Рейтинг
Порталус

Исповедники Христовы в Беларуси в период гонений на церковь в 1950-1960-е годы

Дата публикации: 17 февраля 2003
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: БЕЛАРУСЬ ДОКУМЕНТЫ →
Номер публикации: №1045502521


За два тысячелетия Христианства народом Божиим к алтарю Христову был принесён особый духовный плод, нашедший своё выражение в подвигах святых -юродивых, блаженных, мучеников, исповедников и страстотерпцев. Многие из них нашли прославление за открытое свидетельство своей веры в Господа нашего Иисуса Христа, не взирая на то, что это сопряжено с опасностью для жизни и личной свободы. Сила их веры была так велика, что они были готовы защищать христианское вероучение, церковь Христову даже ценой жизни, а также благополучия своих семей. О таких людях Спаситель наш и Господь Иисус Христос недвусмысленно сказал: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и я пред Отцем Моим Небесным». (Мф. 10, 32). Многие из ныне живущих думают, что подвиги исповедничества и мученичества характерны для первых веков христианства и что в наш просвещёный век нет необходимости доказывать достоинства Христианства и силу любви Христовой ценой жизни и здоровья, путём лишения земных благ и радостей. Увы. Это не так... И это ярко продемонстрировал XX век. Сотни тысяч, миллионы православных в пределах бывшего Советского Союза стали мучениками и исповедниками за веру Христову. Уже первые декреты коммунистов, которые пришли к власти в 1917 году, свидетельствовали о крайней их враждебности по отношению к Церкви Христовой. В 1918 году было расстреляно около 3000 священнослужителей. В 1919 году - 1000 священнослужителей. В продолжении 1918 года были закрыты все духовные учебные заведения. В 1918 - 1921 г. г. было национализировано 722 православных монастыря, т. е. более половины из имевшихся до революции. Характерно, что первая волна репрессий против священнослужителей осуществлялась без соблюдения каких-либо юридических формальностей. Новая волна репрессий началась в 1929 году. За период 1929 - 33 гг. было арестовано 40 тысяч церковносвященнослужителей. Большая часть из них была приговорена к заключению в концлагере, остальные - расстреляны. Однако, самыми кровавыми оказались репрессии развязанные коммунистическими властями в 1937 году. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано136.900 православных священнослужителей, из них расстреляно - 85.300; в 1938 году арестовано 28.300, расстреляно - 2l.500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно - 900; в 1940 году арестовано 5.100, расстреляно - 1.100; в 1941 году арестовано 4.000, расстреляно - 1-900. Из 50.000 храмов, имевшихся до 1917года, к 1938 году осталось только 1277 на всю огромную страну. В пределах Беларуси, а точнее в пределах восточной ее части, входившей в состав Советского Союза, из 3,5 тысяч храмов, действовавших до 1917 года, к 1938 году не осталось ни одного. Можно констатировать, что по своему размаху и жесткости, проведенные коммунистической властью гонения на Церковь, явились беспрецедентными в масштабе всемирной истории. По окончании победоносной войны 1941 — 1945 гг. репрессивный характер государственной политики по отнесению к Церкви несколько смягчился. Одной из причин этого было лояльное отношение немецких оккупационных властей к открытию храмов на завоеванных территориях. Не вдаваясь в подробности немецкой политики в отношении Церкви на оккупированной территории, заметим, что немецкие власти здесь разрешили открыть 3732 храма, в том числе на Беларуси — около трехсот храмов. Таким образом число храмов, учитывая те, которые заходились в пределах Западной Украины и Западной Белоруссии, отошедших к Советскому Союзу в 1939 году, а также храмы, переведенные из униатства в православие в 1946 году на Западной Украине, значительно возросло. По подсчетам, произведенным в 1948 году, общее число православных храмов в СССР составило 14.329, в том числе в Беларуси 1044 храма. Монастырей насчитывалось - 85, в т. ч. в Беларуси - 3. В 1947 году возобновились занятия в Минской духовной семинарии, которая разместилась в Свято-Успенском Жировицком монастыре, находящемся в Гродненской области. Несмотря на некоторое потепление, отношение государства к Церкви продолжало характеризоваться строгостью. Так, в первые послевоенные 10-12 лет было отобрано у Церкви свыше ста храмов, главным образом из-за того, что храмы эти открывались во время оккупации в зданиях ранее принадлежавших Церкви, но переоборудованных большевиками под склады, клубы, школы и т.д. В результате общее количество храмов на Беларуси к 1957 году стало составлять 968, из которых 709 были приходскими. Пастырское служение несло 724 священника. Во второй половине 1950-х годов давление на Церковь начало заметно усиливаться. К концу 1950-х - началу 60-х гг. оно приобрело характер крупномасштабного гонения, выразившегося, в первую очередь, и массовом закрытии храмов. Начиная с 1959 года и до конца 1963 года, в Беларуси было закрыто около 600 храмов. В конце 1960-х годов на территории республики действовало лишь 369 храмов. Уже к концу 1963 года были закрыты два из трёх действовавших монастырей. Прекращены занятия в духовной семинарии. В 1961 году был введен запрет на колокольный звон, на благотворительную деятельность по оказанию помощи храмам и монастырям. Запрещены паломничества, проведение религиозных совещаний, открытие в рамках Церкви новых учебных заведений, издательская деятельность, а также проповеди в храмах. Против священнослужителей была развернута клеветническая кампания в средствах массовой информации. Они сами, их семейства, а также простые верующие люди могли быть подвергнуты дискриминации на работе, в школе, армии, в быту. В отличие от гонений предвоенных, в 1960-е годы священников и мирян никто не расстреливал и не отправлял в тюрьмы. Их заставляли по существу отречься от Церкви, а стало быть и от веры, делали изгоями в общественной среде. Здесь кроется особый характер исповедничества, проявленного сотнями тысяч людей. Для полноты картины важно вспомнить, что гонение на Церковь происходило параллельно успехам в космосе и на фоне колоссальной пропагандистской кампании, в ходе которой население мобилизовывалось на форсированное строительство коммунизма, т. е. земного рая, наступление которого обещали через пару десятилетий (известный тезис: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»). Коммунистические идеологи в лице Церкви видели препятствие, ведь она принципиально исключает возможность достижения земного рая и ставит перед человеком совсем иные цели, связанные со спасением и вечной жизнью с Господом. Характерно, что запрещая учиться заповедям Господним кощунники от власти предложили взамен человекобожеский суррогат под названием «Моральный кодекс строителя коммунизма». Как же вели в этих кошмарных условиях наши братья - церковный народ? Следует констатировать, что во второй половине XX столетия с их стороны был явлен миру опыт массового исповедничества. Свидетельствование своей веры во Христа Спасителя и преданность основанной Им Святой Церкви эти люди выражали в нескольких формах. Во-первых, все они молитвенно призывали на помощь себе и своему храму Спасителя, Пресвятую Богородицу, небесного покровителя храма. Некоторые из них пытались с использованием физической силы отстоять храм. Так было в Воложине Минской области, когда несколько сотен жителей городка препятствовали разрушению Свято-Вознесенского храма. Очевидец этих событий свидетельствует: «Людей таскали за руки и ноги по земле, награждая самыми жестокими пинками». Народное сопротивление закрытию храмов было оказано также в деревне Большая Лысица Минской области, в деревне Глазовка Гомельской области, где при закрытии храма между жителями Деревни и милицией, которая прибыла на трех автомашинах, завязался рукопашный бой. Аресты были произведены и при закрытии Свято-Николаевской церкви в Бресте. Сопротивление было оказано также при закрытии храмов в деревнях Сукневичи Гродненской области, Мясота Минской области и в некоторых других местах Беларуси. Другой формой исповедничества стало устное или письменное обличение властей в святотатстве и нарушении прав верующих. 'Гак поступила, например, настоятельница Спасо-Преображенского монастыря в Полоцке матушка Евлампия. В сентябре 1961 года она направила партийно-государственному лидеру СССР Никите Хрущеву письмо, в котором заявила, что меры, направленные против Церкви «напоминают времена Нерона, который уничтожал церкви и преследовал христиан, а также Наполеона, который ставил лошадей в церквях». Один безымянный обличитель и исповедник своей веры в письме на имя высших руководителей государства грозно предупреждал: «Учтите, что Россия никогда не возвратится в прежнее язычество, она искуплена кровью мучеников святых, за что получила название Святая Русь. И это название никогда не исчезнет. Ваша современная затея только разрушает внутренний мир... Это дело даром не пройдет. Мы — верующие, будем молчать, но камни возопиют за нас». Обличительным пафосом наполнены и многие другие письма верующих людей. Однако подавляющее большинство писем в защиту Церкви или конкретных храмов носит просительный характер, зачастую с нелицемерными нотками почтения к адресату. Несмотря на отсутствие обличений, эти письма несомненно свидетельствуют о глубокой вере их авторов в Спасителя и их верности Святой Церкви. Почти все письма носят коллективный характер, ибо подписывались под ними все прихожане храма или по их поручению несколько человек из числа прихожан. Таких писем насчитывается несколько тысяч., Таким образом можно заключить, что во второй половине XX столетия была явлена миру новая форма массового исповедничества, которую условно можно назвать коллективной. Она чем-то напоминает исповеднический подвиг, который был проявлен - в пределах Беларуси в начале XVII века, когда православное население оказывало противодействие введению унии с римо-католическим костелом. Однако, тогда протесты шли в основном от имени православных церковных братств, которые специально организовывались для этих целей. Наши же современники писали свои письма в простоте сердца, видя поругание храма Божия и сокрушаясь при мысли о невозможности посещения его. В этих письмах за почтительность их тона скрывалась большая тревога за свое духовное состояние, а также духовное будущее своих детей и внуков. Исповедники 1960-х гг. отличаются сердечной простотой и нелицемерностью, по-детски чистым упованием на милость Божию и на благоразумие властей. Вот, например, что писали прихожане Свято-Георгиевского храма деревни Пасиничи Гродненской области «Советскому правительству»: «Ведь мы колхозники все свои обязанности выполняем добросовестно, за что же нас наказывают? Ведь мы никому никакого вреда не делаем. (Не напоминает ли это первых христиан в Римской империи? - Г. Ш.), ...если же наше ходатайство не будет удовлетворено, мы отказ примем, как горькую обиду и незаслуженное наказание. - А потому верим, что наше правительство не нанесет нам тяжкого оскорбления». Эта слезная просьба не закрывать церковь, как и в сотнях других случаев осталась неуслышанной. Но зато услышал Господь, ибо Бог поругаем не бывает. В результате смены партийного руководства процесс массового закрытия храмов после 1964 года был остановлен. К концу 80-х годов государство значительно уменьшило свою опеку над Церковью, выпустив ее из «ежовых рукавиц», что позволило церковному народу возвратить отобранные у него в 1960-е года храмы, а также начать строительство новых. Эти обстоятельства свидетельствовали о начале церковного возрождения.

Опубликовано на Порталусе 17 февраля 2003 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама