Рейтинг
Порталус

Р. Т. СТЮАРТ. ОГОНЬ В АФГАНИСТАНЕ. 1914-1929

Дата публикации: 02 мая 2017
Автор(ы): В. Г. Коргун
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Номер публикации: №1493741519


В. Г. Коргун, (c)

R. T. STEWART. Fire in Afghanistan. 1914-1929. Doubleday and Company, Inc. Garden City. 1973, 614 p.

Автор книги о первом десятилетии независимого развития Афганистана американская журналистка Ри Толли Стюарт неоднократно бывала в этой стране, встречалась с очевидцами и участниками описываемых ею событий. Она использовала материалы, хранящиеся в архиве Индийского департамента Британского МИД, в том числе донесения и информацию британской разведки, переписку афганских государственных деятелей с представителями политических кругов Великобритании и донесения британского посланника в Кабуле Ф. Хэмфриса. В то же время автор совершенно не использует труды советских ученых, которые внесли весомый вклад в изучение этого бурного, богатого событиями периода афганской истории 1 .


1 И. М. Рейснер. Независимый Афганистан. М. 1929; Е. Вейт. Афганистан.

стр. 190


Р. Т. Стюарт пытается по-новому взглянуть на некоторые аспекты внутриполитической жизни Афганистана, поставив их в зависимость от англо-афганских отношений рассматриваемого периода. Она описывает процесс активизации в годы первой мировой войны различных политических группировок, выражавших антиколониальные настроения широких общественных кругов, недовольных проанглийской политикой эмира Хабибуллы, которая все больше и больше ставила страну под контроль британского империализма. Под этим же углом зрения рассматриваются в книге причины возникновения политического кризиса в стране, завершившегося убийством Хабибуллы в феврале 1919 г. и приходом к власти группировки младоафганцев во главе с эмиром Амануллой.

Новое правительство Афганистана провозгласило своей целью завоевание независимости и установление равноправных отношений с другими странами. Одним из актов Амануллы явилось его письмо В. И. Ленину, в котором он сообщал о своем вступлении на престол и подчеркивал необходимость единения и дружбы с народами Советской республики. Приветствуя мирную политику Советского государства, эмир выразил свои дружеские чувства и заявил о стремлении афганского народа к прогрессу. 3 марта Аманулла направил обращение к вице-королю Индии, предлагая мирным путем решить все спорные вопросы на основе признания полной независимости Афганистана. Англичане не торопились с ответом. В то же время жестокая расправа с участниками национально-освободительного движения в Пенджабе вызвала глубокое возмущение в Афганистане. По мнению автора, эти события и послужили поводом к третьей англо-афганской войне (стр. 44).

В книге отведено много места описанию подготовки к войне и боевых действий, однако причины национально- освободительной борьбы народов Афганистана, а также факторы, оказавшие решающее влияние на ее успешный исход и приведшие к завоеванию этой страной политической независимости, оказались нераскрытыми. Как историк, стоящий на буржуазных позициях, Стюарт далека от понимания освободительной борьбы народов Афганистана как части общего процесса национально-освободительного движения на Востоке, получившего новый мощный толчок в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в России. Образование Советского государства, провозглашенные В. И. Лениным лозунги самоопределения народов, официальное признание независимости Афганистана и другие акции Советской России, создавшие благоприятную обстановку для победы афганских национально-патриотических сил над британскими колонизаторами, не нашли своего освещения в книге.

Стюарт трактует основное направление внешней политики младоафганского режима как некое балансирование между двумя великими державами - Советской Россией и Великобританией. Автор, таким образом, пытается провести идею о преемственности между политикой эмира Абдуррахмана (1880-1901 гг.), в основе которой лежала доктрина использования англо-русских противоречий на Среднем Востоке, и политикой, которую проводил Аманулла. В духе обычных писаний советологов автор отождествляет колонизаторскую политику русского царизма в Средней Азии и национальную политику Советской республики, не желая видеть принципиального различия между этими двумя политическими линиями. Такой тенденциозный подход объясняет, почему автор обходит молчанием вопрос о мощной моральной и политической поддержке, оказанной Советской Россией национально-освободительному движению в Афганистане и сыгравшей огромную роль в последующем укреплении независимости этой страны.

В книге освещена внутренняя политика правительства Амануллы, направленная на осуществление многообразного комплекса реформ. По мнению Стюарт, наибольшее значение имели отмена рабства, эмансипация женщин, расширение системы просвещения, некоторые конституционные изменения. Автор рассматривает эти реформы как попытку "вырвать страну из вековой спячки" и повести ее по пути "западной цивилизации". Однако при этом полностью игнорируется их социально-классовая направленность - обеспечение интересов нарождавшейся национальной буржуазии, связанных с рынком помещиков, крупного чиновничества. Значительное место во внутренней политике Амануллы отводилось преодолению влияния консервативного ду-


Л. 1929; И. М. Рейснер, Р. Т. Ахрамович. Наш сосед Афганистан, М. 1956; Н. М. Гуревич. Экономическое развитие Афганистана. М. 1966; Л. Б. Теплинский. 50 лет советско- афганских отношений. М. 1971.

стр. 191


ховенства путем лишения его ряда политических прерогатив, а также ослабления его экономических позиций. В ответ на это в 1924 г. клерикалы спровоцировали крупный антиправительственный мятеж племен в Хосте. В этом же плане следует рассматривать деятельность одного из сыновей бывшего эмира Якуба, находившегося на содержании Великобритании, Абдула Керима. В результате событий в Хосте Аманулла был вынужден пойти на уступки. Автор без должных оснований отвергает причастность к этим событиям Британской империи (стр. 267).

Одну из глав книги Р. Стюарт посвящает описанию зарубежной поездки Амануллы в 1928 г., целью которой, по ее мнению, явилось стремление расширить внешнеполитические связи Афганистана и ознакомиться с достижениями стран Европы в культурной и экономической жизни. Автор не может пройти мимо антисоветских интриг британских властей, пытавшихся ухудшить советско-афганские отношения, что, однако, не помешало Аманулле посетить Советский Союз и, таким образом, способствовать расширению дружеских связей между двумя странами. После возвращения из заграничной поездки Аманулла разработал новый план реформ и выступил с их разъяснением на заседаниях Лойя Джирги (всеафганское собрание представителей племен, крупных землевладельцев, купечества и духовенства). Король пытался использовать Джиргу для расширения социальной базы своей политики. Однако большинство Джирги, выражавшее интересы самых реакционных сил, было против реформ. Не будучи готовыми к немедленному открытому столкновению с королевским правительством, они проголосовали за предложенную программу, но затем повели антиправительственную пропаганду, провоцируя вооруженное сопротивление реформам (стр. 389). Вспыхнувший в ноябре 1928 г. мятеж племен Восточной провинции в сочетании с антиправительственными выступлениями под руководством Бачаи Сакао к северу от Кабула привели к возникновению в стране критической ситуации, в результате которой правительство Амануллы пало.

При большом обилии фактического материала читатель не найдет в книге анализа причин неудач и краха младоафганского правительства. И это не случайно. Для того чтобы правильно оценить эти события, следует подвергнуть серьезному исследованию процесс социально-экономического развития Афганистана в этот период, определить классовый характер реформ младоафганцев. В книге же отсутствует анализ социальной природы описываемых событий; не выяснен, например, процесс формирования и становления национальной афганской буржуазии, проникновения капитализма в деревню и т. д. В изображении автора Бачаи Сакао не более как главарь шайки бандитов и грабителей, который пришел к власти в силу благоприятного стечения обстоятельств. Автор не видит социальных условий и причин движения, возглавленного Бачаи Сакао, не показывает особенностей антиправительственных выступлений, в которых участвовали крестьяне, задавленные тяжелым бременем налогов и поборов. Стихийные крестьянские волнения, в основе которых лежала борьба против непосильного налогового гнета и притеснений администрации, были использованы в своих целях реакционными ханами и духовенством.

Политику британского империализма в этих событиях Р. Стюарт изображает как нейтралитет. Между тем даже те немногие данные, которыми располагают историки, со всей очевидностью показывают, что английский империализм оказал активную поддержку реакционным силам в их борьбе против режима Амануллы, проводившего антиколониалистскую политику. Об этом, в частности, свидетельствует и подрывная деятельность английского разведчика полковника Лоуренса, вызвавшая недовольство афганского правительства, о чем сообщает и автор.

Таким образом, хотя Р. Т. Стюарт ввела в научный оборот большое число новых фактов (о политике Великобритании на индийско-афганской границе, деятельности британского посланника в Кабуле Ф. Хэмфриса, борьбе и интригах при дворе эмира Хабибуллы и противоречиях среди лидеров младоафганцев, политической деятельности Амануллы и т. д.), однако они не получили должного истолкования в результате отсутствия социально-классового анализа событий.

 

Опубликовано на Порталусе 02 мая 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама