Рейтинг
Порталус

Образ петуха в рассказе Р.П. Погодина «Лазоревый петух моего детства».

Дата публикации: 17 декабря 2011
Автор(ы): Поливанова Екатерина Николаевна
Публикатор: Katerinkapol89
Рубрика: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1324128979


Поливанова Екатерина Николаевна, (c)

Радий Петрович Погодин – русский писатель, сценарист, художник. Его имя стало известным в середине ХХ века.
Погодиным написано для детей более двадцати книг, среди которых самые известные сборники повестей и рассказов, которые принесли Погодину из¬вестность: «Осенние перелёты» (1972), «Перейти речку вброд» (1979), «Лазоревый петух моего детства» (1982), «Живи, солдат!» (1985).[2]
Сказки и рассказы Р.П. Погодина для детей имеют реалистический характер и социальны по своей сути, поэтому актуальны и в современном прочтении, так как писатель отражает прежде всего психологическую сущность ребенка, а не тенденции советского периода. Писатель очень умело рассказывает о чувствах и мыслях малыша, созерцающего мир с нежностью и любовью.
В настоящее же время произведения этого замечательного писателя не заслуженно забыты и не включаются в круг детского чтения.
На рассказ Р.П.Погодина «Лазоревый петух моего детства» надо обратить особое внимание - он является для писателя программным.
Созданный мудрецом и философом, рассказ многослоен, написан на вырост.
У автора нет случайных деталей. Все в структуре, в стиле его текста созвучно с общим замыслом, с сюжетом, со звучанием мыслей и чувств героя.
На языке развернутых метафор, с помощью идейно и эмоционально насыщенных образов автор рассказывает о влиянии мира детства на становление личности ребенка.
Рассказ построен на социально-философском осмыслении такого, казалось бы, деревенского будничного существа, как петух. Но простые, даже элементарные действия этого персонажа таят в себе неожиданные глубины. Многозначительный смысл заключает в себе ключевая фраза: «Разве мог я тогда понимать, что петухи нашего детства бессмертны».[1]
Эту метафору можно связать с мифологической символикой петуха как вечного возрождения жизни, воскресения из мёртвых.
Причастность петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о петухе: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели» и т. п.[3]
Образ «лазоревого петуха» совмещает в рассказе реальное с чудесным, сказочным.
Петух «словно архангел, мечом опоясанный» появился перед главным героем, слетев с церковной ограды, чтобы защищать свою территорию и свой уклад жизни, полагая, что мальчик будет на него претендовать. Для него защита границ является проблемой выживания.
Эта метафора очень необычна - "архангел мечом опоясанный", так как состоит из совершенных противоположностей. В трех словах Погодин выразил свое отношение к петуху, то, что он для него значит.
Сравнение с архангелом здесь не случайно: префикс "арх", означающий "главный" или "предшествующий", присоединенный к слову ангел буквально означает "главный ангел".
Заглянув в энциклопедический словарь, можно прочесть, что архангелы являются "посланниками, несущими Божественные предписания". Они несут Божьи послания людям и возглавляют Божье воинство, состоящее из ангелов и ведущее непрестанную битву с сынами Тьмы.
Автор сравнивает распущенный петушиный хвост с радугой, что тоже не случайно. Из энциклопедии символов известно, что в северогерманской мифологии петух стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани. Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния. Иногда образ петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. В Японии считают, что петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию. [3]
Погодин очень красиво описывает петуха. Автор показывает такого петуха, которого невозможно представить в реальности. Он был одновременно схож с многоцветной травой на вечерней заре и, почему-то, с могучим спокойствием дня, символ которого является лазурь - светло-синий цвет.
Азартность в боях за свою территорию, постоянная готовность спариваться заслуженно сделали петуха символом мужского начала. Для мальчика, лишенного внимания отца, петух становится символом мужественности, благородства и упорства.
В лазоревом петухе соединились воедино добро и зло, но в конце концов настал день, когда петух признал силу духа героя и понял, что этот человек тоже упрямый, настойчивый не меньше его самого и принял его как равного, «гордо и дружелюбно» впустил его на свою территорию.
Петух не только отважен, но и добр, радушен, когда скликает курочек к зернышкам.
В рассказе есть такая метафора: "курицы восхищались, благодушно переговаривались". Автор присваивает им человеческие чувства, чтобы показать, что все курицы очень уважали своего петуха, который был для них главным хозяином.
Петух оставляет герою в качестве символа тайного мира детства и путеводной звезды в творчестве свое лазоревое перо. Необычный цвет лазури здесь является символом возвышенных стремлений, мышления, искренности и добродетели.[3] Мне кажется, что лазоревое перо является напоминанием о том, чтобы быть хорошим писателем, нужно самому оставаться в душе ребенком, с пытливым умом, любознательностью и искренностью, с открытым сердцем и душой.

Литература:

1. Погодин Р. П. Лазоревый петух моего детства: Избранные произведения / Худ. Б. Чупрыгин. - М.: Дет. лит., 1983. - 495 с.
2. Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука. 1997. −504 с.
3. Керлот Х.Э. Словарь символов. Мифология. Магия. Психоанализ. М.: 1994. - 603 с.

Опубликовано на Порталусе 17 декабря 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Погодин



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама