PORTALUS.RU → ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ → ОБ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ (ШЛЫНДИКОВ В. М.) → Версия для печати
ОБ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ (ШЛЫНДИКОВ В. М.) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 16 сентября 2005. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/beleconomics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1126897146&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 02.12.2024.
публикация №1126897146, версия для печати
ОБ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ (ШЛЫНДИКОВ В. М.)
Дата публикации: 16 сентября 2005 |
ШЛЫНДИКОВ В. М. ОБ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ Нынешнее состояние сельского хозяйства Республики Беларусь характеризуется как критическое всеми. Основной причиной сложившегося положения является отказ от восстановления права частной собственности на землю вопреки не только мировому, но и собственному опыту. Мировой опыт также свидетельствует, что наиболее эффективной формой сельскохозяйственных предприятий являются фермерские хозяйства, объединенные в кооперативы. Но на начальных этапах реформы полный переход на фермерский тип хозяйствования невозможен. Нет подготовленных людей, нет соответствующей техники, нет средств для создания таких хозяйств. Механический раздел колхозов неприемлем и по другой причине: рост мотивации труда на семейной ферме не компенсирует возможностей имеющегося производственного потенциала. Продолжающиеся попытки "реформирования"колхозно-совхозной системы: укрупнение и разукрупнение, специализация и даже суперспециализация, районная и республиканская интеграция и т.д. только создают иллюзию реформ и не принесут никаких других результатов кроме дальнейшей деградации села. Не изменит ситуацию и передача земли в аренду даже на 100 лет. Нет веры властям, нельзя при этом создать эффективный механизм функционирования сельскохозяйственного производства, систему перехода земли от одного землепользователя к другому, наиболее эффективному. Как бы то ни было, реформы на селе нужно начинать. Начало реформ - принятие нового Закона "О праве собственности на землю"*, которым вводится право частной собственности на землю. Без введения частной собственности на землю говорить о реформах на селе несерьезно. Частные собственники земельных участков должны иметь возможность продавать их, в том числе по частям, сдавать в аренду и передавать по наследству. Они должны иметь право собственности на посевы, посадки, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, доходы от добычи и реализации полезных ископаемых. В частной собственности могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов, для садоводства и огородничества, ведения сельскохозяйственного производства, строительства предприятий, добычи полезных ископаемых. Нужен также Закон "О реституции". Необходимо вернуть землю и имущество бывшим собственникам или их наследникам. Это не только будет акт торжества справедливости, но и предостережение государства против незаконного отчуждения чужой собственности в будущем, укрепит доверие к государству. Необходимым законом для начала реформ является закон "Об адаптации сельскохозяйственных предприятий к рыночным условиям"*, который бы установил порядок реформирования сельскохозяйственных предприятий с целью их трансформации в рыночную систему на основе восстановления права частной собственности на землю и формирования частных (индивидуальных или кооперативно-долевых) форм землевладения и землепользования и закон "О сельскохозяйственной кооперации"*. При создании новых форм хозяйствования на базе ныне действующих колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий важно соблюдать следующие основополагающие принципы: беспрепятственность выхода лиц, имеющих право на земельный и имущественный паи из реформируемого предприятия, решение об этом принимают только они сами; в период реформирования сельскохозяйственных предприятий их администрация несет ответственность за продолжение функционирования предприятия и сохраняет его имущество; до начала процесса реформирования районный Совет резервирует от 10 до 30 % земель хозяйства в своем распоряжении. Районный Совет устанавливает среднерайонную норму приватизации земли (размер земельного пая); вновь созданные предприятия, кроме правопреемника, не должны нести ответственности за долги реформируемого предприятия. Нельзя начинать реформирование сельхозпредприятий без освобождения их от инфраструктуры, непосредственно не связанной с сельскохозяйственным производством. Земля и имущество реформируемых сельхозпредприятий делятся на земельные и имущественные паи в соответствии с законопроектом "Об адаптации сельскохозяйственных предприятий к рыночным условиям", разработанным ОО "Ассоциация содействия экономическому развитию". В список лиц, имеющих права на земельные паи реформируемого предприятия, включаются: работники реформируемых предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, постоянно проживающие на территориях реформируемых предприятий). Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после принятия настоящего Закона. При определении земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья в границах реформируемых предприятий, за исключением земельных участков: переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; включенных в резервный фонд районного Совета; передаваемых бывшим собственникам в соответствии с Законом "О реституции"; переданных данному хозяйству в аренду. Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральном и стоимостном выражении. Приоритетное право на получение земельного пая предоставляется гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из реформируемых предприятий с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Решение о дополнительном выделении земельных угодий реформируемым предприятиям принимается районным Советом по представлению районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. В перечень лиц, имеющих право на имущественные паи, включаются: работающие на реформируемом предприятии, а также лица, уволенные из хозяйства по сокращению после принятия настоящего Закона; временно отсутствующие по уважительным причинам работники; пенсионеры реформируемого предприятия. Трудовой коллектив может также принять решение о включении в этот перечень работников объектов социальной сферы, расположенных на территории реформируемого предприятия, а также лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы. Имущественный пай работника в общем паевом фонде определяется с учетом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом. Имущественный пай работников, занятых в социальной сфере на селе, определяется в порядке, устанавливаемом трудовым коллективом. Предполагается, что владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в кооператив или в качестве взноса (кроме земли) в уставной фонд создаваемого хозяйственного товарищества, общества; продать или сдать в аренду созданным сельхозпредприятиям или другим владельцам долей (паев). Имущественные и земельные доли (паи) передаются по наследству. Стоимость имущественного пая и стоимость земельной доли могут быть объединены. Владельцы имущественных паев и земельных долей могут обменивать их между собой. При выделении работникам имущественных долей (паев) в натуре средства производства (по видам) распределяются между работниками с учетом сложившейся обеспеченности в среднем по хозяйству, специализации производства, целесообразности сохранения целостности отдельных участков производства и других условий. Невостребованные земельные паи поступают в распоряжение районного Совета народных депутатов, а по истечении срока исковой давности поступают в его владение. Каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается Государственный акт на право собственности на землю с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре. Выделение земельной доли (пая) в натуре производится с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования лицам, не передающим земельные доли (паи) в сельскохозяйственные предприятия на правах общей совместной или общей долевой собственности, а также ассоциированным членам сельскохозяйственных кооперативов с выдачей соответствующего Государственного акта. Опыт реформы в России и других странах показывает, что в хозяйствах, где руководители и специалисты способны стать лидерами коллектива, образуются отношения собственности, соответствующие их интересам. Образованные на месте колхозов и совхозов производственные кооперативы преобразуются в коммандитные товарищества (в России - общества на вере) или создаются сразу. При этом ведущие специалисты становятся полными товарищами, которые ведут бизнес предприятия, а остальные превращаются во вкладчиков, которые получают доходы на свои паи и не участвуют в принятии управленческих решений. Колхозы и совхозы преобразуются в сельхозкооперативы, фермерские хозяйства, хозяйственные общества и товарищества. о действующему законодательству предприятия могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Таких форм предусмотрено восемь. Это четыре вида хозяйственных обществ: открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью. Два вида хозяйственных товариществ: полное и коммандитное. Граждане могут создавать также предприятия в виде производственных кооперативов (сельскохозяйственных артелей), унитарные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства. Важно иметь правовую основу для функционирования хозяйственных объединений юридических лиц, с обособленными подразделениями без права юридического лица, со смешанными формами. В Гражданский кодекс необходимо для этого внести соответствующие поправки, принять Закон "О хозяйственных объединениях"*, вводить институт прокурентов по образцу Польши. Из практики функционирования хозяйственных групп в промышленности очень важно ограничить дееспособность своих дочерних фирм, обособленных подразделений, без права юридического лица, размером сделок по договорам, которые не превышали бы рыночной стоимости личного имущества руководителей этих подразделений. Так как очень вероятно, что найдется один, который рано или поздно сумеет обанкротить всю хозяйственную группу. Надо иметь также в виду, что акционирование колхозов и совхозов не принесет повышение мотивации людей. Собственность на таких предприятиях обезличена. В будущем, если такое общество возглавит талантливый человек, оно станет его собственностью. Таким образом, поощряя создание акционерных обществ, мы включаем механизм создания латифундий -- крупных помещиков, с резким размежеванием на сверхбогатых и бедных людей. Большинство же таких акционерных обществ в будущем разорится. Нужно разнообразие огранизационно-правовых форм, люди должны понимать, что последует для них при принятии того или иного решения. В любом случае необходимо создать возможность для образованных, деловых и трудолюбивых людей. Решать, как им объединяться, какие организационно-правовые формы следует принять, должны сами работники реформируемого сельхозпредприятия. При таком подходе к реформированию сельхозпредприятий реформа должна получить поддержку аграрного лобби, так как она дает им возможность для самореализации и отвечает их интересам. Законопроект "Об адаптации сельскохозяйственных предприятий к рыночным условиям"предусматривает особые условия реформирования и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий, в частности: специализированных сельхозпредприятий; учебно-производственных предприятий, опытно-селекционных станций, ботанических садов, опытных хозяйств, машинно-испытательных станций; животноводческих комплексов, птицефабрик и парниково-тепличных комбинатов; подсобных сельских хозяйств; межхозяйственных сельхозпредприятий; сельскохозяйственных предприятий, расположенных в городской черте. Законом также определены предприятия, подлежащие приватизации в последующем периоде и особенности передачи в частную собственность мелиорируемых земель. Порядок реформирования сельскохозяйственных предприятияй Решение о преобразовании и реформировании колхозов, совхозов, межхозяйственных, государственно-кооперативных и других сельхозпредприятий на основе государственной собственности принимается общим собранием коллектива, на котором избирается внутрихозяйственная комиссия по преобразованию и реструктуризации предприятия и утверждаются ее функции. Законом можно предусмотреть случаи, при которых коллектив просто обязан будет это сделать. В состав внутрихозяйственной комиссии входят: руководитель предприятия (председатель комиссии); три члена реформируемого предприятия, избранные общим собранием; председатель профсоюзного комитета; представители районного и сельского Советов народных депутатов; представитель социальной сферы. Внутрихозяйственная комиссия: проводит инвентаризацию имущества, расчет имущественных паев; составляет списки владельцев земельных и имущественных паев с указанием состава и стоимости; разрабатывает предложения по выбору организационно-правовых (ой) форм (ы) и реформирования предприятия и план реформирования предприятия; составляет ведомость состава имущества неделимого фонда; составляет план погашения задолженности. Внутрихозяйственная комиссия разрабатывает план реформирования предприятия. При этом комиссия учитывает мнение всех лиц, имеющих право на имущественный и земельный пай. Вновь создаваемые предприятия формируются только на добровольной основе. Законопроект предусматривает, что до созыва общего собрания (не позднее 14 дней) членам сельхозпредприятия должны быть созданы условия для ознакомления со следующими документами: документами, подготовленными внутрихозяйственной комиссией; балансом реформируемого предприятия; проектом решения о проведении реформировании или ликвидации сельхозпредприятия. Для изменения правовой формы, преобразования или ликвидации сельхозпредприятия необходимое решение принимается общим собранием коллектива. Решение принимается правомочным собранием двумя третями голосов членов реформируемого предприятия. Член реформируемого предприятия может передать свое право голоса другому члену этого предприятия. Передача права голоса оформляется в письменном виде и заверяется руководителем реформируемого предприятия. В решении о реформировании предприятия должны быть указаны: название фирм(ы), избранной организационно-правовой формы и место расположения нового (новых) предприятия (предприятий); список (списки) членов нового (новых) сельхозпредприятия (ий), в том числе ассоциированных членов сельскохозяйственного (ых) кооператива (ов); список лиц, не передающих свои имущественные, в т. ч. и земельные доли, в создаваемые сельхозпредприятия; список лиц, купивших за долги имущество реформируемого предприятия. Препятствием для реструктуризации предприятий будут их долги. Как уже говорилось выше, долги остаются за правопреемником реформируемого предприятия и, в свою очередь, могут быть реструктурированы в соответствии с законопроектом "О финансовой реструктуризации задолженности предприятий и банков"*. Финансовая реструктуризация задолженности должников в соответствии с этим законопроектом осуществляется в форме: прямой передачи заложенного имущества в погашение долга; обмена задолженности на долю участия государства в субъекте хозяйствования-должнике на иное государственное имущество; обмена задолженности на акции или доли акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью; публичной продажи просроченной задолженности; снижения процентной ставки по имеющейся ссудной задолженности; отказа от начисления процентов в течение определенного времени на всю или часть задолженности; временной капитализации причитающихся процентов; рассрочки уплаты процентов и основной суммы долга; списания части или всей задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по процентам, пене и другим санкциям по кредитам; предоставления должнику новых займов кредитов или кредитных гарантий; обмена задолженности государственных предприятий на государственные казначейские обязательства; применения согласительной процедуры погашения просроченной задолженности; текущей санации государственного предприятия-должника; принятия других мер в соответствии с действующим законодательством. Если кредиторы не договорятся между собой о реструктуризации долгов, то такое предприятие подлежит банкротству и ликвидации. Для правового обеспечения реформ крайне важны, кроме упомянутых выше, законопроекты "Об ипотеке", "О фиксированном сельскохозяйственном налоге", "О государственном регулировании АПК", "О системе финансирования АПК", "О хозяйственных объединениях", "Об оценочной деятельности"*, новый Земельный кодекс. Нужны единый методологический центр проведения реформ, новые законы о местном самоуправлении, о территориальной реформе, необходимые указы президента, постановления правительства. Необходимо, как и для других отраслей, создание условий на макроуровне для функционирования экономики. Только в этом случае можно добиться ее эффективного функционирования, в том числе и сельскохозяйственной отрасли, а значит, повысить жизненный уровень народа. * Данные законы разработаны ОО "Ассоциация содействия экономическому развитию" Опубликовано 16 сентября 2005 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1126897146 → © Portalus.ru Главная → ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ → ОБ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ (ШЛЫНДИКОВ В. М.) При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|