Рейтинг
Порталус

Проблемы восприятия белорусско-российской интеграции странами Центральной и Восточной Европы и странами Запада

Дата публикации: 24 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: БЕЛАРУСЬ ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ →
Номер публикации: №1096040926


АВТОР: Ирина Пимошенко

ИСТОЧНИК: БЕЛОРУССКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ №4 2000 ГОД


Пимошенко Ирина Ивановна — соискатель кафедры экономической географии зарубежных стран географического факультета Белорусского государственного университета

Конец XX столетия ознаменовался изменениями на политической карте мира. Евразийский континент, казавшийся уже вполне сформированным в географическом, политическом, экономическом отношениях, претерпел существенные преобразования в связи с переменами, произошедшими в бывшем СССР и с распадом единой социалистической системы.

Геополитическим структурам, которые образовались после роспуска Организации Варшавского договора (1989) и распада СССР (1991), необходимо было определить свое место в системе международных отношений как самостоятельных субъектов международной политики.

Для новых независимых государств главным императивом стали государственное строительство, развитие демократических институтов и суверенитет. Такие государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), как Польша, Чешская Республика, Венгрия и страны Балтии, решившись на глубокие перемены и приспособление собственных политических систем к стандартам, принятым в европейских структурах, последовали либерально-демократической модели развития. Иной путь развития выбрала Беларусь; трудно идут процессы трансформации России и Украины.

Факт появления на международной арене, на "постсоветском пространстве" новых межгосударственных образований — СНГ (декабрь 1991 г.) и более яркого Союза Беларуси и России — событие ординарное и в то же время противоречивое, имеющее широкий международный контекст. Проблема объединения двух государств — Республики Беларусь и Российской Федерации, занимающих важное геополитическое положение в Евразии, привлекает внимание как их соседей — государств ЦВЕ, СНГ, так и Запада, продвигающегося на восток в результате расширения ЕС и НАТО.

Интеграционный процесс между Беларусью и Россией, начавшийся еще в декабре 1990 г., когда впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Беларусью был подписан политический договор со сроком действия в десять лет, несмотря на некоторые разногласия между двумя странами, продолжается. Для Беларуси и России с их языковой, этнической, конфессиональной близостью, общей историей это сближение не является чем-то необычным, это, скорее, "реинтеграция" частей когда-то единой страны.

Белорусско-российская интеграция по многим факторам выгодна и России, и Беларуси. Для России она имеет прежде всего геополитическое и военно-стратегическое значение, обусловленное удобным географическим положением Беларуси, по территории которой проходят важные коммуникации, связывающие Россию с Восточной и Западной Европой. Союз с Беларусью позволяет России иметь доступ к Калининградскому анклаву и странам Балтии, экономить средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку объекты ПВО на территории Беларуси обеспечивают безопасность всего пространства Союза Российской Федерации и Республики Беларусь. Россия, в свою очередь, представляет собой гигантский рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства и является поставщиком необходимых стране энергоресурсов. Благодаря функционированию единого таможенного пространства, товарооборот между двумя странами в 1995 г. вырос на 30 %, в 1996 г. — на 29,7 %, в 1997 г. — на 41,4 % (что составило 9,3 млрд дол.), в первые месяцы 1998 г. рост товарооборота продолжался: за январь—август экспорт Российской Федерации в Беларусь увеличился на 10,8 %, импорт — на 15,5 %1. Тенденции роста экономического потенциала белорусско-российского союза продолжились и в 1999—2000 гг. Уже созданы и действуют около 50 совместных белорусско-российских проектов и программ, свыше половины которых нацелены на освоение внешних рынков2.

В последнее время, особенно после событий в Югославии и расширения НАТО до границы с Беларусью, в рамках белорусско-российских отношений особое внимание уделяется сближению двух стран в военной области.

Президент Республики Беларусь А. Лукашенко в союзе с Россией видит возможность для республики укрепить международные позиции и обеспечить ее безопасность. Выступая перед депутатами парламентского собрания 21 января 1999 г. в Минске, он отметил, что Союз России и Беларуси станет реальным противовесом сложившемуся "однополюсному агрессивному трансатлантическому монополизму". По мнению А. Лукашенко, "США присвоили себе право подменять международные организации: Трагедия в Югославии, бомбардировки других стран показывают, что со странами, ослабленными внутренними раздорами, не пользующимися поддержкой союзников, никто не считается". Поэтому "добровольное объединение в союзное государство России и Беларуси при сохранении национальных суверенитетов" должно стать центром, вокруг которого смогут объединиться другие независимые государства, способные совместными действиями отстаивать свои национальные интересы3.

Резкое обострение международной обстановки, вызванное событиями в Югославии, считает А. Лукашенко, "настоятельно требует принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности государства, укреплению наших вооруженных сил". По его словам, ставится задача в ближайшие два года удвоить боевой потенциал белорусской армии. Однако в одиночку противостоять откровенно силовой политике США и НАТО при всем желании Беларусь не сможет и поэтому жизненно необходимо тесное взаимодействие с Россией в сфере обороны4.

Создание союзного государства Беларуси и России сказывается на соседних странах. Учеными, исследователями, политическими деятелями высказываются различные точки зрения о влиянии союза на соседние государства и на регион в целом.

Польша неоднозначно смотрит на интеграционный процесс, происходящий на границе со своим восточным соседом. Польша, принятая в НАТО в марте 1999 г. и являющаяся одной из первых стран в списке кандидатов на вступление в ЕС, стремится усилить свое влияние на Украину, Беларусь, Литву и быть своего рода гарантом безопасности Запада с этими странами. Специалисты опасаются, что Союз Беларуси и России, в том случае, если его удастся реализовать, подразумевает продвижение России на запад, и польско-русская граница будет рассматриваться как линия раздела между Россией и объединенной Европой.

Вице-премьер Польши А. Томашевский высказал опасение по поводу набирающих силу интеграционных процессов между Россией и Беларусью, полагая, что любой проект, имеющий целью усиление России, не сулит ничего хорошего для его страны5.

Известный польский политолог, профессор А. Каминьский обеспокоен нестабильностью в Республике Беларусь "из-за установления автократического режима"; он считает, что в зависимости от того, чему будет способствовать союз: или позитивным изменениям в обеих странах, или подавлению этих тенденций, он станет фактором стабильности или неспокойствия в Беларуси и всем регионе6.

В конце 1998—начале 1999 г. польские власти не были уверены, что союз двух восточных соседей Польши увидит свет. Так, представитель правительства Польши Я. Селин, давая интервью "The Warsaw Voice", отметил, что "отношения между Россией и Беларусью не сюрприз для Польши, но, мы надеемся, и не угроза"7. А представитель Польского МИД П. Добровольский продолжил: "Отношения между Беларусью и Россией — это скорее проект, замысел, нежели что-то, что может быть реализовано в действительности". И далее добавил, что "конституции двух стран не способствуют его осуществлению"8.

Украинский ученый Г. Перепелица проявляет обеспокоенность объединительным процессом, происходящим между двумя славянскими народами. По его мнению, Россия стремится реанимировать свое господство над значительной частью бывшего Советского Союза, и Беларусь рассматривается в планах Москвы как одна из мишеней. Это может создать угрозу для безопасности Украины и вынуждает ее определенным образом планировать свою оборону9.

Часть литовских и латвийских политиков говорят о восточной границе стран Балтии как о границе Европы и предпочли бы видеть Россию подальше от границ своей территории. Так, литовский президент В. Адамкус в своем интервью от 16 апреля 2000 г. польскому журналу "Wprost" сказал: "Прибалтика и Польша должны играть особую роль в этой части Европы (Центральной), потому что мы находимся на границе, позади которой располагается реальная Восточная Европа и начинается Россия"10. Латвийский президент В. Вике-Фрейберга говорит о том, что нестабильность в России очень ее волнует и она не исключает возможности второй русской оккупации: "Россия очень непредсказуема. Страна не очень стабильна. Ее демократическая основа — сомнительна. Россия должна смириться с фактом, что мы больше не советская республика. Латвия — суверенное государство, заинтересованное вступить в НАТО и ЕС"11.

Специалист по проблемам международных отношений и внешней политики Литвы А. Грицюс, говоря об объединительном процессе между Беларусью и Россией, не подвергает сомнению право двух стран на сближение при условии, что оно не создаст проблем третьим странам. Для его страны источником потенциальных угроз является русское военное присутствие в Калининградской области, и в этом контексте очень важно поведение Беларусси. По его словам, Республика Беларусь является одной из немногих европейских стран, предугадать политику и дальнейшее развитие которой сложно, что вызывает беспокойство у Литвы и соседей Беларуси12.

Распад СССР и появление новых независимых государств было позитивно воспринято на Западе. Поведение России в начале 90-х гг. было осторожным, без проявления очевидных имперских амбиций. Беларусь, на ранней стадии существования как независимое государство мало интересовала Запад и рассматривалась им в контексте "российского продолжения". Запад (в основном, официальная позиция США) по вопросу постсоветской интеграции придерживался позиции, заключающейся в том, что страны бывшего СССР имеют право самостоятельно и демократически решать свою судьбу.

Начиная с июня 1994 г. Беларусь быстро и неуклонно превращается в проблемное государство. Озабоченность вызывает внутренняя политика страны, а именно нарушение прав человека властями страны13. На Западе начинают смотреть с опасением на возможность воссоздания центра силы в Евразии. Оценки Западом российско-белорусского сближения становятся более негативными после референдума 1996 г. В частности, по поводу подписания Договора о создании Союза Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. представитель госдепартамента США Н. Бернс отметил, что "мы не против объединения двух стран, но мы считаем, что такой процесс должен быть добровольным и отражать взаимные пожелания двух стран". И продолжил: США относятся с уважением к России как свободной и демократической стране, но испытывают тревогу по поводу Беларуси. На встрече, которая состоялась в Вашингтоне 3 февраля 2000 г. между заместителем государственного секретаря США С. Тэлботтом и бывшим председателем Верховного Совета Республики Беларусь С. Шарецким, а также депутатами Верховного Совета 13-го созыва С. Шушкевичем и Л. Грязновой, была изложена еще одна официальная позиция США по вопросу белорусско-российской интеграции. Господин С. Тэлботт выразил обеспокоенность негативными процессами по "удушению" демократии в Беларуси, а также "готовность оказать реальную помощь демократической оппозиции Беларуси". Кроме того, господин С. Тэлботт подчеркнул, что "поддержкой США будут пользоваться только те политические группы, которые своим главным приоритетом считают независимость Беларуси как государства". Он также сказал, что, "насколько Россия будет ускорять процессы поглощения Беларуси, настолько же у нее будут таять шансы интегрироваться в мировое сообщество"14.

Сын известного американского ученого и политического деятеля З. Бжезинского, И. Бжезинский, который является членом комитета по международным делам, посетив Беларусь 20—22 апреля 2000 г., дал интервью европейскому изданию "The Wall Street Journal": "Пребывание в Минске — подобно сделанному шагу назад, в старый СССР. Памятники В. Ленину и основателю КГБ Ф. Дзержинскому все еще гордо стоят в центре столицы, люди стоят в долгих очередях в госмагазинах, чтобы купить хлеб, обувь: милиция стоит на каждом углу улицы. Беларусь даже не задумалась, чтобы изменить название Комитета государственной безопасности". И делает вывод: "Беларусь — это быстро развивающаяся Куба в Европе"15.

В печати сложно найти высказывания западноевропейских политиков по проблеме объединения Беларуси и России. В целом для них характерна позиция нежелательности усиления интеграционного процесса вокруг России. Они опасаются, что Союз Беларуси и России, построенный на антизападной основе, будет препятствовать сотрудничеству в Европе.

Влиятельная германская газета "Welt" писала, что объединение двух стран представляло бы угрозу процессу демократизации в России, поскольку белорусский президент вынашивает планы стать преемником Ельцина16; однако время показало несостоятельность таких оценок. В германской прессе писалось также, что экономическая интеграция бывших советских республик имеет свою логику, но в нынешней ситуации за счет углубления интеграции между Беларусью и Россией проблемы, стоящие перед экономикой обеих стран, не могут быть разрешены17.

Государственный министр Германии Г. Ферхойген отмечает, что если бы Беларусь больше ориентировалась на нормы Европы по правам человека и демократии, ей легче было бы наладить сотрудничество с Европой, и что уважение прав оппозиции является одним из основных критериев демократического государства. "В Германии никто не имеет ничего против тесного сотрудничества между соседями — Беларусью и Россией. Мы заинтересованы, чтобы Беларусь была суверенной, демократичной, правовой страной: а суверенные государства сами строят свои отношения с партнерами"18.

Итак, объединительный процесс между Беларусью и Россией неоднозначно воспринимается в странах Центральной и Восточной Европы и на Западе. Западные аналитики, считая этот процесс вполне рациональным, исторически, экономически, политически и социально обусловленным, все же в некоторых случаях применяют двойное трактование этого процесса. Тревогу, по их мнению, вызывает практическая его реализация, а также влияние белорусско-российской интеграции на стабильность в мире. Важным моментом такого союза они считают проведение взвешенной государственной политики и решений, которые принимаются политическими руководителями обоих государств, а также вопрос интеграции политических режимов.

Подводя общий итог, можно отметить, что белорусско-российский интеграционный процесс является, безусловно, важным и необходимым для обеих стран. На наш взгляд, для укрепления этого процесса следовало бы сделать экономическую интеграцию приоритетным направлением развития (через создание таможенного союза, общего рынка, введения единой валюты и т. д.). Кроме того, необходимо дальше развивать процессы демократизации всех сфер общества в Беларуси и России. Интеграционный процесс между Беларусью и Россией, в котором не будут ущемлены суверенные права его участников, будет ликвидирован перекос в демократических институтах, экономическом и политическом устройстве двух государств, а экономика достигнет высокого уровня, станет привлекательным для государств-соседей и Запада и будет восприниматься ими без опасений.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Шурубович А. В. Проблемы и перспективы российско-белорусских экономических отношений // Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы. Материалы Второго "круглого стола" белорусских и российских ученых (Минск, 26—27 января 1999 г.). С. 69.
2 Донской А. Эффект партнерства // Советская Белоруссия. 2000. 7 июля.
3 Независимая газета. 1999. 22 января.
4 Ковалев В. Белоруссия намерена крепить оборону // Красная звезда. 1999. 30 июня.
5 Беларусь сегодня. 1999. № 10. С. 57.
6 Каминьский А. Положение в Белоруссии как угроза безопасности Польши // Белоруссия на перепутье: в поисках международной идентичности. М., 1998. С. 131.
7 Oljasz T. Another European Union // The Warsaw Voice. 1999. 8 January.
8 Ibid.
9 Перепелица Г. Белорусско-российская военно-политическая интеграция и ее влияние на безопасность Украины // Белоруссия на перепутье: в поисках международной идентичности.
10 Potocki J. Sasiad Strategiczny // Wpost. 16.04.2000. P. 88—89.
11 Russia Makes Me Nervous — Latvia's Vike-Freiberga // Reuters. 2000. 27 May.
12 Грицюс А. Влияние "белорусского фактора" на внешнюю политику Литвы и стабильность в Балтийском регионе // Белоруссия на перепутье: в поисках международной идентичности. С. 160.
13 Гарнетт Ш., Легволд Р. Введение // Белоруссия на перепутье: в поисках международной идентичности. С. 16
14 Грязнова Л. США готовы оказывать реальную помощь демократической оппозиции Беларуси // Народная воля. 2000. 15 февраля.
15 Belarus Update. Vol. 3. N. 20. 2000. May.
16 Welt. 1997. 24.5.
17 Junge Welt. 1997. 4.8.
18 Ферхойген Г. Отношения с Беларусью развиваются не так, как хотелось бы // Белорусская газета. 1999. 29 марта.

Опубликовано на Порталусе 24 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама