Рейтинг
Порталус

ПОХОД КОРАБЛЯ "БОРОВСКИЙ"

Дата публикации: 01 ноября 2018
Автор(ы): В. Н. БУЛАТОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Номер публикации: №1541027553


В. Н. БУЛАТОВ, (c)

В 1924 г. корабль "Боровский" первым в Советском Военно-Морском Флоте совершил дальнее плавание - из Архангельска во Владивосток по четырем океанам. Решение об организации такого перехода было принято 9 мая 1924 г. Советом Труда и Обороны (СТО) в связи с необходимостью усилить охрану советского побережья Японского и Охотского морей, где орудовали японские промысловые суда, хищнически истреблявшие пушного и морского зверя, ценные породы рыбы. "В настоящее время имеется лишь одно" охранное судно морского ведомства - "Красный вымпел", "находящееся почти беспрерывно в плавании и гае могущее обслужить подлежащий его надзору район Дальнего Востока протяженностью 8000 миль"1 , - говорилось в докладе Наркомата по морским делам, представленном в СТО.

Поход "Воровского", решая одну из важных государственных задач, предоставлял одновременно возможность для расширения "практики личного состава корабля", "главным образом слушателей Высших специальных штурманских классов", а также показа "военно-морского флага СССР в иностранных портах"2 . Наконец, экипажу "Воровского" предстояло оказать интернационалистскую поддержку революционному правительству Южного Китая во главе с Сунь Ятсеном, которое находилось в условиях военной и экономической блокады. Это обстоятельство придавало походу корабля особое политическое значение3 .

Подготовка к ответственному переходу началась с формирования команды. Ее костяк составили комсомольцы-военморы, призванные н,а флот в 1922 г. по решению V Всероссийского съезда РКСМ, и выпускники штурманского класса Высших специальных курсов командного состава Военно-Морского Флота СССР. В их числе были И. С. Юмашев, Ю. А. Пантелеев и другие, впоследствии видные советские флотоводцы. По воспоминаниям участника перехода А. М. Петрова, в мае 1924 г. Архангельские губкомы РКП (б) и РКСМ создали на "Воровском" партийную и комсомольскую ячейки. В них насчитывалось 25 коммунистов и 43 комсомольца4 . Секретарем партячейки стал З. А. Закупнев, активный участник гражданской войны, первый командующий созданной в 1933 г. Северной военной флотилией (будущий Северный военно- морской флот).

Командиром "Воровского" был назначен А. С. Максимов, комиссаром - П. И. Смирнов5 . Андрей Семенович Максимов - в прошлом царский вице- адмирал, перешедший после Великого Октября на сторону Советской власти. Петр Иванович Смирнов - член Коммунистической партии с 1914 г., активный участник гражданской войны, в дальнейшем флагман флота 2-го ранга. Другими наставниками молодых военморов были опытные штурманы Н. А. Сакеллари и Н. Ф. Рыбаков.

Ремонт корабля был проведен в сжатые сроки. Многие рабочие архангельского Соломбальского судоремонтного завода приходили задолго до утреннего гудка, сокращали обеденный перерыв и уходили домой поздно вечером. Они говорили: "Наш советский военный корабль, первый выходящий за границу, должен стать образцовым, ведь по нему будут судить о нашей молодой Советской Республике. И он готов должен быть в срок"6 . Северная областная шефская комиссия над флотом собрала


1 ЦГАВМФ СССР, ф. Р-1, оп. 3, д. 1919, л. 110.

2 Там же, л. 174.

3 См. также: Гаврилов П. Под красным вымпелом по четырем океанам. М. 1925; Рыбаков Н. Ф. Плавание посыльного судна "Боровский" из Архангельска во Владивосток. - Морской сборник, 1954, N 12; Пантелеев Ю. А. Полвека на флоте. М. 1974. с. 55 - 80.

4 Музей Тихоокеанского флота, оп. 38, инв. N 2410, л. 8.

5 ЦГАВМФ СССР, ф. Р-1, оп. 3, д. 1919, л. 178.

6 Красный флот, 15.IX.1945.

стр. 179


библиотечку для "Воровского" и передала морякам со своего склада необходимые вещи7 .

Накануне выхода в море в клубе "Спартак" состоялся торжественный вечер8 , на котором, помимо военморов, присутствовали представители партийных, советских и ванных организаций Архангельска. Секретарь губкома РК. СМ зачитал приветствие: "Архангельская организация комсомола и юные пионеры-ленинцы будут с напряженным вниманием следить за вашим плаванием. Через вас мы шлем привет рабочей и крестьянской молодежи Англии, Италии, ИНДИИ И других стран. Пусть революционная молодежь Запада и колоний, находящихся под гнетом капитализма, увидя вас, комсомольцев- военморов Советского Союза, еще настойчивее и энергичнее поведет свою революционную борьбу"9 . В ответных выступлениях члены экипажа "Воровского" обещали "выполнить все поручения и с честью нести красное знамя по водам империалистических держав". После торжественного заседания для моряков был дан концерт художественной самодеятельности10 .

12 июля 1924 г. в порту Архангельска собрались трудящиеся города. В руках у них - знамена и транспаранты, духовой оркестр исполняет марш "Молодая гвардия". Секретарь губкома РКП (б), огласив приветствие военморам "Воровского", вручил командиру корабля военно-морской флаг. Раскатистое "Ура!" прокатилось по набережной. Судно отошло от причала и остановилось посредине Северной Двины. Прогремел прощальный салют, и "Воровский" стал набирать скорость11 .

Первую остановку корабль совершил в Плимуте. "Как судно, так и моряки привлекли всеобщее внимание" (ведь буржуазные газеты утверждали, что у Советской России нет ни флота, ни морских кадров). "На англичан судно произвело благоприятное впечатление своей чистотой, - писал корреспондент архангельской молодежной газеты. - "Боровский" окружен рядом шлюпок, с которых раздавалось пение "Интернационала". На берегу советские моряки были чрезвычайно тепло встречены пролетарским населением. Правда, со стороны буржуазных элементов были попытки спровоцировать советских моряков, но так как последние не реагировали на провокации, то никаких инцидентов не возникало"12 . Английское морское командование отметило высокую профессиональную подготовку и дисциплинированность советских моряков.

Затем "Боровский" зашел в Неаполь. Незадолго перед тем, в феврале 1924 г., был подписал Договор о торговле и мореплавании между СССР и Италией, а в Левинграде с дружеским визитом побывал итальянский эскадренный миноносец "Карло Мирабелло". Это способствовало улучшению отношений между двумя странами. О теплоте встречи в Неаполе комсомольский корреспондент с "Воровского" сообщал так: "Встреча парадная. Нас ставят на самое почетное место в военной гавани - рядом с яхтой неаполитанского губернатора. "Воровский" в лучшем виде"13 . Для советских моряков были организованы экскурсии в Национальный музей, к кратеру вулкана Везувий, на раскопки Помпеи. Состоялись встречи с трудящимися Италии, проявившими живой интерес к жизни Страны Советов. Итальянское морское командование устроило в честь советских моряков торжественный прием в офицерском собрании. В ответ последовала встреча с итальянцами на "Воровском"14 .

Дальнейший, маршрут корабля был разработан с учетом захода в Порт-Саид, Аден, Коломбо, Сингапур и Гонконг (Сянган). В Гонконге было получено подтверждение приглашения в Кантон (Гуанчжоу). Заход "Воровского" в Южный Китай с грузом оружия и боеприпасов для революционной армии явился демонстрацией поддержки нашей страной правительства Сунь Ятсена., всего китайского народа, боровшегося за национальное и социальное освобождение15 . Больше месяца пробыли советские моряки в Китае. Там они отметили и 7-ю годовщину Великого Октября. 11 ноября 1924 г. судно покинуло Кантон. В ту пору никто, конечно, не предполагал, что судьба некоторых членов экипажа будет


7 Волна, 18.VII.1924; Партийный архив Архангельской области (ПААО), ф. 279, оп. 1, д. 194, лл. 47, 87, 88.

8 ПААО, ф. 279, оп. 1, д. 194, л. 67.

9 Комсомолец, 12.VII.1924.

10 ПААО, ф. 1, оп. 1, д. 1062, л. 112.

11 Волна, 18.VII.1924.

12 Комсомолец, 10.VIII.1924.

13 Там же, 14.IX.1924.

14 См.: Морской сборник, 1954, N 12, с. 16.

15 Об этой части плавания см.: Ефимов Г. В. Поход корабля "Боровский" из Архангельска во Владивосток в 1924 г. и его пребывание в Кантоне. - Новая и новейшая история, 1982, N 5.

стр. 180


связана с дальнейшими событиями в этой стране: П. И. Смирнов станет вскоре военным советником в революционной армии Китая, а И. С. Юмашев спустя 20 лет - адмиралом и командующим Тихоокеанским флотом, который вместе с сухопутными и воздушными силами Красной Армии будет участвовать в 1945 г. в освобождении Северо-Восточного Китая и Кореи от японских захватчиков.

Последний этап перехода "Воровского" был нелегким. Японское море встретило корабль штормом. Но военморы с честью выдержали трудный экзамен. 20 ноября 1924 г. "Боровский" бросил якорь во владивостокской бухте Золотой Рог. Он прошел 13 927 миль (около 26 тыс. км.)16 . Военморы писали архангельским комсомольцам: "Встречали наш советский военный корабль иностранцы очень хорошо. Рабочие толпами приходили смотреть на него и громко приветствовали наших моряков. Нас за границей знают очень хорошо.Особенно товарища Ленина, к которому относятся с большим уважением"17 . Моряки рассказали землякам о жестокой эксплуатации трудящихся в странах капитала, поделились впечатлениями о встречах с китайскими революционерами.

Долгие годы нес затем "Боровский" пограничную службу на Дальнем Востоке. Краснофлотцы поддерживали тесную связь с местными комсомольцами. Над "Воровским" шефствовала организация Сучанского укома РКСМ18 . Много славных походов и операций числилось на счету корабля, в том числе и в годы Великой Отечественной войны. Побывавший на нем в 30-е годы К. Е. Ворошилов объявил благодарность экипажу "за отличную военно-морскую выучку, службу, организацию и воинский порядок"19 . До 12 сентября 1942 г. "Боровский" базировался во Владивостоке, затем был переведен в Петропавловск-Камчатский. 31 марта 1954 г. экипаж "Воровского" был расформирован, а корабль - законсервирован20 , Так закончилась история этого корабля - воина и труженика.


16 Морской сборник, 1954, N 12, с. 17.

17 ПААО, ф. 279, оп. 1, д. 194, л. 150.

18 Партийный архив Приморского крайкома КПСС, ф. 35, оп. 1, д. 31, л. 60.

19 Музей Тихоокеанского флота, оп. 25, инв. N 2282, л. 4.

20 Там же, оп. 38, инв. N 449, л. 2.

 

Опубликовано на Порталусе 01 ноября 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама