Рейтинг
Порталус

О сотрудничестве Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития

Дата публикации: 24 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: БЕЛАРУСЬ ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ →
Номер публикации: №1096042321


СПРАВКА LIBRARY.BY

[ВСЕ ПРИМЕРЫ УСПЕШНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ БЕЛАРУСИ]



В целях укрепления взаимоотношений с международными финансово-кредитными организациями Республика Беларусь в 1992 году подписала соответствующие соглашения и стала членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), а также учреждений группы Всемирного банка, включая Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную финансовую корпорацию (МФК), стороной Конвенции о Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Конвенции об урегулировании инвестиционных споров (МЦУИС). Это положило начало развитию полноценного сотрудничества с этими мощными и авторитетными международными межправительственными организациями. Для эффективного ведения совместной работы МВФ (1992 год), МБРР (1994 год) и ЕБРР (1994 год) открыли свои представительства в Республике Беларусь.
В настоящее время основные приоритеты по взаимодействию с международными финансово-кредитными учреждениями определены "Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы" - улучшение финансового состояния и модернизация экономики, использование факторов внешнего финансирования, закупка инвестиционных ресурсов и участие в международных инвестиционных проектах, более широкое привлечение внешнего капитала, кредитов и инвестиций, особенно прямых иностранных инвестиций, в основной капитал и кредитно-финансовую сферу Республики Беларусь.
МВФ и Всемирный банк выделяют финансовые ресурсы в основном на социально-экономическое развитие нашей страны. Беларуси предоставляются как кредитные средства, так и безвозмездная помощь для реализации совместных программ на общегосударственном уровне (реформирование экономики, стабилизация платежного баланса республики, создание рыночных структур и содействие развитию частного сектора, развитие системы социальной помощи, осуществление программ по энергосбережению, реформированию банковской системы и т.д.).
В последние годы с учетом рекомендаций экспертов МВФ и Всемирного банка удалось существенно ужесточить денежно- кредитную политику, осуществить унификацию обменного курса национальной валюты, уменьшить ограничения во внешней торговле, достичь определенного прогресса в приватизации.
Для активизации взаимодействия с МВФ, Всемирным банком и ЕБРР в декабре 2000 года Советом Министров Республики Беларусь был утвержден Комплексный план первоочередных мероприятий по работе с международными финансовыми организациями (МФО) на 2001-2002 годы. Основное внимание было уделено разработке новых стратегий этих организаций с Республикой Беларусь, уточнению операционных приоритетов.

Став членом МВФ в 1992 году (сейчас в МВФ входит 182 страны), наша республика внесла взнос в счет причитающейся ей квоты, составляющей 280,4 млн. СДР (около 393,4 млн. долл. США), которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. долл. США).
МВФ оказывает помощь республике в области поддержки платёжного баланса, совершенствовании денежной системы, финансово-кредитной и экономической политики. Развитие отношений с МВФ служит сигналом для зарубежных государств и иностранных инвесторов для выделения кредитов по межправительственным линиям и масштабных прямых иностранных инвестиций.
Кредиты, предоставляемые МВФ за истекший период в основном использовались на укрепления экономики нашей страны. Республика Беларусь в соответствии с соглашением между правительством Беларуси и МВФ получила заем в 1993 году в размере 200 млн. долларов США по линии фонда системных трансформаций. В 1995 году МВФ одобрил кредитную программу "стэнд-бай" для Беларуси на сумму 196,3 млн. СДР (или приблизительно 293 млн. долларов США). Эти средства были предназначены на поддержание правительственной программы реформ и экономического развития. Сумма данного кредита должна была быть предоставлена Республике в виде четырех долей (транш), первая из которых в размере около 66 млн. долларов США была получена.
МВФ оказывал республике техническую помощь на реструктуризацию налоговой службы, создание в Министерстве финансов Казначейства, совершенствование системы сбора и обработки статистической информации, повышения квалификации и обучения государственных служащих, а также оказание консультационной помощи по экономическим, финансовым и другим вопросам.
Одним из важных шагов по дальнейшему развитию сотрудничества с Фондом в 2001 году стало присоединение Республики Беларусь к разделам 2, 3 и 4 статьи YIII Статей соглашения МВФ, что является фактором, подтверждающим стабильность и возможность конвертации национальной денежной единицы, свободно и без ограничений проводить платежи и переводы по текущим валютным операциям.
В 2001 году во взаимоотношениях Республики Беларусь с МВФ наблюдался период оживления отношений, имеющих целью выход на полномасштабную программу экономических реформ, предусматривающих предоставление республике финансовой поддержки Фонда. Руководством республики была достигнута договоренность о выполнении в 2001 году Программы мониторинга МВФ экономических преобразований в Беларуси (ПМФ). В настоящее время рассматривается возможность реализации в Беларуси новой Программы мониторинга МВФ (ПМФ2) с последующим возобновлением кредитования по программе "стэнд-бай". Для возобновления кредитования нашей страны Беларусь стремится последовательно выполнять выдвигаемые
Международным валютным фондом требования, которые являются важнейшим условием предоставления финансовых ресурсов.
Наша страна заинтересована в эффективном сотрудничестве и с Всемирным банком, полноправным членом которого Республики Беларусь стала в 1992 году. Подписка республики на акционерный капитал Банка составляет 3323 акции на сумму 400,9 млн. долларов США. Общая сумма финансовых средств, полученных республикой от группы Всемирного банка, составляет примерно 200 млн. долларов США.
За прошедшие 10 лет Советом исполнительных директоров Всемирного Банка были одобрены 4 программы по сотрудничеству с Беларусью (1993, 1997, 1999 и 2002 гг.), а также ряд кредитных соглашений по конкретным проектам.
Наиболее активным сотрудничество Республики Беларусь со Всемирным банком происходило в 1993-1994 гг.: в 1993 году были подписаны кредитные соглашения о предоставлении Беларуси займа в размере 8,3 млн. долларов США для проведения преобразований в сфере государственного управления и реабилитационного займа в размере 120 млн. долларов США. В 1994 году был утвержден заем на развитие лесного хозяйства (первоначальная сумма кредита - 41,9 млн. долларов США, в 1999 г. она была скорректирована до 33,9 млн. долларов США). В настоящее время продолжается работа со Всемирным банком по проектам, касающихся энергосбережения в социальной сфере и разработки программы адресной социальной защиты.
Кроме кредитной поддержки, Всемирным банком нашей стране была оказана безвозмездная помощь за счет грантов, предоставленных Банком из различных специальных фондов на сумму более 15 млн. долларов США (экология, поддержка процесса приватизации, социальная защита малообеспеченных слоев населения, сохранение биоразнообразия лесов, вывод из применения озоноразрушающих веществ, развитие потенциала по обеспечению соблюдения экологического законодательства в Республике Беларусь и другие).
2001 год можно охарактеризовать возросшим динамизмом и более активным участием Республики Беларусь в программной деятельности Всемирного банка. В 2001 году после семилетнего перерыва, подписано новое кредитное соглашение со Всемирным банком по проекту "Модернизация инфраструктуры в социальной сфере". Совет исполнительных директоров Всемирного банка одобрил заем для Республики Беларусь на сумму 22,6 млн. долларов США для реализации этого проекта. Общая стоимость проекта оценивается в 40,4 млн. долларов США. Из этой суммы вклад правительства Республики Беларусь - 17,8 млн. долларов США. Выполнение проекта рассчитано на 5 лет - с декабря 2001 года по июнь 2006 года. В рамках проекта будут реализованы энергосберегающие мероприятия в школах, детских садах, больницах, поликлиниках, домах-интернатах и других объектах социальной сферы (всего более 600 объектов).
В марте 2002 года Совет Исполнительных директоров Всемирного банка принял Стратегию сотрудничества с Республикой Беларусь на 2002-2004 финансовые годы, определив основные направления работы на ближайшую перспективу. Стратегия сотрудничества имеет четко выраженную социальную направленность и сочетает консультационную деятельность с целью предоставления рекомендаций по проведению реформ для развития предпринимательской деятельности и социальной политики, а также кредитование по трем направлениям: а) мероприятий, имеющих глобальное значение, которые республика также считает своими приоритетами (здравоохранение, социальная поддержка граждан, охрана окружающей среды); б) помощь в решении последствий Чернобыльской катастрофы; в) содействие развитию частного предпринимательства.
Кредитование республики возможно по двум вариантам (минимальному и базовому). В рамках минимального варианта кредиты, объем которых в 2002-2004 годах не превысит 140 млн. долларов США, будут предоставляться главным образом на реализацию мероприятий, имеющих глобальное значение. При кредитовании по базовому варианту (при существенном прогрессе в реформировании среды для развития предпринимательства) в течение трех лет Беларуси может быть предоставлено кредитов на сумму до 270 млн. долларов США.
Для успешного выполнения упомянутой Стратегии Правительство Беларуси предпринимает ряд шагов по выполнению взятых обязательств, в первую очередь на макроуровне. Разработанные на 2002 год макроэкономические показатели вытекают из необходимости реализации основных целей, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. и с учетом предложенных Всемирным банком условий реформирования экономики в плоскости системных реформ.
Успешно развивается сотрудничество Беларуси с Международной финансовой корпорацией. Республика Беларусь стала первым членом корпорации из числа бывших советских республик. С мая 1993 года по май 2000 года в республике реализовывался проект "Малая приватизация в Беларуси". За этот период времени было получено технической помощи около 10,5 млн. долларов США. С помощью консультантов проекта приватизировано 70% предприятий торговли, 51% предприятий общественного питания и 36% предприятий бытового обслуживания. Проект "Поддержка частного предпринимательства в Беларуси" реализовывался в республике в 1995-1999 годах. За время работы проекта открыты два Бизнес-центра, проведено 98 курсов, семинаров и круглых столов, оказывалась помощь в составлении бизнес-планов, выпускался ежемесячный информационный правовой бюллетень, на последнем этапе реализации проекта во всех областных центрах республики были проведены тренинги по подготовке бизнес-консультантов. В настоящее время в республике реализуется проект "Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси". Проект начат в июне 2000 года и финансируется Агентством США по международному развитию.
Сотрудничество с Международным агентством по гарантированию инвестиций (МАГИ) представляет определенный интерес для республики, так как агентство осуществляет страхование рисков при реализации крупных инвестиционных проектов и, таким образом, способствует притоку иностранных инвестиций в страну. Республика Беларусь является членом МАГИ с 1992 года, в собственности республики находится 233 акции МАГИ, а доля в капитале этой организации составляет 0,26% от общего числа голосов. Беларусь заинтересована в том, чтобы ее в перспективе отнесли к странам, выбранным в качестве приоритетных для сотрудничества (в настоящее время МАГИ активно работает в странах Африки, членах Международной ассоциации развития, участниках программы "Юг-Юг") и начала активную деятельность в Беларуси.
Cтав акционером ЕБРР, Республика Беларусь владеет 4000 акций на сумму в 40 млн.евро, что составляет 0,2% от уставного капитала Банка.
Стратегия взаимодействия ЕБРР с 27-ью странами с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь, строится в соответствии с директивным документом Банка "Продвигая процесс перехода в среднесрочные операционные приоритеты" на 1999-2003 годы.
В рамках среднесрочных приоритетов в странах с переходной экономикой деятельность Банка сконцентрирована на оказании содействия в создании здорового финансового сектора, развитии малого и среднего бизнеса, вложении средств в акционерный капитал местных банков и компаний, соответственно, развитии коммерческого подхода и финансовых структур в целях развития инфраструктуры.
Главной целью взаимодействия Республики Беларусь с ЕБРР является обеспечение национальных интересов по развитию экономики страны с учетом потенциальных возможностей Банка.
Сотрудничество с ЕБРР осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ЕБРР от 1993 года, в соответствии с которым основными направлениями деятельности Банка в стране являются кредитные и инвестиционные операции, оказание технической помощи в таких областях, как энергетический комплекс, инфраструктура, структурная перестройка экономики, финансовый и банковский сектор, поддержка предпринимательства и приватизации, использование сельскохозяйственных и лесных ресурсов и некоторые другие.
Другим основополагающим документом, определяющим приоритеты по взаимодействию с Банком на оперативном уровне, является страновая стратегия, последняя из которых, пятая по счету - Стратегия ЕБРР по Беларуси на 2002-2003 годы - была принята в апреле 2002 г.
В зависимости от проведения процесса демократических и рыночных преобразований в Республике Беларусь, Стратегия предусматривает 3 варианта развития сотрудничества, из которых на первоначальной стадии взаимодействие между Беларусью и ЕБРР будет развиваться в соответствии с базовым сценарием.
В рамках его реализации предполагается внедрение портфельного управления существующими инвестиционными проектами в Беларуси; развитие кредитной линии для малых и средних предприятий и программы санирования предприятий; прямое инвестирование в национальные и иностранные компании, в том числе из специального фонда прямых инвестиций ЕБРР; расширение программы для финансового сектора Республики Беларусь.
В случае демонстрации страной конкретных шагов по направлению проведения демократических преобразований и улучшения инвестиционного климата Стратегия предусматривает расширение операций Банка в Республике Беларусь и переход на более продвинутый этап взаимодействия - реализация промежуточного сценария. Данный сценарий предполагает участие Банка в процессе приватизации путем поддержки местных предприятий и иностранных стратегических инвесторов по реализации их проектов; рассмотрение новых кредитных линий для малых и средних предприятий и схемы микрокредитования для частных банков (после полного использования уже выделенных для этих целей фондов финансирования) и предоставление соответствующей технической помощи; поощрение приватизации и консолидация государственных банков через предоставление им технической помощи и выборочного финансирования; содействие коммерциализации и приватизации предприятий коммунальных и бытовых услуг через предоставление технической помощи.
В рамках следующего этапа сотрудничества - регулярного сценария - Республика Беларусь будет иметь доступ ко всем инвестиционным фондам ЕБРР, в том числе возможность для привлечения средств Банка на реализацию проектов в государственном секторе экономики страны.
На протяжении десяти лет взаимодействие с Банком развивалось достаточно эффективно. За истекший период Республике Беларусь было предоставлено кредитов под государственные гарантии на общую сумму в 163,6 млн.долл.США, что позволило осуществить ряд крупных проектов, в том числе "Электросвязь Беларуси", "Создание в г. Минске оптового рынка плодоовощной продукции", "Модернизация Оршанской ТЭЦ", "Реконструкция автодороги М1/ЕЗО Брест - Минск-граница Российской Федерации". В настоящее продолжает реализовываться "Кредитная линия для финансирования малого и среднего бизнеса".
Реализация кредитной линии для малого и среднего бизнеса содействует развитию конкурентоспособного частного сектора и укреплению организационных возможностей банковской системы Республики Беларусь, в частности, поддержка банков-участников в выполнении Программ институционального развития, а также Национального банка - по созданию группы управления проектом. К 2002 году в рамках данной линии финансируется 43 субпроекта и на стадии рассмотрения находится ряд новых предложений от белорусских предприятий.
С 2001 года Банк начал предоставлять в рамках программы микрокредитования финансовые средства на реализацию мелких проектов, общее количество которых составило 157 субпроектов, в том числе 52 - для индивидуальных предпринимателей.
Ряд проектов осуществляется Банком без привлечения государственных гарантий. Так, ЕБРР стал крупнейшим акционером банка "Приорбанк" ОАО с пакетом акций в 27% на сумму 2,75 млн.ЭКЮ и одним из совладельцев СП ЗАО "Милавица" с пакетом акций в 12,68% от уставного капитала на сумму около 1 млн.долл.США.
В рамках Программы содействия внешней торговле в 2000 году были подписаны соглашения с "Приорбанк" ОАО и ОАО "Белвнешэкономбанк" в размере 1 млн. долл. США каждый. В дальнейшем сумма кредитной линии для "Приорбанка" была поэтапно увеличена до 5 млн. долл. США.
В целях реализации программы финансирования оборотного капитала и лизинга, а также предоставления банкам-участникам права самостоятельного принятия решения по финансированию субпроектов без их одобрения в штаб-квартире ЕБРР в Лондоне Банком в 2001 году был представлен проект новых изменений в Кредитное соглашение, которое в настоящее время рассматривается компетентными ведомствами Республики Беларусь.
Республика Беларусь принимает участие в текущей работе Банка и проводимых им мероприятиях.
В целях дальнейшей интенсификации сотрудничества с Банком в 2001 году в штаб-квартире ЕБРР в Лондоне от Республики Беларусь аккредитован помощник директора ЕБРР от России, Беларуси и Таджикистана.
В мае 2002 года в Бухаресте белорусская делегация во главе Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, управляющим ЕБРР от Республики Беларусь Сидорским С.С. приняла участие в работе 11-го ежегодного заседания Совета управляющих ЕБРР и Бизнес форума "Использование преимуществ долгосрочных инвестиций".
В ходе проведения пленарных заседаний Совета управляющих ЕБРР главой белорусской делегации были изложены основные подходы белорусского правительства по развитию сотрудничества с Банком и привлечению ЕБРР к процессу проведения рыночных преобразований в Республике Беларусь, особое внимание было уделено вопросу дальнейшей интенсификации взаимодействия с Банком в рамках новой Стратегии ЕБРР по Беларуси.
Достигнута договоренность с президентом ЕБРР Ж.Лемьером о расширении Банком финансирования развития малого и среднего бизнеса в Беларуси.
На презентации "Использование преимуществ долгосрочных инвестиций в высокотехнологичные отрасли Республики Беларусь" белорусская делегация ознакомила представителей международных деловых и финансовых кругов с инвестиционными предложениями белорусских предприятий, в том числе входящих в нефтехимический комплекс Беларуси.
Проводимая Правительством Республики Беларусь политика преобразований, в том числе широкомасштабная приватизация крупных предприятий, создает реальные предпосылки для привлечения и активного участия международных финансовых институтов в данных процессах.
Республика Беларусь намерена и далее последовательно развивать сотрудничество с МВФ, Всемирным банком и ЕБРР с учетом национальных интересов, исходя из понимания того, что сотрудничество с международными финансовыми структурами является неотъемлемым условием быстрейшего реформирования национальной экономики и интеграции ее в мировую экономику.

Опубликовано на Порталусе 24 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама