Рейтинг
Порталус

К вопросу о государственной идеологии Республики Беларусь

Дата публикации: 24 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: БЕЛАРУСЬ ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ →
Номер публикации: №1096041022


О содержании понятий "политическое сознание" и "политическая идеология"
Понятие "политическое сознание"

Подойти к уяснению содержания данного понятия можно на основе философской трактовки понятия сознание, которое в самом общем виде обозначает высший уровень духовной активности человека как социального субъекта.
Политика, политические отношения являются частью общественного бытия. Соответственно и политическое сознание выступает как отражение в духовной жизни людей в первую очередь их политического бытия - всего разнообразия политической жизни, политических процессов и явлений. Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия, его непременным составляющим элементом. Политика - это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической действительности, осознание своих устремлений, формулирование цели, выбор средств и способов ее достижения.
Таким образом, политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие да объективные связи как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества.

Социальные носители политического сознания

Как и сознание в целом, политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений. Как известно, субъектами политики выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Они и являются социальными носителями политического сознания. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества.
Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Политическое сознание группы и общества не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания. В свою очередь, личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.

Уровни политического сознания

Политическое сознание системно по своему характеру, оно имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания - это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. По крайней мере, в структуре политического сознания можно выделить такие уровни, как обыденный, эмпирический и теоретический.
Обыденный уровень политического сознания - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия будничной общественной жизни. Характерной его особенностью является эмоционально-рассудочное осмысление действительности. Имея дело главным образом с внешними проявлениями политических процессов, обыденное сознание, как правило, не проникает в их сущность, не поднимается до понимания их глубинных противоречий и закономерностей. Поэтому в содержательном отношении оно характеризуется размытостью, отрывочностью и несистематизированностью представлений о политических явлениях. Однако его простая логика, основанная на так называемом "здравом смысле", служит достаточно надежным ориентиром в происходящих политических событиях.
В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания можно квалифицировать такой феномен, как общественное мнение. Под таковым понимается исторически обусловленное и изменяющееся состояние сознания больших групп людей, заключающее в себе их отношение к проблемам, важным для общественно-политической жизни.
Общественное мнение – конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества. Из первоначально единичных или немногих совпадающих суждений в определенных условиях может возникнуть общественное мнение. Но для того, чтобы суждение по политической проблеме приобрело характер общественного, необходимо чтобы оно имело достаточно широкое распространение, чтобы его разделяли очень многие люди.
Эмпирический (от греч. empeiria – опыт) уровень политического сознания – это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах.
Теоретический уровень политического сознания – это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Он выступает как система идей и представлений, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности фактов и явлений, относящихся к социально-политической сфере общества. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о закономерных, существенных связях и отношениях социально-политической действительности. Содержание политического сознания на теоретическом уровне закрепляется в форме научных понятий и категорий, а также социально-политических теорий, учений, концепций и доктрин.
Теория (от греч. theoria – наблюдение, исследование) в широком смысле слова - это комплекс идей, понятий, принципов и представлений, объясняющих какой-либо класс явлений. В более узком смысле теория есть высшая, опытно обоснованная, логически непротиворечивая система знания, дающая целостное представление о существенных свойствах, закономерностях, причинно-следственных связях, определяющих характер функционирования и развития определенной области реальности.
Политические или социально-политические концепции, учения и доктрины по сравнению с теорией являются более узкими по своему предмету и менее глубокими по уровню обобщения формами отражения политической действительности. Например, политическая концепция (от лат. соnceptio – понимание, система) – это определенный способ понимания, трактовки какого-либо политического явления или процесса, основная точка зрения на тот или иной вопрос общественной жизни. Этот термин употребляется также для обозначения ведущего замысла в политической деятельности. Социально-политическое учение есть совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений социально-политической действительности. В некоторых случаях учением называют систему социально-политических воззрений того или иного мыслителя (например, учение Платона, учение Макиавелли, учение Маркса и т.д.) Политическая доктрина (лат. doktrina – учение) чаще всего выступает как более или менее последовательно изложенная концепция, совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению политических явлений и к организации политической деятельности.

Типы политического сознания

Понятие "тип политического сознания" используется для характеристики существенных особенностей отражения в сознании различных категорий людей политических явлений и связанного с этим своеобразия их отношения к политической действительности. Такое своеобразие закрепляется в политических позициях, занимаемых различными субъектами общественных отношений и проявляющихся в тяготении к специфическому или постоянному политическому поведению. Здесь важно подчеркнуть момент повторяемости, в ходе которого только и могут проявиться истинные политические воззрения и убеждения людей, реальный уровень и характер их политического сознания. Нет иного способа выявления особенностей политического сознания людей, кроме анализа их реального политического поведения.
Все многообразие идейно-политических убеждений и позиций людей можно классифицировать по различным основаниям, позволяющим выделить наиболее характерные черты их политического сознания. В литературе чаще всего встречается типологизация по следующим основаниям: по социально-классовому составу участников политики, исходя из того, что политическому сознанию определенных социальных групп присущи специфические черты; по приверженности людей к тем или иным общественным идеалам и ценностям; по характеру отношения различных групп к институтам государственной власти; по предрасположенности людей к тому или иному способу деятельности в области политики; по особенностям эмоционально-психологических переживаний, связанных с ходом политических процессов. Разумеется, можно назвать и другие основания для типологизации политического сознания. Укажем на наиболее часто встречающиеся типы политического сознания.
В марксистской литературе традиционно выделяются следующие типы классового политического сознания: буржуазное, мелкобуржуазное и пролетарское.
В зависимости от приверженности людей к определенным общественным идеалам и ценностям политическое сознание может быть: либеральным, выдвигающим в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида; консервативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей; социалистическим, ориентирующимся на приоритет в политике принципов коллективизма, социального равенства и справедливости; интернационалистским, направленным на реализацию в первую очередь общих интересов и целей народов; националистическим, отличительной чертой которого является убеждение в превосходстве одной нации над другими, признании верховенства ее интересов в политике даже в ущерб интересам личности, интересам других наций. Очевидно, что идейные убеждения людей весьма и весьма разнообразны, и поэтому дать исчерпывающий перечень типов политического сознания по этому критерию невозможно.
В литературе встречается также типологизация политического сознания в зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как политическому институту. Одни люди признают его общественное значение, видят в нем важное средство решения всех социальных проблем и даже склонны абсолютизировать роль государства. В данном случае говорят об этатистском (от фр. etat - государство) типе политического сознания, ориентирующемся на активное участие государства в общественных процессах, в том числе и в сфере экономики. Однако всегда имеется какая-то часть людей, которая, напротив, скептически относится к государству или вообще отрицает его позитивную роль в общественной жизни. В этом случае имеет место анархистский (от греч. аnarchia - безначалие, безвластие) тип политического сознания, для которого характерна ориентация на безгосударственное регулирование общественных процессов и прежде всего в сфере материального производства.
В зависимости от приверженности субъектов политики к тем или иным формам политического устройства общества и, следовательно, к способам организации политической жизни можно выделить демократический, авторитарный и тоталитарный типы политического сознания. Первый ориентируется на принципы и нормы демократических форм политической жизни, второй - на неограниченную власть одного лица, третий - не только на неограниченное господство, но и на полный контроль .властвующего субъекта (отдельной личности или группы) над всеми сторонами жизни общества. Каждый из указанных типов политического сознания встречается в различных обществах и среди различных субъектов политических отношений.
В зависимости от ориентации на тот или иной характер социальной деятельности субъекта политическое сознание может быть консервативным, (ориентирующимся на сохранение прежних общественных порядков), радикальным (ориентирующимся на коренные, решительные преобразования), реформистским (ориентирующимся на осуществление социальных изменений путем реформ) и революционным (ориентирующимся на осуществление резкого скачкообразного перехода от одного качественного состояния общества к другому).
Следует иметь в виду, что тот или иной тип политического сознания в чистом виде встречается редко. В действительности в сознании и поведении одного и того же субъекта политических отношений может одновременно проявляться несколько типичных черт.
Необходимо подчеркнуть и то, что существует и проявляется политическое сознание как результат синтеза всех его составляющих элементов.

Политическая идеология

Термин идеология (от греч. idea - мысль, замысел и logos - слово, понятие) ввел французский ученый Деспот де Траси (1754 - 1830). В самом широком смысле им обозначается система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной за закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.
Понятие политическая идеология имеет более узкий и специфический смысл. Это относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений - индивиды, социальные группы, классы, нации, общество - осознают свои политические позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления.
Непременным компонентом политической идеологии является исторически и социологически обоснованная политическая программа. Иногда понимают программу как систему запланированных действий и целей, как "документ", "источник", содержащий описание данных действий. На наш взгляд, политическую программу следует понимать гораздо шире. Она формулирует общественные цели, идеалы и ценностные ориентиры, а также определяет пути и способы их утверждения. Такая программа включает в себя также систему установок, императивных требований к поведению своих сторонников, благодаря чему идеология распространяет свое воздействие не только на интеллектуальную, но и на волевую сторону сознания. Политическая программа, есть конкретизация идеологии по уровням, направлениям, принципам, средствам и методам действия.
Политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Вне идеологии не бывает политического действия. Именно идейно-политические представления, трансформируясь в систему убеждений и позиций человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства. Без таким образом понимаемой идеологии не может существовать никакое политическое движение, ни одна политическая партия, вне зависимости от своих высказываний по данному поводу (имеются в виду появляющиеся время от времени разговоры о "деидеологизации" политической жизни).

К вопросу о государственной идеологии Республики Беларусь

О понятии "государственная идеология"

Прежде всего обратимся к определению понятий "идеология", "политическая идеология", "государственная идеология" ("идеология государства"), "идеология государственности" и выяснению соотношения между ними.
Понятие "политическая идеология" имеет более узкий и специфический смысл. Это - относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений (включающая в себя наряду с эмпирически проверенными положениями также мифы, верования и, скажем так, даже намеренную ложь), в которых различные субъекты политических отношений - индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом - осознают свои политические позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления и действия.
Мы исходим из того, что народы выступают одним из самых главных субъектов политических отношений и, следовательно, являются носителями определенных идеологических (идейно-политических) воззрений, в которых они осознают самих себя как целостность, свое положение в окружающем мире, свои интересы как единого сообщества и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. В числе таких представлений каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает и определенную сумму идей относительно способов своего оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм своих взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией. Доминирующую же в национальном сознании идею, которой данный народ выражает смысл своего исторического существования, принято называть национальной идеей.
Поскольку выразителем и основным орудием реализации национальных интересов является государство, то обслуживающую их совокупность идей, понятий, представлений, убеждений, верований и, если хотите, "заблуждений", можно назвать также государственной идеологией или, что одно и то же, идеологией данного государства. Не существует государственно оформленных сообществ людей, т. е. наций или народов, без своей государственной идеологии.
Понятие "государственная идеология" включает в себя широкий комплекс идей и представлений, выработанных данным народом или, что одно и то же, данной нацией относительно своего прошлого, особенностей своего становления и развития в качестве социально-политической целостности, о своем месте и роли в современном мировом сообществе, основных направлениях и задачах своей внутренней и внешней политики, путях и способах их осуществления.
Понятие же "идеология государственности" есть частное понятие по отношению к понятию "государственная идеология". Идеология государственности есть систематизированная сумма выработанных данным народом идей и представлений о предпосылках и об истории становления и развития своего государства, особенностях устройства институтов государственной власти своей страны, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития данного государства, формах и способах его взаимодействия с другими государствами и народами. Очевидно что данная сумма идей есть необходимая часть государственной идеологии.

Элементы государственной идеологии Республики Беларусь

В настоящий момент можно лишь обозначить основные элементы государственной идеологии Республики Беларусь, т. е. указать предмет тех жизненно важных для белорусского народа ценностей и приоритетов, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его институтами. Естественно, они должны вбирать в себя как ценности, выработанные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Всю их совокупность можно определенным образом сгруппировать и назвать полученный ряд составными элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать значимые для данного народа ценности - идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения - историко-культорологического, политического, экономического и социально-гуманитарного характера.
Историко-кулъторологичекая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа или, что то же самое, особой нации. К данному элементу государственной идеологии относятся также представления о месте и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении их этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития славянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировой цивилизации.
Политическую составляющую государственной идеологии Республики Беларусь образует прежде всего комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны, степени соответствия ее институтов современным потребностям, а так же относительно направлений и путей их дальнейшего развития.
Политическая составляющая государственной идеологии включает в себя представления о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, а также совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом, политическом процессе.
Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования и развития национальной экономики. Она включает в себя разделяемые белорусским народом представления об особенностях организации своей экономической жизни, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования., понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления относительно справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни. Данная составляющая содержит также идеи и представления, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве.
Социально-гуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Речь идет прежде всего о подходе к человеку как высшей ценности и цели общества и государства, об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Социально-гуманитарная идеология включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере развития науки, культуры и образования. Каждое государство вырабатывает и реализует определенные подходы к регулированию семейных отношений, к культивированию определенных нравственных норм жизни своих граждан.
Будучи элементом политического сознания общества, государственная идеология также есть многоуровневый феномен. По крайней мере, можно выделить высший, средний и низший уровни ее проявления.
Высший уровень образуют сочинения, претендующие на научность. Это -учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи и доклады, написанные с использованием формального аппарата и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности общества. Второй, или средний, уровень государственной идеологии составляют произведения, в которых популяризируются и пропагандирующие идеи, содержащиеся в вышеуказанных сочинениях. Сюда относятся книги, статьи, лекции, доклады, беседы, интервью широкого круга специалистов. Низший, или третий, уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе закрепляется содержание государственной идеологии - произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, концертные программы, школьные уроки и даже реклама.

Предпосылки действенности государственной идеологии

Важнейшим условием эффективности государственной идеологии, ее способности обслуживать реальные интересы белорусского народа является наличие некоего критического уровня согласия между различными социальными силами нашего общества относительно основополагающих социальных ценностей, принятие их большинством граждан страны в качестве ориентиров и установок деятельности всего общества.
Судя по программным документам различных политических партий, не по всем указанным выше элементам государственной идеологии Республики Беларусь в нашем обществе имеется достаточно широкое согласие.
Однако уже сегодня по целому ряду социальных ценностей и политических установок в нашем обществе достигнута достаточно высокая степень согласия. К таким идеям, принципам и представлениям, с моей точки зрения можно отнести:
в политической сфере – признание в качестве высшей ценности и цели общества и государства человека, обеспечение реальных гарантий прав и свобод личности, дающие возможность всем гражданам равного доступа к участию в государственных и общественных делах; признание в качестве основополагающих для нашего общества таких ценностей, как верховенство права, разделение и взаимодействие властей, свободные, равные, прямые и тайные выборы, многопартийность, сочетание государственного управления и местного самоуправления;
в экономической сфере – обеспечение равноправия всех форм собственности и хозяйствования, становление многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, открывающей возможности для деловой активности и предприимчивости, для свободной и творческой трудовой деятельности граждан; регулирующая роль государства протекании экономических процессов;
в социальной сфере – признание равноправия различных социальных классов, слоев, групп и общностей, обеспечение справедливости, солидарности и партнерства в отношениях между ними, создание мощного среднего класса -инженерно-технических работников, врачей, преподавателей, юристов, высококвалифицированных рабочих, служащих, - как необходимой предпосылки социально-политической стабильности в обществе;
в духовной сфере – свободное самоопределение человека в его мировоззрении, идейных позициях и духовных предпочтениях (свобода совести), плюрализм мнений, идей и убеждений, рационально-критическое отношение к действительности, толерантность, гуманизм.
Исключительно важным представляется закрепление с согласия всех социально-политических сил общества основополагающих ценностей народа в Основном Законе Республики Беларусь. Конституция любого современного демократического государства концентрирует фундаментальные положения идеологии данного народа, выполняют консолидирующую роль в жизни общества. И напротив, если этот важнейший документ односторонне отражает узкоэгоистические интересы какой-либо части общества в ущерб интересам целого, он перестает выполнять объединяющую нацию функцию. Более того, при подобных условиях Конституция страны становится источником социальных коллизий, она может провоцировать открытое противоборство различных социальных сил. Нам, видно, еще предстоит предпринять определенные усилия к тому, чтобы Конституция Республики Беларусь была безоговорочно принята всеми социально-политическими силами белорусского общества, стала предметом национальной гордости белорусов.




Список используемой литературы:

1. Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология – Минск. 1998.
2. Белов Г.А. Генезис политических идей и истоки политологии как науки // Кентавр. 1993. №3.

Опубликовано на Порталусе 24 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама