Рейтинг
Порталус

Некоторые аспекты деятельности белорусского фонда "Взаимопонимание и примирение" в 1993—1997 гг.

Дата публикации: 24 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: БЕЛАРУСЬ ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ →
Номер публикации: №1096041275


АВТОР: Андрей Русакович

ИСТОЧНИК: БЕЛОРУССКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ №2 1999 ГОД


Русакович Андрей Владимирович — соискатель кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета

В процессе развития белорусско-германских отношений в 90-е гг. особое место занимали вопросы, связанные с последствиями Второй мировой войны. После окончания Второй мировой войны, по решению государств — членов антигитлеровской коалиции, Германия выплачивала СССР контрибуцию, включавшую в себя и компенсации жертвам оккупационного режима. Однако после создания ГДР правительство Советского государства отказалось от получения контрибуции. В начале 90-х гг. в связи с объединением Германии эта проблема возникла вновь и стала предметом переговоров между правительствами СССР и ФРГ.

С распадом Советского Союза переговоры с ФРГ продолжили Россия, Беларусь и Украина. Интересы Республики Беларусь на переговорах представляла делегация во главе с заместителем Государственного секретаря по делам СНГ Г. Козловым. Переговорный процесс завершился заключением в Бонне 28—29 января 1993 г. четырехстороннего соглашения между Германией, Беларусью, Россией и Украиной, согласно которому германская сторона взяла на себя обязательства по выплате гражданам, проживающим на территории бывшего СССР и подвергшимся преследованиям со стороны национал-социалистского режима, компенсации на общую сумму 1 млрд марок ФРГ1. Средства были распределены правительствами Беларуси, России и Украины следующим образом: Россия и Украина — по 400 млн марок ФРГ, Беларусь — 200 млн. В конце марта 1993 г. это решение получило закрепление в договоре, заключенном в порядке обмена нотами между министрами иностранных дел Беларуси, России, Украины и Германии2.

Условиями договора предусматривалось создание в трех республиках бывшего СССР специальных фондов "Взаимопонимание и примирение", в функции которых входила организация распределения средств между гражданами, потерпевшими от фашизма. Предусматривалось согласование Устава фонда с немецкой стороной. Фонд получал статус автономной организации, подчиненной учредителю — правительству. Решения принимались высшим органом — Контрольным советом, куда входили представители всех ассоциаций и объединений узников фашизма. Правительства Беларуси, России и Украины заявили о необходимости делового сотрудничества национальных фондов и формирования единого подхода к определению размеров выплаты компенсации в зависимости от категорий пострадавших и тяжести причиненного здоровью ущерба, порядка подтверждения прав на получение компенсации. Фонды по условиям договора согласились обмениваться необходимой информацией о лицах, имеющих право на получение компенсации.

Белорусскому фонду "Взаимопонимание и примирение" было поручено выплачивать помощь жертвам фашизма, проживающим в Эстонии. Организационная работа по созданию фонда в Республике Беларусь была проведена Комитетом по социальной защите военнослужащих при Совете Министров. 14 июля 1993 г. постановлением Совета Министров РБ был утвержден Устав Белорусского фонда "Взаимопонимание и примирение". Председателем Белорусского республиканского фонда был избран народный художник Беларуси, академик М. Савицкий, бывший узник фашистских лагерей, руководителем правления фонда был назначен В. Герасимов.

Первым шагом созданной организации стало создание банка данных граждан, имеющих право на получение компенсации. К ним относились:

бывшие узники фашистских концлагерей, тюрем, гетто, фашистских лагерей, созданных гитлеровцами на переднем крае немецкой обороны, специальных детских лагерей по забору крови и проведению медицинских экспериментов;
граждане, насильственно вывезенные с территории бывшего СССР на территорию Германии и других государств, находившихся в состоянии войны с СССР либо оккупированных фашистской Германией, и содержавшиеся при заводах, фабриках, мастерских, фермах (у бауэров) и других аналогичных им местах содержания;
лица из числа гражданского населения, насильственно содержавшиеся в лагерях для военнослужащих;
граждане, насильственно содержавшиеся в лагерях для гражданского населения и других аналогичных им местах содержания, располагавшихся на временно оккупированной территории СССР.
Был определен также перечень необходимых документов, подтверждающих нахождение в указанных местах, и порядок их подачи для получения помощи. К документам такого рода относились: справки из архивов, органов госбезопасности и внутренних дел, Министерства обороны, музеев, созданных в местах размещения бывших фашистских концлагерей; справки из архивов международных антифашистских организаций, справки международной службы розыска, учетные карточки отдела устройства Исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, справки из архивов интернатных сооружений Наркомздрава СССР и союзных республик (касалось лиц дошкольного возраста); выписки из книг перемещения воспитанников детских домов в республиках, краях, областях с указанием времени и места поступления ребенка в детский дом после войны; истории болезней с указанием причины заболевания и места поступления больного, учетные карточки членов КПСС, автобиографии, характеристики, анкеты и другие документы по личному составу, составленные до 6 октября 1989 г. Перечисленные документы представлялись в квалификационные комиссии по месту жительства, в функции которых входила сверка документов и оформление квалификационной карты.

При отсутствии необходимых документов или некоторых данных в них факты и периоды нахождения граждан в местах принудительного содержания устанавливались на основании показаний не менее двух свидетелей, знавших узника по совместному нахождению в местах принудительного содержания и имевших указанные выше документы. Во внимание принимались показания свидетелей, возраст которых на день освобождения составлял не моложе 10 лет3.

Сотрудники фонда совместно с учреждениями социального обеспечения, Ассоциацией жертв фашизма, другими организациями проделали огромную работу по выявлению жертв нацизма, сбору данных, оформлению и подготовке документов. Работа фонда широко освещалась в республиканской прессе. Проводились специальные семинары по вопросам распределения компенсаций.

Предварительные расчеты, проведенные фондом, показали, что в Беларуси имели право на компенсации около 130 тыс. человек, из которых 70 тыс. находились на учете в Министерстве социального обеспечения РБ4.

Первый взнос фонду (80 млн марок ФРГ) поступил в декабре 1993 г. и был зачислен на счет АКБ "Приорбанк" в немецком "Commerzbank" (Франкфурт-на-Майне). В декабре 1994 и 1995 гг. планировалось поступление еще по 60 млн немецких марок5. Выбор "Приорбанка" в качестве основного обслуживающего банка был предложен Министерством иностранных дел Республики Беларусь по согласованию с Национальным банком РБ и поддержан немецкой стороной. Немецкая сторона предложила следующий порядок выплаты компенсации: после утверждения Контрольным советом фонда списка граждан, имеющих право на получение компенсации, в филиалах банка автоматически открывались личные валютные счета или граждане получали наличные деньги. "Приорбанк" взял на себя работу по доставке денег людям преклонного возраста из отдаленных районов за свой счет.

Согласно информации фонда "Взаимопонимание и примирение", уже к середине 1993 г. было получено более 200 тыс. анкет для банка данных, в которых содержались сведения о жертвах фашизма6. По состоянию на 4 октября 1994 г. из средств фонда было выплачено жертвам национал-социалистских преследований 2,4 млн немецких марок, на 3 ноября 1994 г. выплаты получили более 9 тыс. человек на общую сумму 7 млн марок ФРГ7. В конце 1995 г. выплаты были осуществлены 50 тыс. человек, средняя сумма выплат составляла 708 немецких марок8. К середине 1996 г. выплаты получили уже свыше 100 тыс. человек9. По состоянию на март 1997 г. финансовая помощь была оказана 123 318 гражданам (из них 5 342 — бывших узника концлагерей) на сумму 165 435 600 немецких марок10. Средняя сумма выплат составила 1 360 немецких марок.

По оценке специалистов фонда, в конце 1997 г. в Беларуси на компенсацию могли рассчитывать около 170—180 тыс. человек11. Кроме этого, фонд осуществил выплаты компенсаций пострадавшим, проживающим на территории Эстонии. К июню 1998 г. компенсацию получили 7 тыс. человек на сумму почти 8 млн марок ФРГ12.

В процессе своей деятельности фонд столкнулся с рядом субъективных и объективных проблем. Серьезные трудности в деятельности фонда были связаны с определением категории граждан, имеющих право на выплаты. Во многих случаях не сохранилось никаких свидетельств, имелись случаи предоставления поддельных документов. К началу 1998 г. фондом были направлены в Международную службу поиска запросы на 13 тыс. граждан, претендующих на получение компенсации13.

В 1995 г. определенные проблемы возникли во взаимоотношениях фонда с отдельными органами государственной власти. Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь предъявила фонду и "Приорбанку" претензии в искусственной задержке выплаты компенсаций, использовании средств фонда в обороте, других нарушениях финансового характера. В связи с этими обвинениями руководство фонда в ноябре 1995 г. обратилось к канцлеру ФРГ Г. Колю с просьбой направить в Беларусь специальную комиссию для объективной проверки деятельности фонда "Взаимопонимание и примирение". В декабре 1995 г. правительством Беларуси было принято решение о переводе к середине 1996 г. денежных средств фонда из АКБ "Приорбанк" в АСБ "Беларусбанк", к чему отрицательно отнеслось руководство фонда. Негативно восприняло решение правительства Беларуси и правительство ФРГ, о чем было сообщено в соответствующей ноте посольства ФРГ Министерству иностранных дел Беларуси. Посольство ФРГ указало на возможные финансовые потери фонда и замедление темпов помощи в связи с переводом денежных средств в другой банк14. Кабинет Министров РБ был вынужден отменить свое решение.

Создание и работа фонда получили широкий резонанс в белорусском обществе. Деятельность фонда имела большое значение для моральной и материальной поддержки жителей Беларуси, подвергшихся преследованиям со стороны фашистского режима, являлась важным фактором белорусско-германских отношений 90-х гг.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Звязда. 1993. 14 красавiка. С. 2.
2 Там же. 1993. 16 верасня. С. 1.
3 Республика. 1998. 11 апреля. С. 2.
4 Белорусская деловая газета. 1994. 21 ноября. С. 12.
5 Там же.
6 Звязда. 1993. 21 лiпеня. С. 2.
7 Белорусская деловая газета. 1994. 21 ноября. С. 12.
8 Звязда. 1995. 9 снежня. С. 2.
9 Там же. 1996. 24 мая. С. 3.
10 Республика. 1998. 11 апреля. С. 2.
11 Семь дней. 1998. 30 мая. С. 4.
12 Звязда. 1998. 12 чэрвеня. С. 2.
13 Семь дней. 1998. 30 мая. С. 4.
14 Белорусская деловая газета. 1996. 8 июля. С. 2.

Опубликовано на Порталусе 24 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама