Рейтинг
Порталус

В. МАЦЕЛЬ ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ГОСУДАРСТВАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ // "Проблемы Дальнего Востока" (РФ) 2004-10-31No. 005

Дата публикации: 19 июня 2007
Автор(ы): В. МАЦЕЛЬ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: БЕЛАРУСЬ ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ →
Источник: (c) http://library.by
Номер публикации: №1182261885


В. МАЦЕЛЬ, (c)

Политика. ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ГОСУДАРСТВАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Автор: В. МАЦЕЛЬ


© 2004

В многовекторной внешней политике Республики Беларусь, нацеленной на создание благоприятных внешних условий для поступательного развития и подъема экономики страны, особая роль отводится Азиатскому региону и в первую очередь Северо-Восточной Азии (СВА). Реализация приоритетных задач "Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы" - наращивание экспорта товаров и услуг, активизация инвестиционной и инновационной деятельности - в немалой степени будет зависеть от умения руководства Беларуси использовать богатый потенциал СВА, особенно в качестве емкого рынка для экспорта белорусской продукции.

После дезинтеграции СССР существенное влияние на процесс становления внешней политики независимой Беларуси оказывали международные факторы, связанные с распадом Советского Союза и глубокой трансформацией всей системы международных отношений. В то же время формирование основных направлений внешней политики Республики Беларусь во многом обусловливалось внутренними причинами. Здесь уместно вспомнить, что накануне распада Советского Союза Беларусь была одной из самых развитых в экономическом и социальном плане советских республик и по праву именовалась "сборочным цехом" страны. Однако при ограниченности собственных топливно-сырьевых ресурсов и одновременной нацеленности на массовый выпуск конечной продукции, в незначительных масштабах потребляемой в самой республике, Беларусь объективно была сориентирована на внешние рынки как в отношении сбыта своей продукции, так и обеспечения экономики природными ресурсами. Указанные выше причины, геополитическое положение, а также открытость национальной экономики обусловили приоритет внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь после обретения ею суверенитета.

Весной 2004 г. исполнилось 12 лет со дня установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и государствами СВА. И хотя по историческим меркам 12 лет - небольшой отрезок времени, однако он интересен для исследователей тем, что именно в этот период закладывались основы отношений Республики Беларусь с государствами региона.

Сегодня в пределах СВА Беларусь имеет свои посольства - в Китае, Японии, Республике Корея, при этом Посол Республики Беларусь в КНР по совместительству представляет интересы белорусского государства в Монголии. В свою очередь, интересы государств СВА в Беларуси представлены по-


--------------------------------------------------------------------------------

Мацель Валерий Михайлович, заведующий кафедрой внешней политики и дипломатии Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат исторических наук, доцент.

стр. 93


--------------------------------------------------------------------------------

сольствами КНР, Японии, Республики Корея, торговым представительством КНДР.

Традиции общения народов Беларуси и стран СВА насчитывают не одно десятилетие, а истоки дружбы белорусского, китайского, японского и монгольского народов берут начало в XVII веке.

Архивные данные свидетельствуют, что в составе русского посольства, пытавшегося в 1608 г. добраться до Китая из Томска, был белорус Григорий Литвин - выходец из Великого княжества Литовского1 . Весомый вклад в изучение Китая, Японии и Монголии в первой половине XIX - начале XX вв. внесли известные белорусские востоковеды О. М. Ковалевский (1801 - 1878), - "отец отечественного монголоведения", который с августа 1830 г. по сентябрь 1831 г. в составе Российской духовной миссии работал в Китае, а позже избирался деканом и ректором Казанского университета и И. А. Гошкевич (1814 - 1875), с 1839 г. по 1849 г. работавший в Пекине в составе Российской духовной миссии, а затем с 1858 г. по 1865 г. служивший первым генеральным консулом Российской империи в Японии (г. Хакодатэ)2 . Их имена выдающийся русский китаевед, академик С. Л. Тихвинский назвал среди имен наиболее известных деятелей Российской духовной миссии в Пекине, благодаря трудам которых российская и мировая общественность познакомилась с историей и культурой народов Китая3 . К сказанному следует добавить, что И. А. Гошкевич был не только талантливым дипломатом, но и выдающимся лингвистом. По его инициативе при помощи японца Татибана в 1867 г. в Петербурге был издан первый в России японско-русский словарь, за что впоследствии И. А. Гошкевич был удостоен медали Петербургской академии наук и Демидовской премии4 .

Заметный след в истории дружбы белорусского, китайского и японского народов оставил видный белорусский революционер-народник, ученый-энциклопедист Н. К. Судзиловский-Руссель (1850 - 1930). В течение 1905 - 1911 гг. Н. К. Судзиловский вел переписку с лидером революционного движения Китая, впоследствии первым президентом Китайской республики доктором Сунь Ятсеном, а в ноябре 1906 г. в японском городе Нагасаки состоялась их личная встреча5 . Умер Н. Н. Судзиловский в 1930 г. в китайском городе Тяньцзине, где и был кремирован.

Позже, в первой половине XX в., народы Азии в ходе борьбы за свою независимость пользовались поддержкой народов бывшего Союза ССР. Пример тому - активное участие во второй половине 1930-х гг. в освободительной борьбе китайского и монгольского народов против японских милитаристов летчиков-белорусов. Из 14 советских летчиков, защищавших небо Китая в 1937 - 1939 гг. и удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, два летчика-добровольца - А. С. Благовещенский и Е. М. Николаенко были белорусами6 . Храбро сражались воины-белорусы в составе многонациональной Советской Армии, сыгравшей решающую роль в разгроме милитаристской Японии и освобождении Северо-Восточного Китая и Кореи. Из 87 советских воинов, удостоенных высокого звания Герой Советского Союза за участие в боях по освобождению Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая, пятеро были выходцами из Беларуси. Это - М. В. Барташов, Г. С. Зданович, В. А. Кот, Н. А. Лоскунов, Т. А. Почтарев7 .

Позже, в 1950 - 1980-х гг. Советский Союз последовательно поддерживал народы стран Азии в их борьбе за укрепление государственной независимости и суверенитета. Важную роль в борьбе за предоставление Китайской Народной Республике ее законных прав в Организации Объединенных Наций сыграла белорусская делегация в ООН, возглавляемая министром иностранных дел Белорусской ССР К. В. Киселевым8 .

стр. 94


--------------------------------------------------------------------------------

Связи между Белорусской ССР и странами региона активизировались в последние годы существования Советского Союза. Значимым событием, в частности, стал первый официальный визит в Японию делегации Белорусской ССР во главе с председателем Совета Министров БССР В. Ф. Кебичем, состоявшийся 25 февраля - 4 марта 1991 г. Интересная деталь организации визита: принимая во внимание факт существования Советского Союза, японская сторона пригласила главу белорусского правительства в качестве "гостя министра иностранных дел Японии"9 . Целью визита были активизация гуманитарной помощи японской общественности белорусскому народу по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и установление прямых контактов Белорусской ССР с деловыми, научными и общественными кругами Японии. Эти вопросы детально обсуждались во время встреч председателя Совета Министров БССР В. Ф. Кебича с премьер-министром Японии Т. Кайфу, министром иностранных дел Т. Накаямой, министром здравоохранения и социального обеспечения С. Симодзе, руководством крупнейшего в Японии благотворительного фонда - Фонда здравоохранения Сасакавы10 .

Активно развивалось в эпоху существования СССР сотрудничество Беларуси с государствами СВА в гуманитарной сфере, особенно в 1980 - 1990-е гг. Так, в мае 1985 г. в рамках Дней СССР в Японии в городах Токио и Сендай прошли гастроли артистов белорусского фольклорно-хореографического ансамбля "Хорошки"; в 1990 г., прошедшем под знаком празднования белорусским и другими славянскими народами 500-летия со дня рождения выдающегося деятеля белорусской культуры Франциска Скорины, в Китай, ряд других стран Азии было отправлено большое количество информационных материалов, касавшихся деятельности великого белорусского гуманиста, в том числе и копия документального фильма "Франциск - сын Скорины"11 .

В центре сотрудничества Беларуси и государств СВА в конце 1980-х - начале 1990-х гг. были вопросы оказания помощи белорусскому народу в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Все государства региона были в числе более 120 государств-соавторов известной резолюции ООН 45/190 "Международное сотрудничество в деле смягчения и преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС", принятой на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 декабря 1990 г. Япония, Китай, Монголия, другие страны региона выступили в числе 56 государств-членов ООН как соавторы резолюции "Укрепление международного сотрудничества и координации усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы", принятой 18 декабря 1991 г. на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. При этом следует особо подчеркнуть роль Японии по оказанию гуманитарной помощи Беларуси в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Это вполне закономерно: народ, переживший ужасы ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, располагавший уникальным опытом решения проблем, связанных с радиоактивным заражением людей и местности, не мог оставаться безучастным к трагедии, постигшей Беларусь. Так, в конце 1990 г. правительство Японии приняло решение о выделении по линии Всемирной организации здравоохранения 20 млн. долл. США в качестве благотворительного вклада для оказания помощи народам БССР, УССР и РСФСР в ликвидации последствий Чернобыльской аварии12 .

После распада СССР и обретения Беларусью суверенитета государства СВА были первыми, кто признал независимость Республики Беларусь и установил с ней дипломатические отношения. Так, уже 26 декабря 1991 г. о признании независимости Республики Беларусь заявило правительство КНДР, 27 декабря - Китайской Народной Республики, 28 декабря - Японии, 30 декабря - Республики Корея13 . Динамично шел процесс установления дипломатиче-

стр. 95


--------------------------------------------------------------------------------

ских отношений Республики Беларусь с государствами региона. 20 января 1992 г. Беларусь установила дипотношения с Китаем, 24 января - с Монголией, 26 января - с Японией, 10 февраля - с Республикой Корея. В этой связи следует подчеркнуть, что на начальном этапе становления двусторонних связей со странами СВА руководство Республики Беларусь уделяло должное внимание вопросам формирования отношений с ведущими государствами региона. Убедительное доказательство этому: после распада СССР первым среди лидеров стран СНГ официальный визит в Китай и Монголию уже в январе 1992 г. нанес премьер-министр Республики Беларусь В. Ф. Кебич14 .

В то же время следует отметить, что в 1991 - 1994 гг. четкой, продуманной стратегии и тактики сотрудничества Республики Беларусь с государствами СВА у тогдашнего руководства страны не было. В проекте концепции внешнеполитической деятельности Республики Беларусь, подготовленном МИД Беларуси в конце 1992 г. и предварительно обсужденном в начале 1993 г. на заседании Президиума Верховного Совета Республики Беларусь, крупнейшие государства Азии Китай и Индия в перечне стран, с которыми Беларусь намеревалась в первую очередь развивать двусторонние отношения, заняли соответственно только 9 и 10-е места, уступив таким странам, как Израиль и Швеция. При этом Республика Корея оказалась в третьем десятке стран указанного перечня, а Япония совсем не была упомянута15 . Это было связано главным образом с тем, что Беларусь, обретя независимость, стремилась в первую очередь наладить дружественные связи со своими соседями, - государствами бывшего СССР, составлявшими теперь "пояс добрососедства" Беларуси: Украиной, государствами Балтии, а также с Польшей. Естественно, что одним из основных направлений внешней политики Беларуси на том этапе было также установление политических и экономических отношений с ведущими государствами мира - США, Германией, Великобританией, Францией и другими. Тот факт, что в указанном выше перечне Швеция и Израиль оказались в более приоритетном положении, нежели ведущие государства СВА, во многом объясняется, по нашему мнению, завышенными оценками руководством Беларуси роли и значения благоприятных перемен в международной обстановке после завершения холодной войны и распада СССР. Это привело к появлению необоснованных иллюзий относительно быстрого перехода Беларуси к партнерским отношениям с государствами Запада.

Наиболее интенсивно Республика Беларусь начала развивать всестороннее политическое и экономическое сотрудничество с государствами СВА с середины 1990-х гг. При этом в отдельных публикациях белорусских ученых и экспертов появились даже утверждения о "перекосе во внешней политике Беларуси восточного вектора в ущерб западному". Однако этот "перекос" был вполне оправданным. Начавшийся процесс интеграции Беларуси и России, в котором Запад увидел опасность реставрации СССР, привел к значительному ухудшению отношений Беларуси с западными государствами, в том числе и в торгово-экономической сфере. Отношения Беларуси с Западом еще более осложнились после резко негативной реакции Минска на процесс расширения НАТО на Восток. Это стало одной из причин активизации поиска Минском перспективных политических и экономических партнеров на других континентах, в первую очередь, в Азии.

Взаимный интерес к расширению связей Беларуси и государств СВА обусловливается рядом политических и экономических факторов. Среди политических факторов следует выделить близость подходов сторон к решению многих проблем глобального и регионального масштаба. Так, наблюдается совпадение взглядов Беларуси и государств региона относительно повышения роли и эффективности ООН в вопросах поддержания мира и международной бе-

стр. 96


--------------------------------------------------------------------------------

зопасности. Близки наши подходы в понимании того, что односторонние силовые акции, проводящиеся отдельными государствами или блоками государств в обход Совета Безопасности ООН, ведут к дестабилизации обстановки в отдельных регионах и в мире в целом. В этой связи представляет интерес оценка событий в Югославии. Беларусь вместе Россией и Китаем осудила действия НАТО в Югославии как вмешательство во внутренние дела и как акт агрессии против суверенного государства. Совпадают оценки Беларуси и Китая в отношении политики "расширения НАТО на Восток"16 . В интересах собственной национальной безопасности Беларусь и страны СВА намерены более активно сотрудничать в борьбе с угрозой международного терроризма, этнических конфликтов, религиозного экстремизма, распространением наркотиков, загрязнением окружающей среды. Следует отметить, что подобное совпадение или сходство взглядов служит прочной основой конструктивного взаимодействия Беларуси и стран региона на международной арене: в рамках ООН, Движения неприсоединения, других международных организаций.

Свидетельством высокого уровня двусторонних отношений и взаимной заинтересованности Беларуси и стран региона явились визиты на высшем уровне. Так, Китай с официальными визитами трижды (январь 1995 г., апрель 1997 г., апрель 2001 г.) посещал Президент Беларуси А. Г. Лукашенко, в апреле 1997 г. глава белорусского государства посетил с официальным визитом Республику Корея, а в 1998 г. состоялся рабочий визит президента Беларуси в Японию. Эти визиты наглядно показывают, что с момента прихода к руководству страной глава белорусского государства уделяет пристальное внимание ведущим странам СВА. Не случайно одним из самых первых зарубежных визитов А. Г. Лукашенко в качестве Президента Беларуси стало посещение им в январе 1995 г. столицы КНР. В свою очередь руководители государств СВА также посетили Республику Беларусь с официальными ответными визитами. Состоялись визиты в Минск Председателя КНР Цзян Цзэминя (2001 г.), Заместителя Председателя КНР (ныне главы китайского государства) Ху Цзиньтао (2000 г.). В 1995 г. в качестве Премьера Госсовета КНР и в 2000 г. в качестве Председателя Всекитайского собрания народных представителей в Белоруси побывал Ли Пэн.

Показателем высокого уровня политических отношений Беларуси и стран региона является активное межпарламентское сотрудничество. Наиболее динамично оно развивается с высшими законодательными органами Китая и Японии. Минск и Пекин активно сотрудничают в рамках Межпарламентского союза. Поддержка Китаем, имеющим большой авторитет среди развивающихся стран, позиции Беларуси на Ассамблеях Межпарламентского союза в апреле 1997 г. в Сеуле и в сентябре 1997 г. в Каире способствовала восстановлению членства парламента Беларуси в рядах этой авторитетной международной организации17 .

Интенсифицируется межпарламентское сотрудничество Беларуси и Японии. В начале 2000 г. в парламенте Японии была создана группа японо-белорусского межпарламентского сотрудничества, куда вошли представители правящей Либерально-демократической партии страны. Члены группы не раз официально заявляли, что они готовы содействовать активизации двустороннего взаимодействия во всех сферах, в первую очередь в торгово-экономической и инвестиционной. В мае 2000 г. по приглашению белорусского парламента состоялся первый визит в Минск представителей этой группы, а в октябре 2000 г. по ее инициативе два японских парламентария посетили Беларусь для наблюдения за ходом выборов депутатов в Палату представителей Национального собрания республики. В апреле 2001 г. по приглашению упомянутой группы состоялся ответный визит в Японию делегации Совета Республики Национального собрания Беларусь.

стр. 97


--------------------------------------------------------------------------------

Не умаляя роли политических отношений в налаживании связей Беларуси со странами СВА, следует подчеркнуть, что их значимость для белорусского государства определяется прежде всего экономическими интересами. Проводя политику широкомасштабного международного сотрудничества и экономической интеграции, руководство Беларуси связывает подъем национальной экономики, в первую очередь, с наращиванием экспортного потенциала, и северо-восточный регион Азии может стать для Беларуси емким рынком. Важной составляющей наших отношений со странами СВА является также военно-техническое сотрудничество. Одновременно Беларусь заинтересована в импорте отдельных товаров и продуктов из указанного региона, главным образом, товаров "критического" импорта, без которых невозможно нормальное функционирование отдельных отраслей народного хозяйства Беларуси.

Кроме этого, важным элементом взаимного притяжения является взаимодополняемость экономик Беларуси и стран региона. Например, решая продовольственную проблему, миллиардный Китай особенно заинтересован в импорте белорусских калийных удобрений, а также продукции машиностроения.

В то же время усиливающаяся в условиях глобализации конкуренция вынуждает азиатские фирмы и компании искать новые рынки сбыта в тех регионах, где можно было бы получить экономическую выгоду. И в этом плане Беларусь, расположенная на перекрестке путей между Западом и Востоком, является достаточно привлекательной для предпринимателей и инвесторов из стран СВА. Фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций в Беларусь, является наличие здесь шести свободных экономических зон, а также высокообразованной и сравнительно недорогой рабочей силы, обладающей хорошими техническими навыками и опытом работы на современных предприятиях.

Анализируя состояние и перспективы развития торгово-экономических связей Беларуси со странами СВА, следует отметить, что Минск поддерживает отношения практически со всеми странами этого региона. На протяжении всего периода становления и развития двусторонних торгово-экономических отношений с ними прослеживается тенденция постоянного роста взаимной торговли. При этом отличительной особенностью торговли Беларуси со странами региона является сохраняющееся на протяжении последних лет превышение белорусского экспорта над импортом. Так, например, в 2001 г. объем товарооборота Беларуси со странами СВА, по данным министерства статистики и анализа Республики Беларусь, составил 274,5 млн. долл. (удельный вес региона в общем объеме товарооборота Беларуси с Азией составил 43,8%) и увеличился по сравнению с 1995 г. в 2,3 раза. При этом объем белорусского экспорта в СВА в 2001 г. составил 170,3 млн. долл. или увеличился по сравнению с 1995 г. в 2,7 раза. Важным представляется и рост сальдо в пользу белорусской стороны: в 2001 г. оно составило 66,1 млн. долл. и увеличилось по сравнению с 1995 г. в 11,5 раза18 . И в последующие годы в торговле Беларуси со странами СВА сохранялась динамика роста торговых связей. Так, по итогам 2003 г. общий объем товарооборота Беларуси с государствами региона достиг 352,8 млн. долл., или увеличился по сравнению с 2001 г. на 12,8%, при этом сохранилось положительное для белорусской стороны сальдо взаимной торговли. В 2003 г. белорусский экспорт в страны СВА достиг 200,5 млн. долл. (что составило более 55,7% общего объема экспорта в страны АТР), импорт из стран СВА - 152,3 млн. долл., при этом положительное сальдо внешней торговли достигло 48,1 млн. долл. Характерно, что за период 2001 - 2003 гг. выросла доля товарооборота Беларуси с государствами СВА в общем объеме торговли со странами АТР. Если в 2001 г. объем товарооборота Беларуси со странами СВА в общем объеме торговли с государствами АТР составлял 55,1%, то в 2003 г. этот показатель вырос до 61%. Подобная тенденция прослеживается и в отношении бе-

стр. 98


--------------------------------------------------------------------------------

лорусского экспорта в регион: если в 2001 г. его доля в общем объеме экспорта в АТР составляла около 48,9%, то 2003 г. этот показатель вырос до 55,8%19 .

Основными торговыми партнерами Беларуси в СВА являются Китайская Народная Республика, Республика Корея и Япония, однако бесспорное лидерство среди названных государств принадлежит Китаю. По итогам 2003 г. объем белорусского экспорта в КНР составил 162,2 млн. долл., (или 81,1% всего белорусского экспорта в регион), китайский импорт в Беларусь достиг 71,7 млн. долл., общий объем товарооборота составил 234 млн. долл., а положительное для белорусской стороны сальдо составило 90,4 млн. долл. На втором месте среди стран региона по объему двусторонней торговли идет Япония. В 2003 г. объем белорусско-японской торговли составил более 41 млн. дол., однако сальдо в объеме 36 млн. долл. сложилось в пользу японской стороны. На третьем месте по объему торговли среди стран СВА находится Республика Корея: объем двустороннего товарооборота в 2003 г. составил 33,5 млн. долл., практически не изменившись по сравнению с 2001 г., однако и здесь сальдо не в пользу белорусской стороны (минус 13,8 млн. долл.). Небольшими объемами характеризуется торговля Беларуси с Монголией и КНДР, составляя ежегодно в последнее время 2 - 5 млн. долл.

Следует подчеркнуть, что 2003 г. в силу ряда объективных причин оказался не самым простым для деятельности белорусских субъектов хозяйствования в регионе. Нарастание напряженности вокруг ядерных программ КНДР, а также эпидемия атипичной пневмонии в КНР вызвали снижение интенсивности политических и экономических контактов Беларуси со странами региона. Это привело к тому, что ряд достигнутых ранее договоренностей остался нереализованным. Однако, несмотря на указанные причины, Беларуси удалось в целом выдержать положительную динамику двустороннего сотрудничества с основными торговыми партнерами в СВА. Об этом свидетельствуют, в частности, статистические данные белорусско-китайской торговли. Так, если в 2002 г. объем белорусско-китайской торговли равнялся 263,8 млн. долл., то в 2003 г. он несколько уменьшился, составив 234,0 млн. долларов. В то же время существенного падения объемов белорусской торговли со странами СВА не произошло: если в 2002 г. объем торговли со странами региона составлял 359,4 млн. долл., то в 2003 г. - 352,8 млн. долл. Таким образом, можно говорить об относительной стабильности торгово-экономических связей Республики Беларусь с государствами региона.

Лучше уяснить ситуацию, складывающуюся в торговле Беларуси со странами СВА, позволит анализ структуры белорусского экспорта. К сожалению, следует констатировать, что в большинстве стран Азии белорусская торговля представлена в основном двумя-тремя "монотоварами", в первую очередь минеральными удобрениями, а также продукцией Белорусского металлургического завода. Именно за счет этих товаров в конце 1990-х гг. формировалась структура белорусского экспорта в СВА. Складывающаяся ситуация настораживала: негативные изменения конъюнктуры на мировом рынке минеральных удобрений могли обвалить белорусский экспорт в страны региона. Кстати, именно по такому сценарию развилась ситуация с белорусским экспортом в Японию, который основывался главным образом на поставках калийных удобрений. После передачи Международной калийной компанией японского рынка минеральных удобрений исключительно российским производителям, объем белорусского экспорта в Японию сократился до самых минимальных размеров, - 1,8 млн. долл. в 2001 г. и 1,48 млн. долл. в 2002 году20 . Следует отметить, что по подобному сценарию вполне могла развиваться ситуация с белорусским экспортом в Китай, основу которого также составляли поставки калийных удобрений, превышавшие во второй половине 1990-х гг. 70% его объе-

стр. 99


--------------------------------------------------------------------------------

ма. Однако усилиями правительства республики, министерства иностранных дел, посольства Беларуси в Пекине, других органов государственного управления страны ситуация начала выправляться, и номенклатура белорусского экспорта была существенно расширена. Особенно активно работа по расширению номенклатуры белорусского экспорта в КНР проводилась в 2002 г. Так, из 62 основных наименований белорусских товаров, поставлявшихся в Китай, 27 или более 40% экспортировались впервые. Стоимость таких поставок на китайский рынок составила 35,2 млн. долл., или 16,1% общей стоимости белорусского экспорта. Среди новых экспортных товаров следует выделить в первую очередь полуфабрикаты из углеродистой стали, трубы и профили пустотелые из черных металлов, топографические и навигационные приборы и инструменты21 . Необходимо отметить, что расширение номенклатуры экспорта при одновременном наращивании поставок наших традиционных товаров привело к сокращению доли калийных удобрений в общем объеме белорусского экспорта в КНР с 77,3% в 2001 г. до 55,6% в 2002 г. (хотя их было поставлено в 2002 г. на 10,3 тыс. тонн больше, чем в 2001 г.). При этом, несмотря на сокращение доли калийных удобрений в общем объеме белорусского экспорта в Китай в 2002 г., экспорт вырос по сравнению с 2001 г. на 52% и составил 217,4 млн. долл.22 .

Характерной чертой белорусско-китайского сотрудничества в экономической сфере в последние годы стала проработка и реализация совместных проектов на территории Китая. Яркий пример этому - деятельность совместного предприятия "Санцзян-Волат" по производству тягачей специального назначения, созданного с участием Минского завода колесных тягачей. Большое внимание белорусскими товаропроизводителями уделяется вопросам расширения в Китае собственной товаропроводящей сети, которая в настоящее время представлена дилерами ПО "Беларуськалий", государственного предприятия "Минский завод колесных тягачей", ПО "БелАЗ", научно-производственного объединения "Интеграл". Системно работают по расширению своего присутствия на китайском рынке крупнейшее в Беларуси и СНГ производственное объединение "БелАЗ", РУП "Белорусский металлургический завод", белорусская авиакомпания "Трансавиаэкспорт"23 .

Анализ сотрудничества Республики Беларусь со странами Северо-Восточной Азии свидетельствует, что этому важному и перспективному региону руководство страны придает важное значение. Результатом проделанной работы стал высокий уровень отношений между Беларусью и государствами СВА в сфере политического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества. Хотя в развитии торгово-экономических связей наблюдается положительная динамика, однако в этой сфере остается еще немало проблем. Так, до настоящего времени не произошло перелома в диверсификации структуры белорусского экспорта, а нынешний объем товарооборота не соответствует потенциальным возможностям участвующих в нем сторон. При этом надо иметь в виду, что в условиях жесткой международной конкуренции ведущие государства региона - Китай, Республика Корея, не говоря уже о Японии, тоже не стоят на месте, совершенствуют технологии и повышают качество производимой продукции. Здесь важно не опоздать.

Опыт свидетельствует, что резервы для дальнейшего роста товарооборота Беларуси со странами региона имеются: это уже упоминавшаяся диверсификация структуры товарооборота, в первую очередь, экспорта, повышение конкурентоспособности и качества белорусской экспортной продукции, активное участие Беларуси в международных выставках и ярмарках, создание совместных производств, расширение дилерской сети и системы сервисного обслуживания. Только кропотливая, наступательная и системная работа по реа-

стр. 100


--------------------------------------------------------------------------------

лизации вышеуказанных резервов создаст благоприятные условия для закрепления белорусских товаропроизводителей на рынках региона.

Важная роль в этой работе отводится министерству иностранных дел и загранучреждениям Республики Беларусь. Им предстоит активизировать деятельность в регионе по поиску новых торговых партнеров для белорусских предприятий-экспортеров, более активному участию белорусских субъектов хозяйствования в тендерах, выставках и ярмарках, проводимых в государствах СВА. Также большую работу следует провести по продвижению перспективных совместных проектов развития инфраструктуры в странах аккредитации белорусских посольств, разработке совместных наукоемких проектов с использованием передовых белорусских наукоемких технологий. Многое необходимо сделать по систематизированному информационному обеспечению внешнеторговой деятельности, включая проведение маркетинговых исследований и изучение конъюнктуры рынков АТР. Принимая во внимание удаленность рынков СВА, для более активного продвижения экономических интересов Беларуси в этом регионе следует активизировать взаимодействие МИД Беларуси, других заинтересованных министерств и ведомств с МИД России и российскими загранучреждениями, Комиссиями Российской Федерации по делам АСЕАН и АТЭС.

История развития отношений Беларуси с государствами СВА свидетельствует, что задача дальнейшего наращивания белорусского товарооборота с ними вполне достижима. Яркий пример тому: решение задачи, поставленной лидерами Беларуси и Китая Президентом А. Г. Лукашенко и Премьером Госсовета КНР Ли Пэном во время визита главы китайского правительства в Минск летом 1995 г., - об увеличении объема белорусско-китайского товарооборота с 50 до 100 млн. долларов. В результате по итогам 1999 г., двусторонний объем товарооборота составил 200 млн. долл.24 , а по итогам 2002 г. достиг рекордной цифры - 263,89 млн. долл. Во время визита в Минск в июле 2001 г. Председателя КНР Цзян Цзэминя, главы Беларуси и Китая высказали уверенность, в том, что в ближайшие годы объем торговли двух стран может быть доведен до 500 млн. долл.25 .

Говоря о перспективах развития отношений Беларуси с государствами СВА, следует отметить, что восточный и западный векторы во внешней политике белорусского государства - это не конкурирующие, а взаимодополняющие друг друга направления. Более того, отсутствие каких-либо политических проблем и противоречий в отношениях между Беларусью и государствами СВА, совпадение позиций по ключевым вопросам мировой политики позволяют прогнозировать дальнейшую активизацию всего комплекса отношений нашей страны с государствами этого региона. Можно с большой долей уверенности говорить о следующей тенденции развития торгово-экономических отношений Беларуси с государствами СВА: в условиях растущей глобальной конкуренции, при четко сложившейся системе раздела рынков Европы на сферы влияния между США и промышленно развитыми европейскими государствами, с учетом имеющихся проблем во взаимоотношениях Беларуси со странами Европы, а также состоявшегося 1 мая 2004 г. расширения Европейского союза за счет ближайших соседей Беларуси - Балтийских стран и Польши, при некотором технологическом отставании Беларуси от западных стран - в ближайшей перспективе рынки государств СВА станут еще более привлекательными для экспорта белорусских товаров, а сами страны этого региона - источником роста валютных поступлений для Республики Беларусь.

-----

1. Грицкевич В. П. От Немана к берегам Тихого океана. Минск, 1986. С. 33.

2. Архив Министерства иностранных дел Республики Беларусь (в дальнейшем Архив МИД РБ). Фонд И. А. Гошкевича, д. 1, л. 2 - 6.

3. История Российской духовной миссии в Китае. Сб. статей. М., 1997. С. 5

стр. 101


--------------------------------------------------------------------------------

4. Власюк В. Первый консул // Беларусь-Япония. Материалы II межд. чтений. Минск: Белор. книгосбор, 2003. С. 48.

5. Хейфец А. Н. Революционные связи народов России и Китая в начале XX века // Вопросы истории. М. 1956. N 12. С. 96 - 98.

6. Мацель В. М. Становление и развитие дружественных белорусско-китайских отношений. Барановичи, 2004. С. 19.

7. Белорусская энциклопедия (на бел. яз.). Минск, 2002. Т. 14. С. 65.

8. Киселев К. В. Записки советского дипломата. М.: Политиздат. 1974. С. 366 - 367.

9. Архив МИД РБ, ф. 907, оп. 2, д. 71, л. 55.

10. Там же, л. 32.

11. Архив МИД РБ, ф. 907, оп. 2, д. 59, л. 4 - 5.

12. Архив МИД РБ, ф. 907, оп. 2, д. 52, л. 116.

13. Архив МИД РБ, ф. 907, оп. 2, д. 84, л. 85.

14. Советская Белоруссия. 1992. 23, 25 - 26 января.

15. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь. Материалы "круглого стола". Минск, 2001. С. 82.

16. Вестник Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Минск, 2000. N 3. С. 38; Современные международные отношения: Учебник/Под ред. А. В. Торкунова. М,. 2000. С. 82.

17. Бабак И. Н. Белорусско-китайское сотрудничество в международных организациях // Вестник посольства Республики Беларусь в КНР. - Пекин, 2003. N 4. С. 40.

18. Подсчитано автором по: Внешняя торговля Республики Беларусь в 1995 - 2000 гг. Минск, 2001; Конкурентоспособность национальной экономики. Внешняя торговля: состояние и перспективы // Право и экономика. Минск: Нац. акад. наук Беларуси, Институт экономики Нац. акад. наук Беларуси. 2002. С. 49.

19. Подсчитано автором по данным текущего архива МИД Республики Беларусь.

20. Мацель В. М. Беларусь в Азиатско-тихоокеанском регионе // Проблемы управления. 2003. N 3 (8). С. 99

21. Там же. С. 100.

22. Русакевич В. В. Развитие белорусско-китайских отношений в 2002 году // Вестник посольства Республики Беларусь в КНР. Пекин, 2003. N 6. С. 23.

23. Русакевич В. В. Указ. соч. С. 24.

24. Вестник Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Минск, 2000. N 3. С. 39.

25. Советская Белоруссия. 2001. 20 июля. стр. 102

Опубликовано на Порталусе 19 июня 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама