Рейтинг
Порталус

Становление холдингов как вариант проведения эффективной приватизации в Республике Беларусь

Дата публикации: 24 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ
Номер публикации: №1096017738


ИСТОЧНИК: МИНСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ РЕФЕРАТОВ: WWW.SHPARGALKA.NET

Эффективность функционирования рыночной экономики во многом зависит от степени самостоятельности хозяйствующих субъектов. Она обеспечивается в процессе разгосударствления экономики, которая осуществляется либо посредством снятия с государства функций прямого хозяйственного управления, замены вертикальных связей горизонтальными без смены собственника (непосредственно разгосударствление), либо путем приватизации, т.е. приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Приватизация - наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности. Однако нельзя говорить о разрушении государства. Речь идет о масштабах прямого вмешательства государства в экономику, о более четком распределении прав, обязанностей и ответственности между государственными и частными секторами, об усилении рыночных форм государственного регулирования экономики.

Приватизация, трансформируя собственность, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества. Поэтому от того, как она будет проведена, в каких масштабах и какими темпами, зависит ход экономических реформ.

В Беларуси реформирование государственной собственности началось в 1991 г. после принятия Верховным Советом РБ постановлением “Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь”.

Постановление определяет объекты приватизации, к которым относятся:

государственные предприятия, учреждения и организации;
предприятия, сданные в аренду;
структурные подразделения предприятий, выделенные в самостоятельные объединения;
здания, сооружения, оборудование и другие материальные и нематериальные активы ликвидируемых предприятий;
доли (акции) государства в имуществе хозяйствующих субъектов.
Субъектами приватизации выступают юридические лица негосударственной формы собственности; юридические лица, созданные не менее чем 50 % членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий; а также граждане Республики Беларусь и иностранные инвесторы.

Законодательную базу приватизация получила с принятием в 1993 г. Закона “О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь”. Закон базировался на следующих принципах:

сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;
право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;
дифференциация методов, форм и процедур приватизации;
разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;
предоставление определенных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
контроль над осуществлением приватизации со стороны государства;
обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
постепенность и поэтапность;
соблюдение законности.
Приватизация не является самоцелью, а только лишь средством решения определенных задач, которые определены в “Государственной программе разгосударствления и приватизации” от 16.06.1993 г. К ним относятся:

формирование экономики, основанной на многообразии форм собственности;
создание условий для полной хозяйственной самостоятельности и соответствующей ответственности вплоть до банкротства;
обеспечение конкурентной среды;
создание основ экономической свободы граждан;
разграничение функций государственного регулирования и непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью;
сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.
Государственной программой было намечено разгосударствление и приватизация по следующим основным направлениям:

Развертывание малой приватизации, которая осуществляется при технической помощи Международной Финансовой Корпорации (МФК). В стране корпорация уже провела два проекта, финансируемые Агентством США по международному развитию, идет работа над третьим проектом - “Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси” (14).
Отработка механизма приватизации крупных и средних объектов, в том числе на базе индивидуальных проектов, с привлечением иностранных инвестиций.
Создание ОАО в процессе приватизации государственной собственности.
Согласно программе к 2000 году в негосударственную форму собственности необходимо было перевести 2/3 основных фондов государственных предприятий. Первоочередными объектами приватизации стали предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автотранспорта (за исключением пассажирского), строительства, легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственного сырья, выпускающие продукцию производственно-технического назначения для перерабатывающей промышленности, а также убыточные и ликвидируемые предприятия. При этом часть приватизируемого имущества передалась гражданам РБ безвозмездно.

В государственной собственности в результате приватизации должно остаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, определяющие обороноспособность и безопасность страны, а также естественные монополии. Кроме того, выделены объекты, приватизация которых ограничена и проводится только по решению Совета Министров РБ (предприятия электроэнергетики, нефте - и газодобычи, нефтепереработки, авиационного и железнодорожного транспорта) или по решению местных органов власти.

Позднее, в 1998 г. Декрет Президента РБ № 3 “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” более точно конкретизировал “Основные направления социально - экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы” в части реформирования собственности.

Всю работу по приватизации возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальные органы. Каждый орган приватизации создает Реестры, дающее полное представление о составе и стоимости государственного имущества.

Программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, ежегодно разрабатываются Советом Министров РБ и утверждаются Президентом. На их основе министерствами разрабатываются отраслевые программы, где дается характеристика финансово-хозяйственного состояния отрасли, определяются первоочередные объекты приватизации и разрабатывается стратегия их преобразования.

Приватизацию конкретного объекта осуществляет комиссия по приватизации, создаваемая на время приватизации предприятия по решению Мингосимущества. В состав комиссии входят представители органов приватизации, налоговой инспекции, администрации и трудового коллектива. Комиссия определяет стоимость объекта, организует проведение ревизии и инвентаризации, разрабатывает проект. Предписания комиссии обязательны для исполнения органами управления объектом. На основании заключения комиссии орган приватизации принимает окончательное решение о приватизации.

В Беларуси было признано целесообразным осуществлять приватизацию посредством:

безвозмездной передачи каждому гражданину республики жилищной квоты и квоты на имущество, а также передачи трудовым коллективам в пользование изношенного оборудования и объектов социальной инфраструктуры. Для реализации квот гражданам республики выдаются приватизированные чеки “Жилье” и “Имущество”. 50 % оценочной стоимости приватизируемого объекта оплачивается именными приватизационными чеками по их номинальной стоимости с учетом индексации. Не использованные в процессе приватизации квоты погашаются государством.
продажи государственного имущества и акций приватизируемых предприятий всем субъектам приватизации за счет любых собственных и заемных средств.
Платная приватизация экономически более целесообразна, но безвозмездная передача собственности является социально справедливой.

Приватизация в Беларуси осуществлялась пятью способами:

выкуп арендованного имущества арендными предприятиями;
продажа акций, принадлежащих государству, после акционирования;
продажа объектов государственной собственности на аукционе;
продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
безвозмездная передача части государственной собственности.
Декрет Президента РБ № 3 определил, что основными способами приватизации являются продажа акций государственных ОАО и государственного имущества на аукционе и по конкурсу.

На выбор способа приватизации влияют различные факторы, такие как размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий, финансового состояния (таблица 1).

Таблица 1 . Приватизация республиканской собственности по методам приватизации (5)

Методы приватизации
Количество предприятий

1991-97 гг.
1998 г.
1999 г.
Всего

1 кв.
2 кв.
3 кв.

ВСЕГО
756
137
28
34
45
1000

Выкуп арендных предприятий
108
11
0
2
8
129

Выкуп трудовыми коллективами
26
0
0
0
0
26

Корпоратизация (с долевым участием государства и без)
466
40
1
20
4
531

Продажа по тендеру
214
35
1
12
0
262

Продажа на аукционе
7
0
0
0
0
7

Отчуждение
134
86
27
12
33
292




Первоначально большая часть государственного и арендованного имущества была выкупа трудовыми коллективами. Для этого использовались собственные средства предприятий и, прежде всего, чистая прибыль. Так, были приватизированы минское швейное ПО “Комсомолка” (ОАО “Miлавiца”) и завод “Дормаш” (концерн “Амкодор”).

Значительное место в 1991-97 гг. занимали предприятия, приватизированные путем продажи на аукционе. Такой способ характерен для коммунальной собственности (торговли, бытового обслуживания, общественного питания). С 1994 по 1999 год по проекту Международной Финансовой Корпорации “Малая приватизация в Беларуси” было приватизировано около 880 объектов коммунальной собственности, из них - 86 % с помощью аукционов (13).

Существенно изменилась и отраслевая структура приватизируемых предприятий (таблица 2).

Таблица 2. Приватизация республиканской собственности (5).

Показатели
Количество предприятий

1991-97 гг.
1998
1999
Всего

1 кв.
2 кв.
3 кв.

ВСЕГО
756
137
28
34
45
1000

По секторам

Промышленность
287
38
9
8
7
349

Сельское хозяйство
89
15
3
3
3
113

Строительство
139
32
6
15
8
200

Транспорт
71
7
5
1
2
86

Торговля
27
12
1
0
11
51

Общественное питание
3
0
0
1
0
4

Услуги домашним хозяйствам
29
0
0
0
0
29

Коммунальные услуги
3
1
0
0
0
4

Здравоохранение
3
5
2
0
2
12

Культура
1
2
0
0
0
3

Другие
104
25
2
6
12
149




Первоначально реформированию подвергались малые и средние предприятия. Декретом Президента РБ № 3 предусматривалось до 1 июля 1999 г. завершить приватизацию предприятий бытового обслуживания, торговли, общественного питания, предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Но на данный момент их доля составляет: в торговле - 70 %, в общественном питании - 51 %, в сфере бытового обслуживания - 35,6 % (12).

Среди государственных предприятий 11,8 % являются социально значимыми монополистами (число рабочих более 5 тыс. человек). Большинство из них не перестроили свою работу, а усилия менеджмента в основном направлены на решение непроизводственных задач (содержание социальной сферы и т.д.), поэтому из общего числа убыточных предприятий на госсектор приходилось 44,8 %. В самом плачевном состоянии находится Минсельхозпрод, где убыточны 1067 предприятий или 55,5 % всех убыточных предприятий страны (13). В промышленности убыточно почти 60 % государственных предприятий (7). Среди акционерных обществ с убытками работают только 111 предприятий или 7,3 % от их общего числа.

Таблица 3. Удельный вес в общем объеме промышленного производства предприятий

различных форм собственности ( %) Республики Беларусь (13).

1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.

Государственные предприятия - всего
77,9
73,3
67,2
61,3
56,7
57,3

Негосударственные предприятия - всего
22,1
26,7
32,8
38,7
43,3
42,7

в т.ч. АО
13
17
20,8
28,5
30,5
30,1




Таблица 4. Рентабельность промышленной продукции (в %) (7).

1998
1999

Промышленность, ВСЕГО 14,5
17,1

Государственные предприятия 13,1
17,3

Негосударственные предприятия 16,5
16,8

из них АО 15,3
16,0




Таким образом, предприятия негосударственной формы собственности хотя и занимают второстепенное место в промышленности, но их доля постепенно возрастает. Вместе с тем их отличает более высокий рост производства, который в 1998 г. составил 75% (на государственных - 13,6 %) (10).

Процесс приватизации в Беларуси идет медленно по сравнению с другими странами с переходной экономикой. Слишком отличаются подходы к реформированию. В стране происходит усиление государственного присутствия, блокировка и запрет приватизации широкого спектра объектов. Мингосимущество практически утратило роль былого инициатора реформ и в основном выполняет лишь методологическую роль.

Хотя программу приватизации можно завершить за один-два года, но становление новых негосударственных предприятий, финансовой системы рыночного типа потребует десятилетий, так как необходимы коренные изменения макроэкономической структуры, профессиональных кадров и психологии людей.

Недостатки механизма реформирования государственной собственности обусловили необходимость его совершенствования путем:

акционирования государственных предприятий;
создание холдингов посредством выделения структурных подразделений в самостоятельные акционерные общества.
Акционирование наиболее целесообразно для крупных и средних предприятий с высокой ликвидностью, достаточной рентабельностью, наличием экспортного потенциала. Создание на базе государственных предприятий множества ОАО позволит разрушить монополию государственной собственности и будет способствовать формированию конкурентной среды и рыночных отношений.

По данным Министерства статистики на 01.01.2000 в Беларуси насчитывалось 1670 АО (при сохранении контрольно- управляющих функций за государством). Численность работающих в АО составила 14 % занятых в народном хозяйстве (13). На 2000 г. запланировано реформировать 345, а 2001 г. - 370 объектов государственной собственности (8). В этом году также ведутся работы по подготовке к акционированию ряда предприятий нефтехимической промышленности. В частности, готовятся к реформированию Новополоцкий “Полимир”, проявлен интерес к Новогрудскому заводу газовой аппаратуры и “Белтрансгазу”. Акционируется Оршанский льнокомбинат. В перспективе предполагается создание холдинга, объединяющего льносеющее производство, переработку и производство льноволокна.

Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется в соответствии с положением Совета Министров РБ “О порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности”.

Эффективность деятельности ОАО во многом зависит от состава учредителей. В процессе приватизации создаются ОАО либо с одним учредителем - государством, либо ОАО с несколькими учредителями (государством, кредиторами и инвесторами).

Если учредитель один - государство, то ОАО становится преемником его долгов, которые погашаются из чистой прибыли, что значительно замедляет процесс приватизации.

Участие кредиторов в учреждении ОАО позволяет начать деятельность без долгов, улучшить финансовое положение, расширить и обновить производство.

Наиболее предпочтительным является вариант участия в учреждении ОАО инвесторов, в том числе зарубежных. Но внешнего финансирования не будет до тех пор, пока инвесторы не получат гарантии, что их деньги находятся в надежных руках, а это может обеспечить только контрольный пакет акций. Действующий закон об акционерных обществах не защищает права инвесторов. Так, Законом установлен принцип голосования “одна акция - один голос” (ст. 42). Практика же показывает, что в большинстве приватизированных АО управляющие и трудовой коллектив владеют от 50 до 70 % голосующих акций, а внешние акционеры - до 20 %. Таким образом решения принимаются простым большинством, а инвестор всегда рискует.

Для обновления экономики Беларуси необходимо вливание прямых иностранных инвестиций в объеме 50 млрд. долларов США. На сегодня имеется менее 0,5 % этой суммы, которые в основном приходятся на проекты с российскими компаниями по прокладке нефте- и газотрубопроводов (10).

К сожалению, экономическая ситуация в стране ограничивает участие в преобразовании государственных предприятий иных, кроме государства, учредителей. Поэтому наибольшее распространение получили полностью государственные акционерные общества. Усилению роли государства также способствовал Указ Президента РБ № 591 от 14.11.1997 г., утвердивший “Порядок введения и реализации особого права (“золотой акции”) государства на участие в управлении акционерным обществом”.

Преобразование государственных предприятий в ОАО осуществляется в следующем порядке:

трудовой коллектив подает в орган приватизации предложение о преобразовании предприятия в ОАО;
после рассмотрения предложения трудового коллектива на предприятии создается комиссия по преобразованию, главной задачей которой является разработка проекта создания ОАО. Кроме того, комиссия разрабатывает структуру управления преобразуемого предприятия, бизнес - план, проекты документов, необходимых для создания ОАО, а также рассматривает возможность создания холдинга на базе акционерных обществ, образованных путем выделения структурных подразделений в самостоятельные юридические лица. Проект предоставляется в отраслевую комиссию;
отраслевая комиссия дает заключение о возможности создания ОАО и направляет проект в орган приватизации для экспертизы и принятия решения о создании комиссии по приватизации. Таким образом, в создании ОАО принимают участие три комиссии, каждая из которых выполняет особые функции.
Формирование акционерных обществ обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами приватизации. Данный способ позволяет:

приватизировать крупные предприятия, составляющие наибольший удельный вес в экономике Беларуси;
экономически заинтересовать предприятия - смежники в развитии ОАО путем продажи им пакета акций;
привлечь иностранный капитал для технологического обновления через систему владения акциями;
осуществлять контроль со стороны государства за деятельностью крупных акционерных обществ, владея пакетами их акций.
Учитывая, что для Беларуси наиболее эффективной является акционерная форма предприятий, то будет целесообразным их объединение в холдинги.

Холдинг - юридическое лицо, владеющее контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.

На западе холдинги эффективно используются для вертикальной и горизонтальной интеграции, образования диверсифицированных многоотраслевых компаний. Они создаются при необходимости сохранения технологических и кооперационных связей, а также осуществления согласованной инвестиционной политики.

Холдинг отличается от других форм объединения предприятий тем, что право управления и контроля обеспечивается с помощью финансового механизма. Система холдинговых компаний позволяет материнской фирме, при сравнительно небольшом объеме акций других компаний, контролировать их деятельность, т.е. распоряжаться собственностью во много раз превышающую исходную.

В Германии, Швеции, Голландии нередко холдинговые компании строятся по принципу виноградной лозы. Через свои дочерние общества холдинг участвует в капитале многих сотен компаний. Активы и интересы хозяйственных субъектов на разных уровнях такой системы взаимно переплетаются, что способствует устойчивости организационной структуры в целом.

Холдинг, как производственно-хозяйственный комплекс, должен быть зарегистрирован в законодательном порядке. С момента регистрации он приобретает все права юридического лица.

Деятельность холдингов в Беларуси регулируется, прежде всего, Законом РБ от 9 декабря 1992 г. “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью”; постановлением Совета Министров РБ от 20 апреля 1993 г. № 250 “О холдингах, создаваемых в процессе приватизации”; Законом РБ от 1 марта 1993 г. “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”; приказом по Государственному комитету РБ по антимонопольной политике от 19 марта 1993 г. № 17 “ О порядке рассмотрения и согласования проектов создания холдинговых компаний и инвестиционных фондов”; постановлением Кабинета Министров РБ № 310 от 6 мая 1996 г. “О порядке создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности”.

Согласно белорусскому законодательству, холдинг может быть создан либо в результате реорганизации предприятия или производственного комплекса с выделением из его состава подразделений в качестве юридически самостоятельных, либо путем учреждения новых акционерных обществ при условии сохранения контроля над ними.

Холдинги создаются с согласия Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь. Для создания холдинга предоставляются ходатайство о даче согласия, проекты учредительных документов, перечень субъектов хозяйствования, предполагаемых для контроля холдингом, сведения об основных видах деятельности этих субъектов и их доле на соответствующем товарном рынке. Основной принцип создания - сохранение технологических и кооперационных связей, осуществление согласованной инвестиционной политики.

Создание холдинга на базе структурных подразделений проводится в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РБ от 14.09.1994 г. № 64 “Об утверждении положения о порядке создания предприятия на базе структурного подразделения, выделяемого в процессе приватизации из состава действующего предприятия, находящегося в республиканской собственности” при выполнении следующих условий:

предметной специализации;
возможности ведения самостоятельной хозяйственной деятельности, определяемой бизнес-планом, с обязательным отражение наличия рынка сбыта продукции, ее конкурентоспособности, наличия материальных и финансовых ресурсов или их источников.
Предложение о создании холдинга на базе предприятия и его структурных подразделений разрабатывается комиссией по преобразованию. Предложение представляет собой самостоятельный раздел проекта создания ОАО, который включает:

перечень структурных подразделений и обоснования для выделения их в АО;
разделительный баланс реорганизуемого предприятия с приложением перечня имущества, передаваемого каждому структурному подразделению;
проекты уставов всех акционерных обществ;
заключение Министерства предпринимательства и инвестиций о возможности создания холдинга на базе структурных подразделений;
предложение по размещению ценных бумаг всех акционерных обществ, включая предложение об условиях передачи пакетов акций для создания холдинга.
В результате образования холдингов акционерные общества достигнут следующих преимуществ:

сохранение сложившихся производственных связей будет способствовать образованию скоординированных технологических цепочек, начиная от формирования портфеля заказов на продукцию и заканчивая выпуском и реализацией готовой продукции;
совместное проведение научных и опытно- конструкторских работ позволит организовать в холдинге венчурные предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции и получения дополнительной прибыли;
образование единой финансовой, инвестиционной и инновационной политики будет способствовать повышению технического уровня производства и его диверсификации с целью снижения риска и смягчения кризисных явлений;
Образование государственных холдингов позволит в короткие сроки сформировать реальные институты рынка, что ускорит движение акционерного капитала.
Перспективы холдинговых компаний в Беларуси обязательно связаны с постепенным развитием как государственных, так и частных организационных структур, которые будут возникать по мере роста количества АО, усиления процессов их объединения, слияния, формирования рыночной инфраструктуры. Нужно отметить, что условия для создания холдингов в республике уже имеются.

Литература

Вечерко Г. Экономика Беларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы, перспективы // Белорусский Банковский бюллетень № 26 (85) 17 июля 2000 г.
Головачев А.С., Малиновский Т.К. Приватизация коммунальной собственности. Мн. 1998. - 128 с.
Лобан Л.А. Приватизация предприятий: способы, организация, механизм. Мн.: ООО “Мисанта”, 1996. - 144 с.
Лобкович Э.И. переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси. Мн.: БГЭУ, 2000. - 70 с.
Преобразования переходного периода. Приватизация и структурные изменения. Экономические тенденции в Беларуси (Belarus Economics Trends - ВЕТ) Проект ТАСИС. Третий квартал 1999. London Business School.
Белорусская газета от 1 ноября 1999 г.
Белорусская газета от 10 января 2000 г.
Белорусская газета от 11 января 2000 г.
Белорусская газета от 12 июня 2000 г.
Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень. № 7, июль 2000, стр. 18.
Белорусский Рынок № 39, 1999 г.
Белорусский Рынок № 10, 2000 г.
Белорусский Рынок № 25, 2000 г.
Коммерсантъ Власть № 34 (385) 29 августа 2000
The Financial System in Poland 1995-1996. Polish Development Bank with association Ministry of Finance.

Опубликовано на Порталусе 24 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама