Зенон Позняк и Станислав Шушкевич: "Гісторыя мяне апраўдае"?
Публикация №1096043261 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Потребность перемен в обществе в конце 80-х гг. сделала модной революционную риторику. Это не позволило политикам-демократам различных идеологических направлений воспринять развитие белорусского общества как органически развивающийся процесс, определить собственную национальную идентичность и специфику переживаемого момента исходя из отечественной истории. Большинство - БНФ и их союзники - апеллировало к литовской, латышской, эстонской, польской, чешской и даже русской действительности, к героическому прошлому Беларуси и не замечало, что их родная страна является самой советской из всех республик европейской части СССР. Меньшинство в стане тогдашних демократов, организационно не оформившееся и не имевшее ярко выраженного лидера, понимало, что путь Беларуси к демократии и рынку может лежать только через выработку собственного политического проекта развития страны, который не должен походить ни на какой другой.
Чаму наменклатура за прэзідэнта
Публикация №1096043236 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
После выхода "Адкрытага грамадства" (№1(7), 2000) редакция получила интересное письмо из Гомеля от члена ОО "Фонд "Открытое общество" Юрия Воронежцева, бывшего народного депутата СССР. В письме он сообщает, что с интересом ознакомился с материалами номера по проблеме "Какой быть Беларуси: парламентской или президентской?" и предложил опубликовать в рамках обсуждения этой темы статью лидера БНФ Зенона Пазьняка "Чаму наменклатура за прэзiдэнта", которая была напечатана в "Народной газете" в 1991 году. Ознакомившись со статьёй, редакция согласилась с предложением Воронежцева. В статье наиболее полно изложена точка зрения крупнейшей в то время оппозиционной силы - Белорусского народного фронта - на проблему введения института президента. Это позволит читателю более полно представить картину политической борьбы, которая развернулась тогда в обществе по вопросу президентства.
Па якіх прыкметах выяўляць грамадзянскую супольнасць?
Публикация №1096043212 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Пасля рэферэндуму 1996 года большасць беларускiх партый была выцiснута за межы палiтычнай гульнi. Не прызнаючы правамоцнасцi прынцыпаў дзяржаўнага ўладкавання на падставе Канстытуцыi 1996 года, прадэмакратычныя сiлы пераарыентавалiся ў сваёй дзейнасцi з парламенцкай працы i адкрытых узаемадзеянняў з органамi дзяржаўнай улады непасрэдна на працу з грамадскасцю: развiццё структур трэцяга сектара, палiтычную адукацыю насельнiцтва ды арганiзацыю грамадска-палiтычных мерапрыемстваў. Сёння стымуляванне палiтычнага ўдзельнiцтва грамадзян стала такiм ўнёскам у пабудову грамадзянскай супольнасцi, якi штурхае iх атаясамлiваць сябе з ёю самою. Можа, гэта i зручна - вызначаць грамадзянскую супольнасць як сферу дзейнасцi па рэшткавым прынцыпе: "калi не палiтыка, то...", але наколькi справядлiва казаць аб ёй ды яе носьбiтах у адсутнасцi паўнавартай палiтычнай прасторы?
Выборы президента Беларуси: избирательный кодекс и закон 1994 года - продолжение традиций или поиск нового пути?
Публикация №1096043183 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Начавшаяся в стране президентская кампания делает весьма актуальным анализ действующего избирательного законодательства, регламентирующего процесс выборов высшего должностного лица государства. Выборы президента в 2001 году будут вторыми в истории независимой Беларуси. И будут проходить по законодательству, отличному от применявшегося в 1994 году. Специально к избирательным кампаниям властями был разработан Избирательный кодекс, принятый в январе 2000 года. Его апробация прошла в октябре 2000 г. во время так называемых "парламентских выборов". Избирательная кампания показала несовершенство и неконкретность многих положений Избирательного кодекса, которые позволяли власть предержащим интерпретировать их так, как требовала ситуация, и в большинстве случаев не в сторону соблюдения основных прав и свобод участвовавших в этой кампании граждан страны.
Избирательная система в Беларуси: пропорциональная или мажоритарная?
Публикация №1096043159 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Проблема перехода от мажоритарной к пропорциональной системе проведения выборов в Беларуси сложна не потому, что первая имеет некие очевидные преимущества, как это утверждает официальная пропаганда. Наоборот, практика применения пропорциональной системы голосования (или смешанной - мажоритарно-пропорциональной) в бывших посткоммунистических странах, и прежде всего, у наших ближайших соседей - России, Украины, Литвы, Польши, Латвии, - свидетельствует как раз об обратном. Суть дела скорее заключается в интересах тех или иных социальных групп, которые получили преобладание в политической жизни страны, переживающей переходный этап своего развития.
Принцип разделения властей: существует ли он в Беларуси?
Публикация №1096043129 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
В шестой статье Конституции Республики Беларусь 1996 года записано: "Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга".
Беларусь: парламентская или президентская республика?
Публикация №1096043104 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Обсуждение проекта новой Конституции Беларуси во весь рост поставило вопрос о форме государственного устройства. Идут споры о том, парламентской или президентской республике быть в Беларуси. Необходимо разобраться: в чем разница между этими формами государственного устройства?
Публикация №1096043048 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
По мере того, как все большее число государств обращается к демократии, проблема альтернативных конституционных форм и структур перестала представлять уже чисто академический интерес. В столь различных странах, как Чили, Южная Корея, Бразилия, Турция и Аргентина, политики и специалисты по конституционным проблемам яростно спорят по поводу преимуществ тех или иных типов демократических режимов. В таких странах, как Шри-Ланка, произошел переход от парламентской к президентской конституции. С другой стороны, огромное впечатление, в первую очередь на латиноамериканцев, произвел успешный переход в 70-е годы в Испании от авторитаризма к демократии, чему во многом способствовал сделанный страной выбор в пользу парламентской системы правления.
Можно ли в Беларуси построить правовое государство? - Да, если власть будет уважать законы и права человека
Публикация №1096043030 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Априори Республика Беларусь провозглашена демократическим правовым государством (ст.1 Конституции). В Основном законе закреплены основные признаки такого государства: принцип разделения властей (ст.6), верховенство права (ст.7), уважение и защита прав человека (ст.ст.2, 21). Однако на практике мы далеки от идеалов правового государства.
Аляксандр Лукашэнка: камуністычная ідэялёгія ня мае пэрспэктывы
Публикация №1096043000 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
История знает немало случаев "чудесных" превращений политиков. Большинство из них, в силу своей малозначительности, известно только узкому кругу специалистов. Совсем другое дело, когда речь идёт о людях, ставших первыми лицами в государстве.
Не избежал подобной метаморфозы и первый президент Беларуси. Сегодня трудно поверить, что ещё в 1991 году Лукашенко дал интервью печатному органу Белорусского народного фронта, в котором не только обвинил руководство компартии - в частности, нынешнего спикера Палаты представителей Анатолия Малофеева - в стремлении восстановить диктатуру, но и выказал убежденность в бесперспективности коммунистической идеологии.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK