Рейтинг
Порталус


СКАЗАНИЕ О НАПОЛЕОНЕ-АНТИХРИСТЕ: СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ВАРИАНТ АНТИНАПОЛЕОНОВСКОГО МИФА

Дата публикации: 27 июля 2022
Автор(ы): Л. И. САЗОНОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) Славяноведение, № 2, 30 апреля 2012 Страницы 42-61
Номер публикации: №1658871243


Л. И. САЗОНОВА, (c)

Старообрядческий вариант антинаполеоновского мифа изучается на основе ново-найденного рукописного Сказания о Наполеоне-антихристе, датируемого вторым десятилетием XIX в. Коллективное сознание старообрядцев сформировало образ Наполеона-антихриста, встроив его в традицию эсхатологического учения, восходящего ко времени церковного раскола середины XVII в.

In the present article, the Old-Believers' version of the anti-Napoleonic myth is studied on the basis of the recently discovered manuscript The Story of Napoleon the Antichrist, dated as early as the second decade of the nineteenth century. Collective identity of the Old Believers produced the image of Napoleon the Antichrist, having built it into the tradition of eschatological teaching, stemming from the period of the Russian Church Schism in the middle of the seventeenth century.

Ключевые слова: старообрядцы, сказания о Наполеоне-антихристе, эсхатология, Апокалипсис, уральские казаки, "Греческий проект".

Наполеон - фигура, вокруг которой как в Западной Европе, так и в России сформировались в короткий промежуток времени - всего лишь за четверть века - культурные мифы: антинаполеоновский и романтический, героизирующий его личность, реализовавшийся в массовом сознании эпохи. Они отражают широкий спектр оценок французского императора: от негативного восприятия его как врага христианской веры до восхищения им как героем, покорившим судьбу, которая вознесла его на вершину власти.

Образу Наполеона в русском общественном сознании, культуре и литературе XIX в. посвящено немало исследований (см., например, [1. Т. 236. N 2. С. 195 - 228; Т. 237. N 4. С. 214 - 243; Т. 238. N 6. С. 3 - 34; Т. 239. N 7. С. 73 - 114; 2. С. 193 - 324; 3; 4. С. 126 - 138; 5. С. 159 - 172; 6]. Однако возможности изучения этой темы далеко не исчерпаны. В данной работе мы обратим внимание на аспект, который до сих пор, насколько нам известно, оставался вне поля зрения историков литературы и нуждается в разработке. Речь идет о старообрядческом варианте антинаполеоновского мифа, представленном в ряде сочинений, бытовавших в рукописной традиции первой трети XIX в. и пока еще не введенных в научный оборот. В статье изучается, в частности, новонайденное сказание о Наполеоне-антихристе анонимного старообрядческого автора [7] в контексте русской литературной традиции.

В общественном сознании эпохи широко было распространено представление о Наполеоне как антихристе. На формирование этого образа, как уже неоднократ-


Сазонова Лидия Ивановна - д-р филол. наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН.

стр. 42

но отмечалось исследователями, определенное влияние оказало "Объявление" Святейшего Синода, составленное при непосредственном участии придворного проповедника Платона (Левшина) в связи с царскими манифестами о начале войны с Францией; в соответствии с именным указом от 6 декабря 1806 г. оно провозглашалось в храмах каждый воскресный и праздничный день после литургии. Наполеону дана здесь следующая характеристика:

"Неистовый враг мира и благословенныя тишины, Наполеон Бонапарте, самовластно присвоивший себе царственный венец Франции, и силою оружия, а более коварством распространивший власть свою на многия соседственныя с нею государства, опустошивший мечем и пламенем их грады и селы, дерзает в исступлении злобы своей угрожать свыше покровительствуемой России вторжением в ея пределы [...] и потрясением Православныя Грекороссийския Церкви во всей чистоте ея и святости [...]" [8. С. 928].

Возникновение у Наполеона зловещих замыслов, "коими он попрал закон и правду", связывается в синодальном документе с антихристианскими законами победившей во Франции "богопротивной революции" 1789 г., "бедственной для человечества и навлекшей небесное проклятие на виновников ея, отложился он (Наполеон. - Л. С.) от Христианской веры, на сходбищах народных торжествовал учрежденныя лжеумствующими богоотступниками идолопоклонническия празднества и в сонме нечестивых сообщников своих воздавал поклонение, единому Всевышнему Божеству подобающее, истуканом, человеческим тварям и блудницам, идольским изображением для них служившим" [8. С. 928].

Наполеон обвиняется не только в отступлении от христианской веры, в идолопоклонстве, но и в том, что во время похода в Египет стал якобы приверженцем ислама: "В Египте приобщился он гонителям церкви Христовой, проповедывал Алкоран Магометов, объявил себя защитником исповедания суеверных последователей сего лжепророка мусульман и торжественно показывал презрение свое к Пастырям Святыя церкви Христовой" [8. С. 928].

И, наконец, как сказано в "Объявлении" Святейшего Синода, Наполеон, уравняв всех граждан в правах, открыл дорогу заговору мирового еврейства против христианской веры: "[...] созвал во Франции Иудейския синагоги, повелел явно воздавать раввинам их почести и установил новый великий сангедрин Еврейский, сей самый богопротивный собор, который некогда дерзнул осудить на распятие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа- и теперь помышляет соединить Иудеев, гневом Божиим рассыпанных по всему лицу земли и устремить их на испровержение Церкви Христовой и (о, дерзость ужасная, превосходящая меру всех злодеяний!) на провозглашение лжемессии в лице Наполеона" [8. С. 928 - 929].

Следует подчеркнуть, что в синодальном воззвании определение Наполеона как антихриста отсутствует, и в официальном церковном документе его и не могло быть. Церковь считала недопустимым "историческое понимание пророчеств об антихристе как повествований о конкретных исторических личностях" (см. [9. С. 563]) и не поддерживала проповедь о явлении антихриста в лице конкретного человека. Однако формулировки, содержащиеся в "Объявлении" Святейшего Синода, подталкивали к мысли, что Наполеон может быть уподоблен антихристу, и некоторые "ревностные пастыри церкви в своих проповедях дошли до того, что называли Наполеона в своих проповедях антихристом" [1. Т. 237. N4. С. 236]. По-видимому, находясь под впечатлением образной стилистики воззвания, Ф. Н. Глинка писал: "Перед войною 1807 года при вызове народного ополчения (милиции) издан был краткий манифест, из которого явно выглядывал "Наполеон-антихрист"" [10. С. 448]. Подполковник И. Т. Радожицкий начал свои записки словами: "Наполеон, с высоты престола своей воинственной монархии, рассевал ужас по всей Европе. Имя его приводило в трепет не только Немецкую чернь, но и Русскую, которая не иначе о нем разумела, как об Антихристе, по сходству имени

стр. 43

его с апокалипсическим Аполлионом. Он был камнем преткновения для Русских мудрецов". По его же воспоминаниям, некий нестроевой офицер, "человек грамотный, занимавшийся чтением Священного Писания и Московских ведомостей, более всех ужасался Наполеона. Терзаемый призраками своего воображения, он стал проповедывать нам, что этот Антихрист" и есть "Аполлион или Наполеон" [11. С. 16].

После заключения Тильзитского мира 25 июня 1807 г. "Объявление" Святейшего Синода высочайшим указом было отменено. Тем не менее образ Наполеона-антихриста запечатлелся в памяти культуры. Воспевая в 1812 г. "победы звучным тоном Царя Славян над Авадоном", Г. Р. Державин нарисовал в "Гимне лиро-эпическом на прогнание Французов из отечества" портрет Наполеона, используя мотивы Апокалипсиса:

  
  
 Открылась тайн священных дверь! 
 Исшел из бездн огромный зверь, 
 Дракон иль демон змиевидный; 
 Вокруг его ехидны 
 Со крыльев смерть и смрад трясут, 
 рогами солнце прут [...] 
 Бегут все смертные смятенны 
 От князя тьмы и крокодильных стад. 
 Они ревут, свистят и всех страшат [...] 
 О, так! таинственных числ зверь, 
 В плоти седмьглавый Люцифер, 
 О десяти рогах венчанный, 
 Дни кончит смрадны. 
 Сей мнимый гений, царь царей, 
 Падет злый вождь вождей 
  
 



[12. Т. 3. С. 138, 139, 151 - 152]1.

Взгляд на Наполеона как на антихриста разделяли представители разных конфессий: и православные, и католики, и протестанты. Такой же точки зрения придерживалось и альтернативное старообрядческое благочестие.

Однако в отличие от установлений официальной Церкви старообрядцы прямо именовали Наполеона антихристом. Характерную особенность их отношения к Наполеону как к фигуре антихристовой, сатанинской, дьявольской составляет то, что такое восприятие было сформировано ими в значительной мере самостоятельно, вне воздействия синодального документа 1806 г. Созданию в их сочинениях образа Наполеона-антихриста предшествовала устойчивая, восходящая ко времени церковного раскола середины XVII в. традиция эсхатологического учения, содержащего новые, по сравнению с общеправославной теорией, идеи об антихристе и царстве антихристовом. Царство антихриста начиналось для них на Западе, откуда распространилось на Восток Европы, а после 1666 г. - на Русь.

Раскол, начало которому положили нововведения патриарха Никона в церковной жизни, поляризовал коллективное сознание и породил обильную богословско-эсхатологическую литературу о наступающих "последних временах". Старообрядцев объединяло убеждение в истреблении истинной веры и благодатного священства, усилившее в их среде эсхатологические чаяния и острое ощущение скорого конца. Сопоставляя современные им события с эсхатологическими сюжетами, они воспринимали реальный мир как царство сатаны и жили напряженным


1 Библейские параллели к приведенным строкам "Гимна..." прослежены в комментарии Я. Грота [12. Т. 3. С. 138, 139, 151 - 152].

стр. 44

ожиданием второго пришествия Христа и Страшного суда, чему предшествует время антихриста.

В сочинениях старообрядческих авторов разных согласий тема антихриста была одной из важнейших. Прямое влияние на сознание и историко-богословское творчество народных писателей оказали апокалиптические тексты Священного писания и издания московского Печатного двора, основанные на сочинениях украинских и белорусских полемистов XVI-XVII вв.: "Книга Кирилла Иерусалимского" (1644), содержащая "Казанья святого Кирилла, Патриарха Иерусалимского, об антихристе и знаках его", а также "Книга о вере" (1648) (см. [13. С. 14 - 15]).

Эсхатологическая тема о наступлении после реформ патриарха Никона "последнего времени" и царства антихриста особенно актуальной была у старообрядцев-беспоповцев2. В их коллективном сознании одной из самых захватывающих оказалась идея власти и воплощения антихриста. Назывались имена всё новых "предтеч" Антихриста. В старообрядческой среде патриарх Никон и русские государи, начиная с царя Алексея Михайловича, неизменно воспринимались в качестве сатанинских и языческих. Применяя теорию антихриста к появляющимся новым историческим реалиям, народное сознание отождествило с антихристом сына царя Алексея Михайловича - новорожденного царевича Симеона3, усмотрев в факте его рождения в апреле 1665 г. предвестие скорого наступления "последнего времени", "третьего отступления" от православной веры. Теория "трех отступлений", т.е. постепенного, в несколько этапов, отпадения во власть Антихриста христианского мира, в основание которой положена идея Москва - Третий Рим, пользовалась у старообрядцев особой популярностью (см. [14. С. 24])4. Последнее, третье отступление от христианской веры ожидалось в 1666 г.5 Дата эта была составлена путем сложения двух апокалиптических чисел: 1000 лет (когда после освобождения сатаны из бездны единству христианского мира пришел конец, см.: Откр 20:3, 7) и "числа зверя" - 666 (Откр 13:18). Поэтому неслучайным выглядит "выдвижение" в начале 1666 г. кандидатуры младенца-царевича Симеона на роль антихриста. 1666 год, который был определен, согласно пророчеству "Книги о вере", как время конца мира, старообрядцы соотнесли с датой Московского церковного собора, осудившего раскол, утвердившего никоновскую реформу и санкционировавшего проведение "книжной справы". Авторы наиболее радикальных эсхатологических теорий - поморские старообрядцы, федосеевцы - утверждали, что, начиная с 1666 г., все русские государи суть антихристы.

Развивая теорию "чувственного" антихриста (антихрист - определенный человек), писатели-старообрядцы отождествили с антихристом Петра I. В их сочинениях Петр назван "зверем двоеглавым", потому что он не только царь, глава государства, но после уничтожения патриаршества он стал и главой Церкви. Анонимный автор "Зерцала о перероде третиего североримскаго московъскаго царствия" излагает историю, призванную показать, "что во образе юпитерском ны-


2 Эсхатологические построения крестьян-старообрядцев поморского и федосеевского согласий наиболее полно представлены в монографии Н. С. Гурьяновой [14. С. 17 - 60].

3 Сохранился документ от 15 февраля 1666 г., в котором рассматривается "великое непристойное государственное дело": в донесении из Рождественского монастыря (в г. Владимире) сообщалось в Приказ тайных дел о расспросных речах по следственному делу в отношении попадьи Анны, называвшей "благоверного царевича Симеона Алексеевича" антихристом [15].

4 Старообрядцы упрекали никониан за отступничество от идеи Москва - Третий Рим.

5 См. в сочинении анонимного старообрядческого автора "Слово о последнем отступлении и о Антихристе": "По 1666 лет будет отступление от веры християнской во всех четырех краях всея вселенныя. Тысяща бо лет от воплощения Христова до пришествия Антихристова. В первых убо по развязании своем сатана изшед из бездны, абие тогда древний Рим нечестием порази со всеми западными странами; второе, егда исполнися 1595 лет, тогда и Литву отступлением пленив. В то же время и Царьград отступлением порази. Третие - по исполнении 1666 года и Российское царство отторжено бысть по сих" [16. N 18. Л. 85об.]

стр. 45

нешняго рода людем глава церковная Петр образ антихристов носящи узрится" [17. Л. 185]6. Аргументация строится от числового значения титула, приведенного, что примечательно, в форме "iператор" (а не "император"), тем самым сумма цифровых значений слова (i = 10, п = 80, е = 5, р = 100, а = 1, т = 300, о = 70, р = 100) намеренно подгоняется под "число зверя"7: "и титла римска иператор 666 число заключает быти и чрез таковое числосчисление существо антихристово Петра Перваго [...] яко главою церковною и яко всемогущим архиереом исполнися" (числовое значение изъятой буквы "м" - 40; следовательно, слово (император" соответствует числу 706). Идея о Петре I - антихристе обосновывается, кроме принятия им титула императора, также тем, что он ввел летосчисление от Рождества Христова, "начал учить живописцев во Амстердаме", возлюбил "иметь церкви лютеранские и реформатского законов" и "музыки за столом", а иконы, появившиеся во время его правления, напоминают фламандскую и нидерландскую живопись [17. Л. 270об.]8.

В тех толках и сектах, в которых учение об антихристе и эсхатологизм оказались наиболее живучи, крайние формы приобрела теория "расчлененного" антихриста, выражавшая представление о том, что, начиная с Петра, все российские императоры - антихристы, поскольку несут в своем титуле "число зверя" 666. Екатерина II изображается держащей жезл, обвитый двумя "змиями" - знак антихриста. В старообрядческой "Книге о собрании различных повестей на осмый век...", написанной во время царствования Николая I, выстраивается преемственность российских императоров-антихристов, последним в этом ряду назван правящий монарх [19. N 1543. Л. 87].

Приспосабливаясь к эсхатологическим настроениям эпохи, меняющееся сознание старообрядцев сформировало новый стереотипный образ - Наполеона как антихриста, встроив его в существовавшую традицию, в которой все русские монархи, начиная с царя Алексея Михайловича, объявлялись антихристами. В таком отношении к французскому императору были единодушны старообрядцы всех согласий. Бонапарта они включили в свою эсхатологическую схему как еще одно доказательство, как дополнительный аргумент надвигающегося конца мира.

Необходимо заметить, что официальное православие XVII - начала XVIII в. использовало определение "антихрист" по отношению к внешним и внутренним врагам. В аспекте религиозного противостоянии христианства и мусульманства воспринимались русско-турецкие войны. В пьесе "Алексей человек Божий" святой Алексий желает царю Алексею Михайловичу побед в борьбе с Оттоманской Портой: "Антихристом южь правым войну хочеш мати / И з оным ся потужне мыслиш пасовати. / Пасуйся. Бог ти в помощь! Я при тобЪ стану, / Яко при православном монарсЪ и пану, / Буду горячо Бога о тое благати, / Бы побЪду рачил ти над врагами дати" (цит. по [20. С. 74]). Святой обещает, что в небе царь обретет райскую жизнь, а пока что ему предстоит трудное и великое дело - правая война с антихристом (турками). В русской публицистике XVII в. образ антихриста выражал представление об агрессивных врагах христианства и прежде всего православия, под ним понимались Римский Папа, Лютер. Понятие "антихрист" обозна-


6 Рукопись первой половины XIX в. (бумага 1825 г.), 384 л.

7 В сочинении "Титин" Евфимий (1743/1744 - 1792), один из наиболее видных идеологов старообрядчества, основатель страннического (бегунского) согласия, объясняет такую форму следующим образом: Петр I "прия именоватися по-римъски "император". Обаче на римъском языке сие императоръское имя глаголется без "мыслетей" (произносится без звука 'м'. - Л. С.), яко же о том в букварях троязычных показует и пишется сице: "iператор"" [18. С. 306, 311]. Однако в "Лексиконе треязычном" (М., 1704) Ф. Поликарпова, которым мог бы пользоваться Евфимий, слово "император" отсутствует. Форма "iператор", изредка встречающаяся в текстах XVIII-XIX вв., пришлась как нельзя кстати старообрядцам, наделивших ее семантикой апокалиптического числа.

8 См. также о Петре I - антихристе сочинение, вышедшее из среды страннического (бегунского) согласия: "Книжица возобличение о Антихристе" [19. N 1953. Л. 1 - 322об.].

стр. 46

чало высшую степень церковно-государственного и идеологического осуждения. Измена государю и переход Мазепы на сторону шведского короля Карла XII воспринимались как вероотступничество. В памфлете Стефана Яворского на "изменника Мазепу" ("Позорное эхо всепагубнаго анафемы") в ряду ругательств и проклятий - "всескверный антихрист", "сатана", "диавол", "адский наместник" (публикацию текста см. [21. Р. 177 - 188]); в составленном им же церковном документе - анафеме - Мазепа характеризуется более осторожно - как "антихристов предтеча" [22. С. 253].

Таким образом, можно заметить определенную перекличку между официальным православием и альтернативным старообрядческим благочестием: Наполеон воспринимается как внешний враг и как враг веры. Существенное отличие состоит, однако, в том, что определение "антихрист" применяется писателями-староверами не просто как форма осуждения противника. Образ Наполеона-антихриста встраивается ими - совершенно в духе средневековой традиции - в эсхатологическую систему представлений о конце мира.

В сказаниях о Наполеоне, появившихся в старообрядческой среде в первой трети XIX в., мы имеем дело с литературной традицией, вышедшей за хронологические рамки Средневековья и продолжившей свою жизнь уже в культуре Нового времени. Являясь составной частью старообрядческой письменности XIX в., эти сочинения созданы в традициях средневековой книжности в то время, когда уже более ста лет тому назад на смену средневекового типа культуры пришел тип культуры Нового времени, когда давно уже отгремели оды М. В. Ломоносова, и Карамзин написал несколько томов "Истории государства Российского", а лицеист Пушкин своими стихами обратил на себя внимание Державина и Жуковского. Русский литературный язык прошел к этому времени через реформу Карамзина, язык же народных деятелей, крестьянских писателей по-прежнему базируется, как и их взгляды, на старых церковнославянских литературных традициях: это язык книжных начетчиков, в круге чтения которых на первом месте были Священное Писание и святоотеческая литература; впрочем, язык этот не лишен понятий, реалий, литературных формул Нового времени ("верные сыны Отечества", обращение "любезныи читателю" и др.), а также фольклорных элементов.

Рукописная традиция XIX в. донесла до нас несколько сказаний о Наполеоне-антихристе. Особый интерес представляет новонайденное произведение неизвестного автора в рукописи, датируемой вторым десятилетием XIX в. (не ранее 1812 г.) [16. N 2]. Авторского заглавия текст не имеет и начинается со ссылок на сочинения, в которых обсуждается вопрос о времени и обстоятельствах появления антихриста. На первом месте назван широко распространенный в древнерусской книжности XII-XVII вв. сборник постоянного состава "Златоструй", содержащий толкование об Антихристе, "како приидет, родится и воцарится, и прельстит языки, и соберет воинство страшное себе в жертву и на Исуса Христа Сына Божия". Далее следует указание на книгу "Щит веры"9 и, наконец, на Откровение Иоанна Богослова, где повествуется о борьбе Церкви с духом антихристовым. Таким образом, автор обозначил круг чтения и источников, которыми воспользовался при написании своего сочинения.

Через призму средневековой богословско-историософской традиции автор пытается осмыслить современные ему события. В нашествии Наполеона на Россию он видит осуществление пророчества из Апокалипсиса, где Христос предрекает борьбу с Антихристом: "Антихрист, титин преисподний, а явится на земли по времени своему на осмый век и нарицая себя четвероипостасна имя разных ти-


9 Под названием "Щит веры" известны сборник, составленный в конце XVII в. книжниками-грекофилами [19. N 1570], и книга, приписываемая поморскому писателю второй половины XVIII в. Тимофею Андрееву (список XIX в.) [23. Л. 603 - 741]. Оба сочинения содержат разделы, посвященные эсхатологическим проблемам.

стр. 47

ран: по еврейскии Аввадон, по еллиньский Аполлион, а по греческий Бонапарт, а по словенскии и российскии Антихрист" [16. N 2. Л. 2]. Произойдет, таким образом, пришествие антихриста в облике Наполеона Бонапарта. Автор доказывает эту мысль, используя созвучие имен "Наполеон" и "Аполлион". Согласно Откровению Иоанна Богослова, "Аполлион" есть "ангел бездны" - губитель (греч.  - губить, уничтожать): "имя ему по-еврейски Авадон, а по-гречески Аполлион" (Откр 9:10 - 11). Мы уже отмечали, какое впечатление произвел на коллективное сознание синодальный "манифест" 1806 г. И если даже дворянин, офицер, о котором вспоминал И. Т. Радожицкий, пустился в сопоставление библейских текстов с именем "императора французов" для доказательства его антихристовой сущности, то старообрядцы с их знанием Апокалипсиса и склонностью искать в Священном Писании тайный смысл, легко оперируя с этой целью формой слов, тем более не могли пройти мимо созвучного имени Наполеона определения "Аполлион".

Демонстрируя "филологическую эрудицию", автор сказания обращается к авторитету священных языков, и для того, чтобы изобразить четырехипостасную сущность антихриста, он апеллирует, кроме древнееврейского и церковнославянского ("словенороссийского") языков, к "еллинскому" и "греческому", трактуя их как разные языки. Имя Наполеона окружается апокалиптическими именованиями, такими, как: Авадон (определение, использованное и Г. Р. Державиным в "Гимне лиро-эпическом на прогнание Французов из Москвы"), а также "титин преисподний". Уже в Средневековье высказывалось мнение, что имя антихриста будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Святой Ипполит Римский, чей трактат "О Христе и антихристе" был хорошо известен в старообрядческой среде, указывал в качестве возможных несколько имен, в том числе и(в греческом языке буквы алфавита также означают и числа) [9. С. 563].

Это греческое слово употреблялось в писаниях старообрядцев в форме "Теітан" (т = 300, е = 5, i = 10, т = 300, а = 1, н = 50) [18. С. 306] или "Титин" (т = 300, и = 8, т = 300, и = 8, н = 50): "титин еже есть преисподний бес" (см.: "О скверном имени антихристове" [24. Л. 167]; "Слово о последнем отступлении и о Антихристе истолковано на Ипполита, папу Римского, и Ефрема Сирина [16. N 18. Л. 88]). Сумма числового значения букв в обоих словах равняется "числу зверя" - 666. Автор сказания о Наполеоне, ссылаясь на Апокалипсис (Откр 13:18) и толкование Ипполита, папу Римского, упоминает о "печати антихристовой: печать бо его 666". Собственное имя антихриста не открыто и неизвестно, ибо оно "недостойно быть возвещенным от Духа Святого" [9. Л. 562]. Таинственное число есть уже само по себе его собственное имя.

На эсхатологические построения старообрядцев, как известно, заметное влияние оказали сочинения немецкого протестантского писателя-мистика Иоганна Генриха Юнга-Штиллинга (1740 - 1817), который под влиянием революционных событий во Франции высказал мысль о скором конце мира и грядущей схватке с антихристом (см. [25. С. 809]). В войнах Наполеона он видел антихристов поход с Запада на Восток. Этот автор пользовался большой популярностью в России, ему благоволил император Александр I, который неоднократно встречался и беседовал с ним летом 1814 г. (см. [26. С. 321 - 323]). На сочинения Юнга-Штиллинга обратили внимание "мистики" александровой эпохи, они перевели его труды, которые получили широкое распространение и в России, - это толкование на Апокалипсис "Победная повесть, или Торжество веры христианской" (рус. пер.: СПб., 1815) и "Угроз Световостоков" (рус. пер.: СПб., 1806 - 1815). По мысли Юнга-Штиллинга, "выступивший в рационалистической и материалистической Франции антихрист будет распространять свое господство и далее, после захвата власти антихристом христиане должны бежать в Россию и на Ближний Восток, но до этого нужно бороться с натиском антихриста с запада, поэтому борьба европейских народов про-

стр. 48

тив Наполеона истолковывалась им как освободительная против антихристовой силы" [27. С. 571].

Идеи Юнга-Штиллинга о том, что события во Франции знаменуют наступление конца света, а Наполеон есть последний антихрист, произвели сильное впечатление на старообрядцев-беспоповцев и сохранили свое значение в их среде вплоть до 80-х годов XIX ст. (см. [28. С. 578 - 579]).

Опираясь на сочинения протестантского мистика, старообрядческий писатель, свидетель событий Отечественной войны, Яков Васильевич Холин (ум. 1820 г.) доказывал, что в имени Наполеона (в форме Наполеонтій) содержится звериное число 666. Другой писатель того же, федосеевского, согласия Сергей Семенович Гнусин, специально разрабатывавший учение об антихристе, также стремился убедить своих читателей в том, что Наполеон - антихрист, поскольку его отличает неутомимая жажда к самовластию, являющаяся проявлением вольнодумства; слово же "вольнодум" заключает в себе, по подсчетам Гнусина, число 666 (2+70+30+50+70+4+400+40=666) (см. [25. С. 810]).

Заметим, что не только народные писатели староверия занимались подобными вычислениями. Известно, что уже в первые дни вторжения Наполеона в Россию доктор философии, профессор экзегетики и восточных языков Дерптского университета Вильгельм Фридрих Гецель направил на имя военного министра и главнокомандующего 1-й Западной армии М. Б. Барклая-де-Толли письмо, в котором привел "каббалистическое изъяснение" того места из Апокалипсиса (Откр 13:18), где говорится о "зверином числе" (666) как доказательстве антихристовой сущности Наполеона. По приказу Барклая-де-Толли письмо В. Ф. Гецеля рассылалось полковым священникам для их проповеднической практики в целях идеологического обоснования военных действий как народной священной войны и для воспитания у солдат антинаполеоновских настроений, дабы "вселить в Императорское Российское воинство то уверение, что оно провидением избрано к прекращению в нынешнем 1812 году тех бедствий, кои Наполеон навлек на всю Европу"10.

Столь грандиозная и страшная фигура, вселявшая ужас, вызвала вспышку эсхатологических настроений. В сочинениях старообрядцев Наполеон продолжает ряд правителей-антихристов, и такое определение дано ему как врагу веры, всех истинных христиан и как завоевателю. Если Наполеон - враг веры, то войско его - язычники. Рассказ о завоеваниях императора автор сказания о Наполеоне накладывает на апокалиптическую концепцию конца времен, приписывая свои слова для придания им авторитетности евангелисту Иоанну Богослову, от лица которого сообщает следующее:

"Во-первых, получит сан, во-вторых, - королевство, в-третиих, подвергая всех под свой титул, и пустит огнь неугасимый и пролиет кровь, яко воду, и Римскую столицию похитит, и власть римскую, и корону возмет на себя; в-четвертых, потом принудит признати его подъкрылием южной столицы и приневолены будут страхом и ужасом и кровопролитием в жертву Богу и в жертву Аввадону. Егда же приимет титул от южнаго царства и столицы, тогда многие страны и земли покорятся ему [...] и прославится царем южным" [16. N 2. Л. 3 - 3об.].

В упоминании о похищении "Римской столицы" слышатся явные отзвуки столь популярной среди старообрядцев историософской концепции начала XVI в. "Москва - Третий Рим". Первым этапом захвата мира силами зла они считали падение Рима после тысячелетнего господства христианства (Откр 20:4 - 6). Следующим этапом распространения власти антихриста рассматривали Брестскую унию, о которой в тексте говорится иносказательно как о подчинении Авадону "подкрылия южной столицы". Под "южной столицей" и "южным царством" явно имеются в


10 Письмо неоднократно приводилось в научной литературе; цит. по публикации архивного документа: [29. С. 307].

стр. 49

виду Москва и Россия. Такое истолкование реалий подтверждается текстом другого старообрядческого произведения, написанного во время царствования Николая I, где сказано: "[...] возмется Царьград южным царем Европы Российским, а южное звание имеет сего ради, что на юге обладают наши цари" [17. N 223. Л. 39об. -40]. И наконец, третьим этапом на пути антихриста к всемирному господству - теперь это уже Наполеон - станет покорение им "многих стран и земель", в числе которых будет и "южная столица", где он провозгласит себя "царем южным", т.е. российским правителем. Примечательно, что старообрядческий автор намеренно не приводит названия российской столицы, по-видимому, не только потому, что в момент написания сказания ею являлся Санкт-Петербург, находящийся в северной части страны, но прежде всего потому, что староверы живут прошлым, историей, эсхатологией и концепцией "Москва - Третий Рим" -таково еще одно подтверждение средневековой природы изучаемого текста.

После падения "южной столицы", т.е. Москвы, "южный царь", т.е. русский царь размышляет в скорбной печали о том, как победить завоевателя. В поисках ответа на вопрошание царя "духовные чины", т.е. священники, обратятся ко многим книгам и, наконец, в "Гронографе" (Хронографе) обретут предсказание о грядущих наполеоновских войнах и о том, как одолеть завоевателя. Для вящей убедительности используется прием псевдодокументации: указан даже номер главы и листа книги ("в главе 241-й, на листе полном 1384-м"), на котором будто бы изложено сие пророчество:

"Написано в ней, яко воздвигнет Наполион кровопролитие войны свирепо и гордостно, и никакие силы его одолети не возмогут, точию догонит его войско Моисеово, сиречь казаки, и рать брадатых со крестами, сиречь стрельцы благоверные [...] и расвирепеет тогда южный царь, и соберет полчища великия войнства и полчища великия казаков, полчища великия стрельцов, верных сынов Отечества, и будет тогда кровопролитие на многих местех верных сынов Отечества жертва Богу, а язычников наполионовых в жертву дияволу. И будет между ими сеча месяца три и дней пять сряду в число щёта" [16. N 2. Л. 4 - 5].

Следует обратить, прежде всего, внимание на последовательное написание имени французского императора в форме "Наполион" (и соответственно определение: "наполионовых") - тем самым автор сказания намеренно приближает ее к имени ангела бездны из Апокалипсиса "Аполлион" (Откр 9:11). В деле спасения Отечества надежды возлагаются на "войско Моисеево": по представлению автора, это должны быть "казаки", а также "рать брадатых со крестами", т.е. "стрельцы". Называя "стрельцов", народный писатель вновь обращается к реалии XVII в. допетровской Руси.

Специально подчеркивается, что на защиту страны призываются все воины, "кроме бреемых", т.е. приверженцы старых обычаев и старой веры. Традиционно бороду носили всегда казаки донские и уральские11 в отличие от солдат регулярной армии. Уральские казаки в то время - полностью старообрядцы. В конце XVIII в. им было официально разрешено придерживаться старой веры. По-видимому, уральских казаков прежде всего имеет в виду автор сказания12. Заметно, что


11 Есть любопытное свидетельство, что П. М. Назаров, командир 4-го Уральского казачьего полка, участвовавший в русско-турецкой войне в 1810 - 1812 гг., затем в Отечественной войне 1812 г., пользовался большим уважением среди уральских казаков (не будучи по рождению уральским казаком) из-за своей приверженности старой вере. Лишь однажды, в 1824 г., во время визита Александра I в Оренбург он был вынужден сбрить бороду. Цесаревич Александр Николаевич после встречи с ним в 1837 г. написал отцу: "[...] бывший атаман генерал-майор Назаров, старик в генеральском мундире и в бороде, закоренелый раскольник [...]" (см. [30]).

12 Урал был крупнейшим местом проживания староверов, здесь представлены разные толки и секты старообрядчества. Мы полагаем, что, по-видимому, не случайно, рукописный сборник с одним из списков "Сказания о Наполеоне-антихристе" сохранился на Урале, в рукописном собрании Уральского гос. университета (ЛАИ). Не исключено, что автор сказания и сам родом с Урала.

стр. 50

для него по-прежнему чувствительным является вопрос о брадобритии, которое было введено специальными указами Петра I и рассматривалось староверами как форма религиозного притеснения13. Возвращаясь в другом месте сказания к описанию состава воинства русского императора, автор вновь отметит, что оно будет состоять из "душ, кроме бреемых", и добавит - "от рождения лет шестидесяти пяти" [16. N 2. Л. 6]. Это будет единение умудренных старцев, сильных своей верой и особенно почитаемых среди уральских казаков как духовные руководители. Для выражения идеи мощи освободительной армии автор применяет фольклорные формулы с кумулятивным эффектом (повтором) и использованием сакральной семерки. Для организации сопротивления Наполеону "соберут из седьми градов во един град, из седми сел во едино село, из седьми деревень во едину деревню и пропрут его, и поженут, и вся державы его низвержены будут, и законная столиция исправится от крови законныя" [16. N 2. Л. 5].

По словам автора сказания, "восхищенную" Наполеоном корону "испровергнут", сам же "он, преокаянный, не обрящет себе Отечества, веры и свободы, и изменит лице свое, яко ефиоп, и опишет себя погребенным [...] а въместо его казнен будет его союзник, котораго он при себе имел единомысленна и вместо себя обещал ему престол. И тако той и умер. И получит престол во аде, а Наполион жив будет, точию звание его умрет" [16. N 2. Л. 5об. -6].

Наполеон исчез, непонятно, где находится, но ему еще предстоит сыграть свою роль в сказании. Приведенное описание наводит на мысль, не создано ли это сочинение уже после взятия Парижа, окончательного отречения Наполеона от престола (в 1815 г.) и ссылки его в 1815 г. на остров Святой Елены? И не является ли оно отражением широко распространенного предания о якобы имевшем место бегстве императора из этого плена? Подобные слухи еще долгое время будоражили общественное сознание как во Франции, так и в России. Их запечатлел, в частности, Гоголь, описывая в "Мертвых душах", как "вскоре после достославного изгнания французов" весь грамотный и даже неграмотный люд сделались "на целые восемь лет заклятыми политиками", газеты зачитывались до дыр и "вместо вопросов: "Почем, батюшка, продали мерку овса? как воспользовались вчерашней порошей?" говорили: "А что пишут в газетах, не выпустили ли опять Наполеона из острова?"" [32. С. 206].

Сюжет об исчезновении Наполеона оказался очень удобен для автора сказания, позволив связать эсхатологические представления с хилиастическими и отсрочить таким образом наступление конца света на неопределенное время. Ибо, согласно православной доктрине, известно, что царство антихриста продолжится три с половиной года, после чего ожидается второе пришествие Христа, Страшный суд и установление "царства Божьего на земле". Если время наступления царства антихриста на земле известно, следовательно, может быть установлена и дата второго пришествия Христа. Однако то и другое - божественная тайна: "О дни же том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец мой един" (Мф 24:36).

После того, как автор сказания временно вывел Наполеона из действия, описываются дальнейшие военные события: "Посем возвеселится царь южный и прославится во бранех крепостию и силою, яко Константин храбрый, Александр Невский, и соберет полчища сильная от всех язык рода земнаго". Под знамена "южнаго царя", т.е. русского государя соберется объединенное воинство всех народов, и займут они многие земли. Перечень завоеванных земель выдает полуфантастические представления автора о географии и истории, мифологическое переплетается с реальностью. Названы загадочные "Пригоньския берега", "Еле-


13 О важности данного вопроса для старообрядцев свидетельствует, например, состав рукописного сборника XIX в., в котором сочинение "Титин" ("О случаях последнего времени...") старообрядца филипповского согласия Ивана Алексеева объединено с текстами указов Петра I, касающимися "бородачей" и старообрядцев ("раскольников"), см. [31. С. 186 - 187].

стр. 51

онския острова". В упоминании о покорении "Аммалика", одного из древних в мусульманской мифологии народов, всплывают библейские реминисценции об амаликитянах как о народе-угнетателе и, в конечном счете, как о побежденном враге. Вместе с тем взятие Измаила - это реалия недавних войн с Турцией. Присутствие "истребленной Хивинции" объясняется не только тем, что Хивинское ханство, как и "Аммалик", - знак мусульманского мира, но и историческими обстоятельствами: мечтой об уничтожении этого ханства, на которое, находясь с ним в близком соседстве, яицкие (уральские) казаки неоднократно совершали походы и сами подвергались набегам со стороны хивинцев. Сказанное еще раз указывает на возможное происхождение текста из среды уральских старообрядцев.

Рассказ о взятии Константинополя образует в сказании отдельный сюжет, в котором причудливо переплетаются библейские образы и исторические персонажи: Царьград будет взят тремя царями, которые сразятся между собой, и в результате междоусобной брани останется только "един царь по всей вселенней, единой Европы именем Константин, будет царьствовать Сенат и генералы его и распорядит столицу Цереградскую, во все места определены будут губернаторы", сам же Константин пойдет со своими советниками и генералами в церковь святой Софии, где хранится "корона и престол царя Константина Перваго, и возложат на главу его корону и порфиру ту царскую, меч и державу его в руце да будут. И будет царствовать три месяца и пят(ь)надесять дней" [16. N 2. Л. 7 - 8]. Несколькими строками ниже автор подтверждает, что "возмется Царьград южным царем Европы Российской" [16. N 2. Л. 8]. В другом сочинении об антихристе, начинающемся словами "Выписано из многих книг на последнее время и о последних царях...", приведена выразительная лапидарная формула: "Констянтин сей град соградил Констянтян, у Констянтина отбили и паки Констянтином и взят будет. От сего разумеется, что нашим царем Констянтином взят будет Царьград. Библия греческая: возмется Царьград южным царем Европы Российским" [17. N 223. Л. 39 - 39об.].

В царе-освободителе Константине просматривается фигура великого князя, первого в очереди наследника российского престола - Константина Павловича, который изображен как преемник первого византийского императора Константина I Великого. Аллюзийный образ может получить свое объяснение в контексте так называемого Греческого проекта, обсуждавшегося в высших сферах российского общества и имевшего своей целью воссоздание в Юго-Восточной Европе государственности христианских народов и осуществление давней мечты православного славянства вернуть крест на святую Софию в Константинополе. Вдохновленный эллинофильством эпохи Просвещения проект был своего рода заявкой на византийское наследство. О своих геополитических планах в этом направлении Екатерина II недвусмысленно поведала в связи с рождением второго внука (27 апреля 1779 г.), которому она дала не встречавшееся ни в династии Рюриковичей, ни в династии Романовых, но распространенное у византийских императоров имя - Константин. "В честь его рождения была отчеканена специальная медаль с изображением Софийского храма в Константинополе" [33. С. 211]14. Царевича воспитывали как наследника престола возрождаемой Византийской империи (см. [35. С. 140]), и "предназначение его как императора будущей Греческой империи было предано широкой огласке" [33. С. 212].

В сказании предрекается недолгое царствование Константина, которого якобы предаст не названный по имени "верный его генерал" и "повелит убити его, идеже прежняго Константина Палеолога убили15, тако же и сего убиют" [16. N2.


14 Новорожденному внуку Екатерины поэты посвящали стихи, предсказывая ему великое будущее. Известный одописец Василий Петров приветствовал рождение Константина словами: "Гроза и ужас чалмоносцев, великий Константин рожден..." [33. С. 212]. См. также [34. С. 213 - 215].

15 Последний византийский император Константин XII Палеолог погиб 29 мая 1453 г. при взятии Константинополя турками.

стр. 52

Л. 8об.]. Жители Царьграда и все воиньство станут "просити у Бога, кого бы себе царя избрати". Голос, звучащий из небесной высоты, велит идти им в церковь святой Софии: "обрящете под престолом царя Михаила израильскаго спяща, и возведите его на престол, и облеките его в порфиру царьскую, и возложите на главу его корону, и дадите в руку его скипетр и державу" [16. N 2. Л. 9 - 9об.]. Вновь возникает аллюзийный образ. Фигура "царя Михаила израильского", преемника Константина, оказывается ассоциативно связана с другим наследником русского престола- великим князем Михаилом Павловичем. Аллегорическое прочтение оправдано самой природой текста, выдержанного в традициях средневекового символизма. Не случайным представляется и присутствие в тексте фигуры Александра Невского - героя, соименного императору Александру I.

Образ царя Михаила, в правление которого процвела "вера християнская", навеян автору сказания строками Апокалипсиса о низвержении архангелом Михаилом дракона-дьявола (сатаны) (Откр 12:7 - 11) и пророчеством Даниила о Михаиле, "князе великом", поборнике Израиля, и, следовательно, Церкви, который "восстанет" под конец времен, "в дни великой скорби" (Дан 12:1). Через "мало время" люди перестанут повиноваться законам Божьим и царским указам и предадутся грехам, губящим род человеческий. Царь Михаил возопит со слезами к Богу, прося не оставить его на погибель вместе с таким народом. Услышав его молитву, Господь заберет его в царство небесное, и Михаил будет причтен к царям благоверным и праведным, чтобы "царствовати вечно, а тело его погребено будет аггелом же" [16. N 2. Л. 11 - 11об.].

Вновь жители Царьграда останутся без "державы царския" и "пойдут избирати себе из самих себя царя". И тогда они снова услышат "глас", но теперь уже не из небес, а из бездны, обещающий послать им царя "именем Аввадон". Здесь в повествовании вновь возникает Наполеон: "царь Аввадон, по еллинский Аполион, по греческии Бонапартей16, а по словенский и российский Антихрист" [16. N 2. Л. 12об.].

Появление Наполеона воспринимается через призму Апокалипсиса, где сказано, что сорок два месяца антихрист будет царствовать над землей и преследовать святых: "И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца" (Откр 13:5). Наполеон явится по пророчеству Иоанна Богослова "во свое время", "на 1266 дней, сиречь месяцов 42 царства его на престолех церьковьных. Тогда уже жертвы не будет и приношения, и олтари испровергнутся, и короны царьския17 не будет на земли уже". Приведен также эсхатологический "портрет" Наполеона, составленный из определений, относящихся к дьявольским силам: "И у него, яко от змия скорпиева, огнешарной и крылатой из уст его пламень, из ноздрей искры, из ушей дым, а на самом одеяние окровавлено кровию разных земель от пролития крови [...] и оружие его ни от камене, ни от древа, ни от булата, ни от злата и сребра, но огнепалительное самодейственное диявольским произволением" [16. N 2. Л. 12об. -13] (ср.: Откр 9:10, 17).

Прежде чем переместиться в Иерусалим, где, согласно Апокалипсису, и должно состояться под конец времен явление антихриста, "царь Аввадон", он же - "Аполион", он же - "Бонапартей", он же - "антихрист", сокрушит "Цареградскую державу", приступит "вельми страшно и ужасно, яко потрясет всю Землю, и от того страху константинопольское войско падет", а также займет "Иерусалимскую Палестину".

Далее сказание возвращается к традиционной эсхатологической схеме. Как и в Апокалипсисе, являются знамения пришествия Христа, чему предшествует описание торжества Антихриста, соблазняющего людей ложным чудотворением


16 П. А. Вяземский зафиксировал бытовавшую в народной среде форму "Бонапартий", см. [36].

17 В ркп. царькия.

стр. 53

и требующего от них уверовать в него как в Бога. К христианам, не принявшим "богомерской печати" антихриста, Господь обратится с призывом, содержание которого полностью отвечает идеологии одного из толков старообрядчества -страннического согласия (бегуны): "Раби мои верные и истинные православные християне, претерпевайте, стойте в вере, а не отметайтеся, а не могущие терпети мук - бегите и убегайте в горы и в вертепы мои святые, и в разселины земные, и умирайте за крест и за молитву Исусову, и за веру Христову" [16. N 2. Л. 17об.]. Разворачиваются события последней брани. Ангелы Господни "страшным оружием" победят антихриста и ввергнут его в огненную реку. В конце истории - эсхатология: Страшный суд.

Таким образом, в старообрядческой среде возник свой вариант антинаполеоновского мифа, представленный целостным произведением, включившим образ Наполеона-антихриста в детально разработанную эсхатологическую концепцию. Учение об антихристе получило широкое распространение у старообрядцев-беспоповцев, соединивших историософию с эсхатологией, наиболее же радикальные формы апокалиптика приняла у бегунов (см. [14. С. 38]. О "нашествии Бунапарта Францы на Россию" [17. N 256. Л. 188] говорится, кроме изучаемого сказания, и в других сочинениях народных писателей староверия (см., например, [17. N 223. Л. 1 - 46]. В некоторых из них мифологизированный образ Наполеона временно отвлек внимание авторов от теории, согласно которой правящий российский император есть воплощение антихриста. Роль эта целиком передана Наполеону как воплощению последнего антихриста.

Такое представление удерживалось, как мы уже отметили, и в просвещенных кругах общества. В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов, представитель аристократии, вычисляет имя и титул императора Наполеона, и, подгоняя буквы, получает искомую сумму 666- "число зверя" [37. С. 84 - 85]. Н. В. Гоголь проницательно подметил существование двух типов восприятия Наполеона в русском обществе: народного, сформированного библейской и средневековой традицией апокалиптики, и, так сказать, "просвещенного", связанного с "мистицизмом" александровской эпохи. Гоголь иронизирует и над тем, и над другим. В "Мертвых душах" некий пророк, явившийся "неизвестно откуда, в лаптях и нагольном тулупе, страшно отзывавшемся тухлой рыбой", совершенно смутил купцов известием о том, что "Наполеон есть антихрист и держится на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями, но после разорвет цепь и овладеет всем миром. Пророк за предсказание попал, как следует, в острог", и затем "долго еще, во время даже самых прибыточных сделок, купцы, отправляясь в трактир запивать их чаем, поговаривали об антихристе". То, что Гоголь явно подшучивает, иронизирует по поводу описываемой ситуации, выдает и внешний вид прорицателя, и намеренно каламбурная рифма - "пророк/острог", снижающая образ вестника с его пророчествами, излагаемыми в стиле фольклорного сказа ("держится на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями"). Вполне возможно, что, рисуя образ этого "пророка", Гоголь имел в виду в том числе и старообрядцев, у которых в ходу были средневековые, вполне фантастические сочинения об антихристе. Вместе с тем, как отмечает Гоголь, "многие из чиновников и благородного дворянства тоже невольно подумывали об этом и, зараженные мистицизмом, который, как известно, был тогда в большой моде, видели в каждой букве, из которых было составлено слово Наполеон, какое-то особенное значение; многие открыли даже в нем апокалипсические цифры" [32. С. 206 - 207]. Над вошедшим в моду мистицизмом, характерным для духовного облика людей александровской эпохи, Гоголь смеется так же, как и над откровениями "пророка".

Однако сказание безымянного старообрядческого книжника, выразившее эсхатологические настроения и чаяния части общества в период наполеоновских за-

стр. 54

воеваний, не было забыто: Крымская война и другой Наполеон (III) возродили к нему интерес [38. С. 30, 48 (N 25)].

Сказание о Наполеоне-антихристе анонимного старообрядческого автора публикуется в Приложении по рукописи из Костромского собрания РГБ, ф. 833, N 2. Рукопись без переплета (тетради скреплены друг с другом нитками), форматом в 4°, размер 21,7x17,8 см. Голубая бумага русского производства. В рукописи 18 листов, пронумерованы буквенной цифирью на нижнем поле; края листов по боковому полю загнуты и потрепаны; листы 16 и 18 подклеены поздней бумагой (на л. 6об. на боковом поле синим карандашом написан адрес: "Рабочая ул., дом N 24, кв. 1"). Почерк - полуустав. Инициалы и заглавия выполнены киноварью. Бумага с филигранью: Pro Patria, белая дата "1812" (см. Л. 8, 12) - типа [39. С. 25]. Рукопись приобретена участником археографической экспедиции 1978 г. Ю. Д. Рыковым в с. Чернопенье Костромского района Костромской области у Р. И. Титовой; поступление N72/19 - 1978 г. В "Описании" рукопись датируется временем "не позднее 1821 г. (бумага 1819 г.)", см. [40. С. 175].

При передаче текста титла раскрываются, выносные буквы вводятся в строку, буква ъ на конце слов не воспроизводится. Отсутствующие в современном алфавите буквы заменяются принятым образом:  передаются буквой и, омега  -буквой о, ук  - буквой у, шта  - буквой щ, ять  - буквой е, юс малый  и йотированное а  - буквой я, кси  - буквами кси, пси  - буквами пс, ижица- буквой и или в. Цифирь, выполненная буквами кириллической азбуки, передается арабскими цифрами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубровин Н. Ф. Наполеон I в современном ему русском обществе и в русской литературе // Русский вестник. 1895.

2. Грунский А. К. Наполеон I в русской художественной литературе // Русский филологический вестник. Варшава, 1898. Т. 40.

3. Sorokine D. Napoleon dans la litterature rasse. Paris, 1974.

4. Наринский М. М. Наполеон в современной ему российской публицистике и литературе // История СССР. 1990. N1.

5. Гуминский В. М. Чичиков и Гоголь // Литература, культура и фольклор славянских народов. XIII Международный съезд славистов (Любляна, август 2003). М., 2002.

6. Вольперт Л. И. Пушкинская Франция. СПб., 2007.

7. РНБ. Ф. 833. Костромское собрание. N 2.

8. Полное собрание законов Российской империи с 1619 года. СПб., 1830. Т. 29. 1806 -1807.

9. Священник Владимир Шмалий. Антихрист // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2.

10. Глинка Ф. Н. Письма к другу. М., 1990.

11. [Радожицкий И. Т.] Походные записки артиллериста. С 1812 по 1816 год. Артиллерии подполковника И... Р... Часть 1. 1812-й год. Война в России. М., 1835.

12. Сочинения Державина / С объяснит. примеч. Я. Грота. М., 1866.

13. Покровский Н. Н. Предисловие // Духовная литература староверов Востока России XVIII-XIX вв. / Отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск, 1999 (серия "История Сибири. Первоисточники". Вып. 9).

14. Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988.

15. ГИМ. Синодальное собр., грамота, N 1611. Свиток-столбец.

16. РГБ. Ф. 833. Костромское собр.

17. РГБ. Ф. 17. Собр. Е. В. Барсова. N 256.

18. Сочинения инока Евфимия: тексты и комментарии / Сост., подг. текстов А. И. Мальцева / Отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск, 2003.

19. РГБ. Ф. 98. Собр. Е. Е. Егорова.

20. Тихонравов Н. С. Русские драматические произведения 1672 - 1725 годов. СПб., 1874.

21. Brogi Bercoff G. Mazepa, lo zar e il diavolo. Un inedito di Stefan Javorskij // Russica Romana. 2000. Vol. 7.

22. Никольский К. Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста. Историческое исследование о чине православия. СПб., 1879.

23. РГБ. Ф. 178. Собр. Музейное. N 4129.

24. ГИМ. Собр. А. И. Хлудова. N 307.

стр. 55

25. Наполеон и старообрядцы // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1912. N 34. (Статья без подписи).

26. Шильдер Н. К. Император Александр Первый. Его жизнь и царствование. СПб., 1905. Т. 3.

27. Э. П. П. Антихрист // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2.

28. Агеева Е. А. Антихрист // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2.

29. Мельникова Л. В. Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн. М., 2007.

30. URL: http://wiki-linki.ru/Citates/184038.

31. Рыков Ю. Д. Неизвестный старообрядческий писатель XIX в. Петр Юродивый и его эсхатологические сочинения // Старообрядчество в России: (XVII-XX века). М., 1999.

32. Гоголь Н. В. Поли. собр. соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1951. Т. 6. Мертвые души. Т. 1.

33. Арш Г. Л. Предыстория греческого проекта // Век Екатерины II. Дела Балканские. М., 2000.

34. Виноградов В. Н. Самое знаменитое в истории личное письмо // Век Екатерины II. Дела Балканские. М., 2000.

35. Виноградов В. Н. Екатерина II и прорыв на Балканы // История Балкан: Век восемнадцатый / Под ред. В. Н. Виноградова. М., 2004.

36. Вяземский П. А. Поли. собр. соч. СПб., 1883. Т. 8. С. 255 ("Старая записная книжка").

37. Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22-х т. М., 1980. Т. 6.

38. Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции. Каталог. М., 1995.

39. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX века. М., 1959.

40. Рукописи, пополнившие собрание единичных поступлений рукописных книг древней традиции // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1981. Вып. 42.

Приложение

<Сказание о Наполеоне-антихристе анонимного старообрядческого автора>

Книга греческая Златоструй, глава 39, толкование седмьдесятое: апостолов Христовых о Антихристе, како приидет, родится и воцарится, и прельстит языки, и соберет воинство страшное себе в жертву и на Исуса Христа Сына Божия. Лист 809.

А книга Щит веры, во главе 35, на листу 280-м толкование, в кое время и какими судьбами и како, с коею властию сатанинскою хощет простретися во всю вселенную и поколебати и истребити до конца и изгладити имя Исусово из сердец человеческих.

Внемли, благочестивый читателю, что пророк Еммануил, той сам Христос, своими пречистыми усты провозвещает на сие толкованием святым евангелистом Иоанном откровено во Апокалипсисе.

Первое. Апостолы и евангелисты проповедывали, какими судьбами Антихрист прославлен будет и воцарится, и вси языцы поверуют льсти его.

Ответ на сие пророка Еммануйла.

Той бо Господь сам Христос с нами Бог Исус Сын Божий и Дух Святый едино-начальный, единочестный и единопрестольный, в триех лицех имянуемый Отец и Сын и Святый Дух, почиваяй, рекл ко Иудеом: "Аз приидох во имя Отца моего и не приемаете мене. Аще ин приидет во имя свое, того примите. Антихрист, титин прейсподний, а явится на земли по времени своему на осмый век и нарицая себя четвероипостасна имя разных тиран: по еврейскии Аввадон, по еллиньский Аполлион, а по греческий Бонапарт, а по словенскии и российскии Антихрист. Много языки прельстит, и писание богохульное и закон мечтательный издаст, и веру християнскую истребит, и священники - но не до конца. Дар бо некоторый, дарованъный Духом Святым по чину Мельхиседекову, да не отимется и печать церьковная, аще имать всяк верующий во Христа, вознесет на рамо свое".

Толкование. На конец века будет и останется дар, сиречь обновление, дар Святаго Духа, молитва Исусова и крестное знамение, предание святых отец.

стр. 56

А Иоанн Богослов свидетельствует во Апокалипсисе и Ипполит святый, папа Римский, о печати антихристовой: печать бо его 666.

Толкование. Сию кто приимет въместо Христовои печати и в ней умрет и не покается, и не отвержется ея, то таковый осужден будет со Антихристом во ад ко отцу своему сатане прежде Суда Божия, а которыи человек свержет с себя той тиранн и титин преисподнии и исправится благочестивым священником, и потрет той титин преисподний, и покается о своих грехах, и тогда спасется.

Еще святии апостоли седмьдесят во 70 толкований вопрошают пророка Иоанна евангелиста Богослова, и во откровении ему Святаго Духа отвеща святый евангелист Иоанн, возлюбленный ученик и наперьстник Христов:

"Во-первых, получит сан, во-вторых, - королевство, в-третиих, подвергая всех под свой титул, и пустит огнь неугасимый и пролиет кровь, яко воду, и Римскую столицию похитит, и власть римскую, и корону возмет на себя; в-четвертых, потом принудит признати его подъкрылием южной столицы и приневолены будут страхом и ужасом и кровопролитием в жертву Богу и в жертву Аввадону. Егда же приимет титул от южнаго царства и столицы, тогда многие страны и земли покорятся ему. И умыслит льстивый, похитит столицу южнаго царства, и вознамерится поколебать святыню и святые мощи18, и соберет все орды безчисленныя и спровержется на время столица, и прославится царем южным. И тогда царь южный зело прискорбен в то время будет и возъплачется пред Богом с сокрушенным сердцем о рабех своих верных и о народе християнском, и вопросит тогда в печале духовных чинов от Божественнаго Писания, чем сего тиранна победит(ь)".

Они же по вопрошении его многия прочтут книги и обрящут в книге, глаголемой Гронографе, в главе 241-й, на листе полном 1384-м. Написано в ней, яко воздвигнет Наполион кровопролитие войны свирепо и гордостно, и никакие силы его одолети не возмогут, точию догонит его войско Моисеово, сиречь казаки, и рать брадатых со крестами, сиречь стрельцы благоверные. И тогда бо собрано их будет изо всех людей того царства от девяти десятаго, кроме бреемых. И призрит Господь Бог с высоты святыя своея, и расвирепеет тогда южный царь, и соберет полчища великия войнства и полчища великия казаков, полчища великия стрельцов, верных сынов Отечества, и будет тогда кропролитие на многих местех верных сынов Отечества жертва Богу, а язычников наполионовых в жертву дияволу. И будет между ими сеча месяца три и дней пять сряду в число щёта.

И тогда исполнится Исайя пророка слово. Соберут из седьми градов во един град из седми сел во едино село, из седьми деревень во едину деревню и пропрут его, и поженут, и вся державы его низвержены будут, и законная столиция исправится от крови законныя. И возведено будет по умолению святаго Василия, епископа Парийжскаго, воспросит у Бога и у пресвятага Вседержителя, и речет: "Пришло уже вере оскудение, граду истощение, уже и мне, дабы не впасти и не быть нетленному моему телу в нечистых руках и безбожных".

И тогда Господь услышит и приклонит ухо свое к молению его и19 пошлет милость и щедроты своя Южной Европы и испровергнут его восхищенную корону, загладят его незаконно полученное Отечество, но он, преокаянный, не обрящет себе Отечества, веры и свободы, и изменит лице свое, яко ефиоп, и опишет себя погребенным и потом уже из больших в самых малых сътанет служить, и никому же сведом будет в воинстве и великими заслугами поспешать, а въместо его казнен будет его союзник, котораго он при себе имел единомысленна и вместо себя обещал ему престол. И тако той и умер. И получит престол во аде, а Наполион жив будет, точию звание его умрет.


18 Испр., в ркп. святыми мощами

19 В ркп. далее и.

стр. 57

Посем возвеселится царь южный и прославится во бранех крепостию и силою, яко Константин храбрый, Александр Невский, и соберет полчища сильная от всех язык рода земнаго. И соберутся во едино воинство Европы южнаго императора, и собрано будет съчетом с душ от четырех пятой, кроме бреемых, от рождения лет шестидесяти пяти, и займут Пригоньския берега, Аравитския горы, Елеонския острова, Аравию и Измаила, и Аммалика покорят, и Хивиньцию въконец истребят, и поидут под Константин царев град.

Пророк Еммануил глаголет, и святыи апостол и евангелист Иоанн Богослов открывает третие и въторое горе истинным читателям: "Прямо открываю дни и времена, и приидут вси полчища разных язык во едином, и будет сеча и кровопролитие на земли и у града того, сеча их месяц пять и дней пять. И тогда покрыются поля телами разных родов, и возкипит земля кровию на четыредесять дней, и Царьград взят будет".

И тогда исполнится пророчество Исаино: шесть поль опустеют, а седьмое будет сеятся, и не воспоется ратай на ниве, и тогда возжелают седмь жен мужа единаго, и того не обрящут, и тогда упразднится девять церьквей, а десятая останется, и тогда дани будут тяжкия по сту рублей с души. А взят будет Царьград тремя царями, и будет между ими усобная брань о Цареграде. И выдут на поле брань творить друг с другом, и царь царя покорит, а силу побиют, и потом два царя промеж собою совокупятся, и царь царя побиет и силу покорит. И останется тогда един царь по всей вселенней, единой Европы именем Константин, будет царьствовать Сенат и генералы его, и распорядит столицу Цереградскую, во все места определены будут губернаторы, а губернатору и градоначальнику его верному генералу, коего он любить будет паче всех, он бо есть той не умер, но жив, и никтоже его знает, в воинстве искусен и тщателен, и вручит ему весь град, а сам поидет со всем царским сигклитом и с советьниками и генералами в церьковь святой Софии премудрости Божии, в коей хранится корона и престол царя Констаньтина Перваго, и возложат на главу его корону и порфиру ту царскую, меч и державу его в руце да будут. И будет царствовать три месяца и пят(ь)надесять дней.

И обрящет в книгах греческой библиотеке от Царств, 14 чтения, на греческом языке написано, яко возмется Царьград южным царем Европы Росийской и будет царствовать 3 месяца и 15 дней, и потом въскоре его царьство разрушится. Верныи бо его генерал предаст на смерть, а имени ему нет, умре бо пожив. В то бо время южный царь вознамерится идти во свое Отечество, а градоначальник повелит тогда за градом уготовать воинство за златыми вратами и повелит убити его, идеже прежняго Константина Палеолога убили, тако же и сего убиют.

И тогда исполнится слово пророка Иезекииля, и скуют оружия на орала, и штыки на серпы, и будет тишина во всей вселенней. И тогда жители Царяграда соберут ратных дров на седмь лет на протопление, и останется сила и град пуст, и не будет тогда в нем царя и князя, и тогда бо града того жители и все воиньство пойдут в церьковь святыя Софии Премудрости Божии и будут молитися со слезами и просити у Бога, кого бы себе царя избрати, и возложат на себя заповеди три дни ни ясти, ни пити. И посем выйдут на поле и за златыя врата, и воздежут руце свои на небо к Вышнему Богу, и возгласят20 велиим гласом и воплем: "Милостиве Господи, не остави нас сирых, посли на нас дар Святаго Духа твоего, назнаменай нам царя и князя".

И тогда будет глас слышан с высоты, глаголющь к людем: "Идите во град и внидите во святую церьковь Премудрости Божий Софии, и обрящете под престолом царя Михаила израильскаго спяща, и возведите его на престол, и облеките его в порфиру царьскую, и возложите на главу его корону, и дадите в руку его скипетр и державу".


20 Испр., в ркп. возглясят.

стр. 58

И тогда исполнится слово пророка Еммануйла: процветет крин церьковный посреде блата, и тогда еще процветет вера християнская на мало время, и закон постановят, и заповеди Христовы повелит хранити. И в то время войны не будет нигде, и подани и налоги малы будут. И жити начнут мирно и тихо, и пространно.

И тогда людие того града и всех стран законов Божиих не послушают и заповедей Христовых не сохранят и узаконениям и указам царьским не повинутся уже и станут жить скаредно и блудно. И виде царь тогда погибель рода человеча и яко проходят лета его вотще и дние его число лет его четыредесять и пять, индиктов малых три царствования его, и тогда пойдет на Фаворскую гору и воздежет руце свои крестообразно на небо, и возопиет гласом умиленным со слезами и речет:

"Многомилостиве Владыко Господи Исусе Христе Боже и человеколюбче, услыши молитву раба твоего, царя Михаила, от тебе, истиннаго Царя Небеснаго, избраннаго тобою, Создателем, елеом помазаннаго, Тобою, Превышним, сослана корона на земли чрез великаго архистратига архангела Михайла, Ты, благословивыи мя царем греческим християнския веры, и до конца повеле хранити ю. А ныне, всемилостиве Господи, род человечь стал жестокосерд и великохищен и истребителен вере Христове, и нарушителен, и закону Божию непослушлив, и указом царским не повинуются, заповеди твоя не хранят, вси людие въпали в гордост(ь), и в расхищение на сласти света сего злато и сребро, и убийства творят, и пияньства, и обьядения, и пирьшества, и блуды небрачныя, и содомы, а в родстве и греха себе не вменяют, а на исповедь и покаяние ко отцем духовным не приходят, и тако умирают на земли, а души их во ад идут. Господи, не остави мене погибнути с таковыми".

И тако помолится Господеви со слезами21, и сотворит поклонов 1500, и прострется на земли ниц. И услышит Господь молитву его, и пошлет архистратига Михаила. И тогда он снимет с него корону царьскую и душю из него вынет честно своими руками и послет ю со аггелом в царьство небесное, и причтен будет к царем благоверным и праведным царствовати вечно, а тело его погребено будет аггелом же.

И тогда исполнится Михея пророка слово, яко не обрящется тогда на земли проповедник, и будут в то время Царяграда жители без державы царския и пойдут избирати себе из самих себя царя. И будет тогда в них молва великая и кличь великий и после - тишина. И услышан будет глас из бездны, возгремевать станет всем во уши:

"Стойте, ждите, будет вам царь и Бог из двунадесяти колен, четыре царя еврейския, из тех бо четырех идин22 царь именем Аввадон, а о них бо в греческих книгах свидетельствуется, яко они гоги и магоги суть, черные жиды, в готовой земле выгнаны из Иерусалима царем Салманасаром, и разплодилась их тма тмущая. И закрыто тамо десницею Вышняго до своего времени, а во свое время он приидет по пророчеству святаго иевангелиста23 Иоанна Богослова на 1266 дней, сиречь месяцов 42 царства его на престолех церьковьных. Тогда уже жертвы не будет и приношения, и олтари испровергнутся, и короны царьския24 не будет на земли уже".

Еще съкажю ти, любезныи читателю, известно, каким образом из еврей будет царь Аввадон - из двадесяти четырех колен, напечатленных, и в них всех ухищрением царь Аввадон, по еллинский Аполион, по греческии Бонапартей, а по словенский и российский Антихрист. И все ему дасться действие сатанино и во область, яко Бога. И у него, яко от змия скорпиева, огнешарной и крылатой из уст его пламень, из ноздрей искры, из ушей дым, а на самом одеяние окровавлено кро-


21 В ркп. злезами.

22 Так в ркп.

23 Так в ркп.

24 В ркп. царькия.

стр. 59

вию разных земель от пролития крови. И ужасно человеку на него будет возрети и описати его мечты, и привидения, и оружие его ни от камене, ни от древа, ни от булата, ни от злата и сребра, но огнепалительное самодейственное диявольским произволением, а Божиим попущением за грехи наша. Тогда отимет Господь десницу свою пречистую и попустит на Цареградскую державу. И тогда наполнятся все страны поднебесныя, и Иерусалимскую Палестину займет. И обладает тогда царь Аввадон и приступит вельми страшно и ужасно, яко потрясет всю Землю, и от того страху константинопольское войско падет, и умрет третия часть войска, а он, преокаянный, своим нечистым духом по действу сатанину воскресит и во свою силу и волю приведет, и слуги его беси во образе аггелов вознесут его на аер, и пойдет по морю, аки по суху и соберет птицы во своя руки, и мертвых воскресит, и потом он, окаянный, возгласит гласом великим, яко в трубу, во услышание всем: "Въруйте ми вси, яко вам Бог и царь, и видите славу и чюдеса моя, и веруйте чюдесем моим".

И тогда вси людие возгласят великим гласом: "Ты еси царь и Бог наш, сотворивый чюдеса, познал еси в людех силу твою". Посем пойдет он и вси людие во град Иерусалим, идеже Христос претерпел вольное распятие и на том месте повелит устроити престол себе. И вси двадесять три царя еврейские оному четвертому поклонятся и вси языцы, и вси племена земная. И когда он воцарится, тогда небо будет медяно и земля железна, небо не дажд дождя, а земля плода, тогда бо исполнится пророчество Исаино, яко не пройдет облак дождевный всю вашю землю, или роса оросила бы лузи ваши, и древа масличныя увянут, море и реки изсохнут, и рыбы в морях изомрут. И тогда Антихрист пошлет во вся страны поднебесныя верных християн слуг своих, во все места, где бы не был, хлеб собирати на каждую душу по пяти шевелей. И на всех местех будут у магазейнов приставники с печатию чювственною с прописанием клейма тиранна на челе, де, на пупе, мол25, на правом плече, не, а на левом плече, аду сын сатанин, поклонят бо ся отцу сатане.

Тогда уже не возможет той человек руки своея крестообразно сложити или помянута имя Исусово, которой приимет печать его богомерскую, изъгладят бо из сердец своих по той скверной печати, второй, и не будет обращаемых к Богу истинному. А кто печать его не приимет, таковому тогда хлеба не дадут и помрет от гладу, а которые тако помрут и не восхощут прияти печать его скверную, то вящыне мучеников первых будут пред Богом, а котории приимут от него хлеб, тогда сыты будут три годы токмо, а на шесть месяцов, сиречь на полгода уже нигде хлеба не будет и недостанет.

Тогда бо исполнится последнее слово пророка Исаия. И не будет того храма еже бы не было мертвеца, и каждой поищет насытитися от древ бездушных, и мертвецы не будут погребаемы, тогда каждой насытится плоти искренняго своего, изомрут бо младенцы на лонех матерних, и матери помрут со младенцы своими. Тогда красота человеческая увянет, и коней борзых не будет, и вся лепота земная изменится, и вси тогда оставшийся люди Иерусалима приидут и возопиют гласом великим и воплем ко льстивому Аввадону и возвеличат его, яко Бога: "Ты еси, царю и Бог наш, творяй чюдеса, познал еси в людех силу твою. Создай нам хлеба, яко умираем вси от глада". Он же отвещает им: "Всю силу имею, а о хлебе сотворите силы не имам, но и сам гладом умру и во ад, ко отцу моему, сатане, пойду и тамо воскресну и вас с собою воскрешю, кои прияли печать мою вторую".

Посем будет туча велия и умножится и возъярится вся стихия, народ человеческии. И будет тогда страх велик и ужас неисповедим. И тогда людие от страха того побегнути восхотят, но и не имут, где скрытися или бежати нигдеже.


25 В ркп. мо с выносной буквой в виде черты: мои (?), мол (?).

стр. 60

Господь бо наш Исус Христос прежде утвердил всю подънебесную пророками и апостолами и учителями своими, и на конец, в последния дни века сего послет еще на землю трех пророков, кои възяти были во плоти, аки на небо, в рай, и сохранены быша милосердым Богом до последних дней. Имяна их сия: Илия Фезвитянин, Енох и Иоанн Богослов. И пойдут они тремя путями, во вся люди от востоку и до западу на утверждение человеком, кои еще не прияли его печати, и будут проповедывать всем языкам. Илия будет возвращать иудеов, иже в законе Моисееве, а Енох - поганых языков, а Иоанн Богослов - верных християн, кои прияли евангелие Христово, и будут вопить и проповедывать: "Не веруйте и не прелыцайтеся сему тиранну. Он бо есть льстец, он Антихрист, он от действа сатанина, он и сам осужден будет Духом Святым, он, льстивый, мечтательностию преводит горы с места на место, а не истинной". И тогда оны пророки прекрестят лице свое трижды крестным знамением по уставу святых отец и разрушат, и объявят его мечты и привидения.

Он же, окаянный, востанет, яко лев, в ярости своей, и убиет их за оное, яко разрушиша его мечтания силою крестною, и телеса их повержены будут на земли среди града Иерусалима и будут лежати три дни с половиной, а на четвертый день Господь наш Исус Христос воскресит гласом своим, и востанут живы, и пойдут по воздуху в вышний град Иерусалим.

И в те полчетверта дни вознесется сердцем не точию на человека, но и на Бога хулу возложит и воздвигнет лютое гонение и злое мучение на останки християн, которыя не приняли его богомерской печати. И будет им глас с небеси, глаголющ самим Господем: "Раби мои верные и истинные православные християне, претерпевайте, стойте в вере, а не отметайтеся, а не могущие терпети мук - бегите и убегайте в горы и в вертепы мои святые, и в разселины земные, и умирайте за крест и за молитву Исусову, и за веру Христову". И ради того Господь благовестит людем верным рабом своим, дабы не оскудел полк святых.

И посем Господь наш Исус Христос и Бог повелит аггелом грозным в трубу трубити и грозным оружием реяти и архистратигу Михайлу повелит убити его духом уст своих и всех единомысленных его. Посему воскипит кровь трех пророков Илии и Еноха и Иоанна Богослова и загорится огнем и пламенем, и возъгремит удоль плачевная из Давидова дому, и прострется к востоку и западу, и потечет река огненная шумом и тресъканием и искрами зельными. Тогда исполнится откровение святаго иевангелиста26 Иоанна Богослова, скончается осмая труба, и повелит Господь наш Исус Христос Сын Божий аггелам своим исполнити восемь труб от осми веков и вострубити ужасно и страшно, яко вся тварь страхом поколебается и преисподняя вострепещет.

И аггели Господни страшным оружием поженут Антихриста с единомысленниками его, кои прияли его богомерскую печать на рамо свое, и попрут, и поженут их в реку огненную прежде Суда Божия. И посем загорится вся земля. Посем страшный Суд Божий. Тому слава и держава во веки. Амин(ь).

(Л. 1 - 18)


26 Так в ркп.

Опубликовано на Порталусе 27 июля 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама