Полная версия публикации №1582125230

PORTALUS.RU ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Баргузин: социальная история сибирского города → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Т. С. Бреславская, Баргузин: социальная история сибирского города [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 19 февраля 2020. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/adventure/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1582125230&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Т. С. Бреславская, Баргузин: социальная история сибирского города // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 19 февраля 2020. URL: https://portalus.ru/modules/adventure/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1582125230&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Т. С. Бреславская, Баргузин: социальная история сибирского города / Вопросы истории, № 3, Март 2013, C. 157-163.



публикация №1582125230, версия для печати

Баргузин: социальная история сибирского города


Дата публикации: 19 февраля 2020
Автор: Т. С. Бреславская
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 2013, C. 157-163
Номер публикации: №1582125230 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Баргузин1 - одно из старейших поселений в Республике Бурятия, его история насчитывает более 360 лет. В начале XIX в. "Баргузин представлял из себя захолустный маленький городок, в котором, по словам одного из живших там ссыльных, не было ни аптеки, ни пожарной команды, ни малейшего намека на какую-либо булочную или колбасную, не было и телеграфа. Духовной пищи в городе также никакой не было: не было ни собрания, ни библиотеки. Времяпрепровождение баргузинских обывателей заключалось главным образом в выпивке и в карточной игре2.

 

Если обратиться к воспоминаниям В. К. Кюхельбекера, сосланного на поселение в Баргузин, можно понять, почему этот край был так мало заселен и большей частью не обжит. В своих письмах он писал, что здесь: "во-первых, холодно, очень холодно; во-вторых, нравы и обычаи довольно прозаические: без преданий, без резких черт, без оригинальной физиономии..."3или: "в этой жизни оказывается самым главным другое: мелочная лавка, которая перестает отпускать в долг, танцевальные вечера у почтмейстера, картеж по небольшой и вонькие омули"4. А вот в воспоминаниях его брата Михаила о Баргузине можно встретить слова: "Баргузин имеет много преимуществ от прочих забайкальских волостей...есть, где иногда провести вечер, даже и за бостоном, если хлеб...родится, так и житье довольно сходно и можно с деньгами иметь оборот рыбною ловлею..."5.

 

Назначенный на должность сельского врача Баргузинского округа Забайкальской области в 1885 г. Н. В. Кирилов полагал, что ему придется ехать в относительно культурное место, так как Баргузин был основан еще в 1648 г., то есть даже раньше Иркутска (1652) и Нерчинска (1653). Только позже он понял, почему именно сюда в 1831 г. был сослан декабрист М. К. Кюхельбекер, который до самой смерти (1854) трудился на расчистке и обработке своего земельного надела, приносившего иной год "одну солому"6. Вот что предстало взору врача: "город имел пять улиц (150 домов) и всего около тысячи жителей. Везде были грязь и запустение, а река Баргузин, на которой стоял город, как и все реки Сибири "традиционно заваливалась навозом""7. Власти предпринимали меры для ликвидации подобных "неудобств" в теплое время года. В "Забайкальских Областных Ведомостях" от 5 мая 1885 г. было дано объявление о заседании Баргузинской городской Думы. Один из вопросов - "Об очистке нечистот по берегам реки Баргузин". Учитывая, что Кирилов прибыл в то время года, когда Баргузин был еще в снегу, понятно, что берега одноименной реки были не убраны.

 

Через несколько лет ситуация станет меняться. Административные учреждения начнут работу по благоустройству города и будут строго следить за соблюдением

 

 

Бреславская Татьяна Сергеевна - кандидат социологических наук. Бурятия.

 
стр. 157

 

санитарных норм и наказывать виновных. "20 февраля 1899 года ветеринарный фельдшер Ф. Попков заявил,...что работник баргузинского мещанина Ф. А. Кузнецова - крестьянин А. Г., везший на лошади нечистоты (навоз) из двора своего хозяина и, не доезжая до моста около купца Я. Фризера, свернул с дороги на лед речки Банной и по ней немного отъехал, но лошадь его провалилась в яму, вырубленную во льду (прорубь), после чего А. Г. часть нечистот выбросил из саней и столкнул их в яму во льду (прорубь), а затем высвободив лошадь он недалеко отъехал и остальной назем (навоз) свалил тут же на берег речки Банной, между мостами и...об этом Полицейское Управление постановило записать в...протокол и препроводить господину Мировому судье...на предмет наложения на виновного законного взыскания за свалку нечистот в речку и на берегу ее, в центре города, а не на указанное место"8.

 

Или вот такое "Объявление" Баргузинского Окружного Полицейского Управления было дано 10 марта 1899 г.: "Полицейское управление приглашает жителей г. Баргузина заблаговременно озаботиться очисткой от мусора и нечистот улицы и дворов, для чего и назначить месячный срок, именно от 10 апреля сего года, когда снег уже весь стает с почвы и будет полная возможность произвести тщательную очистку, не допустив просочиться нечистотам глубже и заразить почву. Если по наступлении означенного срока где-либо мусор и нечистоты останутся неубранными, то об этом будут составляться протоколы и передаваться господину Мировому судье для наложения законного взыскания"9.

 

В конце марта 1899 г. проводились рейды санитарного надзирателя во дворах местных жителей и составлялись протоколы, если санитарные нормы нарушались, например: "в ограде, вокруг амбара много мусору и помоев, на заднем дворе мусор, навоз и лед, как надо полагать навоз во все время зимы не убирался, а помойная яма намороженная, полна помоями, а также перед двором на улице много налито помоев и масса навозу". Протокол возымел действие, и означенный мусор и навоз были очищены 5 апреля. А 10 апреля 1899 г. от Баргузинского окружного врача поступила просьба в Баргузинскую городскую управу: "Имею честь обратить внимание...на крайнюю необходимость немедленного уничтожения нечистот, сваленных на обоих концах города. Нечистоты эти, представляя из себя удобную почву для всяких болезней, крайне опасны для города, особенно в виду ожидаемой скоро сибирской язвы"10.

 

Тем не менее, городской облик у Баргузина, по мнению путешественников и его жителей, так и не появился даже к концу XIX в.: "Баргузин - город захолустный, имеет вид деревни. При каждом доме есть огород, в каждом дворе имеется скот"11. "Горожане живут в небольших срубах, окруженных огородами и хозяйственными строениями"12.

 

В литературе, посвященной истории городов, можно встреть первые названия улиц, в отличие от Баргузина, где "в старые времена были у улиц названия 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я. Именных не было..."13. За исключением 2-ой, она называлась "Главная" или "Большая".

 

Более восторженный отзыв о Баргузине можно прочитать в воспоминаниях М. А. Новомейского: "Если бы однажды какому-нибудь самолету пришлось сделать в Баргузине вынужденную посадку, то пассажиры вряд ли догадались бы, где они находятся. Они вполне могли бы вообразить, что внезапно очутились в Альпах - в швейцарском Энгадине или французской Савойе. Тот же пейзаж - вершины и пики самых причудливых очертаний, с шапками вечных снегов, леса по склонам и приткнувшийся к подножию гор городок"14.

 

Схожую характеристику дает П. А. Кропоткин. Он называет местные горы, достигающие высоты почти двух тысяч метров над уровнем моря, "баргузинскими Альпами". Красота природы, чистый, сухой воздух и синева прозрачного неба настолько очаровали Кропоткина, что он заметил: "Баргузину с его волшебными окрестностями куда больше подходит быть летним курортом, чем местом поселения политических ссыльных"15. Или: "удивительный город (Баргузин - Т. Б.), маленький, разбросанный, приземистый, будто не дома, а серые игрушки"16.

 

Некоторые чиновники, присланные для прохождения службы в эти края, после выхода в отставку оставались жить в городе ввиду того, что здесь были "здоровый климат, красивая местность, дешевизна жизни и хорошие отношения с местными жителями"17.

 
стр. 158

 

Жизнь современного горожанина, несомненно, отличается от городского быта прошлых веков. Немногочисленные жители Баргузина тогда занимались извозом, рыболовством, промышляли в тайге зверя, торговали с эвенками и бурятами, которые везли в город пушнину, шкуры, шерсть, получая в обмен русские товары.

 

Некоторое оживление в хозяйственной деятельности города произошло, когда в 1840-е гг. в крае стала развиваться золотопромышленность, которая привлекла значительное количество рабочих. Добыча золота в Баргузинской тайге шла неравномерно, были годы спада и подъема, тем не менее, к концу девятнадцатого века данный вид деятельности назывался основным делом горожан: "занятие жителей, почти исключительно, золотопромышленность. Из 100 человек зажиточных людей не более 20% свободно от участия в золотом промысле, а остальные 80%, если не более, или сами имеют свидетельство на золотой промысел, если только нет к тому законных препятствий, вроде потери "некоторых прав", или служат на приисках, или же торгуют для приискового люда. А из домов редкий в зимнее время не занят "приискателями"; под этим названием здесь принимаются и владельцы приисков, и служащие, и рабочие. И опять же все лучшие дома принадлежат золотопромышленникам, семьи которых большую часть года проводят здесь"18. Баргузин, как один из центров золотопромышленности, привлекал много разных людей, в связи с чем возникали определенные проблемы с законом, но власти, тем не менее, стремились к наведению порядка - "в виду большого наплыва в город пришлого народа и частого повторения краж, Полицейское Управление имеет честь покорнейше просить...о назначении от жителей ночных обходов, которые, безусловно, необходимы"19.

 

Основанный И. Галкиным в 1648 г...Баргузинский острог, несмотря на временами проявляемое скептическое отношение Сибирского Приказа к возможности завести пашню в этих лесных местах, несомненно, стал одним из мест настойчивых попыток организации земледелия. При переводе из Енисейска служилых людей в Баргузин "на вечное житье" им одно время даже предписывалось служить без хлебного жалования. Сибирская практика подобную возможность допускала лишь при наличии у служилого человека своей пашни. Правда, Сибирский Приказ отменил это распоряжение, заявив, что "наперед сего на Байкале пашен не бывало" и чтоб впредь "пашен не заводили и лесов под пашни не секли и не жгли и оттого зверь не выводился". Несколько позднее вернулись вновь к мысли о заведении пашни под Баргузином...но в результате "не только хлебу родитца, но и травы мало родилось, потому что лето было засушливо, дождя не бывало за все лето""20. Таким образом, земледелием в районе Баргузина занимались, но с переменным успехом. Все зависело в основном от капризов природы и распоряжений правительства. Чтобы хоть как-то сберечь посевы, горожане использовали "оросительную сеть, протяженностью 10 верст, орошающую огороды и частью поля"21.

 

"В первые три-четыре года ссылки М. К. Кюхельбекер занимался лишь огородничеством...проводил различные опыты...выращивал рассаду... Хозяйство носило многоотраслевой характер...было ориентировано на производство зерна и скота... Он первым начал вывозить навоз на поля...широко использовал полив, собственным опытом доказал, что в Баргузине возможно разведение новых сортов овощей...им был разработан специальный плуг для окучивания картофеля"22.

 

Несмотря на то, что братья Кюхельбекеры привнесли некоторое овощное разнообразие в жизнь горожан, "в Баргузине и ближних селах удавалось выращивать лишь немногие виды овощей, а северней не рос даже картофель. Плодовых деревьев не было и в помине"23. Хотя, "озимая рожь, овес, обыкновенные огородные овощи, пенька, простой табак родились здесь довольно хорошо. Яровой хлеб вымерзал, поэтому его перестали выращивать. Сеяли ячмень, иногда горох"24. "Когда одного крестьянина спросили, удовлетворяет ли его хлебопашество, он ответил: "Я не хлебороб, а хлебоискатель". И действительно, в поисках хлеба, вследствие недостатка земли (пригодной для земледелия. - Т. Б.) крестьянину...приходится заниматься и охотой, и рыболовством, а также пускаться на те или иные заработки, как извоз, ямщина, выделка кустарных изделий (бондарничество, обжигание извести, выделка глиняных горшков, плетение корзин из соломы и камыша, выделка кож) и пр."25. Даже братья Кюхельбекеры "в силу повторяющихся подряд несколько лет неблагоприятных климатических условий сократили производство хлеба, а Михаил

 
стр. 159

 

Карлович серьезно занялся рыболовством - предприятием, дающим стабильные доходы"26.

 

Нужно отметить, что неблагоприятные климатические условия и их влияние на будущий урожай - одна из наиболее часто обсуждавшихся тем в среде баргузинских обывателей. Например, в письмах М. К. Кюхельбекера своему брату и друзьям мы можем прочесть следующее: "Весна было польстила нашему бедному краю, были дожди и тепло, но теперь засуха, все пропало...". "У нас весна была самая благодатная, теплый дождь, но потом была гроза и вслед за тем снег и мороз...много повредил всходам в поле и в огороде, потом жар и засуха. Сегодня дождь, впрочем есть надежда на хлеб...". "Мы живем по старому, нового у нас мало...на урожай надеяться нечего-...опять сильная засуха была по всему Забайкалью..."27. "Весна очень тяжелая, хлеба решительно в продаже нету ни по какой цене, а казенного уже почти нету, мой запас кончился, и так перебиваемся с пуда на пуд. С месяц была ужасная засуха, лес горит везде, так что свету белого не видать. К счастью вчера был обильный дождь...всходы хлеба вздохнули, что-то нам бог даст, а, право, очень надо урожай"28.

 

Не только обывателей интересовала погода. В официальных документах того времени давалась информация о влиянии погоды "на произрастание хлеба и трав"29. Основные погодные характеристики были достаточно лаконичны - "день пасмурный, холодный с сильным порывистым ветром или ясный холодный, ясный и теплый, ясный студеный и ветреный, очень теплый, пасмурный, дождливый, туманный". Интересным является тот факт, что 27 августа 1850 г. выпал снег. Можно предположить к кающ неблагоприятным последствиям привел тот снегопад.

 

Хотя урожайные годы все-таки встречались. Например, в Ведомости30 о посеве и урожае хлебов за 1907 г. представлены следующие данные по Баргузину: озимая рожь (посеяли 30 пудов - сняли 150 пудов), яровая пшеница (посеяли 2 - сняли 12), овес (посеяли 1 - сняли 5), картофель (посеяли 610 пудов - сняли 4000).

 

Говоря о хозяйственной жизни баргузинцев, обратимся к геральдике. Герб Баргузину был пожалован 26 октября 1790 года. Он состоит из двух половин: в его верхней части находится бабр (животное, внешне напоминающее тигра), несущий в зубах соболя, на нижней половине изображена "в серебряном поле сидящая белка в знак того, что в уезде этого города ловится лучшая белка"31. Герб связан с основным направлением экономической деятельности жителей - пушным промыслом. Охотились на разных зверей, но в литературе чаще всего упоминаются соболь и белки. Например: "многие...в надежде поправить свои материальные невзгоды...устремились в тайгу в погоне за белкой и соболем". "В необъятных лесах Баргузинского края, кроме соболя и белки, осенью и зимой (до января месяца) охотятся на кабаргу, лося, диких коз, лисиц, волков, зайцев ("ушканов") и медведей. Из птиц - на рябчиков, куропаток, тетеревов, уток и гусей, последних особенно много осенью"32.

 

Основная часть добываемых животных шла на продажу. На местной ярмарке торовали шкурами соболя, лисицы, белок, медведя33. Но и охота не всегда давала стабильный заработок, так как "ежегодная добыча зверя была неравномерной. Неравенство промысла так объяснялось со слов охотников: "Сие происходит от бывшего в засушливое время неурожая разного древесного и земного плода, в кое время отходит иной зверь, изыскивая себе изобилие пищи,...в отдаленные места""34.

 

В городе и окрестных селах разводили лошадей, рогатый скот, свиней, коз. "Каждой семье приходилось заготавливать на зиму мясо. Осенью резали скот, чтобы наморозить мясо на весь зимний сезон, а также солили овощи"35. По воспоминаниям М. А. Новомейского: "были у них свои коровы, птичник, свое молоко, масло, сыр и яйца". Нередко животные, продукция животноводства и птицеводства шли на продажу. Так как холодильников тогда еще не было, "все продукты хранились в подполе. В каждой избе было покрытое деревянным щитом отверстие, которое вело в подпол в два-два с половиной метра. Там держали молоко и другие продукты, сберегая их зимой от мороза, а летом от жары"36.

 

Байкал, местные озера и река Баргузин были полны рыбы. Ее продавали, обменивали зимой на муку в селах Иркутской области. "Среди всех ценных пород рыбы, которая водится в Байкале, наиболее знаменит омуль, из породы лососевых. В свое время его ловили только здесь, и больше нигде". "Изобилие омуля в Байкале и легкость его добычи превратили его в основной и самый распространенный продукт

 
стр. 160

 

питания. Омуля солили бочками, перевозили в другие районы Сибири. Других методов консервирования рыбы в Баргузине тогда еще не знали"37.

 

Главным источником пресной воды были речки Банная и Баргузин. "Воду брали из реки и возили в бочках на телеге. Из бочек воду переливали в бадью, которую можно было поднять только вдвоем. В зимнее время, когда река была скована льдом, это оказывалось непростым и нелегким делом"38. Река была и местом для стирки белья: "Идет, поскрипывая по снегу и качаясь под тяжестью коромысла, румяная баба к речке - колотить белье"39. А в летнее время местные речки становились излюбленным местом отдыха для горожан.

 

"При полном отсутствии фруктов край изобиловал разнообразной лесной ягодой - черникой, земляникой, лесной малиной, ежевикой. Местные коренные жители...собирали чернику и голубику и бочками заготавливали ее впрок на зиму"40. "В июле и августе ребятишки и женщины ... разбредались по "калтусам" (болотам), полям и горам, собирая нежную княженику, черную смородину, голубику, чернику...В конце августа поспевала брусника...вблизи Байкала росла водянистая черная "шикша"...население...сушило ее и затем делало начинку для пирогов". Лесная ягода являлась не только лакомством, природным лекарством для баргузинцев, но и предметом сбыта. На полученные от ее продажи деньги покупали чай, мыло, спички и продукты. Несомненным подспорьем для хозяек являлись и другие дары леса - грибы, "ребятишки из лесу таскали грузди, рыжики и др. грибы"41. Осенью "домовитые хозяйки терли на терках картофель, заготавливая на целый год из него муку (речь идет о картофельном крахмале. - Т. Б.)".

 

Таким образом, во многом жизнь баргузинцев того периода можно назвать городской лишь с натяжкой. Подчас горожане наряду с торговлей, золотопромышленностью, ремеслом занимались сельскохозяйственным трудом, охотой, рыбной ловлей, разводили домашних животных, хотя званые вечера, пикники и разного рода общественные мероприятия, несомненно, скрашивали жизнь местных жителей. В 1927 г. статус "город" был снят. Хотя, судя по архивным документам42, это могло произойти на два года раньше. Граждане Баргузина посчитали, что городское положение им совершенно невыгодно и выступили с инициативой о переименовании города в село, о чем имеется протокол общих собраний граждан Баргузина и доклад заведующего аймачного коммунального отдела о переименовании города Баргузина в село Баргузин от 5 апреля 1925 г.: "Существование и развитие любого города возможно только тогда, когда имеется известная материальная база, питающая город. Главнейшие из такого рода хозяйственно-экономических предпосылок следующие: фабрично-заводская промышленность, железная дорога, водный путь, развитый торговый оборот. За счет этих главнейших условий обычно создается это одно важное условие - быстрое увеличение населения города. Только обладающий указанным, данный город может быть экономическим центром с одной стороны - потребляющий излишки сельскохозяйственной продукции, с другой - снабжающий всем необходимым деревню. Если этих экономических предпосылок нет, развитие города невозможно, да и не только развитие, но невозможно вообще существование его как города, как невозможно без земли существование деревни. И действительно за примерами нам с вами ходить не нужно: наш город Баргузин, с его хозяйственно-экономическим положением, как нельзя более является ярким типичным примером.

 

На примере Баргузина мы лишний раз убеждаемся, что одним взмахом пера города не создаются, для этого требуются известные экономические условия, каковых Баргузин, как город никогда не имел, и в настоящее время также не имеет. Неудивительно поэтому, что хозяйственное развитие города вечно стоит на точке замерзания. Если что и характеризует Баргузин как город, то разве вот только одно городское положение, которое в налоговом отношении находится в резком несоответствии с платежеспособностью большей части горожан. Ясно, что оставаться далее в таком положении Баргузин не может, и мы все, кажется, сходимся на том, чтобы Баргузину перейти на положение села со всеми вытекающим отсюда последствиями и, чем скорее, тем лучше для него. Правда, в данную минуту Баргузин мало имеет ценного для своего развития даже как село, но возможности эти должны прийти одновременно с введением в нем сельского положения, ввиду отвода лесов местного значения, наделения в пределах возможности пахотной и сенокосной землями, или

 
стр. 161

 

рыбными водами и коренного изменения налоговой системы. И наконец, активность населения в области управления общественной жизнью, в области восстановления и развития общественного хозяйства, получит свое законное развитие. Учиться же горожанам сельскохозяйственному быту, пожалуй, не нужно, так как 2/3 из них издавна ведут сельское хозяйство. Постановка вопроса в такой плоскости именно в данное время будет как нельзя более кстати: государство как раз занято вопросами устройства сельского хозяйства и главным образом, вопросами землеустройства населения. Таковы в кратких чертах перспективы хозяйственного развития будущего села Баргузина. Что же касается того или иного отношения к данному вопросу правительства, то в благоприятном разрешении этого вопроса - едва ли могут быть сомнения. Примеров перехода городов на положение села - не мало. Недавно, например, Заудинская часть города Верхнеудинска также переименована в село. В аналогичном положении с городом Баргузином был город Селенгинск, и мы знаем, что Селенгинск также превращен в село. Конечно, государство заинтересовано в существовании городов, но они нужны ему не для одного счета, а как экономические и культурные центры, имеющие данные для своего развития. А поскольку существование нашего города идет в разрез с хозяйственными интересами населения, а стало быть, и государства, надо полагать, отпадает надобность для государства в таких городах"43. Это практически полная версия доклада, который стал отправной точкой для ликвидации статуса "город".

 

На данное предложение баргузинцев был получен следующий ответ: "В настоящее время (на 1925 г. - Т. Б.) у города Баргузина нет той экономической базы, которая необходима для него как для города и которая способствовала бы развитию его городского хозяйства. Если в прошлом город Баргузин имел право именоваться городом, то это вызывалось в первую очередь соображениями административного характера и уже во вторую очередь значением его как экономического пункта в обширном Баргузинском районе, для чего и были некоторые основания: добыча золота, рыбные промыслы, значительная торговля... На данное время Баргузин...не подходит к типу городских поселений и стоит на одном уровне с некоторыми населенными пунктами негородского типа... Но вместе с тем...городские поселения придают бюджету Бурреспублики в центре (в Москве - Т. Б.) тот или иной удельный вес, который необходимо сохранить...поэтому нецелесообразно переименовывать город Баргузин в село"44.

 

В конечном счете, через два года (в 1927 г.) это прошение было удовлетворено, и на этом история города Баргузина закончилась, началась новая веха - история села Баргузин.

 

Примечания

 

1. В 1783 г. Баргузин был определен уездным городом Нерчинской волости, которая подчинялась Иркутскому наместничеству. 26 октября 1790 г. у него появился свой герб. С 1822 г. Баргузин был определен заштатным городом. В 1851 г. причислен к Забайкальской области, а в 1856 г. назначен окружным городом этой области. В 1927 г. статус города был утрачен.

 

2. ГИРЧЕНКО В. Прибайкалье. Краткий исторический очерк. - Верхнеудинск. 1922, N 3, с. 18.

 

3. Баргузинская ссылка декабристов - братьев Кюхельбекеров. Баргузин. 2006, с. 39.

 

4. ТЫНЯНОВ Ю. Сочинения. Т. 1. Л. 1985, с. 313.

 

5. КЮХЕЛЬБЕКЕР В. К. Путешествия. Дневник. Статьи. Л. 1979, с. 589.

 

6. ПЕТРЯЕВ Е. Н. В. Кирилов - исследователь Забайкалья и Дальнего Востока. Чита. 1960, с. 13.

 

7. Там же, с. 14.

 

8. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ), ф. 123, оп. 1, д. 342, л. 1 - 2.

 

9. Там же, л. 4.

 

10. Там же, л. 6, 8.

 

11. КЕДРОВ П. П. Баргузинская тайга (по наблюдениям). Томск. 1899, с. 1.

 

12. НОВОМЕЙСКИЙ М. А. От Байкала до Мертвого моря. Ч. 1. Моя сибирская жизнь. Гл.1. Баргузин-Израиль. 1979, с.

 

13. АНГАБАЕВ С. Д. Сказание о земле соболиной. Улан-Удэ. 2000, с. 126.

 

14. НОВОМЕЙСКИЙ М. А. Ук. соч., с. 12.

 
стр. 162

 

15. Там же, с. 12 - 13.

 

16. ТЫНЯНОВ Ю. Сочинения. Т. 1. Л. 1985, с. 312.

 

17. НОВОМЕЙСКИЙ М. А. Ук. соч., с. 35.

 

18. КЕДРОВ П. П. Баргузинская тайга (по наблюдениям). Томск. 1899, с. 1.

 

19. НАРБ, ф. 123, оп. 1, д. 342, л. 3.

 

20. ШУНКОВ В. И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII век). М. 1956, с. 194 - 195.

 

21. Обзор Забайкальской области за 1907 год. Чита. 1908, с. 5.

 

22. Баргузинская ссылка декабристов - братьев Кюхельбекеров. Баргузин. 2006, с. 46.

 

23. НОВОМЕЙСКИЙ М. А. Ук. соч., с. 20.

 

24. ШМУЛЕВИЧ М. М. Баргузинский край (социально-экономическое развитие). 1985, с. 18.

 

25. БОРОДКИНА М. Очерки хозяйственной жизни Баргузинского края. Очерки по изучению Прибайкалья. Иркутск. 1926, с. 9.

 

26. Баргузинская ссылка декабристов..., с. 46.

 

27. Письма М. К. Кюхельбекера - В. К. Кюхельбекеру от 18 июля 1840 г.; от 16 июня 1843 г.; от 28 июня 1845 года. Декабристы о Бурятии. Статьи, очерки, письма. Улан-Удэ. 1975, с. 164, 167 - 69.

 

28. Письмо М. К. Кюхельбекера - И. И. Пущину от 27 мая 1847 (1848) года. Там же, с. 177. 29 НАРБ, ф. 7, оп. 1, д. 235, л. 1 - 3.

 

30. Обзор Забайкальской области за 1907 год. Приложение N1. Ведомость о посеве и урожае хлебов в Забайкальской области за 1907 год. Чита. 1908, с. 1.

 

31. По родному краю. Краткий очерк Дальне-Восточной Республики и Прибайкалья. Верхнеудинск.1922, с. 44.

 

32. БОРОДКИНА М. Ук. соч., с. 9, 24.

 

33. НАРБ, ф. 7, оп. 1, д. 244, л. 5.

 

34. КУДРЯВЦЕВ Ф. А. История Бурят-монгольского народа от XVII до 60-х гг. XIX в. Очерки. М. -Л. 1940, с. 155.

 

35. НОВОМЕЙСКИЙ М. А. Ук. соч., с. 44.

 

36. Там же, с. 43 - 44.

 

37. Там же, с. 20.

 

38. Там же, с. 44.

 

39. ТЫНЯНОВ Ю. Ук. соч., т. 1, с. 312.

 

40. НОВОМЕЙСКИЙ М. А. Ук. соч., с. 20.

 

41. БОРОДКИНА М. Ук. соч., с. 19 - 20.

 

42. О переименовании города в село. - Баргузинская правда. 21.07.1993, с. 3.

 

43. Баргузинский архивный отдел, ф. 20, оп. 1, д. 1, л. 5 - 7.

 

44. О переименовании города в село. - Баргузинская правда. 21.07.1993, с. 3.

 

 

Опубликовано 19 февраля 2020 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1582125230

© Portalus.ru

Главная ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Баргузин: социальная история сибирского города

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU