Рейтинг
Порталус

КОМИ-ПЕРМЯКИ

Дата публикации: 09 февраля 2017
Автор(ы): Д. И. ГУСЕВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: БЕЛАРУСЬ
Источник: (c) http://library.by
Номер публикации: №1486600122


Д. И. ГУСЕВ, (c)

В Никоновской летописи говорится: "Того же лета июня 26 прииде весть великому князю из Пермии, что воевода князь Федор Пестрый землю Пермскую взял..."1 . Это известие относится к 1472 г., когда обширное таежное Верхнее Прикамье вошло в состав Русского государства. Коренными жителями этого края являлись коми-пермяки (самоназвание - коми-отир). В настоящее время они живут в основном в Коми-Пермяцком национальном округе на территории Пермской области, в Кировской области (верховья Камы), по течению реки Язьвы в Красновишерском районе Пермской области, а также в разных местах Сибири. По данным всесоюзной переписи населения 1970 г., в СССР было 153 тыс. коми-пермяков, около 140 тыс. из них - в Коми-Пермяцком национальном округе, что составляет свыше 66% его населения2 .

Ранние сведения о населении Верхнего Прикамья весьма неопределенны. В Начальной летописи и в позднейших источниках упоминаются племена пермь и печора. Название "пермь", как полагают многие исследователи, первоначально относилось к жителям бассейна реки Вычегды, а затем было перенесено на область Верхней Камы, после чего весь этот обширный край получил название "Перми Великой". Если о жителях Перми Вычегодской уже в "Повести временных лет" говорится "иже дань дают Руси" (в данном случае Новгороду Великому)3 , то достоверные сведения; о зависимости Верхнего Прикамья от Новгорода Великого относятся к более позднему времени, когда предки коми-пермяков переживали последнюю стадию разложения родоплеменного строя.

Расселившийся на обширных таежных просторах, верхнекамский союз племен постепенно переходил к плужному земледелию. Там зарождались феодальные отношения, из числа родоплеменных вождей выделялись "князьки" - оксы, имевшие резиденции в укрепленных валами и рвами деревянных городках. Такими были Урос, Чердынь, Покча и Искор, упоминаемые в летописном рассказе о походе Федора Пестрого. Судя по археологическим, этнографическим и летописным данным, предки коми-пермяков непосредственно от родоплеменного строя переходили к раннефеодальным отношениям, минуя рабовладение. Примерно с XII в. сельская община у них сменяет родовую4 . В XIV-XV вв., когда преодолевалась феодальная раздробленность русских земель и формирующееся Русское централизованное государство вело тяжелую борьбу с Золотой Ордой, в жизни населения Верхнего Прикамья происходят дальнейшие изменения. Постепенно возрастает зависимость этого обширного края от Новгорода Великого, а затем там усиливается влияние Москвы. С конца XIV в. и в первой половине XV в. в Верхнее Прикамье все шире проникают московские торгово-промышленные люди и миссионеры. В 30-х годах XV в. московские посадские люди братья Калинниковы завели солеварение при реке Боровой, а затем нашли богатые рассолы на речке Усолке, где и основали около 1430 г. поселение на месте нынешнего Соликамска5 .

С основанием первых русских поселений в Верхнем Прикамье начинается христианизация аборигенного населения. Активным проводником ее был четвертый пермский епископ Иона, управлявший пермской епархией с 1455 по 1470 год. Летопись под 1463 г. сообщает: "Иона епископ Пермский крести великую Пермь и князя их и церкви поставил, и игумены и попы". Преемник Ионы епископ Филофей, проживавший в Чердыни с 1471 г. по 1501 г., многое сделал для убеждения пермичей в необходимости присоединения края к Москве. Давнее многолетнее хозяйственно-культурное сотрудничество с русским населением и принятие христианства в значительной мере обеспечили, по существу, добровольное присоеди-


1 ПСРЛ. Т. XXV. М. 1949, стр. 296; см. также: И. Пушвинцев. Путь рати Федора Пестрого в 1472 г. "Чердынский край". Вып. 3. Чердынь. 1928, стр. 8 - 9.

2 "О предварительных итогах всероссийской переписи населения 1970 г.". М. 1970, стр. 7.

3 ПСРЛ. Т. I. М. 1962, стб. 11.

4 О. Н. Бадер, В. А. Оборин. На заре истории Прикамья. Пермь. 1958, стр. 213.

5 В. Н. Берх. Путешествие в город Чердынь и Соликамск. СПБ. 1821, стр. 3 - 4.

стр. 213


нение Перми Великой к Русскому государству. Отряды князя Федора Пестрого и воеводы Гаврилы Нелидова в 1472 г. легко овладели пермяцкими городками и привели под власть Ивана III местных князьков Михаила, Бурмата, Мичку и других6 . Великий князь милостиво обошелся с пермскими оксами и отпустил Михаила на княжение в Пермь Великую.

Присоединение Перми Великой к Русскому государству имело прогрессивное значение для судеб коми-пермяков. Начался переход разрозненных коми- пермяцких племен и общин, в значительной мере сохранявших реликты полуоседлого охотничье-рыболовецкого быта, к более интенсивным формам ведения хозяйства; в составе Русского государства была обеспечена их безопасность, В то же время пермяки стали оказывать разностороннюю помощь русскому населению в освоении Сибири. В конце XV-XVI в. коми-пермяки сыграли большую роль в охране Верхнего Прикамья от набегов остяцко- вогульских князьков и вместе с русскими отрядами помешали тобольским и ногайским татарам распространить свою власть на прикамские земли. Коми- пермяки принимали участие в походах отряда Ермака и других воинских групп, в результате которых было разгромлено "Кучумово царство" и завоевана значительная часть Сибири. Вплоть до 80-х годов XVII в. прикамские коми- пермяцкие и русские крестьяне поставляли "хлеб и соль" на жалованье сибирским служилым людям.

На процесс феодализации коми-пермяцкого общества оказывали заметное влияние такие факторы, как освоение Пермского края русскими поселенцами, строительство уральских и сибирских городов, усиление податного обложения и сибирских поставок, основание монастырей, развитие феодальных вотчин Строгановых и постепенный рост уральской промышленности. Более высокая культура русского населения оказывала значительное воздействие на развитие местного земледелия, животноводства, ремесла. Изменялись общественные отношения, семейный быт и духовная жизнь коми-пермяков. Они стали переходить к двуполью, а затем к трехполью, выращивали новые сельскохозяйственные культуры, применяли органические удобрения, совершенствовали ремесла, воспринимали приемы русского деревянного зодчества. Под русским влиянием пермяки изживали пережитки архаичных форм брака и семьи, обогащали свой язык, народное музыкальное и устно- поэтическое творчество, заимствуя многие русские песни, пляски, мелодии и музыкальные инструменты. В совместных классовых выступлениях против феодалов крепла дружба пермяцких и русских крестьян. С помощью передовых деятелей русской культуры коми-пермяки приобщились к просвещению и искусству. С 1789 г. в Чердыни стало действовать училище, куда попадали и наиболее одаренные пермяки. Одиночек из пермяков Строгановы направляли для учебы в Петербург. В 1836 г. Строгановыми было учреждено училище в селе Кудымкар на 50 учеников для детей строгановских служащих (крестьянских детей в нем можно было обучать "на счет родителей или мирского общества")7 . В конце XVIII - начале XIX в. из среды коми- пермяков вышли такие самородки, как архитектор А. Н. Воронихин, крепостная гобеленщица А. Радостева, художники братья А. К. и Я. К. Кривощековы, краевед Ф. А. Волегов8 .

Со второй половины XIX в. коми-пермяки испытывают все большее воздействие капиталистического развития страны. В этот период расширяются лесные разработки в Верхнем Прикамье. В конце XIX-начале XX в. там ежегодно заготовлялось до 200 - 250 тыс. куб. м древесины. Росли мелкие промыслы, повышалась товарность сельского хозяйства. Реформа 1861 г. в Коми-Пермяцком крае, как и во всей России, носила грабительский характер. Хотя коми-пермяки получили сравнительно высокие наделы на душу населения (высшие - от 6 до 7 дес, низшие - от 2 до 2,8 дес), им отвели самые плохие земли (поросшие кустарником участки, мокрые луга и болота), отняли у них леса, заставили выплатить свыше 1,5 млн. руб. выкупных платежей и нести многочисленные повинности в пользу Строгановых. Коми-пермяки ответили на это волнениями 1861 - 1867 гг., в которых под руководством крестьянских вожаков А. Кетова, У. Гусельникова и Д. Сыстерова участвовало более 12 тыс. крестьян. Восстание было подавлено силой ору-


6 В. Н. Шишонко. Пермская летопись. Период I. Пермь. 1881, стр. 27 - 29.

7 Коми-Пермяцкий окружной архив (КПОА), ф. 3, оп. 1, д. 80, л. 44.

8 Г. Т. Бачев. Коми-Пермяцкий округ. Кудымкар. 1963, стр. 40 - 41.

стр. 214


жия9 . Расправа царизма над пермяками была гневно осуждена в герценовском "Колоколе" (в статье "Сечение и убийство крестьян в Пермской губернии")10 .

Распространение у коми-пермяков лишь зачаточных форм капитализма обусловило сохранение у них многочисленных пережитков патриархально- феодального быта и натурального хозяйства. Сохранялись увтырыпатронимии с родовыми тамгами и общими охотничьими угодьями. Пермяки пользовались такими примитивными сельскохозяйственными орудиями, как древние сохи (гор), бороны-суковатки, косы-горбуши, лукошки-ситево, ручные мельницы (киа-изын), занимались лесным бортничеством. В некоторых районах еще сохранялись подсечно-огневая система земледелия и свободный выпас (без пастуха) скота. В охотничьем и рыболовном промыслах применялось много архаичных приемов и снастей, были в ходу охотничьи избушки (вор-керку), нарты, особые лыжи, подбитые мехом. Коми использовали для охоты разные силки, западни, кляпцы, сети, загоны, ловчие ямы, а для рыбной ловли - верши, морды, вятери, остроги, разнообразные сети (сырпы, язевки, лещевки, невода), запруды и др. Жили пермяки в небольших деревушках вдоль рек. У них еще сохранялись курные избы (важ-керку) с топкой по-черному и волоковыми окнами, с глинобитными печами, подпольем, полатями. Некоторые постройки в северных селениях имели односкатные крыши. На князьках крыши закреплялся охлупень, вырезанный в виде конька или курицы. Утварь обычно изготавливалась из бересты, а также выдалбливалась из березовых наростов, а глиняная посуда - способом налепа. Женская одежда состояла из длинных рубах, косоклинных сарафанов-дубас, рубашек на кокетке, передников-запонов, верхних гуням; головные уборы - шамшуры и кокошники. Мужчины носили холщовые рубахи и штаны, верхнюю холщовую одежду (шабуры), овчинные шубы, войлочные круглые шляпы. Обувью служили лапти, кожаные коты и высокие бахилы-бродни, а также валенки.

Самобытный фольклор коми-пермяков содержал сказания о чуди, о народных богатырях Мизе, Пере, о камской вольнице, сказки, песни, частушки, поговорки, загадки, многие из которых были заимствованы у русского населения. Широкое распространение имели сказания о Пере-богатыре, его состязаниях с лешим и водяным, его помощи русскому царю в борьбе с идолищем, о хитроумном противодействии Строгановым. Много своеобразного сохранялось в народных играх, плясках и музыке пермяков. Под влиянием русских возникло многоголосное хоровое пение. Композитор В. Н. Трамбицкий отмечал: "Коми-пермяки очень музыкальны, народные хоры любовно и чисто поют песни многоголосного склада"11 . Изобразительное искусство коми-пермяков характерно красочной набойкой, узорным ткачеством поясов, носков и варежек с геометрическим орнаментом, деревянной резьбой (солонки, ковши, охлупни в форме уток и куриц), чугунным литьем, замечательной деревянной скульптурой12 .

Во второй половине XIX - начале XX в., несмотря на тяжелый экономический и национальный гнет, просвещение коми-пермяков несколько продвинулось вперед. Перед реформой 1861 г. из каждой тысячи мужчин умели читать 4, а из каждых 2 тыс. женщин - одна. С середины 70-х годов XIX в. до 1887 г. пермское земство открыло для пермяков 21 земское училище. Ко времени Великой Октябрьской социалистической революции у коми-пермяков действовало 106 небольших школ, значительная часть которых размещалась в крестьянских избах. Обучением было охвачено не более 18% детей школьного возраста.

Великий Октябрь, уничтоживший помещичье-буржуазный и национально- колониальный гнет в России, создал широкие возможности для коренного подъема экономики и развития коми-пермяцкой культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию. Коми-пермяцкие трудящиеся активно участвовали в организации Советской власти в родных деревнях и селах, а затем героически защищали ее от белогвардейцев и интервентов в годы гражданской войны. Из среды коми-пермяков вышло немало героев социалистической революции и гражданской войны. Подвиги красных командиров В. И. Дерябина, Е. В. Петрова, Д. С. Гордеева, Д. П. Милюхина, А. И. Рычкова, А. П. Трукшина, А. В, Кривощекова, красноармейцев Е. Е. Радостева, Е. Н, Подъянова, больше-


9 Ф. С. Горовой. Волнения крестьян Пермского Предуралья. Пермь. 1951, стр. 40.

10 "Колокол" N 134, 22.V.1862.

11 "За ленинскую национальную политику", 9.VI.1937.

12 Н. Н. Серебренников. Пермская деревянная скульптура. Пермь. 1967, стр. 3 - 7.

стр. 215


вистских агитаторов А. Е. Хомяковой, Н. С. Кузнецова, В. П. Никитина, В. А. Боталова свято хранятся в памяти народа. Красные отряды пермяков бесстрашно сражались с колчаковцами, громили Юрлинское, Подкинское и Печерское кулацкие восстания, участвовали в борьбе против Деникина, Юденича и Врангеля13 .

После окончания гражданской войны, осуществляя ленинскую национальную политику, партийные организации Центра и Уральской области оказали большую помощь коми-пермякам в преодолении послевоенной разрухи, подъеме хозяйства и культуры. При их содействии к 1928 г. были восстановлены посевные площади (они составили в 1928 г. 100,2% от уровня 1914 г.) и поголовье скота; расширились лесозаготовки (в 1925 г. лесосплав из округа достиг 0,24 млн. куб. м), оживились местные промыслы. При Верхне- Камском окрисполкоме был создан Пермяцкий отдел народного образования, который в 1921 г. и 1925 г. провел съезды культурных сил края14 . К концу восстановительного периода в крае работали 85 школ первой ступени, 5 школ повышенного типа, десятки ликбезовских пунктов и школ для малограмотных. В них обучалось около 13 тыс. детей и взрослых. Около 40 пермяков учились тогда в вузах и техникумах. Культурно-просветительную работу в пермяцких селениях вели 4 библиотеки, 31 изба-читальня, краеведческий музей. Уже в тот период у коми-пермяков появились первые писатели и поэты: Ф. Г. Тараканов, А. Н. Зубов, Ф. А. Тупицын, Ф. Е. Зубов, М. П. Лихачев. В 1923 г. вышел первый сборник стихов и песен пермяцких литераторов "Горадзуль" ("Звонкий шар"). Усилиями известного художника П. И. Субботина-Пермяка и его жены Е. И. Субботиной в Кудымкаре были созданы художественные мастерские, открыты любительский театр и музей. В избах-читальнях стали проводиться вечера на родном языке (коми-рыт). С 1926 г. по 1932 г. выходила коми-пермяцкая окружная газета "Гэрись" ("Пахарь"), а затем стала издаваться газета "За ленинскую национальную политику"15 .

Успешно был разрешен вопрос о создании автономии коми-пермяков в составе Уральской области. Президиум ВЦИК 26 февраля 1925 г. выделил Пермяцкий край в особый национальный округ в пределах Уральской области. Среди 10 национальных округов нашей страны Коми-Пермяцкий был образован первым и имеет ныне самую большую численность населения. Его создание сыграло огромную роль в судьбах коми-пермяков. При помощи великого русского и других народов нашей страны они достигли больших успехов в социалистическом строительстве. К 1933 г. у коми-пермяков завершилась коллективизация, свыше 29 тыс. мелких хозяйств объединились в колхозы, которым навечно передано в пользование 597 тыс. га земли. В 30-е годы началась техническая; реконструкция лесозаготовок (усовершенствовались дороги, для вывозки древесины стали применять трактора и автомашины). Сплав древесины за пределы округа достиг в 1941 г. 1,7 млн. куб. метров16 . Интенсивно создавалась коми-пермяцкая социалистическая культура. Успешно ликвидировалась неграмотность населения. С 1925 г. до 1935 г. в округе было обучено грамоте 40 тыс. человек, а к 1939 г. среди коми- пермяков было уже 75% грамотных. Развивалось новое, профессиональное искусство. С 1930 г. в округе работал русский театр, на базе которого был создан национальный драматический театр имени А. М. Горького. В 1939 г. начал работать национальный ансамбль песни и пляски17 . В суровые годы Великой Отечественной войны более 5 тыс. воинов-пермяков были награждены орденами и медалями, а 7 из них получили звание Героя Советского Союза. Из Кудымкара ушел на фронт легендарный разведчик Н. И. Кузнецов, дом которого сейчас любовно оберегается18 .

В условиях послевоенного развития, в результате братского сотрудничества в единой семье народов нашей страны еще более полно раскрылись созидательные силы коми-пермяков. Большие перемены произошли в социалистическом сельском хозяйстве округа. В 50-е годы проведено было укрупнение колхозов: вместо 340 небольших хозяйств созданы 57 многоотраслевых укрупненных. С каждым годом растет их материально- техническая оснащенность. На


13 "За власть Советов". Сборник документов. Кудымкар. 1957, стр. 107 - 132.

14 КПОА, ф. 26, оп. 1, д. 140, лл. 3 - 56.

15 "Итоги культурно-хозяйственного строительства Коми округа". Кудымкар. 1932, стр. 130 - 143.

16 "Коми-Пермяцкий национальный округ". М. -Л: 1948, стр. 250.

17 "40 лет Коми-Пермяцкому округу". Пермь. 1965, стр. 31 - 33.

18 Г. Т. Бачев. Указ. соч., стр. 14.

стр. 216


полях работают сотни тракторов, комбайнов и много другой техники. Завершена электрификация колхозов. Большие площади отводятся под такие культуры, как лен, сахарная свекла, картофель, овощи, пшеница. Многие колхозы успешно занимаются садоводством. В северных областях большой известностью пользуются саженцы новых сортов из Кудымкарского плодово- ягодного питомника. Посевные площади в округе выросли почти в 3 раза и составляют свыше 210 тыс. гектаров. Ежегодно округ производит 8 - 10 млн. пудов зерна, тысячи тонн мяса, десятки тысяч тонн молока и много другой продукции. Лучшие колхозы ("Россия", "Правда", "Совет", имени Кирова и др.) получают по 14 - 15 ц зерновых с га в суровых условиях северного края19 . Ныне в округе работает около 50 промышленных предприятий, на которых занято более 25 тыс. рабочих. Ведущей отраслью местной промышленности являются лесоразработки. Их ведет крупный механизированный комбинат "Комипермлес", имеющий 18 леспромхозов. На предприятиях комбината работает около 700 комплексных бригад, оснащенных электростанциями, мощными тракторами, электропилами и бензопилами, подъемными кранами, автомашинами. Ежегодные заготовки древесины достигли 5,5 - 6 млн. куб. метров. За последнее время модернизированы и расширены действующие в округе ремонтно-механические заводы, льнозавод, промкомбинаты, промартели, пищевые предприятия, строительные организации и автохозяйства. Расширились и улучшились транспортные связи. Открыта, например, новая автобусная линия, связывающая центр области Пермь и окружной центр Кудымкар20 .

Новому уровню социально-экономического развития коми-пермяков соответствует и значительная зрелость их культуры. Ныне в округе действует 368 школ, из них 22 десятилетки. В них преподают свыше 2500 учителей и обучается около 50 тыс. учащихся. Ежегодные расходы на народное образование в округе превышают 10 млн. рублей. За последнее десятилетие построено свыше 220 школьных зданий на 25 тысяч мест, открыто более 80 интернатов, где проживает около 6 тысяч учащихся. Подготовкой учителей для коми-пермяцких школ занимаются Кудымкарское училище и Пермский пединститут, в котором имеется коми-пермяцкое отделение. Четыре техникума и филиалы Пермских пединститута и сельхозинститута подготовили для округа свыше 15 тыс. специалистов. Сотни пермяков обучаются в других вузах страны. Сейчас в школах, техникумах и вузах учится каждый третий житель округа21 .

Ныне сеть учреждений культуры округа насчитывает 11 домов культуры, 198 клубов, 210 красных уголков, 130 библиотек (их книжный фонд превысил 1 млн. экз.). С 1951 г. в округе периодически проводятся праздники песни. В смотрах художественной самодеятельности за последние годы участвовало свыше 400 художественных коллективов с 8 тыс. участников. Среди них были прославленный ансамбль дудочниц-пылянисток Сизовых, хор села Юсьва, агитбригады. Современная художественная культура коми-пермяков представлена национальными писателями, артистами, композиторами, художниками. В окружном литературном объединении состоит 20 писателей, 5 из них - члены Союза писателей СССР. Если до Великой Отечественной войны в коми-пермяцкой литературе господствовал преимущественно жанр поэзии, то сейчас развиваются также проза и драматургия. Широкую популярность получили гражданская поэзия Н. В. Попова, И. Д. Гагарина и И. А. Минина, лирические стихи и песни С. И. Караваева и М. Д. Вавилина, рассказы и повести В. Климова, А. Баяндина и В. Боталова, пьесы С. Можаева и М. Сторожевой. Большой вклад в развитие родной культуры вносит национальный театр имени А. М. Горького, многие актеры которого окончили Ленинградский театральный институт. Наряду с классической драматургией и русскими советскими пьесами на его сцене ставятся национальные произведения: "Сквозь тьму" А. Зубова, "Караванный бунт" Н. Сверчкова и др. Опыт Кудымкарского театра по обслуживанию сельского населения получил распространение во всей стране. Из 550 спектаклей, которые ежегодно дает театр, 400 он показывает на сельских клубных площадках22 . Коми-пермяцкие художники Л. И. Тараканов, С. С. Щербинина, А. А. Горкунов, А. В. Мошев, В. Гуляев, Т. И. Чистоева много сделали для обогащения реалистических традиций национальной живописи, заложенных П. И. Субботиным-Пер-


19 "40 лет Коми-Пермяцкому округу", стр. 13 - 20.

20 Там же, стр. 5 - 12.

21 Там же, стр. 21 - 25.

22 "Театр", 1971, N 5, стр. 114 - 115.

стр. 217


мяком. Они создали полотна о родной природе и о людях края, иллюстрации к эпосу о Пере-богатыре23 . Стало богаче хоровое и музыкальное искусство коми-пермяков. Особо выделяется творчество композитора А. И. Клещина, написавшего популярные песни, произведения для народных оркестров и сюиту о лесе, неоднократно звучавшую в симфоническом исполнении24 .

К 50-летию образования СССР Коми-Пермяцкий национальный округ награжден орденом "Дружба народов".

В судьбе и многолетнем жизненном опыте коми-пермяков ярко прослеживаются те коренные преобразования, которые являются результатом ленинской национальной политики КПСС, открывшей широчайшие возможности для всестороннего социального и культурного прогресса больших и малых народов нашей страны.


23 "40 лет Коми-Пермяцкому округу", стр. 32 - 33.

24 "Советская культура", 2.X.1971.

Опубликовано на Порталусе 09 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама