Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ВОЕННОЕ ДЕЛО есть новые публикации за сегодня \\ 21.11.17

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ И СРЕДСТВА ПВО РОССИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Дата публикации: 12 мая 2017
Автор: Н. Я. Комаров
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Номер публикации: №1494539684 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н. Я. Комаров, (c)

найти другие работы автора

В первой мировой войне впервые в военных целях стали использоваться авиация и управляемые аэростаты. Одновременно возник новый вид боевых действий вооруженных сил - противовоздушная оборона. Правительства многих европейских государств стали создавать национальные воздушные силы уже в конце первого десятилетия XX века. В России военная авиация организационно оформилась в 1910 г., когда при электротехнической части Главного инженерного управления был образован воздухоплавательный отдел "для надлежащей организации и общего заведования возду-

стр. 202


хоплавательным делом в армии"1 . По представлению этого отдела 9 июля 1910 г. была создана офицерская воздухоплавательная школа и разработано положение о ней2 . Русская авиация начинает принимать все более актявное участие в маневрах и учениях. 17 октября 1911 г. начальник штаба Варшавского военного округа докладывал в Генеральный штаб о первом знакомстве войск на маневрах с действиями авиации. По его мнению, "возможность широкого использования аэропланов в бою с целью разведки и связи была вполне доказана на маневре и ожидает дальнейшего развития в практике следующего года"3 .

Как новое боевое средство русская авиация официально определилась в 1912 г., что нашло отражение в уставе полевой службы, где конкретно указывалось, как использовать самолеты. Положения устава были проверены в войне между Болгарией, Сербией и Грецией, с одной стороны, и Турцией - с другой (Первая балканская война). В ходе ее русские летчики-добровольцы, участвовавшие в боевых действиях на стороне балканских стран, вели воздушную разведку, производили бомбардировку турецких укреплений, сбрасывали листовки и выполняли задания по связи. Применение русской авиацией бомб сравнительно крупного по тем временам веса (около 25 фунтов) привело к пожарам в осажденном Адрианополе и явилось принципиально новым моментом в боевом использовании самолетов. В первой половине 1913 г. авиация в России отделяется от воздухоплавания и рассматривается как самостоятельная служба. Намечается тенденция к увеличению количества самолетов в армии. К августу 1914 г. русское военное ведомство располагало 224 самолетами4 .

В ходе первой мировой войны военная авиация получила дальнейшее широкое применение. В воюющих странах непрерывно увеличивался самолетный парк, улучшались тактико-технические характеристики самолетов, складывалась организационная структура родов авиации. Началась разработка новых типов самолетов, способных проникать глубоко в тыл противника. Первым в мире многомоторным бомбардировщиком был русский четырехмоторный самолет "Илья Муромец", принятый на вооружение в 1914 году. В декабре этого же года в России создается эскадрилья бомбардировщиков в составе 10 самолетов "Илья Муромец"5 .

Выделение особого рода авиации бомбардировочной - позволило командованию воюющих сторон воздействовать не только на войска противника, но и на его тылы. На русско-германском фронте в период сосредоточения и развертывания вооруженных сил авиация оставалась пассивной. Впоследствии она действовала в основном во войскам на поле боя и совершала налеты на объекты ближнего тыла, так как важнейшие административные и промышленные центры, как правило, были в то время недосягаемыми для нее. Русская бомбардировочная авиация нанесла ряд ударов по важным военно-морским и железнодорожным узлам противника в прифронтовой зоне. В частности, 22 июля 1917 г. авиационные силы 10-й армии совершили массированный налет 24 самолетами на ст. Войгяны, где находились многочисленные склады и производились разгрузочные работы, и сбросили 60 бомб весом 15 - 25 фунтов каждая, в результате чего возникло несколько пожаров6 . Аналогичные действия производились и на других участках русско-германского фронта. Для их осуществления русская промышленность с августа 1914 г. по июль 1917 г. изготовила и отправила в авиационные части 70 тыс. бомб7 .

Несмотря на частую периодичность, налеты, производимые бомбардировочной авиацией в первую мировую войну, на объекты тыла, не были достаточно эффективными. Во-первых, материальная часть самолетов и дирижаблей, их вооружение и бомбовые нагрузки находились в стадии первоначального развития. Во-вторых, военное командование не имело опыта боевого применения военно-воздушных сил. В результате авиация не смогла существенно влиять на ход кампании. Однако бомбардировочные налеты оказывали сильное моральное воздействие на население тыловых городов и


1 ЦГВИА СССР, ф. 369, оп. 8, д. 1, л. 1.

2 Там же, ф. 2000, оп. 2, д. 619, л. 8.

3 Там же, лл. 14 - 15.

4 Там же, оп. 3, д. 2499, лл, 43 - 44. Всего за период первой мировой войны было произведено самолетов: в России - 3 500, во Франции - 52100, в Англии - 47800, в Германии - 47 300 ("Военно-исторический журнал", 1964, N 7, стр. 80).

5 "Военно-исторический журнал", 1964, N 7, стр. 80; "История Военно-воздушных сил Советской Армии". М. 1954, стр. 120 - 121.

6 ЦГВИА СССР, ф. 2008, оп. 1. д. 853, л. 3.

7 Там же, ф. 369, оп. 8, д. 19, л. 135.

стр. 203


вызывали серьезные перебои в работе промышленных предприятий, производивших военную продукцию. Поэтому с тех пор, как тыловые районы перестали быть зоной, находящейся вне сферы вооруженной борьбы, потребовалось создание средств их защиты - специальных подразделений и частей, предназначенных для обороны от воздушного нападения. Почти во всех армиях европейских государств начали организовываться и широко применяться такие средства противовоздушной обороны, как зенитная артиллерия, истребительная авиация, зенитные пулеметы, зенитные прожекторы, аэростаты заграждения; стала функционировать система воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).

Особенно широкое развитие как средство борьбы с воздушным противником получила зенитная артиллерия. Мысль о ее применении против летательных аппаратов высказывалась военными специалистами еще в конце XIX столетия. Так, русские офицеры-артиллеристы, предвидя использование в бою аэростатов, предлагали применять для борьбы с ними артиллерию8 . Позднее практические результаты подтвердили теоретические выкладки. Один из русских артиллеристов подробно рассказывал о произведенных на Чугуевском полигоне опытах и предлагал "в мирное время ввести практику артиллерии по поднимающимся шарам"9 . Однако орудия, предназначенные специально для стрельбы по воздушным целям, в то время отсутствовали. Только в 1914 г. в России по проекту инженера Ф. Ф. Лендера на Путиловском заводе было сконструировано и изготовлено первое зенитное орудие10 . 5 марта 1915 г. была сформирована 1-я отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту11 . 18 октября 1916 г. подготовительная комиссия по артиллерийским вопросам представила Особому совещанию доклад, в котором указывалось на некоторый количественный рост производства зенитных орудий. Комиссия подчеркивала, что "вопрос о борьбе с неприятельскими аэропланами посредством специальных, зенитных орудий и других приспособлений, при недостатке у нас истребителей, получает особое значение"12 .

Число зенитных батарей в русской армии постепенно увеличилось. На 1 июня 1917 г., по данным боевых расписаний войск, имелось: на Северном фронте 15 батарей (60 орудий), на Западном - 26 батарей (104 орудия), на Юго-Западном - 43 батареи (172 орудия) и на Румынском - 13 батарей (52 орудия)13 . Всего в России к концу мировой войны имелось 967 зенитных пушек. Большинство зенитных батарей комплектовалось состоявшими на вооружении полевыми трехдюймовыми пушками образца 1900 и 1902 гг., поставленными на специальные станки14 . Ни их баллистические и конструктивные данные, ни способы стрельбы не соответствовали быстро улучшавшимся тактико-техническим показателям самолетов.

С развитием зенитной артиллерии совершенствовались и способы стрельбы по летательным аппаратам. На вооружение поступали устройства для определения координат воздушных целей: курсомеры, дальномеры и другие приборы. Уже в самом начале войны были разработаны специальные таблицы и наставления для стрельбы по самолетам15 . Промышленность воюющих стран начинает интенсивно снабжать войска зенитными прожекторами, предназначенными для обеспечения стрельбы зенитных орудий при отражении ночных налетов. В русской армии зенитные прожекторы отсутствовали; для этих целей использовались прожекторы полевого типа16 . Почти одновременно с прожекторами в действующие армии воюющих государств начинают поступать звукоулавливатели - акустические приборы для обнаружения летательных аппаратов. В России звукоулавливатели появились в конце войны; все они были иностранного производства.

Несмотря на быстрый количественный и качественный рост, зенитная артиллерия со вспомогательными частями (прожекторы, звукоулавливатели) в связи с расширением масштабов применения авиации не могла решить всех задач противовоздушной обороны. Возникла необходимость исполь-


8 С. Карпенко-Логвинов. О стрельбе по привязным воздушным шарам. "Артиллерийский журнал", 1892, N 10. стр. 1078.

9 П. Е. Стрельба по змею. "Артиллерийский журнал", 1899, N 2, стр. 191.

10 А. А. Агренич. Зенитная артиллерия. М. 1960, стр. 4.

" ЦГВИА СССР, ф.. 4187, оп. 1, д. 20, лл. 1 - 2.

12 Там же, ф. 369, оп. 3, д. 270, л. 2.

13 ЦГАСА, ф. 3, оп. 1, д. 60, л. 127.

14 ЦГВИА СССР, ф. 504, оп. 10, д. 164, л. 59.

15 Там же, л. 196; ф. 1343, оп. 10, д. 4996, л. 45.

16 Там же, ф. 1343, оп. 10, д. 4981, л. 10.

стр. 204


зования самолетов для борьбы с авиацией противника17 . Первый в мире самолет-истребитель (РБВЗ-с-16) был создан в России на Русско-Балтийском заводе в начале 1915 года18 . В других странах - участницах первой мировой войны истребители появились в 1916 году.

К этому времени воздушная обстановка на русско-германском фронте все более усложнялась. Успешное наступление в 1916 г. Юго-Западного фронта вынудило германское командование перебросить сюда из-под Вердена значительные силы сухопутных войск и авиации. Заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии19 доносил в Ставку, что "германцы сосредоточили ныне на нашем фронте громадное, с самого начала войны невиданное число весьма быстроходных аппаратов, главным образом истребителей"20 .

Перед русской авиацией встали задачи надежного прикрытия войск и объектов, борьбы за господство в воздухе. Для их выполнения в августе 1916 г. на Юго-Западном фронте создается первая фронтовая истребительная авиационная группа. Она должна была пресечь активные действия германских ВВС в районе Луцка. Летчики труппы только за пять летных дней августа и за сентябрь провели 55 воздушных боев, в ходе которых сбили 4 и подбили несколько самолетов противника. Инспектор авиации Юго-Западного фронта 26 сентября 1916 г. доносил в Ставку: "Лихие действия славной авиагруппы заставили противника забыть Луцк"21 . Истребительные авиационные Группы имелись и на других участках русско-германского фронта22 .

Для обеспечения боевых действий истребительной авиации и зенитной артиллерии с середины 1915 г. началось создание службы ВНОС. Она предназначалась для обнаружения летательных аппаратов противника, наблюдения за ними и оповещения средств противовоздушной обороны и гражданского населения о воздушной опасности. Наблюдательные посты ВНОС располагались на угрожаемых направлениях и имели прямую связь с пунктами сбора донесений. Последние на основания анализа полученной от постов ВНОС информации оповещали войска и население о воздушном противнике.

Затем в ходе первой мировой войны стали использоваться для борьбы с самолетами, действующими на малых высотах, специальные зенитные пулеметы калибра 7,8 миллиметра. Они применялись для прикрытия войск и тыловых объектов. Получили распространение также аэростаты заграждения, которые устанавливались вблизи охраняемых объектов на высоте 2 - 4 тыс. метров. Они вынуждали, противника лететь к цели на предельной высоте и оказывали на летчиков сильное психологическое воздействие. Наконец, применялась так называемая пассивная ПВО. В ее задачу входили светомаскировка и маскировка объектов, создание ложных объектов, строительство убежищ, ликвидация последствий бомбардировок и т. д.

Параллельно с развитием средств ПВО закладывались основы их боевого применения. Основные усилия сосредоточивались на прикрытии важнейших объектов: столиц государств, крупных железнодорожных узлов и военно-морских баз. Для управления силами и средствами ПВО создавалось военное командование. В России общее руководство противовоздушной обороной осуществлялось Ставкой Верховного главнокомандующего через командующих войсками округов23 .

Обеспечение противовоздушной обороной важнейших административно-политических центров требовало создания специальных войсковых организмов, объединяющих в одно целое все средства борьбы с воздушным противником. В России система прикрытия с воздуха объектов тыла была наиболее глубоко продумана и организационно завершена в Петрограде и Одессе. В отличие от противовоздушной обороны западноевропейских столиц она имела иное построение сил и средств ПВО. Впереди объекта находилась зона действия истребительной авиации, а на непосредственных подступах вокруг него располагались зенитные батареи. Это обеспечивало свободу маневра истребительной авиации и упрощало взаимодействие между нею и зенитной артиллерией.


17 Там же, ф. 2009, оп. 1, д. 857, л. 8.

18 "Войска противовоздушной обороны страны". Исторический очерк. М. 1968, стр. 4.

19 Эта должность была введена в 1915 г. (ЦГВИА СССР, ф. 369, оп. 8, д. 1, л. 6).

20 "История Военно-воздушных сил Советской Армии", стр. 132.

21 Там же, стр. 133.

22 ЦГВИА СССР, ф. 2003, оп. 2, д. 647, л, 23.

23 В. П. Ашкеров, Б. Г. Забелок, Е. И. Калугин, Л. П. Шевченко. Войска противовоздушной обороны страны. М. 1960, стр. 12.

стр. 205


Противовоздушная оборона Петрограда и его окрестностей оформилась в ноябре 1914 года. В ее основу была положена артиллерийская защита объектов. В этих целях были сформированы батальон крепостной артиллерии и отдельная зенитная батарея, расположенная в Царском Селе. Батареи батальона крепостной артиллерия прикрывали наиболее важные заводы (Сестрорецкий, Охтинский, Обуховский, Ижорский, Путиловский) и военные склады. Зенитные пулеметы располагались на зданиях штаба округа. Балтийского и Путиловского заводов, военных окладов, а также в районе Комендантского аэродрома. Для обеспечения ночных действий зенитной артиллерии были установлены прожекторы в Царском Селе и Петрограде24 . Боевая служба зенитных батарей строго регламентировалась соответствующими документами. В "Инструкции для действия артиллерия при борьбе с воздушным противником", утвержденной в апреле 1915 г., в частности, подчеркивалось: "Батареи, предназначенные для стрельбы по неприятельским летательным аппаратам, должны содержаться в постоянной боевой готовности. В случае появления неприятельского летательного аппарата командир батареи открывает огонь по своему усмотрению и доносит об этом начальнику воздушной обороны Петрограда"25 . Личный состав зенитной артиллерии интенсивно осваивал учебную программу. Летом 1915 г. все батареи провели ряд стрельб по парашютам и ракетам на Сергиевском полигоне в Луге. Для получения практических навыков зенитные батареи, начиная с декабря 1915 г., ежемесячно выезжали на фронт, где принимали участие в стрельбе по воздушным целям. К осени 1917 г. более половины командиров батарей имели подобный опыт26 . Обучение личного состава зенитных подразделений в боевых условиях обеспечивало его готовность к отражению воздушных налетов противника.

Авиационное прикрытие столицы первоначально осуществлялось четырьмя самолетами Гатчинской военной авиационной школы27 . 25 декабря 1916 г. был сформирован Петроградский авиационный дивизион в составе трех отрядов: Кронштадтского крепостного, Чудского гидроавиационного и Петроградского28 . Впоследствии начальник воздушной обороны Петрограда генерал-майор Л. С. Бурман, подчеркивая важность авиационного прикрытия столицы, просил увеличить число самолетов в дивизионе, расположив их на Комендантском, Корпусном и Лиговском аэродромах29 . Однако Ставка Верховного главнокомандующего отклонила это ходатайство, ссылаясь на то, что, "ввиду отсутствия реальной угрозы налета на столицу, все авиационные средства рассматриваются лишь как ячейка будущей воздушной обороны, подлежащей заполнению в случае фактической угрозы"30 .

Перед истребительной авиацией была поставлена задала в случае нападения германских самолетов на Петроград уничтожать их на подступах к городу и преследовать на обратном маршруте. В "Инструкции для действия аэропланов при борьбе; с воздушным противником", в частности, указывалось: "Летчик, в зависимости от обстоятельств, действует по своему усмотрению, применяя те или другие боевые приспособления, имеющиеся на аэроплане, руководствуясь только целью уничтожить противника. Если до приближения противника к линии артиллерийской обороны не удастся его уничтожить, летчик не должен продолжать преследование, чтобы не мешать действию огнем"31 .

Большое внимание командование воздушной обороны Петрограда уделяло своевременному обнаружению вражеских самолетов на дальних подступах к городу. С этой целью по лиаии л:елезных дорог была развернута сеть наблюдательных постов: от Гельсингфорса до Выборга (через станции Лахти и Куовала); от Котки до станции Михель; от Тапсы через Везенберг и Нарву до станции Молосковицы; от Талсы через Юрьев, Валк, Псков до Старой Руссы32 . Всего служба ВНОС имела три роты, в которых насчитывалось 83 поста визуального "наблюдения за воздухом33 .

Для заблаговременного предупреждения о налетах противника в пределах столичного военного округа начала создаваться система радиоразведки - "радиотелеграфная оборона Петрограда", как ее тогда называ-


24 ЦГВИА СССР, ф. 1343, оп. 10, д. 4981, лл. 9 - 10.

25 Там же, д. 4996, л. 11.

26 Там же, л. 46.

27 "Военно-исторический журя ал", 1964, N 7. стр. 104.

28 ЦГВИА СССР, ф. 1343, оп. 10. д. 4981, л. 10.

29 Там же, д. 4996, л. 46.

30 Там же, д. 4981, л. 73.

31 Там же, д. 4996, л. 10.

32 Там же, ф. 1343, оп. 10, д. 4996. л. 50.

33 "Военно-исторический журнал", 1964, N 7, стр. 105.

стр. 206


ли. По приказу Ставки от 29 января 1917 г. требовалось установить 8 радиокомпасных станций (Борго, порт Кунде, Юрьев, Валк, Сесвеген, Пыталов, Себеж и Сущев), 4. радиопеленгаторные станции (Выборг, Нарва" Луга и Старая Русса), 2 наблюдательные станция (Выборг и Псков). Их планировалось соединить прямым проволочным телеграфом со штабом воздушной обороны Петрограда34 . Однако к осени 1917 г. оказались развернутыми лишь 4 радиокомпасные станции (Выборг, Нарва, Луга и Старая Русса)35 , Тем не менее они позволяли довольно надежно и заблаговременно обнаруживать самолеты противника и передавать данные о них, когда те были еще да значительном расстоянии.

Осенью 1917 г. помощник начальника Михайловской артиллерийской академии генерал-лейтенант Карачан в докладе, сделанном военному и морскому министру, предложил "приспособить весь район Северного фронта в целях воздушной обороны "невской столицы". Прикрытие Ревеля, Кронштадта, Свеаборга, Пскова и пр. объединить в одном лице и направить для защиты Петрограда."36 .. С этой целью выдвигалась идея создания на подступах к столице двух огневых противосамолетных рубежей - "дальней и ближней артиллерийской обороны". Характеризуя ближний рубеж, Карачан отмечал, что "необходимо расположить батареи вокруг Петрограда сплошной цепью с удалением от него на 20 - 30 верст и с таким расчетом, чтобы позади промежутка между двумя батареями первой линии находилась батарея второй линии и совместно они образовывали треугольник со сторонами в 5 - 6 верст; чтобы все три батареи находились в постоянной огневой связи"37 . Считая авиационное прикрытие "единственно верным и надежным средством защиты Петрограда от воздушного нападения", Карачан предлагал увеличить число летательных аппаратов до 100 и расположить их в непосредственной близости от города38 . Однако ввиду технической отсталости России, отсутствия необходимого. вооружения и боевой техники для борьбы с авиацией противника, идеи глубокого построения системы ПВО Петрограда так и не были осуществлены.

Противовоздушная оборона в пределах Одесского военного округа начала создаваться после вступления в войну Румынии, когда русская разведка донесла о наличии немецких самолетов между Тульчей и Исакчей и об оборудовании противником в Констанце базы для цеппелинов и гидропланов. В этот период между передовыми русскими частями на фронте и штабом округа не было непосредственного контакта. Поэтому сведения о полетах противника поступали в Одессу с большим опозданием и носили случайный характер. На территории округа дислоцировалось несколько зенитных батарей, но для борьбы с воздушным противником можно было привлечь и значительные авиационные силы. Учитывая это, командование Одесского военного округа 17 февраля 1917 г. сообщало помощнику главнокомандующего армиями Румынского фронта: "Чтобы использовать все означенные средства с наибольшей продуктивностью и придать воздушной обороне округа прочную организацию, необходимо сформировать штаб обороны, управление артиллерийских групп, две роты наблюдателей, дальнемерные команды, четыре прожекторные роты и телеграфно-телефонную команду"39 . Ходатайство было удовлетворено. Общее руководство противовоздушной обороной возлагалось на командующего войсками округа через начальника воздушной обороны, которому подчинялись части противосамолетной артиллерии, истребительной авиации, воздушного наблюдения и др. Чтобы прикрыть объекты округа, было выставлено 18 батарей зенитной артиллерии, четыре авиационных отряда и один авиационный парк, несколько рот визуального наблюдения. Посты ВНОС располагались от юго-восточной части оз. Сасык по побережью моря до села Григорьевки40 .

Для согласования действий средств ПВО было выработано положение "О штабе воздушной обороны Одесского военного округа". Оно определяло права и обязанности должностных лиц. В. частности, в нем указывалось: "Начальник воздушной обороны получает указания штаба округа об общей обстановке на фронте ближайшего к округу района и, в зависимости от получаемых сведений, направляет воздушную разведку, устанавливает порядок наблюдения за появлением воздушных судов противника я степень боевой готовности подчиненных ему частей. В случае налета воздушных судов


34 ЦГВИА СССР, ф. 1343, оп. 10, д. 4981, л. 11.

35 Там же, л. 45.

36 Там же.

37 Там же, л. 51.

38 Там же, л. 56.

39 Там же, ф. 2003, оп. 2,. д. 647, л. 176.

40 Там же, л. 186.

стр. 207


противника непосредственно руководит обороной г. Одессы"41 . Начальниками воздушной обороны Кишинева, Бендер и Николаева назначались командиры зенитных артиллерийских групп, стоявших на прикрытии этих объектов. Следовательно, в России, как и в других государствах, основным принципом организации прикрытия объектов тыла от ударов с воздуха являлась тогда пунктовая система противовоздушной обороны. Подобное ее построение полностью оправдало себя.

Таким образом, в период первой мировой войны был накоплен определенный опыт организации противовоздушной обороны сухопутных войск прифронтовых коммуникаций и важных тыловых объектов. Он позволил сделать ряд выводов: на боевых действиях сухопутных войск и бесперебойной работе промышленности существенно сказывается влияние господства в воздухе; использование бомбардировщиков постепенно выходит за рамки чисто тактических задач и должно превратиться в средство войны, заметно воздействующее на военный и экономический потенциал противника. Тенденции подобного рода заставили выделить затем противовоздушную оборону в особый вид боевой деятельности, со своим командованием и специфической структурой. На основе опыта первой мировой войны русским командованием были выработаны такие требования к системе противовоздушной обороны, которые предусматривали: сосредоточение основных сил и средств ПВО для прикрытия наиболее важных объектов; построение круговой обороны объектов с выделением большей части сил и средств на наиболее угрожаемых направлениях; взаимодействие сил и средств ПВО при отражении налетов; готовность средств ПВО в любое время уничтожить летательные аппараты противника. Эти общие требования, продиктованные боевым применением бомбардировочной авиации в первой мировой войне, послужили основой для дальнейшего развития и совершенствования систем ПВО.


41 Там же, л. 181.

Опубликовано 12 мая 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?