Полная версия публикации №1588777813

PORTALUS.RU ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Старая Можайская дорога → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

В. Н. Рожков, Старая Можайская дорога [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 06 мая 2020. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/adventure/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1588777813&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 23.09.2020.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

В. Н. Рожков, Старая Можайская дорога // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 06 мая 2020. URL: https://portalus.ru/modules/adventure/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1588777813&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 23.09.2020).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

В. Н. Рожков, Старая Можайская дорога / Вопросы истории, № 4, Апрель 2010, C. 142-147.



публикация №1588777813, версия для печати

Старая Можайская дорога


Дата публикации: 06 мая 2020
Автор: В. Н. Рожков
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 2010, C. 142-147
Номер публикации: №1588777813 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Возникновение и развитие Московского государства во многом стало возможным благодаря появлению сети водных и сухопутных дорог. Одной из наиболее древних из них является старая Смоленская дорога. Можайская дорога - это участок Смоленской дороги, ведущий из Москвы на запад. С XV в. Смоленская дорога стала активно использоваться для налаживания дипломатических отношений с Литвой, Польшей и другими странами Европы.

 

В Книге Большому чертежу, работа над которой началась в первой половине XVI в., на участке от Москвы до Можайска дорога называлась Можайской1. В 1493 г. до литовского рубежа через Можайск была учреждена система станций (ямов) с лошадьми, ямщиками и подводами, обеспечивающая передвижение гонцов для нужд государственного управления, получившая название "ямская гоньба". Иван III придавал большое значение развитию дорожного сообщения в государстве. В своей духовной грамоте он завещал сыну Василию "...держит ямы и подводы на дорогах по тем местам, где были ямы и подводы при мне..."2. Название "большая Можайская дорога" встречается и в документах XVIII века3. В документах XIX в. Можайская дорога именуется также Смоленским трактом4.

 

Наиболее ранние сведения о Можайской дороге относятся к XV веку. По ней 21 января 1476 г. из Москвы в Смоленск выехал венецианский посол и писатель Амброджо Контарини5. В описании своего путешествия он не упоминал городов и сел, которые попадались бы ему на пути из Москвы в Смоленск, "потому, что дорога наша шла почти беспрерывно лесом"6. Сведения о Можайской дороге оставил также австрийский посол барон Сигизмунд Герберштейн, который дважды был в Москве: в 1516 - 1517 и 1525 - 1526 годах. В сравнении с дорогами польско-венгерского пограничья, где Герберштейн подвергался нападению, дороги в Москву также оказались небезопасны, но уже по другой причине - их неустроенности. Через ручьи и речки "нельзя было переправиться безопасно и без великих трудностей, ибо мосты, сделанные за час, за два или за три раньше, всплывали от разлива вод". Для своего отъезда из Москвы Герберштейн выбрал наиболее короткий путь в Можайск. По всей видимости, ему было известно и о другом маршруте, которым он не захотел воспользоваться7. Герберштейн указывает города Можайск, Вязьму, Дорогобуж и Смоленск, через которые он проезжал8. Неустроенность и "беспута" весной и осенью были свойственны Можайской дороге (да и не только ей) и позднее9. Поэтому для дальних поездок путники, как правило, выбирали зимнее время, когда дороги промерзали и покрывались снегом.

 

 

Рожков Вячеслав Николаевич - профессор "МАТИ" - Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского.

 
стр. 142

 

Расположение дорог по обжитым берегам рек, русла которых являлись их естественными ориентирами, было нормой периода освоения Подмосковья. Дороги вдали от рек через лесные массивы стали торить, когда у государства появились мотивация и силы для выполнения столь трудоемкой работы. Путь Контарини и Герберштейна от Москвы до Можайска проходил почти сплошь по лесистым, безлюдным и необжитым местам. На всем протяжении Можайская дорога пролегала на значительном удалении от Москва-реки. Чтобы не сбиться с пути, Контарини нуждался в опытных проводниках. Маршрут Можайской дороги через Большие Вяземы появился незадолго до отъезда Контарини10, по всей видимости, не ранее средины XV века.

 

Однако езжалый путь из Москвы в Можайск должен был появиться намного раньше указанного времени. Многие века им пользовались не только простые люди и купцы, но и князья и члены их семей, церковные иерархи. В Московском летописном своде конца XV в. говорится о поездке зимой 1422 г. великой княгини Софьи с сыном Василием к своему отцу Витовту в Смоленеск. До этого у Витовта находился митрополит Фотий11. Очевидно, их маршрут пролегал по обжитым местам Московского государства через Звенигород, где к их приезду было все приготовлено заранее.

 

Можайск впервые упоминается в Никоновской летописи под 1231 г., когда он был уделом Черниговского княжества. В 1303 г. город был присоединен к Московскому княжеству. В 1389 г. Можайск становится центром удельного княжества, являясь его важным форпостом на западных рубежах, как Звенигород и Руза12. С 1339 по 1492 г. Звенигород являлся центром удельного княжества, и Руза входила в его состав. Уже в XII в. на левом берегу реки Рузы были сооружены деревянные оборонительные укрепления. Укрепленные города Можайск, Руза и Звенигород не могли появиться в глухих местах. Они возникали на главной дороге, по которой ожидались набеги захватчиков на Москву. На Смоленском направлении такой дорогой могла быть лишь старая Можайская дорога, которая проходила вдоль левого пологого берега Москва-реки через указанные города вблизи обжитых сел и деревень.

 

На существование старой Можайской дороги указывают и топонимы древней Москвы. Согласно документам XIV в., в московском посаде к северу от реки Неглинной располагалась местность Загородье13.

 

Ценные сведения о трассе Можайской дороги второй половины XVIII в. собрал историограф Герард Фридрих Миллер (1705 - 1783). В июле 1778 г. он совершил путешествие по городам Московской губернии. "Можайская дорога, - писал он, - начинается при Дорогомиловском мосте.., а по ту сторону моста находится Дорогомиловская слобода и Смоленская ямская слобода, из коих в каждой есть по деревянной церкви...". Маршрут большой Можайской дороги в то время проходил через села: Голенищево, Спасское, Одинцово, Яшкино (Яскино. - В. Р.), Покровское (Акулово), Першусово (Перхушково), Вяземы, Кубинское, Крымское и Пушкино. В основном маршрут соответствует трассе нынешнего Можайского шоссе.

 

Обратный путь Миллера из Можайска в Москву проходил вдоль левого берега Москва-реки по большой Звенигородской дороге через города Рузу и Звенигород. Свой путь Миллер начал от Ильинской Зарецкой слободы, который далее лежал через деревни Тетерино, Ратчино, село Клементьева слобода (Введенское), Карцеву слободу, деревни Вандово, Радуево, село Брыньково на берегу впадающей в Москва-реку речки Рузы. На пути от Рузы до Звенигорода Миллер проезжал через деревню Коковино, село Никольское, деревни Орешки, Кривошеино, Опачино, Локотня, Коринска (ныне Каринское), Устье, Рыбушкино, Егулино. За ними - село Подмонастырская (ныне Саввинская) слобода и в полутора верстах от него - город Звенигород.

 

Путь Миллер от Звенигорода в Москву проходил также по левому берегу Москва-реки через село Козино, деревню Барсушка, села Аксиньино и Уборы. Ниже по течению в Москва-реку впадает речка Истра, которая являлась серьезной преградой для дальнейшего пути в Москву по левому берегу Москва-реки. Кроме того, за Истрой Москва-река делает большую петлю, отклоняясь сначала на северо-восток, а в районе Тушина резко меняет свое направление на юго-восточное. Дальнейший путь от Убор до Москвы вдоль ее левого берега становился бы слишком трудным и долгим. По этой причине Звенигородская дорога за Уборами "переходила" на правый берег. По словам Миллера, вблизи от села Уборы "есть через Москва-реку перевоз на пароме"14. Дальнейший путь лежал через расположенные на правом берегу реки села

 
стр. 143

 

Усово и Раздоры, деревню Хорошево, вблизи которой располагался мост через Москва-реку. А в восьми верстах от моста находилась Тверская ямская слобода Москвы. Совершив свой путь от Можайска до Москвы, Миллер не упоминает о старой Можайской дороге. Видимо, в то время по большей части ее маршрута проходила большая Звенигородская дорога.

 

На существование маршрута старой Можайской дороги по левому берегу Москва-реки через Звенигород указывал А. С. Смирнов15. Автор высказывает мысль о существовании в прошлом двух дорог, ведущих из Можайска к Москве. Он пишет, что неприятели подходили к Москве "по старой Смоленской дороге, за Можайском уклонявшейся влево к Звенигороду"16. По его словам, эта дорога "сворачивала с Вязем на Першин или Введенское и составляла кривую линию по берегу Москва-реки". Следует заметить, что с Вязем на Першин или Введенское можно свернуть, если ехать по большой Можайской дороге из Москвы в Звенигород, но не наоборот17. Отсутствие определенности в маршруте старой Можайской дороги сохраняется и до настоящего времени. В исторической литературе не приводится маршрут от Можайска до Звенигорода и далее до Москвы прямым перечислением населенных пунктов, через которые она проходила. Видимо, это объясняется тем, что авторы при рассмотрении ее маршрута через Звенигород сталкивались с неразрешимым вопросом: если Можайская дорога от Звенигорода проходила по левому берегу Москва-реки, то каким образом она могла привести на Смоленскую слободу Москвы? Разберем этот вопрос более подробно.

 

В XVIII в. от Звенигорода к Москве вели два маршрута. Один - через Большие Вяземы, другой - по берегу Москва-реки через Звенигород, Уборы и далее Хорошово. О других маршрутах в то время известно не было. По одному из них (или по его участку) должна была проходить старая Можайская дорога. Относительно первого маршрута трудно объяснить, почему за сорок верст до Москвы дорога резко изменила свой маршрут и от Москва-реки свернула в прошлом безлюдные и труднопроходимые леса. Если такой маршрут не давал реальных преимуществ, то зачем тратить силы и средства на то, чтобы торить в густом лесу дорогу? Кроме того, чтобы принять такой маршрут старой Можайской дороги, требуется объяснить, почему дорога от Звенигорода ведет на юго-восток по направлению к Большим Вяземам. Было бы более логичным, если бы старая Можайская дорога от Звенигорода имела восточное направление к Москве. Необычным является и то, что дорога от Звенигорода подходит к большой Можайской дороге почти под прямым углом, то есть по наиболее короткому пути. Это говорит о том, что большая Можайская дорога уже существовала, когда к ней подвели дорогу от Звенигорода к Вяземам. Ведь нельзя торить дорогу по направлению к объекту, которой еще не существует. Значит, рассмотренный маршрут старой Можайской дороги из Можайска в Москву через Звенигород выглядит весьма неправдоподобным.

 

Более реалистичным был бы маршрут старой Можайской дороги от Звенигорода вдоль левого берега Москва-реки. Тот факт, что в исторической литературе и документах прошлого не указано другого места, где старая Можайская дорога отклонялась бы от Москва-реки и приводила на Смоленскую слободу Москвы, не означает, что его не было. Соответствующий участок старой дороги со временем мог потерять свое значение, оказаться невостребованным и зарасти лесом. Тогда, гипотеза относительно маршрута старой Можайской дороги, которая снимала бы все противоречия, может быть сформулирована следующим образом: "Маршрут старой Можайской дороги почти на всем своем протяжении соответствует маршруту большой Звенигородской дороги (на 70-е г. XVIII в.), однако между Звенигородом и Москвой было место, где дорога отклонялась от этого маршрута и вела на Смоленскую ямскую слободу.

 

Здравый смысл подсказывает, что такое место могло быть лишь за переправой через Москва-реку, которая находилась вблизи Убор. При движении от переправы по правому берегу Москва-реки первым урочищем, к которому приводила дорога, являлась речка Самынка. Следовательно, в первом приближении место, где дорога могла отклоняться от Москва-реки и вести на Смоленскую ямскую слободу Москвы, могло располагаться на правом берегу Москва-реки где-то между переправой у села Уборы и речкой Самынкой, то есть на отрезке длиной примерно 10 километров.

 
стр. 144

 

Карта археологических памятников Одинцовского района показывает, что наибольшая концентрация археологических объектов отмечается в местах славянских поселений по берегам Москва-реки и ее притоков18. По тем же местам проходила и главная дорога, связывающая западные и восточные княжества Руси. Таким образом, прослеживается прямая корреляция между местами расположения курганных насыпей у Москва-реки, местами древних поселений и трассой старой Можайской дороги. Курганные насыпи могут служить своего рода ориентирами древних дорог. Вблизи речки Самынки обнаружены древние городища, селища и многочисленные курганы19. На правом берегу Москва-реки на северозападной окраине деревни Жуковка обнаружено селище (N 108), размер сохранившейся части которого составляет около одного гектара. Проведенные в 1965- 1967 гг. раскопки показали, что славянское поселение в этом месте появилось в IX веке20. При раскопках были найдены части лепной керамики, обломки гончарных древнерусских сосудов с характерным для вятичей орнаментом, металлические изделия, стеклянные украшения XI-XIII веков. Жуковское селище расположено менее, чем в четырех километрах от самого крупного курганного комплекса Подмосковья у речки Самынки на территории Подушкинского лесопарка, насчитывающего более 230 насыпей. В курганах были найдены предметы быта, женские украшения, в частности, характерные для вятичей семилопастные височные кольца XI-XIII веков. Столь крупное общинное поселение на Самынке не могло быть изолированным анклавом. По времени появления и территориальной близости Жуковское селище и курганный комплекс у Самынки относятся к одной общинной группе, которая стала формироваться в местах компактного проживания славянских племен21. Вполне естественно, что между Жуковским поселением древних славян у Москва-реки и синхронными по времени поселениями у речки Самынки поддерживались общинные связи. Значит, учитывая размеры указанных поселений, между ними существовала большая дорога, которой могла быть лишь старая Можайская дорога. Из этого, в свою очередь, следует, что указанные поселения славян возникли при этой дороге.

 

Если мысленно провести линию от Жуковского селища к курганному комплексу в среднем течении Самынки, то получится предполагаемый маршрут участка старой Можайской дороги, связывающей поселения данной общинной группы. В прежние века Самынка была более протяженной и полноводной, а ее ширина, если судить по размерам старого русла, местами достигала 50 метров. На существование переправы на старой Можайской дороге в среднем течении Самынки указывают следующие признаки:

 

1. В этом месте правый и левый берега речки пологие, то есть удобные для организации переправы.

 

2. Курганы располагаются как на левом, так и на правом берегах речки, что указывает на возможность сообщения между берегами.

 

3. Если продолжить трассу дороги от курганного комплекса "Одинцово-6" на правом берегу Самынки, проведя ее между Подушкино и Одинцово до соединения с большой Можайской дорогой вблизи Мамоново, то дорога миновала бы сразу три оврага, которые в документах XVII в. называются "большой Костьковский, Общий и Мамоновские враги".

 

4. Вблизи от деревни Подушкино расположен еще один ориентир старой Можайской дороги - крупный курганный комплекс XI-XIII вв. "Одинцово-7", насчитывающий 80 курганов (в археологической карте Одинцовского района он значится под N 120).

 

В Писцовой книге22 упоминаются пустоши "на речке на Сомынке", которыми вместе с селом Подушкино тогда владел московский гость Иван Сверчков: Онтово, Лихачево Вешняково тож, Ильино Чиркино тож, Лазарево Поновка тож и Марино. Возможно, свои названия эти пустоши, переняли от существовавших в этих местах первых славянских деревень23. Общинные поселения на Самынке не могли исчезнуть бесследно. Старинные села и деревни возникли в результате расселения славян по Одинцовской земле, среди них - Рождественно Подушкино тож, Яскино на пруде, Акишево (существовавшее до 1970 г.), Одинцово, Костково а Косово тож (существовавшие до кононца XVII в.), Мамоново и многие другие.

 
стр. 145

 

О прохождении старой Можайской дороги говорится в Списке с межевой книги. В нем приводятся названия двух больших дорог - Можайской и старой Можайской: "Межа вотчинной земли окольничего Артемона Сергеевича Матвеева деревни Костковой а Косово тож да пустоши Оксиньиной с вотчинною же землею стольника Матвея Богданова сына Милославского села Рождественного Подушкино тож. У Можайской старой большой дороги яма и столб, а от той ямы и от столба едучи к Москве шестьдесят четыре сажени до вражка, а у вражка в правой стороне дуба нанесены грани. А от дуба через овражек старой Можайской дорогой восемьдесят сажень на дуб же..."24.

 

Важным является и то, что в указанном Списке старая Можайская дорога именуется большой, другими словами, установленной езжалой дорогой. Это дает основания считать, что именно по этой дороге была организована первая на Смоленском направлении ямская гоньба. Несмотря то, что большая часть старой Можайской дороги от Можайска до Жукова селища в то время уже называлась большой Звенигородской дорогой, память о старой дороге сохранялась у местных жителей до конца XVII века.

 

По всей видимости, движение по участку старой Можайской дороги от Мамонова до Москва-реки (Жукова селища) прекратилось не ранее средины XVI в., когда в устье Самынки был сооружен еще один мост. По нему открылось движение на село Хорошово на берегу Москва-реки и далее к Тверской слободе Москвы.

 

Старая Можайская дорога проходила через Самынку как минимум пять столетий (с момента появления на ее берегах в XI в. первых славян до постройки второго моста). Однако дорога могла возникнуть и раньше, когда между Владимиром, Суздалем, Новгородом на востоке и Смоленском на западе стали развиваться торговые, дипломатические и военные связи. Таким образом, можно говорить о существовании торных дорог, связывающих западные и восточные княжества древней Руси, уже в начальный период заселения берегов Москва-реки и Клязьмы славянскими племенами.

 

Старая Можайская дорога способствовала более быстрому развитию прилегающих территорий. Об этом говорит, в частности, количество построенных вблизи нее каменных храмов. Во время путешествия Миллера по большой Можайской дороге (главной в то время дороге, ведущей из Москвы в Смоленск) стояли всего три каменные церкви в селах Перхушково, Вяземы и Пушкино. В то же время вдоль левого берега по старой Можайской дороге насчитывалось десять каменных церквей в Клементьеве, Брынкове, Рузе, Никольском, Савино Сторожевском монастыре, Звенигороде, Козине, Иславском, Уборах и Усове.

 

Определение маршрута Старой дороги позволяет уяснить, почему именно в среднем течении Самынки сформировалось столь крупное общинное поселение, центр которого, по мнению ряда ученых, оставался "неясен". Место его возникновения определила мостовая переправа в среднем течении Самынки на старой Можайской дороге.

 

Примечания

 

1. Книга Большому Чертежу. М. -Л. 1950, с. 55 - 56.

 

2. ГУРЛЯНД И. Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. Ярославль. 1900, с. 44 - 48, 51 - 54.

 

3. ХОЛМОГОРОВЫ В. и Г. Исторические материалы. Загородская десятина (Московского уезда). М. 1886, с. 5 - 6, 217, 362, 370.

 

4. Списки населенных мест Российской империи. XXIV Московская губерния. СПб. 1862, с. 108.

 

5. Библиотека иностранных писателей о России. Т. 1. СПб. 1836 - 1847.

 

6. Там же. При описании своего пути из Москвы Канторини говорит о Вязьме, как о небольшом городе, однако он не упоминает о Можайске, видимо посчитав его всего лишь "маленькой деревушкой".

 

7. ГЕРБЕРШТЕЙН С. Записки о Московских делах. СПб. 1908, с. 196.

 

8. Ко времени первого путешествия барона С. Герберштейна в Москву (1519 г.) города Вязьма, Дорогобуж и Смоленск уже были присоединены к Московскому княжеству. См.: КОСТОМАРОВ Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. 2009 с. 189.

 
стр. 146

 

9. Никоновская летопись. Полное собрание русских летописей. Т. XIII. М. 2000, с. 321.

 

10. В XVI в. Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Можайской дороге.

 

11. Московский летописный свод конца XV века. ПСРЛ. Т. XXV. М. 2004, с. 245 - 246.

 

12. Города России: энциклопедия. М. 1994, с. 145, 261, 383.

 

13. Загородье впервые упоминается в летописях в связи с "великим пожаром Всесвятским" под 1366 годом. Москва разделялась в то время на Кремль, Посад, Загородье и Заречье. См.: КАРАМЗИН Н. М. История государства Российского. Репринт, воспр. пятого издания. Т. 5. М. 1989, кн. 2, с. 5 - 6, 11 - 12; СМОЛИЦКАЯ Г. П., ГОРБАНЕВСКИЙ М. В. Топонимия Москвы. М. 1982, с. 18.

 

14. МИЛЛЕР Г. Ф. Сочинения по истории России. М. 1966, с. 267 - 271.

 

15. Впоследствии ректор и профессор МДА, протоиерей, церковный историк, член-корреспондент Императорской Академии наук. См.: МУРЕТОВ М. Д. Протоиерей Сергий Константинович Смирнов. Сергиев Посад. 1914, с. 139 - 274.

 

16. Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М. 1860, с. 3.

 

17. Через Можайск, Вяземы и Звенигород возвращался из литовского плена в Москву Ф. Н. Романов. Однако из этого факта отнюдь не следует, что весь его маршрут лежал по старой Можайской дороге. Будущий патриарх имел намерение посетить Саввино-Сторожевский монастырь, и выбранный маршрут был для него оптимальным.

 

18. Археологическая карта России. Московская область. Ч. 1. М. 1994, с. 132.

 

19. Там же, с. 137.

 

20. Там же, с. 144 - 145.

 

21. ЮШКО А. А. Московская земля IX-XIV вв. М. 1999, с. 16 - 18.

 

22. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 1209. Поместный приказ, оп. 1, N 9807. Список с писцовой книги, л. 820 - 826об.

 

23. После смутного времени "в Сетунском стане было много так называемых пустошей, то есть оставленных запустелых мест прежнего населения, прежних деревень, которые стояли по старому обычаю из одного или двух - трех дворов, были рассыпаны повсюду..." См.: ЗАБЕЛИН И. Е. Кунцево и древний Сетунский стан. М. 1873, с. 138.

 

24. РГАДА, ф. 1209. Поместный приказ, оп. 1, N 687, л. 260 - 264.

Опубликовано 06 мая 2020 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Старая Можайская дорога





Полная версия публикации №1588777813

© Portalus.ru

Главная ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Старая Можайская дорога

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU