Рейтинг
Порталус

© СОВЕТСКИЕ МОРСКИЕ НАГРАДЫ

Дата публикации: 14 февраля 2018
Автор(ы): В. А. БОРИСОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Номер публикации: №1518621722


В. А. БОРИСОВ, (c)

В годы Великой Отечественной войны в адрес правительства, Верховного Главнокомандования, руководства ВМФ не раз приходили письма с предложениями об учреждении специальных орденов для награждения военных моряков. Так, в 1943 г. офицер Г. Светлов (еще во время гражданской войны он служил на флоте) писал: "Горжусь доблестью, храбростью и преданностью Родине наших моряков, борющихся с фашистами на море. Поэтому предлагаю ввести специальные морские ордена"1 . К письму прилагался эскиз ордена "Морская звезда". Писали о том же краснофлотец А. Александров с Балтики, рабочий П. Евладов из Свердловска, служащий М. Закатов из Владивостока и многие другие.

Официальную инициативу в этом деле взял на себя Народный комиссариат Военно- Морского Флота (ВМФ). "Еще в середине 1943 г., - вспоминал нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, - на докладе у И. В. Сталина я завел разговор о целесообразности учреждения таких наград. Отказа не последовало, но и особой поддержки я тогда не получил. Однако от мысли своей мы не отказались"2 .

Предварительная разработка вопроса была возложена распоряжением наркома на капитана 1-го ранга Б. М. Хомича3 . Выбор данной кандидатуры был не случаен. Борис Михайлович имел художественное образование и большой опыт в разработке форм одежды, флагов и знаков различия. По его эскизам были утверждены гвардейский военно- морской флаг, знак гвардии для ВМФ, знаки морских летчиков и командиров подводных лодок. Первоначальные эскизы наград не были привязаны к каким-либо историческим событиям или личностям и были выполнены в виде черных пятиконечных звезд с соответствующей морской символикой. Однако эти эскизы не были утверждены руководством ВМФ, и Хомичу было предложено продолжить разработку вариантов.

Между тем Народный комиссариат ВМФ продолжал выдвигать перед Верховным Главнокомандующим идею создания морских наград. Во время одного из докладов наркома И. В. Сталин согласился с нею, но поставил условие: создать только два ордена, обязательно связанных с именами выдающихся отечественных флотоводцев. При этом одна из наград должна была быть высшим военно-морским знаком отличия.

Сразу решить вопрос, кто именно из отечественных военно-морских деятелей достоин символизировать награды, предназначенные для отличия героизма, мужества и воинского мастерства, было трудно, и распоряжением наркома в помощь Хомичу была привлечена группа флотских офицеров, хорошо знающих историю флота. Возглавил ее главный историограф ВМФ майор юстиции Е. А. Берков4 . Итогом работы явилась обстоятельная справка. Рекомендовалось назвать новые ордена именами таких деятелей флота, как Ф. Ф. Ушаков и П. С. Нахимов.

В соответствии с этим были разработаны варианты наград. Орден Ушакова был выполнен в виде пространственной пятиконечной звезды, лучи которой складывались из пяти штрал каждый. Сверху помещался адмиралтейский якорь с наложенным на него медальоном, повторявшим портрет адмирала на известной литографии XIX века. Орден Нахимова имел вид пяти адмиралтейских якорей, стянутых канатом по форме пятиконечной звезды. В центре помещался медальон с чеканным профилем флотоводца, взятым с портрета работы художника В. Ф. Тимма. Окраска орденов - цвета старой бронзы.

Проекты были представлены в правительство, однако там возникли сомнения: "Почему Ушаков выше?"5 . Была создана комиссия под председательством секретаря ЦК


1 "Морской сборник", 1974, N 2, стр. 72.

2 Н. Г. Кузнецов. Курсом к победе. М. 1975, стр. 346.

3 "Военно-исторический журнал", 1974, N 3, стр. 61.

4 "Военно-исторический журнал", 1969, N 10, стр. 111.

5 Н. Г. Кузнецов. Указ. соч., стр. 347.

стр. 178


ВКП(б), начальника Главного политического управления Красной Армии А. С. Щербакова. Она подтвердила идею. На ее заседании было принято также решение иметь оба ордена двух степеней и для их изготовления взять благородные металлы. Кроме того, было предложено для награждения матросов и старшин учредить одноименные с орденами медали. Началась конкретная разработка высшей военно-морской награды - ордена Ушакова I и II степени, затем ордена Нахимова I и II степени и медалей Ушакова и Нахимова. В помощь Хомичу были привлечены архитектор М. А. Шепелевский и художник А. Л. Диодоров6 .

Окончательный вариант ордена Ушакова был выполнен в виде пятиконечной звезды, в стиле ордена Суворова, но с несколько более широкими штралами и узкими промежутками между лучами. Шепелевский искусно вписал под медальон адмиралтейский якорь, окружил медальон якорной цепью и закончил раскраску ордена. Орден первой степени намечалось изготовлять из платины, а медальон, лавровые и дубовые листья, эмблему серпа и молота - из золота. Орден второй степени отличался тем, что звезда была золотая, а все остальное - серебряное. На орденах обеих степеней якорь и цепи делались оксидированными (темными). При разработке ордена Нахимова Н. Г. Кузнецов предложил отказаться от традиционного изображения адмиралтейских якорей и сделать их стилизованными7 . В окончательном варианте орден представлял собой пятиконечную звезду из рубиново-красной эмали, лучи которой оканчивались лапами якорей. Между лучами были расположены пучки закругленных штрал. Снизу - лавровые ветви и эмблема серпа и молота. Между основаниями лучей звенья якорной цепи обрамляли медальон. Первая степень ордена изготовлялась из золота, вторая - из серебра. Эскиз ордена был разработан Хомичем совместно с Диодоровым8 , который выполнил и все надписи на обоих орденах и медалях.

За основу медали Ушакова Хомич взял опять-таки адмиралтейский якорь, наложив на него круглую медаль. Изображение адмирала было сохранено орденское, но несколько укороченное снизу. Медаль изготовлялась из серебра. Интересным было крепление награды - наподобие старой русской медали "В память 200-летия сражения при Гангуте", учрежденной 12 июня 1914 г.9 и имеющей на колодке цепочку. От якорного рыма Хомич предложил протянуть к верхним углам колодки якорные цепи в миниатюре. Впервые в советской наградной системе была использована деталь награды на ее ленте. Над медалью Нахимова Хомич работал совместно с художником Н. А. Волковым10 . Предполагалось изготовить ее из бронзы. Изображение Нахимова было сохранено то же, что на ордене. Реверс представлял собой стилизованное изображение парусного линейного корабля первой половины прошлого века в обрамлении каната, двух скрещенных якорей и якорной цепи. Так как оборотный рисунок не позволял поместить там номер, то впервые было принято решение указывать порядковый номер на гурте медали.

К орденам и медалям Хомичем были разработаны и орденские ленты. Цветные рисунки делал Диодоров. Стремясь сохранить историческую преемственность, взяли за основу цветовой гаммы к ордену Ушакова раскраску андреевского флага - белое с голубым, а для ордена Нахимова цвета георгиевской ленты - оранжевое с черным. К медали Ушакова была взята голубая лента с белой и синей полосками по краям, а к медали Нахимова дали раскраску, напоминающую воротник форменной рубахи матросов: по голубому фону шли три белые полоски. Проект учреждения орденов и медалей Ушакова и Нахимова в конце зимы 1943/44 г. был вынесен на обсуждение Государственного Комитета Обороны и принят с небольшими изменениями. По рекомендации И. В. Сталина лучи звезды ордена Нахимова наметили выполнять из рубинов11 .

По просьбе Наркомата ВМФ заказ на изготовление пробных экземпляров наград был размещен на ленинградском Монетном дворе. Надо отдать должное модельерам и граверам Ленинграда: работы были выполнены превосходно несмотря на то, что основное оборудование Монетного двора к началу блокады города было вывезено в Краснокамск. На самом Монетном дворе осталось немного работников, да и те были


6 Н. Черников. Награды Родины. М. 1974, стр. 32 - 33.

7 "Военно-исторический журнал", 1969, N 10, стр. 112.

8 Н. Черников. Указ. соч., стр. 33.

9 Е. Н. Шевелева. Каталог отечественных орденов, медалей и нагрудных знаков. Л. 1962, стр. 102.

10 "Военно-исторический журнал", 1969, N 10, стр. 112.

11 Н. Г. Кузнецов. Указ. соч., стр. 347.

стр. 179


заняты выполнением заказа Военного совета Ленинградского фронта - чеканили медали "За оборону Ленинграда".

Тем временем в Наркомате ВМФ разрабатывались статуты наград. В результате кропотливой работы были выработаны основные положения. Предусматривалось, что орденом Ушакова награждают за выдающиеся успехи в подготовке, проведении и обеспечении активных морских наступательных операций, в результате которых была достигнута победа над численно превосходящим врагом. Статут ордена Нахимова предусматривал, что им награждаются за выдающиеся успехи в разработке морских оборонительных операций, в результате которых противник был отражен, ему нанесен значительный урон и сохранены свои основные силы. Положение медали Ушакова предусматривало, что ею награждается рядовой, старшинский и сержантский состав ВМФ за личное мужество и отвагу в боях с врагами на морских театрах военных действий. Положение медали Нахимова предусматривало, что ею могут награждаться не только рядовой, старшинский и сержантский состав, но и лица, не состоящие в рядах Военно- Морского Флота, которые в борьбе с врагами на морских театрах умелыми, инициативными и смелыми действиями, сопряженными с риском для жизни, способствовали успешному выполнению боевых задач кораблей, частей ВМФ и их подразделений. Предусматривалось также предоставить право награждать этими медалями от имени Президиума Верховного Совета СССР (с последующим утверждением) командующим флотов, флотилий, эскадр, а также командирам бригад и полков.

К марту 1944 г. работа была закончена. Сигнальные экземпляры поступили в Президиум Верховного Совета СССР, и 3 марта 1944 г. были изданы указы "Об учреждении военных орденов: ордена Ушакова I и II степени и ордена Нахимова I и II степени", а также "Об учреждении военных медалей: медали Ушакова и медали Нахимова"12 . Право награждать орденами Ушакова и Нахимова II степени от имени Президиума Верховного Совета СССР было предоставлено командующим флотов.

Прошло немногим более месяца, и первыми морскими наградами уже были отмечены мужество и высокое воинское мастерство советских воинов. Произошло это на Северном флоте. Летчик 46-го штурмового авиаполка комсомолец младший лейтенант Н. И. Васин за мужество и находчивость, проявленные при выполнении боевых заданий командования, 5 апреля 1944 г. приказом командующего флотом был награжден первым в Советских Вооруженных Силах орденом Нахимова II степени13 . Пять дней спустя там же появились первые кавалеры ордена Ушакова II степени. За смелые и высокоэффективные удары по конвоям противника, в результате которых были уничтожены вражеские корабли, были награждены командир Краснознаменной бригады подводных лодок капитан 1-го ранга И. А. Колышкин, командир эскадрильи 46-го штурмового авиаполка капитан С. А. Гуляев, командир эскадрильи 20-го истребительного полка капитан Е. В. Петренко, заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского бомбардировочного полка гв. старший лейтенант В. В. Пирогов и командир эскадрильи 46-го штурмового авиаполка капитан А. Н. Синицын14 .

Месяц спустя страна узнала первых кавалеров морских наград I степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 г. за умелое планирование и проведение операции при освобождении Крыма и за достигнутые успехи в уничтожении сил флота противника орденом Ушакова I степени были награждены командир бригады подводных лодок контр-адмирал П. И. Болтунов и командующий военно-воздушными силами Черноморского флота генерал-лейтенант авиации В. В. Ермаченков, а один из руководителей обороны Севастополя, начальник береговой обороны Черноморского флота генерал-лейтенант береговой службы П. А. Моргунов, был награжден орденом Нахимова I степени15 .

Обстоятельства военного времени складывались так, что не всегда своевременно можно было вручить награду. Поэтому порядковые номера орденских знаков не соответствовали очередности награждений. Вообще же за искусно разработанные и успешно проведенные операции во взаимодействии всех сил флота, за проявленную инициативу и решительность в период Великой Отечественной войны были удостоены орденов Ушакова и Нахимова, помимо названных, адмиралы и генералы ВМФ


12 "Ведомости Верховного Совета СССР", 1944, N 15.

13 Центральный Военно-морской архив, ф. 691, оп. 1, д. 149, л. 61.

14 "Морской сборник", 1974, N 2, стр. 73.

15 "Ведомости Верховного Совета СССР", 1944, N 31.

стр. 180


В. А. Алафузов, В. А. Андреев, Н. Е. Басистый, Л. А. Владимирский, Л. М. Галлер, А. Г. Головко, С. Г. Горшков, И. Д. Елисеев, С. Ф. Жаворонков, И. С. Исаков, Н. Г. Кузнецов, Г. И. Левченко, Ф. С. Октябрьский, Ю. Ф. Ралль, М. И. Самохин, Н. М. Харламов, Г. Н. Холостяков, И. С. Юмашев и другие16 . В их числе Галлер, Головко, Жаворонков, Исаков, Кузнецов, Левченко, Октябрьский и Трибуц были дважды награждены высшей военно-морской наградой17 . А в начале 1945 г. ордена Нахимова II степени был удостоен и Б. М. Хомич18 .

В годы Великой Отечественной войны военные моряки проявляли, как и все советские воины, массовый героизм. Целые воинские коллективы - полки, бригады, дивизии и флотилии - по достоинству отмечались морскими орденами. Среди первых из них 3 ноября 1944 г. была награждена орденом Ушакова I степени бригада подводных лодок Северного флота. Сотни вражеских кораблей, транспортов и плавсредств были уничтожены и повреждены в результате ее торпедных атак. В личном составе бригады к ноябрю 1944 г. имелось пять Героев Советского Союза, а свыше 1870 офицеров, старшин, сержантов и матросов были награждены орденами и медалями19 . Но среди более чем 30 частей и соединений, удостоенных морских наград, боевой путь только одной части, 51-го Таллинского Краснознаменного минно-торпедного авиаполка ВВС Балтийского флота, отмечен и орденом Ушакова, и орденом Нахимова20 .

29 января 1951 г. за успешную подготовку офицерских кадров для ВМФ и в связи с 250- летием со дня основания орденом Ушакова I степени было награждено Высшее военно- морское Краснознаменное училище им. М. В. Фрунзе21 . 22 февраля 1968г. за большие заслуги в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров для Вооруженных Сил СССР и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота орденом Ушакова I степени была награждена Военно-Морская ордена Ленина академия22 .

Всего флотоводческими орденами произведено по 1970 г. 688 награждений. Из них орденом Ушакова I степени - 47 (в годы войны - 30), орденом Ушакова II степени - 194 (180), орденом Нахимова I степени - 80 (70) и орденом Нахимова II степени - 467 (450) награждений23 . За участие в совместных боевых операциях были удостоены этих орденов также офицеры морских сил США, Великобритании и Югославии.

Одновременно шло награждение медалями Ушакова и Нахимова. Так как право награждать ими было предоставлено командирам частей и соединений, то трудно установить, кто получил их первым. Можно лишь отметить, что среди первых, удостоенных медали Ушакова, был рулевой подводной лодки Щ-201 Черноморского флота матрос Н. И. Малышев, награжденный 24 мая 1944 г., а медалью Нахимова - командир отделения мотористов матрос В. Г. Привезенцев, награжденный 1 мая 1944 года. Всего за годы Великой Отечественной войны было произведено свыше 11 тыс. награждений медалью Ушакова и около 10 тыс. награждений медалью Нахимова24 . Многие моряки имели обе медали. Среди них широко известно имя Героя Советского Союза командира катерного тральщика старшины 1-й статьи Г. М. Давиденко. Григорий Митрофанович пришел на флот по комсомольскому набору в 1936 году. К началу войны его катер входил в состав части, базировавшейся на полуострове Ханко. Во время героической обороны "Красного Гангута" он 11 раз высаживал десанты в тылу противника, а в 1942 - 1944 гг. успешно выполнил 121 боевое задание по тралению мин, дозору и конвоированию кораблей25 . Медалями Ушакова и Нахимова награждена также большая группа матросов и унтер-офицеров военно-морских сил США.

И в мирное время советские моряки с честью несут боевую вахту на морях и в длительных океанских походах. Мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий командования, по достоинству от-


16 Г. А. Колесников, А. М. Рожков. Ордена и медали СССР. М. 1974, стр. 62; "Военно-исторический журнал", 1969, N 2, стр. 127.

17 "Боевой путь Советского Военно-Морского Флота". М. 1974, стр. 538.

18 "Военно-исторический журнал", 1969, N 10, стр. 112.

19 "Морской сборник", 1964, N 2, стр. 35.

20 "Боевой путь Советского Военно-Морского Флота", стр. 540.

21 А. Б. Стрелов. Путь в океан. Л. 1960, стр. 225.

22 "Очерки истории Военно-морской орденов Ленина и Ушакова академии". Л. 1970, стр. 340.

23 И. П. Головенко. Награды Родины за воинскую и трудовую доблесть. М. 1971, стр. 8; "Боевой путь...", стр. 538.

24 "Морской сборник", 1974, N 2, стр. 73.

25 "Военно-исторический журнал", 1969, N 2, стр. 127.

стр. 181


мечаются морскими наградами. Как пример можно привести награждение Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июня 1958 г. медалью Ушакова старшины команды рулевых мичмана А. И. Худика за самоотверженные действия при спасении аварийного буя подводной лодки во время сильного шторма26 . Всего на 1971 г. медалью Ушакова было произведено более 15200 награждений и медалью Нахимова - более 1320027 .

Прошло 36 лет с тех пор, как были учреждены советские морские ордена и медали. Но и сегодня они представляют собой символ верности воинскому долгу в защите социалистического Отечества.


26 М. Котвицкий. Награды за воинское мастерство. М. 1974, стр. 69.

27 И. П. Головенко. Указ. соч., стр. 8.

Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): СОВЕТСКИЕ МОРСКИЕ НАГРАДЫ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама