Рейтинг
Порталус

А. Г. ФЕДОРОВ. АВИАЦИЯ В БИТВЕ ПОД МОСКВОЙ

Дата публикации: 07 января 2017
Автор(ы): М. М. ГРОМОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1483801483


М. М. ГРОМОВ, (c)

М. "Наука". 1971. 299 стр. Тираж 25000. Цена 1 руб. 47 коп.

В разгроме немецко-фашистских войск под Москвой вместе с другими видами Вооруженных Сил и родами войск важную роль сыграла авиация. Она оказывала существенную поддержку сухопутным войскам, вела борьбу за оперативное господство в воздухе, содействовала войскам ПВО в надежном прикрытии столицы и Центрального промышленного района от налетов противника, ;ела воздушную разведку, участвовала в высадке воздушных десантов в районах Вязьмы, Юхнова, Гжатска, помогала действиям партизан в тылу противника. Выполняя многогранные боевые задачи, авиаторы показали беспредельную преданность делу Коммунистической партии, Советскому правительству, своему народу, проявили высокое воинское мастерство, мужество и героизм.

К сожалению, еще нет капитального труда, в котором освещалась бы в целом и всесторонне боевая деятельность всех видов

стр. 153


ВВС в Московской битве. В коллективных трудах1 , а также в отдельных статьях действия авиации в битве под Москвой рассматриваются относительно кратко. Более полно показана роль истребительной авиации ПВО в воздушных сражениях за столицу2 . В связи с этим представляет значительный интерес вышедшая в канун 30-летия разгрома гитлеровских полчищ под Москвой монография кандидата исторических наук А. Г. Федорова. Она посвящена одному из наиболее сложных периодов деятельности советской авиации. Во-первых, в октябре - ноябре 1941 г. ВВС вели напряженные баи за ликвидацию господства в воздухе немецко-фашистской авиации и создание выгодных условий сухопутным войскам для ведения операций на московском (западном) стратегическом направлении и защиты столицы. Во-вторых, при недостаточном количестве самолетов в этот период усилия авиации были распылены по общевойсковым армиям и фронтам, что крайне затрудняло массированные удары по войскам и технике противника. В-третьих, в самом начале Московской битвы еще не было единого органа, который осуществлял бы централизованное управление всеми силами авиации. Но и в этих необычайно трудных условиях в боевых действиях ВВС было много поучительного и ценного, о чем со знанием дела пишет А. Г. Федоров, активный участник воздушных сражений под Москвой, командовавший тогда 9- м отдельным бомбардировочным авиационным полком.

Используя многие новые архивные документы и литературные источники, автор показывает организацию и ход боевых действий ВВС Западного, Резервного, Калининского, Брянского и частично Юго-Западного фронтов, а также Московского военного округа и Московской зоны ПВО, дальнебомбардировочной авиации Главного командования (с марта 1942 г. - Авиации дальнего действия) в обороне, контрнаступлении и общем наступлении на московском (западном) направлении. Убедительно освещается в книге то, каким образом в труднейших условиях общей наземной и воздушной обстановки ковалась наша победа в воздухе. Для подтверждения этого А. Г. Федоров приводит убедительные, в большей части ранее не публиковавшиеся примеры, цифры, факты, высказывания врага, при этом он не ограничивается изложением только положительного, а пишет и о недостатках, давая их объективный анализ и рассматривая их причины, что делает его труд весьма поучительным. Кроме того, самый ход боевой деятельности авиации автор исследует не в отрыве, не изолированно от действий сухопутных войск, а как единое целое.

В развернувшемся в начале декабря 1941 г. контрнаступлении советских войск под Москвой, пишет А. Г. Федоров, активную поддержку наземным войскам оказали части и соединения фронтовой авиации, истребительные полки ПВО и дивизии дальнебомбардировочной авиации Главного командования. В книге подробно прослеживается организация взаимодействия ВВС с сухопутными и воздушнодесантными войсками, а также между видами авиации. Ярко раскрыта на ее страницах роль Коммунистической партии в укреплении ВВС, подготовке авиационных резервов, выявлены особенности в деятельности политорганов и партийных организаций в подготовке авиаторов к разгрому врага под Москвой.

Тщательный анализ большого количества документов позволяет А. Г. Федорову выявить, как в битве под Москвой совершенствовался один из важнейших принципов действий ВВС - массирование усилий на главных, решающих направлениях. Такое сосредоточение было наиболее характерным в контрнаступлении, когда главные силы авиации были нацелены на поражение основной группировки гитлеровских войск, находившейся северо-западнее Москвы - в районах Клина, Истры, Солнечногорска, г остальные силы использовались на левого крыле Западного фронта. Это обеспечило свободу маневра, быстроту в переброске авиационных частей, усиление бомбоштурмовых ударов на угрожаемых участках.

Для организации совместных действий войск и авиации большое значение имел< планирование. А. Г. Федоров показывает как в связи с быстрым изменением обстановки на фронте действия авиации нередко приходилось планировать на короткие от резки времени (день, сутки), а иногда даже и на отдельный удар, вылет. Это затрудняло организацию боевых действий, не давал возможности летному составу заранее изучить район полетов, а также организовать взаимодействие с войсками. В ходе обороны авиационные штабы научились планировать действия частей и соединений на бо-


1 "Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.". М. 1968; "Авиация и космонавтика СССР". М. 1968.

2 "На страже неба столицы". М. 1968.

стр. 154


лее длительный период, а иногда на всю операцию в целом. В соответствии с планом в помощь авиации фронта привлекались и другие ее виды. Позднее длительное планирование стало осуществляться также в штабах ВВС других фронтов.

Немало страниц в монографии отведено исследованию роли ночной авиации. Автор пишет о том, что значительные потери бомбардировочной авиации при дневных полетах, недостаточное количество самолетов Пе-2, Ил-2, объяснявшееся эвакуацией большинства авиационных заводов в глубь страны, а также тяжелая обстановка под Москвой настоятельно требовали скорейшего перехода к ночным действиям с использованием устаревших и легкомоторных самолетов. В наступательных операциях под Москвой удельный вес ночных действий авиации значительно возрос и составил около 10% всех самолето- вылетов. Дальнебомбардировочная авиация Главного командования к тому времени почти полностью перешла на ночные действия, активно использовались ночью и фронтовые бомбардировщики СБ, Ар-2. На основе опыта под Москвой были созданы ночные авиационные полки, а затем и дивизии из самолетов Пе-2, Р-5, Р-зет и других типов, разработана теория боевого применения ночной бомбардировочной авиации, что обогатило оперативное искусство ВВС и тактику действий бомбардировщиков.

В начале декабря 1941 г. советская авиация, закалившаяся в ожесточенных схватках с врагом, сумела завоевать оперативное господство в воздухе и удерживать его до конца сражения под Москвой. Этого, как отмечается в книге, удалось достигнуть благодаря изменившемуся в нашу пользу качественному соотношению воздушных сил, особенно в истребителях, благодаря высоким морально-боевым качествам и воинскому мастерству летного состава.

В монографии есть и недостатки. Следовало бы полнее показать роль ВВС фронтов в отражении налетов фашистской авиации на Москву, более четко раскрыть отрицательные стороны существовавшей тогда организационной структуры ВВС - деление авиации на армейскую и фронтовую, что исключало возможность ее массированного применения на решающих направлениях, хотя в общих выводах об этом и упоминается.

В целом работа, несомненно, является значительным вкладом в военно- историческую литературу по вопросам боевых действий ВВС в Великой Отечественной войне.

Генерал-полковник авиации М. М. Громов

Опубликовано на Порталусе 07 января 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама