Рейтинг
Порталус

Внешние связи Белорусской православной церкви: краткий обзор

Дата публикации: 24 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: БЕЛАРУСЬ ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ →
Номер публикации: №1096041113


АВТОР: Леонид Федотов

ИСТОЧНИК: БЕЛОРУССКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ №3 1999 ГОД


Федотов Леонид Андреевич — студент отделения международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета

Как известно, разветвленную систему международных связей поддерживают в нашей республике не только органы государственной власти, но также ряд учреждений, предприятий, фирм, общественных организаций ("народная дипломатия"). Особое место и по целям осуществляемого международного общения, и по его формам, кругу его участников занимает система внешних связей конфессиональных объединений Беларуси, в том числе Белорусской православной церкви (БПЦ). Их специфика — в сочетании форм чисто церковного характера (межцерковный диалог, отношения с поместными автокефальными церквами) и форм, характерных для "народной дипломатии" в целом (гуманитарное, просветительское, научное сотрудничество).

До 1989 г. православная церковь Беларуси организационно существовала в форме Белорусской епархии, поэтому применительно к этому периоду мы не вправе говорить о каких бы то ни было внешних связях БПЦ. Новой вехой в истории православия на Беларуси стало создание Белорусского экзархата и Святого синода БПЦ в октябре 1989 г. Статус экзархата предполагает значительную самостоятельность административной церковной единицы, в частности в вопросе ведения межцерковного диалога1. После провозглашения Беларуси независимым государством возник вопрос о предоставлении БПЦ статуса автокефальной. Представляется, однако, что нынешний статус БПЦ не препятствует развитию ее внешнего практического сотрудничества. "Мы получили от Матери-Церкви очень большую степень самостоятельности... Поэтому нет никаких препятствий в развитии нашей внутренней церковной жизни, внешних отношений..." — говорит Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси2. Ныне, таким образом, характер внешних отношений БПЦ определяется, с одной стороны, пребыванием в административном подчинении Московского патриархата (при осуществлении значительных акций в сфере развития внешних связей испрашивается соизволение Патриарха Московского и всея Руси), а с другой стороны — положением Белорусской православной церкви как наиболее влиятельного конфессионального объединения независимого государства, находящегося на историческом и географическом рубеже восточной и западной ветвей христианства.

В понятие "внешние связи" мы не включаем отношения в рамках Русской православной церкви (РПЦ), ее административных единиц (это не касается православных общественных организаций, учебных заведений). Помимо юридического статуса экзархата, предполагающего значительную административную самостоятельность, в развитии внешних связей БПЦ существенную роль играет личностный фактор: более 30 лет своего служения на различных церковных послушаниях посвятил развитию международных отношений Русской православной церкви Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет, снискав большой авторитет в христианском мире как деятельный участник межцерковного диалога и миротворческой деятельности церкви3.

1. Межцерковные связи

Проблема развития и совершенствования межцерковных связей (отношений с неправославными христианскими церквами) является одной из главных проблем христианства. Для нашей страны (где сосуществуют 26 официально зарегистрированных конфессий) особую актуальность приобретает проблема сохранения межконфессионального мира между православной и римско-католической церквами, которые являются ядром религиозной жизни4. Этому способствует конструктивная позиция Русской православной церкви и Белорусской православной церкви, которые рассматривают единство последователей христианства как аксиому и всегда готовы к продолжению межцерковного диалога5.

Одной из наиболее плодотворных форм развития и укрепления межцерковных связей является проведение богословских экуменических встреч, которые представляют собой научно-практические конференции, посвященные обсуждению одной или нескольких тем. Темы могут носить чисто богословский характер либо касаться проблем общественной значимости. Так, темами богословского собеседования представителей РПЦ и Германской епископской конференции католической церкви во главе с кардиналом Фридрихом Веттером, проходившего в Минске 13—17 мая 1998 г., было "Единство и многообразие в церкви"; представителей РПЦ и Евангелической церкви Германии — "Церковь, народ, государство в Европе". Целью встреч является стремление к расширению и углублению понимания обсуждаемых проблем, определение различий в их толковании. Кроме значения таких собеседований для анализа сугубо богословских проблем важен сам факт межконфессионального диалога — встреч представителей различных христианских церквей. О значимости этих мероприятий говорит внимание к ним и их участникам со стороны представителей власти республики, средств массовой информации.

Наиболее часто богословские собеседования проводились с представителями конфессиональных объединений Германии и Всемирного совета церквей, объединяющего более 300 христианских церквей (исключая католическую) из 100 стран мира и активно участвующего в дискуссии по проблемам международной значимости. Диалог осуществляется на различных уровнях: РПЦ и неправославная церковь определенного государства, группа православных церквей и альянс неправославных церквей.

В качестве примера такого значительного события можно привести Второй официальный диалог между православной церковью и Всемирным альянсом реформатских церквей (Минск, 1990 г.). С православной стороны в нем участвовали представители 9 поместных автокефальных церквей, с реформатской — делегаты из Индии, Германии, Великобритании, Швейцарии, Австралии, США. Минск был местом проведения двенадцатого собеседования в рамках известного двустороннего богословского диалога Арнольдсхайн между РПЦ и Евангелической церковью Германии, основанного в 1959 г. Помимо богословских форумов, на базе Белорусского экзархата проводятся также миротворческие межконфессиональные конференции. Одна из них проходила в Минске в 1996 г. и называлась "Призваны к одной надежде в союзе мира". Она собрала представителей практически всех религиозных объединений стран СНГ и Балтии, которые обсудили роль церквей и религиозных объединений в решении национальных, социальных и нравственных проблем; вопросы церковно-государственных отношений и сотрудничества христиан в регионе.

Отметим, что межцерковные собеседования, встречи, местом проведения которых является Минск, осуществляются под эгидой Белорусского экзархата между РПЦ и неправославными церквами. Высокий личный авторитет Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета, желание гостей познакомиться с религиозной и общественной жизнью нашей страны — причины, которые чаще всего способствуют избранию столицы Беларуси местом проведения этих мероприятий. Ряд делегаций зарубежных неправославных церквей, прибывающих в республику, имеют встречи с архиереями БПЦ, посещают приходы, монастыри, ее учебные заведения, в основном в знак уважения к православной церкви Беларуси, а также с ознакомительными целями. Эти встречи несомненно имеют положительное значение для достижения большего понимания по ряду вопросов между различными христианскими конфессиональными объединениями.

В октябре 1997 г. прошла встреча митрополита Филарета с примасом Польши кардиналом Юзефом Глемпом и кардиналом г. Вроцлава Генрихом Гульбиновичем в рамках их визита на Беларусь (в 1987 г. митрополит Филарет был награжден высшей наградой Католической церкви Польши — орденом епископа Францишека Ходура первой степени).

Сближению различных христианских церквей призваны содействовать усилия по решению общих задач, стоящих перед ними. Важнейшими из этих задач являются сдерживание повсеместного распространения влияния лжехристианских сатанинских сект и совместная работа по решению социальных проблем (в частности по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС)6.

2. Отношения с поместными автокефальными церквами

БПЦ исходит из того, что автокефалия (от греч. autos — сам, kephale — голова) — естественное состояние ряда церковных регионов. В то же время вполне естественным является стремление значительных богословских и церковноприходских кругов в православии к братскому межхристианскому сближению. Ведь разобщенность не только не позволяет эффективно отвечать на вызовы времени, но создает почву для внутри- и межцерковных раздоров. Примером тому может служить ситуация, возникшая вокруг юрисдикционного подчинения православных приходов Эстонии и последовавший затем конфликт между РПЦ и Константинопольским Вселенским патриархатом.

В отношениях БПЦ и поместных автокефальных церквей нет понятия приоритетности. Считается, что они являются членами одной духовной семьи. Однако в силу определенных факторов связи между разными церквами имеют различную степень интенсивности.

Активное сотрудничество поддерживает БПЦ с Православной церковью Польши (автокефалия с 1923 г., официально признана в 1948 г., 4 епархии, более 300 храмов). Это связано и с тем, что последняя объединяет значительное число верующих этнических белорусов, способствуя сохранению их этнической и культурной самобытности, и с тем, что на территории Польши, особенно в Белостокском воеводстве, находится ряд святынь, представляющих одинаковую духовную ценность для православных верующих в обеих странах, и, видимо, с тем, что Беларусь — ближайшее государство, где православие имеет столь значительное распространение. В 1990 г. в Минске прошло специальное совещание руководства БПЦ и Христианско-общественного союза Польши, представители которого прибыли на Беларусь с целью изучения возможностей создания и реализации конкретных проектов в области информационно-издательской, культурной, экономической деятельности. В состав Христианско-общественного союза входят все ведущие конфессии Польши, но его двусторонние отношения с БПЦ имеют в качестве основы плодотворный опыт христианского сотрудничества Белорусской и Польской православной церквей, который охватывает обмен духовной литературой, обучение студентов в духовных учебных заведениях, паломничество верующих на места православных святынь Польши и Беларуси. Было принято решение провести рабочую встречу с участием представителей основных христианских конфессий Польши и Беларуси и заинтересованных общественных организаций двух стран. Беларусь неоднократно посещали архиереи Польской православной церкви: митрополит Варшавский и всея Польши Савва (в прошлом архиепископ Белостокский и Гданьский), архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия, епископ Люблинский и Хелмский Авель. В июне 1998 г. митрополит Филарет нанес визит в Польшу для участия в праздновании 500-летия Свято-Онуфриевского монастыря. Во время торжеств состоялась его встреча и с представителями Румынской православной церкви.

Личностный фактор содействует укреплению отношений БПЦ со Вселенским патриархатом (несмотря на возникшие между ним и РПЦ вышеупомянутые разногласия) и Элладской православной церковью. В первом случае сотрудничество развивается в значительной степени благодаря деятельности экзарха всея Европы Вселенского патриархата Дамаскина и митрополита Тиролойского и Серентийского, директора Института патрологических исследований г. Салоники Пантелеймона. Владыка Дамаскин неоднократно посещал Беларусь, участвовал в организации гуманитарной помощи для жителей районов, пострадавших от аварий на ЧАЭС. Он является крупным ученым, исследователем в области взаимоотношений церкви и государства, горячим сторонником укрепления тесного сотрудничества с богословскими и научными кругами Беларуси, за что был удостоен звания доктора honoris causa Белгосуниверситета. Сотрудничество с Элладской православной церковью (Греция) связано с именем митрополита Пирейского Калиникоса.

Отношения с другими поместными автокефальными церквами осуществляются через совместное участие в торжествах по случаю знаменательных церковных дат. К примеру, представители поместных автокефальных церквей (в т. ч. Александрийского, Антиохийского, Болгарского патриархатов, Американской православной церкви) участвовали в торжественных мероприятиях, посвященных 1000-летию Полоцкой епархии и православной церкви на Беларуси (1992 г.).

Установлению отношений между церквами содействуют паломнические поездки. В разное время Беларусь посетили делегации Кипрской православной церкви во главе с настоятелем кафедрального собора г. Никосия, группа православной американской молодежи во главе с одним из директоров религиозной организации "The Logos System Associates" Рэндаллом Уэббом. В свою очередь паломники из Беларуси неоднократно посещали Святую Землю, Грецию, Польшу, святыни православия в других странах. В 1994 г. по стопам преподобной Ефросинии Полоцкой следовала группа паломников Белорусского экзархата во главе с Патриаршим экзархом всея Беларуси. 1 августа паломники нанесли визит Диодору, патриарху Иерусалимскому и всея Палестины и получили благословение на воссоздание Креста Преподобной Святой заступницы Беларуси.

Православие — не только вера, но и отчасти объединяющая сила народов. Роль церкви может быть особенно значительной в развитии сотрудничества между народами-братьями по вере не только в культурной и социальной, но и в политической сфере (на неофициальном уровне). Обсуждению проблем законодательного, научного и межконфессионального сотрудничества государств и народов Евразийского континента в целях решения актуальных проблем современного общества, его духовного состояния, среды проживания был посвящен крупный международных форум парламентариев "Идеи единства православных народов в контексте современной эпохи", проведенный под эгидой Белорусского экзархата в 1996 г. в Минске. Делегаты, представлявшие 10 стран Европы, Закавказья, Азии, обсудили проблемы законодательного, научного, межконфессионального сотрудничества государств и народов Евразийского континента в целях решения актуальных проблем современного общества, его духовного состояния, среды обитания. Состав участников и парламентский уровень проводимой конференции придал ей статус рабочей встречи в рамках деятельности Европейской межпарламентской ассамблеи православия. Историческим событием общеправославного значения можно по праву назвать Международный крестный ход,получивший статус специальной патриаршей программы, прошедший по территории государств трех восточнославянских народов летом 1999 г. в преддверии празднования двухтысячелетия Рождества Христова и символизирующий их духовное единство.

3. Сотрудничество в сфере социального служения и просвещения

Сотрудничество в сфере социального служения и просвещения связано с нравственными основами христианства. Задачи, стоящие перед церковью в этой области, очень широки, что определяет необходимость развития контактов с общественными организациями, учебными заведениями, предпринимателями. Это направление внешнего сотрудничества координируется специально созданным Департаментом внешних связей Белорусского экзархата. Одна из конкретных задач его деятельности — организация содействия строительству в Минске первого крупномасштабного социального объекта БПЦ — Дома милосердия с храмом Святого Иова Многострадального, где будут пребывать болящие дети, инвалиды, престарелые и обездоленные люди. Уже в 1992 г. по инициативе немецкой стороны было создано Общество друзей Дома милосердия, отделения которого действуют во многих городах ФРГ. Его силами проходит сбор и доставка в Минск гуманитарной медицинской помощи. Из Германии получены крупные партии медикаментов и медицинского оборудования. Дом милосердия — основной проект, реализации которого оказывает наибольшее содействие Международное агентство по связям с общественностью. Эта австрийская организация первой отозвалась на призыв Беларуси об оказании благотворительной медицинской, технической и гуманитарной помощи в преодоление последствий радиационной катастрофы (помощь в виде медикаментов, оборудования, гуманитарных грузов адресована конкретным медицинским и социальным учреждениям, организациям и нуждающимся семьям).

С 1994 г. продолжается сотрудничество Белорусского экзархата, МВД РБ и международных организаций со штаб-квартирами в США: Международным тюремным братством, Фондом поддержки церквей в СНГ. За 5 лет взаимодействия был накоплен достаточно большой опыт духовной и материальной помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

Ведется международное научно-практическое сотрудничество по проблеме "Служба в вооруженных силах и церковь".

В 1997 г. в Минске было создано диаконическое агентство "Круглый стол" по межцерковной помощи в республике. Приоритетными направлениями деятельности агентства были определены: помощь пострадавшим от аварии на ЧАЭС, проблемы просвещения и образования, социальная реабилитация и медицинская помощь обездоленным и нуждающимся. Представительство в созданной координационной группе получили в равной степени члены зарубежных диаконических агентств, представители Евангельских христиан-баптистов, лютеранской и православной церквей.

17—20 марта 1999 г. в Международном образовательном центре прошел Первый международный научно-практический конгресс "Демографические проблемы Беларуси". С докладами на нем выступили настоятель Свято-Петро-Павловского собора протоиерей Георгий Латушко, сотрудники Минского Епархиального управления.

Тесные связи поддерживаются между Братством в честь трех виленских мучеников и Кирилло-Мефодиевским православным братством Польши, которое оказывает помощь белорусским православным приходам. По приглашению Патриаршего экзарха всея Беларуси нашу страну посещали делегации Всемирного совета церквей, с тем чтобы передать гуманитарную помощь пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС. По результатам визита был подготовлен специальный доклад, который определил размеры экономической помощи республике.

В сфере просвещения, системы духовного образования и науки, общественных межправославных отношений необходимо отметить внешние связи, поддерживаемые Братством в честь трех виленских мучеников, Республиканским образовательным фондом в честь Святых Мефодия и Кирилла, богословским факультетом Европейского гуманитарного университета.

Братство в честь трех виленских мучеников возникло в 1992 г. и является преемником братского движения на Беларуси, которое начинает историю своего развития в XI в., а наибольшей активности достигло в XVI веке. Оно сочетает в себе черты как религиозной, так и общественной организации. Последнее особенно проявляется в одном из направлений деятельности Братства — развитии связей с православными белорусами, проживающими за рубежом, в частности, в Белостокском воеводстве, в Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе. Развитию молодежного христианского движения в республике (обычного для католических стран, стран Юго-Восточной Европы) способствует деятельность молодежной филии Братства, которое является членом Всемирного братства православной молодежи (СИНДЕСМОС). Молодые люди, объединенные филией, участвуют в международных семинарах, летних школах и лагерях, совершают паломнические поездки. Информационный обмен с православными издательствами России, Польши, Франции и других стран содействует выходу в свет бюллетеня "Ортопресс", который рассказывает о событиях в поместных автокефальных церквах всего мира. Совместно с Кирилло-Мефодиевским православным братством Польши издается журнал "Праваслаўе" (до 1996 г. — "Праваслаўе на Беларусi i ў свеце"). Братство устанавливает связи с христианскими организациями неправославных стран. Так, 23—30 марта 1999 г. состоялась поездка участников Братства в г. Эслинген (земля Баден-Вюртемберг) по приглашению Евангелической церкви Германии. На встрече были обсуждены вопросы социального христианского служения.

В 1993 г. в Европейском гуманитарном университете открыт богословский факультет, первый на пространстве бывшего СССР. Свою миссию факультет видит в возрождении традиций православного просвещения, создании христианских духовных, культурных и образовательных структур, учебных и религиозных центров, что возможно осуществить только в условиях расширяющихся контактов и плодотворного сотрудничества с ведущими богословскими школами и университетами России, Западной Европы и всего мира. Международное сотрудничество факультета осуществляется через программы Республиканского образовательного Фонда имени Святых Мефодия и Кирилла. На постоянной основе поддерживаются контакты с Петербургской и Московской духовными академиями, Российским православным университетом, Богословским Свято-Тихоновским институтом, Библейско-Богословским институтом имени Святого Апостола Андрея, где курс обучения проходят студенты, стажируются преподаватели, а также с МГУ им. М. В. Ломоносова, факультетом теологии Латвийского университета. Проект по разработке школьных программ нравственного воспитания детей и подростков связывает факультет и Богословский Свято-Тихоновский институт (Москва). Деятельность Фонда подтверждает возможность и необходимость развития сотрудничества христианских организаций, учебных заведений различных стран. В настоящее время Фонд поддерживает тесные научно-просветительские связи с Религиоведческим антисектантским центром Евангелической церкви земли Рейнланд-Пфальц (ФРГ) во главе с профессором Кедденом (уже действует программа студенческих обменов), с колледжем Маккормик Американской пресвитерианской церкви, с католическим издательством "Жизнь с богом" (в результате осуществления этой программы учебными заведениями Беларуси, в первую очередь педагогического профиля, было получено семь тысяч томов литературы по богословской и философской проблематике). Положено начало сотрудничеству с католическим факультетом теологии Мюнхенского университета. Благодаря усилиям богословского факультета укрепляются связи БПЦ с Элладской православной церковью (организация паломнических поездок, отдыха молодежи в православных летних лагерях), с Американской православной церковью (Беларусь посетили крупные ученые-богословы, являющиеся служителями этой автокефальной церкви: епископ Василий Родзянко, протоиерей Иоанн Мейендорф, протоиерей Леонид Кишковский). Фонд является техническим организатором всех межцерковных собеседований и встреч, состоявшихся на Беларуси за последние годы. Факультет теологии и Фонд также участвуют в работе Всемирного братства православной молодежи.

* * *

О значительном месте, которое заняла вера в жизни белорусского общества, свидетельствует внимание к БПЦ со стороны зарубежных государственных деятелей и дипломатов. Встречи руководителей БПЦ с ними хотя и не носят официального характера (и скорее являются данью уважения к православной церкви), в определенной степени способствуют укреплению отношений между Республикой Беларусь и зарубежными государствами. В качестве примера можно назвать контакты, установившиеся между Белорусским экзархатом и посольством ФРГ в Республике Беларусь. При организационной поддержке последнего в сооружении некоторых объектов БПЦ (в частности, Свято-Покровской церкви в д. Доры Воложинского района Минской области, где в 1944 г. фашистскими захватчиками был сожжен храм вместе с 257 жителями) принимает участие ряд немецких предпринимателей. За прошедшие годы Патриарший экзарх всея Беларуси имел встречи почти со всеми дипломатическими представителями иностранных государств в Республике Беларусь, в том числе и аккредитованными в республике по совместительству, с представителями федеральной и региональной власти Российской Федерации и международных организаций (в их числе ОБСЕ, ЕС). В частности, с представителем Европейской комиссии послом Луисом Морено Абати обсуждались вопросы взаимодействия Беларуси с Европейскими сообществами и значения религиозных организаций и объединений в процессе формирования общего европейского духовного и культурного пространства.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: раздел 7 Положения об экзархате Московской патриархии.
2 1000 лет Полоцкой епархии и Православной церкви на Беларуси // Веснiк Беларускага экзархата. 1994—1995. № 1—2. С. 27.
3 В 1981—1989 гг. — председатель Отдела внешних церковных сношений РПЦ; с 1993 г. — председатель Комиссии по вопросам христианского единства.
4 Точные данные соотношения верующих-православных и католиков отсутствуют. Комитетом по делам религий и национальностей Беларуси это соотношение установлено как 80 % и 14 %.
5 Из выступления митрополита Филарета на факультете международных отношений БГУ 13.04.1999 г.
6 В 1990 г. митрополит Филарет назначен председателем Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на ЧАЭС.

Опубликовано на Порталусе 24 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама