Полная версия публикации №1096041141

PORTALUS.RU БЕЛАРУСЬ © Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Владимир Снапковский, © Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 24 сентября 2004. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/belarus/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1096041141&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Владимир Снапковский, © Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 24 сентября 2004. URL: https://portalus.ru/modules/belarus/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1096041141&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Владимир Снапковский, © Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия / БЕЛОРУССКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, №4, 2000 ГОД.



публикация №1096041141, версия для печати

© Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия


Дата публикации: 24 сентября 2004
Автор: Владимир Снапковский
Публикатор: maskaev
Рубрика: БЕЛАРУСЬ ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
Источник: (c) БЕЛОРУССКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, №4, 2000 ГОД
Номер публикации: №1096041141 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


АВТОР: Владимир Снапковский

ИСТОЧНИК: БЕЛОРУССКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ №4 2000 ГОД


Снапковский Владимир Евдокимович — доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета, заведующий отделом национальных и международных отношений Беларуси Института истории Национальной академии наук Беларуси

Внешней политике Республики Беларусь предшествовали в XX в. внешнеполитическая и дипломатическая активность Белорусской Народной Республики и Белорусской Советской Социалистической Республики. Эти государственные образования предприняли в первой половине XX в. две попытки выхода и утверждения на международной арене в качестве субъектов международного права, суверенных и независимых государств. Однако достигнуть этой цели ни БНР, ни БССР не удалось в силу причин как внешнего, так и внутреннего порядка. Однако их исторический опыт внешнеполитической деятельности не утратил своего значения в наши дни, являясь для современных белорусских дипломатов и ученых источником теоретического обогащения и дипломатического мастерства.

Дипломатия БНР

Белорусская Народная Республика после провозглашения своей независимости 25 марта 1918 г. сконцентрировала дипломатическую деятельность на международном признании БНР, защите ее суверенных прав, борьбе за независимость и территориальную целостность Беларуси. Наиболее активно дипломатия БНР действовала в 1918—1925 гг. БНР де-юре была признана Украинской Народной Республикой, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Чехословакией, поддерживала отношения де-факто с Германией, Советской Россией, Польшей, Болгарией, Турцией. В этих государствах работали белорусские дипломатические представительства и миссии. Делегации БНР участвовали в Парижской мирной (1919—1920) и Генуэзской (1922) конференциях, стремясь добиться международного признания и получения Беларусью послевоенных репараций. Рада и правительство БНР осуждали Брестский и Рижский мирные договоры, заключенные Советской Россией с Германией и Польшей, которые привели к разделу белорусских земель.

Однако неблагоприятные внешнеполитические условия, оккупация Беларуси более сильными государствами (Германией, Польшей, Советской Россией) не позволили реализовать идею белорусской государственности в форме демократической парламентской республики. БНР не смогла получить широкое международное признание, а ее верховные органы были вынуждены эмигрировать в конце 1919 г. Однако факт провозглашения белорусской независимости сыграл решающую роль в политике большевистского руководства по созданию Белорусской ССР.

Внешнеполитическая деятельность БССР

На первом этапе существования БССР (1919—1922) ее внешнеполитическая деятельность осуществлялась в рамках дипломатического союза советских республик, объединенных вокруг РСФСР. Правительство БССР предоставило РСФСР право вести переговоры от его имени с Польшей и определять границы Беларуси. В соответствии с заключенным в 1921 г. Рижским мирным договором Западная Беларусь передавалась Польше. Несмотря на предложения к иностранным государствам о признании и установлении дипломатических отношений, БССР была признана только РСФСР и другими советскими республиками, а также Польшей и Германией. Отношения де-факто она поддерживала с Латвией, Литвой, Эстонией, Австрией, Чехословакией, Турцией, Италией, Англией.

После вступления БССР в состав СССР ее внешнеполитические полномочия были фактически прекращены, а внешнеполитическое ведомство ликвидировано. Это было зафиксировано в Конституциях БССР 1927 и 1937 гг. Накануне и в годы Второй мировой войны Беларусь вновь стала объектом разделов и великодержавной имперской политики. Этнические белорусские земли (Виленская и Белостокская области и другие территории) без согласия высших органов государственной власти БССР были переданы сталинским руководством Литве и Польше.

В феврале 1944 г. советское руководство вернуло союзным республикам внешнеполитические полномочия, преследуя цель получить в их лице "множественное представительство" СССР на международной арене. Однако включить в состав учредителей ООН удалось только Беларусь и Украину. Президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль поддержали просьбу И. Сталина, руководствуясь преимущественно моральными соображениями. Они считали, что два дополнительных голоса для СССР в Генеральной Ассамблее ООН не будут иметь никакого значения. Так, несколько неожиданно, БССР и УССР оказались в составе ООН.

Белорусская дипломатия не проводила в ООН и других международных организациях в период существования СССР самостоятельной внешнеполитической линии. Она следовала тенью за делегацией СССР, реализуя тактические установки Кремля. Республика не имела дипломатических отношений ни с одним государством мира, хотя предложения об обмене дипломатическими представительствами поступали в конце 1940—начале 1950-х гг. от Великобритании и США. Однако Советское правительство было против. Взамен республика ограничивалась своими представительствами при ООН в Нью-Йорке, при международных организациях в Вене, Париже и Женеве, а также генеральными консульствами Польши, ГДР и Болгарии в Минске.

В 1988 г. БССР являлась участником 156 международных договоров и соглашений. Ее представители участвовали в работе более чем 60 межправительственных организаций и их органов, входивших в систему ООН. Подавляющее большинство подписанных ею в рамках системы ООН международных договоров носило многосторонний характер. Их выполнение, особенно в области прав человека, было ограничено советской официальной доктриной "абсолютного государственного суверенитета". Белорусская ССР, как член советского унитарного государства имперского типа, не признавалась международным сообществом как равноправный субъект международного права, как независимое и суверенное государство.

Внешняя политика Республики Беларусь

После провозглашения независимости в 1991 г. начался новый период внешнеполитической деятельности Беларуси. Международная политика страны в 1990-е гг. четко подразделяется на два этапа в зависимости от типа политического режима. Первый охватывает 1990—1994 гг., когда в стране существовала парламентская республика. Второй период начался в июле 1994 г. с избрания первым президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете, актами о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств Верховный Совет и правительство Республики Беларусь заявили о строительстве независимого государства и проведении самостоятельной внутренней и внешней политики. Принятая в 1994 г. Конституция Республики Беларусь закрепила обязательства государства исходить в своей внешней политике из общепризнанных принципов и норм международного права, которые были объявлены приоритетными над национальным законодательством. Конституционную силу приобрели положения о превращении Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство.

Международное признание. С последних чисел декабря 1991 г. начался процесс международного признания Республики Беларусь. Первыми государствами мира, признавшими независимость Беларуси и установившими с ней дипломатические отношения, были Украина и США. Они сделали это 27 и 28 декабря 1991 г. соответственно. В течение 1992 г. произошло полное международное признание Республики Беларусь. По состоянию на начало 2000 г. она признана 140 государствами, из которых со 125 установлены дипломатические отношения. В Минске действуют 29 посольств, 2 генеральных консульства, 8 консульств и 9 представительств международных организаций, Исполнительный комитет и Экономический суд СНГ. Беларусь открыла 41 посольство, 5 консульств в зарубежных государствах, 1 постоянное представительство при международных организациях, 1 торговое представительство.

Республика Беларусь значительно расширила свое участие в международных универсальных и региональных организациях. Она вступила в Международный валютный фонд и группу Всемирного банка, Международную организацию гражданской авиации, возобновила активное членство во Всемирной организации здравоохранения, получила статус наблюдателя во Всемирной торговой организации. В сентябре 1992 г. Республика Беларусь первой из стран СНГ, за исключением России, открыла в Минске Представительство ООН/ПРООН. Она является членом 12 специализированных учреждений ООН.

Беларусь в 1992 г. была принята в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совет Североатлантического сотрудничества (с 1997 г. называется Советом Евроатлантического партнерства), получила статус специально приглашенной страны в Совете Европы, а в 1993 г. подала заявку на прием в эту организацию. В 1995 г. страна заключила Договор о партнерстве и сотрудничестве и Временное соглашение по вопросам торговли с Европейским союзом, присоединилась к Программе НАТО "Партнерство ради мира", в 1996 г. вступила в Центрально-Европейскую инициативу. На сегодняшний день Республика Беларусь — полноправный член более 60 международных межправительственных организаций, еще в 10 она имеет статус наблюдателя.

После провозглашения независимости значительно расширилась договорно-правовая база международных отношений Республики Беларусь. На 1 сентября 1998 г. ее составляли около 1790 межгосударственных и межправительственных международных документов, в том числе 1020 многосторонних (из них около 740 в рамках СНГ) и 720 двусторонних (с 55 государствами и 18 международными организациями).

Вклад в укрепление международной безопасности. В начале 1990-х гг. приоритетными направлениями внешней политики Беларуси являлись: укрепление реального суверенитета и независимости, сотрудничество с государствами СНГ в "организации" постсоветского пространства, налаживание добрососедских отношений с соседними странами, превращение Беларуси в безъядерное и нейтральное государство, "возвращение в Европу" и развитие связей с государствами Запада, международная помощь в ликвидации результатов чернобыльской катастрофы.

К середине 90-х гг. по всем из этих направлений были достигнуты заметные, а то и впечатляющие результаты. Особенно следует отметить вклад Беларуси в укрепление международной безопасности в области ядерного разоружения и контроля над вооружениями. Республика получила в наследство от СССР самую высокую в мире концентрацию военнослужащих: 1 военный на 43 гражданских лица. Потребовалось много сил и средств для сокращения армии со 160 тыс. до 80 тыс. чел. По Договору об ограничении вооруженных сил и вооружений в Европе, к которому страна присоединилась в 1992 г., были значительно сокращены количество танков, самолетов, орудий и другой военной техники. К концу 1996 г. Беларусь выполнила условия договора, что потребовало от нее значительных финансовых средств. В связи с этим в 1995 г. реализация ДОВСЕ была временно приостановлена.

В 1992 г. за границы республики было выведено тактическое ядерное оружие. В 1993 г. белорусский парламент ратифицировал Договор о стратегических наступательных вооружениях (СТАРТ-1) и Лиссабонский протокол 1992 г., предусматривающий присоединение Республики Беларусь к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерной державы. В 1993 г. Беларусь подписала Конвенцию о запрещении химического оружия, в 1996 г. — Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. В ноябре 1996 г. из страны было выведено стратегическое ядерное оружие и она де-факто стала безъядерным государством. Последовательная политика Беларуси в области ядерного разоружения получила высокое международное признание.

В 1990 г. Беларусь выдвинула инициативу о создании в Центральной и Восточной Европе безъядерной зоны. В 1996 г. это предложение было модифицировано президентом А. Лукашенко в связи с расширением НАТО на Восток. Но за исключением России и Украины остальные заинтересованные страны (Польша, государства Балтии и др.) не поддержали белорусскую инициативу, не желая тем самым закрывать для себя двери в НАТО.

Успешно развивались двусторонние отношения Республики Беларусь с соседними странами и великими державами. Несмотря на то что белорусские земли оказались в результате неоднократных разделов периода 1918—1945 гг. в составе соседних государств, правительство Республики Беларусь заявило об отсутствии территориальных претензий к ним. С Россией, Украиной, Польшей, Латвией и Литвой подписаны политические договоры и договоры о государственной границе, которые закрепляют территориальное статус-кво. В июле 1993 г. и январе 1994 г. председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. Шушкевич и президент США У. Клинтон обменялись взаимными визитами в Вашингтон и Минск. В апреле 1994 г. Беларусь с трехдневным визитом посетил Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос Гали.

Внешнеполитические приоритеты президента. После избрания в июле 1994 г. президентом страны А. Лукашенко начался новый этап в истории суверенной Беларуси и ее внешней политики. Существенные изменения претерпели внешнеполитическая доктрина и механизм разработки и реализации внешней политики белорусского государства. Следует отметить, что Верховный Совет 12-го и 13-го созывов так и не смог принять концепцию внешней политики, хотя проект документа об основных направлениях внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь был подготовлен и представлен на рассмотрение парламента.

В 1995 г. А. Лукашенко сформулировал следующие внешнеполитические приоритеты Беларуси: укрепление суверенитета страны; усиление многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами СНГ при углублении отношений с Россией; развитие отношений со странами Запада, в том числе Центральной и Восточной Европы; создание благоприятных условий для сотрудничества с международными организациями. Однако главным вектором внешней политики стала Россия. В конце 90-х гг. перекос восточного вектора в ущерб западному оказался настолько сильным, что белорусский президент провозгласил курс на многовекторную внешнюю политику. В определенной степени это проявилось в активизации связей со странами Азии, Африки и Латинской Америки и вступлении страны в 1998 г. в Движение неприсоединения. В 1999 г. была также выдвинута концепция создания "пояса добрососедства" вокруг Беларуси. Однако улучшить отношения с Польшей и странами Балтии, как и нормализовать отношения с государствами Евросоюза, с США и Западом в целом не удалось.

До середины 1994 г. механизмы разработки, принятия и реализации решений в области внешней политики были сосредоточены в Верховном Совете и Совете Министров. После введения института президента и особенно принятия на референдуме 1996 г. новой редакции Конституции Республики Беларусь ведущая роль в сфере разработки и реализации основных направлений внешней политики перешла к президенту. Согласно Конституции он является гарантом реализации внешнеполитических решений, представляет Беларусь в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, ведет переговоры, подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в зарубежных государствах и при международных организациях. В руках президента сконцентрирована и вся кадровая политика в области внешней политики.

Ведущим органом в сфере реализации внешней политики является Министерство иностранных дел. За годы независимости численность сотрудников министерства выросла в несколько раз, достигнув к началу 2000 г. более 200 человек. В начале 1999 г. система органов государственного управления, отвечающих за внешнеполитическую и внешнеэкономическую сферу, была реорганизована. На основе Министерства иностранных дел, Министерства внешнеэкономических связей и аппарата Министра по делам СНГ было создано единое Министерство иностранных дел. Главной задачей реорганизованного МИД стала координация внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности страны, а также развитие торгово-экономических связей Беларуси с зарубежными государствами. Большинство структурных подразделений МИД преобразовано таким образом, чтобы они были способны оказывать комплексное политико-экономическое содействие белорусским государственным органам, общественным организациям и предприятиям всех форм собственности, белорусским гражданам в их контактах с зарубежными организациями, фирмами, гражданами иностранных государств.

Беларусь и СНГ. Важным приоритетным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами СНГ. Она выступает за превращение Содружества в региональную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции. Белорусские представители активно участвуют во встречах руководителей государств и правительств, работе координационных органов СНГ (Межпарламентской Ассамблеи, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Межгосударственного экономического комитета и др.). Столица республики город Минск является местом нахождения исполнительных и координационных органов СНГ.

Республика Беларусь подписала и ратифицировала важнейшие уставные документы СНГ, в том числе его Устав. Однако Содружество в силу различных интересов государств-членов и центробежных процессов на постсоветском пространстве не смогло стать эффективным инструментом согласования интересов и создания сплоченного политико-экономического сообщества. В рамках СНГ возникли региональные группы государств по интересам (Союз Беларуси и России, Центрально-Азиатский союз, ГУУАМ—Союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы). В 1999 г. из Договора о коллективной безопасности стран СНГ, заключенного в 1992 г. в Ташкенте, вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. На новый срок Ташкентский договор продлили Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Россия и Таджикистан. Украина отказывается участвовать в политических и военных интеграционных мероприятиях Содружества. Учитывая существенные расхождения между государствами-членами относительно дальнейших перспектив развития Содружества, Совет глав государств узаконил концепцию разноскоростной интеграции на просторах СНГ. Признано, что экономическое направление является на сегодняшний день наиболее перспективным в развитии СНГ.

Белорусское руководство выступает за повышение эффективности деятельности органов СНГ, их реорганизацию с целью оперативного принятия решений и создания действенного механизма по контролю за выполнением принимаемых решений. Программа реформирования СНГ и позиция Беларуси в отношении этой организации были изложены президентом Республики Беларусь А. Лукашенко в его заявлении от 25 ноября 1997 г.

Интересы Беларуси в рамках СНГ заключаются в создании полноценной зоны свободной торговли. Это будет способствовать формированию в рамках Содружества полноценной рыночной инфраструктуры, развитию в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Зона свободной торговли будет содействовать более плавному и равноправному вхождению стран Содружества в мировую систему хозяйства, вступлению во Всемирную торговую организацию, развитию сотрудничества с другими международными организациями. Основные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в рамках Таможенного союза пяти государств заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства.

Интеграция с Россией. Внешнеполитическим приоритетом номер один в политике Беларуси с 1994 г. был провозглашен курс на политическую, экономическую и военную интеграцию с Россией. В 1995 г. был подписан белорусско-российский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Этот основополагающий для отношений двух стран документ ставил эти отношения на международно-правовую основу и закреплял факт существования Беларуси и России как двух независимых и суверенных государств. В 1995 г. они создали Таможенный союз, к которому в 1996 г. присоединились Казахстан и Киргизия, в 1999 г. — Таджикистан. В 1999 г. пять вышеупомянутых государств подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В 1996 г. Беларусь и Россия заключили Договор об образовании Сообщества, в 1997 г. трансформировали его в Союз. В декабре 1998 г. президенты А. Лукашенко и Б. Ельцин заявили в совместной декларации о намерении создать единое союзное государство и провести в 1999 г. референдумы в двух странах по этому вопросу.

В декабре 1999 г. президенты Беларуси и России подписали в Москве Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу в январе 2000 г. Договор предусматривает дальнейшие совместные шаги двух государств по сближению и объединению их правовых, экономических, финансовых, таможенных и иных систем, формированию межгосударственных властных структур, что в итоге может привести к созданию Союзного государства. Обе страны делегируют ему часть своих полномочий, заявляя одновременно о том, что они сохраняют независимость и государственный суверенитет. Составной частью Договора является Программа мероприятий по развитию Союза Беларуси и России до 2005 г. Принята также Программа экономического сотрудничества двух стран на 1999—2008 гг.

По состоянию на 1 июня 1999 г. между Республикой Беларусь и Российской Федерацией подписано около 200 межправительственных и межгосударственных договоров. В апреле 1999 г. во взаимных поставках участвовали 79 субъектов Российской Федерации (в 1996 г. их было 37) и все регионы Беларуси.

Развивалось двустороннее военно-политическое и военно-техническое сотрудничество. В декабре 1997 г. были подписаны Договор о военном сотрудничестве, Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере. В январе 1998 г. на заседании высшего Совета Союза Беларуси и России в Москве утверждена Концепция совместной оборонной политики двух государств. Осуществляется координация внешней политики Беларуси и России.

Вместе с тем интеграционная политика белорусского президента разворачивалась на фоне углубления социально-экономического и политического кризиса в Беларуси, периодического обострения торговых и информационных войн между Беларусью и Россией. Форсированное белорусско-российское сближение подрывало аморфное СНГ и вызывало подозрения у соседей Беларуси. Внутри страны оно сопровождалось нарастающей критикой и противодействием со стороны широких общественных кругов и национально-демократических сил. С приходом к власти президента В. Путина Россия стала демонстрировать прагматический подход к интеграции и твердое желание отстаивать свои государственные интересы в развитии отношений с союзной Беларусью.

Западный вектор внешней политики. Поворотным пунктом в истории развития суверенной Беларуси явился конституционный референдум, состоявшийся в ноябре 1996 г. Он породил затяжной конституционно-политический кризис в стране и ухудшение отношений с Западом. Международное сообщество, такие влиятельные международные организации, как ОБСЕ, Совет Европы, Европейский союз, не признали в качестве законных результаты ноябрьского 1996 г. референдума, приведшие к установлению режима неограниченной президентской власти. Они заявили о непризнании новых государственных органов, созданных после референдума, в том числе Национального собрания. Государства Запада и международные организации признают Верховный Совет 13-го созыва как единственный легитимный законодательный орган власти.

После референдума 1996 г. Запад и международные организации ввели ограничительные меры в отношении Республики Беларусь. Совет Европы приостановил ее статус специально приглашенной страны, а Евросоюз — действие рамочных соглашений 1995 г. США объявили политику "избирательного участия", предусматривающую прекращение контактов с белорусским руководством и поддержку институтов гражданского общества в Беларуси. Вместе с тем Запад заявил, что его целью является не изоляция Беларуси, а возвращение ее в семью цивилизованных европейских стран, на путь демократии и рыночных реформ.

В начале 1998 г. в Минске по предложению белорусского правительства отрылось Представительство Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ. Основные усилия КНГ направлены на проведение свободных и демократических парламентских выборов и обеспечение свободы средств массовой информации. С целью нормализации внутриполитической обстановки миссия ОБСЕ пыталась наладить конструктивные переговоры между белорусскими властями и политической оппозицией. Однако эти попытки не принесли желаемого результата, а деятельность КНГ подверглась критике с обеих сторон.

После распада Варшавского Договора и СССР перед Беларусью встала проблема определения отношений с военно-политической организацией НАТО. В ноябре 1992 г. страну посетил генеральный секретарь НАТО М. Вернер. Он заявил, что Запад и НАТО с уважением относятся к стремлению Беларуси стать нейтральной и безъядерной страной и отметил их заинтересованность в добрых отношениях с Беларусью и ее соседями. В 1993 г. во время визита в Минск государственного секретаря США У. Кристофера Беларуси было предложено присоединиться к Программе НАТО "Партнерство ради мира", на что позитивно отреагировало тогдашнее белорусское руководство. Однако на деле страна присоединилась к этой Программе в январе 1995 г., сделав это одним из последних европейских государств. В 1997 г. штаб-квартирой НАТО в Брюсселе одобрена Индивидуальная программа партнерства Республики Беларусь с НАТО на 1997—1999 гг., которая предусматривает ограниченное сотрудничество с альянсом. В апреле 1998 г. открыто постоянное представительство Беларуси при НАТО.

С 1994 г. белорусский президент выступает против расширения НАТО на Восток и продвижения блока к границам Беларуси. По мнению руководства страны, такое решение явилось бы большой исторической ошибкой Запада. А. Лукашенко заявлял о том, что существование НАТО после распада Варшавского Договора не вызвано исторической необходимостью и предлагал альянсу самораспуститься. Учитывая неготовность и нежелание этой организации к самоликвидации, он предлагал серьезно реформировать НАТО. Белорусский президент также выдвигает планы создания антинатовского и антиамериканского блока в составе Беларуси, России, Югославии, Китая, Индии, Ирана, арабских государств. Он высказывал сожаление о выводе ядерных ракет с территории Беларуси, поскольку это не позволяет сегодня эффективно "сдерживать" НАТО.

После того как в 1997 г. Россия и Украина заключили с НАТО основополагающие документы о сотрудничестве, Беларусь оказалась фактически не охваченной гарантиями безопасности со стороны альянса. Отношения с НАТО ухудшились в 1999 г. в связи с военной акцией блока против Югославии. Беларусь вместе с Россией внесла в Совет Безопасности ООН острый проект резолюции с осуждением интервенции. Однако он не получил широкой поддержки. В конце 1999 г. Беларусь вслед за Россией восстановила официальные контакты с НАТО. Беларусь выступает за создание системы европейской безопасности без разделительных линий и при усилении координирующей роли ОБСЕ.

Отношения со странами Востока. Во второй половине 1990-х гг. активизировались отношения Беларуси со странами Азии и Арабского Востока. В ходе визитов А. Лукашенко в Китай, Индию, Вьетнам, Сирию, Египет и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона рассматривались вопросы укрепления двусторонних политических, торгово-экономических и военных связей.

По мнению белорусского руководства, наиболее продуктивно из этой группы стран сотрудничество развивается с Китаем, Индией, Вьетнамом. Контакты на различных уровнях между руководством Беларуси и указанных государств приобрели стабильный характер, отличаются доброжелательностью и откровенностью. Беларусь неоднократно получала поддержку этих стран в международных организациях при обсуждении таких деликатных для нее вопросов, как права человека или принятие в Межпарламентский союз делегации Национального собрания Республики Беларусь. В конце 1990-х гг. состоялись визиты А. Лукашенко в Сирию, Египет, Израиль, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. Вместе с тем неоднозначную, критическую реакцию мировой прессы вызвали визиты высокопоставленных белорусских представителей в Ливию, Ирак, Иран и подписанные с этими странами соглашения о поставках оружия.

Белорусская активность в ООН. После провозглашения независимости существенно изменился статус Беларуси в ООН. Вместо прежней роли "дополнительного голоса" для делегации СССР Республика Беларусь стала действовать на форуме наций, исходя из собственных национально-государственных интересов. Первым проявлением самостоятельных действий белорусской дипломатии в ООН было принятие по инициативе делегаций БССР, СССР и УССР на 45-й сесии Генеральной Ассамблеи резолюции о международном сотрудничестве в смягчении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На этой же сессии белорусская делегация поставила вопрос о переводе страны из группы стран-доноров в группу стран — получателей помощи ООН.

В 1997 г. по инициативе правительств Беларуси, России и Украины ООН разработала программу международного содействия территориям, потерпевшим в результате чернобыльской катастрофы. Определенный вклад в реализацию чернобыльских проектов на территории Беларуси вносят МАГАТЭ, ВОЗ и ЮНЕСКО. Однако помощь международного сообщества в преодолении и минимизации последствий самой страшной техногенной аварии XX в. оказывается в целом весьма незначительной. По признанию белорусского руководства, страна оказалась наедине с этой ужасной бедой.

Изменение статуса Беларуси в ООН потребовало по-новому решать вопрос об уплате взносов в регулярный бюджет Организации и бюджет операций по поддержанию мира. В 1995 г. в результате настойчивых усилий белорусской дипломатии, поддержанных другими европейскими странами, было принято решение о постепенном снижении доли взносов Беларуси с учетом сложного социально-экономического положения и необходимости отвлечения огромных государственных средств на уменьшение последствий чернобыльской катастрофы.

Белорусские делегации на самом высоком уровне участвовали в таких важных всемирных конференциях, проводимых под эгидой ООН, как: конференция по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992), конференция по правам человека (Вена, 1993), конференция по народонаселению (Каир, 1994), конференция по социальному развитию (1995) и др. В октябре 1995 г. на юбилейной, 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН с докладом выступил президент Республики Беларусь А. Лукашенко, заявив о готовности Беларуси развивать всестороннее сотрудничество с этой ведущей международной организацией.

В 1995 г. Беларусь выступила за бессрочное продление Договора о нераспространении ядерного оружия. В 1998 г. на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи по инициативе белорусской делегации принята резолюция "Региональное разоружение", в которой содержится одобрение известного предложения о создании в Центральной и Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия.

Республика Беларусь вносит значительный вклад в решение еще одной важной проблемы разоружения: запрещения новых видов оружия массового уничтожения. Начиная с 1970-х гг. она выступает инициатором принятия резолюции Генеральной Ассамблеи о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия. На 54-й сессии Генеральной Ассамблеи (1999) по инициативе Беларуси вновь принята такая резолюция. В ней подтверждается необходимость принятия эффективных мер в целях предотвращения появления новых видов оружия массового уничтожения.

Беларусь считает необходимым реформирование системы ООН и ее основных органов с целью повышения эффективности организации, что включает в себя увеличение количества постоянных членов Совета Безопасности и выделение дополнительного места непостоянного члена восточно-европейской региональной группе. Как известно, Беларусь лишь однажды избиралась непостоянным членом Совета Безопасности (на 1974—1975 гг.). Ее новая попытка войти в состав этого главного органа ООН по поддержанию мира и международной безопасности в 1993 г. закончилась безрезультатно. Следствием этого явилось предложение о выделении дополнительного места для стран Восточной Европы.

Белорусская дипломатия выступает в ООН за принятие резолюций в целях интеграции стран с переходной экономикой в мировую систему хозяйства, развития предпринимательства и приватизации в интересах устойчивого развития, оказания помощи странам, освободившимся от тоталитарных режимов.

Внешнеэкономические связи. За годы независимости значительно расширились торгово-экономические отношения Беларуси с иностранными государствами. Если в 1994 г. она поддерживала такие связи с 97 странами, то в 1998 г. — со 137 странами за границами СНГ. Объем внешней торговли страны вырос с 1,5 млрд дол. США в 1993 г. до 15,6 млрд дол. США в 1998 г. (в округленных цифрах). В 1998 г. доля стран СНГ в общем объеме торгового оборота Республики Беларусь составляла 66,9 % (в том числе России — 59,4 %), стран Европейского союза — 12,3 %, стран Центральной и Восточной Европы — 8,4 %, стран Азиатско-Тихоокеанского региона — 3,3 %, стран Балтии — 3 %. В первом квартале 2000 г. основными торговыми партнерами республики являлись: Россия — 56,2 %, Германия — 5,3 %, Украина — 5,2 %, Польша — 3,8 %, Латвия — 3,2 %, Литва — 2,5 %, США — 1,7 %.

Основными партнерами Беларуси в области экспорта в 1998 г. были: Россия — 64,9 %, Украина — 5,5 %, Германия — 2,8 %, Польша — 2,6 %, Латвия — 2,4 %, Литва — 2,2 %. В области импорта ведущими партнерами являлись: Россия — 54,3 %, Германия — 8,9 %, Украина — 8,7 %, Польша — 3,3 %, Литва — 2,4 %, Италия — 2,1 %. Во второй половине 1990-х гг. увеличился экспорт белорусской продукции в страны Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии, Северной Африки. Главным экономическим партнером Беларуси на протяжении десятилетия оставалась Россия, хотя ее доля в торговом обороте республики постепенно снижается. Со своей стороны, Беларусь является третьим по значению экономическим партнером России, уступая только Германии и США.

Одной из серьезных проблем внешнеэкономической деятельности страны является отрицательное сальдо торгового оборота. В первом квартале 2000 г. экспорт составил 1675,3 млн дол., импорт — 2000,8 млн дол. Особенно значительный дисбаланс в превышении импорта над экспортом наблюдается в торговле с развитыми государствами Запада и Россией. Во второй половине 1990-х гг. снизились размеры кредитования белорусской экономики со стороны развитых государств, малой оставалась доля зарубежных инвестиций. По объему привлеченных прямых иностранных инвестиций (20 дол. на человека) Беларусь находилась на предпоследнем месте среди бывших социалистических стран. Внешний долг составлял около 1 млрд дол., что по рыночному курсу эквивалентно 100-процентной доходной части бюджета. В начале 2000 г. США прекратили действие торговых преференций в отношении Беларуси, сохранив для нее режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Белорусское руководство заинтересовано в наращивании активности на европейском направлении, стремясь использовать объективную экономическую заинтересованность стран ЕС в сотрудничестве с Беларусью. В настоящее время компании из стран ЕС являются основными инвесторами на территории Беларуси. Количество предприятий с иностранными инвестициями, созданных с участием фирм этой группы стран, достигло к началу 2000 г. 625, или 42 % от общего числа таких предприятий. Доля западноевропейских инвесторов в их уставном фонде составляла 137 млн дол. США, или 61,4 % от общего объема иностранных инвестиций. Среди государств — членов ЕС, инвестировавших капиталы в экономику страны, лидировали Германия (56,4 млн. дол., или 41,2 %) и Нидерланды (52,9 млн дол., или 38,6 %). Влияние предприятий с иностранными инвестициями на торговый баланс страны и в целом на ее экономику постепенно возрастает. С 1996 по 1999 г. доля их годового экспорта в общем объеме увеличилась с 2,3 до 7,1 %, импорта — с 3,1 до 9 %.

Заключение

Итоги внешнеполитической деятельности Республики Беларусь представляют собой сочетание успехов и неудач, достижений и просчетов. С одной стороны, страна добилась всеобщего международного признания, доказала способность к независимому существованию в сообществе суверенных государств, урегулировала отношения с соседними государствами, содействовала своей политикой в области ядерного разоружения укреплению мировой стратегической стабильности.

С другой стороны, во второй половине десятилетия накапливались трудности и проблемы, вызванные причинами субъективного порядка. Несбалансированность восточного и западного векторов белорусской внешней политики существенно влияет на государственность Беларуси и ее международные позиции. Ухудшение отношений с Западом, который (нравится это кому-то или нет) становится все более влиятельным и активным фактором на западной периферии постсоветского пространства, оказывает негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию внутри Беларуси и ее международное положение. Нормализация отношений с ведущими государствами Запада и такими влиятельными международными организациями, как Европейский союз, Совет Европы, НАТО и МВФ, является приоритетом номер один для внешней политики Республики Беларусь. Как нам представляется, в решении этой задачи заинтересованы как правительственные круги, так и оппозиционные политические силы.

Опыт развития Республики Беларусь второй половины 1990-х гг. доказывает неразрывность внутренней и внешней политики белорусского государства, внутренних и внешних факторов его функционирования. Это дает основания предполагать, что демократизация внутриполитической жизни будет вести к ослаблению внешнеполитической изоляции. С другой стороны, воздействие соседних государств и международного сообщества на правящий режим может и должно влиять на достижение национального согласия между оппозиционными силами и правительством.

Важнейшим фактором развития Беларуси была и остается Россия. От того, как будут развиваться отношения с восточной соседкой, какие силы будут у власти в Москве, будет зависеть во многом и судьба белорусского государства.

Однако решающей и определяющей силой развития Беларуси как государства и этнотерриториальной общности остается белорусский народ во всей совокупности его социальных и национальных структур. Его патриотическая и гражданская позиция определит сущность и направления исторической трансформации Беларуси, ее роль и место в международном сообществе в начале XXI в.

Опубликовано 24 сентября 2004 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): внешняя политика Беларуси 1990-х



Полная версия публикации №1096041141

© Portalus.ru

Главная БЕЛАРУСЬ © Внешняя политика Республики Беларусь: первые итоги первого десятилетия

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU