Рейтинг
Порталус

© РЕЙС "СТРЕМИТЕЛЬНОГО"

Дата публикации: 05 июня 2017
Автор(ы): А. М. БЛИЗНЮК
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Источник: (c) Вопросы истории, 1975-06-30
Номер публикации: №1496679574


А. М. БЛИЗНЮК, (c)

Отказ матросов Черноморской эскадры в июне 1905 г. стрелять по восставшему эскадренному броненосцу "Князь Потемкин-Таврический" при встрече с ним под Одессой и временный переход на его сторону команды броненосца "Георгий Победоносец" встревожили высших офицеров царского флота. На экстренном совещании флагманов и командиров частей, созванном 17 июня в Севастополе для обсуждения создавшегося положения, в числе других мер было решено потопить "Потемкин" торпедным ударом1 , используя с этой целью миноносцы. Дивизион миноносцев принял необходимые запасы топлива, воды, торпед и боеприпасов, продовольствия, после чего корабли попарно стали нести дежурство на севастопольском рейде, имея задание торпедировать "Потемкин", если тот окажется в районе патрулирования. Временно исполнявший обязанности главного командира Черноморского флота и портов Черного моря, вице-адмирал А. Х. Кригер приказал маякам всего побережья следить за курсом мятежного корабля и докладывать о его перемещениях штабу флота2 .

Однако "Потемкин" н" появлялся вблизи Севастополя. Под флагом революции он бороздил воды Черного моря, и изумленный мир с затаенным дыханием следил за действиями этого провозвестника свободы. Управляющий морским министерством просил министра иностранных дел снестись по телеграфу с правительствами Болгарии и Румынии "с целью запрещения ими снабжения "Потемкина" и миноносца N 267 провизией и углем, в коих они испытывают нужду, и недопущения съезда команд этих кораблей на берег"3 . Начальнику учебного отряда контр-адмиралу С. П. Писаревскому было дано задание в глубокой тайне снарядить один из быстроходных миноносцев для преследования и потопления "Потемкина". Писаревский держал свой флаг на эскадренном броненосце "Чесма". В его штабе лейтенантом А. А. Яновичем, офицером штаба учебного отряда, ярым монархистом, формировалась из офицеров-добровольцев команда для выполнения этого задания. Осуществить поиск и потопление "Потемкина" должен был "Стремительный" - один из самых быстроходных миноносцев, входивший в состав кораблей учебного отряда 4 . Он имел на вооружении скорострельные пушки и два торпедных аппарата, дальность его плавания (при средней скорости хода в 18 узлов) равнялась 900 милям 5 .

Сначала в числе других кораблей этот миноносец нес боевое дежурство, а затем ошвартовался у стенки минного адмиралтейства. Командира корабля капитана 2-го ранга И. В. Константинова-II вызвали во дворец главного командира флота и сообщили ему, что "Стремительный" передается специальной офицерской команде лейтенанта Яновича и срочно выходит в море. Цель похода от нижних чинов держалась в строжайшем секрете. По пути на корабль Константинов зашел на свою квартиру и рассказал жене о полученном приказе. Добровольцев он называл пьяным сбродом и удивлялся тому, что в их числе оказался его знакомый, старший механик парохода "Волга" П. Н. Кузяев. Этот разговор услышала их горничная и сообщила о нем в тот же вечер Н. Г. Албулу, рабочему слесарно-сборочной мастерской Лазаревского адмиралтейства. Албул (Албов) в 1904 - 1905 гг. был активным работником районной портовой социал-демократической организации и входил в состав Севастопольской организации РСДРП6 . Он немедленно связался с членами Севастопольского комитета РСДРП П. С. Котеневым и П. Ф. Тамбовцевым 7 .


1 А. Беломор. Вице-адмирал Г. П. Чухнин. СПБ. 1909, стр. 176.

2 ЦГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 3023, л. 72.

3 Там же, л. 171.

4 Там же, ф. 920, оп. 9, д. 946, л. 2.

5 С. П. Моисеев. Список кораблей русского парового и броненосного флота. М. 1948, стр. 292.

6 ЦГИА УССР, ф. 419, оп. 1, д. 3927, л. 22.

7 Там же.

стр. 212


В ту же ночь комитетом было принято решение о посылке на "Стремительный" представителя комитета, кочегара парохода "Волга" Л. Пыхтина8 , чтобы сорвать попытку потопить "Потемкин". Пыхтин в 1904 г. был уволен из порта за участие в работе социал-демократического кружка на строившемся крейсере "Очаков". Он уехал в Одессу, где поступил на пароход "Волга"9 . А в июне 1905 г. это судно стояло на ремонте в Севастопольском порту. Следовало добиться, чтобы Пыхтина приняли в состав экипажа "Стремительного". Уже на следующий день через П. Н. Кузяева Пыхтин сумел попасть на корабль. 19 июня "Стремительному" было приказано подойти к эскадренному броненосцу "Чесма" и стать на якорь. Тогда же в вахтенном журнале корабля появилась такая запись: "Согласно словесного приказания начальника учебного отряда сдал командование лейтенанту Яновичу, оставив команде 10 чел. и судового механика. Капитан 2 ранга Константинов" 10 . Через час Янович с экипажем из 20 офицеров, 13 нижних чинов и 2 "вольных" (Кузяев и Пыхтин) снял корабль с якоря и лег на курс11 . Вскоре, встретив в море контрминоносец "Завидный", Янович дополнительно взял из его команды несколько человек 12 .

Как только Пыхтин ступил на палубу "Стремительного", он сразу же стал присматриваться к кочегарной команде, изучая каждого и стараясь найти себе помощников для выполнения задания комитета. Еще в Севастополе был намечен вывод на миноносце из строя корабельных котлов. Поэтому Пыхтин обрадовался, узнав, что с "Завидного" взят на "Стремительный" И. Бабенко, с которым они в 1902 г. работали в одном из подпольных социал-демократических кружков. Бабенко был членом Севастопольской военной организации РСДРП 13 . В тот же вечер Пыхтин рассказал ему, куда и зачем идет "Стремительный". Бабенко взял срыв торпедной атаки на себя, так как ему было поручено подготовить торпеды, а вместе с ним будут действовать, как он сказал, прибывшие на миноносец кочегарные квартирмейстеры А. Кузнецов и Е. Карпенко.

На рассвете подошли к Одессе. Но "Потемкина" в гавани не было, а командир яхты "Эриклик" сообщил об уходе броненосца из порта. Тут старпом доложил Яновичу о непригодности торпед к действию: у них погнуты клапаны и смяты гнезда 14 . Обвиненный в халатности, Бабенко был тотчас списан с корабля 15 . "Стремительный" принял уголь, пресную воду, масло, новые торпеды и пополнил экипаж16 , а вечером 20 июня спешно снялся с якоря, обогнул одесский мыс и направился в Кюстенджи (Констанца). Утром следующего дня, готовясь к встрече с "Потемкиным", на миноносце попытались подкачать воздух в торпеды. Выяснилось, что воздушный насос выведен из строя, а также утеряна вертушка механического лага17 . Никакая перетасовка матросов экипажа не помогала. Группа Пыхтина (кочегары А. Кузнецов, Е. Карпенко, М. Ситников, П. Кипенко, М. Соболев18 ) пока что срывала все мероприятия Яновича.

21 июня миноносец вошел в Констанцу и стал на якорь. "Потемкина" в порту не оказалось. "Стремительный" отправился в Варну, где был отремонтирован насос, исправлены клапаны торпед и торпедные аппараты. А 22 июня Янович получил телеграмму от адмирала Чухнина, который торопил разыскать "Потемкина" и уничтожить его 19 . Миноносец отправился в Крым. Капитаны встречных пароходов сообщили, что видели "Потемкина" в Феодосии20 , 23 июня миноносец пришел в Ялту и стал на якорь. Во время перехода Варна - Крым один из котлов вышел из строя21 . Произошла задержка еще на два часа. А в Феодосии "Потемкина" тоже не оказалось, но Яновичу сообщили, что в этом порту мятежный броненосец не сумел получить необходимых ему угля, воды и провизии, после чего отбыл в неизвестном направлении. Тут группа Пыхтина решила, что настало время вообще помешать дальнейшей погоне. На миноносец был погружен "карповский" уголь, дававший очень высокую температуру горения. Договорились сразу же после выхода в море поддерживать в топках интенсивное горение, а если это


8 ЦГАОР СССР, ф. 102, оп. 241, д. 5. ч. 74 "Б", л. 93.

9 ЦГАВМФ, ф. 870, оп. И, т. 5, д. 33242, л. 151.

10 Там же, л. 149.

11 Там же, л. 154.

12 Там же.

13 "Маяк Коммуны", N 270, 1927.

14 ЦГАВМФ, ф. 870, оп. 11, т. 5, д. 33243, л. 162.

15 Там же, л. 157.

16 Там же.

17 Там же, л. 158.

18 Там же, лл. 152, 154, 157.

19 Там же, л. 162.

20 Там же. л. 164.

21 Там же, л. 166.

стр. 213


не выведет их из строя, то произвести упуск воды и создать аварийную ситуацию. 24 июня в 4 часа утра "Стремительный" вышел из Феодосии, а уже в 6 час. 25 мин. оба действующих котла испортились, и корабль застопорил ход 22 . Командование корабля было вынуждено повернуть в Севастополь, куда "Стремительный" еле дотащился.

Так, благодаря революционной солидарности матросов и рабочих потерпела провал одна из карательных экспедиций, задуманных против восставшего "Потемкина".


22 Там же, л. 167.

Опубликовано на Порталусе 05 июня 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама