Рейтинг
Порталус

Дневник Надежды Турчаниновой (май 1863 - апрель 1864 гг.)

Дата публикации: 24 декабря 2017
Автор(ы): А. И. Старцев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Номер публикации: №1514111088


А. И. Старцев, (c)

Дневник Надежды Турчаниновой (май 1863 - апрель 1864 гг.)

"Journal of the Illinois State Historical Society". Springfield. 1977, N 1.

Недавно американские историки обнаружили дневник, который Н. Турчанинова вела на фронтах Гражданской войны в США в 1863 - 1864 годах. Публикация представляет значительный интерес и имеет отношение к истории не только США, но и русской культуры и общественной мысли.

Надежда Турчанинова - жена Ивана Васильевича Турчанинова, русского полковника гвардейского Генерального штаба, человека антимонархических и антикрепостнических взглядов. В 1856 г. он уехал в США и участвовал (под именем Джона Турчина) в звании бригадного генерала армии Севера в войне с рабовладельческим Югом. Турчаниновы так и не вернулись в Россию, и оба умерли в США в нужде и безвестности в начале нашего века1 .

Обследование биографических и исторических материалов, связанных с участием И. В. Турчанинова в Гражданской войне в США, показало, что он занимал по основным вопросам этой войны последовательную революционно- демократическую позицию2 . Теперь публикация "Дневника" Н. Турчаниновой подтверждает, что она разделяла взгляды своего мужа. Одновременно "Дневник" знакомит нас с бесспорно выдающейся русской женщиной своего времени.

О русских годах жизни Н. Турчаниновой (она уехала из России в возрасте 30 лет) мы не знаем почти ничего. Воспитание и образование ее свидетельствуют, что она выросла в семье, которая принадлежала к привилегированным кругам общества (о том же говорят и некоторые вскользь брошенные замечания в ее дневнике). Из американских источников известны два факта ее биографии: девичья фамилия - Львова, повенчалась она с Турчаниновым в Кракове, в мае 1856 г., то есть в канун отъезда за границу3 . В США Турчаниновым пришлось нелегко. После неудачной попытки прокормить себя в качестве "вольного хлебопашца" Турчанинов использовал инженерные знания, полученные им в свое время в Михайловском артиллерийском


1 Первые сведения о Турчаниновых появились в нашей литературе в 1955 г. в связи с публикацией писем И. В. Турчанинова и его жены к А. И. Герцену, найденных в пражской коллекции бумаг Герцена и Огарева (И. В. Турчанинова и его жена - Герцену. Публикация и комментарии Д. И. Заславского. "Литературное наследство". Т. 62. "Герцен и Огарев". Т. II, М. 1955).

2 См. А. И. Старцев. И. В. Турчанинов и гражданская война в США. "Новая и новейшая история", 1974, N 6.

3 Е. Е. East. Lincoln's Russian General. "Journal of the Illinois State Historical Society". Vol. LII, 1959, N 1, p. 121. Автор ссылается на документы Национального архива в Вашингтоне.

стр. 195


училище и в Академии Генерального штаба, и работал топографом и строителем. Н. Турчанинова прослушала в Филадельфии курс в медицинском училище, что помогло ей в военные годы. Начало войны застало Турчаниновых в Чикаго.

Турчаниновы прибыли в США с идеализированными представлениями об американской буржуазной демократии. Приглядевшись поближе к американской действительности, они подвергают решительной критике социальное неравенство в США. Отправные пункты их критики - программа русского революционно-демократического движения 50 - 60-х годов XIX в. и воспринятые ими - тоже, как видно, еще в России - элементы социалистического мировоззрения. "Америка - рай для богатых", - подытоживает свои впечатления после трех лет пребывания в США И. В. Турчанинов в письме А. И. Герцену в Лондон. И Н. Турчанинова пишет в дневнике: "Влиятельные классы, бизнесмены, попы действуют в интересах своей партии и своей касты" (стр. 32). В другой записи она вспоминает: "Эти люди привлекли мое внимание уже семь лет назад, когда я впервые ступила на американскую землю. Я испытала изумление, замешательство, отвращение. Это было загадкой, тяжкой и устрашающей. Я не в силах была понять, как с подобным классом людей у руля правления сможет эта республика стать истинно демократической и двигаться по пути к величайшей общественной цели - материальному и духовному совершенствованию всех членов общества, довольства для всех, досуга для всех, образования для всех, расцвета и прогресса научного знания" (стр. 30).

Как только вспыхнул мятеж южных плантаторов, Турчаниновы вступили в ряды армии Севера. В чрезвычайной обстановке Гражданской войны они остаются верными своим взглядам. Отдавая все силы борьбе с рабовладельческим Югом, они одновременно продолжают критику пороков американской буржуазной демократии на Севере и даже обостряют ее. Это делает дневник Н. Турчаниновой уникальным в мемуарной литературе о Гражданской войне в США.

По известной формуле К. Маркса, Гражданская война в США прошла через два этапа - конституционный и революционный 4 . Первый характеризовался господством примиренческих элементов в армии Севера и попытками тайных друзей Юга из имущих классов на Севере добиться компромисса с рабовладельцами. Второй, приведший к военному и политическому разгрому южной Конфедерации, был отмечен напором трудящихся масс северных штатов и активными действиями последовательных противников рабства как в Вашингтоне, так и в северной армии. Именно такими непримиримыми борцами за революционизирование войны были Турчаниновы. В этом и политический интерес и несомненное историческое значение резких политических замечаний по адресу правительства в Вашингтоне и командования северной армии, заполняющих страницы военного дневника Н. Турчаниновой.

"Гражданская война, бесконечные жертвы народа, получающего в ответ только тычки и неблагодарность, униженного, оскорбляемого, лишенного своих законных прав в тот самый момент, когда эти люди отдают свою жизнь для спасения страны и жертвуют счастьем своих семей", - пишет Турчанинова (стр. 30 - 31). Для примиренцев в Вашингтоне и в армии она не находит достаточно резких, осуждающих слов: "Два года бездарного ведения войны и предательства" (стр. 44), "сердце обливается кровью, когда я вижу безрукость и трусость этих людей" (стр. 81). Из числа пороков американской общественной жизни, переносимых в условия военного времени, Турчанинова считает наиболее чудовищными подтасованные отчеты в газетах о кровавых сражениях, рассчитанные на то, чтобы вызвать падение или, наоборот, повышение курса ценных бумаг на бирже. "Жульнические сообщения достигнут желаемой цели. Фондовая биржа поднимется на дыбы, курс золота упадет... Несколько спекулянтов разорятся на этом, другие, напротив, наживут состояние, и все будет в полном порядке в этом мире американского шарлатанства" (стр. 49).

Наблюдая день за днем пассивность правительства, некомпетентность командования, двуличие прессы, автор дневника временами близок к отчаянию. Но воля к борьбе, стремление к победе снова берут верх: "Будем надеяться, что гигантский труд и бесчисленные жертвы народа заставят события двигаться в правильном направлении вопреки предательству и бездарности руководства" (стр. 83). С пристальным вниманием Н. Турчанинова отмечает и комментирует каждый удар по мятежным


4 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 15, стр. 542.

стр. 196


рабовладельцам, каждое сообщение об успехах антирабовладельческой партии в тылу и на фронте. Она выделяет смелую речь против рабства, напечатанную в дошедшей на фронт чикагской газете (стр. 38). Она порицает президента А. Линкольна за либеральное отношение к вражеской пропаганде в тылу (стр. 39). В записи от 15 июня 1863 г. читаем: "Говорят, что в Миссури новосозданные негритянские полки нанесли поражение Кэрби Смиту (один из наиболее заносчивых и агрессивных генералов в армии Юга. - А. С.). Я счастлива, если это действительно так" (стр. 41).

С неизменной теплотой отзывается Турчанинова о бригаде своего мужа и вообще о солдатах северной армии, олицетворявших для нее все лучшее в американском народе; она не раз говорит об их самоотверженности, мужестве, стойкости. "Мужняя бригада, так отважно сражавшаяся, провела ночь на отдыхе, - записывает она после боя при Чаттануге (23 - 25. XI. 1863 г.), - фигурально почивала на лаврах, а фактически лежала на голой промерзлой земле без шинелей и одеял... Столько страданий! Кто отдаст должное великому воинскому подвигу рядового солдата!" (стр. 77). В другой записи читаем, как солдаты вскладчину покупают дорогой металлический гроб, чтобы отправить на родину останки погибшего однополчанина. "Малые мира сего опять показали свою человечность и бескорыстие, - пишет Турчанинова, - в то время как великие по-прежнему демонстрируют изменничество и низость... О, цивилизация! О, образованность! О, господство богатых!" (стр. 59) 5 .

Наряду с военно-политической публицистикой и полемикой видное место в дневнике занимает описание армейского быта и повседневного хода войны. Положение Н. Турчаниновой в действующей армии было довольно трудным. Первый год войны она была вместе с полком (позднее - с бригадой) мужа, ухаживая за ранеными и даже принимая участие в боевых действиях. Позднее, в период, к которому относятся дневниковые записи, ей было запрещено находиться на передовой линии. Но Турчанинова умело обходила эти запреты, и ей удавалось увидеть больше, чем любому военному корреспонденту6 . В дневнике мы читаем, как в дни боя при Чикамоге (19 - 20.IX. 1863 г.) она объезжает с негром-ординарцем поле сражения под артиллерийским огнем и под пулями вражеских снайперов. Записи говорят о высокой отваге и присутствии духа: "Шум битвы становился все громче и громче. Наконец, я достигла передовой, где наши солдаты вели огонь, укрывшись за поваленными деревьями" (стр. 68). Продвигаясь по полю боя, она отчитывает прячущихся в кустах дезертиров. Дальше она встречает отступающую в панике часть. "Я была в совершенном бешенстве. Пропустив этих бездельников, я пошла туда, откуда они бежали... Моя лошадь была под седлом и стояла неподалеку. Если действительно мы разбиты, я успею еще ускакать" (там же).

Увидевшая свет рукопись - не весь военный дневник Н. Турчаниновой. В ней упоминается его начальная часть, написанная по-русски. Как можно судить из слов автора дневника, обращение к перу было для нее привычным занятием, потребностью литературно одаренной натуры. Написано было, по-видимому, много по-русски, по-французски и по-английски. В 1859 г. А. И. Герцену в Лондон была отослана большая повесть из русской жизни. В "Дневнике" упоминаются военные очерки (или рассказы). Какова судьба этих рукописей? Известно, что И. В. Турчанинов в конце жизни сжег свой архив. Из мемуарных источников следует, что и Н. Турчанинова завещала уничтожить оставшиеся бумаги. Однако находка части военного дневника показывает, что не весь турчаниновский архив был уничтожен. Быть может, дальнейшие поиски окажутся плодотворными.

Но и этой уже найденной части ее дневника достаточно, чтобы имя Н. Турчаниновой вошло в ряд русских мемуаристов и публицистов прошлого века, оставивших важные исторические свидетельства. Смелый, независимый ум и дарование автора вне сомнения. Личность ее производит глубокое впечатление. "Я избрала путь в жизни, и сколь бы он ни был крутым, с него не сойду. Я могу быть усталой, измученной, разбитой, разочарованной, но все с тем же


5 Из американской мемуарной литературы известно, что солдаты платили Н. Турчаниновой любовью и благодарностью. "Дорогая госпожа Турчина! Как мы все почитали ее, верили ей и как полюбили ее за бесстрашие, доброе сердце и ее заботу о раненых", - вспоминает бывший капрал 19-го Иллинойсского полка (S. Н. Heynie. The Nineteenth Illinois. Chicago. 1912, p. 132).

6 Однажды весной 1862 г. в Теннесси Турчанинова заменила больного мужа, приняла командование и повела солдат в бой (см. М. М. Boatner. The Civil War Dictionary. N. Y. 1959, p. 853).

стр. 197


запасам воли, что и вначале" (стр. 53). Богатый жизненный опыт Турчаниновых, основательное знание как русской, так и американской жизни своего времени - притом освещенное острой революционно-демократической мыслью, - делают их особенными фигурами и в русской и в американской литературе.

"Дневник" сопровождается кратким вступлением публикатора Мэри Э. Макэллигот. Также дан исторический комментарий и пояснение некоторых беглых намеков и частных полемических замечаний, связанных с текущими событиями Гражданской войны. Французский оригинал "Дневника" был, как сказано во вступлении, получен публикаторами вместе с готовым английским переводом, выполненным неустановленными лицами, быть может, американскими друзьями Н. Турчаниновой, понимавшими ценность рукописи. Неточность в передаче некоторых русских реалий говорит о том, что данный английский текст не был прочитан автором. В этой связи надо упомянуть и об одной ошибке комментатора. В записи Турчаниновой от 18 апреля 1864 г. читаем, что она с большим интересом познакомилась со вторым выпуском дневника "Графа Грановского". Комментатор делает сноску: "Тимофей Николаевич Грановский. 1813 - 1855" (стр. 88). Возможно, что в переводе (или даже в оригинале) описка и сказано: Грановский. Однако, не говоря уже о том, что Т. Н. Грановский не был графом и в его литературном наследии нет дневников, из самого текста Турчаниновой явствует, что речь может идти только об известном "Дневнике" графа Адама Гуровского (Gurowski), польского эмигранта, публициста, жившего в годы Гражданской войны в США, который резко критиковал правительство Линкольна за недостаточно энергичное ведение войны, соприкасаясь кое в чем в своей критике с Турчаниновыми.

Опубликовано на Порталусе 24 декабря 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама