Выборы президента Беларуси: избирательный кодекс и закон 1994 года - продолжение традиций или поиск нового пути?
публикация №1096043183
24 сентября 2004
maskaev
ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Аннотация от автора: Начавшаяся в стране президентская кампания делает весьма актуальным анализ действующего избирательного законодательства, регламентирующего процесс выборов высшего должностного лица государства. Выборы президента в 2001 году будут вторыми в истории независимой Беларуси. И будут проходить по законодательству, отличному от применявшегося в 1994 году. Специально к избирательным кампаниям властями был разработан Избирательный кодекс, принятый в январе 2000 года. Его апробация прошла в октябре 2000 г. во время так называемых "парламентских выборов". Избирательная кампания показала несовершенство и неконкретность многих положений Избирательного кодекса, которые позволяли власть предержащим интерпретировать их так, как требовала ситуация, и в большинстве случаев не в сторону соблюдения основных прав и свобод участвовавших в этой кампании граждан страны.
Избирательная система в Беларуси: пропорциональная или мажоритарная?
публикация №1096043159
24 сентября 2004
maskaev
ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Аннотация от автора: Проблема перехода от мажоритарной к пропорциональной системе проведения выборов в Беларуси сложна не потому, что первая имеет некие очевидные преимущества, как это утверждает официальная пропаганда. Наоборот, практика применения пропорциональной системы голосования (или смешанной - мажоритарно-пропорциональной) в бывших посткоммунистических странах, и прежде всего, у наших ближайших соседей - России, Украины, Литвы, Польши, Латвии, - свидетельствует как раз об обратном. Суть дела скорее заключается в интересах тех или иных социальных групп, которые получили преобладание в политической жизни страны, переживающей переходный этап своего развития.
Принцип разделения властей: существует ли он в Беларуси?
публикация №1096043129
24 сентября 2004
maskaev
ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Аннотация от автора: В шестой статье Конституции Республики Беларусь 1996 года записано: "Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга".
Беларусь: парламентская или президентская республика?
публикация №1096043104
24 сентября 2004
maskaev
ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Аннотация от автора: Обсуждение проекта новой Конституции Беларуси во весь рост поставило вопрос о форме государственного устройства. Идут споры о том, парламентской или президентской республике быть в Беларуси. Необходимо разобраться: в чем разница между этими формами государственного устройства?
Опасности президенства
публикация №1096043048
24 сентября 2004
maskaev
ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Аннотация от автора: По мере того, как все большее число государств обращается к демократии, проблема альтернативных конституционных форм и структур перестала представлять уже чисто академический интерес. В столь различных странах, как Чили, Южная Корея, Бразилия, Турция и Аргентина, политики и специалисты по конституционным проблемам яростно спорят по поводу преимуществ тех или иных типов демократических режимов. В таких странах, как Шри-Ланка, произошел переход от парламентской к президентской конституции. С другой стороны, огромное впечатление, в первую очередь на латиноамериканцев, произвел успешный переход в 70-е годы в Испании от авторитаризма к демократии, чему во многом способствовал сделанный страной выбор в пользу парламентской системы правления.
Можно ли в Беларуси построить правовое государство? - Да, если власть будет уважать законы и права человека
публикация №1096043030
24 сентября 2004
maskaev
ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Аннотация от автора: Априори Республика Беларусь провозглашена демократическим правовым государством (ст.1 Конституции). В Основном законе закреплены основные признаки такого государства: принцип разделения властей (ст.6), верховенство права (ст.7), уважение и защита прав человека (ст.ст.2, 21). Однако на практике мы далеки от идеалов правового государства.
Аляксандр Лукашэнка: камуністычная ідэялёгія ня мае пэрспэктывы
публикация №1096043000
24 сентября 2004
maskaev
ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Аннотация от автора: История знает немало случаев "чудесных" превращений политиков. Большинство из них, в силу своей малозначительности, известно только узкому кругу специалистов. Совсем другое дело, когда речь идёт о людях, ставших первыми лицами в государстве.
Не избежал подобной метаморфозы и первый президент Беларуси. Сегодня трудно поверить, что ещё в 1991 году Лукашенко дал интервью печатному органу Белорусского народного фронта, в котором не только обвинил руководство компартии - в частности, нынешнего спикера Палаты представителей Анатолия Малофеева - в стремлении восстановить диктатуру, но и выказал убежденность в бесперспективности коммунистической идеологии.
Відавочнае і неверагоднае ў пабудове дэмакратыі
публикация №1096042976
24 сентября 2004
maskaev
ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Аннотация от автора: Незалежна ад таго, задаволеныя грамадзяне жыццём у сваёй краiне цi не, iм даводзiцца спраўджваць рэчаiснасць з уяўленнямi аб належным стане грамадства. У ХХ стагоддзi канстытуцыйнае замацаванне прынцыпаў дэмакратыi зрабiлася нечым накшталт знака якасцi дзяржавы. Нават калi дэмакратыi толькi фiктыўныя, дзяржаўныя дзеячы iмкнуцца абвясцiць iх калi не здзейсненымi, то ва ўсякiм разе чаканымi ў блiжэйшай будучынi. Рост узаемазалежнасцi сучасных грамадстваў стварае пэўныя перадумовы для дэмакратызацыi тых грамадстваў, якiя падпадаюць пад уплыў спрыяльных мiжнародных фактараў. Тым не менш, як бачна па вопыту Беларусi, знешнiя ўмовы не гарантуюць пабудовы дэмакратыi ў кожным асобна ўзятым грамадстве.
Партогенез в современной Беларуси
публикация №1096042938
24 сентября 2004
maskaev
ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Аннотация от автора: В начале 1990 года руководство КПСС вынуждено было пойти на отмену 6 статьи Конституции, узаконивавшей монопольное право компартии на государственную власть. 9 октября 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял Закон СССР "Об общественных объединениях", который определял порядок создания не только общественных организаций, но и политических партий. Несколько ранее, 3 октября 1990 года, Совет Министров БССР утвердил Временное положение о порядке регистрации и деятельности общественных объединений граждан в Белорусской ССР (СЗ БССР, 1990 г., №29, ст.565). Это Положение и стало первым правовым документом, на основе которого происходило регулирование регистрации и деятельности политических партий. Оно действовало до принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь "О политических партиях".
Политические партии в Республике Беларусь: динамика развития
публикация №1096042893
24 сентября 2004
maskaev
ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ
Аннотация от автора: Стало уже общим местом говорить о политических партиях в Беларуси как о слабых, "карликовых", "диванных" структурах. Это утверждение привычно умещается как в рамках официального, так и оппозиционного политического дискурса. Общая скептическая тональность по отношению к ним прослеживается и в средствах массовой информации. Однако неверно было бы не замечать и другого: политические партии в стране не только сохранились, но и прошли определенный этап развития, который сегодня нуждается в осмыслении и адекватных оценках. История современной многопартийности в Беларуси насчитывает около десяти лет. Десять лет - это не только формальный "юбилейный" рубеж. Это именно тот период, за который любой политический институт проходит этап становления, обретает (либо не обретает) свое место в политическом пространстве страны. Десятилетняя история белорусского партогенеза, которая включает в себя победы и поражения, кризисы и уныние, позволяет говорить об определенных тенденциях и перспективах.


Разместить рекламу | О Порталусе | Рейтинг | Каталог | Авторам | Поиск
Главный редактор: Пaшкo B.B.