Полная версия публикации №1126895663

PORTALUS.RU ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ЭТАП СТАБИЛИЗАЦИИ) (1996 г.) → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ЭТАП СТАБИЛИЗАЦИИ) (1996 г.) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 16 сентября 2005. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/beleconomics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1126895663&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 12.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ЭТАП СТАБИЛИЗАЦИИ) (1996 г.) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 16 сентября 2005. URL: https://portalus.ru/modules/beleconomics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1126895663&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 12.04.2024).



публикация №1126895663, версия для печати

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ЭТАП СТАБИЛИЗАЦИИ) (1996 г.)


Дата публикации: 16 сентября 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ - ПРОГНОЗЫ, ПРОГРАММЫ
Номер публикации: №1126895663 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


ИСТОЧНИК: СБОРНИК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ, Под редакцией В. М. Шлындикова.
АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ: http://www.ucpb.org

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ЭТАП СТАБИЛИЗАЦИИ)
Одобрены Комиссией по экономической политике и реформам
Верховного Совета 13-го созыва в июне 1996 г.
Опубликованы в "Белорусском рынке". № 23. 1996 г.

Введение
Негативные процессы в экономике не остановлены. С 1991 по 1996 год реальный уровень жизни упал в 3-3,5 раза. Если в 1990 году в среднем на душу населения приходилось около 1,5 минимального потребительского бюджета (в дальнейшем МПБ), то в 1996 г. -- около 0,5 МПБ. И это напрямую связано с соответствующим падением валового внутреннего продукта (в дальнейшем ВВП). По разным оценкам ВВП уменьшился с 1990 года почти на 60%. Идет быстрое обнищание населения. За чертой бедности, определенной в 0,6 МПБ, находится 36 % населения республики (против 5% в 1991 году). Скрытая безработица достигла 25-40 % трудоспособного населения. Быстро падает уровень рентабельности производства, большинство экспортных производств стали убыточными, сокращаются поступления в бюджет, растут безработица, дебиторская и кредиторская задолженность, внешний долг республики.

Кроме того, практически остановлено обновление основных фондов (за счет ввода новых мощностей обновление фондов в 1990 году составляло 7,8%, в 1994 - 0,57 %).Основные фонды "проедаются" на 2 миллиарда долларов в год. Таким образом, даже нищенский жизненный уровень населения обеспечивается сегодня за счет еще более глубокого разрушения экономики в последующие годы.

Отсутствуют какие-либо положительные тенденции и перспективы для активной части населения. Основная часть населения не имеет никаких возможностей своим трудом и своими знаниями заработать себе даже на минимально необходимый уровень жизни. Повышение эффективности народного хозяйства возможно только при создании условий для свободного творческого труда в социально ориентированной рыночной экономике.

Необходимы безотлагательные меры по выведению экономики Беларуси из кризиса. Прежде всего необходимо стабилизировать экономику, поставив цель в короткий срок, 1-3 года, обеспечить оптимальное использование всех имеющихся в республике ресурсов для поддержания уровня жизни населения, создать условия для привлечения инвестиций, в т.ч. зарубежных, и экономического роста в последующие годы.

Следующим этапом станет этап модернизации производственно-технологической базы производства и структурная перестройка экономики.

ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Важнейшими целями экономической политики на этапе стабилизации являются остановка падения ВВП и создание условий для экономического роста, рост доходов населения, обеспечение занятости населения (уровень безработицы 4-5 %), стабильность цен (инфляция 10-12 % в год).

Эти цели достигаются посредством решения следующих задач:

создание хозяйственного механизма, направленного на усиление трудовой мотивации и эффективного использования ресурсов;
обеспечение стабильности валютного курса и допустимого бюджетного дефицита;
создание благоприятной инвестиционной среды;
восстановление платежеспособности предприятий.
При достижении указанных целей этап стабилизации экономики будет считаться достигнутым. Предпосылкой достижения указанных целей является создание условий для эффективного использования всех имеющихся ресурсов страны. Такие условия возможны только при рыночной экономике.

Считать формирование открытой конкурентной рыночной экономики главным содержанием экономической политики на этапе стабилизации.


ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ:
расширение экономической свободы и стимулирование предпринимательства;
формирование частного сектора, который будет производить не менее 50% ВВП к 1999 году, 70% - к2001 году;
снижение централизуемой государством доли ВВП до 35% в том числе: 1997- 40 %, 1998 -35%;
содействие развитию конкуренции, государственная поддержка малого бизнеса;
формирование открытой экономики;
устранение экономических причин коррупции;
защита частной собственности;
государственная поддержка экспорта;
государственная поддержка производств, которые смогут стать эффективными в течение 1-3 лет;
обеспечение социальной стабильности.
Макроэкономические мероприятия для создания экономических условий для субъектов рынка.
1. Обеспечить внутреннюю конвертируемость белорусского рубля.

2. Ограничить инфляцию 10-12% в год.

2 1. Законодательно запретить покрытие дефицита бюджета за счет эмиссии.

2.2. Создать условия для привлечения валютных и денежных сбережений населения (обеспечить положительную депозитную ставку).

2.3. Сократить государственные расходы:

на инвестиции, дотации отдельным отраслям и субъектам хозяйствования;
на социальные нужды за счет расширения платных услуг для обеспеченных слоев населения;
на органы управления, контрольные органы, армию, МВД.
2.4. Рационализировать структуру государственных органов управления с переводом отдельных функций на коммерческий расчет.

2.5. Ежегодно Верховный Совет Республики Беларусь устанавливает Национальному банку лимит кредитования Правительства и коммерческих банков. Ввести жесткие меры ответственности за превышение данного лимита.

3. Законодательно запретить формирование внебюджетных фондов, кроме фонда социальной защиты населения и фонда занятости,

4.Законодательно ограничить суммарную величину взимаемых налогов кроме акцизов, размеры штрафов, пени.

5. Пересмотреть структуру затрат, включаемых в себестоимость, и привести ее в соответствие с европейским стандартом.

6. Законодательно упорядочить систему контроля работы субъектов хозяйствования, запретив проверки, кроме налоговой инспекции, прокуратуры и органов санитарно-технического надзора.

7. Создать условия для межбанковской конкуренции, включая привлечение средств населения, развить систему ипотечных, инновационных специализированных банков.

8. Осуществить меры по регулированию привлечения иностранных инвестиций в банковское и страховое дело с целью обеспечения государственной экономической безопасности.

9. Обеспечить комплекс мер по оздоровлению банковской системы (создание санитарного банка, бесприбыльных, под эгидой государства, инновационных банков развития).

10. Разработать систему льготируемых кредитных ставок для инвестиций, развития экспорта и поддержки перспективных производств, жилищного строительства.

11. Создать с участием государства страховые компании по страхованию инвестиций и торговых рисков.

12. Снизить импортные пошлины и налоги до уровня, принятого в странах - членах ВТО.

13. Законодательно обеспечить механизм банкротства, санации и реструктуризации предприятий.

13.1. Разработать и осуществить государственные программы санации и реструктуризации предприятий.

14. Осуществить комплекс мер по привлечению инвестиции
14.1. На период стабилизации отменить декларации об источниках инвестиций. Содействовать учреждению в республике филиалов известных зарубежных банков.

14.2. Стимулировать инофирмы при покупке контрольных пакетов акций наших предприятий и организации на них сборочных производств или высокоэффективных технологий.

14.3. Ввести в практику инвестиционные торги по продаже приватизируемых предприятий за символическую цену тем фирмам, которые предложат проекты модернизации предприятий или организуют производство и сбыт их продукции.

14.4. Включить в определение зданий и сооружений участки земли, на которых они расположены. Приобретение зданий и сооружений в собственность означает автоматическое приобретение и земельного участка под ними.

14.5. Создать рынок капитала и фондовый рынок: обеспечить акционирование всех государственных предприятий, подлежащих приватизации.

14.6. Организовать свободную куплю, продажу акций, векселей, ценных бумаг.

14.7. Создать рынок недвижимости и земли, принять соответствуйте законодательство по их регулированию.

15. Ценообразование
15.1. Завершить либерализацию цен в АПК, предоставив при этом право колхозам, совхозам и перерабатывающим предприятиям отказываться от госпоставок по не приемлемым для них закупочным ценам.

15.2. Отменить государственный контроль уровня цен на товары и услуги, за исключением цен на товары и услуги естественных монополистов, включая жилищно-коммунальное хозяйство. Отменить статью УК о спекуляции. Ввести государственный и общественный контроль за ценами естественных монополистов

15.3. Отказаться от предоставления социально значимых товаров и услуг по заниженным ценам и ввести дополнительные денежные пособия для малообеспеченных лиц, нуждающихся в этих товарах и услугах.

16. Внедрить механизм расчета бюджетных организаций за полученные от субъектов хозяйствования материальные ценности векселями Министерства финансов с последующим их погашением этим Министерством в счет налоговых платежей.

17. Меры по финансовому оздоровлению предприятий
17.1. Предоставить налоговые кредиты перспективным производственным предприятиям в размере задолженности в бюджет и внебюджетные фонды по состоянию на 1 июля 1996 г., списать пеню и штрафы по бюджетной задолженности.

17.2. Законодательно обеспечить механизм санации, реструктуризации предприятий, предусмотрев систему расчетов предприятий по долгам государству, банкам, другим субъектам хозяйствования.

17.3. Провести широкую санацию и реструктуризацию крупных предприятий промышленности.

17.3.1. Временно освободить санируемые предприятия от уплаты налогов.

17.3.2.Списать с балансов предприятий с зачислением в госрезерв неиспользуемые основные и оборотные фонды (производственные площади, движимое и недвижимое имущество и т.п.).

17.3.3. Без всяких условий передать в коммунальную собственность (либо реализовать через аукционы) социально-культурные и иные объекты и сооружения, непосредственно не относящиеся к основному производству санируемого предприятия.

17 3.4. Предоставить санируемым предприятиям импортно-экспортные льготы, целевую

бюджетную, кредитную и иную поддержку

17.3.5. Разработать и осуществить меры по консервации мощностей с освобождением этих мощностей от налогов на имущество и пожарного налога.

18. Занятость населения
18.1. Законодательно обеспечить государственную поддержку развития малого предпринимательства.

18.2. Разрешить малым предприятиям применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и выплаты налогов. Упростить бухгалтерскую отчетность и увеличить периодичность отчетности в зависимости от объемов деятельности.

18.3. Предусмотреть, что ограничения деятельности частных предприятий с целью достижения общественной пользы могут быть введены только Верховным Советом.

18.4. С целью развития рынка рабочей силы заменить прописку регистрацией по месту жительства

18.5. Законодательно ограничить количество лицензируемых видов деятельности.

18.6. Законодательно отменить налогообложение предпринимателей без права юридического лица. при этом ввести порядок платы за патент (лицензию) на вид деятельности, размер которой устанавливается региональными органами власти

18.7. Налоги на малые предприятия, взимаемые сборы за патент индивидуальных предпринимателей направлять в местные бюджеты.

18.8. Осуществить комплекс мер по организации общественных работ.

19. Обеспечить систему продажи в рассрочку производственных площадей, других имущественных комплексов, внесения их в уставный капитал создаваемых юридических лиц.

20. Меры по обеспечению платежного баланса
20.1. Внедрить систему поощрения всех форм собственности предприятий - экспортеров, в т.ч. посредников, за счет налоговых льгот, уменьшения процентных ставок, отмены административных ограничений на вывоз товаров и услуг как юридическими, так и физическими лицами (отмена квот, лицензий и т.д.).

20.2. С целью повышения уровня жизни населения и модернизации производства за счет включения в международное разделение труда отказаться от политики протекционизма и самообеспечения, снизив налоги на экспорт-импорт до уровня, принято о в большинстве развитых стран мира

20.3. Отменить импортные пошлины на продукты (кроме крепких спиртных напитков и сигарет, деликатесов) и товары народного потребления.

20.4. Если Россия откажется от политики раскрытия экономики, то выйти из Таможенного союза.

20.5. Упростить процедуру оформления внешнеторговых сделок и выездных документов. Выдавать заграничные паспорта всем желающим не позднее 1 месяца со дня подачи заявления;

отменить разрешения на многоразовый выезд (штамп в паспорте).

20.6. Принять другие меры по снятию ограничений на пересечение границ гражданами и товарами.

20.7. Расширить возможности для граждан Республики Беларусь по трудоустройству за рубежом

20.8. Разработать комплекс мер по развитию правовой и государственной поддержки приграничной торговли. Возложить ответственность за реализацию программ развития приграничной торговли на приграничные регионы

20.9. Отменить ограничения на число фирм, действующих в том или ином сегменте внешнеэкономического рынка

20.10. Разработать и реализовать государственную программу по энергосбережению, сокращению импорта энергоносителей.

20.10.1. Принять программу альтернативного использования энергии.

20.11. Обеспечить регулирование цен на топливо на уровне сопредельных стран.

21. Приватизация: меры по ускорению и завершению малой и чековой приватизации
21.1. Отменить согласование объектов приватизации с трудовыми коллективами, руководством объединений и ведомств, местными органами власти. Решения о приватизации принимаются только Мингосимуществом и местными органами приватизации.

21.2. До 1 января 1997 года сократить перечни объектов, не подлежащих приватизации и объектов приватизация которых осуществляется только по решению Кабинета Министров.

21.3. Широко практиковать инвестиционные торги, продажу предприятий, производственных и других помещений имущественных комплексов с выплатой в рассрочку под залог будущих прибылей.

21.4. Отказаться от принципа приватизации 50 % стоимости каждого объекта за приватизационные чеки "Имущество" Пакеты акций должны продаваться на аукционах (конкурсах). При этом чеки по их номинальной стоимости рассматриваются наравне с банкнотами Национального банка как приватизационные деньги. Прекратить обмен чеков на акции по номиналу.

21.5. Изменить методику оценки объектов приватизации. При всех способах приватизации начальная цена объекта определяется по его балансовой (остаточной) стоимости на дату последней индексации именных приватизационных чеков "Имущество".

21.6. При конкурентных способах приватизации (аукцион, конкурс) предусмотреть возможности снижения начальных цен объектов, не проданных на предыдущих торгах.

21.7. Содействовать созданию и функционированию СИФов.

21.8. Снять ограничения на обращение приватизационных чеков между физическими и юридическими лицами.

21.9. Принять меры по улучшению технического обеспечения чековой приватизации

21.10. Широко практиковать приватизацию объектов, нуждающихся в реконструкции и модернизации путем проведения инвестиционных торгов.

21.11. Завершить выдачу чеков. Предложить до конца 1997 года на продажу акции государственных предприятий на общую сумму не менее суммы выданных приватизационных чеков.

21.12. Ускорить темпы приватизации Считать приватизированными лишь те предприятия, где доля государства в УФ меньше 50 %.

21.13. Осуществить малую приватизацию предприятий и их структурных подразделений на аукционной или конкурсной основе или по выкупу только за деньги.

21.14. С целью стимулирования процесса приватизации объектов коммунальной собственности направлять 50 % средств от их приватизации во внебюджетные фонды соответствующего административно-территориального образования.

21.15. До конца 1997 года завершить малую приватизацию государственных предприятий и структурных подразделений торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения

21.16. Снять существующие в Государственной программе ограничения на право выкупа арендуемого государственного имущества арендными коллективами и другими субъектами хозяйствования.

21.17. Не допускать пролонгацию договоров аренды с трудовыми коллективами и другими субъектами хозяйствования, которые отказываются от приватизации арендуемого ими государственного имущества

21.18. На период действия Государственной программы приватизации приостановить сдачу в аренду государственных предприятий, учреждений, организаций, структурных единиц объединений, подразделений предприятий.

22. Аграрная политика
22.1. В течение одного года выделить всем желающим жителям села и юридически оформить за счет государства право частной собственности до 1 га земли, горожанам продать через аукционы до 20 соток на семью для строительства жилых домов, садоводства и огородничества.

22.2. Законодательно обеспечить проведение земельной реформы для выбора самими крестьянами форм собственности и хозяйствования, предусмотрев при этом: право крестьянам беспрепятственно выделяться из колхозов и совхозов вместе с земельными и имущественными паями. В этом случае земля переходит в частную собственность крестьян безвозмездно.

использовать нижегородский опыт трансформации колхозов и совхозов.

22 3. Отказаться по опыту Эстонии от государственной поддержки колхозно-совхозной системы.

22.4. Снять таможенные пошлины и снизить налог на НДС до 10 % на ввоз дешевого продовольствия.

23. Социальная политика
23.1. Ограничить разницу в доходах 10 % наиболее богатых и бедных групп населения на период стабилизации в рамках 10-кратного отношения.

23.2. Освободить заработную плату в пределах прожиточного минимума от подоходного налога.

23.3. Поэтапно увеличивать минимальный размер государственной пенсии пропорционально росту ВВП.

23.4. Упорядочить пенсионное обеспечение, дифференцировав размер пенсии в зависимости от заработной платы. Создать дополнительную негосударственную систему пенсионного обеспечения и социального страхования.

23.5. Сохранить бесплатную медицинскую помощь с параллельным развитием страховой медицины и дополнительных платных медицинских услуг.

23.6. Для желающих развивать платное образование.

23.7. Развивать рынок жилья. Обеспечить государственную поддержку через систему дотаций и льготных кредитов малоимущим в приобретении квартир и индивидуальных домов.

23.8. Отменить подоходный налог на часть доходов, направляемых на производственное накопление и на жилищное строительство, покупку квартир, домов. Отменить декларирование инвестиций на строительство жилья.

23.9. Разработать систему государственной и организации поддержки строительства жилья за счет средств населения, предусмотрев при этом:

продажу земельных участков застройщикам; выделение сельским жителям по минимальным ценам леса,
проектирование и строительство инженерных коммуникаций застраиваемых площадей за счет государства,
создание механизма аккумулирования средств населения для строительства жилья;
с целью удешевления стоимости строительства приватизацию и демонополизацию строительного комплекса;
создание системы ипотечных банков, квартирных сберегательно-заемных касс;
возможность льготного кредитования.
23.10. Малообеспеченным слоям населения предоставить возможность получения социального жилья.

Авторский коллектив:
Шлындиков В.М., Злотников Л.К., Бобрицкий Н.Г.

Опубликовано 16 сентября 2005 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1126895663

© Portalus.ru

Главная ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ЭТАП СТАБИЛИЗАЦИИ) (1996 г.)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU