Главная → ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА → ПОД АНДРЕЕВСКИМ ФЛАГОМ
Дата публикации: 29 сентября 2023
Автор(ы): Ю. А. ВОИНОВ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА →
Источник: (c) Азия и Африка сегодня, № 9, 30 сентября 2012 Страницы 60-61 →
Номер публикации: №1695939787
Ю. А. ВОИНОВ, (c)
Ю. А. ВОИНОВ
Ключевые слова: Южная Африка, мыс Доброй Надежды, Кейптаун, российские моряки
В историю российского военно-морского флота вписано немало славных страниц, которые связаны с Южной Африкой.
Первое посещение нашими моряками берегов Южной Африки состоялось в 1808 г., когда шлюп "Диана", находившийся в научной экспедиции под командованием лейтенанта Василия Михайловича Головнина, впоследствии адмирала, известного русского мореплавателя и ученого, бросил якорь недалеко от мыса Доброй Надежды в порту Саймонстауна. Этот город расположен в окрестностях Кейптауна, с восточной стороны Капского полуострова, в бухте Фолс-Бей. В колониальные времена здесь была база британского королевского флота. В наши дни -это небольшой город, рядом с которым находится одна из крупнейших в южном полушарии военно-морских баз, обслуживающая корабли ЮАР и военные суда Великобритании.
"Диана" в июле 1807 г. вышла из Кронштадта в дальний поход к берегам Камчатки. В. М. Головнин отдал приказ идти к мысу Доброй Надежды для пополнения запасов пресной воды и провизии. Императорский шлюп зашел в Саймонстаун в мае 1808 г. Там он сразу же был задержан англичанами. После подписания Тильзитского мирного договора в 1807 г. Александром I и Наполеоном отношения между Россией и Англией резко ухудшились. Но капитан русского корабля об этом тогда ничего не знал.
Судьба корабля и его команды зависела от того, какое решение будет принято на самом высоком уровне в Лондоне. Время шло, а конкретных указаний от британского адмиралтейства не поступало. Шлюп "Диана" вместе с его экипажем целый год находился в плену.
"Диана" продолжала стоять на якоре, на рейде Саймонстауна, в плотном окружении английских военных кораблей. Осознав невозможность решить вопрос об освобождении корабля дипломатическим путем, В. М. Головнин задумал совершить побег. Тщательно изучив розу ветров и подводные течения в бухте, 29 мая 1809 г. он отдал морякам приказ обрубить якорную цепь.
Шлюп "Диана" под покровом густого тумана миновал плотный строй английской эскадры и вышел в открытый океан. Погоня за русскими моряками, предпринятая застигнутыми врасплох британцами, окончилась для них неудачей. Это событие получило название "дерзкий побег" и долго не сходило с газетных страниц.
За время своего пребывания в плену В. М. Головнин составил подробнейшее описание Капской колонии, которое является ценнейшим историческим свидетельством о природе, населении и обычаях Южной Африки начала XIX в. В его книге "Путешествие российского императорского шлюпа "Диана" из Кронштадта в Камчатку, в 1807, 1808 и 1809 гг., под начальством лейтенанта В. Головнина" содержатся сведения, которые в наши дни представляют значительный интерес для исследователей. Часть этой книги была переведена на английский язык и издана в Кейптауне в начале 60-х гг. прошлого века.
Помимо книги В. М. Головнина, о пребывании русских моряков в Саймонстауне свидетельствуют захоронения на старом военном кладбище. В мае 2005 г. здесь был открыт памятник русским морякам, похороненным в земле Южной Африки в разные годы. Мероприятие было приурочено к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. По этому случаю на территории военно-морской базы ВМФ ЮАР в Саймонстауне состоялись парад и награждение южноафриканских граждан - ветеранов Второй мировой войны, участников Северных морских конвоев российской юбилейной медалью "60 лет Победы в Великой Отечественной войне". В церемонии приняли участие члены правительства страны, представители руководства провинции Западный Кейп и мэрии Кейптауна, а также дипломатического корпуса.
В мае 2009 г. в Саймонстауне вновь состоялись торжественные мероприятия, на этот раз по случаю двухсотлетия "дерзкого побега" шлюпа "Диана" из английского плена. На том же кладбище, где еще с 1809 г. сохранились захоронения русских моряков, среди которых и могилы членов экипажа шлюпа "Диана", настоятелем русского православного храма преподобного Сергия Радонежского была отслужена панихида по "мореплавателям, вдали от Отечества упокоение обретшим".
Затем прошла церемония открытия памятной доски. Присутствовало много гостей. Оркестр южноафриканской военно-морской базы исполнил государственные гимны двух стран. Посетители могли ознакомиться с публикациями, представляющими собой перевод на английский язык выдержек из книги В. М. Головнина. Примечательно, что глава британской дипломатической миссии в ЮАР на торжества не явился.
Вернемся к истории. В 1853 г. в Саймонстаун заходил знаменитый фрегат "Паллада". На борту корабля находилась дипломатическая миссия вице-адмирала графа Ефима Васильевича Путятина, направленная российским императором на Дальний Восток.
Во время этой экспедиции адмирала в качестве секретаря сопровождал коллежский асессор Иван Александрович Гончаров, будущий известный русский писатель. В цикле замечательных путевых очерков И. А. Гончарова "Фрегат "Паллада" также содержится подробное описание Капской колонии того времени.
Русский писатель восхищался этой землей, ее природой. Но к ее будущему относился скептически. "Здесь нет золота, и толпа не хлынет сюда, как в Калифорнию и в Австралию". Вплоть до конца 1860-х гг. его пророчество оказалось верным. Многие европейцы считали, что юг Африки обречен на забвение. Когда в ноябре 1869 г. был открыт для судоходства Суэцкий канал, караваны кораблей уже не должны были огибать мыс Доброй Надежды и заходить в Кейптаун.
С открытием Суэцкого канала Южная Африка оказалась в стороне от морских торговых путей и перестала представлять интерес для внешнего мира. Тогда казалось, что эта аграрная страна не имеет шансов на индустриальное будущее. Но очень скоро на юге Африки были обнаружены залежи алмазов и золота. И страна заболела "алмазной" и "золотой лихорадкой"...
Еще один исторический эпизод времен русско-японской войны 1904 - 1905 гг. В конце 1904 г. мимо Кейптауна, огибая Африканский континент, прошла русская военная эскадра. Среди боевых кораблей были броненосцы "Суворов", "Бородино", "Ослябя", "Александр III", "Орел". В ее состав входили также крейсеры "Аврора", "Дмитрий Донской", "Адмирал Нахимов". Их сопровождали суда поменьше: транспорты "Анадырь", "Метеор", "Корея" и "Малайя". Была и своя флотская мастерская "Камчатка". И даже второе судно под названием "Орел" - плавучий морской госпиталь.
Можно лишь представить себе, какое великолепное зрелище открылось нашим морякам. Когда подплываешь к Кейптауну, Столовую гору с плоской вершиной и мощными вертикальными песчаными склонами видно на расстоянии около ста километров. Она вырастает над океанскими волнами. Характерная форма горы, давшая ее название, с давних пор служила четким ориентиром для моряков, что и способствовало основанию и развитию поселений у ее подножия. Встреча теплого морского и холодного континентального воздушных потоков приводит к образованию облаков прямо на ее вершине. И создается иллюзия спадающей с горы ослепительной гигантской "белой скатерти"...
Но была война, и тысячи русских моряков под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского шли на Дальний Восток, к Цусиме, сражение при которой в мае 1905 г. стало одной из самых трагичных страниц в истории нашего военно-морского флота.
Когда эскадра прошла, в местной газете "Кейп Аргус" была опубликована записка на русском языке, найденная на берегу мыса Доброй Надежды. Копия этой записки, брошенной в запечатанной сургучом бутылке с борта одного из судов эскадры, по сей день хранится в военно-историческом музее Кейптауна. В ней были слова: "Идем умирать, просим помолиться за нас".
Вид русской эскадры так поразил жителей города, что южноафриканский писатель Лоренс Грин посвятил "русской армаде" главу в своей книге. Название этой книги говорит само за себя: "Неписаная история о кораблях и людях в южноафриканских водах и о некоторых забытых происшествиях и тайнах тех бескрайних океанов, что омывают берега Африки".
Затем наступил долгий перерыв - почти целый век. И опять к мысу Доброй Надежды пришли моряки под Андреевским флагом. В наши дни российские моряки снова прокладывают пути вдоль этих берегов. В 1997 г. в Саймонстаун нанес визит эскадренный миноносец Балтийского флота "Настойчивый". Приняв участие вместе с кораблями 20 стран мира в торжествах по случаю 75-летнего юбилея военно-морских сил ЮАР, российские моряки прошли торжественным маршем по главной улице города - этот марш произвел большое впечатление на местных жителей. В те дни у наших моряков была также возможность познакомиться с жизнью и бытом южноафриканских моряков (традиции ВМС ЮАР берут начало от британского флота), совершить интересные экскурсии. И кейптаунские газеты широко освещали подробности их визита.
И, наконец, в январе 2009 г. в порт Кейптауна с рабочим визитом, для пополнения запасов воды и продовольствия, зашел тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий". Флагман российского военно-морского флота выполнял кругосветный поход, направляясь из Карибского моря в Индийский океан для участия в маневрах. Впервые в истории отношений двух государств российский военный корабль такого класса осуществил заход в южноафриканские территориальные воды. Все местные газеты пестрели сообщениями о нашем крейсере, его фотографиями на рейде. И действительно, это было красивое зрелище.
Крейсер "Петр Великий" пришел к берегам Южной Африки в год юбилейных мероприятий, посвященных 200-летию первого посещения русскими моряками мыса Доброй Надежды. Появление огромного крейсера под Андреевским флагом в водах, где встречаются Атлантический и Индийский океаны, стало ярким символом преемственности славных традиций российского военно-морского флота.
Опубликовано на Порталусе 29 сентября 2023 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK