танков, большая часть которых была изготовлена на базе чешских наработок, присвоенных немцами впоследствии аннексии Чехословакии в 1938 году, слишком многое дали понять союзникам. Это был ценный урок, хотя за него заплатили дорогую цену. Хотя германские танки несли очень большие потери даже в первых кампаниях, все воюющие стороны осознали, что будущее танковой борьбы за более крупными, лучше вооруженными и бронированными боевыми машинами. Самодовольство немецкого командования после побед на Западе исчезло, когда на советском фронте немецким танкам повстречался первый танк Т-34.


Танк. Оружие, броня, подвижность.


Танки СССР.


Советские бронетанковые войска появились из хаоса и неразберихи русской революции. 4 июля 1920 года, в период Гражданской войны (1919-1921 гг.), Красная Армия впервые применила танки в бою. Второй танковый отряд принимал участие в бою совместно с бронепоездом номер 8 и 14-м отрядом бронеавтомобилей. Только что родившиеся советские танковые войска состояли из малого количества английских танков "Mark V" и "Medium В Whippet" и французских танков "Рено FT". Эти машины поставлялись белым западными государствами для военной поддержки чтобы бороться с большевиками. Те смогли захватить некоторые из них и использовали против бывших хозяев.

В Гражданской войне роль танков была невелика для двух противников по очевидной причине - их было очень мало. По собственным оценкам, англичане и французы дали около 130 танков, хотя бронеавтомобилей было поставлено гораздо больше. Но танки были медленны, часто ломались, для них не хватало топлива и запасных частей. Следовательно, они совсем не подходили в качестве широкомасштабного использования совместно с гораздо более быстрой кавалерией в мобильных операциях, стандартных для Гражданской войны. Бронепоезда играли более важную роль по сравнению с танками в силу своей мобильности вместе с существенной огневой мощью. Контроль ж.д. В период Гражданской войны обычно становился решающим фактором.

Тогда же Красная Армия посвятила много времени и внимания своим танковым войскам. Уже в ноябре 1917 года большевики организовали Временный бронетанковый совет, в задачу которого входил контроль за 2-й Всероссийской конференцией по бронеавтомобилям. Конференция была сделана с целью обсуждения вопросов, связанных с созданием бронетанковых войск Советского государства. В 1918 г функции этих организаций взял на себя Революционный Военный Совет (Реввоенсовет), который предпринял практические шаги для образования танковых частей. Первые танковые войска были образованы в мае 1920 года. В состав каждого отряда входили 3 танка "Мк V" британского выпуска, шесть грузовиков и три мотоцикла.

По ходу того, как были сделаны из подручных материалов либо захвачены танки других модификаций, бронетанковые части были реорганизованы в 3 главные группы в соответствии с размерами танков. Танки "Mark V" образовали группу танков типа Б (большие), танки "Уиппет" - группу танков типа С (средние) и танки "Рено FT" - группу танков типа М (малые). Подобная организация была больше связана с проблемой снабжения и обеспечением командования танковыми частями, чем с какими-то задумками о тактической роли танков разных типов. Можно отметить то, что разделение танковых войск на группы в соответствии с размерами и техническими характеристиками танков было в Советском Союзе характерной чертой в период между войнами и во время Второй мировой войны, и имело непосредственное отношение к боевому применению танков. После Гражданской войны Красная Армия также проявляла интерес к боевым машинам. Преимущественно это касалось созданию собственного производства танков вместо захваченных западных машин. Комиссар Л. Троцкий писал, что надо построить танковые заводы, которые удовлетворяют потребности Советского Союза. На самом деле еще в 1919 году группа инженеров возглавляемых Н. Хрулевым начала создание французского танка "Рено FT" на только что национализированном заводе AMO (Автомобильное Московское общество). Решение попытаться создать танк Reno FT" было принято согласно тому, что он был меньше и проще других трофейных танков. Собрали один танк.

Есть мнение, что создание четырнадцати танков является преувеличением (потому что плохим было состояние промышленности в стране после только что завершенной войны), предполагается, что это были подновленные и отремонтированные FT, а не новые машины, но еще и - что танки "Русский Рено" или КС-1 выпускались з-ом "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде; на АМО делались для них двигатели. Все пятнадцать образцов серии, начало которой положил "Борец за свободу тов. Ленин", были целиком отечественными машинами, впрочем их качество было плохим. Несмотря на неуспех, русские продолжали создавать организации, задачей которых должна была стать разработка как самих танков, так и методов их применения. В 1923 году Главное управление военной промышленности провело первое систематическое исследование танков учитывая требования Красной Армии. В труде было исследовано использование танков в Первой Мировой войне и сделаны предложения по подготовке личного состава танковых частей. Дополнительный толчок к танков, как рода войск был дан в 1925 году, когда создано Техническое бюро изучения танков. Оно и внесло самый существенный вклад в воскрешение промышленности и созданию массового производства в 1926 году первого советского танка, названного МС-1 и известного, как танк Т-16/18.


Немецкие танки


Во время Первой мировой войны немцы практически не смогли произвести достаточное количество танков и понять принципы их использования в боях, а согласно условиям Версальского договора им вообще запрещалось производить танки, что, однако, не помешало образовать весьма эффективные танковые войска. А на фоне танков Франции и Великобритании танковые войска вермахта стали довольно прогрессивным явлениям, как конструктивно, так и в боевом применении.

Сначала в вермахте отказались от разделения танков по применению - на пехотные и крейсерские. Танки, образовавшие крупные соединения, должны были выполнять при необходимости любые функции: и танков сопровождения пехоты, и танков развития и закрепления успеха. Однако полный отказ от достаточно малых танковых частей, предназначавшихся для близкого взаимодействия с пехотными соединениями и частями тоже невозможно признать удачным. В Германии перешли (по аналогии РККА) к подразделению танков на легкие, средние и тяжелые. Но если в СССР таким критерием была единственно масса танка, то в Германии танки большое время подразделялись по классам, как по массе, так и по вооружению. К примеру, первоначально танк Т-IV рассматривался как тяжелый, исходя из его вооружения - 75-мм пушки, - и считали его таковым вплоть до лета сорок третьего года.

Совместно с танками в Германии приступили и к значительному выпуску самоходной артиллерии (штурмовых орудий, САУ, истребителей танков, противотанковых СУ), которые рассматривались как метод усиления пехотинцев и танков в боях. Вместе с тем вплоть до июля сорок третьего года штурмовые орудия, самоходные пехотные орудия и бронированные самоходные истребители танков согласно организации входили в состав артиллерии, а не танковых частей.Впрочем, несмотря на серьезную подготовку к боевым действиям, производство бронетехники в Германии в промежуток 1934-1939 гг. Было довольно скромными. Т.е., они не могли сравниться с объемами производства танков всех типов в Советском Союзе, где танков БТ было выпущено более семи тысяч, а танков Т-26 - более 11000. Руководству Третьего рейха перед войной так и не удалось в полной мере мобилизовать экономику на потребности военного производства.

Очень увеличили танковые войска Германии захваченные в Чехословакии танки Pz.Kpfw.35(t) (LT-35) и произведенные уже по заказам Германии машины Pz.Kpfw.38(t) (LT-38), обладавшие значительно более высокими боевыми характеристиками, чем наиболее массово производимые немецкие танки Pz.I и Pz.II.

Даже в разгар Второй мировой войны в Третьем рейхе не сразу поняли и приступили к форсированию выпуска военной техники. И это негативно сказывалось на комплектовании панцерваффе, которые испытывали всю войну серьезные трудности с материальной частью.

Отметим что, летом сорок второго года вермахт смог более-менее укомплектовать техникой только 9 из 19 танковых дивизий, воевавших на Восточном фронте. Оставшиеся танковые дивизии имели значительный некомплект техники. Тем не менее, вплоть до окончания войны руководству вермахта удавалось поддерживать соединения панцерваффе в боевом состоянии, и немецкие танковые войска сохраняли возможность к нанесению серьезных контрударов, которые доставляли армиям союзников большие трудности. Бронетехнику вермахта, созданную в период 1934-1940 гг., в основном отличали большая эффективность, простота и удобство обслуживания и эксплуатации, простота управления. Техника же, созданная в военные годы, уже не могла похвастаться такими показателями. Например запустив в производство танк "Пантера", танк "Тигр" и "Королевский Тигр" существующие спешка и торопливость отрицательно сказались на их надежности и эксплуатационных характеристиках.


Основной боевой танк современности


Одним из наиболее характерных и удивительных аспектов развития бронетехники было количество типов, в которых она производились. Большая часть основных боевых танков со времен Великой Отечественной войны имели много вариантов с целью выполнения конкретных задач - специализированные огнеметные танки, инженерные или эвакуационные машины. Например, танк "Центурион" бульдозерный нож, цепной миноочистительный барабан, стрелу крана и фашиноукладочное оборудование, не считая прочего, более мелкого оснащения. Большая часть боевых машин с периода Второй Мировой войны были в той или иной мере снабжены оборудованием, которое позволяло передвигаться вплавь или пересекать водные препятствия по дну, а это значительно расширяло область их применения.

Еще во время Второй Мировой войны был изготовлен танк "Шерман" — ремонтно-восстановительная машина для участия в "водных" операциях, способная работать даже на глубине. Машина была полностью герметичной, снабженной перископами и аппаратами для возможности дышать. Использование этих машин вызвал у немцев шок, так как на поле боя появилась самая лучшая боевая техника того периода. Остальные танки той поры оснащались понтонами. Ряд машин создавался специально для амфибийных операций, в том числе и американский транспортер DUKV, повсеместно известный, как "Дак" ("Утка"). Эта машина равно хорошо двигалась и по суше и по водоемам,, показав себя превосходным транспортным средством в Великобритании и США. С целью перевозки людей или оборудования по бездорожью использовались полугусеничные машины, дебютировавшие в большом масштабе армией Германии, и вскоре взятые на вооружение и всеми остальными. Полугусеничные машины проявили себя, как отличное средство перемещения и с тех пор состоят на вооружении во всех армиях мира.

М-3 Армии США и германский Sd.Kfz-251 являются прародителями нынешних гусеничных бронетранспортеров — например, как боевая машина пехоты "Брэдли М-2". Надо отметить, современные разработки для колесных машин — например, система эффективного регулирования давления в шинах — на много сократили разрыв в проходимости на дорогах и по бездорожью между гусеничными и колесными машинами. Из-за значительно более высокой подвижности и меньших эксплуатационных затрат, подобные колесные бронетранспортеры сегодня даже грозят вытеснить с поля боя гусеничные машины, предназначенные для перевозки пехотинцев, используемые с целью перевозки пехоты. Большая часть боевых бронированных машин двадцатого века, запущенных в массовое производство, сохранили все "минусы" прототипов так же и пробных модификаций. Тем не менее, многие машины получились довольно удачными, и являются прямо-таки нарицательными именами и превратились в синонимы своих подвигов. Неуклюжий Мк-5, сокрушающий "колючку" на Западном фронте Первой Мировой войны; танк "Королевский Тигр" в Арденнском наступлении 1944 года - еще и "Абрамс", преодолевающий пески в период операции "Буря в пустыне" в 1991 году. В современной войне вооружения и брони есть немного постоянных правил.

Первое из которых говорит, что тактические действия способны компенсировать недостатки качества и количества оборудования — что показала Германия в сороковом году, победив английскую и другие союзные армии, и Израиль в 60-70-е годы, сражаясь против большего количества танков арабов.Но все-таки это случается довольно редко. Современные танки, например, как "Леклерк", танк "Абрамс" и "Челленджер", требуют от личного состава большего мастерства и гораздо более широких познаний. Бесполезность плохо обученного экипажа на старом танке в бою против таких асов, оснащенных лучшими машинами мира, наглядно проиллюстрировала война в Персидском заливе в 1991 году. Иракские бронетанковые дивизии были побеждены силами коалиции практически без потерь.

Второе правило гласит: преимущество в неуязвимости и вооружении играет роль лишь на небольшом интервале времени, сразу после выпуска танка, когда он впервые вступает в бой и может быть победителем. Опыт Восточного фронта Великой Отечественной войны говорит, что бронетанковая техника достаточно быстро может устареть, если противники в погоне за превосходство друг над другом регулярно совершенствуют вооружение и усиливают броню.Даже совершенные танки не должны действовать независимо. Очень хороший танк противник уничтожит, когда вспомогательные машины не обеспечат ему постоянную поддержку; когда БТР не смогут доставить войска в место боевых действий и не смогут пойти в прорыв совместно с танками. В свою очередь, бронетранспортеры не могут полноценно действовать, если им не обеспечат надежную защиту, а разведывательные машины заранее не исследуют местность. Наступление пойдет медленно и не имея уверенности, когда мостоукладчики и боевые инженерные машины не обеспечат путь для продвижения танков и БТР. Идея взаимной поддержки жизненно необходима для успеха операции броневого соединения.

Использование бронетанковой техники делает войну более быстрой и, по-видимому, значительно разрушительной. Те же самые задачи, с которыми бронемашины сталкивались в начале своего развития, имеют свое значение и сейчас. Первые танки были эффективны лишь, если использовались в значительном количестве, на открытой местности, с надежной тыловой поддержкой. Эти же правила существуют и в наши дни.Советская армия, опиравшаяся на огромные ресурсы огромной страны, не сумела победить моджахедов по большей части из-за того, что местность и условия помешали нормальному применению бронетехники. То же самое относится и к Вьетнамской войне. Танки полезны, но не всемогущи.

Тем не менее, и сегодня они служат ту же самую роль, которую выполняли самые первые танки — выводят войну из позиционного состояния, создавая маневренность и превращая из окровавленной мясорубки в искусство. Может быть, как ни странно это звучит, тем самым даже спасая чьи-то жизни.

Опубликовано на Порталусе 11 июля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): танк, бронетехника, война, танк т, вермахт, тигр, ссср



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама