Рейтинг
Порталус

Внешняя торговля Республики Беларусь со странами Азии и Африки

Дата публикации: 24 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ - ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ →
Номер публикации: №1096020586


АВТОР: Начальник управления Азии и Африки МИД РБ Скрипко Алексей

ИСТОЧНИК: Журнал "Экспорт и импорт" №4 от 2002 года "Один пишем - два в уме"


Начальник управления Азии и Африки Министерства иностранных дел Республики Беларусь Алексей Скрипко рассказывает о внешней торговле Республики Беларусь со странами Азии и Африки

Решая задачи по укреплению международного авторитета страны, дальнейшей активизации торгово-экономических связей Беларуси, в качестве одного из приоритетов мы рассматриваем развитие отношений со странами азиатско-африканского региона. И действительно, в последние годы мы все чаще и чаще слышим о визитах в нашу страну высокопоставленных делегаций и представителей деловых кругов из Азии и Африки, становимся свидетелями реализации совместных проектов в самых разных областях.
В значительной степени взаимный интерес к расширению двусторонних связей между Республикой Беларусь и странами Азии и Африки определяется схожестью подходов с большинством государств азиатско-африканского региона ко многим региональным и глобальным международным проблемам, высоким уровнем сотрудничества в рамках ООН, Движения неприсоединения, других международных организаций, уже созданной в советские времена базой отношений и позитивным опытом сотрудничества с этими странами. С другой стороны, рынки государств Азии и Африки привлекательны для нас ввиду сохраняющейся на них конкурентоспособности белорусской продукции, а также имеющихся перспектив наращивания белорусского экспорта. Заинтересованность Беларуси и азиатских стран в активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества во многом связана с взаимодополняемостью наших экономик. В частности, быстрый рост населения вынуждает правительства азиатских стран предпринимать все меры по решению продовольственной проблемы и повышению урожайности в сельском хозяйстве. При этом большое значение придается использованию калийных удобрений, в то время как Беларусь является одним из ведущих экспортеров в мире данного сырья. Многие азиатские страны также заинтересованы в импорте нашей продукции машиностроения, сельскохозяйственной техники, электроники, товаров народного потребления, научно-технических разработок и т.д., которые при международных стандартах качества выгодно отличаются от западных аналогов более низкими ценовыми показателями.
Чрезвычайно важным и перспективным является развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества со странами Персидского залива. Здесь нас, в первую очередь, интересует возможность привлечения инвестиций богатых арабских государств в экономику нашей страны. В этом направлении уже наметился определенный прогресс. Активизировались торгово-экономические и кредитно-инвестиционные отношения с Объединенными Арабскими Эмиратами, заложены основы кредитного сотрудничества с Кувейтским фондом арабского экономического развития. Так, совсем недавно, в мае нынешнего года, с Фондом подписано, а 16 июля вступило в силу соглашение о предоставлении кредита в размере 16,5 млн. долларов на выгодных для Беларуси условиях для финансирования проекта реконструкции завода полиэфирных текстильных нитей Светлогорского производственного объединения "Химволокно". Кувейтским фондом также выражена заинтересованность в рассмотрении возможности финансирования проекта реконструкции Минской ТЭЦ-3 (общая стоимость проекта 146 млн. долл. при внешнем финансировании до 50%). Пока же им выделен грант на сумму около 325 тыс. долларов США для разработки технико-экономического обоснования проекта.
Имея весомый и в целом положительный опыт сотрудничества со странами Азии и Ближнего Востока, Беларусь стремится к дальнейшему расширению и белорусско-африканского диалога. С этой целью в 2002 году МИДом реализуется программа мер по развитию отношений с африканским континентом. В рамках этой программы с целью наращивания экспорта белорусских товаров в африканские страны только в последние три-четыре месяца состоялся визит Первого заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь В.П.Пугачева в сопровождении представителей белорусских предприятий и организаций в ЮАР и Анголу, Министерством инициирован и проведен визит шести послов стран Сообщества развития Юга Африки (САДК) в Беларусь, оказано содействие в посещении ЮАР делегацией деловых кругов Беларуси по линии БелТПП.
Не следует также забывать, что многие африканские и азиатские страны являются для нас источником ряда товаров критического импорта, без которых невозможно нормальное функционирование промышленных предприятий. И речь здесь идет не только о простом сырье (каучук, продукты органической химии, красители, табак, какао-бобы), но и об электронной аппаратуре и ее частях, промышленном оборудовании и станках, двигателях и насосах, научных и медицинских приборах. Часть импорта из стран региона имеет непосредственное отношение к потребительским товарам. Это - витамины и антибиотики, другие лекарственные средства, бытовая и офисная электроника, средства связи, свежие овощи и фрукты, соки, орехи, рис, чай.
Отличительной особенностью торговли Республики Беларусь с азиатскими и африканскими странами остается значительное превышение белорусского экспорта над импортом. Экспорт в эти государства в 2001 году составил более 500 миллионов долларов, или около 17 процентов от общего объема белорусского экспорта в страны дальнего зарубежья. Положительное сальдо внешней торговли в 2001 году со странами региона составило 316 млн. долларов США и увеличилось по сравнению с 2000 годом на 42 млн.
В январе-мае текущего года торговое сальдо осталось положительным (148 млн. долл. США), при этом экспорт превысил 218 млн. долл., а импорт составил около 70 млн. долл.
Другой важной тенденцией за последнее время стало расширение номенклатуры поставляемых товаров. Наряду с традиционными поставками (калийные удобрения, продукция Белорусского металлургического завода) все чаще в экспорте в ту или иную страну появляются новые наименования - стекловолокно, продукция деревообработки, приборы и инструменты, насосы, двигатели, лекарственные средства, наручные часы, холодильники. Нельзя не отметить также устойчивый рост экспорта в страны Ближнего Востока и Северной Африки сложнотехнической продукции: тракторов, грузовых автомобилей, частей и оборудования к ним, подшипников, увеличение продаж интегральных микросхем и устройств на жидких кристаллах в страны Азии. Кроме того, постепенно расширяется география поставок: в сферу деятельности наших экспортеров попадают страны и рынки, ранее ими по существу не освоенные (Ливан, Ангола, Бангладеш, Малайзия).
Анализ структуры белорусского экспорта в Азию и Африку показывает, что, несмотря на общую положительную тенденцию расширения номенклатуры поставок, еще не достигнут необходимый перелом в процессе диверсификации экспортной составляющей взаимной торговли. Основой нашего экспорта продолжают оставаться калийные удобрения и продукция БМЗ. Несмотря на то, что их доля постоянно снижается, она все еще составляет более 50 процентов. В структуре экспорта в ряд африканских, да и некоторых азиатских стран, можно увидеть всего 2-3 позиции, в то же время перечень поставок в Китай, например, уже на протяжении нескольких лет складывается из более чем 50 наименований.
Приведенные цифры говорят о том, что рынки Азии и Африки до сих пор остаются недостаточно освоенными нашими экспортерами с точки зрения продвижения на них основных экспортных товаров - продукции предприятий машиностроения, электронной и нефтехимической промышленности. В то же время потенциально государства Азии и Африки могут считаться едва ли не самыми емкими, вслед за странами СНГ, рынками для наших автомобилей, тракторов, станков, подшипников, химических волокон, электронных и медицинских приборов. Нельзя забывать и о существующих возможностях для сбыта холодильников и других товаров бытового назначения, стройматериалов, изделий деревообработки. Исходя из этого, оказание поддержки белорусским экспортерам именно данной продукции (при сохранении высокого уровня поставок традиционных товаров) в настоящее время является одним из приоритетов торгово-экономической деятельности МИД и наших загранучреждений. Свою роль при этом Министерство видит, прежде всего, в оказании белорусским предприятиям информационного, политического и организационного содействия.
К сожалению, для многих наших предприятий и фирм азиатский и африканский рынки по-прежнему остаются далекими и загадочными, и они не спешат расширять географию своих поставок. Конечно, здесь сказываются и удаленность этих рынков, и отсутствие сколько-нибудь полной информации об особенностях работы на них. Определенный урон имиджу нашей продукции наносит все еще имеющая хождение неудачная практика разовых поставок белорусской техники и оборудования посредниками из третьих стран без гарантий надлежащего технического обеспечения и обслуживания (наглядный пример - продажа продукции БелАЗа в ЮАР).
Вместе с тем, есть проблемы и у самих белорусских предприятий. Не всегда соблюдаются международные нормы делового общения. В ряде случаев отсутствует реакция на обращения зарубежных компаний с предложениями о сотрудничестве либо ответы на них направляются с неприемлемым опозданием. Есть претензии у иностранных партнеров и к качеству поставляемой продукции. Наши предприятия порой имеют ложное представление о том, что для Азии или Африки соблюдение определенных стандартов по отношению к поставляемым товарам не так и важно. Все эти проблемы зачастую связаны с низким уровнем развития системы маркетинга на предприятиях, отсутствием в их штате квалифицированных кадров, имеющих хорошую профессиональную и языковую подготовку.
Для выхода на объемный рынок афро-азиатского региона белорусские субъекты хозяйствования должны хотя бы эпизодично участвовать в международных выставках, ярмарках, организовывать презентации своей продукции. К сожалению, соответствующие предложения посольств и МИД зачастую не получают положительного отклика. Как правило, ссылка при этом делается на отсутствие финансовых средств. Хочу, однако, заметить, что для того, чтобы продать товар, его нужно "показать лицом", а сделать это можно только посредством активного маркетинга, участия в выставочно-ярмарочной деятельности. Иного пути нет.
Так, показатели белорусского экспорта в Индию по отдельным позициям прямо следуют из рыночных стратегий, избранных производителями Беларуси. Предприятия нефтехимического комплекса (РУП "Химволокно", "Полимир"), микроэлектроники (ПО "Интеграл") во взаимодействии с Посольством Республики Беларусь достаточно активно проводят работу по продвижению своей продукции на индийский рынок, участвуют в проводимых в Индии крупных выставках, приезжают на деловые переговоры (делегации "Интеграла" только за текущий год приезжали в Индию 4 раза и имеют неплохие перспективы по увеличению своего экспорта уже по итогам этого года). Такая активность послужила залогом успеха отмеченных отраслей.
Чтобы прочно закрепиться на перспективных рынках государств Азии и Африки, необходимо энергичнее работать по созданию совместных производств, как это уже делается в Китае (совместное производство колесных тягачей), во Вьетнаме (создание сборочных линий по производству мотоциклов), Египте (совместное производство автомобилей "МАЗ" и тракторов "МТЗ"), а также по расширению дилерской сети и системы сервисного обслуживания. Только в этом случае предприятия могут перейти от случайных, разовых поставок к долговременному сотрудничеству.
В этой связи не могу не упомянуть успешную работу во Вьетнаме ПО "БелАЗ": грамотная маркетинговая политика, наличие полноценной товаропроводящей сети (представительство, сервисный центр, консигнационный склад), умение сохранить и развивать отношения с крупнейшим мировым потребителем автомобилей марки "БелАЗ" Генеральной угольной корпорацией "Винакоул". При этом предприятие демонстрирует способность отстоять позиции своей продукции на рынке СРВ в условиях жесткой конкуренции японских и американских производителей.
Крупнейшим событием последнего времени с точки зрения определения новых приоритетов и выработки дальнейшей стратегии торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами стало проведение совместного заседания коллегий МИД, Министерства экономики и Министерства торговли с участием Президента Республики Беларусь 24 июля нынешнего года.
Осознавая первостепенную важность итогов прошедшего заседания, МИД совместно с загранучреждениями Республики Беларусь готов оказывать белорусским экспортерам всяческое содействие по самым разным направлениям. С этих позиций в числе своих задач Министерство видит следующие:

· помощь в диверсификации поставляемой на экспорт продукции, поиск новых торговых партнеров и рыночных ниш для белорусских предприятий-экспортеров;

· оказание содействия белорусским субъектам хозяйствования по участию (в том числе на льготных условиях) в тендерах, выставках и ярмарках, проводимых в зарубежных странах;

· продвижение наиболее перспективных и крупных совместных проектов по развитию инфраструктуры в странах аккредитации посольств;

· разработка совместных наукоемких проектов с использованием белорусских технологий, увеличение доли наукоемкой продукции;

· более активное и систематизированное информационное обеспечение внешнеторговой деятельности, включая проведение развернутых маркетинговых исследований и изучение конъюнктуры зарубежных рынков;

· организация семинаров - презентаций экономического потенциала Беларуси;

· создание совместных финансово-кредитных структур для финансовой поддержки совместных проектов (при содействии Посольства Беларуси в Ливии, например, учрежден белорусско-ливийский инвестиционный банк).


МИД также работает над созданием более благоприятных общих условий для внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. На азиатско-африканском направлении, в частности, имеется в виду следующее:

· расширение договорно-правовой базы двусторонних торгово-экономических связей (наиболее активно эта деятельность осуществляется в ОАЭ, ЮАР, КНР, Египте, Ливии, Республике Корея, Иране);

· расширение числа государств, с которыми установлены дипломатические отношения, что позволяет наладить прочные межгосударственные связи с потенциальными торгово-экономическими партнерами. Из 104 государств азиатско-африканского региона Беларусью в настоящее время установлены дипломатические отношения с 74 странами (в 2001 году - с 6 странами, в 2002 году - с тремя, планируется установить дипотношения с еще 6 государствами). Достижению этой же цели будет способствовать аккредитация послов Беларуси в зарубежных странах по совместительству;

· придание дополнительной динамики деятельности совместных межправительственных комиссий по вопросам торгово-экономического сотрудничества, которые играют важную роль в оказании государственной поддержки различным экономическим проектам и решают конкретные проблемы на правительственном уровне.


Иначе говоря, мы - за активный диалог с предприятиями, организациями и фирмами, всеми теми в Беларуси, кого могут интересовать экспорт в страны Азии и Африки, любые другие направления торгово-экономического сотрудничества с этим регионом. Помочь нашим экспортерам освоить этот рынок, закрепиться на нем - главная наша задача.
Открытость белорусской экономики, ее ориентация на экспорт предопределяют только одно направление движения во внешнеэкономической сфере - развитие. Это в полной мере относится и к региону Азии и Африки. Здесь нам предстоит пройти еще довольно значительный отрезок пути к достижению таких результатов, которые бы соответствовали значительным потенциальным возможностям Беларуси и ее зарубежных партнеров. Беларусь имеет значительный потенциал для участия в реализации региональных проектов реконструкции и модернизации экономики афроазиатских государств, развития транспортных и информационных коммуникаций.
Особо перспективным представляется участие в проектах "возрождения" Африки (например, в рамках программы "Новое партнерство для развития Африки" (НЕПАД), предусматривающей широкое международное участие в восстановлении и сооружении объектов инфраструктуры на континенте) при обеспечении надлежащего финансирования за счет средств, поступающих от индустриальных стран "большой восьмерки" или международных фондов. Белорусские предприятия и организации могли бы принять активное участие в строительстве объектов инфраструктуры (дороги, аэродромы, объекты энергетики), восстановлении экономики стран, пострадавших от длительных войн (Ангола, Сьерра-Леоне, Мозамбик, Йемен), стихийных бедствий (Мозамбик, Мадагаскар).
Мы также заинтересованы в осуществлении совместных наукоемких проектов с использованием белорусских технологий, реализации лицензий на разработки ученых Беларуси и выполнении исследований на контрактной основе. В этой связи перспективным видится сотрудничество с наиболее развитыми из стран Азии и Африки - Японией, Китаем, Республикой Кореей, Индией, Египтом, ЮАР. Особый интерес могут вызвать прикладные научные разработки по химии, информационным и лазерным технологиям, генной инженерии, передовым методам животноводства, повышению надежности и долговечности машин, порошковой металлургии. По некоторым из этих направлений уже имеется определенный прогресс в работе с иностранными партнерами.
Существуют хорошие возможности для восстановления и развития сотрудничества в области образования. Наши учебные заведения заслуженно пользуются авторитетом за высокое качество обучения. Система образования республики располагает квалифицированными кадрами, которые могли бы работать в учебных заведениях азиатских и африканских государств на контрактной основе.
В области здравоохранения взаимовыгодное сотрудничество может осуществляться за счет командирования в азиатские и африканские страны на контрактной основе медицинского персонала, развертывания полевых госпиталей, оказания консультативных услуг врачами-специалистами при местных клиниках.
Перспективными представляются развитие контактов в области туризма и культуры, активизация межмуниципальных и межрегиональных связей, создающих климат доверия, открытости и партнерского взаимопонимания.
Таким образом, потенциал и перспективы развития сотрудничества Беларуси со странами Азии и Африки весьма значительны. Мы с оптимизмом смотрим в будущее наших двусторонних отношений и убеждены в том, что их углубление и наполнение конкретным содержанием отвечает коренным интересам как Беларуси, так и наших зарубежных партнеров. Сотрудники Управления Азии и Африки, соответствующих загранучреждений Министерства иностранных дел Республики Беларусь всегда готовы оказать возможное содействие белорусским предприятиям, организациям, фирмам в установлении и развитии торгово-экономического сотрудничества с африканскими и азиатскими странами, а также Австралией и Новой Зеландией.

Опубликовано на Порталусе 24 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама