Рейтинг
Порталус

Шиханы вторые (Вольск-18)

Дата публикации: 09 января 2017
Автор(ы): Владимир МОХОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Источник: (c) Красная звезда, 07-01-93
Номер публикации: №1483967238


Владимир МОХОВ, (c)

Беседу вел старший лейтенант Владимир МОХОВ.

Термин "военный объект Шиханы" возник с легкой руки журналистов, побывавших в 1987 году. вместе с многочисленными иностранными делегациями в сердце нашего военно-химического комплекса. О том, что он представляет сегодня, по просьбе редакции рассказывает генерал-майор Валерий ДАНИЛКИН - начальник Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ, или военного объекта Шиханы. В этой должности Валерий Иванович с 1990 года. Он кандидат военных наук, проходил службу в различных командно-инженерных и научно-педагогических ДОЛЖНОСТЯХ.

- Валерий Иванович, буквально до последнего времени военный объект Шиханы был за непроницаемой завесой секретности. Общественность знала, пожалуй, лишь то, что здесь ведутся какие-то работы, связанные с химическим оружием. Отсюда - самые невероятные домыслы. Что же на самом деле представляют собой Шиханы?

- Прежде всего замечу, что здесь существовал и до сих пор существует целый научно- производственный комплекс. В нем - две составляющие. Шиханы первые (Вольск-17) - это научно-производственное объединение, входившее до недавних пор в Министерство химической промышленности. Официально - Государственный институт технологии органического синтеза (ГИТОС). При нем - небольшой опытный завод.

Шиханы вторые (Вольск-18)-это и есть собственно военный объект, который по численности обитателей составляет процентов сорок от населения Шихан. Называют его еще вторым участком или второй жилой зоной.

Сердцевина объекта - институт с испытательным полигоном. При институте есть часть, обеспечивающая проведение работ. По соседству - мобильный полк ликвидации последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах. Обе эти части замыкаются непосредственно на начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Здесь же, в Шиханах, расположен специализированный госпиталь, который в рамках программы уничтожения химического оружия (ХО) планируется перепрофилировать в лечебный диагностический центр.

- Какова история создания объекта?

- 18 июля 1928 года приказом Реввоенсовета N 101 была сформирована Н-ская войсковая часть. С местом дислокации в Москве, на Богородском Камер-Коллежском валу. Это -и был Институт химической обороны имени Осоавиахима. В том же году был образован химический полигон - в Глухой волжской степи, в Шиханах. Почему именно там?

Волею судьбы после первой мировой войны в одинаковых политических условиях оказались изолированная от всего мира Советская Россия и Германия, которой по Версальскому договору запрещалось иметь боевые химические вещества. Однако уже в 20-е годы у этих стран налаживается военное сотрудничество. В том числе и в области военной химии. Вскоре немцы появляются в СССР и начинают подыскивать место, где бы в условиях строгой секретности можно было проводить военно-химические опыты. Наиболее удачным выбором показались Шиханы. Видимо, еще и потому, что до войны на территории Саратовской области находилась Республика немцев Поволжья - появление здесь каких-то новых немцев никому не показалось бы подозрительным.

В 1933-м, когда немцы уехали, практически все ими созданное осталось: постройки, ангары, лаборатории, мастерские и даже казино. Все это благополучно подобрал наш войсковой химический полигон, который и продолжил здесь свою дальнейшую деятельность.

К исходу второй пятилетки были созданы и получены основные образцы вооружения химических войск. Перед войной появилось основное боевое химическое вещество - иприт. Наш арсенал пополнился и такими 0В, как фосген, дифосген, синильная кислота. Разрабатывались и совершенствовались средства их применения: выливные. авиационные приборы, осколочно-химические и дистанционные снаряды, бомбы, газометы... Создавались средства защиты людей и животных (тогда в Красной Армии еще были конные части и даже целые армии). В институте разрабатывали средства индикации, занимались вопросами дегазации и использования аэрозольных завес.

Остается добавить, что научно-исследовательский институт и химполигон объединились в 1961 году, во времена хрущевских преобразований. Собственно, так вот никому не известные Шиханы и стали теми Шиханами, о которых теперь уже наслышан весь мир.

- А чем сейчас занимаются военные химики?

- И раньше, и теперь основные силы и средства направлены на защитную тематику. На создание средств защиты от ядерного, химического и бактериологического оружия. Кроме того, мы занимались и занимаемся созданием огнеметно-зажигательных средств, а также проблемами аэрозольной маскировки - сейчас это называется противодействием высокоточному оружию. Так что основной потенциал института всегда был ориентирован на защитную проблематику. А в прошлом году одно из научных управлений было перепрофилировано на научно-технические разработки по уничтожению химического оружия.

- То есть "военному * объекту Шиханы" гарантировано будущее?

- Трудно загадывать, но есть надежды. Подобные объекты существуют в большинстве ведущих стран мира. И потом, перед нами стоят важнейшие задачи. Мы должны участвовать в обеспечении

Конвенции о запрещении химического оружия. В плане отслеживания того, что будет делаться за рубежом - как в странах, подписавших Конвенцию, так и не присоединившихся к ней либо пока не ратифицировавших ее. Химическое и бактериологическое оружие настолько сложные вещи, что тут нужен глаз да глаз...

Вторая обширная задача по-прежнему связана с защитной тематикой по всему спектру проблем, которыми мы занимаемся. Третье направление - научно-техническое сопровождение программы уничтожения химического оружия. О том, какие задачи будут возложены на институт после утверждения программы, остается только догадываться. А пока в соответствии с госзаказом мы занимаемся оценкой технологий, обследованием прежних мест уничтожения химического оружия, обеспечением надежности его хранения.

- Валерий Иванович, в отдельных регионах население сегодня взбудоражено: говорят, что объекты военно-химического комплекса наносят непоправимый вред окружающей среде. Насколько безопасен ваш объект в плане экологическом?

- Нас тоже пытались представить чуть ли не отравителями страны с многолетним стажем. Каких только небылиц не довелось услышать. Руку к этому приложили некоторые местные депутаты и журналисты. Оценки были порой от просто некомпетентных до открыто сфальсифицированных. Но давайте руководствоваться не домыслами, а конкретными фактами. Мы готовы предъявить своим оппонентам любой спектр аргументов. Начиная от простых разъяснений и кончая отбором проб, проверкой степени зараженности, распространения каких-либо примесей в воздухе, почве или в воде.

Хотя при этом нужно оговориться, что полигон есть полигон. Это специальный военно-химический объект, где велись и, надеюсь, будут вестись необходимые для поддержания обороноспособности страны работы. Но, во-первых, ведутся они в весьма ограниченном объеме. Во-вторых, на специально .оборудованных площадках, за пределы которых никто не выходит. Это мы гарантируем. Плюс санитарная зона вокруг этих площадок, плюс защитные мероприятия, плюс контроль. Полигон работает в соответствии со своим паспортом, и на его границах мы готовы помочь отобрать и проанализировать любые пробы. Этим, кстати, уже занимался Саратовский областной комитет по экологии. Какие результаты? Нулевые. Мы, между прочим, и сами боремся за экологию. Участвуем в научных разработках и мониторинге - выявлении реальных загрязнителей окружающей среды и выдаче конкретных рекомендаций.

- Все-таки, как вы сами заметили, полигон есть полетов. Работающие здесь люди лишены многого, что имеют, скажем, жители крупных городов. Как решаются в Шиханах социальные вопросы?

- Они давно уже стали социальными проблемами. Списки очередников на получение жилья выросли в несколько раз. Недавно в гарнизон прибыло около 200 семей. Многие - из Средней Азии, где были расформированы и ликвидированы два государственных химполигона. Шиханы стали своеобразным "ноевым ковчегом" для военных химиков со всего бывшего Союза. Люди прибывают постоянно.

Правда, обнадеживают темпы строительства жилья. В декабре прошлого года сдан жилой дом на 76 квартир. Строится еще один, в котором новоселье справят 80 семей. Возводится 70-квартирная "малосемейка" и 20 коттеджей. Кроме того, начальником управления войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России выделены средства на строительство двух домов в Саратове. Часть квартир в них будет выделена офицерам-отставникам из Шихан, которые освободят жилплощадь в гарнизоне. Все это в какой-то мере снимет остроту проблемы. Но, видно, давно пора ставить вопрос о разработке комплексной программы развития военного объекта Шиханы. И особенно - его социальной сферы. В одиночку этот клубок военным химикам не распутать.

Опубликовано на Порталусе 09 января 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Шиханы, Вольск 18



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама