Рейтинг
Порталус

ПОМОЩЬ ВОЛОГЖАН ЭВАКУИРОВАННЫМ ЛЕНИНГРАДЦАМ

Дата публикации: 22 января 2018
Автор(ы): В. И. МИХЕЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Номер публикации: №1516626923


В. И. МИХЕЕВ, (c)

Когда в годы Великой Отечественной войны гитлеровским войскам не удалось взять Ленинград штурмом, они установили его блокаду. В организации помощи защитникам города и его жителям принимали участие миллионы советских людей. Борьба за жизнь ленинградцев стала частью общенародной битвы за "Невскую твердыню". После того как с 24 июня 1941 г. начал свою деятельность Совет по эвакуации1 и развернулось перебазирование людей и материальных ресурсов из угрожаемых зон в глубокий тыл страны, только за первый месяц войны из Ленинграда по железной дороге было вывезено более 300 тыс. детей и почти 100 тыс. человек взрослого населения2 . Конечными пунктами составов с эвакуированными ленинградцами были станции во многих районах страны, от Вологодской области и до Сибири включительно3 . В бескорыстной помощи эвакуированным, особенно осиротевшим детям, раскрывались высокие моральные качества советских людей: их патриотизм, отзывчивость и гуманизм.

Одним из районов, куда направлялись значительные контингента эвакуированного населения, заводское оборудование, другое государственное имущество из Ленинграда и его области, стала Вологодская область. Она обладала крупными железнодорожными и водными магистралями (Северная железная дорога, Мариинская водная система, связывавшие ее и с Ленинградом и с востоком страны), что облегчало решение задачи. 16 июля 1941 г. Бюро Вологодского обкома ВКП(б) совместно с облисполкомом приняло постановление "О размещении эвакуированных по районам и городам области и об обслуживании проходящих эшелонов на железнодорожных станциях"4 . Городские и районные комитеты партии и исполкомы Советов брали под непосредственный контроль встречу эвакуированных и принимали меры к быстрейшему устройству трудоспособных на работу. Всего в области намечалось разместить 100 тыс. ленинградцев5.

Обслуживание прибывавших осуществлялось на эвакуационных пунктах. Первые из них открылись в июле 1941 г. в Вологде, Череповце, Вытегре и Бабаеве, а с осени - во многих районах области. В состав пунктов входили медицинские стационары, комнаты матери и ребенка, детские молочные кухни, столовые, бани, парикмахерские, продовольственные ларьки и система лотков для уличной торговли. Вскоре начали прибывать на вологодскую землю эшелоны с ленинградскими детьми. Вот что пишет в воспоминаниях бывший начальник череповецкого эвакопункта П. Е. Малков: "Свою работу я начал 8 июля. Перед эвакопунктом была поставлена задача в самый короткий срок подобрать кадры и подготовиться к приему детей, эвакуированных из Ленинграда. С 10 июля начали прибывать дети, часть из них оставалась на нашем пункте и размещалась в Череповце и Череповецком районе, другие, согласно плану, направлялись на автомашинах в соседние с Череповцом Уломский, Петриневский и по водному пути в Белозерский, Вашкинский и другие районы области"6 .

Помощь эвакуированным осложнялась тем, что в начале войны северо-западная часть области оказалась прифронтовой и частично в пределах действий войск противника. Непосредственная опасность создалась для г. Вытегры, расположенного на


1 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Изд. 8-е. Т. 6, стр. 13.

2 "История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945 гг.". Т. 2. М. 1963, стр. 546.

3 Государственный архив Вологодской области (ГАВО), ф. 3105, оп. 1, д. 28, л. 244.

4 Партийный архив Вологодского обкома КПСС (ПАВО), ф. 2522, оп. 10, д. 17, лл. 27 - 29.

5 Там же, л. 40.

6 Череповецкий краеведческий" музей, ф. научный, д. "Об эвакуации".

стр. 206


стыке Онежского озера с Волго-Балтийским каналом. В городе находилось много эвакуированных. При переправе через озеро пароходы и баржи, заполненные беззащитными людьми, подвергались фашистским бомбежкам и пулеметному обстрелу с воздуха. Сотни людей гибли. Хотя вытегорский эвакопункт работал круглосуточно, эвакуированные не могли быть сразу же отправлены в глубь области, так как шлюзы старой Мариинской системы не пропускали больших судов и: барж. А чтобы перевезти пассажиров одной озерной баржи, требовалось чуть ли не шесть барж речного типа. Найти их было нелегко, так как канал выполнял одновременно большие задания военно- хозяйственного значения и каждая баржа была на счету. Вытегорские речники под огнем срочно ремонтировали старые и изготовляли новые суда, чтобы быстрее разгрузить эвакопункт.

Сердечное участие в судьбе ленинградцев приняло население Вытегорского района. Оно обеспечивало их питанием и снабжало необходимым на дальнейшую дорогу7 . Часть ленинградцев разместили в селах района, трудоспособных определили на работу, детей - в детские дома и интернаты, детские сады и ясли. "В числе многих эвакуированных ленинградцев, - рассказывала позднее жительница г. Гатчины Ленинградской области О. Г. Панфилова, - я прибыла в село Девятины, Вытегорского района, и сразу же была устроена на работу в военизированную охрану Мариинской водной системы, встретила внимание и заботу со стороны местного населения, поправила свое здоровье"8 .

С предельной нагрузкой работала Северная железная дорога - единственная тогда железнодорожная связь Ленинграда с востоком, обслуживавшая несколько фронтов и соединявшая северные порты и Урал с центром страны. На запад по ней шли эшелоны с войсками, боеприпасами, продовольствием, топливом, им навстречу - поезда с ранеными, эвакуированными и с оборудованием. Фашистская авиация часто бомбила железнодорожные станции, обстреливала эшелоны. М. П. Сорокина рассказывала: "Нас эвакуировали из Ленинграда в конце августа 1941 г. в Вологодскую область. Я ехала в эшелоне с маленьким грудным ребенком. В районе станции Мганаш состав остервенело атаковали фашистские самолеты. Мы разбежались кто куда. Я чудом спаслась сама и спасла своего ребенка, мое пальто было пробито осколками в нескольких местах. Напуганные ожесточенными бомбежками, мы двое суток скрывались в болоте; было сыро, холодно и голодно. Фашистские стервятники хорошо видели, что расправлялись с беззащитным мирным населением. С большими трудностями удалось восстановить эшелон, заменить разбитые вагоны и двинуться дальше. Было много людских жертв"9 . По неполным данным, только с 27 сентября по 24 октября 1941 г. на участке Тихвин - Бабаево от налетов гитлеровских самолетов погибли 424 эвакуированных, повреждены или уничтожены 371 вагон и 29 паровозов10 . Нередко воздушные пираты почти до самой Вологды преследовали эшелоны с эвакуированными.

В сложных условиях проходило размещение ленинградцев, особенно зимой 1941/42 г., когда морозы достигали 40°. Прибывали обессилевшие люди, перенесшие несколько месяцев голодной блокады. Вологжане стремились облегчить их страдания. С огромной нагрузкой трудился обслуживающий персонал эвакопунктов, госпиталей, предприятий общественного питания. Череповецкий эвакопункт ежесуточно обслуживал до 6 тыс. человек. Самоотверженно работали медики. При санобработке больных санитарка М. С, Рогозина заразилась сыпным тифом, но, выздоровев, вернулась в изолятор. Чуткая и внимательная, она выполняла любую работу, не жалея ни сил, ни времени. Медсестра А. А. Корсакова на своем участке круглые сутки обследовала прибывавших эвакуированных и отправляла больных на излечение. Когда в конце февраля на участке Бабаево - Череповец встали из-за снежных заносов восемь эшелонов из Ленинграда с 10 тыс. человек, то колхозники из ближайших сел, несмотря на мороз и вьюгу, расчистили путь. Движение было восстановлено11 .

Партийные, советские и общественные организации проделали очень большую работу по размещению эвакуированных. На строительство для них общежитий и жилых домов правительство ассигновало 1,5 млн. руб.; кроме того, дополнительные суммы выделялись из областного бюджета.


7 Там же.

8 Из личного архива автора (запись беседы с О. Г. Панфиловой).

9 Там же (запись беседы с М. П. Сорокиной).

10 ПАВО, ф. 2522, оп. 10, д. 76" л. 24!.

11 "На дороге жизни". Л. 1975, стр. 214.

стр. 207


Было построено, отремонтировано и подготовлено к заселению 25806 домов и отдельных квартир12 . Многих эвакуированных приняли семьи колхозников. А. Г. Милавина (колхоз "Красный Борок", Сокольского района) приютила семь человек. Муж у нее был на фронте, в избе - большая семья, но она помогала эвакуированным всем, чем могла. В начале февраля 1942 г. в Пришекснинский район прибыл эшелон с 900 ленинградцами. Чтобы развезти их по деревням и селам, на станцию Шексна приехали колхозники с 200 санями, с тулупами, одеялами и другими теплыми вещами13 .

К концу марта 1942 г. в Вологде было размещено 4585 жителей героического города и области, в Череповце и Череповецком районе - 2959, Устюженском - 1143, Кубено-Озерском - 1600, Вологодском - 1500, Пришекснинском - 1150 и т. д.14 .

На 24 апреля для эвакуированных было собрано по колхозам и совхозам области свыше 33 т муки, 19 т мяса, 22 т картофеля, 1,8 т капусты, 104 кг меда и другие продукты 15 . Еще в декабре 1944 г. прошла неделя помощи эвакуированным детям Ленинграда. В ее проведении приняли участие тысячи комсомольцев и пионеров. Инициаторами сбора теплых вещей и игрушек для детей выступили средние школы NN 23 и 26 Вологды, а к 25 декабря комсомольцы и пионеры области собрали 80 тыс. теплых вещей16 .

Прием и размещение эвакуированного населения были сопряжены с большими трудностями. Не хватало квалифицированных медицинских работников, было мало помещений для госпитализации тысяч больных, для первоначального размещения людей, из-за недостатка продовольствия срывалось обеспечение горячим питанием. Коммунисты приняли срочные меры к исправлению положения, привлекли к обслуживанию больных весь медперсонал области; группу опытных врачей для помощи больным ленинградцам командировал Наркомздрав РСФСР17 . Для размещения больных во многих городах были отведены лучшие помещения, а во всех лечебных учреждениях вблизи железнодорожных станций (а в период навигации - и пристаней) были забронированы места для больных, которых снимали с эшелонов, пароходов и барж. Только с января по апрель 1942 г. было госпитализировано свыше 10 тыс. ленинградцев. В госпиталях г. Вологды разместилось 5189 человек18 . В дома инвалидов было устроено 300 инвалидов труда из Ленинграда19 . А в целом область с июля 1941 г. по начало 1943 г. приняла свыше 120 тыс. ленинградцев20 .

Вопросы трудоустройства эвакуированных решались на совместных заседаниях бюро райкомов партии и райисполкомов. Создавались комиссии, в которые входили ответственные партийные, советские и комсомольские работники. Они, в частности, оказывали помощь сельсоветам в приеме и размещении прибывших, оборудовании мест общественного питания, обеспечении нуждавшихся теплыми вещами и обувью. Большинство ленинградцев из числа оставшихся на жительство в Вологодской области сразу же определялись на работу. Прибывшие организованно группы рабочих размещались на предприятиях в соответствии с квалификацией. Значительная часть других направлялась в лесозаготовительную, мебельную и бумажную отрасли промышленности, связанные с лесным делом. До 15 апреля 1943 г. было трудоустроено 55982 человека (80% всех трудоспособных)21 . Государство оказало материальную помощь 12977 семьям эвакуированных ленинградцев. Значительные средства пожертвовали трудящиеся. Кроме того, 11133 семьи получили 523 га земли под индивидуальные подсобные хозяйства22 .

С августа 1941 г. ленинградцы начали демонтировать и вывозить в сторону Урала оборудование крупнейших своих промышленных предприятий - Кировского, Ижорского и других заводов. Одновременно в тыловые районы отправлялись квалифицированные кадры рабочих, инженеров и техников. На Урал проследовали через Вологду 16 тыс. рабочих, инженеров и техников Кировского завода, было отправлено 12 тыс. ящиков с оборудованием23 . Тран-


12 ГАВО, ф. 3105, оп. 1, д. 28, л. 272.

13 ПАВО, ф. 2522, оп. 9, д. 391, л. 15.

14 Там же, д. 803, л. 149.

15 Там же, л. 9.

16 "Очерки истории Вологодской организации КПСС". Вологда. 1971, стр. 498.

17 ГАВО, ф. 3105, оп. 1, д. 28, л. 253.

18 ПАВО, ф. 2522, оп. 9, д. 391, л. 43.

19 ГАВО, ф. 3105, оп. 2, д. 3, л. 114.

20 Там же, оп. 1, д. 28, лл. 254, 256, 259, 272, 276.

21 Там же, оп. 2, д. 3, л. 132.

22 Там же, оп. 1, д. 28, л. 384.

23 "Все для фронта! Все силы на разгром врага!". "Вопросы истории КПСС", 1975, N 12, стр. 84.

стр. 208


зитом шли через область эшелоны иных заводов, учебных заведений Ленинграда24 . Часть ученых, которая после блокадных месяцев была не в состоянии ехать дальше к месту назначения, осталась в Вологде, среди них - преподаватели Политехнического, Сельскохозяйственного институтов и других вузов. Позднее в одном из писем вологжанам они вспоминали: "В самые тяжелые дни для нашего города мы постоянно чувствовали заботу о нас. Чувство горячей благодарности навсегда останется в наших сердцах"25 .

Книги отзывов и пожеланий вологодских предприятий и учреждений хранят за военные годы множество благодарностей в адрес тех, кому приходилось работать с эвакуированным населением26 . Вот некоторые из них: "Эшелон детских домов Ленинграда был встречен на ст. Череповец помощником начальника эвакопункта А. И. Батраковым. Быстро было организовано мытье детей, выдача обедов, установлена связь с Тихвином о движении детских вещей. Выносим большую благодарность. Начальник эшелона Бараневский"; "Эшелон, имевший направление в Алтайский край и прибывший на ст. Череповец в 7 часов утра 10 июля 1942 г., встретил заботливое и полноценное обслуживание питанием со стороны коллектива эвакопункта. Начальник эшелона Тихонов"27 " и т. п. Всего через область проследовало тогда свыше 500 тыс. ленинградцев28 .

Когда зимой 1941/42 г. через Вологду проходило очень много эшелонов с ослабевшим от блокады населением Ленинграда, к обслуживанию эвакуированных подключились комсомольцы. 480 молодых активистов по сменам работали круглосуточно в течение трех зимних месяцев на вокзалах при эвакопунктах. Помимо обычной работы, они раздавали талоны на питание, дежурили, доставляли свежие газеты и журналы, давали справки. Между сменами шло соревнование за лучшую встречу и быстрейшее обслуживание эвакуированных. Усилиями комсомольцев было выявлено на проходящих эшелонах и направлено в эвакогоспитали области 1700 тяжелобольных. Если же в эшелонах не было медработников, то соответствующую заботу брал на себя облздравотдел. Кроме того, для обслуживания эвакуированных на ст. Вологда-1 и Вологда-2 было направленно 200 сандружинниц29 . Обком и горком партии выделили для политико-воспитательной работы с эвакуированными более 200 агитаторов. Им в помощь издавались плакаты, брошюры, дополнительным тиражом публиковались сводки Совинформбюро. Наконец, по просьбе ленинградских областных организаций в Вологде печаталась специально для проезжих часть тиража газеты "Правда".

Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, выступая 21 октября 1967 г. в Вологде на торжественном собрании, посвященном вручению области ордена Ленина, сказал: "Много добрых и благодарных слов в адрес трудящихся вашей области говорят ленинградцы. Находясь в блокаде, они получали от вас помощь, заботу и постоянно чувствовали, что за их спиной стоят верные люди нашего государства, нашей страны, которые делали все возможное, чтобы поддержать город Ленинград, рабочих, армию, которые там находились в блокаде. Вы оказали огромную помощь сотням тысяч эвакуированных рабочих, служащих и интеллигенции Ленинграда. Вы спасли жизнь тысячам людей, которые этого никогда не забудут"30 . Вологжане вполне заслужили эту высокую оценку. И не случайно многие из них награждены медалью "За оборону Ленинграда"31 .


24 ГАВО, ф. 3105, оп. 2, д. 3, лл. 50 - 51.

25 Там же, оп. 1, д. 28, л. 270.

26 Там же.

27 Там же, л. 273.

28 ПАВО, ф. 2522, оп. 9, д. 803, л. 13.

29 Там же, ф. 3085, оп. 10, д. 11, л. 128; ф. 2522, оп. 10, д. 685, л. 147.

30 "Очерки истории Вологодской организации КПСС", стр. 498.

31 ПАВО, ф. 2522, оп. 10, д. 117, л. 124.

 

Опубликовано на Порталусе 22 января 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама