Главная → ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА → РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА В АФРИКЕ. 20 - 50-е годы. Сб. статей
Дата публикации: 18 июня 2024
Автор(ы): Е. А. ГЛУЩЕНКО →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА →
Номер публикации: №1718730707
Е. А. ГЛУЩЕНКО, (c)
РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА В АФРИКЕ. 20 - 50-е годы. Сб. статей. М.: Изд. фирма "Восточная литература", 2001. 150 с.
Россия продолжает освобождаться от дурмана беспамятства. Мы вспомнили, что существует "Зарубежная Русь", которая хотя и отъехала за кордон, но осталась единокровной. Благодаря мемуарам, словарям, справочникам, литературным и научным произведениям зарубежных соотечественников мы многое знаем теперь о русской послереволюционной эмиграции и можем понять, насколько оскудела страна, принудившая к бегству таких талантливых и образованных своих граждан.
Большое число русских бежали в Париж, как в конце XVIII в. французы бежали из Парижа в Петербург, однако о русских послереволюционных эмигрантах в Африке мало кому до сих пор было известно. Изданный Институтом Африки сборник, составленный из статей А. Б. Летнева, Ю. В. Луконина, А. В. Хренкова, С. С. Новикова и В. П. Хохловой, дает общее представление о путях и судьбах российской эмиграции в Африке, главным образом в Северной.
"Русская Африка" в силу прежде всего географических причин находилась на периферии "Зарубежной России", а потому сведения о "бездомных птицах" (выражение эмигрантского поэта И. Умова), долетевших до африканских берегов, приходилось несколько лет собирать по крохам. "Трудность поиска сведений о россиянах в Африке, - пишет автор статьи ""Другая Россия" в межвоенной Африке (библиографические материалы)" В. П. Хохлова, - состоит также в том, что они разбросаны по всем видам литературы и чаще всего мизерны и фрагментарны" (с. НО). В библиографическом списке, приложенном к статье, значится около 400 наименований справочников, мемуаров, библиографий и другой литературы, из которой по капле удалось извлечь информацию.
Все статьи сборника проникнуты искренним сочувствием к изгоям отчизны. Представление о тональности работы читатель получает из строго систематизированного введения А. Б. Летнева: "Трудно жилось бывшему кавалергарду или казачьему есаулу, которого нужда заставляла садиться за руль такси в Марселе или Афинах. Неизмеримо тяжелее приходилось его собрату по новой профессии где-нибудь в Каире или Касабланке. Отсюда психологический надлом, особенно часто проявлявшийся среди бывших офицеров... столкнувшихся с невероятными унижениями" (с. 6). Эмигрантская пресса 1920-х годов пестрела сообщениями о самоубийствах.
Так почему же они оказались в Африке? До 1917 г. туда плавали за экзотикой, а после - туда бежали, когда другие пути спасения были заблокированы. "Первый поток (около 10 тыс. человек) обозначился еще в декабре 1917 - феврале 1918г. Этих людей отправили в африканскую ссылку в наказание за непослушание французскому и русскому командованию. То были остатки Русского экспедиционного корпуса на Западном фронте... Разместили бунтарей в Алжире" (А. Б. Летнев, с. 4). За ними последовали воины Добровольческой армии (многие из них - раненые), эвакуированные из Крыма, Одессы и Новороссийска. Это был основной контингент эмигрантов в Африку. К ним присоединились гражданские беженцы из того же Крыма, а потом, уже в начале 1930-х годов, безработные россияне, хлынувшие из Европы из-за экономического кризиса. Таким образом, это были люди, вывезенные поневоле, либо бежавшие от острой нужды. К 1920 г. в Северной Африке осели около 30 тыс. россиян, приблизительно столько же в Южной. Из Северной Африки россияне разбредались по всему континенту, образуя малочисленные общины.
Как же они устраивались? Этой теме посвящены две статьи Ю. В. Луконина ("С "нансеновским паспортом" на берегах Нила", "Марокканские будни изгнанников"), статья Ю. В. Луконина и С. С. Новиковой ("Россияне в Тунисе"), а также статья А. В. Хренкова ("Российская диаспора в Эфиопии"). В Египте, например, русским эмигрантам на первых порах пришлось жить в лагерях, в палатках, за колючей проволокой, под охраной индийских солдат. Бытовые условия были ужасными. "Больно били по самолюбию и бытовая неустроенность, и унизительный статус изгоев. Но не будем забывать и о том, что Англия взяла на себя все (и немалые!) расходы по содержанию вынужденных переселенцев из России" (Ю. В. Луконин, с. 27 - 28). Однако чиновники нигде в мире не отличаются человеколюбием; к тому же союзники по Антанте бы-
(c) 2003
стр. 196
ли раздражены сепаратным выходом России из войны, победой ненавистных большевиков, что также, вероятно, отражалось на положении безвинных беглецов. "Пожалуй, наиболее благоприятное отношение к изгнанникам выказывали власти Бельгии, хозяева огромного колониального массива в Центральной Африке" (А. Б. Летнев, с. 11).
Россия была в свое время великой державой, интересы которой обнаруживались во всех концах света. Российское государство погибло в России, но сохранились его представительства в чужих землях, в том числе в Африке. Опорой нищих и растерянных изгнанников были российские консульства в Каире, Александрии, Бизерте, Алжире и других африканских городах, функционировавшие до середины 1924 г. "Консульские учреждения оказывали беженцам посильную материальную помощь, а также помогали им по части трудоустройства, оформления правового статуса, разъяснения особенностей местного законодательства" (А. Б. Летнев, с. 8). Самая разнообразная помощь поступала от местных отделений Российского Красного Креста и Всероссийского союза земств и городов (Земгор), что поразительно: этим учреждениям удалось сохраниться в условиях всероссийского коллапса.
Большинство российских изгнанников, попавших в Северную Африку, были людьми военными, а потому входили в местные подотделы Российского общевоинского союза (РОВС), Морского союза или различных казачьих формирований (донцы, кубанцы, терцы). "Корпоративный дух, солидарность определеннее всего проявлялись в военной эмиграции, в особенности у военных моряков и в казачьей диаспоре... Член РОВСа мог рассчитывать на денежную ссуду, помощь в трудоустройстве, оформлении документов, лечении и т.д." (А. Б. Летнев, с. 9).
Нетрудно догадаться, что и консульства, и воинские ветеранские организации могли помочь лишь малыми средствами и в экстренных случаях, или совсем нетрудоспособным, в основном же каждому эмигранту приходилось выживать самому. Чины, заслуги и даже образование мало что значили на африканской земле. Например, "в Тунисе нашим соотечественникам приходилось в поисках постоянного рабочего места забывать о самолюбии. Доставалось всем - дворянам, интеллигентам, простолюдинам. Просто первым было труднее переносить оскорбительные для самолюбия испытания... Юристы и филологи вынуждены были становиться сапожниками и поварами" (Ю. В. Луконин, С. С. Новикова, с. 78). Торговали сигаретами и всякой мелочью, работали грузчиками, рудокопами, рабочими на плантациях и фермах европейских колонистов. Труднее всех пришлось высшим и старшим офицерам, людям преклонного возраста, не очень здоровым, не имевшим гражданских специальностей, тяжелее других переживавших гибель Отечества, защите которого была посвящена вся их жизнь. Но и они приспосабливались. Так, оказавшись в Тунисе, вице-адмирал С. Н. Ворожейкин разводил кроликов и коз, продавал молоко, одно время был даже кладбищенским рабочим, но потом, наконец, получил место бухгалтера. Контр-адмирал М. А. Беренс шил и продавал дамские сумочки, генерал-майор А. Е. Завалишин служил сторожем во французском лицее, а командир миноносца "Жаркий" старший лейтенант А. С. Манштейн мастерил домашнюю мебель. У молодых солдат и офицеров была возможность снова взять в руки оружие, т.е. служить, например, под французским флагом в Иностранном легионе или в других колониальных формированиях. Так поступили многие. "В составе легиона впервые был сформирован кавалерийский полк, в котором только командир и его заместители были французами, а остальные бойцы -рядовые, сержанты, офицеры - все были казаками" (Ю. В. Луконин, С. С. Новиков, с. 78, 79).
Если даже для русских мужчин жизнь в Африке была суровой школой выживания, то можно себе представить, каким тяжким испытанием стала она для барышень и дам - дочерей и жен офицеров. У них было образование, но они мало что умели делать руками, а надо было работать, поскольку мужья и отцы перестали быть кормильцами. Русские женщины показали образцы жизнестойкости. Чаще всего они служили гувернантками и горничными в европейских и вестернизированных арабских семьях, но не гнушались и тяжелой ручной работой. "Загляните, как работают наши русские женщины в Каире, - говорилось в письме в журнал "На чужбине" за январь 1922 г. - Не привыкшие к тяжелому труду, девушки в мастерской модных нарядов сидят целыми днями, согнувшись над иголкой... Учительницы музыки, танцев, иностранных языков целые дни бегают из одного конца Каира в другой. Сестры милосердия работают целыми днями" (Ю. В. Луконин, с. 31).
Книга подтверждает истину, уже знакомую нам по многим эмигрантским воспоминаниям: русские изгнанники усугубляли тяжесть своего положения, отказываясь сменить гражданство на египетское и даже французское (с британским было сложнее), что открывало бы неплохие
стр. 197
перспективы для трудоустройства. Но они были патриоты и не могли предать свою Россию, да к тому же надеялись, что большевики скоро сгинут, как страшное наваждение. Прагматики, перешедшие в иностранное подданство, неплохо устраивались в колониальной администрации, на предприятиях, в геологоразведке и т.п., тем более что немалое число россиян обладало хорошими знаниями и квалификацией. Вот, например, что мог предложить старший лейтенант Э. Э. Петерсон: 1) проектирование паровых машин и котлов; 2) учет и ремонт паровых установок; 3) ремонт моторов; 4) управление мастерскими; 5) составление карт и чертежей; 6) морское дело; 7) общее знание военного дела; 8) знание языков: русского, французского, английского и немецкого (А. В. Хренков, с. 99).
Эмигранты уходили в изгнание вместе с детьми, эвакуировались целые кадетские корпуса. Дети должны были продолжить образование, и они учились, причем преподаватели трудились безвозмездно. Так же безвозмездно работали медики.
"Русские африканцы", будучи людьми цивилизованными, не могли существовать без печатного слова, без общения через свои издания. "Журналы создавались в труднейших условиях. Издатели были ограничены во всем - в денежных средствах, материалах, производственных возможностях. Бумага и краски стоили очень дорого. Основой множительной техники служили гектограф и простая пишущая машинка. Печатать журналы в типографиях было невозможно из-за отсутствия русских шрифтов" (Ю. В. Луконин, с. 30). Недостатка же в авторах эти самодельные издания не испытывали: люди стремились излить душу, поведать о сложнейших поворотах в своих судьбах. Эмигрантская печать информировала о событиях в мире и России, причем вести из родной страны с годами все меньше давали надежды на скорое возвращение, а это значило, что нужно не сидеть на чемоданах, а устраивать жизнь на чужбине.
Все авторы сборника подчеркивают важную роль православных священнослужителей, которые укрепляли дух своих прихожан, оказавшихся среди людей чужой культуры. Священники с помощью прихожан устраивали церкви, где придется. В Египте в лагере Тэль-эль-Кебир церковь была устроена в бывшей овчарне. Образа рисовали свои художники - как и поэтов, их было немало среди эмигрантов.
Читатель найдет в книге имена выдающихся русских людей, которые вынуждены были жить и работать в Африке; иные остались там навсегда. Немногие, прибившиеся к африканскому берегу детьми, дожили до наших дней и получили паспорта с двуглавым орлом, о чем мечтали их родители.
Хотя книга отнесена к "научным изданиям", это не должно отпугивать. Написанная ясным, образным русским языком она доступна для широкого круга читателей и может помочь тем российским гражданам, кто потерял присутствие духа в связи с тяготами переходного времени.
Предполагается, что за первым сборником статей о наших соотечественниках в Африке последуют другие издания, где эти люди заговорят своими голосами. Об этом свидетельствуют заголовки из старых эмигрантских газет и журналов: "Жизнь в Дагомее", "Русские в Конго", "Африканские будни", "Как я мерз в Сахаре" и др., вынесенные на обложку рецензируемой книги.
стр. 198
Опубликовано на Порталусе 18 июня 2024 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK