Рейтинг
Порталус

СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ И ПОМОЩЬ СССР НАРОДАМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 1944-1945 ГОДАХ

Дата публикации: 08 февраля 2018
Автор(ы): Н. И. ШИШОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Номер публикации: №1518103883


Н. И. ШИШОВ, (c)

Советский народ и его Вооруженные Силы в годы второй мировой войны отстояли свободу и независимость своей Родины, оказали интернациональную помощь народам других стран, спасли мировую цивилизацию от фашизма. Разгром ударных сил мирового империализма привел к падению реакционных режимов в ряде стран Европы и Азии, создал благоприятные условия для борьбы трудящихся масс за демократические преобразования, за социализм. В мероприятиях, которые по указанию Коммунистической партии и Советского правительства проводились Советским командованием и военной администрацией среди населения освобожденной от гитлеровских захватчиков территории стран Центральной и Юго-Восточной Европы, проявилась гуманная сущность социалистического строя, принципов пролетарского интернационализма.

Верный своему интернациональному долгу, Советский Союз оказывал освобождаемым странам большую экономическую помощь задолго до подписания с ними политических договоров и соглашений. Порой отказывая себе в самом необходимом, испытывая лишения и трудности, советские люди по-братски делились всем, в чем остро нуждалось население освобождаемых территорий. Эту экономическую и материально-техническую помощь СССР оказывал безотлагательно и порой безвозмездно. Она была составной частью освободительной миссии советского народа.

Освободительная миссия Советского Союза - это не только героические усилия его Вооруженных Сил на фронте, но и решение комплекса сложных политических, идеологических, экономических, социальных и других проблем на освобожденной от фашизма территории. В данной статье ставится задача попытаться охарактеризовать мероприятия военных административных органов и Вооруженных Сил СССР по нормализации жизни освобожденных от фашистских захватчиков городов и сел, налаживанию дружественных отношений между Красной Армией и населением зарубежных стран. В советской литературе эта проблема освещена пока еще недостаточно полно1 .


1 С. Дернберг. Деятельность Советской военной администрации в Германии в 1945 - 1949 гг. "Военно-исторический журнал", 1966, N8; Н. А. Антипенко. На главном направлении. Изд. 2-е. М. 1971; Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. Т. 2. М. 1974; Б. Кузак. Советская помощь Польше на заключительном этапе Великой Отечественной войны. "Вопросы истории", 1974, N 7; Ф. Боков. Первые мирные дни Берлина. "Военно- исторический журнал", 1976, N 7, и др.

стр. 16


26 марта 1944 г. соединения 2-го Украинского фронта вышли к Государственной границе СССР и перенесли военные действия на территорию Румынии. В июле того же года советские войска вступили на территорию Польши, в июле и августе вышли к государственной границе Финляндии и Восточной Пруссии, в сентябре были уже в Болгарии, Венгрии, Чехословакии и Югославии, в октябре - в Норвегии, в марте и мае 1945 г. - в Австрии и Данин 2 .

В связи с выходом Красной Армии на Государственную границу СССР и началом ее боевых действий на территории других стран Коммунистическая партия и Советское правительство осуществили ряд важнейших мероприятий. В марте 1944 г. Главное политическое управление Красной Армии (ГлавПУ РККА) приступило к разработке конкретного плана массово-политической работы среди населения Румынии, Польши, Югославии и других стран. В беседе с представителями ГлавПУ Г. М. Димитров, возглавлявший тогда Отдел международной информации ЦК ВКП(б), подчеркнул необходимость оказывать помощь антифашистам в отдельных странах, содействовать их политическому сплочению3 . 2 апреля Советское правительство заявило, что СССР не преследует цели приобретения какой-либо части территории или изменения существующего строя Румынии; вступление советских войск в ее пределы диктуется исключительно военной необходимостью и продолжающимся сопротивлением войск противника4 . 10 апреля 2-му Украинскому фронту было направлено постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР, в котором предусматривалось введение советской военной администрации, определялся характер ее деятельности, содержались конкретные указания о статусе наших войск и командования Красной Армии на освобожденной территории Румынии. ГКО обязал Военный совет фронта осуществлять общее руководство организацией гражданского управления и контроль за его деятельностью на всей освобожденной территории этой страны. На основании этого документа в дальнейшем разрабатывались и утверждались положения и инструкции о военных комендатурах на освобожденной территории других государств. В апреле 1944 г. Военный совет 2-го Украинского фронта утвердил "Инструкцию военным комендантам населенных пунктов на территории Румынии"5 .

В мае 1944 г. на совещании начальников отделов политуправлений фронтов был обсужден вопрос о состоянии работы среди войск и населения противника. Кандидат в члены Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б), начальник ГлавПУ генерал-полковник А. С. Щербаков отметил возрастающее влияние нашей пропаганды на солдат и офицеров противника и призвал улучшить политическую работу среди населения освобождаемых стран6 . 7 июля состоялась встреча представителей ГлавПУ с Г. М. Димитровым и видными деятелями Коммунистической партии Германии (КПГ). Был рассмотрен вопрос о демократическом преобразовании Германии, о содействии движению за создание


2 "История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945". Т. 4. М. 1964, стр. 82; "СССР в Великой Отечественной войне. 1941 - 1945. Краткая хроника". М. 1970, стр. 595; "Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне". М. 1971, стр. 222; "Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй мировой войне". Военно- исторический справочник. М 1972, стр. 39, 65, 167,200, 233, 244; Ю. В. Кудрина. Дания в годы второй мировой войны. М. 1975, стр. 186.

3 В. Хаджиниколов. Георги Димитров и съвегската общественост. 1934 - 1945. София. 1972, стр. 332 - 335.

4 "История второй мировой войны. 1939 - 1945". Т. 8. М. 1977, стр. 99. Подобные заявления были сделаны Советским правительством и в связи с вступлением наших войск на территорию других государств (там же. Т. 9. М. 1978, стр. 542, 545).

5 Архив МО СССР, ф. 395, оп. 9153, д. 7, лл. 134 - 137.

6 "Всемирно-историческая победа советского народа (1941 - 1945 гг.)". М. 1971, стр. 520.

стр. 17


широкого антифашистского демократического фронта, об усилении антифашистской пропаганды среди населения7 .

Красная Армия вступала на территорию зарубежных стран как армия- освободительница. Советская военная администрация осуществляла свою деятельность через местные органы власти в тесном сотрудничестве с демократическими силами освобожденных стран. Их можно сгруппировать следующим образом: союзные и дружественные страны, на территорию которых советские войска вступили в соответствии с договорами и соглашениями; государства, до заключения перемирий воевавшие против СССР на стороне Германии; фашистская Германия.

К первой группе относились Польша, Чехословакия, Югославия. На освобожденной территории Чехословакии взаимоотношения между Красной Армией и местными органами управления регулировались "Соглашением об отношениях между Советским Главнокомандующим и Чехословацкой Администрацией после вступления советских войск на территорию Чехословакии", подписанным 8 мая 1944 г. в Лондоне8 . Оно было основано на принципах равенства, взаимопомощи и невмешательства во внутренние дела другого государства и фактически стало первым международным актом о взаимоотношениях советских войск и командования с местными органами власти на освобожденной территории дружественной страны. Подобные соглашения были подписаны с Польшей и Югославией 9 .

В страны, относившиеся ко второй группе (Австрия, Болгария, Венгрия, Румыния), советские войска пришли в силу военной необходимости, но при этом принесли их народам освобождение от фашистского ига. С правительствами Румынии, Венгрии и Болгарии были заключены соглашения о перемирии. Для контроля за их выполнением на период перемирия в них были учреждены Союзные контрольные комиссии (СКК) из представителей СССР, США и Великобритании. В Австрии была создана контрольная Союзническая комиссия.

На освобожденной Красной Армией территории советские представители СКК осуществляли свою деятельность под руководством Верховного Главнокомандования. Председателем СКК в Румынии был назначен командующий войсками 2-го Украинского фронта Маршал Советского Союза Р. Я- Малиновский, в Болгарии - командующий 3-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза Ф. И. Толбухин, в Венгрии - Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов10 . В СКК входил штаб, состоявший из группы при политическом советнике, отделов (административного, военного, военно- морских сил, военно-воздушных сил, экономического, транспортного, медицинского и т. д.), а также аппарата уполномоченных СКК в областях, округах, уездах (в соответствии с административным делением соответствующего государства). Аппарат советской части СКК был укомплектован военнослужащими и вольнонаемными. Так, к концу 1944 г. в Румынии функционировало 40 уполномоченных СКК, при каждом из них имелся штат в 5 - 7 человек11 .

В области административной СКК контролировали охрану границ, выдачу въездных, выездных и транспортных виз подданным данного го-


7 В. Хаджиниколов. Указ. соч., стр. 336.

8 "Советско-чехословацкие отношения во время Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.". Документы и материалы. М. 1960, стр. 160 - 162.

9 "Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны". Т. III. М. 1947, стр. 457 - 458; "Советский Союз - Народная Польша. 1944 - 1974". Документы и материалы. М. 1974, стр. 17 - 19 и др.

10 С. С. Бирюзов. Советский солдат на Балканах. М. 1963, стр. 242; "Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй мировой войне", стр. 75; А. В. Антосяк. В боях за свободу Румынии. М. 1974, стр. 142.

11 С. С. Бирюзов. Суровые годы. М. 1966, стр. 488 - 493; А. В. Антосяк. Указ. соч., стр. 142.

стр. 18


сударства и иностранцам; выявляли местонахождение и отправляли на сборные пункты военнопленных, интернировали подданных Германии. В области военной СКК осуществляли контроль за выполнением тех пунктов перемирия, в которых отражались вопросы, касающиеся вооруженных сил; организовывали работы по разминированию населенных пунктов и минных полей12 . В области экономической СКК выявляли и брали на учет инвестиционные капиталы, обеспечивали возврат ценностей союзным государствам и их подданным, отправляли в СССР вывезенное оттуда оборудование предприятий и имущество13 .

В основе деятельности советской части СКК лежал ленинский принцип внешней политики СССР - невмешательство во внутренние дела других стран. Это признавала даже западная пресса. Английская газета "The Times" 9 ноября 1944 г. писала: "Вся полученная до сих пор информация убедила даже самых скептически настроенных лиц, что русские гражданские и военные представители в этих странах (Румыния, Болгария) занимаются только выполнением условий перемирия и скрупулезно воздерживаются от вмешательства во внутренние дела"14 . Но в тех случаях, когда реакционные силы на освобожденной территории действовали вразрез с соглашением о перемирии, советский аппарат СКК безотлагательно принимал меры для устранения этих нарушений15 .

Для поддержания порядка в зоне боевых действий и прифронтовой полосе по решению ГКО во всех городах, крупных населенных пунктах, на железнодорожных станциях и в портах были созданы военные комендатуры. К концу 1944 г. в Чехословакии было сформировано 158 военных комендатур, Польше (только в полосе 1-го Белорусского фронта)-697, Болгарии - 53, Венгрии -63, Румынии - 354; к 20 апреля 1945 г. в Вене - центральная и 21 районная; к моменту капитуляции фашистской Германии на территории Большого Берлина, кроме общегородской, - 20 районных и 52 участковых16 . Советские военные комендатуры были созданы также в тех районах Югославии, Норвегии, Дании, где действовали советские войска. 6 июня постановлением СНК СССР на территории Германии, которую контролировали советские войска, была образована Советская военная администрация по управлению советской зоной оккупации в Германии (СВАГ). Ее структура строилась с учетом исторически сложившегося административного деления Германии и состояла из центрального управления, управлений земель и провинций, комендатур Берлина, 18 окружных комендатур, 14 комендатур, входивших в подчинение окружных военных администраций, 127 участковых, а также 333 комендатур районного подчинения 17 .


12 На территории Польши только в Нижней Силезии и Опольщине было обнаружено 15 тыс. минных полей, что составляло лишь 1/3 заминированной площади воссоединенных земель. По официальным данным, за период с 1946 по 1970 г. советскими и польскими саперами было обезврежено свыше 15 млн. мин различных типов, собрано и уничтожено более 68 млн. снарядов и авиабомб, разминировано около 2 тыс. важных государственных объектов и почти 200 тыс. км шоссейных дорог (С. Г. Поплавский. Товарищи в борьбе. М. 1974, стр. 287).

13 С. С. Бирюзов. Советский солдат на Балканах, стр. 245.

14 Цит. по: И. Купша и др. Вклад Румынии в разгром фашистской Германии (23 августа 1944 - 9 мая 1945). М. 1959, стр. 75 (пер. с румын, яз.).

15 А. В. Антосяк. Указ. соч., стр. 179 - 207; С. С. Бирюзов. Суровые годы, стр. 493, 501.

16 "Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне", стр. 204, 475; К. Крайнюков, Я. Кузнецов. Деятельность военных советов в операциях Советской Армии за рубежом. "Военно- исторический журнал", 1972, N 4, стр. 38; Ф. Я- Лисицын. В те грозные годы. М. 1978, стр. 330.

17 "За антифашистскую демократическую Германию". Сборник документов. 1945 - 1949 гг. М. 1969, стр. 65 - 67; В. Н. Ястребцов. Сотрудничество Советской военной администрации и немецких демократических сил в послевоенном переустройстве Восточной Германии (1945 - 1949 гг.). Автореф. канд. дисс. Киев. 1977, стр. 14 - 15.

стр. 19


Деятельность советских военных комендатур можно разделить на два периода. В течение первого главная их задача состояла в создании благоприятных условий для боевых действий Советских Вооруженных Сил: организация порядка на освобожденной территории, обеспечение нормальных условий деятельности войск, восстановление работы транспорта, средств связи, дорог, мостов и т. д. На протяжении второго периода основная работа комендатур сводилась к оказанию всемерной помощи местным органам власти в нормализации жизни городов и сел: восстановление промышленных и коммунальных предприятии, снабжение населения продовольствием, организация медицинского обслуживания, борьба с эпидемиями и т. д. Коммунистическая партия и Советское правительство через военные советы фронтов и армий, политорганы Красной Армии осуществляли руководство военными комендатурами, совершенствовали их структуру, содержание, формы и методы работы в соответствии с изменением обстановки.

По мере освобождения территории европейских стран там создавались национальные органы власти: Словацкий национальный совет (СНС), Польский комитет национального освобождения (ПКНО) и т. д. Это были органы власти нового типа, которые проводили революционные преобразования. Первоочередными задачами новых органов власти были: помощь воюющей Красной Армии, восстановление производства и транспорта, конфискация имущества врагов и предателей, земельная реформа, возрождение политической и экономической жизни на новой, народно-демократической основе.

Соглашения о взаимоотношениях между командованием Красной Армии и органами власти Польши, Чехословакии и Югославии способствовали укреплению сотрудничества между СССР и этими странами. Советский Союз не только провозглашал, но и претворял в жизнь интернациональные принципы во взаимоотношениях с другими государствами, относясь к Польше, Чехословакии и Югославии как к равноправным союзникам.

На территории Австрии, Болгарии, Венгрии, Румынии комендатуры осуществляли контроль за выполнением условий соглашений о перемирии. До создания нового управления военные коменданты назначали временные органы власти, руководили ими, контролировали их деятельность. В некоторых населенных пунктах органы власти возникали по инициативе коммунистов и других демократических организаций. Так, в ряде освобожденных районов Румынии трудящиеся по призыву коммунистов смещали старую администрацию и устанавливали новые, демократические органы власти. Революционным путем были созданы органы народной власти в Галаце, Брэиле, Констанце, Араде, Тимишоаре, Тырговиште и других городах. К концу ноября 1944 г. новые органы власти существовали уже более чем в половине, а к 6 марта 1945 г. - в 52 из 60 уездов Румынии18 .

Особой и необычайно сложной была обстановка в Германии. После ее капитуляции Советский Союз, впервые поставленный перед необходимостью выполнения социалистическим государством функций оккупирующей державы, проводил мероприятия в соответствии с решениями, выработанными совместно с США и Великобританией на конференциях в Тегеране, Ялте, Потсдаме, и другими взаимно согласованными документами19 . Командование Красной Армии приняло меры для организации в районах Германии, освобожденных советскими войсками, временного гражданского самоуправления. Директива Ставки Верховного Главнокомандования предлагала "создать немецкую адми-


18 А. В. Антосяк. Указ. соч., стр. 192.

19 "Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны". Документы и материалы. Т. I. M. 1944, стр. 369 - 371; т. III, стр. 111 - 112, 337 - 355.

стр. 20


нистрацию, а в городах ставить бургомистров-немцев"20 . С этой целью Советское правительство учредило при командующих фронтами на территории Германии должности заместителя командующего по управлению гражданскими делами со специальными институтами уполномоченных. В крупных городах местные органы возглавили назначенные советским командованием обер- бургомистры; в зависимости от объема работы в помощь им выделялось от одного до трех бургомистров, которые руководили отдельными отраслями хозяйства. В городах и населенных пунктах городского типа назначались бургомистры со штатом советников, составлявших магистратуру города и возглавлявших отдельные отрасли городского управления; в уездах - начальники с аппаратом советников, которые заведовали отделами уездных управлений; в крупных селах - старосты и их помощники; в селах - старосты общин, ведавшие делами сельской общины21 .

Функции городской и сельской администрации в основном сводились к следующему: принятие мер к нормализации условий жизни - восстановление и возобновление работы местных промышленных и коммерческих предприятий, обеспечивавших население предметами широкого потребления, а также торговли и транспорта; учет и регистрация жителей, выявление нацистских и военных преступников; форсирование сельскохозяйственных работ, учет брошенных земель, распределение их среди неимущих граждан; забота о городском и сельском благоустройстве, медицинском обслуживании, работе школ и других учебных заведений, а также о деятельности пожарной охраны, о соблюдении общественного порядка; помощь военным комендатурам в обеспечении нужд Красной Армии. Военные советы и политорганы обращали внимание военных комендантов на то, что все мероприятия, касавшиеся нормализации жизни населения, должны проводиться только через местную администрацию22 .

В создании органов самоуправления на территории Германии большую помощь оказывали коммунисты, фронтовые организации Национального комитета "Свободная Германия" (НКСГ) и антифашисты. В конце 1944 - начале 1945 г., когда советские войска уже находились на территории Польши, Венгрии, Румынии и Чехословакии, штабы фронтов рассматривали вопросы об управлении в тех районах Германии, куда должны были войти наши войска, о привлечении антифашистских сил к демократическому строительству, об использовании членов фронтовых организаций в немецких городах и общинах23 . Значительную роль в подготовке кадров для решения этих задач играли фронтовые антифашистские школы. Наряду с вопросами деятельности НКСГ в них рассматривались проблемы послевоенного устройства Германии. Члены фронтовых организаций НКСГ сразу же по окончании военных действий назначались бургомистрами, обер-бургомистрами и ландратами освобожденных городов, районов и деревень. Так, только в зоне 2-го Белорусского фронта на эти должности было назначено 19 человек 24 .

В начале мая развернули активную деятельность по созданию административного аппарата группы уполномоченных КПГ. Они прибыли из Москвы, где находились в эмиграции. В Берлине работала группа под руководством В. Ульбрихта, в Саксонии - А. Аккермана,


20 "Партийно-политическая работа в Советских Вооруженных Силах в годы Великой Отечественной войны. 1941 -1945". М. 1968, стр. 568.

21 Архив МО СССР, ф. 236, оп. 2772, д. 36, лл. 328 - 330.

22 Там же, л. 332.

23 В. Вольф. На стороне Красной Армии. К деятельности Национального комитета "Свободная Германия" на советско-германском фронте с 1943 по 1945 год. М. 1976, стр. 236 (пер. с нем.).

24 Там же, стр. 239.

стр. 21


в Мекленбурге - Г. Соботтки25 . В органы самоуправления выдвигались представители антифашистских демократических сил, коммунисты, вышедшие из подполья, освобожденные из тюрем и концлагерей. После переговоров с представителями различных политических направлений Центральная советская комендатура утвердила состав первого послевоенного берлинского магистрата. Обер-бургомистром стал беспартийный антифашист А. Вернер, известный архитектор и инженер по электротехнике и машиностроению. Обер- бургомистром Дрездена был назначен член СДПГ антифашист Ф. Рудольф26 . 19 мая 1945 г. состоялось учредительное собрание берлинского магистрата, на котором генерал Н. Э. Берзарин выступил с докладом о политике советских властей в Берлине. Затем обер-бургомистр Вернер представил общественности магистрат, состоявший из немцев, известных в прошлом своей антифашистской демократической деятельностью: 6 членов КПГ, 6 - СДПГ, 2- ХДС и 5 беспартийных27 . В тесном сотрудничестве с советскими военными комендатурами немецкие антифашисты устанавливали связь с лояльно настроенными представителями населения, привлекали их к решению неотложных задач. При проведении выборов и создании демократических органов местного самоуправления во всех областях государственной, общественной и хозяйственной жизни с ответственных постов было удалено 520 тыс. бывших нацистских активистов28 .

В работе советских военных комендатур на первом этапе встречались трудности, которые обусловливались тем, что у них не было опыта подобной деятельности, а также слабостью, а иногда и отсутствием местных органов власти. Член Военного совета 2-го Украинского фронта И. З. Сусайков сообщал А. С. Щербакову, что на работу комендатур отрицательно влияет также частая сменяемость военных комендантов29 : в первые месяцы нахождения советских войск на освобожденной территории военные коменданты назначались частью, которая дислоцировалась в том или ином районе, с уходом ее прекращал свою деятельность и военный комендант. В дальнейшем этот порядок был изменен. Военных комендантов назначали приказом Военного совета армии, а затем приказом Военного совета фронта.

Положения о военных комендатурах на территории освобожденных государств запрещали комендантам самостоятельно производить хозяйственные заготовки и подменять органы местной власти30 . "Работа военного коменданта в занятых нами районах Венгрии, - отмечалось, например, в постановлении Военного совета 57-й армии, - ответственна и имеет большое государственное значение. Это обстоятельство должен понять и глубоко осознать каждый военный комендант. Работать с предельным напряжением сил... вести себя с надлежащим воинским достоинством, помнить, что военный комендант - представитель Красной Армии великого Советского Союза"31 .

После взятия советскими войсками города или другого крупного населенного пункта военный комендант, вступив в должность, доводил до сведения населения приказы N 1 и N 2, издаваемые от имени Советского правительства и направленные на решение самых острых жизненных проблем. Гражданским лицам предлагалось продолжать испол-


25 С. Дернгберг. Освобождение. Год 1945. Свидетельство очевидца. М. 1978, стр. 86.

26 Ф. Боков. Указ. соч., стр. 66; Архив МО СССР, ф. 343, оп. 2914, д. 270, л. 194.

27 Ф. Боков. Указ. соч., стр. 66.

28 С. Дернберг. Краткая история ГДР. М. 1971, стр. 26.

29 Архив МО СССР. ф. 240, оп. 2839, д. 40, л. 10.

30 Там же, оп. 2772, д." 64, лл. 7 - 9.

31 Там же, ф. 413, оп. 10389, д. 37, лл. 643 - 650.

стр. 22


нение своих обязанностей; владельцам предприятий - выпуск продовольственных и промышленных товаров; школам, больницам, амбулаториям и другим учреждениям - выполнять свои повседневные функции; местному населению- сдать военному коменданту оружие, боеприпасы и другое военное имущество. До всеобщего сведения доводилось, что все права граждан и частных обществ, а также принадлежащая им собственность берутся под охрану советских военных властей; разрешается исполнение религиозных обрядов и т. д.32 .

Важное значение придавалось улучшению деятельности военных комендатур. В соответствии с директивой Генерального штаба Красной Армии за счет резерва офицерского состава в штабах фронтов были созданы отделы по руководству военными комендатурами, а в сентябре 1944 г. в уездных комендатурах введены должности заместителей коменданта по политической части33 . В январе 1945 г. на всех фронтах за счет фронтового и армейского резерва стали назначаться также помощники военных комендантов по хозяйственным вопросам. Их функции определялись особым положением и утверждались заместителем наркома обороны34 . Военные советы фронтов и армий принимали меры по улучшению деятельности военных комендатур. Руководство ими возлагалось на Первого члена Военного совета. Приказом начальника штаба 2-го Украинского фронта от 16 февраля 1945 г. в составе Полевого управления фронта был сформирован Отдел по руководству военными комендатурами35 . Аналогичные меры принимались на 3-м Украинском и других фронтах. Для практического руководства военными комендатурами при военных советах фронтов были образованы группы ответственных политработников36 . На территории Германии при командующих фронтами и армиями была введена должность заместителя по управлению гражданскими делами со специальным институтом уполномоченных37 .

Военные советы фронтов уделяли много внимания вопросам подбора военных комендантов и других офицеров комендатур. На эти должности назначались генералы и офицеры, имевшие большой опыт руководства войсками, советской и партийной работы, обладавшие необходимыми деловыми и политическими качествами. Так, на должность коменданта Берлина был назначен командующий 5-й Ударной армии генерал-полковник Н. Э. Берзарин, комендантом Вены-генерал-лейтенант А. В. Благодатов, Будапешта - генерал- майор И. Т. Замерцев, Праги - генерал-майор В. К. Парамзин38 . Серьезное значение придавалось обучению военных комендантов. ГлавПУ утвердило 120-часовую программу их учебы, включавшую изучение документов советской политики, директив ГКО, политического и административного устройства, экономики, политических партий, нравов, обычаев, языка той или иной страны39 . Рядовой и сержантский состав комендатур также проходил специальную подготовку.

Военные коменданты систематически собирались на семинары и совещания, где обсуждались вопросы практической работы среди насе-


32 Там же, ф. 243, оп. 2914, д. 215, л. 42: ф. 293, оп. 2380, д. 19, л. 3.

33 Там же, ф. 240, оп. 2772, д. 64, л. 7.

34 Там же, л. 50; "Партийно-политическая работа в Советских Вооруженных Силах в годы Великой Отечественной войны. 1941 -1945", стр. 566.

35 Архив МО СССР, ф. 243, оп. 2914, д. 226, лл. 11 - 16.

36 Там же, ф. 233, оп. 2380, д. 19, л. 1.

37 В. Н. Высоцкий. Западный Берлин и его место в системе современных международных отношений. М. 1971, стр. 60; Архив МО СССР, ф. 236, оп. 2772, д. 36, л. 327.

38 М. А. Левашов. Комендант Берлина. Документальная повесть. М. 1965; "Освобождение Венгрии от фашизма". М. 1965, стр. 155; Г. М. Савенок. Венские встречи. Ярославль. 1966, стр. 67; И. Конев. Сорок пятый. М. 1966, стр. 266.

39 Архив МО СССР, ф. 243, оп. 2914, д. 172, л. 142.

стр. 23


ления, определялись очередные ее задачи. В марте 1945 г. Военный совет 1-го Украинского фронта провел совещание военных комендантов и их заместителей по политической части, помощников комендантов по хозяйственной части. Член Военного совета фронта генерал-лейтенант К. В. Крайнюков обратил внимание участников совещания на взаимоотношения личного состава с местным населением, на воспитание у военнослужащих патриотизма и интернационализма, чувства гордости советского воина- освободителя40 . Политуправление 1-го Белорусского фронта в марте 1945 г. провело совещание военных комендантов и их заместителей по политической части. С анализом работы военных комендатур на нем выступили член Военного совета фронта генерал-лейтенант К. Ф. Телегин и начальник политуправления генерал-лейтенант С. Ф. Галаджев. По рекомендации военных советов подобные мероприятия проводились и в армиях. В начале 1945 г. Военный совет и Политотдел 5-й Ударной армии провели семинар с офицерами, выделенными на должности военных комендантов в те города и крупные населенные пункты, которые предстояло освободить советским войскам. На семинаре были изучены инструкция об обязанностях военных комендантов, директива Военного совета фронта и другие документы, регламентировавшие работу военных комендантов на освобожденной территории Польши и Германии, письмо Маршала Советского Союза Г. К. Жукова и генерал- лейтенанта К. Ф. Телегина о взаимоотношениях между советскими воинами и населением Германии, а также помещенные в газете "Красная звезда" статьи "Военный комендант прифронтового города", и другие41 .

В налаживании работы военных комендатур значительное место занимала деятельность инспекторских групп, созданных при военных советах армий. Приказом командующего 5-й Ударной армии в марте 1945 г. при ее Военном совете была создана инспекторская группа по руководству военными комендатурами: три политработника, два работника тыла, два общевойсковых командира. Группа имела переводчиков, владевших английским и немецким языками42 . Она проверяла работу 55 военных комендатур и оказывала им практическую помощь, добиваясь, чтобы коменданты правильно осуществляли функции представителей военной и гражданской власти.

Важной составной частью деятельности Советской военной администрации являлась помощь местным органам власти, демократическим силам в налаживании нормальной жизни на освобожденной территории. Сразу же после завершения боевых операций военные комендатуры начинали восстанавливать предприятия, транспорт, водопровод, связь, ремонтировали больницы и школы, налаживали снабжение населения продовольственными и промышленными товарами. Размеры этой помощи трудно выразить в цифровых данных, так как в большинстве случаев она не была оформлена никакими документами.

В конце апреля и начале мая 1945 г. на имя Советского командования поступили письма от бойцов и командиров Красной Армии о тяжелом бытовом и продовольственном положении населения Берлина. Командование 1-го Белорусского фронта сразу же приняло меры. Уже с 28 апреля все жители освобожденных районов были поставлены на учет с целью организации их снабжения продуктами питания. Учтенному населению с 4 мая были выданы новые продуктовые карточки43 . 9 мая 1945 г. в Берлин прибыли заместитель Председателя СНК СССР А. И. Микоян и начальник тыла Красной Армии генерал


40 Там же, ф. 236, он. 2772, д. 36, л. 6.

41 Там же, ф. 233, оп. 2374, д. 164, лл. 233, 38.

42 Там же.

43 Ф. Боков. Указ. соч., стр. 66; Архив МО СССР, ф. 233, оп. 2380, д. 41, лл. 502 - 503.

стр. 24


армии А. В. Хрулев. Они привезли решение Советского правительства об организации помощи населению Берлина44 . 11 мая состоялось заседание Военного совета 1-го Белорусского фронта. С 15 мая в соответствии с постановлением ГКО от 8 мая 1945 г. были введены соответствующие нормы снабжения продовольствием населения Берлина45 . Начальнику тыла фронта генерал-лейтенанту Н. А. Антипенко было дано распоряжение отозвать на временную работу для укомплектования подгрупп комендатур 235 человек- помощников начальников продснабження полков и дивизий. Для подвоза картофеля к станциям и складам магазинов выделялось два автомобильных полка. Самоуправление Берлина получило 1 тыс. грузовых и 100 легковых автомашин, 100 т горюче-смазочных материалов.

12 мая 1945 г. Военный совет 1-го Белорусского фронта принял решение о восстановлении нормальной работы предприятий коммунального хозяйства Берлина46 . 14 мая генерал-полковник Берзарин вместе с новой дирекцией метрополитена открыл движение его первой линии. К концу мая вступили в строй пять линий (52 станции) общей протяженностью 39,2 км; в черте города были восстановлены основные железнодорожные станции и речные порты, через которые шло обеспечение Берлина топливом и продовольствием; введены в действие 21 насосная водопроводная станция и 7 газовых заводов. К 21 июня сложное коммунальное хозяйство города в основном было налажено. Электростанции производили 98 тыс. квт-ч электроэнергии, обеспечивая 33 тыс. жилых домов, 1084 пекарни, 51 водопроводное и канализационное сооружение, более 50 линий городского трамвая, метрополитена и омнибусного транспорта47 . 31 мая 1945 г. Военный совет 1-го Белорусского фронта принял постановление "О снабжении молоком детей г. Берлина". Магистратуре города передавалось 5 тыс. дойных коров. Военным комендантам предписывалось восстановить сеть молочных заводов и сливных пунктов, учесть всех специалистов, ранее работавших на молочных заводах; выделить в распоряжение центрального молочного завода 25 автомашин ЗИЛ-5 для транспортировки молока48 .

Введение твердых норм снабжения продовольствием вызвало глубокую признательность немецкого населения. Вот что писал комендант г. Хемница (ныне Карл-Марксштадт): "Решение Советского правительства о продовольственном снабжении г. Хемница стало известно населению еще до выпуска официального извещения, по информации об этом руководящих работников магистрата и антифашистского фронта. С пяти часов утра у типографии и местной редакции собрались тысячи жителей. Когда были отпечатаны первые экземпляры официального извещения... тысячная толпа выслушала его среди гробовой тишины. Многие плакали и все еще не верили, что Красная Армия - Армия Победителей дает изголодавшемуся населению хлеб... У расклеенных извещений стояли группы жителей, среди которых возникали митинги, организованные антифашистами"49 .

В мае 1945 г. Советское правительство решило оказать помощь продовольствием населению столицы Австрии. Для жителей Вены было выделено 45 тыс. т зерна, 4 тыс. т мяса, 1 тыс. т жиров, 2700 т сахара, 1800 т соли, 225 т кофе50 . Советское командование не только приняло все меры к быстрейшему завозу продуктов из СССР в Вену,


44 "9 мая 1945 года". М. 1970, стр. 743.

45 Подробнее см. "За антифашистскую демократическую Германию", стр. 41.

46 Там же, стр. 40 - 47.

47 Ф. Боков. Указ. соч., стр. 68.

48 Н. А. Антипенко. Указ. соч., стр. 267 - 268; Архив МО СССР, ф. 233, оп. 2380, д. 32, л. 1.

49 Архив МО СССР. ф. 233, оп. 2380, д. 41, л. 245.

50 "Будапешт-Вена - Прага". Историко-мемуарный труд. М. 1965, стр. 295 - 296.

стр. 25


но и помогло городским органам власти лучше организовать торговлю. В донесении начальнику политуправления 3-го Украинского фронта генерал- лейтенанту И. С. Аношину заместитель военного коменданта Вены по политической части гвардии подполковник И. А. Перервин сообщал: "В городе работает 4516 хлебопродуктовых магазинов, 1306 мясных лавок, 425 хлебопекарен, 7 хлебозаводов, 12 боен и 2 мясокомбината. Торговля осуществляется нормально, без очередей, во всех магазинах наблюдается хороший порядок"51 . В течение первых пяти месяцев после освобождения Австрии население Вены обеспечивалось продовольствием исключительно из запасов Красной Армии. Только за первый послевоенный год СССР направил Австрии 67 585 т муки, 16 375 т крупы, 5436 т сахара, 33 162 т картофеля, 7683 т мяса, 1937 т жиров и 434 т кофе (то есть предоставил Австрии такое же количество продуктов, как США, Англия и Франция, вместе взятые). Эта помощь была бескорыстной и не обусловливалась ущемлением прав Австрии52 .

Советский Союз оказал также помощь в снабжении продовольствием Будапешта, Белграда, Варшавы и других городов. После освобождения Будапешта жители города получили 33 тыс. т зерна, 4400 т мяса, 3300 т сахара, 180 т кофе53 . Оценивая помощь нашей страны народам Югославии, маршал Тито говорил: "Благодаря Советскому правительству и усилиям офицеров Красной Армии удалось с большим риском привезти в Югославию 50 тысяч тонн зерна, 17 тысяч тонн этого зерна завезено в Белград. Это количество обеспечит хлебом жителей города более чем на пять-шесть месяцев... Предпринимаются меры по снабжению города топливом. И здесь Красная Армия пришла на помощь, предоставив транспорт для снабжения топливом населения и армии"54 .

Румынии была оказана помощь в восстановлении нефтяной промышленности. Совместными усилиями советских воинов и румынских специалистов к апрелю 1945 г. было восстановлено 1217 разрушенных нефтяных скважин (из общего числа 1450). В соответствии с заключенным соглашением СССР выделил Румынии из числа трофеев 23 тыс. вагонов для эксплуатации их до конца войны. Во время посевной кампании в марте 1945 г. Румынии было передано 500 тракторов и 21 тыс. т качественного семенного фонда. Советские солдаты помогали румынским крестьянам в полевых работах55 . В Австрии советские войска восстановили 1719 км железнодорожного пути, 45 железнодорожных мостов, 27 депо. Совместно с австрийскими железнодорожниками было отремонтировано 300 паровозов и около 10 тыс. товарных вагонов56 .

По мере освобождения территории Польши части Красной Армии и военные комендатуры обеспечивали жителей городов и деревень продовольствием, товарами первой необходимости, оказывали медицинскую помощь. Только 5 - 7 октября 1944 г. они передали населению освобожденного района Варшавы - Праги 276 460 кг муки и 60 тыс. кг хлеба. На территории Польши было восстановлено более 4 тыс. км


51 "Освобождение Юго-Восточной и Центральной Европы войсками 2- го и 3-го Украинских фронтов. 1944 - 1945". М. 1970, стр. 524.

52 "Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне", стр. 328.

53 Там же, стр. 301.

54 Цит. по: "История Коммунистической партии Советского Союза". Т. 5, кн. 1, стр. 596.

55 М. И. Семиряга. Освободительная миссия Советских Вооруженных сил во второй мировой войне. М. 1970, стр. 9; А. В. Антосяк. Указ. соч., стр. 196; Л. Козлов, А. Орлов. Освободительная миссия Советской Армии в фактах и цифрах. "Военно-исторический журнал", 1975, N 6, стр. 99.

56 Л. Козлов, А. Орлов. Указ. соч., стр. 99.

стр. 26


железнодорожных путей и свыше 12 тыс. км железнодорожной связи 57 . Чехословацкому правительству были переданы 48 промышленных предприятий, ранее принадлежавших немецким капиталистам. Эти и другие предприятия обеспечивались топливом и электроэнергией. Общая стоимость материальной помощи, оказанной Советским Союзом чехословацкому народу только в мае - июне 1945 г., составила около 40 млн. рублей58 .

Многие освобожденные страны получили от Советского Союза финансовую поддержку в виде займов, без которых они не смогли бы восстановить хозяйство и нормализовать жизнь. Проявляя заботу о восстановлении экономики и кредитно-финансовой системы Австрии, Советское правительство предоставило Временному австрийскому правительству, не имевшему в то время самостоятельной финансовой базы, заем в 600 млн. марок. В феврале - марте 1945 г. Временному национальному правительству Венгрии был дан заем на сумму 1050 млн. пенге59 . Советское военное командование способствовало созданию новой кредитной системы в Германии. Берлинский банк получил в виде особого вклада 25 млн. марок60 . В январе 1945 г. Советский Союз предоставил Польше заем в размере 50 млн. руб. и 50 млн. долл. для закупки товаров за границей61 .

Офицеры военных комендатур оперативно рассматривали просьбы, с которыми обращались к ним трудящиеся, разрешали вопросы, связанные с материальными и юридическими сторонами жизни. Только за полтора года в комендатуру Будапешта по различным вопросам обратились 40 тыс. человек 62 .

Большую работу проделала советская военная администрация по восстановлению учебных заведений. При ее поддержке, а также благодаря самоотверженной работе местных демократических органов управления к концу июня в Берлине шли занятия в 580 школах, где обучалось 233 тыс. учащихся. Приступили к работе 88 детских домов и 210 библиотек63 . Приказом командующего 1-го Белорусского фронта к 1 сентября 1944 г. были освобождены все школьные помещения, занятые войсковыми частями и учреждениями фронта на территории Польши64 . В Кара-Хюсене и Исперихской околии (Болгария) военные комендатуры оказали местным органам власти помощь в ремонте школ, обеспечении их топливом и т. д. К началу учебного года все школы были полностью укомплектованы преподавателями и приступили к работе65 .

Советское командование приняло меры по созданию нормальной санитарно- гигиенической обстановки на освобожденной территории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Были обследованы водо-


57 О советской помощи Польше в 1944 - 1945 гг. см. подробнее Б. Кузак. Указ. соч.

58 "Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй мировой войне", стр. 254 - 255.

59 И. Д. Злобин, В. С. Разумов. Финансово-экономическое обеспечение советских войск в освободительной миссии во второй мировой войне. М. 1975, стр. 24; Л. Козлов, А. Орлов. Указ. соч., стр. 99; "Страны Центральной и Юго- Восточной Европы во второй мировой войне", стр. 71.

60 В. К. Ситнин. Финансы Германской Демократической Республики. М. 1951, стр. Г8.

61 "Под знаменем боевой дружбы (По материалам конференции советских и польских историков, состоявшейся в Москве 23 - 27 октября 1972 г.)". М. 1977, стр. 151, 161; "СССР и Польша. Интернациональные связи - история и современность". Т. 2. М. 1978, стр. 177.

62 "Освобождение Венгрии от фашизма", стр. 163.

63 Г. К. Жуков. Указ. соч., стр. 381.

64 Архив МО СССР, ф. 233, он. 2374, д. 253, л. 281.

65 Н. И. Туривненко. К вопросу о сотрудничестве "советских военных комендатур с населением Болгарии. "Советское славяноведение". Минск. 1969, стр. 98.

стр. 27


проводные станции, воспрещено пользование засоренными источниками, организован медицинский контроль на холодильниках и консервно-колбасных фабриках. Как правило, медицинское обслуживание в дни боев и в первое время после освобождения городов и сел осуществляли полевые госпитали и медсанбаты Красной Армии. Под их руководством были локализованы очаги инфекции, восстанавливались совместно с местными органами здравоохранения больницы и аптеки. Так, к 21 июня 1945 г. в Берлине работало: больниц - 92, детских больниц - 4, родильных домов-10, аптек-146, амбулаторий - 9, диспансеров - 4, медпунктов-13, детских консультаций - 3, станций скорой помощи- 6; общее количество коек в больницах составляло 31 780; врачей, работающих в лечебных учреждениях, - 654, частнопрактикующих - 801; было создано Главное управление здравоохранения Берлина и соответствующие районные органы66 .

Военные комендатуры принимали участие в пропаганде мероприятий, проводимых на освобожденной территории временными органами власти. Военная комендатура Ботошанского уезда (Румыния) совместно с представителями местных демократических организаций только с 25 июня по 11 июля 1944 г. провела в уезде следующие мероприятия: выезд антифашистов в населенные пункты с докладом на тему "Итоги трех лет войны Красной Армии с фашистской Германией"; совещание культурного отдела примарий города с участием культпросветработников города и района по вопросу улучшения массово-политической работы среди населения; совещания местных органов власти по вопросам восстановления разрушенного городского хозяйства; конференцию примарий сел и коммун, преторов и делегатов уезда о готовности к уборке урожая; концерты для городского населения и жителей сельских районов и т. д.67 .

Большую работу провело советское военное командование по оказанию помощи народной Польше в организации хозяйственной жизни на территории, возвращенной в соответствии с решениями Ялтинской конференции. ГКО 20 февраля 1945 г. принял постановление о военных трофеях, предписывавшее передать польским властям все гражданские промышленные объекты вместе с оборудованием и материалами68 . В марте советские военные власти передали полякам административные функции в Опольской Силезии, а затем в Нижней Силезии и Любушской земле. Директива начальника отдела военных комендатур 1-го Белорусского фронта от 16 марта 1945 г. предписывала военным комендантам оказывать населению всяческую помощь в посевной кампании. Весной 1945 г. войска этого фронта засеяли восточнее Одера (Одры) 163 тыс. га земли, а затем убрали своими силами урожай со 128 тыс. гектаров. В распоряжение местных органов власти с каждого гектара озимого посева было передано по 1,5 ц семян озимых культур69 .

Гуманизм советских воинов проявился и в том, что во время и после окончания боев командование и военнослужащие Красной Армии старались сохранить исторические памятники, с уважением относились к традициям и обычаям народов Европы. Советские войска сохранили от разрушения такие всемирно известные центры культуры, как Кра-


66 "За антифашистскую демократическую Германию", стр. 84.

67 Архив МО СССР, ф. 395, оп. 9153, д. 60, л. 21.

68 Советское правительство передало также Польше оставшееся на присоединенных землях немецкое имущество (см. "Боевое содружество советского и польского народов". М. 1973, стр. 86; "СССР и Польша. Интернациональные связи - история и современность". Т. 2, стр. 183).

69 "Тегеран - Ялта - Потсдам". Сборник документов. Изд. 3-е. М. 1971, стр. 191; "Боевое содружество советского и польского народов", стр. 85 - 87; Архив МО СССР, ф. 233, оп. 2380, д. 33, л. 103.

стр. 28


ков, Вена, и многие другие. Военнослужащими Советских Вооруженных Сил были найдены и сохранены полотна Дрезденской картинной галереи. В политическом донесении Военному совету 1-го Белорусского фронта член Военного совета 47-й армии генерал-майор Королев сообщал: "В г. Потсдам взяты под охрану замки "Сан-Суси", "Новый дворец", "Мраморный дворец" и "Цецилиенхоф". Для охраны и приведения в порядок ценностей привлекаются немцы, бывшие служащие замков и музеев"70 .

В результате интернациональной помощи СССР народам Европы в 1944 - 1945 гг. при активном содействии советских войск возобновили производство очень многие промышленные предприятия, электростанции, коммунальное хозяйство, была налажена работа больниц, поликлиник, общественного транспорта, почты и телеграфа, открывались школы, другие учебные заведения и т. д. Правительства Польши, Австрии, Румынии и других стран получили возможность на освобожденной Красной Армией территории увеличить существовавшие и ввести дифференцированные нормы снабжения населения продовольственными товарами, наладить нормальную жизнь городов и сел. Была развернута политическая работа по укреплению дружественных связей между народами Советского Союза и европейских государств. Деятельность советского командования получила совершенно новое в истории направление. Приказы, распоряжения и практическая работа, проводимая от имени Советского правительства СКК, военными советами, политорганами, военными комендатурами, были направлены на решение жизненно важных проблем, возникших на освобожденной территории.

Бережно хранят трудящиеся освобожденных Красной Армией стран все, что напоминает им о советских воинах и их всесторонней помощи в избавлении от фашизма, в налаживании мирной жизни. Венгерские строители, сооружая новые дома, вставляют в их стены куски старых зданий, на которых сохранились надписи советских воинов-саперов: "Проверено - мин нет"71 . В Варшаве, Белграде, Бухаресте, Будапеште, Берлине, Вене, Софии, Праге, других городах и селах воздвигнуты памятники в честь Красной Армии и ее воинов. В честь ее названы площади и улицы. В ряде городов они носят имена советских городов-героев и воинов-освободителей. Многогранная деятельность Советских Вооруженных Сил на освобожденной ими территории Европы - славная страница в истории развития отношений между народами СССР и стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Содержание, основные направления, формы и методы этой работы имели важное значение в становлении, укреплении и развитии мировой системы социализма.


70 Архив МО СССР. ф. 233, оп. 2380, д. 41, л. 473.

71 "Освобождение Венгрии от фашизма", стр. 166.

Опубликовано на Порталусе 08 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама