Рейтинг
Порталус

Взгляд на проблему. КОГО ЖЕ ГОТОВЯТ ВОЕННЫЕ ВУЗЫ?

Дата публикации: 18 мая 2017
Автор(ы): Олег ВЛАДЫКИН
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Номер публикации: №1495103133


Олег ВЛАДЫКИН, (c)

На фото: Взгляд на проблему. КОГО ЖЕ ГОТОВЯТ ВОЕННЫЕ ВУЗЫ?, автор: Komissarov

Престижность профессии очень точно отражает конкурс поступающих в соответствующее учебное заведение. Последние несколько лет, например, мы наблюдали фантастический рост благосостояния людей, которые в новых условиях жизни сумели быстро уловить перспективность деятельности типа купи-продай. Как результат - сразу же увеличилось число желающих поступать в торговые, экономические, финансовые институты и колледжи. При неуклонном сокращении абитуриентов во всех прочих вузах. Ибо само по себе фундаментальное образование стало выглядеть малополезным для житейского процветания.

Но вот в нынешнем году случился любопытный поворот. Одномоментно вдвое, а кое-где и втрое увеличился конкурс на вступительных экзаменах в большинстве средних и высших учреждений профессионального образования. И с техническими, и с гуманитарными, и с естественнонаучными профилями. Причины этого явления в целом еще ожидают глубокого осмысления. Сейчас же хочется обратить внимание на такое обстоятельство, как увеличение количества поступающих в военные училища.

По логике, это повод порадоваться. Ведь в течение последних десяти лет конкурс в военно-учебных заведениях из года в год неизменно падал. Взять хотя бы для иллюстрации самые многочисленные и некогда весьма популярные вузы Сухопутных войск. В 1986-м конкурс в высшие общевойсковые командные училища составлял 6 человек на место, в танковые командные - 5 человек. В 1994-м он уже скатился, соответственно, до 1,8 и 1,7. Престиж профессии офицера снизился настолько, что в некоторые военные вузы вынуждены были принимать юношей, получавших неудовлетворительные оценки на вступительных экзаменах, поскольку конкурса как такового там почти не было. В прошлом году во все высшие учебные заведения Вооруженных Сил зачислили курсантами более тысячи таких абитуриентов.

И вдруг в 2000-м на каждое место в командных училищах стали претендовать в среднем по 2 человека. Конечно, не столь существенный рост конкурса, как в некоторых гражданских вузах, но все-таки.

Даже это на первый взгляд незначительное увеличение количества абитуриентов позволило весьма заметно улучшить качество набора. В Управлении военного образования Сухопутных войск мне предоставили весьма показательные данные. По сравнению с предыдущими годами в командные училища нынешним летом приняли на 23 проц. больше обладателей золотых медалей. Почти в пять раз сократили число тех, кого раньше приходилось зачислять с двойкой за сдачу какого-либо из вступительных экзаменов. На 20 проц. стало больше среди курсантов первых курсов, включенных после тестирования в I и II группы профпригодности, обладающих хорошими психофизиологическими и психологическими качествами для освоения профессии военного. Прием же юношей, отнесенных к низшей, IV группе - сведен практически к нулю, в отличие от прошлых лет.

Но можно ли говорить уже о начале возрождения престижа профессии офицера? К сожалению, это не совсем так. К образованию вообще интерес возрос - это да. А вот к получению военной профессии... Если сравнить результаты приема в училища и выпуска из них в этом году, то обнаруживает себя явление просто потрясающее.

Именно в 1995-м вместе с ростом числа желающих учиться военные вузы пережили также наибольшие за свою историю потери среди выпускников. Еще в 1993-м доля отчисленных из училищ Сухопутных войск за полный курс обучения составила 23 проц. Уже тогда эта цифра вызвала тревогу у работников кадровых органов. Теперь она обрушилась до отметки в 36,6 проц. Получается, что фактически более трети командных училищ работали вхолостую, не готовя для войск ни единого офицера.

А кого же они тогда готовят? Ответ на этот вопрос помог найти опытный специалист управления военного образования Сухопутных войск Олег Алексеевич Владимиров, который многие годы занимается изучением и анализом данных о курсантах военных училищ. Он рассказал, что свыше половины отчисленных из военных училищ даже в официальных документах записаны в графе "исключен по нежеланию учиться". Более четверти - "по недисциплинированности". Около шести процентов - "по медицинским показаниям". Но две последние причины на поверку тоже оказываются во многих случаях латентной формой стремления покинуть училище. Курсанты либо "придумывают" болезни, либо сознательно идут на дисциплинарные проступки, провоцируя отчисление. И только каждый десятый покидает вуз из-за проблем с успеваемостью.

Наблюдения и расчеты также показывают, что всего около 20 проц. исключенных действительно утратили желание или неспособны постигать программу высшего учебного заведения. Причем чаще всего курсанты расстаются с военной альма-матер после второго курса или на третьем. Т.е. в то время, когда им по существующим сейчас правилам засчитывают прохождение службы в армии по призыву. Любопытно также, что, как сообщили в Управлении военного образования Главного управления кадров и военного образования МО РФ, редко кто из отчисленных курсантов не восстанавливается затем в гражданском вузе.

Собственно, к такому повороту событий в значительной мере подтолкнула... реформа высшей военной школы, второй год уже проводящаяся в Вооруженных Силах. Парадоксально, но посудите сами. В военных училищах приняты к исполнению государственные образовательные стандарты. То есть содержание учебных программ и планов, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки курсантов сориентированы на обязательное получение выпускниками, помимо военной, также и гражданской специальности. Иначе говоря, курсант любого командного училища, особенно на первых двух курсах, вообще почти не отличается от студента какого-нибудь политехнического или автодорожного института по специфике и объему получаемых знаний.

Вот особо "догадливые" молодые люди и смекнули, как можно одним выстрелом много зайцев войска ухлопать. Положенный срок в армии отслужить, пару - тройку курсов вуза преодолеть, быть эти годы на полном государственном обеспечении и еще получать в качестве военнослужащего-контрактника денежное содержание, на порядок превышающее стипендию студента. А затем спокойно расторгай в одностороннем порядке контракт с Вооруженными Силами, потому что механизм ответственности за такую инициативу в законодательстве фактически отсутствует. Но не забудь только взять академическую справку о прослушанных курсах обучения. И без проблем - в студенты.

На осуществление планов смекалистых парней в общем-то и работают более трети военных вузов. Без какой-либо пользы для Вооруженных Сил. А чтобы окончательно улетучились всяческие сомнения по поводу прямой связи между увеличением числа желающих поступать в училища и массовым отсевом курсантов, приведу весьма показательный пример.

До размеров настоящего бедствия выросла проблема отчислений "по нежеланию учиться" в Омском ВОКУ. Нынешний год ознаменовался в нем выпуском молодых офицеров, которых оказалось лишь 45,8 проц. от зачисленных в свое время на данный курс. Очевидно, что здесь "транзит" через военный вуз в гражданский стал очень популярен. Так не из-за этого ли конкурс поступающих в Омское ВОКУ летом 1995-го получился самым высоким среди всех общевойсковых училищ? Почти 3 человека на место.

Когда на днях я рассказал эту историю одному правительственному чиновнику, он, человек в общем-то далекий от армии, знающий службу исключительно по сборам на военной кафедре в университетские годы, откровенно удивился. А чего, мол, переживать: Вооруженные Силы все равно сокращаются, офицеров будет требоваться все меньше. Пусть военные училища хотя бы на подготовку специалистов для хозяйственных отраслей поработают. В перспективе же "лишнее" их число можно и закрыть, чтобы не тратиться на содержание...

Пришлось несуразность подобных рассуждений доказывать с помощью беспристрастных цифр, полученных в Управлении кадров Сухопутных войск. Ведь там зафиксировано, что все вместе военные училища этого вида ВС в прошлом году смогли совокупным выпуском восполнить лишь 49 % некомплекта людей на самых многочисленных первичных офицерских должностях. В нынешнем году еще меньше - 42 проц. И если тенденция сохранится, то надо попросту увеличивать количество военных вузов. Поскольку не только курсанты активно покидают училища, но и многие молодые офицеры предпочитают поскорее распрощаться с армией. Инициативные, обладающие деловой сметкой молодые люди быстро научились использовать военную службу лишь как стартовую площадку. А перспективу решения своих жизненных проблем видят исключительно вне армии.

Предпринимаются и другие меры, призванные компенсировать потери офицерского корпуса. Тут надо отдать должное изобретательности работников управлений кадров и военного образования. Принимают, например, курсантов в училища сверх штатной емкости вузов. Три года подряд в Сухопутных войсках наращивали это дело - 116, 118 и 120 проц. к штату. Чего стоят такие почины в условиях скудного финансирования армии, думаю, объяснять не надо.

Все интенсивнее ведется профориентация среди старшеклассников общеобразовательных школ. Там открывается все больше специализированных военно-патриотических классов, нацеливающих ребят на поступление в военные вузы. Многие из них сдают ОГЭ по русскому языку (см. внешнюю ссылку), математике и другим предметам только для того, чтобы поступить в военные учебные заведения. Многие из таких выпускников школ - потомственные военные, продолжающие славные традиции своего рода. Также создаются новые кадетские корпуса, выпускники которых имеют существенные преимущества при зачислении в большинство училищ. А при самих училищах уже де первый год действуют подготовительные курсы. Доля занимавшихся на них юношей среди поступивших в военные вузы за три последних набора увеличилась с 14 до 23 проц. Опыт показывает, что эти парни обладают устойчивой мотивацией на получение профессии офицера. Никто из них не проявляет желания прервать образование в военном вузе.

- Подобные начинания подают кое-какие добрые надежды. Но тем не менее для полного решения проблемы есть лишь один по-настоящему надежный способ, - сказал мне начальник Управления кадров Сухопутных войск генерал-лейтенант Сергей Пшеничников. - Сделать все необходимое, чтобы ощутимо поднялся социальный статус военнослужащих. Иначе не вернуть профессии офицера былую престижность, привлекательность. Если люди, решившие связать свою судьбу с военной службой, будут и дальше ощущать себя задвинутыми куда-то в самый низ социальной пирамиды нашего общества, дефицит офицеров в войсках станет только увеличиваться. Ведь сегодня наряду с недостатком молодежи нас все больше начинает беспокоить возрастающий некомплект уже и старших офицеров.

Опубликовано на Порталусе 18 мая 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): военное образование



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама