Рейтинг
Порталус


УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛЕДОКОЛ ДЛЯ АРКТИКИ

Дата публикации: 05 октября 2022
Автор(ы): Марина МАЛЫГИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) Наука в России, № 3, 30 июня 2013 Страницы 38-45
Номер публикации: №1664971024


Марина МАЛЫГИНА, (c)

Марина МАЛЫГИНА, журналист

В конце 2012 г. петербургская компания "Балтийский завод - судостроение" приступила к практической реализации проекта по созданию универсального атомного ледокола серии ЛК-60Я: на невской верфи начали плазменную резку металла для его корпуса. Это будет первый из трех атомоходов нового поколения, способных проводить сквозь льды танкеры водоизмещением до 70 тыс. т. Именно они в ближайшие 40 - 50 лет смогут обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. На приобретение высокотехнологичных транспортных средств в бюджет заказчика - "Атомфлота", входящего в структуру госкорпорации "Росатом", заложено свыше 90 млрд. руб.

Напомним, договор на строительство ледокола "Атомфлот" и Балтийский завод - единственное в стране предприятие, способное строить атомные гиганты мощностью 60 МВт без предварительных капитальных вложений, - подписали в августе 2012 г. По условиям контракта в ноябре этого года состоится его закладка на стапеле, а 3 декабря 2017 г. готовый корабль должен пришвартоваться к причалу в Мурманске. Эта дата возникла не случайно: именно в тот день в 1959 г. на север из Ленинграда прибыл первый в мире атомный ледокол "Ленин". Сегодня в состав флотилии, в 2008 г. переданной в ведение госкорпорации "Росатом", входят четыре атомохода серии "Арктика" ("Россия", "Советский Союз",

стр. 38

"Ямал" и "50 лет Победы"*), два мелкоосадочных - "Таймыр" и "Вайгач" - для обслуживания навигации в устьевых частях сибирских рек Обь и Енисей, а также пять плавучих технических баз обслуживания. Однако срок службы большинства ледовых богатырей к 2018 г. уже будет исчерпан и с 2016 г. их постепенно будут выводить из эксплуатации. На смену им и должны прийти суда нового класса.

СЕВЕР ОТКРЫВАЕТ ПЕРСПЕКТИВЫ

Впрочем, не только естественным "старением" отечественного ледокольного флота продиктована необходимость строительства кораблей серии ЛК-60Я (цифра обозначает мощность на валах в МВт, а буква "я" указывает на наличие ядерной энергетической установки). Они нужны для эффективного поддержания действующей в арктическом регионе главной судоходной магистрали страны - Северного морского пути (СМП) - уже в ближайшем будущем специалисты прогнозируют почти десятикратное увеличение его грузооборота.

Севморпуть начинается в Баренцевом море и идет вдоль берегов Сибири через Берингов пролив в страны Тихого океана. Транспортные суда в сопровождении ледоколов завозят в основные северные порты - Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси и Певек - технику, оборудование, энергоносители для крупнейших отечественных горно-металлургических и нефтегазодобывающих компаний ("Норильский никель", "Лукойл", "Роснефть"), а также вывозят их продукцию. Кроме того, по этой трассе проводят суда с промышленными товарами и продовольствием для жителей Красноярского края, Республики Саха (Якутия) и Чукотки.

Пока действующие ледоколы обеспечивают грузопотоки. Однако происходящее сейчас энергичное освоение арктических шельфовых месторождений нефти и газа** и увеличивающиеся в связи с этим потребности в транспортировке углеводородного сырья заметно повышают значение Севморпути. В 2008 г. в Печорском море ввели в эксплуатацию стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминал "Варандей" для экспорта нефти, добываемой "Лукойлом" в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (Архангельская область)***. Сырье (пока -7 млн. т в год, а в планах - все 12) перевозят в Мурманск небольшими танкерами-челноками, для чего в зимний период привлекают ледокольные суда. Компания "Газпром нефть шельф" начинает разработку Приразломного месторождения****. На шельфе Печорского моря в 60 км от поселка Варандей уже стоит ледостойкая добывающая платформа***** максимальной производительностью 6,6 млн. т нефти в


* См.: А. Чечуров. Рекордсмен среди атомных гигантов. - Наука в России, 2009, N 3 (прим. ред.).

** См.: Н. Богданов. Богатство российского шельфа. - Наука в России, 2003, N 4 (прим. ред.).

*** См.: М. Рощевский, Н. Ладанова. Академический центр в Коми. - Наука в России, 1999, N 4 (прим. ред.).

**** См.: Е. Велихов и др. Газ, нефть и лед. - Наука в России, 1994, N 3 (прим. ред.).

***** См.: М. Хализева. Арктический проект "Севмаша". - Наука в России, 2013, N 2 (прим. ред.).

стр. 39

Северный морской путь на географической карте.

год. Продукцию будут доставлять (не без помощи ледоколов) наливными судами на перегрузочные комплексы в незамерзающей части Баренцева моря.

Столичная "Транснефть" намерена построить в поселке Индига в Чешской губе Баренцева моря морской терминал для приема крупнотоннажных танкеров, обслуживающих нефтепровод "Северный", проложенный от Харьягинского месторождения (Ненецкий автономный округ) до мыса Святой Нос. С этого причала будут отправлять в порты Западной Европы от 12 до 24 млн. т сырья ежегодно.

Амбициозные планы по освоению природных богатств Арктики у фирмы "Печора СПГ" (Москва), обладающей лицензиями на разработку Кумжинского и Коровинского месторождений (дельта реки Печоры, в 65 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар). В ближайшие годы компания намерена затратить 4 млрд. дол. на строительство в районе мыса Большой Румяничный высокотехнологичного комплекса по сжижению природного газа (СПГ) производительностью 5 млн. т в год и морского порта для экспортной отгрузки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона газоконденсата (-2 млн. т). Эксплуатацию инфраструктурных объектов она начнет с 2015 г.

В 2012 - 2018 гг. фирма "Новатэк" (г. Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа), осваивающая газоконденсатное месторождение Южно-Тамбейское на полуострове Ямал, построит завод по сжижению газа объемом 15 - 18 млн. т в год. Для вывоза СПГ и конденсата (-2 млн. т ежегодно) в поселке Сабетта появится морской порт. И набирающие обороты проекты по добыче углеводородов требуют увеличения объемов проводок грузовых судов по Северному морскому пути.

НАВИГАЦИЯ В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ

Подчеркнем: возрастает не только национальное, но и международное значение СМ П. Он может стать достойной альтернативой грузоперевозкам между Северной, Северо-Западной Европой и Юго-Восточной Азией, осуществляемым через Суэцкий канал. Арктический маршрут привлекательнее конкурентного южного с экономической точки зрения: он почти на 40% короче. Например, чтобы попасть из Европы в Китай по Северному морскому пути, потребуется 25 дней и 625 т горючего, а рейс через Суэцкий канал растянется на 35 дней, при этом топлива будет потрачено на 250 т больше. Однако коммерчески жизнеспособной альтернативой СМП может стать только при увеличении продолжительности полярной навигации. И тут без ледоколов нового поколения не обойтись.

Между тем все больше стран уже сейчас открывают для себя преимущества судоходства в высоких широтах. В ноябре 2012 г. впервые в истории арктического мореплавания по трассам СМП прошел танкер "Ob

стр. 40

Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь через Суэцкий канал (красный).

river", зафрахтованный концерном "Газпром", на борту которого находилось -135 тыс. м3 сжиженного природного газа с норвежского месторождения Сневит (Snohvi - Белоснежка) для японских потребителей (Страна восходящего солнца увеличила долю применения газовой энергетики после аварии на АЭС "Фукусима-1" в марте 2011 г.).

В такое время года пускать суда шириной 45 м в арктическое плавание еще не рисковали. Однако уникальная операция стала возможной благодаря двум нашим атомоходам, обеспечивавшим ледовую проводку. "Ob river" двигался из Хаммерфеста (Норвегия) в порт Тобата (Япония). Ледокол "Вайгач" "взял" его в проливе Карские Ворота, далее в западной части пролива Вилькицкого, отделяющего полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля и соединяющего Карское море с морем Лаптевых, к каравану подошел ледокол "50 лет Победы". Два атомных "лоцмана" провели танкер от Карских Ворот до мыса Дежнёва в рекордно короткий срок - за 9 суток! Успешный рейс полностью подтвердил техническую и коммерческую пригодность СМП для международных перевозок сжиженного природного газа.

Всего же в летне-осеннюю навигацию 2012 г. ледоколы "Атомфлота" "конвоировали" по Северному морскому пути 46 судов и свыше 1 млн. т транзитного груза (для сравнения: в 2011 г. под проводкой атомоходов по трассе прошли 34 судна с 820 тыс. т грузов). Причем движение с Востока на Запад и в обратном направлении было одинаково интенсивным. К 2020 г., согласно оптимистическому сценарию, объемы морских грузопотоков здесь могут возрасти до 9 млн. т в год (пессимистические прогнозные оценки - 5 млн. т). И это еще одна причина, почему "Атомфлот" спешит пополнить арктическую флотилию кораблями нового класса с увеличенным сроком службы (до 40 лет), лучшей ледопроходимостью (3 м против 2,5 на старых судах) и переменной осадкой.

ИСПОЛИНСКИЙ МАСШТАБ

Как рассказал заведующий петербургской лабораторией ледокольной техники ЦНИИ морского флота, доктор технических наук Лолий Цой (журнал "Атомная стратегия XXI века", 2012, ноябрь), идея построить ледокол такого типа возникла через несколько лет после создания "Арктики" (1975 г.). Уже первые рейсы, а также легендарный поход на Северный полюс (1977 г.) поставили вопрос о необходимости его усовершенствования для более эффективной эксплуатации в жестких условиях высоких широт. Тогда и появились первые контуры корабля серии ЛК-60Я (научный руководитель разработки - Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"). Однако технический проект, в создании которого участвовали лучшие петербургские учреждения судостроительного профиля - Центральное конструкторское бюро "Айсберг", ЦНИИ морского флота, ЦНИИ им. А. Н. Крылова - защитили только в 2009 г. При этом скептики утверждали: отечественная промышленность в нынешнем состоянии не "потянет" этот проект; у нас нет соответствующего технологического оборудования. Но другие специалисты думали иначе: да, это достаточно сложная, но вполне решаемая задача, поскольку в стране сохранился научно-производственный фундамент, благодаря чему мы по-прежнему можем разрабатывать и внедрять новые технологии. "Проект является своеобразным элементом большого мастер-плана развития Арктики, который должен быть реализован", - сказал генеральный директор "Атомфлота" Вячеслав Рукша на одной из тематических конференций.

Так в чем особенность разработки, вокруг которой до сих пор не утихают споры? По словам автора концепции универсального двухосадочного атомного ледокола Лолия Цоя, он отличается от своих предшественников по всем параметрам, вполне оправдывая название "ледовый богатырь". Его мощность на валах будет достигать 60 МВт (у "Арктики" - 55, у "Таймыра" - 35), наибольшая длина 172 м (у сравниваемых судов 148 и 150 соответственно), ширина по ватерлинии 32 м против 30 и 29-м у двух названных, при волнении моря не выше двух баллов ледокол может развивать скорость до 20 узлов (-38 км/ч).

Проектанты заложили в новый ледокол два варианта осадки: 11 и 8,5 м, что обеспечит проводку и в открытом море, и в мелководных арктических районах (речной участок трассы Мурманск-Дудинка, Обская губа, западное побережье полуострова Ямал, Хатангский залив, проливы новосибирских островов, подходы к Тикси, мысу Шмидта). Войдя в море,

стр. 41

Компьютерная модель установки "РИТМ-200" для универсального атомного ледокола. Справа - двухреакторная установка в разрезе.

он наберет в балластные емкости -7 тыс. т воды и осядет на 2,5 м (это заметно увеличит его проходимость в тяжелых льдах), а при подходе к устьям сибирских рек сбросит его. Двухосадочные конструкции - не редкость в мировом судостроении, однако при строительстве ледокола эту технологию будут применять впервые.

Сегодня на трассах Севморпути действуют танкеры-перевозчики водоизмещением до 70 тыс. т. Их ширина -36 м. Атомоходы серии "Арктика", уступающие им по этому параметру (напомним, максимальная ширина его корпуса 30 м), проводить такие суда в одиночку не могут. Перевозчик, как правило, использовал двухледокольный вариант сопровождения для формирования достаточно широкого канала, что повышало его эксплуатационные расходы. Ледоколу третьего поколения не понадобится помощник - он шире своих собратьев примерно на 4 м, а потому будет осуществлять проводку крупнотоннажных танкеров один.

Судно получит, согласно правилам Российского морского регистра судоходства, ледовый класс "Icebreaker 9" - один из самых высоких. Такой транспорт может передвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 3 м и обеспечивать караванную проводку по Северному морскому пути круглый год.

РЕАКТОР ИНТЕГРАЛЬНОГО ТИПА, МОДУЛЬНЫЙ

Но главная "изюминка" - реакторная установка "РИТМ-200"*, в 2012 г. на Всероссийском профессиональном конкурсе "Элита судостроительной промышленности России" получившая диплом "За лучший инновационный проект в судостроительной отрасли". Над ней в течение пяти лет трудились специалисты нижегородского Опытно-конструкторского бюро машиностроения им. И. И. Африкантова. "Прежние проекты были разработаны в 1970-х годах, а "РИТМ" - продукт нового тысячелетия (закончен в 2009 г.), учитывающий как последние достижения в области атомного машиностроения, так и опыт эксплуатации предшественников", - отметил главный конструктор бюро Юрий Фадеев.

Основное ее отличие от установок КЛТ-40М (такие установлены на "Вайгаче" и "Таймыре") - размещение парогенераторов и активной зоны в едином корпусе. Это дало почти двухкратный выигрыш по габаритам и массе. Одним словом, реактор стал почти в два раза легче и компактнее, а значит, дешевле по материалоемкости и места на судне занимает меньше.

Другая особенность - применение активной зоны кассетного типа с низким (до 20%) обогащением по урану-235, что существенно уменьшает ее напряженность и увеличивает энергоресурс. Интервал между перегрузками топлива теперь будет составлять 7- 10 лет (в КЛТ-40М его перегружают раз в три года).

В энергетический комплекс, кроме двух реакторов, входят также паротурбинная установка, спроектированная Калужским турбинным заводом, и система электродвижения с тремя гребными двигателями, разработанная французской фирмой "Конвертам". Принятая схема обеспечивает мощность на винтах 60 МВт.

На судне впервые в практике отечественного атомного ледоколостроения предусмотрен отбор мощно-


* См.: В. Макаров. Будущее судовой атомной энергетики. - Наука в России, 2010, N 4; М. Хализева. Опыт. Компетенция. Масштаб - Наука в России, 2012, N 6 (прим. ред.).

стр. 42

стр. 43

сти на собственные нужды от главных турбогенераторов (в прежних проектах эту функцию выполняли вспомогательные), что заметно упростило энергетическую установку.

Уровень комфорта на ледоколе можно сравнить с четырехзвездочным отелем: одноместные каюты для экипажа, комнаты отдыха, конференц-зал, и спортзал, бассейн. Предусмотрены места для экспедиционного состава. В команде - не больше 75 человек (на ледоколах предыдущего поколения примерно в 2 раза больше). Здесь многие функции выполняет автоматика.

Судно, рассчитанное на 40 лет службы, обойдется государству в 37 млрд. руб. (основная доля приходится на реакторную установку, а также различные ноу-хау). Однако при переходе к строительству серии цена, вероятно, будет снижена минимум на 25 - 30%.

ИМЯ, ВОШЕДШЕЕ В ЛЕГЕНДУ

У нового ледокола пока нет имени. Но предложение от "Атомфлота" уже поступило: назвать его "Арктикой" в честь второго после "Ленина" атомохода, построенного в 70-х годах прошлого века на невских берегах Балтийского завода им. Серго Орджоникидзе. Год назад этот корабль, завершивший жизненный цикл, исключили из реестровой книги судов. Сейчас он стоит на приколе в Мурманске, ждет, когда решится его дальнейшая судьба - утили-

стр. 44

зация или музейный "экспонат"? Моряки, судостроители, известные исследователи полярных областей - за создание на его борту мемориально-просветительского комплекса.

"Арктику" часто сравнивают с ракетой "Восток", отправившей Юрия Гагарина в космос. По масштабу достижений эти гиганты, пожалуй, сопоставимы. В 1977 г. ледокол стал первым в мире надводным судном, достигшим "макушки" планеты - Северного полюса. Он бесперебойно трудился 33 года (177 тыс. ч работы реакторной установки), провел год без захода в порты, неоднократно выручал ученых с дрейфующих станций, провожал караваны застрявших судов, за его "спиной" - миллион пройденных миль. Между тем механизмы, узлы и агрегаты корабля до сих пор служат эталоном качества.

Сохранить "Арктику" - дело чести, считают ветераны. Если ледокол переправят в Санкт-Петербург (а такие планы есть), то он вернется на свою историческую родину - пришвартуется к причальной стенке Балтийского завода. Символично: в 2017 г. отсюда же отправится в плавание новый ледовый богатырь - с именем, уже вошедшим в легенду.

Опубликовано на Порталусе 05 октября 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама