Рейтинг
Порталус

А. М. АНДРЕЕВ. СОЛДАТСКИЕ МАССЫ ГАРНИЗОНОВ В РУССКОЙ АРМИИ В ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Дата публикации: 08 декабря 2017
Автор(ы): И. М. ИОНЕНКО
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Номер публикации: №1512741437


И. М. ИОНЕНКО, (c)

Серьезным достижением историографии Октябрьской революции за последние годы является разработка проблемы революционного и демократического движения солдатских масс в гарнизонах русской армии. К началу 70-х годов был сделан заметный шаг в региональном ее изучении, появились предпосылки для создания обобщающих трудов. При этом особенно интенсивно изучалась деятельность военных организаций РСДРП(б). Около 50 книг, сотни статей в сборниках и журналах посвящены революционной борьбе солдатских масс накануне и в период Октябрьской революции1 . Появились статьи источниковедческого характера2 . Но о революционных событиях в гарнизонах тыловых округов опубликовано сравнительно немного работ, хотя во всех крупных исследованиях о завоевании сол-


1 П. А. Голуб. Партия, армия и революция. Март 1917 - февраль 1918 гг. М. 1967; Н. М. Якупов. Партия большевиков в борьбе за армию в период двоевластия. Киев. 1972; его же. Борьба за армию в 1917 году (Деятельность большевиков в прифронтовых округах). М. 1975; И. Н. Васин. Армия и революция (Борьба московских большевиков за солдатские массы в трех революциях). М. 1973; В. И. Миллер. Солдатские комитеты русской армии в 1917 г. М. 1974, и др.

2 Г. Л. Соболев. Письма в Петроградский Совет р. и с. д, как источник для изучения общественной психологии в России в 1917 г. "Вспомогательные исторические дисциплины". Т. 1. Л. 1968; его же. Протоколы выборных организаций Петроградского гарнизона (март-апрель 1917 г.). Там же. Т. 2. Л. 1969; его же. Источниковедение и социально-психологическое исследование эпохи Октября. "История и психология". М. 1971; Т. Ф. Кузьмина. Войска центра России на путях к Октябрю (Бюллетень МВО как исторический источник). "Военно-исторический журнал", 1968, N 11; Л. Г. Протасов. Важный источник по истории революционного движения в царской армии перед Февральской революцией. "Источниковедческие работы". Вып. I. Тамбов. 1970; его же. Источниковедческие аспекты истории революционного движения русской армии в 1917 г. Там же. Вып. 3. Тамбов. 1973; Н. А. Вахрушева. Солдатские письма и цензорские отчеты как исторический источник (1915 - 1917). "Октябрь в Поволжье". Казань. 1972.

стр. 177


дат на сторону революции приводятся наиболее яркие и значительные факты, характеризующие действия запасных частей.

Монография старшего научного сотрудника Института истории СССР АН СССР доктора исторических наук А. М. Андреева является первой попыткой создать обобщающий труд по этой проблеме. Вместе с тем автор продолжил изучение революционного и демократического движения среди солдат запасных, воинских частей русской армии в 1917 году. Он рассматривает революционные процессы в наиболее крупных гарнизонах губерний Центральной, Северо-Западной России, Поволжья и Приуралья.

В книге освещается широкий круг вопросов: динамика численности, состава и дислокации запасных частей на протяжении 1917 г.; солдатские Советы и комитеты; военные организации большевиков, изменение их тактики в борьбе за солдатские массы; виды и формы солдатских выступлений в гарнизонах против империалистической политики Временного правительства. Автор выясняет их численный состав как в целом, так и по отдельным военным округам и гарнизонам. Наличие в литературе значительных расхождений в определении численности отдельных гарнизонов он объясняет тем, что в источниках штатная численность, списочный состав и наличие солдат и офицеров приводятся не всегда раздельно (стр. 30 - 31). Представляют интерес таблицы, характеризующие состав, расквартирование и состояние воинских частей, а также подсчеты количества Советов и низовых солдатских комитетов. Однако трудно согласиться с утверждением, будто гарнизонные комитеты, возникшие в марте 1917 г., входили в Советы или выполняли роль Советов (стр. 52). В тыловых округах, как правило, это были офицерские комитеты, противостоявшие низовым солдатским организациям и солдатским секциям в Советах. Особое внимание автор уделяет возникновению солдатских Советов и секций в крупнейших гарнизонах, выявляя при этом две тенденции: тяготение местных Советов к Петроградскому, их ориентация на его политическую линию в революции и стремление солдатских Советов объединяться с Советами рабочих депутатов.

Обстоятельно, с введением в оборот новых документов рассмотрен в книге процесс борьбы за демократизацию армии на всех этапах революции. Используя ранее опубликованные данные и документы из фондов ЦГА ВМФ, А. М. Андреев перечисляет офицерские организации и показывает их контрреволюционный характер. В то же время он раскрывает усилия Советов, направленные на демократизацию офицерского корпуса. Привлеченный автором материал и сделанные им наблюдения еще раз подтверждают, что вопрос об офицерских организациях в тыловых округах нуждается в специальном изучении.

Наиболее обстоятельно прослежено в монографии формирование военных организаций РСДРП(б). Здесь собран и обобщен большой конкретный материал, особенно по базам и крепостям Балтийского флота, в целом раскрыта огромная планомерная работа по политическому просвещению солдатских масс, проводившаяся в разнообразных формах.

Изучены автором и данные о движении солдатских масс в поддержку революционно-демократических требований рабочего класса и крестьянства. В книге обращается внимание на развертывание аграрной революции в деревне и втягивание в борьбу за землю солдат тыловых гарнизонов, которых отпускали на сельскохозяйственные работы. На примере Кронштадтского Совета показано, как массовые организации солдат и матросов добивались предоставления срочных отпусков на полевые работы, в первую очередь солдатам 40 лет и старше. Борьба за отпуска военнослужащих старших возрастов, а затем против отзыва их из деревни составляла в 1917 г. одну из форм революционного движения в армии.

Обстоятельный разбор политики продолжения войны и "революционного оборончества" позволил А. М. Андрееву подробно осветить и такую форму выступлений, как отказ маршевых рот от отправки в действующую армию. При этом приводится немало новых фактов, особенно по Петроградскому округу. Аргументированно разоблачает автор попытку военных властей отправлять на фронт по политическим мотивам (с целью ослабить вооруженные силы Советов на местах) целые запасные полки, что вызвало новую волну возмущения и открытого неповиновения солдат.

Автор сообщает новые данные о возникновении и деятельности контрреволюционных организаций в армии после июльских дней. Для борьбы с движением за демократизацию армии Временное правительство ввело институт военных комиссаров. Но, как убедительно раскрыто в книге, противодействие находившихся под влиянием большевиков

стр. 178


низовых солдатских организаций сорвало все планы контрреволюции. Не удалось ей использовать и движение за национальные формирования, которое определяется А. М. Андреевым как прогрессивное по своему содержанию, выражавшее "интересы многих миллионов рабочих, солдат и крестьян многонациональной России" (стр. 156).

Разносторонне освещается в монографии деятельность Петроградской военной организации большевиков в июльские дни и весь ход событий в столице, в результате которых ликвидировалось двоевластие и начался новый этап в подготовке социалистической революции. Автор показывает, в каких трудных условиях (репрессии Временного правительства) большевикам приходилось вести работу в армии, особенно в Московском военном округе. Правые эсеры и меньшевики прямо и непосредственно участвовали в проведении репрессий против большевиков и массовых революционно-демократических солдатских организаций. На этом фоне исследуются изменения тактики большевиков и процесс возрастания влияния ленинской партии среди солдат гарнизонов, причем автор обращается к новым фактам, особенно по Петроградскому и Минскому военным округам (стр. 187 - 199). С достаточной полнотой выявлено в книге, как шла подготовка заговора генерала Корнилова, в частности проведение в Москве государственного совещания 12 августа 1917 года. А. М. Андреевым приводятся данные, свидетельствующие о расколе в верхах армии, об отрицательном отношении определенной части офицеров и генералов к установлению военной диктатуры. Этот вопрос мог бы быть освещен глубже, если бы автор учел интересные факты по Казанскому военному округу3 . Революционные организации оперативно реагировали на политические разногласия среди офицеров, активизируя борьбу с монархически настроенными элементами и их организациями.

Весьма обстоятельно раскрыта в монографии деятельность большевиков среди солдат, направленная на разоблачение и срыв попыток установить в стране военную диктатуру. Автор впервые в литературе проследил, как контрреволюция в политических целях осуществляла массовую передислокацию запасных частей, рассмотрел связанные с этим трудности в работе большевиков.

На основании данных официальных сводок о состоянии воинских частей и других материалов А. М. Андреевым дана картина завершения процесса завоевания солдатских масс на сторону социалистической революции. Оценивая борьбу солдат в гарнизонах осенью 1917 г., он подчеркивает, что в целом для нее характерна организованность и ясность политической цели (стр. 238), хотя некоторые выступления в Орловском, Тамбовском и других гарнизонах были стихийными.

Большое внимание уделено в книге большевизации Советов и низовых солдатских организаций, выявлено резкое увеличение численности военных организаций большевиков в гарнизонах: в партию большевиков вступали наиболее сознательные солдаты (по социальному происхождению рабочие и беднейшие крестьяне), а также молодые прапорщики, особенно из студентов, мобилизованных еще накануне Февральской революции; во многих гарнизонах отмечались случаи перехода в партию большевиков левых эсеров- интернационалистов. Результаты массовой политической работы большевиков в армии показаны А. М. Андреевым и на итогах муниципальной кампании (выборы в городские думы), которые, по определению Ленина, явились поразительным симптомом "глубочайшего поворота в общенациональном настроении"4 .

По-новому рисует автор картину противодействия со стороны Советов и войсковых комитетов замыслам контрреволюции в дни "второй корниловщины". Пожалуй, впервые с такой полнотой раскрывается, как в столице, в районе баз и крепостей Балтийского флота под Петроградом и в Финляндии были сорваны попытки Временного правительства вывести революционные части и лишить цитадель революции надежного кольца обороны. Указания Ленина о том, чтобы не допустить вывода революционных гарнизонов из Финляндии, были выполнены.

Так, путем скрупулезного анализа работы большевиков и поведения солдат в гарнизонах А. М. Андреев раскрывает неодолимость и действенность боевого союза пролетариата с одетой в солдатские шинели крестьянской беднотой в Октябрьском вооруженном восстании.


3 ЦГА ТАССР, ф. 210, д. 8; "Известия КВОК", 25 и 31.VIII.1917.

4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 34, стр. 278.

стр. 179


Новые материалы использует автор и при оценке участия солдат в установлении Советской власти на местах. Правда, этот наименее разработанный вопрос занял сравнительно небольшое место в монографии (стр. 308 - 324). Здесь подчеркивается, что вместе с отрядами Красной гвардии запасные части и подразделения в подавляющем большинстве городов, особенно центре России, обеспечивали мирный переход власти в руки Советов. В связи с этим А. М. Андреев рассматривает первый решающий этап в ликвидации старой армии. К концу ноября полная демократизация, а значит, и победа Советской власти были достигнуты на Западном и Северном фронтах и в ближайших тылах, а также в гарнизонах тыловых округов. В результате сдерживался процесс распада частей, выделялись революционные элементы среди офицерства, заметно поднялся уровень политического сознания солдат, уходивших в деревню. И, главное, срывались попытки контрреволюции использовать воинские части против Советской власти. В этой связи отметим, что не следовало выделять подзаголовок "Завершение демократизации армии" (стр. 308). У читателя может сложиться впечатление, будто автор нечетко отделяет широкое движение за демократизацию накануне Октябрьской революции от полной демократизации армии, проводившейся большевиками в дни триумфального шествия Советской власти.

Демократизация армии в тыловых округах, например, в Казани, имела некоторые особенности, которые были отмечены в ряде работ 60-х годов5 . К сожалению, автор иногда недостаточно внимателен к наблюдениям и выводам своих предшественников. Ноябрьские приказы и распоряжения нового, советского окружного командования им даже не упомянуты, а между тем данные документы содержат важнейшие сведения о первом этапе развития этого процесса в запасных частях6 . Отмеченный недостаток лишь подтверждает необходимость более глубокого изучения первых дней борьбы за полную демократизацию армии в тыловых округах и особенно в национальных формированиях.

Монография вносит много нового в разработку важнейших аспектов социалистической революции в России. В то же время назрела необходимость создания обобщающего коллективного труда по тыловым округам России в целом. Региональные модификации революционного процесса изучаются по всем военным округам, что позволяет успешно решить вопрос о подготовке такой сводной работы. Полезным и вполне возможным представляется также издание на основе фондов ЦГВИА СССР сборника документов о революционной борьбе в гарнизонах тыловых военных округов.

В последние годы заметным стало отставание источниковедческих разработок документации о солдатском движении. Наибольшую трудность для исследователей представляет анализ социально-классового состава старой армии. При решении этой задачи следует специально изучать изменения в настроениях солдатских масс, а для этого целесообразно обратиться к солдатским письмам, документам низовых солдатских организаций, материалам военно-цензурных комиссий и др.

Малоизученной остается деятельность матросов и солдат, посылаемых после Февральской революции в деревню из революционных гарнизонов Петроградского округа и Балтийского флота. Назревшей проблемой является обобщение данных, характеризующих роль солдат в установлении Советской власти на местах. Без решения этих задач трудно раскрыть в полном объеме и многообразии деятельность партии большевиков по завоеванию солдатских масс на сторону социалистической революции, по ликвидации старой армии путем ее полной демократизации и постепенной демобилизации.


5 См., например, И. М. Ионенко. Борьба большевиков Казани за управление войсками и проведение демобилизации старой армии в Казанском военном округе (ноябрь 1917 - февраль 1918). "Ученые записки" Казанского университета, т. 122, кн. 2, 1962, стр. 5 - 46.

6 ЦГВИА СССР, ф. 1720, оп. 1, дд. 85, 92, 93, 96, 108, 111.

 

Опубликовано на Порталусе 08 декабря 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама