Рейтинг
Порталус

Беларусь: парламентская или президентская республика?

Дата публикации: 24 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: БЕЛАРУСЬ ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ →
Номер публикации: №1096043104


ИСТОЧНИК: ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ФОНДА СООРОСА "ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО"

Валерий КАРБАЛЕВИЧ,
кандидат исторических наук, доцент Белорусского института механизации сельского хозяйства

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ИЛИ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА?


Обсуждение проекта новой Конституции Беларуси во весь рост поставило вопрос о форме государственного устройства. Идут споры о том, парламентской или президентской республике быть в Беларуси. Необходимо разобраться: в чем разница между этими формами государственного устройства?

Прежде всего нужно подчеркнуть, что наличие поста президента не определяет форму правления. Если президент (или монарх) выполняет ритуальные функции главы государства, а реальная исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром, опирающемуся на парламентское большинство, то это парламентская республика. Именно такая форма государственного устройства существует в большинстве стран Западной Европы, хотя формально многие из них считаются монархиями.

В президентской же республике президент обладает либо всей полнотой исполнительной власти (как в США), либо значительной её долей. Он избирается всем населением, поэтому и относительно не зависим от парламента (в отличие от премьер-министра в парламентской республике), имеет решающий голос при формировании правительства.

Формы государственного устройства отражают определенные общественные закономерности. Они вытекают из особенностей исторического развития, устоявшихся традиций. Как правило, парламентские республики существуют в странах с устойчивым экономическим развитием, высоким уровнем жизни, преобладающей долей в составе населения среднего класса, отсутствием социальных потрясений, давними демократическими и либеральными традициями. Это характерно для стран Западной Европы.

И наоборот, в странах слаборазвитых, с большим удельным весом люмпенизированных слоев, перманентными социальными катаклизмами, слабыми демократическими традициями объективно необходима сильная власть, какой является президентская форма правления.

Для государства, находящегося в кризисном переходном состоянии, стоящего перед необходимостью осуществления кардинальных структурных реформ, предпочтительнее сильная президентская власть. Ярким историческим примером, характеризующим различие, слабости и достоинства парламентской и президентской форм государственного устройства, является переход от Четвертой к Пятой республике во Франции в 1958 г. Установленный после второй мировой войны режим Четвертой республики (парламентской) в условиях политического кризиса, вызванного колониальной войной в Алжире, оказался несостоятельным. Коалиционные правительства, опирающиеся на неустойчивое, меняющееся большинство в парламенте, были не способны на решительные и эффективные действия по выходу из кризиса в силу своего правового положения. Потребовались решительные действия генерала де Голля по созданию президентского режима Пятой республики. Генерал сумел благополучно разрешить сложнейшую ситуацию, поскольку, получив вотум доверия непосредственно от народа, президент оказался относительно свободен в своих действиях от многопартийного парламента.

Переход от тоталитарного коммунистического режима к либеральной модели развития общества осуществляется в условиях углубляющегося развала экономики, старых государственных структур, значительного веса маргинальных слоев, нарастания анархии, нигилизма в отношении к законам и властям. В этой ситуации спасти от катастрофы, гражданской войны может только сильная власть, которой может быть, как правило, президентская форма государственного устройства. Эта объективная потребность проявляется в бурном создании президентских режимов не только в бывших союзных, но и автономных республиках распавшегося СССР.

Лишь в государствах Прибалтики существуют парламентские формы правления, что объясняется традициями довоенных республик, сильными элементами западной политической культуры. Но в Литве уже принято политическое решение о переходе к президентской форме государственного устройства.

Все изложенное выше является основанием для вывода о необходимости для Республики Беларусь президентской формы правления. Дополнительным аргументом для скорейшей реформы государственной власти в этом направлении является больший консерватизм и непрофессионализм белорусского парламента в сравнении с соседними государствами. К тому же парламент и нынешнее правительство явно не отражают существующую расстановку политических сил и настроения народа Беларуси. Не пользующиеся доверием органы власти не способны осуществлять необходимые непопулярные реформы.

Но, с другой стороны, социальная апатия и усталость населения, недоверие политикам и органам власти, опасность социального взрыва не позволяют сегодня ставить вопрос об отставке Верховного Совета и проведении новых выборов. К тому же новый состав парламента может не дать существенного преимущества ни одной из партий и придется формировать коалиционное правительство (или правительство народного доверия, как предлагает оппозиция в Верховном Совете, ибо оно неизбежно должно быть коалиционным), которое всегда неустойчиво, особенно в такой сложный период, как нынешний.

Выход из этой тупиковой ситуации - создание режима президентской республики с сильной президентской властью, что и предлагается в проекте новой Конституции Республики Беларусь. Если её принятие задержится, а время торопит, можно внести соответствующие изменения в старую Конституцию и быстрее провести президентские выборы. Всенародно избранный президент сформирует правительство из своей команды единомышленников, которое будет относительно не зависимо от нынешнего консервативного Верховного Совета, и начнет решительные реформы, не ожидая новых выборов в парламент и местные органы власти, опираясь на местах на своих наместников (по примеру России). На длительные раздумья времени нет.

Беларусь стоит перед историческим выбором.

Впервые опубликовано в "Народной газете", 27 марта 1992 года

Опубликовано на Порталусе 24 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама