Рейтинг
Порталус

ТРУДНАЯ ЖИЗНЬ АФГАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ЭКСПЕДИЦИЯ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ В ПРОВИНЦИЮ БАДАХШАН

Дата публикации: 03 мая 2023
Автор(ы): Н. ЕМЕЛЬЯНОВА, У. ОКИМБЕКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2003 № 10
Номер публикации: №1683115688


Н. ЕМЕЛЬЯНОВА, У. ОКИМБЕКОВ, (c)

Н. ЕМЕЛЬЯНОВА, Кандидат исторических наук

У. ОКИМБЕКОВ

По известным причинам, российские ученые длительное время были лишены возможности совершать экспедиции и проводить полевые исследования в Афганистане, особенно в северо-восточной части страны, где политические проблемы усугублялись труднодоступностью этих высокогорных регионов. Лишь сравнительно недавно - в августе-сентябре 2002 года - состоялась экспедиция Группы аланско-памирских исследований Института востоковедения РАН в провинцию Бадахшан Исламского Государства Афганистан.

В афганском посольстве в Москве ученых встретили приветливо. В течение всего лишь суток были оформлены загранпаспорта и въездные визы сроком на месяц. Прилетев из Москвы в Душанбе, благодаря содействию наших коллег мы сразу же самолетом проследовали в столицу Горно-Бадахшанской Автономной Области Республики Таджикистан город Хорог. С нами на Памир летели также профессор Бостонского университета с аспирантами, преподаватели Римского университета, туристы из американского штата Техас. В советское время из-за строгого режима пограничной зоны иностранцы попасть туда вообще не могли. В середине 1990-х годов гражданская война в Таджикистане также препятствовала любым поездкам ученых и туристов на Памир.

"Як-40" чуть не касался вершин гор. Когда летели над Рушанскими воротами, казалось, можно было рукою коснуться снежных шапок, покрывающих горы. "Па-и мирх" ("Подножие бога Митры"), "Бам-и дунья" ("Крыша мира") - по- разному называли путешественники эти вечные горы. Памир издавна притягивал внимание завоевателей, купцов, ученых своими природными богатствами и особым географическим расположением. Через горы Памира лежат дороги в Афганистан, Индию, Пакистан, Китай.

В течение первых трех дней мы "проходили адаптацию", приспосабливаясь к высокогорью. Нашими главными помощниками и спутниками были сотрудники Хорогского государственного университета и здешнего НИИ гуманитарных исследований. Первая переправа в афганский Бадахшан была осуществлена в его восточной части - Ишкашиме. Маршрут в столицу провинции Бадахшан - Файза-бад начинался от уезда Шугнан и пролегал через высокогорные районы у озера Шева.

Большое содействие нашей экспедиции оказали сотрудники Исмаилитского центра по образованию и культуре и Программы гуманитарной помощи Организации Ага-Хана IV "Фокус". Мы вели исследования в бадахшанских селах, получали информацию о разных сферах жизни исмаилитской, во многом закрытой, религиозной общины. Исмаилизм - ответвление шиитского ислама, возник на раннем этапе истории исламской цивилизации. На Памир исмаилизм проник в XI веке, одним из первых его проповедников здесь стал Насир-и Хусроу. Память о нем до сих пор бережно хранится среди исмаилитов Таджикистана и Афганистана, а к могиле Насира в долине Йомган каждый год стекаются многочисленные паломники.

При переправе пограничники российского контрольно-пропускного пункта "Ишкашим" напутствовали нас словами: "Будьте осторожней - афганцы русских не очень любят". За многие годы мы оказались здесь первой группой русских, переправляющихся на афганскую сторону. Но опасения соотечественников оказались напрасными. На афганской стороне нас встречали с дружеским участием как представители официальных органов власти, так и простые жители.

Сразу же по приезде направились к главе Управления внутренних дел Ишкашимского уезда. Абдул Боки предложил нам разместиться недалеко от своей резиденции. "Хона-и чуби" ("Деревянный дом") стал нашим пристанищем на период работы

стр. 61


в Ишкашимском уезде. Дом тот знаменит на всю округу не только тем, что построен из дерева (здесь это большая редкость), но и тем, что строился он в 1930-е годы специально для короля Афганистана Захир-шаха. Местные жители вспоминают, что король останавливался в доме, когда приезжал в Бадахшан поохотиться. Конечно, за эти годы здание обветшало. Когда-то здесь были электричество и прочие удобства, но теперь, как и в большинстве бадахшанских домов, по вечерам мы зажигали тусклую лампаду. Слабое мерцание огня освещало оставленные на стенах надписи моджахедов: "Да здравствуют яркие звезды джихада!".

На хранителя "Деревянного дома" Али Дода командой Абдул Боки возложил заботу о русских гостях. Али Дод выступал как проводник по окрестным селениям, организовывал встречи и контакты, а также помогал решать бытовые вопросы. Он казался пожилым и сначала мы называли его "дедушка". Но вскоре Али Дод заметил, что ему нет и пятидесяти. Тяжелая жизнь - отсутствие денег и хотя бы маленького клочка земли -сделала его батраком и быстро состарила.

Население Бадахшана сегодня живет трудной жизнью. Тяжелая работа на земле с рассвета и до заката солнца приносит небольшой доход. Люди изо всех сил пытаются справиться с трудной экономической ситуацией. Один из таких способов - торговля.

Во всех уездных и волостных центрах провинции есть небольшие рынки. Товар в отдаленные уголки Бадахшана поступает в основном из столицы провинции - города Файзабад. Чем дальше от центра и автодорог находятся населенные пункты, тем дороже обходятся потребителям привезенные товары. Например, в августе-сентябре в провинции Бадахшан сир риса (семь килограммов) в Файзабаде стоил до 2,5 лага (1 лаг = 100 000 афгани), а в уезде Ишкашим эта же мера продавалась за три, а в волости Шугнан, куда товары и по сей день доставляются на вьючных животных, цена возрастала до шести лагов афгани.

На Файзабадский рынок рис поступает из провинции Кундуз, где в весенний и летний сезоны цена за один сир колеблется от 14 до 15 лагов афгани, а к осени снижается в два раза и составляет 7 - 7,5 лагов афгани.

В уездном центре Ишкашиме - очень много дуканов (лавок). По нашим подсчетам, общее число действующих и недостроенных дуканов рынка Султан Ишкашима приближается к 200. Раньше торговцы в качестве торговых лавок использовали деревянные перевозные дуканы. Однако в последние два года они были полностью заменены на новые глиняные. Ассортимент на этом рынке очень ограниченный. Здесь продаются в основном дешевые низкокачественные товары китайского, пакистанского, индийского и иранского производства. Кроме привозных товаров первой необходимости, афганцы торгуют на рынке местными сельскохозяйственными продуктами. Из-за безденежья населения покупателей на рынке мало. Лавки приносят своим владельцам мизерный доход.

Внешние торговые отношения осуществляются в основном с соседними странами. Весной 2002 года открылась приграничная торговля с Таджикистаном. В качестве платежного средства здесь используются главным образом доллары, афгани и таджикские сомони.

Между жителями Таджикистана и Афганистана осуществляются и бартерные сделки. Товары меняют как в официально разрешенных местах в приграничной полосе, так и во время поездок жителей Таджикистана и Афганистана друг к другу.

Немногие в провинции Бадахшан имеют постоянный источник денежного дохода. Как правило, это люди со средним, высшим и неполным высшим образованием, но самое главное - владеющие английским языком. Знание языка помогает им устроиться на работу в международных и неправительственных организациях, действующих в провинции.

Основная часть населения Бадахшана занимается исключительно сельским хозяйством. Но суровые климатические условия создают большие трудности для трудолюбивых афганцев. Пшеничные поля часто страдают от пыльных ветров. В уезде Ишкашим такой ветер поднимается обычно после полудня. В результате зерно портится: постепенно краснеет и начинает гнить. Местные жители называют эту болезнь зерновых "сурхгард", что дословно переводится как "красная пыль".

Полученный на собственном земельном участке урожай зерновых удовлетворяет потребность хозяйств максимум в течение восьми месяцев. В остальное время бедняки живут за счет ссуд, предоставляемых им богатыми землевладельцами или лавочниками под большие проценты. В результате многие крестьянские хозяйства разоряются. В высокогорных районах Бадахшана самые богатые землевладельцы владеют участками в размере от 20 до 30 джарибов (один джариб = 0,2 га) земли, а в равнинной части - от 1000 до 1500 джарибов.

Есть безземельные хозяйства, доведенные до крайней степени нищеты. Их главы при "старом режиме" были должностными лицами на волостных и провинциальных уровнях и жили за счет заработной платы. После свержения правительства Наджибуллы они столкнулись с очень большими трудностями. В результате некоторые крестьянские хозяйства потеряли последние наделы земли.

Незаконный оборот наркотических веществ - одна из главных проблем провинции Бадахшан. Особенно быстро растет производство "наркоты" в Шугнанской волости. Героин и опиумный мак продаются там в обычных лавках. Их хозяева первоначально прикрывали свою деятельность торговлей различными видами товаров. Но затем сбыт героина и опиумного мака вновь стал осуществляться открыто. Многие местные жители получали из них наркотические вещества для дальнейшей реализации. Те, кто не занимался преступным бизнесом, становились батраками у крупных землевладельцев или уходили на заработки в другие регионы.

После начала антитеррористической операции правительство Афганистана и ряд междуна-

стр. 62


родных организаций направили средства и силы на уничтожение опиумных плантаций. В начале августа 2002 года в волость Шугнан приезжала правительственная комиссия из Кабула, которая в течение недели занималась разоружением незаконных бандформирований, поиском и уничтожением запасов наркотических веществ. В беседе с нами один бадахшанец сообщил, что весной 2002 года за уничтожение одного джариба посевов опиумного мака американцы предлагали крестьянам от 300 до 400 долларов. Но только некоторые из них отказались от выращивания опиумного мака. Многие получили деньги, а плантации не уничтожили.

Сразу же по приезде в Афганистан нас предупредили: "Вы можете задавать вопросы на любые темы, кроме политических. На политические темы говорить запрещено". Однако любая проблема, которой бы мы ни касались, была связана с политическим положением в стране. С первых шагов политика встретила нас в виде женской чадры. Чадра или паранджа - явление совершенно нехарактерное для Бадахшана. Даже в конце XIX века первые русские путешественники по Бадахшану отмечали большой демократизм в отношении между мужчинами и женщинами и называли Бадахшан едва ли не "царством матриархата". В первый же день нас поразила эта печальная картина - заслышав шум машины, несколько женщин, идущих по дороге, отбежали в сторону и стали набрасывать на лица чадру. Впоследствии нам объяснили, что на Памире чадра появилась в последние десять лет - после того, как пламя гражданской войны дошло до Бадахшана. Исмаилитки сами переняли обычай носить чадру у соседей- суннитов. После того, как мы прожили в Ишка-шиме несколько дней, женщины окрестных селений перестали прятаться от нас под чадрой - они уже не воспринимали нас как чужаков, от которых исходила бы опасность.

Неоднократно мы встречали афганцев, которые учились в России. С момента возвращения большинства из них в Афганистан прошло от пятнадцати до двадцати лет. Многие из них не были коренными бадахшанцами, а переехали в Ишкашим, Бахарак, Файзабад и другие бадахшанские районы под давлением обстоятельств - прежде всего, спасаясь от преследований талибов. Они радовались возможности вспомнить русский язык, на котором не говорили долгие годы. Многие из них обращались к нам со словами: "Напишите, что мы против ислама фанатиков и убийц".

Население Бадахшана надеется, что на его земле наступит мир, и у людей появится возможность спокойно жить и работать. Сотни афганцев сегодня трудятся на строительстве горных дорог. Одна из таких дорог соединяет бадахшанский Шугнан со столицей провинции городом Файзабадом. Раньше по этим горным тропам можно было пройти только пешком или на лошади. И сегодня шугнанцы все еще совершают многодневные пешие переходы, чтобы купить на рынке Файзабада мешок риса. Строительство дорог ведется неправительственной организацией "Afghanaid" при содействии международной организации "Мировая продовольственная программа" (World Food Program) - WFP и Программы Ага-Хана IV по оказанию гуманитарной помощи Афганистану.

В частности, WFP осуществляет на территории Бадахшана несколько проектов. Среди них - "Питание для системы образования". Каждому школьнику в течение учебного периода администрация Программы каждые два месяца выдает по 25 килограммов муки и четыре литра растительного масла. В труднодоступные районы Бадахшана, такие, например, как Шугнан или Дарваз, продукты доставляются на лошадях и ослах. Естественно, отмечались случаи спекуляции товаром, поскольку сотрудники Программы не могли контролировать поставки до конечного пункта. С открытием новой дороги через перевал Гарджавин у озера Шева эти проблемы, возможно, будет легче решать.

Второй проект "Питание за работу", проводимый в жизнь совместно с другими неправительственными организациями, предназначен для людей, выполняющих дорожные работы. Они получают зарплату продуктами - зерном и растительным маслом. Даже в период активного противостояния талибов и "Северного альянса" сотрудники Программы продолжали свою работу, однако она выполнялась крайне медленно и всего в двух северных провинциях - Бадахшане и Тахаре. За последний год офисы WFP открылись в провинциях Кундуз, Балх, Баглан. Экономические доноры организации - США, Канада, Швеция, Дания, Германия. Российские поставки, осуществляемые Министерством по чрезвычайным ситуациям, в основном ориентируются на Кабул.

Новая политическая ситуация, возникшая после разгрома движения "Талибан", создала предпосылки для налаживания экономических связей между народами таджикского и афганского Бадахшана. В августе 2002 года в районе Ишкашима был открыт пункт приграничной торговли. До четырехсот торговцев с обеих сторон дважды в месяц приходят на берег Пянджа, чтобы обменять сэкономленную гуманитарную помощь, продукты и одежду на горюче- смазочные материалы. Аналогичный торговый пункт был открыт на участке Мургаба. При содействии Организации Ага-Хана IV в районе Хорога был построен мост, соединивший афганский и таджикский Бадахшан. В проекте - строительство еще нескольких подобных мостов в Дарвазе и Ишкашиме. Политики, ученые, простые жители Таджикистана и Афганистана уверены, что сближение народов посредством развития экономических взаимоотношений поможет преодолению изоляции Афганистана и вхождению его в мировое цивилизационное пространство.

Проведенные полевые исследования показали, что приход к власти в Афганистане более десяти лет назад моджахедов, а затем талибов оказал отрицательное влияние на развитие отдаленных от центра провинций. Несмотря на то, что талибы не смогли захватить провинцию Бадахшан, население жило в постоянном напряжении. И только после свержения режима "Талибан" у людей появилась надежда на лучшую жизнь.

Опубликовано на Порталусе 03 мая 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама