Рейтинг
Порталус

© Военная реформа и военная школа. С призванием педагога

Дата публикации: 03 ноября 2014
Автор(ы): Беседу вел Николай ПОРОСКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1415006895


Беседу вел Николай ПОРОСКОВ, (c)

Справка PORTALUS.RU:

  • Смирнов Олег Евгеньевич. Родился в 1947 году в Минской области в семье военнослужащего. Окончил Ленинградское суворовское и Московское высшее общевойсковое командное училища, Военные академии имени М. В. Фрунзе и Генерального штаба. Прошел должности от командира взвода до командира армейского корпуса. В 1980-1981 годах командовал отдельной мотострелковой бригадой в Афганистане. С 1989 года - старший преподаватель, затем начальник учебного отдела ВАГШ, доцент. В нынешней должности с декабря 1996 года. Женат, имеет сына-военнослужащего и дочь.

__________________________

В редакцию PORTALUS.RU пришло письмо группы адъюнктов, которые, в частности, сетуют на то, что их "проблемам подготовки я последующей деятельности почему-то не уделяется внимания в военной печати". Действительно, многие наши читатели имеют весьма смутное представление об этой форме обучения. Тема актуальна еще и потому, что в результате тяжелого экономического положения Вооруженных Сил подтачивается их научный и педагогический потенциал, без чего немыслимо будущее военной науки, образования, а значит, и самой армии.

О ситуации в адъюнктуре, ее проблемах беседа нашего корреспондента с начальником Управления военного образования МО РФ генерал- лейтенантом Олегом СМИРНОВЫМ.

- Олег Евгеньевич, для чего предназначена адъюнктура и нужна ли она Вооруженным Силам?

- Педагог - особая профессия. Мало быть хорошим специалистом, нужно еще уметь передать знания обучаемым. Сегодня в Министерстве обороны преподавателей готовят только по отдельным дисциплинам в Военном университете, Военных академиях имени М. В. Фрунзе и Генерального штаба. Преподавательский корпус пополняется в основном за счет выпускников докторантуры, аспирантуры, которая в Вооруженных Силах исторически получила название "адъюнктура", и курсов или факультетов подготовки начинающих преподавателей и повышения их квалификации. Адъюнктура - школа подготовки не только преподавателей, но и ученых.

Министерством общего и профессионального образования России рассматривается вопрос присвоения адъюнктам, которые предназначаются для замещения преподавательских должностей, дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы". Разрабатываются Государственные требования к минимуму содержания и уровню их профессиональной подготовки. Предполагается, что адъюнктура по-прежнему будет готовить дипломированного ученого и педагога.

- Скажите, сколько вузов в Российской армии сегодня имеют адъюнктуру, много ли специалистов они готовят и по каким научным специальностям?

- Адъюнктура может быть открыта в тех вузах, где достаточно потенциальных научных руководителей - докторов и кандидатов наук, имеются научные школы, современная исследовательская и экспериментальная база, диссертационные советы.

Сегодня адъюнктура открыта во всех военных академиях, институтах и в ряде военных училищ. Здесь готовятся высококвалифицированные - кадры по более чем 100 научным специальностям. Емкость адъюнктуры усредненно определена из расчета компенсации 40 процентов от ежегодной естественной убыли преподавательского состава. Остальные 60 процентов должностей преподавателей замещаются офицерами из войск. Это позволяет сочетать теорию и войсковую практику.

- А как выпускники адъюнктуры назначаются на должности?

- Не все вузы имеют возможность открыть адъюнктуру и, следовательно, не в состоянии самостоятельно обеспечить себя научно- педагогическими и научными кадрами. Сейчас адъюнктура делится на две части. В первой готовятся кадры для вуза, в котором она существует. Вторая - целевая - создана для других вузов, в том числе и других видов Вооруженных Сил и родов войск. Первый выпуск такого предназначения состоится в этом году. Выпускники будут направлены в те вузы и НИО, откуда прибыли на учебу.

Раньше такое разделение было условным, и поэтому возникали конфликты: скажем, из-за нежелания офицера возвращаться в училище, которое направило его на учебу. Сегодня при поступлении в адъюнктуру офицер заключает с Министерством обороны контракт на время обучения и 5 лет службы после ее завершения. Назначение на должности в особых случаях может осуществляться и без его согласия. Окончательное решение принимают командование видов Вооруженных Сил, родов войск, начальники главных и центральных управлений МО.

- А что можно отнести к особым случаям?

- Например, должность, на которую предполагалось назначить адъюнкта, за годы его учебы была сокращена. С введением целевой адъюнктуры забот с распределением офицеров поубавится, поскольку обучаемые уже при поступлении знают, куда будут направлены по окончании подготовки.

- В письме, полученном редакцией, адъюнкты спрашивают, могут ли они быть включены в очередь на получение жилья или улучшение жилищных условий?

- При поступлении им предоставляется служебная жилая площадь. За обучающимися в целевой адъюнктуре сохраняется очередь на получение жилья там, откуда они направлены. Офицеры из войск до окончания адъюнктуры не могут претендовать на включение их в очередь.

Положением о высших военно-учебных заведениях МО РФ 1994 года адъюнкты были отнесены к постоянному составу вуза. Это давало им право при поступлении в очную адъюнктуру быть включенными в очередь на получение жилья. Но скоро от этого пришлось отказаться. Причина - судебные иски к командованию вузов о предоставлении жилья со стороны адъюнктов, изъявивших желание уволиться из Вооруженных Сил. Процесс начал принимать обвальный характер. Докторанты и адъюнкты в 1996 году вновь были выведены из числа постоянного состава вузов.

- Наверное, это не единственная проблема в жизни адъюнктур. А как решаются другие, не потеряем ли мы из-за сегодняшних многочисленных трудностей научный и педагогический потенциал?

- Падение престижности офицерской службы, военного педагога и ученого в частности, резко уменьшило конкурс среди претендентов на поступление в адъюнктуру. Участились случаи, когда на учебу принимаются офицеры, обладающие средними способностями, без достаточной теоретической подготовки. Они не в состоянии в трехлетний срок защитить кандидатскую диссертацию. Недостаточно используемый резерв - выпускники инженерных факультетов военных академий. Отучившись 6 лет по наукоемким специальностям, пройдя сразу после выпуска из академии подготовку в адъюнктуре, они могли бы уже в возрасте 26-27 лет пополнять ряды военных ученых. Но из-за нехватки офицеров командиры не отпускают их на учебу.

Вот еще проблема: размножение авторефератов, брошюровка диссертаций и изготовление плакатов фактически оплачиваются самими адъюнктами, поскольку реальные расходы на эти работы примерно в 50 раз больше установленных норм. Брошюровка документов - приложений к диссертации - стала услугой, которую сложно получить в малых городах и в отдаленных военных частях. И военным только за такой небольшой процедурой приходится ездить за 20-30 километров, а то и более.

Опасения по поводу утраты научного потенциала действительно есть. Только за 1993-1995 годы количество докторов наук - военнослужащих сократилось на четверть, а кандидатов наук -более чем на 10 процентов. Причина - массовое их увольнение в соответствии с Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе" в возрасте 45- 50 лет. Средний возраст, в котором офицеры защищают диссертации, на 5-10 лет больше, чем у их гражданских коллег. Многие увольнялись через 2-3 года после защиты докторской - в самом расцвете творческих сил. Ведь поступают в адъюнктуру после службы в войсках, а офицеры командного профиля, как правило, после окончания военной академии, то есть не моложе 30 лет. Период активной деятельности военных ученых крайне мал.

После увольнения многие успешно трудятся в вузах других министерств и ведомств. В 1994 году только в Военную академию Пограничных войск перешли 80 бывших наших преподавателей. Воспроизводство ученых не поспевает за темпами их увольнения. Обозначилась реальная угроза существованию общепризнанных научных школ, сворачивания подготовки ученых высшей квалификации, снижения качества подготовки офицеров в вузах.

В последние годы все же удалось преодолеть отрицательную динамику. В соответствии с порядком проведения государственной аттестации и аккредитации вузов одно из основных условий существования вуза как такового - доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями должна быть не менее 60 процентов. Для достижения такого уровня многие военно-учебные заведения должны значительно повысить свой научный потенциал. Предстоит и большая работа по реформированию системы подготовки ученых в вузах.

- Как "вписываются" адъюнктуры в процесс реформирования армии? Наверное, в Управлении военного образования и вузах скопилось немало деловых предложений педагогов-практиков. Назовите, пожалуйста, некоторые из них.

- Реформа системы подготовки научно-педагогических и научных кадров проводится в соответствии с Концепцией развития системы военного образования, объявленной приказом министра обороны в апреле 1993 года. Удалось в целом сохранить научный потенциал вузов, обеспечить устойчивое функционирование докторантуры и адъюнктуры. Но и на последнем, третьем этапе реализации концепции нам предстоит многое сделать.

Адъюнктуру целесообразно сохранить только в тех вузах, которые располагают необходимыми условиями. Для училищ, их не имеющих, планируется значительно расширить целевую подготовку адъюнктов в академиях, где ее эффективность в 2-3 раза выше. При переходе в 1997-1998 годах военных академий с 3-летнего на 2-летний срок подготовки слушателей будет сокращено какое-то количество преподавательских должностей. Уже сейчас командованию вузов надо позаботиться о судьбе, служебных перспективах обучающихся в адъюнктуре.

Необходимо переработать нормативно-правовую базу, регламентирующую подготовку научно-педагогических и научных кадров, особое внимание уделив ее социальной направленности. Разрабатывая новые планы и программы, предоставить выпускникам адъюнктуры возможность получения квалификации "Преподаватель высшей школы".

Следует шире использовать право предоставления офицерам, окончившим вуз с золотой медалью и дипломом с отличием, поступать в адъюнктуру непосредственно после выпуска, разрешить заключать с офицерами, имеющими ученые степени и ученые звания, контракты о прохождении военной службы до достижения ими 60 лет, снять ограничения или расширить их рамки на количество должностей доцентов и профессоров кафедры, подлежащих замещению военнослужащими.

Мы понимаем экономические трудности страны. Но в этих условиях следует особенно тщательно определить приоритеты, принять меры по стабилизации научных коллективов, сохранению научных кадров в вузах и НИО. Если эти задачи не решить сегодня, потребуются большие усилия и затраты для восстановления военно-научного потенциала в будущем.

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама