Общественно-культурные связи Беларуси и Германии в 90-е гг.
Публикация №1096041689 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
В 90-е гг. произошла заметная активизация общественно-культурных отношений Беларуси и Германии. С приобретением Республикой Беларусь независимости были устранены идеологические препятствия для развития культурных связей, начался поворот к общечеловеческим ценностям. Для белорусского народа развитие общественно-культурных отношений с Германией являлось важным элементом интеграции в мировое сообщество, возможностью восприятия лучших достижений мировой культуры, осознания собственной национальной самобытности и неповторимости, моральной и материальной поддержки развития культуры. Для немецкого народа развитие отношений с Беларусью было актуальным с точки зрения осмысления прошлого своей страны, устранения предубеждений в отношениях между народами, покаяния за национал-социализм, способствования развитию знаний и распространению немецкого языка и культуры, определения дальнейшего развития собственной культуры на основе взаимного признания культурных особенностей других народов.
Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы (материалы "круглого стола")
Публикация №1096041660 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
В ходе четырех заседаний были проанализированы государственно-политические, торгово-экономические, культурно-коммуникационные аспекты двусторонних отношений в контексте их внутриполитического и международного развития. В результате дискуссий белорусские и российские ученые выявили как единство позиций, так и различные подходы к пониманию проблем и перспектив развития отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Участники "круглого стола" продемонстрировали общность взглядов относительно важности и необходимости развития белорусско-российских отношений в политической, экономической и культурной областях, координации внешней и оборонной политики двух стран на основе норм и принципов международного права, взаимной выгоды, учета национально-государственных интересов и ненанесения ущерба третьим странам. Особое внимание было уделено декабрьской 1998 г. инициативе президентов Беларуси и России о создании в 1999 г. союзного государства. Было отмечено, что для такого шага уже создана определенная политическая и экономическая база. В частности:
Некоторые аспекты деятельности белорусского фонда "Взаимопонимание и примирение" в 1993—1997 гг.
Публикация №1096041630 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
В процессе развития белорусско-германских отношений в 90-е гг. особое место занимали вопросы, связанные с последствиями Второй мировой войны. После окончания Второй мировой войны, по решению государств — членов антигитлеровской коалиции, Германия выплачивала СССР контрибуцию, включавшую в себя и компенсации жертвам оккупационного режима. Однако после создания ГДР правительство Советского государства отказалось от получения контрибуции. В начале 90-х гг. в связи с объединением Германии эта проблема возникла вновь и стала предметом переговоров между правительствами СССР и ФРГ.
Дзяржаўная міграцыйная палітыка Беларусі і яе ўплыў на стан сучаснай дыяспары (90-я гг.)
Публикация №1096041582 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
Абвяшчэнне незалежнасцi Беларусi стала пачаткам фармiравання ўласнай мiграцыйнай палiтыкi. Важным крокам на гэтым шляху, актам заканадаўчага замацавання правоў замежных суродзiчаў i тых беларускiх грамадзян, якiя жывуць па-за межамi краiны, стаў Закон аб грамадзянстве Рэспублiкi Беларусь (уведзены ў дзеянне ў кастрычнiку 1991 г.)1. Прынцыпова новым i iстотным для суродзiчаў, якiя аказалiся за межамi дзяржавы, з'явiлася захаванне права на набыццё грамадзянства за тымi асобамi, якiя пастаянна пражывалi на тэрыторыi рэспублiкi, але былi прымусова выселены цi выехалi за яе межы да ўвядзення ў дзеянне гэтага закона, а таксама за iх нашчадкамi. Такое ж права набылi i беларусы, а таксама асобы, якiя iдэнтыфiкуюць сябе як беларусы, i ix дзецi, што нарадзiлiся за межамi сучаснай тэрыторыi Беларусi. Па закону грамадзянства iм прадастаўлялася на агульных асновах, за выключэннем неабходнага для iншых пастаяннага сямiгадовага тэрмiну пражывання ў Беларусi. Закон гарантуе, што нiхто з грамадзян рэспублiкi не можа быць адвольна пазбаўлены права змянiць грамадзянства, што пашырыла магчымасцi людзей эмiгрыраваць, выбiраць месца пражывання. Артыкулы закона аб абароне правоў i законных iнтарэсаў грамадзян Беларусi не толькi на сваёй тэрыторыi, але i за яе межамi, а таксама аб тым, што пражыванне на тэрыторыi iншай дзяржавы само па сабе не вядзе да страты грамадзянства, спрыяюць павышэнню абароненасцi тых суродзiчаў, якiя стала цi часова жывуць за мяжой (праца, вучоба, замужжа i iнш.).
Беларуская ССР на міжнароднай арэне (1945—1990 гг.)
Публикация №1096041547 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
Шлях Беларусi ў ААН. Новы этап знешнепалiтыўнай дзейнасцi Беларускай ССР пачаўся ў 1944—1945 гг. У лютым 1944 г. Вярхоўны Савет СССР прыняў закон "Аб прадастаўленнi саюзным рэспублiкам паўнамоцтваў у галiне знешнiх зносiн i аб пераўтварэннi ў сувязi з гэтым народнага камiсарыята замежных спраў з агульнасаюзнага ў саюзна-рэспублiканскi народны камiсарыят". У сакавiку 1944 г. Вярхоўны Савет БССР унёс змены ў Канстытуцыю рэспублiкi 1937 г., паводле якiх БССР атрымала права ўступаць у непасрэдныя зносiны з замежнымi дзяржавамi, заключаць з iмi пагадненнi i абменьвацца дыпламатычнымi i консульскiмi прадстаўнiкамi. Тады ж быў прыняты закон аб стварэннi Народнага камiсарыята замежных спраў (з 1946 г. — Мiнiстэрства замежных спраў БССР). Кiраўнiком знешнепалiтычнага ведамства быў прызначаны К. В. Кiсялёў, якi дагэтуль займаў пасаду наркома аховы здароўя. Урач па спецыяльнасцi, кандыдат медыцынскiх навук, ён стаў дыпламатам па прызначэнню, займаў пасаду мiнiстра замежных спраў на працягу больш за дваццаць гадоў (1944—1966) i з'яўляўся адначасова да 1958 г. намеснiкам старшынi ўрада БССР.
Внешние связи Белорусской православной церкви: краткий обзор
Публикация №1096041514 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
Как известно, разветвленную систему международных связей поддерживают в нашей республике не только органы государственной власти, но также ряд учреждений, предприятий, фирм, общественных организаций ("народная дипломатия"). Особое место и по целям осуществляемого международного общения, и по его формам, кругу его участников занимает система внешних связей конфессиональных объединений Беларуси, в том числе Белорусской православной церкви (БПЦ). Их специфика — в сочетании форм чисто церковного характера (межцерковный диалог, отношения с поместными автокефальными церквами) и форм, характерных для "народной дипломатии" в целом (гуманитарное, просветительское, научное сотрудничество).
Внешняя культурная политика Республики Беларусь: состояние и проблемы
Публикация №1096041490 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
Культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. Вместе с тем следует учитывать, что культурный обмен имеет две взаимосвязанные стороны: сотрудничество и соперничество. Соперничество в области культурных связей, несмотря на его завуалированность, проявляется даже в более острой форме, нежели в политике и экономике. Государства и народы эгоистичны так же, как и отдельные индивидуумы: для них важно сохранить и расширить влияние прежде всего своей культуры, использовать в собственных интересах достижения других культур. В истории человеческой цивилизации имеется достаточно примеров ухода в прошлое больших и малых народов, не преодолевших внутренних и внешних противоречий. Особую остроту проблемы аккультурации, ассимиляции, интеграции приобрели в период глобализации, когда изменения во всех сферах жизни человеческого общества получили заметное ускорение.
Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия
Публикация №1096041454 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
Внешней политике Республики Беларусь предшествовали в XX в. внешнеполитическая и дипломатическая активность Белорусской Народной Республики и Белорусской Советской Социалистической Республики. Эти государственные образования предприняли в первой половине XX в. две попытки выхода и утверждения на международной арене в качестве субъектов международного права, суверенных и независимых государств. Однако достигнуть этой цели ни БНР, ни БССР не удалось в силу причин как внешнего, так и внутреннего порядка. Однако их исторический опыт внешнеполитической деятельности не утратил своего значения в наши дни, являясь для современных белорусских дипломатов и ученых источником теоретического обогащения и дипломатического мастерства.
Эффект корпорации во внешнеэкономической политике Беларуси
Публикация №1096041424 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
Республика Беларусь имеет экспортоориентированную экономику, т. е. более 50 % ВНП страны предназначено для реализации на международном рынке. Это обстоятельство позволяет утверждать, что результаты именно внешнеэкономической политики в решающей степени определяют условия экономического роста и достижения других основных целей национальной экономики. Между тем, внешнеэкономическая политика, проводимая нынешним руководством Беларуси, имеет ряд специфических особенностей, которые заметно обособляют нашу страну среди субъектов мирового рынка. Эффективность и перспективы этой политики все чаще вызывают сомнения, в частности, в свете неутешительных итогов развития экономики Беларуси в 1999 г. и ухудшения экономического и политического имиджа страны. В связи с этими обстоятельствами особую актуальность приобретает переосмысление особенностей и перспектив внешнеэкономической политики Беларуси и ее места в системе международных экономических отношений.
О нынешнем состоянии СНГ и перспективах его развития
Публикация №1096041397 24 сентября 2004 / ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
Содружество Независимых Государств, возникшее на обломках СССР, находится в глубоком кризисе. Созданное в 1991 г. и не претерпевшее значительных изменений, оно во многом исчерпало себя. "Бракоразводный" процесс практически закончился, процесс обретения независимости новыми государствами — наследниками СССР также фактически состоялся. Особенно остро кризисное состояние Содружества проявилось в 1997—1998 гг., о чем свидетельствовали неудачи Кишиневского (октябрь 1997 г.) и Московского (апрель 1998 г.) саммитов. Финансово-экономический кризис, разразившийся в России в августе 1998 г., отразил больное состояние экономики самой влиятельной и сильной страны на постсоветском пространстве, являющейся ядром СНГ. Все государства Содружества ощутили на себе в той или иной мере влияние и последствия обвала российского рубля, пытаясь в одиночку или группами ослабить воздействие российского кризиса.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK